Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Пробуждение весны. План-конспект музыкального занятия в старшей группе «Как хорошо, что вновь пришла весна! Музыкальное занятие весна идет в старшей группе

Задачи музыкального занятия: ; учить передавать содержание и интонацию музыки при помощи ритмопластики и ;

способствовать формированию умения воспроизводить элементарный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах; формировать умение пропевать простые звукоподражания; развивать внимание, память, воображение, мышление, ; , чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Материал: костюм Весны, плоскостные фигурки птиц (воробей, ласточка), детские музыкальные инструменты, ковёр, стилизованный под весеннюю полянку; фонозаписи: пение птиц (коллекция «Звуки природы»), песня «Автобус» (коллекция «Популярные песни для детей»), «Капельки» А. Майкапар; «Полянка», «У кого какая песня» (Т. Боровик, коллекция «Весна»).

Ход тематического музыкального занятия для детей старшей группы с НФОДА

Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал под фонограмму пения птиц, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель (М.р.). Здравствуйте! Я рада приветствовать вас сегодня на занятии. Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Ответы детей.)

М.р. Всё ярче светит солнышко, тает снежок, звенит капель. Скоро распустятся деревья, и всё вокруг зазеленеет, запоют птицы… За нашим окошком - весна. Она вам нравится? (Ответы детей.)

М.р. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Весне, хотите? (Да.) Тогда садитесь все дружно в волшебный автобус, который доставит нас куда надо.

Основная часть.

Ритмодекламация « Автобус ». Музыкальный руководитель поёт текст и показывает движения, дети произносят звукоподражания и повторяют движения. Пока исполняется композиция, воспитатель устанавливает декорацию полянки.

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим,

И из окошечка глядим,

Всё глядим.

(Одной рукой поддерживают локоть, другой - подпирают щёку.)

Глядим назад, глядим вперёд -

Вот так вот, вот так вот.

Но что ж автобус не везёт, не везёт?

(Держат руку козырьком у глаз, поворачивают голову вправо-влево,

пожимают попеременно плечами.)

Колёса закружились -

Вот так вот, вот так вот.

(Двумя руками, сжатыми в кулачки, крутят вперёд.)

Вперёд мы покатились,

Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат:

«Вжик-вжик-вжик! Вжик-вжик-вжик!»

Все капельки смести хотят:

«Вжик-вжик-вжик!»

(Руками имитируют движения «дворников» вправо-влево.)

Пускай автобус наш трясёт -

Вот так вот, вот так вот.

(Сидя, делают «пружинку».)

Мы едем-едем всё вперёд,

Вот так вот!

(Руками делают подачу вперёд.)

И мы не просто так сидим:

«Бип-бип-бип! Бип-бип-бип!»

(Пальцем впереди нажимают воображаемую «кнопку».)

Мы громко-громко всем гудим:

«Бип-бип-бип!»

Мы громко-громко всем гудим:

«Бип-бип-бип!»

(На проигрыш крутят воображаемый «руль».)

М.р. Ребята, посмотрите, куда мы приехали! Как красиво! Какая чудесная полянка! Тут и цветы, и молоденькие деревца, и травка зелёненькая… А как поют птички! Останемся здесь? (Ответы детей.)

Ритмопластическая композиция « Полянка » (модель Т. Боровик) на мышечную релаксацию. Музыкальный руководитель произносит произвольный текст по теме, сопровождая его ритмопластическими движениями, которые повторяют дети.

М.р. Весной всё вокруг оживает, радуется тёплому ласковому солнышку и от радости поет. Поют дождинки, капель, ветерок, птицы… У каждого есть своя весенняя песенка. Давайте вспомним, кто как поёт.

Ритмодекламация « У кого какая песня » (модель Т. Боровик).

Музыкальный руководитель поёт текст, дети произносят звукоподражания и повторяют движения.

У дождя какая песня?

У дождя такая песня:

«Кап-кап, кап-кап,

Кап-кап, кап-кап.»

(Дети стучат кулачками.)

А у ветра какая песня?

А у ветра такая песня:

«У-у-у-у-у-у-у!

У-у-у-у-у-у-у!»

(Покачивают руками из стороны в сторону.)

А у грома какая песня?

А у грома такая песня:

«Бом-бом, бом-бом, бом-бом, бом,

Бом-бом, бом-бом, бом-бом, бом.»

(Наклоняясь, стучат по коленям ладонями.)

А у листьев какая песня?

А у листьев такая песня:

«Ш-ш, ш-ш, ш-ш-ш,

Ш-ш, ш-ш, ш-ш-ш»

(Трут ладонями друг о друга.)

М.р. Весной пробуждается вся природа. Под ласковыми лучами солнышка тает снег, звенят ручьи. Повсюду начинает кипеть жизнь: в лесу просыпается медведь после спячки, над полями поют жаворонки. Звучит музыка Весны.

М.р. Внимание, ребята! Вы слышите эту чудесную музыку? Не сама ли Весна идёт к нам навстречу?

Входит Весна. Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас у себя в гостях! Слышала я, как ждёте вы моего прихода. Вы можете помочь мне поскорее прийти, если растопите сосульки.

М.р. Весна, мы очень долго ждали встречи с тобой и даже подготовили тебе музыкальный сюрприз. Послушай, пожалуйста, наш детский музыкальный оркестр.

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Посмотрели, чем заняться,

Стали каплями кидаться.

Целый день идёт трезвон:

Дили-дили-дили-дон!

Игра на детских музыкальных инструментах: А. Майкапар «Капельки» (модель Т. Тютюнниковой).

Весна. Спасибо, ребята! Замечательно играли, молодцы! После такой капели я точно скоро приду и приду не одна, а с моими друзьями. А вы знаете моих друзей? (Ответы детей.)

Весна показывает фигурку воробья.

Весна. Я люблю своих друзей -

Зачирикал воробей.

Чик-чирик, чик-чирик.

Спой со мною, не робей, -

Предложил нам воробей.

Чик-чирик, чик-чирик.

Давайте и мы споём песенку воробья.

Дети вместе с Весной повторяют звукоподражание, после чего она показывает фигурку ласточки.

Весна. Ласточка в гости к нам прилетела,

Села на домик и песню запела:

Чив-чив-чив, это я

Прилетела к вам, друзья!

Ребята, ну-ка повторите услышанную песенку!

Дети повторяют звукоподражание.

Весна. Большое вам спасибо, что пришли ко мне в гости, что своей музыкой разбудили меня! Ждите меня! До скорой встречи! (Уходит.)

Звучит фрагмент фонограммы « Автобус ».

III. Итог занятия.

М.р. Вот и подошла к концу наша с вами прогулка. Вам она понравилась? (Да.) Пора нам обратно в детский сад возвращаться. Что мы расскажем о своём путешествии?

Взрослый произносит слова, а дети повторяют движения.

В гости мы к Весне ходили,

(Машут кистями к себе.)

Лучик солнца получили

(Руки вверх и в стороны.)

Мы Весне поклонимся,

(Кланяются.)

С нею мы подружимся.

(Хлопают в ладоши.)

Дети под музыку выходят из музыкального зала.

Конспект тематического музыкального занятия подготовила Е. Авхименко

Доминантное занятие по восприятию музыки в

Подготовительной группе

«Музыкальная весна»

Задачи: Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений, выделять части произведения.

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой танцевальной деятельности.

Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки.

Расширять знания детей о музыке.

Ход занятия.

Звучит музыка «Утро» Э. Грига. Дети спокойно входят в зал.

Педагог: Ребята, я вижу, вы все улыбаетесь, у вас хорошее настроение. А почему?

Дети: Потому что звучит музыка, светит солнышко.

Педагог: Да, светит солнышко, звучит музыка. А еще потому, что к нам сегодня пришли гости, а мы гостей любим и всегда им очень рады. Давайте подарим им свою любовь, поприветствуем их.

Дети машут гостям.

Педагог: А вы обратили внимание, под какую музыку мы вошли в зал?

Дети: «Утро» Эдварда Грига.

Педагог: Правильно. Григ – норвежский композитор и в своей музыке он часто воспевал красоту своей Родины, которую очень любил.

А в этой музыке мы представляем картину просыпающейся природы.

А когда еще вся природа пробуждается ото сна?

Дети: Весной.

Педагог: Да, весна – это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. А сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Шумят ручьи! Блестят ручьи.

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.

Мы с вами на предыдущих занятиях слушали музыкальное произведение с таким названием «Весна». Давайте вспомним (Слушают фрагмент). Кто написал эту замечательную музыку?.

Дети: Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

Педагог: О ком хотел рассказать композитор своей музыкой?

Дети: О радостном щебетании птиц.

Педагог: Да, наверное, они вьют себе гнездышки и радуются весеннему солнышку.

Давайте с вами сейчас поиграем. Девочки будут птичками, которые радуются возвращению на родину и вьют себе гнездышки: ищут пушок, соломинки, делают себе уютные домики. Мальчики будут грозой с сильным ветром и дождем. Мы дадим им в руки «струи дождя»

Дети импровизируют под музыку «Весна» А. Вивальди

Педагог: Весной появляются первые цветы. Какие?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Дети: Подснежники.

Педагог: Они такие маленькие, нежные, беззащитные, даже не верится, что когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

У русского композитора П.И.Чайковского тоже есть цикл «Времена года», в котором 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. И сейчас мы послушаем произведение «Апрель. Подснежник». Перед каждым произведением в альбоме написаны стихи. Перед этой пьесой стихотворение Майкова.

Педагог читает стихотворение,

Исполняет «Подснежник» П.И.Чайковского.

Педагог: Как рассказывает музыка о природе. Какая она?

Дети: Нежная, иногда взволнованная

Педагог: Да, музыка трепетная, по весеннему взволнованная. Вначале робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу и мелодия поднимается все выше (Звучит фрагмент)

Но звучит она то светло, высоко, то более тревожно, низко. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно, ненастно (Звучит фрагмент).

Здесь есть и другая мелодия – очень красивая, взволнованная, легкая, как дуновение ветерка (Звучат 25-32 такта) Кажется, что цветок подснежника покачивается на ветру.

Но потом снова выглянуло солнышко и музыка опять стала светлой, ласковой (Фрагмент)

Мы с вами знаем, что каждое музыкальное произведение можно изобразить схемой, как меняется настроение музыки (показать карточки – радостное, спокойное, тревожное) Послушайте произведение еще раз, посмотрите на схемы, как вам кажется, какая схема подходит к этому произведению.

Дети слушают произведение еще раз полностью, выбирают подходящую схему и объясняют.

Педагог: Весной появляются не только подснежники, но и другие весенние цветы. Вы знаете стихи о таких цветах?

Дети читают стихи.

Педагог: Ну вот, распустились уже и фиалки, и ландыши, и нарциссы, и тюльпаны. А мы с вами знаем очень красивую музыку, в которой танцуют все цветы.

Дети: «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Педагог: Сегодня этот вальс мы попробуем сыграть оркестром. А я у вас буду дирижер.. Под тихую, спокойную, ласковую музыку будут играть спокойные инструменты – маракасы, погремушки, тихонько звенеть колокольчики, металлофоны – легкое глиссандо. А когда музыка зазвучит ярко – будут играть бубны, румбы, треугольник, тарелки.

Инструментальная импровизация под музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Педагог: А теперь на нашу цветочную поляну прилетели маленькие сказочные существа. Кто это?

Дети: Эльфы.

Педагог: Под какую музыку они танцуют свой танец?

Дети: «Танец эльфов» Э.Грига.

Дети импровизируют под музыку.

Педагог: Ну вот и подошло к концу наше занятие «Музыкальная весна». Я очень довольна вами, мы меня сегодня порадовали, очень понравились, А мне бы сейчас хотелось узнать, что больше всего вам понравилось на этом занятии.

Дети высказываются.

Педагог: Спасибо вам, а еще большое спасибо нашим гостям за то что они так внимательно слушали нас, поддерживали. Давайте попрощаемся с ними.


Оборудование

  • демонстрационное:
  • раздаточное: детские музыкальные инструменты - бубны, погремушки; цветные ленты;
  • ТСО: ноутбук;

Ход занятия

Под марш дети входят в зал.

Садитесь на стульчики.

М.р.

В дом свой - улей -пчела первый мед принесла

(Ответы детей: весной)

М.р.

Здравствуй!

М.р. и дети.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны - «крона дерева».)
Здравствуй, утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, день! (Жест влево.)
Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны) !

М.р.

Поезд

Игровое упражнение

И.п.:

Музыка. «Едет поезд».

Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками - как «поезд».

Музыка «Остановка».Марш.

Музыка

Музыка «Едет поезд».

М.р.

Танец полька.

Описание. Дети стоят парами.

Музыка А.

М.р. Игра называется «Что делают в домике?»

В домике живут дети. Они все чем-то заняты. Чтобы узнать, чем они занимаются - надо послушать музыку. Будьте внимательны при слушании. Подумайте, что можно делать под звучащую музыку - петь, танцевать или маршировать.

М.р. Всё правильно вы услышали - в первом домике дети маршировали, во втором домике - танцевали, в третьем домике - пели. А сейчас и мы с вами поиграем. Подходите ко мне, присаживайтесь на стульчики. Наступила весна, начали просыпаться насекомые - бабочки, жучки, паучки. Про паучков мы и покажем Весне нашу игру.

Паучина

Пальчиковая игра с пением

Пау-паучина паутину сшил. (.)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (
Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (
Пау-паучина трудится опять! (
М.р.


Это снова на дворе поет весна,
Птичьи трели засвистели,
И капели зазвенели,
Светлой музыкой вся улица полна.

Припев: Открывайте шире двери,
Просыпайтесь птицы, звери,
Отступила злая зимушка зима,
Позабыли мы про стужу,
Стали нам совсем не нужны,
Холод и немая тишина,
Зимний холод и немая тишина.

Что за музыку я слышу за окном,
Все растаяло что было зимним сном,
И весенним водопадом звон сосулек громко капал
Засмеялось, зазвучало все кругом.,

Эта музыка как вешняя вода,
С нею нам не будет скучно никогда,
Та мелодия повсюду,
Вместе с нею петь я буду,
Эту музыку запомню навсегда.

М.р. .) Назовите их. (Дети называют бубны, погремушки,.)

М.р.


Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили


Мяту собирали
Вот так, на лугу
Мяту собирали


Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.)
Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево)
Зайка в холодочке


В дудочку дудели
Ду-ду ду-ду-ду
В дудочку дудели


В барабаны били
Бум-бум тра-та-та
В барабаны били


Ну-ка одевайся
Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.)
Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.)


В хороводе нашем
Вот так, мы с тобой
Весело попляшем.

М.р.

слова Е. Шаламоновой

Дети сидят на корточках врассыпную, закрыв глаза, руки под щёчкой - «спят».

Муравьи проснулись рано (открывают глазки),
Потянулись (встают, тянутся вверх ), встали прямо (опускают руки вниз ).
Прыг да скок, прыг да скок - новый начался денёк (прыжки на двух ногах)!
Улыбнулись всем друзьям
Побежали по делам

Игра повторяется 2 раза.

М.р.

М.р. (поёт). … до сви-да-ни-я!

Дети (поют). До сви-да-ни-я!

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное занятие в средней группе "В гости к нам пришла Весна"»

Музыкальное занятие в средней группе "В гости к нам пришла Весна"

Программные задачи

    учить самостоятельно определять музыкальные жанры;

    развивать чувство ритма, координацию движений, речь, мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

    формировать умение подыгрывать простейший ритм на детских шумовых инструментах;

    вызывать у детей эмоциональный отклик, подвижность, активность во время занятия;

    воспитывать коммуникативные навыки, дружеские отношения.

Предварительная работа

    разучивание пальчиковой игры «Здравствуй!» и пальчиковой игры с пением «Паучина»;

    разучивания движений танца с лентами;

    разучивание мелодии и текста песен «Детский сад», хороводная игра « Мы на луг ходили»;

    обучение игре на бубне, погремушке;

    разучивание игры «Муравьи проснулись рано».

Оборудование

    демонстрационное: кукла в костюме весны; музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»;

    раздаточное: детские музыкальные инструменты – бубны, погремушки; цветные ленты;

    ТСО: ноутбук;

Ход занятия

Под марш дети входят в зал.

Музыкальный руководитель (м.р.). Здравствуйте, ребята!(давайте с вами поздороваемся)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - приветливым лицам!» Ребята посмотрите к нам на занятие

пришли гости давайте с ними тоже поздороваемся.

Садитесь на стульчики.

М.р. Ребята, отгадайте-ка загадку.

«Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей –пчела первый мед принесла

Кто знает, кто скажет, когда это бывает?»

(Ответы детей: весной)

М.р. Правильно, ребята, весной. Вот и сегодня к нам в детский сад пришла Весна. (Воспитатель показывает нарядную куклу с веночком на голове.) А давайте поздороваемся с Весной нашей любимой пальчиковой игрой.

Здравствуй!

Пальчиковая игра по стихотворению Т.Сикачёвой.

М.р. и дети.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)
Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева».)
Здравствуй, утро! (Жест вправо.)
Здравствуй, день! (Жест влево.)
Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны) !

М.р. Ребята, как дружно мы с вами поздоровались! А сейчас Весна зовёт нас в весенний лес. Вы готовы? Поедем в лес на поезде. Будем внимательно слушать музыку и все движения выполнять правильно.

Поезд

Игровое упражнение

И.п.: дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях.

Музыка. «Едет поезд».

Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками – как «поезд».

Музыка «Остановка».Марш.

Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.

Музыка

М.р. говорит детям, что они приехали в весенний лес, где расцвели одуванчики, и предлагает детям собирать цветы. Дети «собирают цветы».

Музыка «Едет поезд».

М.р. обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются топающим шагом.

М.р. Молодцы! Посмотрите, Весна предлагает нам станцевать весеннею польку.

Танец полька.

(Трёхчастная полька по выбору музыкального руководителя)

Описание. Дети стоят парами.

Музыка А.

Дети ходят в одном напрвлении.

М.р. Хорошо танцевали, ребята, молодцы! А теперь присядем на ковёр. Посмотрите, какую интересную игру нам принесла Весна. (Показывает картинку с домиком.) Игра называется «Что делают в домике?»

В домике живут дети. Они все чем-то заняты. Чтобы узнать, чем они занимаются – надо послушать музыку. Будьте внимательны при слушании. Подумайте, что можно делать под звучащую музыку – петь, танцевать или маршировать.

Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике?»

М.р. включает в записи в оркестровом исполнении «Марш» И.Дунаевского, «Детскую польку» М.Глинки, «Детский сад» А.Филиппенко. Дети узнают музыку и для проверки после каждого прослушанного произведения поворачивают картинку с домиком обратной стороной.

М.р. Всё правильно вы услышали – в первом домике дети маршировали, во втором домике – танцевали, в третьем домике – пели. А сейчас и мы с вами поиграем. Подходите ко мне, присаживайтесь на стульчики. Наступила весна, начали просыпаться насекомые – бабочки, жучки, паучки. Про паучков мы и покажем Весне нашу игру.

Паучина

Из коллекции детского мирового фольклора.

Пальчиковая игра с пением

Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот .)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Щёлкать 1 и 3 пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну сторону, то в другую.)
Пау-паучина трудится опять! (Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)
М.р. Молодцы! Пальчики у вас хорошо плели паутину и пели вы тоже дружно. А сейчас прослушаем слова песни «Весна пришла».

Мы перебегали берега, мы перебегали берега, мы перебегали берега 2р

Дети исполняют песню «Весна Пришла»

Что за музыка на улице слышна,
Это снова на дворе поет весна,
Птичьи трели засвистели,
И капели зазвенели,
Светлой музыкой вся улица полна.

Припев: Открывайте шире двери,
Просыпайтесь птицы, звери,
Отступила злая зимушка зима,
Позабыли мы про стужу,
Стали нам совсем не нужны,
Холод и немая тишина,
Зимний холод и немая тишина.

Что за музыку я слышу за окном,
Все растаяло что было зимним сном,
И весенним водопадом звон сосулек громко капал
Засмеялось, зазвучало все кругом.,

Эта музыка как вешняя вода,
С нею нам не будет скучно никогда,
Та мелодия повсюду,
Вместе с нею петь я буду,
Эту музыку запомню навсегда.

М.р. Все дети запомнили слова, молодцы. Весна принесла вам музыкальные инструменты. (М.р. достаёт из корзинки и показывает детям музыкальные инструменты .) Назовите их. (Дети называют бубны, погремушки, .) А теперь мы споём песню «Весна пришла» и сыграем на музыкальных инструментах. Вступление будут играть ребята на припев.Слушайте вступление и играйте под музыку.

М.р. Ребята, хорошо спели и сыграли песню про детский сад. Весне понравилось. А давайте ещё порадуем Весну и споём для неё «Мы на луг ходили».

Дети встают в хоровод и исполняют «Мы на луг ходили»

(слова В.Кукловской, перевод с украинского Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко).

Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.)
Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили

Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу)
Мяту собирали
Вот так, на лугу
Мяту собирали

Задремал на кочке (Имитируют «спящего зайчика»)
Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.)
Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево)
Зайка в холодочке

Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке. Обращать особое внимание на работу пальчиков.)
В дудочку дудели
Ду-ду ду-ду-ду
В дудочку дудели

Зайку мы будили(Показывают игру на барабане.)
В барабаны били
Бум-бум тра-та-та
В барабаны били

Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в такт музыки.)
Ну-ка одевайся
Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.)
Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.)

Мы с тобой попляшем (Свободный танец, прыжки)
В хороводе нашем
Вот так, мы с тобой
Весело попляшем.

М.р. Нашей гостье Весне, конечно, понравился этот хоровод. Вы знаете, что весной просыпаются насекомые,природа,животные, а в том числе муравьи. Поиграем в весёлую игру «Муравьи проснулись рано».

Игра «Муравьи проснулись рано»

слова Е. Шаламоновой

Дети сидят на корточках врассыпную, закрыв глаза, руки под щёчкой – «спят».

Муравьи проснулись рано (открывают глазки),
Потянулись (встают, тянутся вверх ), встали прямо (опускают руки вниз ).
Прыг да скок, прыг да скок – новый начался денёк (прыжки на двух ногах)!
Улыбнулись всем друзьям (поворачиваются вправо-влево, улыбаются)
Побежали по делам (под музыку бегают врассыпную).

С окончанием музыки дети опять садятся на корточки и закрывают глазки.

Игра повторяется 2 раза.

М.р. Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо танцевали, пели, играли для нашей гостьи Весны. С весной мы не прощаемся, вы встретитесь с ней на прогулке, понаблюдаете за её приметами. А всем гостям пропоём:

М.р. (поёт). … до сви-да-ни-я!

Дети (поют). До сви-да-ни-я!

Под марш дети выходят из зала.

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Пробуждение весны»

Гарак Зарифе Азизовна

(музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 1 «Севинч (Радость)»,

г. Белогорска, Республики Крым)

Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет интересен музыкальным руководителям с целью проведения работы по развитию метроритмического и тембрового слуха детей.

Цель: формировать у детей тембровый слух и метроритмические навыки, используя игровые ситуации и дидактические игры. Развивать связную речь и образное мышление, создавая творческую атмосферу.

Материал: детские музыкальные инструменты: треугольник, бубен, коробочка; дидактические карточки «Жуки»; мячик зеленого цвета (горошинка) картинки с изображением птиц.

Музыкальный материал: закличка «Солнышко, не прячься», «Скворушка» (музыка Ю. Слонова), «Весенняя песенка» (муз. М. Картушиной, «Подснежник» (муз. П.И.Чайковского).

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка.

Дети входят в зал цепочкой и образуют круг.

Музыкальный руководитель : Ребята, давайте поздороваемся с движением мелодии вверх, и одновременно шагая по кругу вперед? (Здравствуйте, ребята).

А сейчас давайте все вместе споём эту приветственную песенку и рукой покажем направление мелодии (Исполнение детей с движением руки).

Музыкальный руководитель :

Звенит капель, весна пришла –

И много звуков принесла…

Давайте послушаемся, может быть, услышим их.

Все прислушиваются.

Музыкальный руководитель :

Что вы услышали? (ответы детей).

Звучит фонограмма «Раскаты грома, звуки дождя, пение птичек».

Музыкальный руководитель:

А какие звуки вы услышали сейчас? (Ответы). Молодцы, а в какое время года их можно услышать? А какие птички весной прилетают первыми? (Ответы). А что же можно делать на улице после дождя? (ответы детей).

Лужи, лужи, лужицы – полные воды.

Лужи, лужи, лужицы – дождика следы.

Сейчас я предлагаю встать врассыпную. Каждый представит себе лужицу и под музыку попрыгает в луже на сильную долю. Усложняю задание.

Обойдем на носочках вокруг воображаемых луж, и на сильную долю будете запрыгивать в лужицу, постепенно увеличивая темп.

Музыкальный руководитель : Будьте внимательны, сейчас вы услышите другие звуки.

Звучит фонограмма «Звуки птичек».

Музыкальный руководитель : Слышите? Весна наполнилась новыми звуками. Кто просыпается? (ответы детей). Предлагаю помочь проснуться моему знакомому жучку.

Пальчиковая гимнастика-песенка «жук-жучок»

Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест любителей тяжелого рока – «коза»).

Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:

Я тяжелый жук-жучок;

Длинный ус.

Твердый бочок.

Я над лужами кружу,

Говорю друзьям: «Жу-жу».

Дождик – не мочи меня,

Упаду – не встану я.

Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем

Музыкальный руководитель берёт в руки плоскостную божью коровку из дидактической игры.

Музыкальный руководитель: На полянке, у пенька, мы увидели жучка.

Приглашаю подойти поближе и посмотреть, как сегодня построились наши ритмические жучки.

Дети присаживаются на стульчики ближе к мольберту на котором выложен ритмический рисунок из больших и маленьких божьих коровок. Давайте прохлопаем ритмический рисунок на четвертные и восьмые.

Музыкальный руководитель : Как мы уже поняли, звуков весной много и они разнообразны. Какие же звуки услышал весной композитор и изобразил в своей музыкальной пьесе?

(«Весенняя песенка» муз. М. Картушиной)

Музыкальный руководитель предлагает три картинки с изображением поющих детей, птиц сидящих на ветке, с подснежниками, выглядывающими из-под снега.

Музыкальный руководитель : Посмотрите, пожалуйста, на картинки, и скажите какая из них подходит к музыке. Почему вы так думаете? Какой характер у этой музыки? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель : Послушайте сказочку. Жили-были две ласточки. Любили они сидеть на веточке и распевать песенки. Одна пела: «до-до-до», а другой нравилось петь: «соль-соль-соль». Но вдруг солнышко зашло за тучки и ласточки улетели. Куда же они спрятались? Как вы думаете?

(Дети придумывают варианты)

Музыкальный руководитель: А не кажется ли вам, ребята, что ласточки улетели в свои гнездышки и стали ждать, когда потеплеет. Что можно сделать , чтобы стало теплей? (Ответы). Я предлагаю попросить солнышко не прятаться за весенние тучки.

Закличка «Солнышко, не прячься»

Обратить внимание детей на поступательное движение мелодии.

Спеть на слог «ля».

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите солнышко вышло из-за туч и ласточки прилетели на свою ветку .(Показать картинку на которой изображен нотный стан, вместо нот - ласточки) Только их уже стало больше, у ласточек вылупились птенчики. Сколько их? (ответы детей) А назвали их как вы думаете? «До» и «соль» уже есть. (Сыграть звукоряд правильно ). Каких нот не хватает? (Ответы детей: ре, ми, фа, ля, си). – Правильно. Сидят они теперь всей семьей и песни распевают. Давайте и мы пропоем с ласточками. А чтобы узнать какие же ещё звуки весны бывают, послушайте мелодию знакомой песенки и вспомните, о ком она.

Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Скворушка» (музыка Ю. Слонова)

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята. Весной возвращаются перелётные птицы и поют свои весёлые песни. Вспомним песенку о скворушке.

Солисты исполнят запев, а хор – припев.

1) повторить припев хором, обратив внимание на правильную артикуляцию гласных звуков в словах;

2) выбрать солистов;

3) исполнить, построившись полукругом.

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами прислушались к звукам весны и что же услышали? (Ответы детей: капли дождя, брызги луж, жужжание жука, пение птиц.). Всё верно! С этими звуками природа просыпается ото сна.

Музыкальный руководитель : А теперь послушаем с вами еще одно произведение, посвященное весне. Его написал великий русский композитор П.И.Чайковский («Подснежник» П.И.Чайковского).

Музыкальный руководитель :

Пришло время заканчивать наше занятие. И хочется закончить нашу весеннюю встречу замечательными стихами Самуила Маршака «Апрель!» Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Поблагодарить детей.

Конспект музыкального занятия в старшей группе.

Задачи:
- музыкально-ритмические движения: хоровод «Веснянка». Учить детей выразительно двигаться в соответствии с характером музыки и текстом песни. Добиваться мягких и плавных движений рук. Упражнять в хороводном шаге.
- слушание: П.И. Чайковский «Подснежник». Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру, на основе знакомства с классической музыкой.
- пение: «Ах, весна», «Кукушка». Учить детей воспринимать песни веселого характера. Исполнять их легким звуком, подвижно. Чисто интонировать, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню. Эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо.
-игра: «Плетень». Закреплять умение детей самостоятельно менять движения со сменой музыкальных фраз. Четко реагировать на начало и окончание звучания музыки. Упражнять в умении отходить спиной назад, спокойным шагом, не нарушая линии.
-танец: «Скачет по полям». Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки. Свободно ориентироваться в пространстве.

Ход занятия.

М.Р. Здравствуйте, ребята! Добрый день и солнцу и птицам! Добрый день улыбчивым лицам! Как приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы что можно здороваться движениями нашего тела? Сейчас мы с вами поздороваемся именно так. Под музыку мы будем гулять по залу, как только музыка остановится, мы ищем пару, здороваемся правой рукой, затем левой, затем обнимаем друг друга и говорим: «Привет!» Готовы?

Проводится игра «Руку ты должен мне протянуть»

М.Р. Ну вот, как мы замечательно поприветствовали друг друга. Вижу что настроение у вас веселое, бодрое, а значит, вы легко отгадаете мою загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Кто это?
Дети: Весна!
М.Р. Молодцы, вы правильно отгадали. А у нас есть хоровод о весне, давайте его исполним. Вспомним, как растет подснежник, дует ветерок, машут крыльями журавли.

Исполняется хоровод «Веснянка»
М. Р. Вы отлично справились, проходите пожалуйста на стульчики. Посмотрите, как называется этот цветок? (Показывает иллюстрацию подснежника) Правильно! Давайте вспомним, какое музыкальное произведение мы слушали на прошлом занятии? Как оно называлось?
Дети: Подснежник.
М.Р. Хорошо, а кто помнит, какой композитор написал это произведение? (Для подсказки на магнитной доске помещен портрет П.И.Чайковского)
Дети: Русский композитор П.И.Чайковский.
М.Р. Давайте мы еще раз послушаем отрывок из этого произведения.
Слушаем «Подснежник», муз. П.И.Чайковского.
М.Р. ребята, какая была музыка? О чем она нам рассказала?
Музыка по настроению разная:
-спокойная и взволнованная
- трепетная и беспокойная
- ласковая и светлая
А что вы представили под эту музыку?
- Как течет ручей в лесу
- Птицы перелетают с ветки на ветку
- Распускаются подснежники
- Тает