Эдуард успенский - биография, информация, личная жизнь. Николай успенский и его судьба

Успенский Н. В.

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-1888) - русский писатель. Р. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Литературная деятельность началась в 1857 («Старуха», напечат. в «Сыне отечества»). Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.

Ранние рассказы У. («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал У., сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода».

В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеска «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - «Федор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения к-рого чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно У. стал «забытым писателем», творчество к-рого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.
Библиография:

I. Рассказы, 2 чч., СПБ, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПБ, 1864; Новые рассказы, СПБ - М., 1867; Новейшие рассказы, СПБ - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПБ, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПБ, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. «Academia», Москва - Ленинград, 1933.

II. (Чернышевский Н.), Не начало ли перемены? «Современник», СПБ, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. VIII, СПБ, 1906; (Достоевский Ф.), Рассказы Н. В. Успенского, «Время», П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., «Современник», СПБ, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, «Дело», СПБ, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. I, М., 1932 (в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX-LXXX)); Бельчиков Н., Н. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., «Литература и марксизм», М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933 (см.: «Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского», «Библиография»).

Литературная Энциклопедия - В.М. Фриче., 1929-1939. СИЭ - А.П. Горкина.,СЛТ-М. Петровский.

Успенский Николай Дмитриевич родился 3 января 1900 года, в погосте Поля, Новгородской губернии, в семье священника Дмитрия Алексеевича Успенского. Его мать, Лидия Петровна (в девичестве — Монастырева), принадлежала к обедневшему дворянскому роду.

Детство Николая прошло в поселке Окуловка, куда семья переехала вскоре после его рождения. Отец Дмитрий служил там настоятелем церкви святителя Николая Чудотворца. Служил он ответственно, за что пользовался уважением местных жителей, был на хорошем счету у уездной администрации. С благословения отца Дмитрия начинались важные дела, заключались браки. Примечательно, что его подопечные, к удивлению уездного руководства, «никогда» ни на кого не жаловались: все важные споры старались разрешать через любимого батюшку.

Мать Николая тоже пользовалась уважением у сельчан. В своё время она преподавала в церковно-приходской школе, в Полях, русский язык. Кроме того она стремилась употреблять на благо людей и освоенное ею (самостоятельно) врачебное искусство.

Будучи сыном ответственных и глубоко верующих родителей, Николай приобрел в детстве не только первоначальное образование, но и хорошее нравственное воспитание. С ранних лет он приобщался к молитвенному деланию. Молился и дома, и во время богослужений, и в кругу ближних, и пребывая наедине с Богом. Рассказывают, что родители стали учить его христианской молитве уже вскоре после того, как он стал говорить.

Особую воспитательную роль семье Успенских — а у Николая было два брата, три сестры — играла музыка. Надо сказать, что музыкальными способностями были одарены все члены их дружного семейства.

Дед Николая по отцовской линии, Алексей Иванович, долгое время служил певчим в Новгородском Софийском соборе. Он сохранил певческий голос до старости. Отец Николая, Димитрий Алексеевич, в бытность семинаристом управлял семинарским хором. Кроме того он неплохо играл на скрипке. Лидия Петровна, мать Николая, владела гитарой, играла на гармонике, пела.

При храме в Окуловке был организован замечательный церковный хор. Николай не раз посещал репетиции певчих, а потом повторял многое из услышанного во время спевок. Кроме того, Коля успешно овладевал практикой игры на музыкальных инструментах.

После обучения в земской школе, в 1909 году его определили в духовное училище, располагавшееся в Старой Руссе. Там он, конечно же, проявил свои музыкальные способности и был зачислен в состав хора.

По окончании духовного училища в 1914 году Николай поступил в Новгородскую духовную семинарию.

После Октябрьской революции страна погрузилась в неразбериху и хаос. Потекли реки крови, наступили смутные времена, открылись гонения на христианство.

Новгородская семинария, где учился Н. Д. Успенский, в 1918 году была закрыта. Николаю Дмитриевичу выдали свидетельство, подтверждавшее, что он, закончив четыре класса, переведен в пятый по второму разряду.

В период с 1918 по 1920 годы он служил регентом и псаломщиком в сельской окуловской церкви. С 1919 года совмещал этот труд с работой при окуловском железнодорожном депо, куда его приняли на должность паровозного кочегара.

В 1920 году Николая призвали на воинскую службу. В рядах рабоче-крестьянской Красной армии он прошёл всю гражданскую. После травмы руки, полученной в результате падения с лошади, его направили в госпиталь, а затем он продолжил служить в подразделении медицинского снабжения. Там он увлёкся медициной и даже подумывал, не связать ли ему свою дальнейшую жизнь с карьерой врача? Врачи госпиталя, знавшие Н. Успенского как способного и отзывчивого человека, настоятельно рекомендовали ему поступить в Военно-Медицинскую Академию.

Однако, демобилизовавшись в 1922 году, он поступил в открывшийся незадолго до этого Петроградский Богословский институт. Одно время он зарабатывал на жизнь, работая надзирателем в распределителе несовершеннолетних дефективных детей. Он с удовольствием занимался с ребятами музыкой; пытался было восстановить навыки игры на скрипке, однако увечье кисти, которое он получил на войне, сделало это желание неосуществимым. Тогда, не теряя бодрости духа, он решил перейти на ударные инструменты.

В 1923 году институт был закрыт. В этот период Н. Успенский устроился на работу музыкантом. Музыку он любил, и эта работа доставляла ему определённую радость. Вплоть до 1928 года его можно было встретить в составе оркестров, игравших на сценах ленинградских кинотеатров.

Разумеется, что такая работа не была апогеем его желаний. Он усиленно работал над кандидатской диссертацией, под руководством выдающегося учёного А. А. Дмитриевского. Труд был закончен в 1925 году. А несколько позже состоялась успешная защита, после чего Н. Д. Успенский был удостоен учёной степени кандидата богословия.

В том же году он получил назначение на должность секретаря Совета Высших богословских курсов. Несмотря на то, что курсы располагались в Ленинграде, Николаю Дмитриевичу удавалось совмещать новую работу со служением регента хора при церкви в Окуловке.

В 1928 году Богословские курсы закрылись. Несмотря на свой 28 летний возраст Н. Успенский решил поступить в хоровой техникум и поступил, хотя и не имел официального музыкального образования. К счастью, ему помогло вмешательство Климова, уважаемого и заслуженного педагога. Полный курс обучения, предполагавший четырехлетний период, Николай Дмитриевич одолел за три года, В 1931 году он получил свидетельство о среднем музыкальном образовании с присвоением квалификации преподавателя хорового пения, дирижера хора.

В конце двадцатых годов Успенский женился на своей давней знакомой, Наталии Шторре. К тому времени был арестован и осужден по надуманному обвинению его отец, священник Дмитрий. Трезво оценивая ситуацию и понимая, что его переписка с детьми может доставить им массу неприятностей, он решительно настоял, чтобы они не искали с ним связи. Тем не менее, супруга Н. Д. Успенского, Наталья Ивановна, переживая за свекра и глубоко сочувствуя ему в сердце, всё же набралась смелости и отправила осужденному несколько посланий, приурочив их к церковным праздникам.

Через какое-то время отца Дмитрия освободили, но вскоре арестовали, осудили и сослали в лагерь под Иркутск саму Наталью Ивановну, за связь с «врагом народа».

Тогда же Н. Успенского вызвали в НКВД и порекомендовали отречься от своего отца, на что он ответил отказом. Как результат, его лишили избирательного права и поставили под особый контроль. Некоторое время спустя от Николая Успенского, неожиданно для него, потребовали возврата ценностей, которые он якобы украл из Окуловской церкви (собственно в том же преступлении до этого был обвинен его отец, за что и отбывал незаслуженное заключение). К счастью Николаю Дмитриевичу удалось избежать уголовного преследования за то, чего он не совершал. А вскоре он подал ходатайство М. И. Калинину о восстановлении в правах, на которое, затем, получил положительный ответ.

Консерватория. Деятельность Н. Успенского как музыкального педагога

Будучи реабилитирован, в 1932 году Н. Успенский смог продолжить образование в Ленинградской консерватории, поступив на оркестровый факультет. Затем, приложив максимум стараний и прибегнув к помощи профессора консерватории М. Г. Климова, он перешел на историко-теоретический (поступить на этот факультет изначально он не мог по причине превышения возрастного ценза).

В период обучения в Ленинградской консерватории Николай Дмитриевич занимался художественной самодеятельностью, педагогической практикой, преподавал в различных организациях.

К сожалению, 1937 год омрачил его жизнь очередным арестом отца. Мать Николая Дмитриевича, Лидия Петровна, надломленная горем, не выдержала и потеряла рассудок, после чего была госпитализирована в лечебницу, где умерла в 1941 году.

По выпуске из консерватории Н. Успенский получил назначение на должность преподавателя и помощника директора по учебной части Государственных курсов музыкального образования имени Н. А. Римского-Корсакова.

С сентября 1939 года Николай Дмитриевич исполнял обязанности заведующего учебной частью, а затем директора известного тогда Третьего городского музыкально-педагогического училища. После начала Великой Отечественной войны он совмещал с этой должностью должность начальника отряда противовоздушной обороны. В декабре 1942 года, во время очередной бомбардировки, в результате взрыва он был контужен.

К профессиональному труду Н. Успенский смог вернуться лишь несколько месяцев спустя. Деятельность училища к этому времени была приостановлена. Новым местом его работы стала детская музыкальная школа, где он занял место педагога и проработал до 1943 года. Кроме того с 1942 года и вплоть до 1946 года он служил регентом Николо-Богоявленского кафедрального собора.

Деятельность Н. Д. Успенского как преподавателя в духовных образовательных учреждениях

В 1944 году в Ленинграде открылись Богословско-пастырские курсы. Н. Д. Успенский был приглашен туда в качестве преподавателя Церковного устава. Это предложение было принято не сразу, но после того как было тщательно взвешено и обдумано.

В1946 году Николай Дмитриевич был утвержден на место доцента в Ленинградской духовной академии (по кафедре литургики). В июне 1947 года его удостоили звания профессора ЛДА. В 1949 году Н. Успенский принял степень магистра богословия.

В декабре 1946 года он успешно защитился в Ленинградской консерватории. Итогом защиты стало присвоение ему степени кандидата искусствоведения. С 1947 года Н. Успенский стал читать лекции в консерватории. Проработав там до 1954 года, он вынужден был уйти в связи с раздутыми против него обвинениями и плетущимися против него административными интригами.

После ухода из консерватории Николай Дмитриевич целиком посвятил себя научной и преподавательской деятельности в духовных школах. Будучи заведующим кафедрой литургики (ранее: церковно-практических наук), много сил он посвящал улучшению организации учебного процесса. Для него было крайне важно, чтобы обучение студентов имело не формальный, а конкретный результат.

С середины пятидестых Н. Успенский стал частым участником зарубежных симпозиумов, богословских конференций, встреч, съездов.

В 1957 году умерла верная спутница жизни, горячо любимая супруга Н. Д. Успенского, Наталья Ивановна. Эту потерю он переживал тяжело. Некоторое время спустя он встретил Веру Георгиевну, вдову, человека без высшего образования, но вполне интеллигентного. Она работала машинисткой. Два одиноких сердца чувствовали сильное взаимное притяжение. В 1959 году, с благословения Патриарха Алексия I, Николай Дмитриевич и Вера Георгиевна соединились брачными узами.

В шестидесятых годах Н. Успенский получил ряд предложений о публикации некоторых его работ.

В восьмидесятых здоровье Николая Дмитриевича пошатнулось. Одной из ближайших причин, спровоцировавших ухудшение состояния, явилось переживание, связанное с ограблением его дачи, в результате которого была уничтожена оставленная на столе фундаментальная работа Н. Успенского (преступники использовали бумагу для освещения).

Летом 1987 года участились приступы ишемической болезни сердца. 22 июля он причастился, а в ночь на 23 июля преставился.

Успенский Николай Васильевич родился в 1837 г. в селе Ступино, Ефремовского уезда, Тульской губернии - писатель - демократ.

Отец его - деревенский священник, обремененный большой семьей и постоянно нуждавшийся. Еще в ранние годы Николай Васильевич близко узнал тяжелую жизнь крепостных крестьян, помещичьей дворни.

С 1848-56 учился в Тульской духовной семинарии, бурсацкий быт которой, мертвящая система обучения, невежество учителей, своеволие бурсаков неблагоприятно сказались на воспитании будущего писателя, хотя уже тогда проявились его литературные интересы.

Успенский решает уйти из семинарии и едет в Петербург, где поступает, по примеру многих разночинцев того времени, в Медико-хирургическую академию. Попав в атмосферу оживленной студенческой жизни, он приобщается и к литературной жизни столицы.

В 1857 на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Вскоре произведениями Николая Васильевича заинтересовался Некрасов , он привлек писателя к сотрудничеству в «Современнике». Успенский переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, но здесь он учится всего лишь год, целиком отдавшись литературной работе.

Эпизоды раннего периода жизни писателя (деревенские впечатления, семинария, студенческий быт) нашли отражение в ряде его автобиографических произведений

«При своем деле»,

«Брусилов»,

«Декалов» и другие.

Рассказы и очерки Николая Васильевича, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю.

В 1861 вышла первая книга его рассказов. В статье Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Зарубежная буржуазная действительность вызвала резкие критические суждения радикально настроенного разночинца. Он иронически относится и к русским либералам, восхвалявшим только что проведенную крестьянскую реформу. В близости революционно - демократическому лагерю «Современника» состояла сила суждений писателя.

Однако идейная его убежденность была недостаточно прочной. Вскоре по личным мотивам он порывает с Некрасовым и «Современником».

Дальнейший жизненный и писательский путь Успенского Николая Васильевича был запутанным, противоречивым, приведшим, в конце концов, к трагической развязке. Некоторое время он учительствует в Яснополянской школе Л. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в различных печатных органах, вплоть до реакционных. Вышедшие незадолго до смерти его мемуары «Из прошлого» получили скандальную известность, так как в них, наряду с некоторыми ценными биографическими материалами, содержалось немало тенденциозных и прямо клеветнических выдумок по отношению к виднейшим деятелям русской литературы. Личная неустроенность, идейный и творческий кризис привели писателя к самоубийству.

Ценнейшая часть литературного наследия Успенского Н.В. - его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского, заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он пишет о народе правду без всяких прикрас». В своих рассказах Успенский со всей смелостью и прямотой заговорил о таких чертах народной жизни, народного характера, которые сложились в тягостных условиях крепостнических порядков, безысходной бедности и бесправия. В рассказах «Обоз», «Проезжий», «Змей» и других он рисует деревенскую темноту, невежество, беззащитность перед силой и наглостью богатых и привилегированных сословий.

Достоевский отмечал рассказ «Поросенок», в котором писатель, описывая злоключения бедной женщины, сумел показать в ней «простодушие, добродушие и вместе с тем извращение самых обыкновенных, самых естественных понятий». Большого драматизма при полной безыскусственности повествования преисполнен рассказ старой крестьянки о крепостной деревенской действительности («Старуха»), Устами преуспевающего кабатчика повествуется о горьком пьянстве нищих мужиков («Хорошее житье»). Суровая правда о народе нужна была для самого народа, для роста его самосознания. Именно в этом видели Чернышевский и Добролюбов одну из насущных задач передовой русской литературы. В рассказах Николая Васильевича Успенского, столь емких по жизненному, идейному содержанию, проявилось большое дарование и художественное мастерство писателя-реалиста - его превосходное знание народного языка, речевая индивидуализация героев, лаконизм повествования, умение за отрывочными картинами представить целый уклад жизни, за скупыми портретными деталями раскрыть существенные черты духовного облика простых людей.

Авторское отношение в рассказах Успенский не декларируется, оно проявляется в построении, образах, картинах произведения. Рассказы и очерки его периода общественного подъема 60-х гг. способствовали развитию всей демократической литературы той поры и последующего времени.

Дальнейшее творчество писателя посвящено в основном изображению пореформенной жизни России, преимущественно деревенской, которую писатель лучше всего знал. В своих произведениях он говорит о губительности для народа пережитков крепостного права, росте буржуазных отношений, бесплодности либерально-земских «забот» о народном благе, рассказывает о повсеместном разорении крестьянства

«Федор Павлович»,

«Производительные силы»,

«Деревенский театр»,

«Издалека и вблизи»,

«Егорка-пастух»,

«В земской управе» и др.

Произведения этого периода не получили у современников столь широкого признания, как первая книга рассказов писателя, но и они многое дают для познания русской пореформенной действительности, говорят о меткости наблюдений художника.

Творчество Успенского Николая Васильевича было предметом споров, разных оценок в критике.

Со статьями и рецензиями о его произведениях выступали Чернышевский, Достоевский , Михайловский , Бунин , М. Горький.

Плеханов в статье «Литературные взгляды Н. Г. Чернышевского», отвергая либерально-народнические суждения об Успенском, писал: «Это был типичный представитель эпохи 60-х годов, взявшийся за изображение народного быта. Он отнюдь не задавался целью издеваться в своих произведениях над русским крестьянином... он по-своему сильно сочувствовал ему... как человек, не чувствующий никакой надобности в идеализации отсталой массы». Лучшие произведения У. способствовали дальнейшему углублению реализма русской литературы, ее развитию по пути демократизма и народности.

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Большое Скуратово Чернского уезда Тульской губернии. Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии, а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете, который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году, когда в журнале «Сын отечества» был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева.

После 1874 года, жил на разных квартирах в районе Армянского переулка, где обычно собирались писатели «московской темы». В то же время был дружен с известным художником А. К. Саврасовым и литератором и москвоведом И. К. Кондратьевым.

В 1878 году Николай Васильевич женился, однако овдовел уже в 1881 году, а с 1884 года писатель стал бродяжничать, часто голодая. Однако, Успенский продолжал писать, временами публикуясь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Кроме этого он играл перед уличной толпой на музыкальных инструментах, распевал куплеты и частушки, он разыгрывал целые сцены с маленьким крокодиловым чучелом, от лица которого произносил монологи. В одиночестве Успенский злоупотреблял алкоголем, а в октябре 1889 года окончил жизнь самоубийством, зарезавшись в переулке. Некролог был напечатан лишь в декабре того года в «Историческом Вестнике». Другие крупные издания некролог не печатали.

Творчество

Ранние рассказы Успенского («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, писатель выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов Успенского, раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.

Правда, показанная Успенским, и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал Успенского, сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить… коренную причину её тяжелого хода».

В дальнейшем Н. В. Успенский написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеса «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений писателя успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными.

Наиболее художественно ценные повести Успенского 1860-х - «Фёдор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против Николая Успенского, произведения которого были чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно Николай Васильевич стал «забытым писателем», творчество которого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Значение в литературе

Основное значение очерков Успенского определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал Успенский, был язык его героев. Писатель очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки Успенского подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так, в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нём. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашёл себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, Успенского толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы Успенского не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры, так как при всех достоинствах своих очерков писатель всё же редко шёл дальше натурализма и шаржа.

Никола́й Васи́льевич Успе́нский (31 мая , село, Тульская губерния - 21 октября [2 ноября ] , Москва) - русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского . Скончался 21 октября 1889 года на одной из улиц в районе Смоленского рынка. Похоронен на Ваганьковском кладбище у могилы Левитова .

Биография [ | ]

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .