Достоевский михаил михайлович. Михаил михайлович достоевский биография

Вспоминает: «Мы же, мальчики, не имея отдельных комнат, постоянно находились в зале все вместе. Упоминаю это для того, чтобы показать, что вся детская жизнь двух старших братьев, до поступления их в пансион Чермака, была на моих глазах. Все их занятия и все их разговоры были при мне; они не стеснялись моим присутствием, и разве только в редких случаях отгоняли меня от себя, называя меня своим "хвостиком". Оба старшие брата были погодки, росли вместе и были чрезвычайно дружны между собою. Дружба эта сохранилась и впоследствии, до конца жизни старшего брата. Но, несмотря на эту дружбу, они были совершенно различных характеров. Старший брат Миша был в детстве менее резв, менее энергичен и менее горяч в разговорах, чем брат Федя, который был во всех проявлениях своих настоящий огонь, как выражались наши родители».

«Так как они <Михаил и Федор Достоевские> росли, никогда не покидая отцовский дом, — пишет дочь писателя , — не зная жизни, без товарищей, не бывая в обществе, они были большими детьми, наивными и романтическими мечтателями. Страстная дружба связывала обоих братьев. Они жили в мире фантазий, много читали, обменивались литературными впечатлениями и восторгались произведениями Пушкина, бывшего идеалом обоих».

А.М. Достоевский вспоминает: «Вообще брат Федя более читал сочинения исторические, серьезные, а также и попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи, бывши в старшем классе пансиона (чем брат Федор не занимался). Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина, как поэта, была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев. Помню, что братья как-то одновременно выучили наизусть два стихотворения: старший брат "Графа Габсбургского" <В.А. Жуковского>, а брат Федор, как бы в параллель ему, — "Смерть Олега" <А.С. Пушкина>. Когда эти стихотворения были произнесены ими в присутствии родителей, то предпочтение было отдано первому, вероятно, вследствие большой авторитетности сочинителя. Маменька наша очень полюбила эти два произведения, и часто просила братьев произносить их; помню, что даже во время своей болезни, уже лежа в постели, она с удовольствием прислушивалась к ним».

В середине мая 1837 г. Михаил и Федор Достоевские приехали в Петербург для поступления в Главное инженерное училище. «Мы с братом стремились тогда в новую жизнь, — вспоминал Достоевский в об этой поездке в Петербург, — мечтали об чем-то ужасно, обо всем "прекрасном и высоком", — тогда это словечко было еще свежо и выговаривалось без иронии. И сколько тогда было и ходило таких прекрасных словечек! Мы верили чему-то страстно, и хоть мы оба отлично знали всё, что требовалось к экзамену из математики, но мечтали мы только о поэзии и о поэтах. Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три, и даже дорогой, а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни. Тогда, всего два месяца перед тем, скончался Пушкин, и мы, дорогой, сговаривались с братом, приехав в Петербург, тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух».

Поклонение всему «прекрасному и святому», чему были верны с детства Михаил и Федор Достоевские, осталось у них на всю жизнь, как и нежная и преданная дружба, связавшая их все годы. И если Михаил Михайлович пишет 28 ноября 1838 г. отцу: «И для страдальцев есть радости! О, какие радости! Пусть у меня возьмут все, оставят нагим меня, но дадут мне Шиллера, и я позабуду весь мир! Что мне все эти внешности, когда мой дух голоден! Тот, кто верит в прекрасное, уже счастлив! Я часто плачу от радости, чаще, нежели от горя, и жду с нетерпением посещения минут этих! Вот радость! Духовная радость, а не физическая!», то это же мог написать отцу и сам Достоевский, для которого И.Ф. Шиллер всегда был тоже «прекрасным и святым».

Не поступив в Главное инженерное училище (ошибочно был признан чахоточным), Михаил Михайлович определился в январе 1838 г. на военную службу кондуктором 2-го класса; в сентябре произведен в юнкеры, в 1841 г. — в инженер-прапорщики. Служил при Петербургской и Ревельской инженерных командах. Между Михаилом и Федором существует тесная духовная связь. Письма Достоевского к брату Михаилу поражают удивительным проникновением в самое сокровенное великих писателей, он — гениальный читатель, он обладает поразительной склонностью к сотворчеству с классиками. «...Гомер (баснословный человек, может быть как Христос, воплощенный Богом и к нам посланный), — , — может быть параллелью только Христу, а не Гете. Вникни в него брат, пойми "Илиаду", прочти ее хорошенько (ты ведь не читал ее? признайся). Ведь в "Илиаде" Гомер дал всему древнему миру организацию и духовной и земной жизни, совершенно в такой же силе, как Христос новому. Теперь поймешь ли меня? Victor Hugo как лирик с чисто ангельским характером, с христианским младенческим направленьем поэзии, и никто не сравнится с ним в этом, ни Шиллер (сколько ни христианск<ий> поэт Шиллер), ни лирик Шекспир, я читал его сонеты на французском, ни Байрон, ни Пушкин. Только Гомер с такою же неколебимою уверенностию в призванье, с младенческим верованием в бога поэзии, которому служит он, похож в направленье источника поэзии на Victor"a Hugo, но только в направленье, а не в мысли, которая дана ему природою и которую он выражал; я и не говорю про это. Державин, кажется, может стоять выше их обоих в лирике...»

«Бальзак велик! — семнадцатилетний Достоевский брату Михаилу. — Его характеры — произведения ума вселенной! Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека». Так постепенно, в восторженной смене литературных впечатлений и в лихорадочном, хаотичном чтении классиков мировой литературы, в откровенной переписке с братом Михаилом, молодой Достоевский находит сокровенную тему своего будущего творчества: человек, его природа, его назначение, смысл его жизни, его душа.

Брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Михаил и Федор Достоевские страстно мечтают о встрече: даже самые сокровенные письма не могут передать всех порывов души и сердца. В 1843, 1845 и 1846 гг. Достоевский трижды гостит у Михаила в Ревеле, который стал одним из самых модных курортов России, так как морские купания считались панацеей от всех болезней.

В 1848 г. Михаил Михайлович вышел в отставку и поселился в Петербурге у Достоевского. С этого же года печатает в «Отечественных записках» (№ 2) перевод поэмы И.В. Гете «Рейнеке-Лис», а в «Библиотеке для чтения» (Т. 2—5) драмы И.Ф. Шиллера «Дон Карлос». В 1848—1850 гг. Михаил Михайлович напечатал в «Отечественных записках» ряд повестей: «Дочка» (1848. № 8), «Господин Светёлкин» (1848. № 10), «Воробей» (1848. № 11), «Два старичка» (1849. № 11), «Пятьдесят лот» (1850. № 8).

Под влиянием Достоевского Михаил Михайлович познакомился с сочинениями Ш. Фурье и сблизился с кружком петрашевцев. С 6 мая по 24 июня 1849 г. Михаил Михайлович находился в Петропавловской крепости и был освобожден во многом благодаря Достоевскому, доказавшему на следствии его непричастность к деятельности петрашевцев. «Брат мой никогда не принимал никакого участия в разговорах у Петрашевского, — показывал Достоевский на следствии. — Я не слыхал, чтобы он сказал хоть два слова. Все, бывавшие у Петрашевского, знают это. Ходил он реже меня и если ходил, то ходил из любопытства и потому, что, будучи человеком семейным, весьма небогатым, трудящимся, отказывающим себе почти во всех наслаждениях, он не мог отказать себе в единственном развлечении: поддерживать весьма небольшой круг знакомства, чтоб не одичать в домашнем углу совершенно. Я говорю это к тому, что брат познакомился с Петрашевским через меня, что в этом знакомстве я виноват, а вместе в несчастии брата и семейства его. Ибо, если я и другие в эти два месяца заключения вытерпели только тоску и скуку, то он выстрадал в десять раз более в сравнении с нами. Он от природы сложения слабого, наклонен к чахотке и, сверх того, мучается душою о погибшем семействе своем, которое должно буквально и неизбежно погибнуть от тоски, лишений и голода в его отсутствие. И потому этот арест должен быть для него буквально казнию, тогда как виновен он менее всех. Я считал себя обязанным сказать это; ибо знаю, что он не виноват ни в чем не только словом, но даже мыслию». Негласный надзор над Михаилом Михайловичем сохранился до конца жизни.

В 1850-е гг., в связи, очевидно, с тем, что брат Федор находится на каторге и в ссылке, Михаил Михайлович почти перестает писать (ему нужно было, вероятно, взаимное сопряжение с творчеством брата) и занимается больше частным предпринимательством (табачная фабрика и магазин), изредка публикуя лишь переводы.

В письме к брату Федору от 18 апреля 1856 г. Михаил Михайлович сообщает о том, почему он не писал к нему все четыре каторжных года: «...Я не спал всю ночь. Я мучился и плакал. Боже мой! Неужели я не заслужил перед тобою большего доверия к любви моей и моему сердцу? Неужели ты не мог предположить других причин, более важных, моему молчанию и вообще нежеланию писать тебе мимо официального пути. Милый брат, единственный друг, — потому что у меня нет друзей — единственный друг, перед которым я никогда не скрывал себя, я хочу наконец оправдаться перед тобою, хочу в первый раз преступить приказ, данный мне, не вести с тобою тайной переписки под опасением большой ответственности. И потому слушай и верь вечному моему слову. Это будет искреннее и чистосердечное признание. После нашей разлуки с тобою спустя месяца три я начал хлопотать о дозволении писать к тебе. Видит Бог и моя совесть, я хлопотал долго и усердно. А ничего не выхлопотал. Мне отвечали на основании законов, что, до тех пор пока ты на к<аторжных> работах, это невозможно. Я даже понял, что дальнейшие хлопоты не пособят делу, могут навлечь на меня только неприятности. На счет же тайной переписки я был достаточно предубежден, чтобы осмелиться на нее. И потому я решил помогать тебе, если представятся случаи, но не компрометировать ни тебя, ни себя не единою строкой».

В пору пребывания брата Федора в Семипалатинске и Твери Михаил Михайлович выполняет все многочисленные просьбы брата, касающиеся Петербурга. «...Федор Михайлович вспоминал всегда о Михаиле Михайловиче с самым нежным чувством, — пишет жена писателя . — Он любил его более, чем кого другого из своих кровных родных, может быть, потому, что вырос вместе с ним и делил мысли в юности».

В 1861—1864 гг. Михаил Михайлович издает вместе с братом Федором под своим официальным редакторством журналы и «Эпоха», выступая иногда в качестве соавтора Достоевского, причем Михайл Михайлович целиком взял на себя организационно-финансовую сторону дела, осуществляя подбор авторов и ведя с ними переговоры. После неожиданной смерти Михаила Михайловича (критик Н.Н. Страхов писал, что «умер Михайло Михайлович прямо от редакторства»), друг писателя указывал, что «болезнь его началась разливом желчи и при других обстоятельствах кончилась бы, конечно, благополучно. Но разные беспокойства, особенно со стороны цензуры, которая сильно тревожила его, дурно подействовали на ход болезни — отравленная желчь бросилась на мозг, и он, пролежав три дня в беспамятстве, умер», которая явилась катастрофой для Достоевского, писатель принимает на себя его долги и заботу о его семье.

Памяти Михаила Михайловича Достоевский посвящает некролог «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском». Примечание (к статье Н. Страхова «Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве») и главу «За умершего» в апрельском выпуске В некрологе «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском» Достоевский писал: «Михаил Михайлович был редактором по преимуществу. Это был человек, с уважением относившийся к своему делу, всегда сам занимавшийся им, никому не доверявший даже на время своих редакторских обязанностей и работавший беспрерывно. Он был человек образованный, развитый, уважавший литературу и сам литератор, страстно любивший поэзию, и сам поэт. С жаждой идеала и с потребностью нравственного убеждения он принимал свои убеждения самостоятельно и не прежде, как пережив их в себе, так сказать, органически <...>. Михаил Михайлович был человек настойчивый и энергический. Он принадлежал к разряду людей деловых, разряду весьма между нами немногочисленному, к разряду людей, не только умеющих замыслить и начать дело, но и умеющих довести его до конца, несмотря на препятствия. К несчастию, характер покойного был в высшей степени восприимчивый и впечатлительный. При этой восприимчивости впечатлений он мало доверял их другим, хранил их в глубине себя, мало высказывался, особенно в несчастьях и неудачах. Когда он страдал, то страдал один и не обременял других своею экспансивностью. Только удачу, радость любил он делить добродушно с своими домашними и близкими; в такие минуты он не мог и не хотел быть один».

В настоящее время могила Михаила Михайловича Достоевского в Павловске утрачена.

Достоевский, Михаил Михайлович

Писатель, род. в 1820 г. в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы; умер в 1864 г. После домашнего воспитания, в 1834 г. он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 г., когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное училище. Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Достоевский, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным. После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором. Вскоре он женился, а в начале сороковых годов переселился в Петербург. Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдается литературным занятиям. Он печатает ряд повестей в "Отечественных Записках" (в 1848 г. - "Дочка", "Господин Светелкин", "Воробей"; в 1849 - "Два старичка", в 1850 - "Пятьдесят лет"), комедию "Старшая и меньшая" (Отеч. Зап. 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале "Пантеон" (1848 и 1852 гг.). Все эти произведения ничего выдающегося собою не представляли, и гораздо важнее были прекрасно выполненные переводы из Гете ("Рейнеке Лис" - в "Отеч. Зап." 1848 г.) и Шиллера ("Дон Карлос" в "Библиотеке для чтения" 1848 г.). Вместе с братом он интересуется учением французских социалистов, увлекается фурьеризмом, близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимает. Ввиду последнего обстоятельства в 1849 г., когда петрашевцы были преданы суду, Достоевский был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом. В 50-х годах, кроме литературы, Д. занимается некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начинает издание журнала "Время", который был запрещен в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова: "Роковой вопрос". В следующем 1864 г. Достоевский начал издание журнала "Эпоха", но в мае этого года он умер.

См. "Несколько слов о Михаиле Достоевском" в "Эпохе", 1864 г. июнь, а также "Биографию, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского", СПб. 1883.

A. Бороздин.

{Половцов}

Брат Федора Михайловича Д. (см.), журналист (1820-1864). В 1842 г. он уже женат и имеет сына, а в 1849 г. проживает в Петербурге как отставной прапорщик и занимается литературой. В 1848 г. Михаил Д. напечатал в "Отечественных Записках" повести "Дочка" (№ 8), "Господин Светелкин" (№ 9), "Воробей" (№ 12) и в "Пантеоне" (№ 3) критическую статью "О новейших русских писателях"; в1849 г. повесть "Два старичка" (в № 11 "Отечественных Записках") и в 1850 г. "Пятьдесят лет" (в № 7 того же журнала), в 1851 г. "комедию "Старшая и меньшая" (там же, в № 6) и в 1852 г. в "Пантеоне" (№ 6) критическую статью о Жуковском. В то же время Михаил Д. занимался переводом классических произведений иностранных поэтов; в "Отечественных Записках" за 1848 г. (томы 56 и 57) помещен его перевод "Рейнеке Лис" Гете и в "Библиотеке для Чтения" за тот же год (№№ 2-5) перевод "Дон-Карлоса" Шиллера. Михаил Д. был в то время фурьеристом, но ограничивался теоретическим усвоением учений французских социалистов, пользуясь, однако, тайной библиотекой кружка Петрашевского. В числе других петрашевцев М. Д. был арестован, но выпущен через 2 месяца. По возвращении брата из ссылки М. Д. предпринимает, при ближайшем участии брата, изд. журнала "Время" (см.), в 1883 г. запрещенного, в 1864 г. возобновившегося под заглавием "Эпоха". Своими первыми беллетристическими опытами Д. обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение тому таланту переводчика-поэта, который он проявил в воссоздании на русском языке "Рейнеке-Лиса". Ср. "Несколько слов о Михаиле Достоевском" - статья Ф. М. Д. в "Эпохе" 1864 г. (июнь).

Е. Гаршин.

{Брокгауз}

Достоевский, Михаил Михайлович

Русский писатель, брат Ф. М. Достоевского. В 40-х гг. напечатал в "Отечественных записках" несколько повестей: "Дочка", "Господин Светелкин", "Воробей" , "Два старичка" , "Пятьдесят лет" , комедию "Старшая и меньшая" .

В этих произведениях Д. культивировал ту традицию мещанской беллетристики, которая незадолго до того была канонизирована его братом. По своему стилю повести Д. близки к "Бедным людям" и "Белым ночам" и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма. Художественное значение их невелико. В 1861-1863 Д. был издателем и редактором журнала "Время" (см. ), главного органа "почвенников", закрытого во время польского восстания. Д. оставил немало переводов европейских классиков: "Рейнеке Лиса" - Гете ("Отечеств, записки", 1848), "Дон-Карлоса" - Шиллера ("Библ. для чтения", 1848) и т. п.

Библиография: I. Собр. сочин. M. M. Достоевского, в 2 тт., изд. "Пантеон литературы", СПб., 1915, со статьей Ф. М. Достоевского; Переписка с Ф. М. Достоевским в сочин. последнего, см. "Письма", т. I, Л., 1928.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.

  • - Флигель Мариинской больницы, в котором жил Ф. М. Достоевский.Москва. Достое́вский Фёдор Михайлович, писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук...

    Москва (энциклопедия)

  • - ДОСТО́́ЕВСКИЙ Федор Михайлович, рус. писатель. Первые и особенно сильные впечатления Д. от чтения произв. Л. относятся к 1840. Вспоминая это время, Д. писал: «Были у нас и демоны, настоящие демоны...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - - писатель. Педагогические воззрения Д. представлены гл.о. отдельными высказываниями, глубоко оригинальны и определяются особенностями художественного миросозерцания...

    Педагогический терминологический словарь

  • - спец. по вопросам союза филос. естествознания и соц. психол.; д-р филос. наук, проф. Род. в Горьком. Окончил биол. ф-т Горьк. ун-та, филос. асп. при том же ун-те. В 1957-1962 работал асс. в Горьк...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-поручик...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 30 сент. 1885 в Москве, ум. 13 янв. 1966 там же. Композитор и дирижер. В 1908 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - старший стрелок-радист 9 гв. мтап ВВС СФ, Герой Советского Союза, гвардии старшина. Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 г. В составе различных экипажей участвовал в потоплении 12 транспортов противника...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сенатор, род. в 1764 г., ум. в 1837 г. В 1775 г. Бакунин был зачислен на службу лейб-гвардии в Измайловский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель Федерации профсоюзов Брянской области с 1995 г.; родился 1 января 1944 г. в д. Федоровка Брянской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель-переводчик, р. 1821, † 10 июня 1864...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель, род. в 1820 г. в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Михаил, в миру Михаил Михайлович Грибановский - духовный писатель, магистр Петербургской духовной академии. Был епископом Прилукским, Каширским, затем Таврическим и Симферопольским...

    Биографический словарь

  • - знаменитый романист, род. 30 окт. 1821 г. в Москве, в здании Марьинской больницы, где отец его служил штаб-лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского. В большинстве повестей Д., написанных в традициях натуральной школы, изображается существование петербургских чиновников, обывателей...
  • - Достоевский Фёдор Михайлович, русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных...

    Большая Советская энциклопедия

  • - писатель, мыслитель Без великодушных идей человечество жить не может. Без детей нельзя было бы так любить человечество...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Достоевский, Михаил Михайлович" в книгах

Достоевский Федор Михайлович

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Достоевский Федор Михайлович (род. в 1821 г. - ум. в 1881 г.)Русский писатель, интимная жизнь которого была такой же мучительной и болезненной, как и у героев его романов.Описывая личную, а тем более интимную жизнь Федора Михайловича Достоевского, любой рассказчик

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ (род. в 1821 г. - ум. в 1881 г.) То, что Достоевский болел эпилепсией, знают все. Это одна из окололитературных прописных истин. Пушкин и Лермонтов погибли на дуэли. Гоголь уморил себя голодом. Ну а Достоевский был эпилептиком, и это, конечно, не

Достоевский Федор Михайлович

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Достоевский Федор Михайлович (род. в 1821 г. – ум. в 1881 г.) Самый известный за рубежом русский писатель, творчество которого оказало огромное влияние на развитие мировой литературы.Несмотря на ту известность, которую Достоевский приобрел в конце своей жизни, поистине

Достоевский Федор Михайлович

Из книги 10 гениев литературы автора Кочемировская Елена

Достоевский Федор Михайлович Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве в патриархальной мещанской семье. Его отец – Михаил Андреевич – сын священника, вопреки воле отца ставший врачом, был хирургом в госпитале для бедных. Мать – Мария Федоровна,

Фёдор Михайлович Достоевский

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) писатель, классик русской литературы... Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность К 1312 г. Тверь вполне успешно нащупала те основные принципы внешней и внутренней политики, что обеспечили в XIV–XV вв. возникновение «Русского национального государства».И именно с начала 10-х гг.

Федор Михайлович Достоевский

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Федор Михайлович Достоевский 1821–1881 гг. Один из самых значительных русских писателей в мире. Без великодушных идей человечество жить не может.Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей

Николай Карамзин - Николай Гоголь Федор Достоевский - Лев Толстой Максим Горький - Михаил Булгаков Михаил Шолохов

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Николай Карамзин - Николай Гоголь Федор Достоевский - Лев Толстой Максим Горький - Михаил Булгаков Михаил Шолохов Русская литература внесла, быть может, самый значительный вклад в копилку мировой культуры. И это закономерно объясняется той ролью, которую она играла в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович (1821–1881), писатель

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881). Русский писатель. Автор всемирно известных романов «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Игрок», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»; повестей «Двойник»,

Федор Михайлович Достоевский

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Федор Михайлович Достоевский Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, творивший во второй трети XIX века. Он родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители

Глава X ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Из книги Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. автора Дунаев Михаил Михайлович

Глава X ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ Вступление Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881)"…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…" - такое признание можно прочитать в последней записной тетради Ф.М.

Михаил Михайлович Достоевский (1820-1864) - русский писатель, журналист, переводчик. Брат писателя . Издатель журналов «Время» и «Эпоха». Публицистика в духе почвенничества. Литературно-критические статьи. Повести в традициях натуральной школы. Переводы.

Михаил Достоевский родился 25 октября (13 октября по старому стилю) 1820 года, в Москве. Его отец был штаб-лекарем Мариинской больницы. После домашнего воспитания, в 1834 году он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 года, когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное училище. Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Миша, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным. После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором.

Вскоре, в 1842 году Михаил женился, у него родился сын, а в начале сороковых годов переселился в Петербург. Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдался литературным занятиям. Он напечатал ряд повестей в "Отечественных Записках" (в 1848 г. - "Дочка", "Господин Светелкин", "Воробей"; в 1849 - "Два старичка", в 1850 - "Пятьдесят лет"), комедию "Старшая и меньшая" (Отечественные Записки, 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале "Пантеон" (1848 и 1852 годах). Своими первыми беллетристическими опытами Михаил обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение своему таланту в качестве переводчика-поэта. Гораздо важнее были прекрасно выполненные переводы из Гете ("Рейнеке Лис" - в "Отечественных Записках" 1848 г.) и Шиллера ("Дон Карлос" в "Библиотеке для чтения" 1848 г.).

Вместе с братом Михаил Михайлович интересовался учением французских социалистов, увлекся фурьеризмом, был близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимал. Ввиду последнего обстоятельства в 1849 году, когда петрашевцы были преданы суду, Михаил Достоевский был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом.

В 50-х годах, кроме литературы, Михаил занимался некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начал издание журнала "Время", который был запрещен в апреле 1863 года за статью Николая Николаевича Страхова: "Роковой вопрос". В следующем 1864 году Достоевский начал издание журнала "Эпоха", до своей смерти в том же году.

Родился в 1820 году в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского.

После домашнего воспитания вместе с младшим братом Фёдором учился в московских пансионах Н. И. Драшусова (1833-1834) и Л. И. Чермака (1833-1834) . В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище . М. М. Достоевский не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию ошибочно был признан чахоточным.

Был женат на Эмилии Фёдоровне фон Дитмар, от которой имел сыновей Фёдора Михайловича (младшего), Михаила Михайловича и дочерей Екатерину, Марию и Варвару.

В 1849 году привлекался к следствию по делу петрашевцев , свыше месяца провёл в Петропавловской крепости , но был отпущен. По приглашению своего друга А. П. Милюкова в 1860 году принимал участие в литературном журнале «Светоч », выходившем в Санкт-Петербурге ежемесячно.

В 1861 году при содействии Ф. М. Достоевского начал издавать журнал «Время », который был запрещён во время польского восстания в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова «Роковой вопрос».

В 1864 году М. М. Достоевский начал издание журнала «Эпоха », служившим наравне со «Временем» главным печатным органом почвенников , но в июле того же года умер. Могила Михаила Михай­ловича Достоевского в Павловске утрачена .

Творчество

В этих произведениях Достоевский культивировал традицию беллетристики , которая незадолго до того была канонизирована его братом. По своему стилю повести Достоевского близки к «Бедным людям » и «Белым ночам » и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма . Художественное значение их невелико.

М. М. Достоевский оставил немало переводов европейских классиков: «Рейнеке Лиса» ГётеОтечественные записки», 1848), «Дон Карлоса» ШиллераБиблиотека для чтения », 1848) и т. п. . Творческое наследие (тексты произведений, переводы, публицистика и письма) М. М. Достоевского представлено на электронном ресурсе Петрозаводского государственного университета .

Известные адреса

в Таллине

в Санкт-Петербурге

1861 - 10.07.1864 года - дом А. А. Астафьевой - набережная Екатерининского канала, 61.

Библиография

  • Собрание сочинений М. М. Достоевского, в 2 тт. Изд. «Пантеон литературы». - СПб. , со статьей Ф. М. Достоевского.
  • Переписка с Ф. М. Достоевским в сочинения последнего. Журнал «Письма», т. I. - Л. .
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. т. II. СПб. .
  • Достоевский, М. М. [Электронный ресурс] / М. М. Достоевский; Кафедра рус. лит-ры и журналистики ПетрГУ. - Электрон. науч. издание. - Загл. с экрана. .

Напишите отзыв о статье "Достоевский, Михаил Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Достоевский, Михаил Михайлович

– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
– Ну, ну, ну, – сказала мать.
– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.
– Ну, об чем же нынче? – сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение.
Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одним из любимейших наслаждений матери и дочери.
– Об чем же нынче? А мне нужно тебе сказать…