Дерево посадила сына родила. Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Но как научиться Любить

, — в чём же смысл этого определения?

Каков смысл жизни человека?

Что нужно для того, чтобы быть счастливым? Пробовали ли Вы ответить себе на этот вопросы?

Есть такое определение: "Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына".

И очень многие из нас понимают это буквально — создают семью, растят детей. Обустраивают, доставшуюся в наследство от своих родителей или бабушек и дедушек, или действительно строят или покупают себе дом или квартиру. Заводят дачу или огород, где высаживают и выращивают, и не одно дерево. Но, всё равно бывают, и очень часто, несчастливы.

Что такое построить дом?

Дом — это место, где живут любовь, доброта, понимание, милосердие, помощь, забота, нежность, радость, счастье. Дом — это всё пространство вашей жизнедеятельности. Дом — это ваша Родина. Дом — это всё, что вам мило и дорого, это то — где вам хорошо.

Ещё своим домом можно назвать самого себя — дом или храм для души своей. То есть, в первую очередь, каждый человек должен стать сам домом для души. Чтобы душа его расцвела и запела, и эта песня души изливалась в мир, делая его лучше.

Что же мы делаем на самом деле — строим хоромы для тела, делаем евроремонты, покупаем дорогие ковры, мебель, посуду. Но от этого наши дома не делаются лучше — нет в них душевного тепла, нет любви. Да времени для души нет — сплошные заботы.

Есть над чем подумать, — не правда ли?

А — "посадить дерево" ? Что под этим подразумевается? Конечно, и буквальное дерево. Каждый из нас должен заботиться о природе. Должен её любить и сохранять. У себя на даче или огороде каждый заботиться о своих саженцах и рассаде, своих цветах и ягодах. Старается во время их полить, прополоть, убрать лишнюю грязь. А на природе, когда выезжаете на пикник или за грибами, на рыбалку. Многие ли из вас убирают за собой мусор? Многие ли из вас тушат костры, на которых готовили свой шашлык? Наши леса и парки, да и просто придворовые территории, превратились в свалку мусора и грязи. И что толку от того, что на вашей даче всё сияет чистотой, а около вашего подъезда или дома мусор и грязь?

Но есть ещё и другое значение "посадить дерево" . Это дать возможность новому поколению вырасти и стать новым деревом жизни, Древом Жизни. Ваши родители — корни, вы (семья — супруги) — ствол, ваши дети — ветви, ваши внуки — веточки, ваши правнуки — листья. Но, каждая ветка и веточка, каждый листик должны вырастить своё Древо. Так и вырастает родовая роща — род.

Что же такое "создать семью" ? Это не просто, встретить какого-то человека, полюбить, сыграть свадьбу, родить ребёнка, выкормить его, отдать на воспитание сначала в ясли, детский сад, школу, институт и т.д. Это очень ответственный труд, и в первую очередь, с самим собой. Каждый должен найти те пути и компромиссы, которые сделают общение в семье комфортным, спокойным и радостным, полным душевного тепла и любви. Каждый должен очень постараться — воспитать своих детей разумными и добрыми.

Что же происходит сегодня на самом деле? Встречаются двое молодых людей, у которых нет правильной морали в отношениях друг к другу, так как все средства массовой информации сегодня говорят о свободных отношениях, не о нравственности, а о безнравственности. Молодые люди не понимают и не знают, что такое любить. И возникает так называемая влюблённость, чувственные отношения. И, этим двоим очень хочется вырваться из под опеки родителей, или кто-то из двоих думает о своей выгоде (деньги, квартира и др.), или просто это "последняя надежда" создать семью, или просто так получилось, что новый человек уже вскоре должен появиться на свет. Так создаётся "семья" . Причём сегодня это даже называется "браком" .

А где же любовь? Где в отношениях друг к другу доверие, понимание, доброта, желание помочь, нежность. Обычно их нет. Есть либо привязанность (привычка), либо какие-либо обязательства (тот же брачный контракт), либо "держат" маленькие дети. Но и отношение к своим детям — чисто житейское — вовремя накормить, одеть, дать образование, причём за образование должна отвечать школа, институт, но не мы сами, мы и так тратим много средств, чтобы предоставить своим детям учебники, компьютер, одежду, еду; "чтобы они ни в чём не нуждались" , или были "не хуже других".

А где же любовь к ребёнку? Не сюсюканье и потакание капризам, не излишняя опека, а именно любовь?

Именно мама и папа должны быть первыми воспитателями и учителями . Именно мама и папа должны быть первыми товарищами и друзьями.

Именно мама и папа должны показать своему ребёнку мир, в который он пришёл . Именно вы должны научить своего ребёнка любить.

Но как можно научить любить, если сам не умеешь?

Любовь — это очень глубокое чувство, которое необходимо держать в равновесии . Помните, что "от любви до ненависти один шаг" . Ненависть же приходит от разочарования, от несбывшихся надежд.

А что вы сами сделали, чтобы все ваши надежды оправдались, чтобы ваша мечта сбылась?

Любовь нужно растить. Причём даже просто уважение или глубокую привязанность можно вырастить до большой любви. Это я вам говорю наверняка. Я сама это прошла.

Но для этого вам необходимо действительно полюбить себя и увидеть в вашем партнёре, в первую очередь личность, которую есть за что любить.

Именно такая любовь остаётся на долгие годы. Это, как в сказках: "Они жили долго и счастливо и умерли в один день" .

Нужно стараться не изменить другого человека своими нравоучениями, а измениться самому. Понять, что главное в жизни для вас и для него. Найти компромиссы, причём такие, чтобы и вам и вашей второй половине было спокойно и комфортно. Чтобы в ваших отношениях не было никаких недомолвок и пусть даже мелких, но обманов. И это работа для двоих супругов.

Самое простое — это сказать, что он (она) сам не хочет меняться, что вы и так много делаете для спокойной семейной жизни, что вы уже устали подстраиваться и уступать.

И так живут многие семьи. И, дети в таких семьях, вырастают такими же — незнающими счастья — не у кого было учиться.

Вот вам и "Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына" .

Оказывается, каждый из нас должен сначала воспитать самого себя. Понять самого себя. Принять самого себя. Научиться любить, научиться отдавать и принимать любовь.

Это сложно, но это может сделать каждый!

Ведь именно для этого мы и пришли на эту землю — научиться любить .

И о любви я говорю не как об отношениях или чувствах к другому человеку, но о любви безкорыстной, безусловной, безграничной и чистой. Это любовь к самому себе — как храму души, это любовь к миру, в котором вы живёте, это любовь к людям, которые вас окружают, это любовь к своим корням — всем своим предкам, это любовь к Богу, как Создателю всего и всех, это любовь к человеку, который является вашей второй половинкой, это любовь к вашим детям, продолжению вас самих, это любовь ко всему живому и сущему.

Но как научиться Любить?!

Начать изменяться самому: "Изменись сам, и мир изменится вокруг тебя!"

Это не просто красивые слова. Это правило, которое нужно выполнять каждому из нас, если мы хотим жить в лучшем мире.

Мария Майор-Килиманн

Жили-были в одной маленькой деревушке двое подростков.

Когда дети были еще маленькими, у них умерла мама, а теперь - и отец. Вот так

и остались два брата, две сиротинушки одни-одинёшеньки. И не было у них

никого на всём свете белом.

Старший из братьев, которому исполнилось шестнадцать, сказал младшему, лет

тринадцати: «Послушай брат. Остались мы одни без матери и отца.Так ничему

мудрому они нас и не успели научить. Давай, пойду я к людям, учиться

мудрости, чтобы мы знали, как жить то нам дальше. А ты пока оставайся дома и

жди меня».


«Хорошо - ответил младший брат - только пообещай мне скорее вернуться домой».

Попрощались они и старший брат ушел.

Шли дни... месяцы... годы. А от старшего брата не было никакой весточки. Он

все ходил из одной деревни в другую. Из одного города в другой, обучаясь

мудрости у людей. Так со временем он стал одиноким старым мудрецом. И ходил

из селения в селение уже не учась у людей, а обучая их. Его люди так и

называли Мудрец. Как-то старый мудрец пошел по дороге, которая и привела его в

родное селение.


«О, жив-ли мой брат и где он теперь?! - подумал мудрец - Я столько скитался

по земле, что и не заметил, как время быстро пролетело» - и с этими мыслями

он приблизился к родимому дому. Постучался в ворота, с нетерпением

дожидаясь хозяев. Кто-то быстрыми шагами подошел к калитке и открыл ее. Это был

седой мужчина, в чертах которого странник сразу узнал своего брата. Они

радостные обняли друг друга и вместе вошли во двор.

«Садись брат на скамеечку. В тени этой яблони можешь отдохнуть. Попей свежей

водички, только-что из колодца. Отведай фруктов из нашего сада. Сейчас скажу

жене, что до нас дорогие гости пожаловали, и она что-то приготовит нам

вкусненькое....»


Вдруг с веселым смехом выбежали из дома два удивительных существа: мальчик

и девочка, лет пяти - шести отроду. Они о чём-то спорили и прибежали к деду,

чтобы он разрешил их спор. «Ей, ребятки, повежливей. Что там у вас

приключилось?... Вот к нам дорогой гость приехал. Подойдите поближе,

познакомьтесь". Дети приблизились на безопасную дистанцию и начали

рассматривать незнакомого дедушку. «Это мой брат, о котором я вам много

рассказывал. Вот он наконец и вернулся домой, чтобы научить меня мудрости

жизни» - сказал многозначительно дед. Дети смотрели на него из восхищением.

Они выжидали, когда этот новый дедушка начнет наконец учить их родного

дедушку всяким премудростям жизни. Девочка начала его торопить: «Ну давай,

быстрее рассказывай, какой главной мудрости ты научился».


И старый мудрец начал свой рассказ: «Люди говорят, что человек должен

построить дом, посадить дерево и родить сына...А для выполнения этой

сверхзадачи, Вселенная каждому человеку посылает его родную половинку. Чтобы

ее узнать, надо только открыть свое сердце. И слушать только свое сердце. И

ты почувствуешь удивительное, неземное чувство – любовь. А это значит, что

ты нашел свою половинку, свою богиню. И ты захочешь для своей любимой создать

райский уголок любви. Ты начнешь строить дом и посадишь сад своими руками. А

она будет тебе помогать во всем. Потом у вас родятся дети – плоды вашей любви

и вы будете их воспитывать с любовью и мудростью. Всю свою любовь и мудрость

умножая в них. Потом появляться внуки и вы будете любить их еще с большей

мудростью. И когда насытитесь жизнью, радостные и умиротворенные вернетесь в

Небесную обитель, Домой».


«О, какой ты мудрый стал, брат мой. А почему так долго не возвращался домой?

Я так долго ждал тебя. Все хотелось мне узнать, как жить мне в мудрости. Но я

рад, что мы снова вместе».

Но тут в разговор вмешался мальчик. "Ничего нового мы от тебя, мудрец, не

услышали. То что ты нам теперь рассказал, наш дедушка знает уже давно, да и

мы даже знаем. Мы по этой мудрости и живем".

Посмотрел мудрец на детей, потом на брата и ответил: « А знаешь, брат. А

мальчик то прав. Пока я скитался по миру и учился премудростям жизни у чужих

людей, ты эту мудрость получил от Бога и воплотил ее в жизнь. А что мои

слова?... Слова без дел – мертвы...».


Каков смысл жизни человека?

Что нужно для того, чтобы быть счастливым? Пробовали ли Вы ответить себе на этот вопросы?

Есть такое определение: "Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына".

И очень многие из нас понимают это буквально - создают семью, растят детей. Обустраивают, доставшуюся в наследство от своих родителей или бабушек и дедушек, или действительно строят или покупают себе дом или квартиру. Заводят дачу или огород, где высаживают и выращивают, и не одно дерево. Но, всё равно бывают, и очень часто, несчастливы.

Что такое построить дом?

Дом - это место, где живут любовь, доброта, понимание, милосердие, помощь, забота, нежность, радость, счастье. Дом - это всё пространство вашей жизнедеятельности. Дом - это ваша Родина. Дом - это всё, что вам мило и дорого, это то - где вам хорошо.

Ещё своим домом можно назвать самого себя - дом или храм для души своей. То есть, в первую очередь, каждый человек должен стать сам домом для души. Чтобы душа его расцвела и запела, и эта песня души изливалась в мир, делая его лучше.

Что же мы делаем на самом деле - строим хоромы для тела, делаем евроремонты, покупаем дорогие ковры, мебель, посуду. Но от этого наши дома не делаются лучше - нет в них душевного тепла, нет любви. Да времени для души нет - сплошные заботы.

Есть над чем подумать, - не правда ли?

А - "посадить дерево"? Что под этим подразумевается? Конечно, и буквальное дерево. Каждый из нас должен заботиться о природе. Должен её любить и сохранять. У себя на даче или огороде каждый заботиться о своих саженцах и рассаде, своих цветах и ягодах. Старается во время их полить, прополоть, убрать лишнюю грязь. А на природе, когда выезжаете на пикник или за грибами, на рыбалку. Многие ли из вас убирают за собой мусор? Многие ли из вас тушат костры, на которых готовили свой шашлык? Наши леса и парки, да и просто придворовые территории, превратились в свалку мусора и грязи. И что толку от того, что на вашей даче всё сияет чистотой, а около вашего подъезда или дома мусор и грязь?

Но есть ещё и другое значение "посадить дерево". Это дать возможность новому поколению вырасти и стать новым деревом жизни, Древом Жизни. Ваши родители - корни, вы (семья - супруги) - ствол, ваши дети - ветви, ваши внуки - веточки, ваши правнуки - листья. Но, каждая ветка и веточка, каждый листик должны вырастить своё Древо. Так и вырастает родовая роща - род.

Что же такое "создать семью"? Это не просто, встретить какого-то человека, полюбить, сыграть свадьбу, родить ребёнка, выкормить его, отдать на воспитание сначала в ясли, детский сад, школу, институт и т.д. Это очень ответственный труд, и в первую очередь, с самим собой. Каждый должен найти те пути и компромиссы, которые сделают общение в семье комфортным, спокойным и радостным, полным душевного тепла и любви. Каждый должен очень постараться - воспитать своих детей разумными и добрыми.

Что же происходит сегодня на самом деле? Встречаются двое молодых людей, у которых нет правильной морали в отношениях друг к другу, так как все средства массовой информации сегодня говорят о свободных отношениях, не о нравственности, а о безнравственности. Молодые люди не понимают и не знают, что такое любить. И возникает так называемая влюблённость, чувственные отношения. И, этим двоим очень хочется вырваться из под опеки родителей, или кто-то из двоих думает о своей выгоде (деньги, квартира и др.), или просто это "последняя надежда" создать семью, или просто так получилось, что новый человек уже вскоре должен появиться на свет. Так создаётся "семья". Причём сегодня это даже называется "браком".


А где же любовь? Где в отношениях друг к другу доверие, понимание, доброта, желание помочь, нежность. Обычно их нет. Есть либо привязанность (привычка), либо какие-либо обязательства (тот же брачный контракт), либо "держат" маленькие дети. Но и отношение к своим детям - чисто житейское - вовремя накормить, одеть, дать образование, причём за образование должна отвечать школа, институт, но не мы сами, мы и так тратим много средств, чтобы предоставить своим детям учебники, компьютер, одежду, еду; "чтобы они ни в чём не нуждались", или были "не хуже других".

А где же любовь к ребёнку? Не сюсюканье и потакание капризам, не излишняя опека, а именно любовь?

Именно мама и папа должны быть первыми воспитателями и учителями. Именно мама и папа должны быть первыми товарищами и друзьями.

Именно мама и папа должны показать своему ребёнку мир, в который он пришёл. Именно вы должны научить своего ребёнка любить.

Но как можно научить любить, если сам не умеешь?

Любовь - это очень глубокое чувство, которое необходимо держать в равновесии. Помните, что "от любви до ненависти один шаг". Ненависть же приходит от разочарования, от несбывшихся надежд.

А что вы сами сделали, чтобы все ваши надежды оправдались, чтобы ваша мечта сбылась?


Любовь нужно растить. Причём даже просто уважение или глубокую привязанность можно вырастить до большой любви. Это я вам говорю наверняка. Я сама это прошла.

Но для этого вам необходимо действительно полюбить себя и увидеть в вашем партнёре, в первую очередь личность, которую есть за что любить.

Именно такая любовь остаётся на долгие годы. Это, как в сказках: "Они жили долго и счастливо и умерли в один день".

Нужно стараться не изменить другого человека своими нравоучениями, а измениться самому. Понять, что главное в жизни для вас и для него. Найти компромиссы, причём такие, чтобы и вам и вашей второй половине было спокойно и комфортно. Чтобы в ваших отношениях не было никаких недомолвок и пусть даже мелких, но обманов. И это работа для двоих супругов.

Самое простое - это сказать, что он (она) сам не хочет меняться, что вы и так много делаете для спокойной семейной жизни, что вы уже устали подстраиваться и уступать.

И так живут многие семьи. И, дети в таких семьях, вырастают такими же - незнающими счастья - не у кого было учиться.

Вот вам и "Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына".

Оказывается, каждый из нас должен сначала воспитать самого себя. Понять самого себя. Принять самого себя. Научиться любить, научиться отдавать и принимать любовь.


Это сложно, но это может сделать каждый!

Ведь именно для этого мы и пришли на эту землю - научиться любить.

И о любви я говорю не как об отношениях или чувствах к другому человеку, но о любви безкорыстной, безусловной, безграничной и чистой. Это любовь к самому себе - как храму души, это любовь к миру, в котором вы живёте, это любовь к людям, которые вас окружают, это любовь к своим корням - всем своим предкам, это любовь к Богу, как Создателю всего и всех, это любовь к человеку, который является вашей второй половинкой, это любовь к вашим детям, продолжению вас самих, это любовь ко всему живому и сущему.

Но как научиться Любить?!

Начать изменяться самому: "Изменись сам, и мир изменится вокруг тебя!"

Это не просто красивые слова. Это правило, которое нужно выполнять каждому из нас, если мы хотим жить в лучшем мире.


Русские поговорки и пословицы несут в себе глубокий и очень конкретный смысл. Рассмотрим, что имеется в виду в данной всем известной пословице

Пословица "Посадил дерево, родил сына, построил дом" - что означает?

Русские поговорки и пословицы несут в себе глубокий и очень конкретный смысл. Рассмотрим, что имеется в виду в данной всем известной пословице.

Построить дом

Дом - это пространство, имеющее четкие границы и структуру. По своей сути "дом" это некая система, где могут взаимодействовать различные Субъекты, и где могут происходить различные процессы.

В буквальном смысле выражение "построить дом" означало создать безопасное место для своей семьи, продолжения рода, место для защиты , место, где можно набраться сил, место, где горел очаг, огонь в котором зажигали от огня молнии Перуна, и этот огонь следовало хранить негасимым...

В настоящее время , когда большинство людей уже не занимается непосредственно строительством места для проживания, когда с развитием транспорта и интернета все больше людей не видят потребности в оседлости и могут и хотят путешествовать , а огонь в очаге заменен электричеством , выражение "построить дом", тем не менее, не потеряло смысла.

Но его смысл видеоизменился.

Теперь "дом" уже не только нечто материальное. "Построить дом" означает создать некую четкую и конкретную структуру, систему. Часто это бизнес, работающий как часы.

Также "дом" это может быть организованная система взаимоотношений между людьми. Кстати, по выражению одного моего знакомого-коуча, предложение руки и сердца "структурирует взаимоотношения между мужчиной и женщиной".

"Домом" можно назвать и информационную структуру, например произведения искусства. Случается так, что придуманный персонаж получается настолько ярким, что как будто бы начинает жить самостоятельной жизнью. Возникает огромное количество копий, подражаний, по принципу генетической репликации в биологии.

Этот феномен уже подвергался изучению с различных точек зрения. А в художественной литературе описан, например, в романах "Портрет Дориана Грея", "Лезвие сна", "Туман".

Также к разряду "нематериальных домов" относятся такие явления, как мода и кинематограф в целом , а также такие явления, как например Вселенная Marwel.

Таким образом, "построить дом" означает "создать систему поведенческих реакций, взаимоотношений между людьми и структурировать происходящие в этой системе процессы".

Достаточно сложное дело, но результат того стоит.

Родить (вырастить) сына

Согласно исследованиям генетиков, ДНК людей на земле практически схожа, отличия составляют около всего около 0, 01% . То есть на долю уникальности остается всего лишь одна сотая процента генетической информации нашего тела. Этот факт говорит о значении уникальности.

И вот на тему передачи генетической информации очень все интересно. Дело в том, что матери передают генетическую информацию только своим дочерям. А вот у мужчин отсутствует информация, передаваемая только от матерей. Кроме того, именно от отцовской ДНК зависит здоровье ребенка.

Ну и интересный момент: ДНК любого человека на 40% состоит из ДНК вирусов, пережитых предками. К слову, вирус, воздействуя на клетку, заставляет ее мутировать, причем подавляющее большинство мутаций при естественном отборе нежизнеспособны, и лишь малая часть по своей сути способствует эволюционному развитию.

И вот эти самые 40%, достаточно весомая часть генетического кода, по своей сути являются закодированным опытом выживания тысяч поколений предков.

Дорогая информация, не правда ли?

Из вышеизложенного следует, что выражение "родить (вырастить) сына" так или иначе связаны с развитием (эволюцией) и означают передачу наследственной информации.

И ценность имеет эта малая часть информации, всего сотая доля процента. Ведь с точки зрения природы важен не отбор сильнейших и лучших генов, а их уникальное сочетание.

В патриархальном обществе тема наследования неразрывно связана с передачей материальный ценностей ("дома" и нажитого имущества и прочих "структур").

В современных условиях ситуация изменяется. И дело не только в феминизме, утвердившем за женщинами права на наследование и другие социальные бонусы, но и в том, что с развитием науки исчезла необходимость наличия двоих родителей для передачи генетической информации человеческому потомству.

В широком смысле выражение означает оставить после себя наследника материальных ценностей, носителя генома, оставить уникальный информационный след.

Посадить дерево

Дерево у славян (и не только) это символ Рода. И это снова о системе, ведь Род состоит из мужчин и женщин, часто не связанных непосредственно кровными узами, но связанных общими целями, идеями, ценностями, традициями и ритуалами, патриотизмом, культурным и историческим прошлым.

Ветви дерева - это младшие поколения , тянутся к небу и солнцу, в то время как корни (предки) - вросли в землю. Древние русичи называли родину Матерью, а в путешествиях носили на шее оберег-мешочек с горстью родной земли, так как считалось, что вдали от родины таким образом можно получить защиту.

И сейчас известны выражения "Мать-сыра земля", "Земля-матушка". Небо и солнце ассоциировалось с мужскими божествами. Таким образом дерево это не только символ семьи, но и символ духовного соединения мужского и женского начала во вполне осязаемое и живое.

Если дом это искусственно созданная материальная структура, то дерево - это структура живая, рожденная. Мало родить и вырастить сына, важно быть частью родовой (информационной) системы. Также важно стать родоначальником, отправной точкой для нового роста, точкой бифуркации.

Дерево символизирует именно фрактальность, бесконечную повторяемость признаков в живой природе.

Все три части старой русской поговорки взаимосвязаны между собой и означают важность и ценность проявления творческой природы человека, без отрицания животного начала, в соединении с природой и миром.

Способность к творчеству - одна из тех характеристик, которые отличают нас от животных. Способность осознанно взаимодействовать с информацией, создавать целые информационные структуры, независимые и самостоятельные - это ли не ценность?

© Эвелина Гаевская

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Жили-были в одной маленькой деревушке двое подростков.

Когда дети были еще маленькими, у них умерла мама, а теперь - и отец. Вот так

И остались два брата, две сиротинушки одни-одинёшеньки. И не было у них

Никого на всём свете белом.

Старший из братьев, которому исполнилось шестнадцать, сказал младшему, лет

Тринадцати: «Послушай брат. Остались мы одни без матери и отца.Так ничему

Мудрому они нас и не успели научить. Давай, пойду я к людям, учиться

Мудрости, чтобы мы знали, как жить то нам дальше. А ты пока оставайся дома и

Жди меня».

«Хорошо - ответил младший брат - только пообещай мне скорее вернуться домой».

Попрощались они и старший брат ушел.

Шли дни... месяцы... годы. А от старшего брата не было никакой весточки. Он

Все ходил из одной деревни в другую. Из одного города в другой, обучаясь

Мудрости у людей. Так со временем он стал одиноким старым мудрецом. И ходил

Из селения в селение уже не учась у людей, а обучая их. Его люди так и

Называли Мудрец. Как-то старый мудрец пошел по дороге, которая и привела его в

Родное селение.

«О, жив-ли мой брат и где он теперь?! - подумал мудрец - Я столько скитался

По земле, что и не заметил, как время быстро пролетело» - и с этими мыслями

Он приблизился к родимому дому. Постучался в ворота, с нетерпением

Дожидаясь хозяев. Кто-то быстрыми шагами подошел к калитке и открыл ее. Это был

Седой мужчина, в чертах которого странник сразу узнал своего брата. Они

Радостные обняли друг друга и вместе вошли во двор.

«Садись брат на скамеечку. В тени этой яблони можешь отдохнуть. Попей свежей

Водички, только-что из колодца. Отведай фруктов из нашего сада. Сейчас скажу

Жене, что до нас дорогие гости пожаловали, и она что-то приготовит нам

Вкусненькое....»

Вдруг с веселым смехом выбежали из дома два удивительных существа: мальчик

И девочка, лет пяти - шести отроду. Они о чём-то спорили и прибежали к деду,

Чтобы он разрешил их спор. «Ей, ребятки, повежливей. Что там у вас

Приключилось?... Вот к нам дорогой гость приехал. Подойдите поближе,

Познакомьтесь". Дети приблизились на безопасную дистанцию и начали

Рассматривать незнакомого дедушку. «Это мой брат, о котором я вам много

Рассказывал. Вот он наконец и вернулся домой, чтобы научить меня мудрости

Жизни» - сказал многозначительно дед. Дети смотрели на него из восхищением.

Они выжидали, когда этот новый дедушка начнет наконец учить их родного

Дедушку всяким премудростям жизни. Девочка начала его торопить: «Ну давай,

Быстрее рассказывай, какой главной мудрости ты научился».

И старый мудрец начал свой рассказ: «Люди говорят, что человек должен

Построить дом, посадить дерево и родить сына...А для выполнения этой

Сверхзадачи, Вселенная каждому человеку посылает его родную половинку. Чтобы

Ее узнать, надо только открыть свое сердце. И слушать только свое сердце. И

Ты почувствуешь удивительное, неземное чувство – любовь. А это значит, что

Ты нашел свою половинку, свою богиню. И ты захочешь для своей любимой создать

Райский уголок любви. Ты начнешь строить дом и посадишь сад своими руками. А

Она будет тебе помогать во всем. Потом у вас родятся дети – плоды вашей любви

И вы будете их воспитывать с любовью и мудростью. Всю свою любовь и мудрость

Умножая в них. Потом появляться внуки и вы будете любить их еще с большей

Мудростью. И когда насытитесь жизнью, радостные и умиротворенные вернетесь в

Небесную обитель, Домой».

«О, какой ты мудрый стал, брат мой. А почему так долго не возвращался домой?

Я так долго ждал тебя. Все хотелось мне узнать, как жить мне в мудрости. Но я

Рад, что мы снова вместе».

Но тут в разговор вмешался мальчик. "Ничего нового мы от тебя, мудрец, не

Услышали. То что ты нам теперь рассказал, наш дедушка знает уже давно, да и

Мы даже знаем. Мы по этой мудрости и живем".

Посмотрел мудрец на детей, потом на брата и ответил: « А знаешь, брат. А

Мальчик то прав. Пока я скитался по миру и учился премудростям жизни у чужих

Людей, ты эту мудрость получил от Бога и воплотил ее в жизнь. А что мои

Слова?... Слова без дел – мертвы...».

Отзыв о книге Мэг Джей. Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2015

Доктор наук Мэг Джей – клинический психолог, практикующий преподаватель Калифорнийского университета в Беркли много лет изучает проблемы молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати лет. На страницах новой книги автор разбирает и анализирует трогательные истории своих студентов и пациентов. Эту книгу посоветовала мне прочесть дочь (ей 25 лет - самая середина важных лет). Я заинтересовалась новинкой.

Пролог, предисловие и введение. Вступление, на мой взгляд, длинновато. Большинству молодых (к ним обращается автор) просто не преодолеть этой «закрытой дверцы»: на тридцати шести страницах многократно повторяется основная мысль. Так ребёнка пичкают противной манной кашей, убеждая, что это полезно. На занятиях мастер-класса литературного творчества мой преподаватель Б.Т. Евсеев (очень модный современный писатель) часто повторяет: «В современной прозе идет активное смещение интереса читателя от длинного и нудного романа к короткому и ёмкому рассказу. Чем короче рассказ (разумеется, хороший), тем больше свободы для раздумий читателя. Он как бы становится соавтором рассказчика». Времени у современной молодёжи маловато, чтобы длинные научные книги читать, да ещё с нотациями. Не будут! А жаль!

Наша молодёжь 20-30 лет, в отличие от американских сверстников, редко посещает сеансы психотерапии. У нас это не принято - другая ментальность, другая культура и воспитание. Наши юные решают подобного рода проблемы в одиночку. Иногда советуются с друзьями, реже – с родителями. Некоторые обращаются к книге (но найти нужную непросто, да и читательская активность за последние годы резко сократилась). Вот и остаются нерешенными социальные проблемы, тянущие за собой и безработицу, и наркоманию, и кучу других гадостей.

Формат данной книги – беседы с психологом – может не понравиться нашей аудитории. Важные мысли и советы хорошо было бы подать короче и в другой форме, приближенной к нашим реалиям. Например, как истории или рассказы из жизни 20-30-летних с комментариями, ну скажем, взрослой подруги, старшей сестры или брата. Я предлагала такую тему для обсуждения в «Дискурсе». Наши авторы с радостью поделятся историями из жизни. И мы вместе будем помогать героям, попавшим в сложную ситуацию.

Книга состоит из трёх частей, каждая поделена на главы. Первую часть я разберу подробнее.

Часть первая. Работа

Глава первая. Капитал идентичности.

Капитал идентичности - это совокупность личностных активов, запас тех индивидуальных ресурсов, которые мы накапливаем с течением времени. Это наши инвестиции в самих себя. Одни аспекты капитала идентичности отображаются в нашем резюме - это может быть образование, опыт работы… Другие носят более личный характер - родовые корни, как мы решаем проблемы, как говорим и как выглядим. Капитал идентичности - это то, как мы создаем себя: шаг за шагом, постепенно. И самый важный его элемент - то, что мы приносим на рынок взрослой жизни. Это та валюта, за которую мы, образно говоря, «покупаем» работу, отношения и все то, к чему стремимся. Человек должен непрерывно пополнять тот «заветный колодец», из которого он сможет напиться чистой живительной влаги на протяжении жизни. И десятилетие между двадцатью и тридцатью годами – период жизни, когда «колодец» наполняется весьма активно. Всё должно работать на будущее: контакты, опыт, новые знания (выучить иностранный язык, научиться плавать, танцевать, рисовать, посмотреть дальние страны). В дальнейшем накопленное в основном расходуется (а пополняется реже).

Порой молодые люди, дорожа свободой, довольствуются случайной работой (пусть неинтересной, скучной, но оставляющей массу свободного времени для т. н. весёлой жизни –подольше поспать, встречаться с друзьями, просто наслаждаться ничегонеделанием, пока не наступила настоящая реальная взрослая жизнь). Но реальная жизнь может и не наступить, а жестокая действительность безжалостно выбросит на обочину жизни, к многочисленным неудачникам. Да и что даёт такая мнимая свобода? Денег случайная работа особо не приносит, саморазвитие замедляется (а иногда молодой человек и вовсе деградирует в неподходящей компании). Теряется дисциплина, утрачиваются навыки. Не надо следить за внешним видом, просиживая часами в Интернете с чипсами и бутылкой пива. А в это время другие активно накапливают свой «капитал идентичности», уверенно продвигаясь вперёд, к своей мечте. Они-то и займут лучшие места в будущей жизни: станут руководителями компаний, успешными творческими личностями. «Если после получения университетского диплома у человека в резюме слишком часто появляются непонятные записи о работе в сфере розничной торговли или в кафе, это наводит на мысль о его деградации. Такой род деятельности может негативно сказаться не только на резюме, но и на всей жизни».

Глава вторая. Слабые связи. Тесный круг общения с близкими друзьями имеет оборотную сторону. Он образует т. н. сильные связи, соединяя людей с похожими интересами, жизненными принципами. Друзья всегда готовы помочь в трудную минуту. Но не менее важны и слабые связи, между людьми малознакомыми. Это могут быть коллеги или соседи, старые друзья, с которыми общаешься от случая к случаю. «Когда мы делимся с ними идеями по поводу карьеры или мыслями о любви, нам приходится формулировать все гораздо четче. Так слабые связи активизируют, а порой даже форсируют продуманный процесс развития и изменения. Слабые связи напоминают мост, конца которого не видно, а значит, неизвестно, куда он может привести».

Таким образом, расширяя круг общения, мы открываем для себя новые возможности и в карьере, и в личных отношениях.

Другая важная мысль: не надо бояться налаживать и использовать полезные связи. Автор утверждает, что «…налаживание полезных связей, использование контактов и другие подобные действия - это вполне нормально. Лично меня это никогда не беспокоило, но у меня есть друзья, которые очень напрягаются по поводу того, что их родственники помогли им найти работу. Я, сотрудник одной из трех лучших компаний в отрасли, знаю только одного человека, который действительно получил работу, никого не зная в компании. Все остальные попали сюда по знакомству».

Для нашей молодёжи, гордой и амбициозной, большая проблема - обратиться за помощью при поиске работы к родственникам, малознакомым влиятельным людям. Вот и просиживают часами на HeadHunter, а потом начинаются мытарства по сомнительным компаниям. Сначала - собеседования, потом – испытательный срок (он часто используется мошенниками и недобросовестными работодателями), а в результате – разочарование, потраченные впустую силы. И снова поиск работы. Такая беготня по замкнутому кругу часто приводит к потере интереса ко всякой работе и депрессиям. Упущено драгоценное время, его трудно, а иногда и вовсе невозможно восполнить. Важно понять: когда тебя принимают на работу по рекомендации – это не значит, что за тебя кто-то уже всё сделал. Тебе только помогли встать на первую ступеньку. А то, как ты себя покажешь, – исключительно твоя личная заслуга. И её по достоинству оценят сослуживцы и начальство, не вспомнив о небольшой услуге, оказанной когда-то влиятельным знакомым. Ну, а если ты не смог себя проявить, то и «никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце – справедливым», как говорил король в фильме «Золушка» о злой интриганке-мачехе, которую выперли из королевства, не посмотрев на её «большие связи».

«Исследования показывают, что во взрослой жизни сеть социальных контактов сужается, поскольку карьера и семейная жизнь делают людей более занятыми. Именно поэтому, даже если мы часто меняем работу, переезжаем с места на место, живем с разными людьми и проводим много времени на вечеринках, - это самое подходящее время для налаживания полезных связей. Слабые связи - это контакты с людьми, которые помогут вам улучшить свою жизнь прямо сейчас (и будут делать это снова и снова в предстоящие годы), если только вы возьмете на себя смелость разобраться, чего вы на самом деле хотите».

Глава третья. Неосознанное известное. Автор на примере истории молодого человека Иэна утверждает, что рано сделавшие свой выбор в карьере, живут счастливее тех, кто топчется на месте. Иэн (и многие его сверстники) находится посреди океана возможностей. Все пути открыты, но он не знает, куда плыть. Парень с университетским образованием работает официантом в кафе. В компании его коллег не принято «выносить мозг» рассуждениями о высоких целях - день прошёл, и ладно. И, тем более, не принято брать на себя ответственность за что-либо. «Когда Иэн пожаловался родителям по поводу своего бесцельного блуждания в океане возможностей, он услышал очередную ложь. Его отец и мать сказали: «Ты самый лучший! Весь мир у твоих ног!» Они уверили его в том, что он может заняться чем только пожелает. Они не понимали, что такая неопределенная поддержка не приносит сыну никакой пользы. Ложь только уводит в сторону, отдаляет от правильного пути.

Иэн, наконец понял, что, продолжая «плыть по течению», вряд ли добьётся своей цели (стать компьютерным художником). Он меняет работу, и решение это даётся ему непросто: трудно признать ошибку выбора и вернуться в исходную точку.

Глава четвёртая. В Facebook все должно выглядеть красиво.

«- Я окончила колледж почти два года назад. Почти пятнадцать лет я изводила себя стремлением к совершенству и думала, что новая жизнь, которая начнется после окончания учебы, позволит мне избавиться от этих мук. К сожалению, бесконечные вечеринки и возможность делать все, что мне захочется, оказались не такими сказочными, как я ожидала», - делится с автором Талия. - Спустя несколько месяцев жизни в Сан-Франциско я начала испытывать одиночество и депрессию. Большинство моих друзей разъехались по стране. Единственная близкая подруга, с которой мы вместе жили, вдруг отвернулась от меня. Я целыми днями просматриваю в газетах объявления о работе и хожу в тренажерный зал. У меня такое чувство, что я вот-вот сломаюсь. Я не могу спать. Я все время плачу. Моя мама считает, что мне нужно лечиться».

Причиной таких мучений девушки, как ни странно, стал Facebook, где сверстники Талии выкладывают фотографии и рассказы о своих успехах в карьере и личной жизни.

Желание соответствовать высоким стандартам и быть «не хуже других» превращает жизнь в кошмар, приводит к депрессии и потере нужных ориентиров. Между участниками соцсетей идёт жестокое соперничество.

«Большинство молодых людей после двадцати достаточно умны, чтобы не сравнивать свою жизнь с тем, что они видят в микроблогах знаменитостей. Тем не менее, они все же воспринимают изображения и посты в Facebook как нечто реальное. Они не понимают, что большинство людей просто скрывают свои проблемы. Подобный самообман заставляет пользователей социальных сетей постоянно сравнивать свой социальный статус с какими-то более высокими стандартами. В итоге их не настолько уж безупречная жизнь выглядит неудавшейся на фоне той замечательной жизни, которой якобы живут остальные».

Глава пятая. Жизнь на заказ. Разобраться в своих желаниях, сравнить их с возможностями и, как итог, составить свой собственный сценарий жизни – вот задача, которую предстоит решить 20-30-летним.

Герой этой главы собрал для себя велосипед и гордится результатом работы. Он с увлечением рассказывает, как из стандартных узлов и деталей получился уникальный, единственный личный агрегат. Индивидуальный проект дома, шкаф-купе на заказ, персональный компьютерСовременный человек старается уйти от стандартов и шаблонов, делая быт удобным и комфортным, полностью отвечающим именно его интересам. То же происходит и с жизнью.

Карьера? Та, что сможет соединить таланты, интересы, возможность реализовать себя. И при этом принесет финансовое благополучие, достаточное, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своим будущим детям, а не заставит мыкать горе от зарплаты до получки.

Для этого необходимо потрудиться над сценарием собственной жизни и не откладывать эту важную задачу на потом. И, что более важно и трудно, спокойно, шаг за шагом, двигаться по выбранной тропинке.

«Выбрать карьеру или получить хорошую работу - это не конец, а только начало. А затем предстоит еще многое узнать и сделать».

Часть вторая. Любовь

«Самое важное решение, которое принимает каждый из нас, - с кем мы вступаем в брак. Тем не менее, курсов по выбору спутника жизни не существует».

В наше время молодые люди не спешат вступать в брак. Они наслаждаются свободой, весело проводят время с друзьями и возлюбленными и не хотят связывать себя обязательствами, подчас воспринимая совместное проживание как тест на перспективы брака, как пробу взрослой совместной жизни. Однако статистика утверждает, что пары, которые жили вместе до брака, в последствии менее счастливы и процент разводов среди них гораздо выше. Социологи называют этот феномен «эффектом сожительства». Переход от свиданий к совместным ночам, а затем и к постоянному проживанию может оказаться «скольжением по опасному склону». На этом пути нет обсуждения общего будущего, и, как следствие, нет ответственности друг за друга. Требования к сожителю гораздо ниже, чем к супругу. Как правило, недостатки партнера не замечаются до вступления в брак. И если такие отношения заканчиваются браком, то сложно преодолеть барьер между беззаботностью совместной жизни до и огромной ответственностью после его заключения.

20-30 лет – самое время задуматься о выборе партнёра и не довольствоваться малым, тратя время на ничего не значащие отношения. Не следует ждать тридцати лет, чтобы стать более требовательным в своём выборе. Необходимо проявлять разборчивость, пока вы ещё молоды.

Вся дальнейшая жизнь – здоровье, досуг, работа, деньги, воспитание детей, пенсия и даже смерть – зависит от этого выбора. В последние десятилетия увеличился средний возраст вступления в брак. Однако поздний брак не гарантирует прочности союза. Взрослые люди имеют устоявшиеся привычки и сформировавшиеся качества. Им сложнее приспособиться друг к другу. А связи без обязательств порой носят разрушительный характер, формируя плохие привычки и уничтожая веру в истинную любовь.

«Вокруг нас многое может измениться, но мы начинаем и заканчиваем свою жизнь с семьёй» (автор цитирует писателя Энтони Брандта). Счастливая семья даёт человеку чувство уверенности, защищённости, стабильности. Вместе легче справляться с трудностями.

Часть третья. Разум и тело

В заключительной части книги приводятся данные медицинских и психологических исследований, свидетельствующих, что мозг человека в 20-30 лет продолжает формироваться. А это - новые возможности для саморазвития, обучения. В этом возрасте легко управлять обстоятельствами и меняться самому.

Вот такая нужная и своевременная книга, заставившая меня о многом задуматься. Многие страницы я перечитывала по несколько раз и, несомненно, буду в числе первых покупателей издания – такую книгу нужно иметь как пособие для глубокого изучения. Да и просто как опытного доброго друга, к которому в любой момент можно обратиться за помощью и получить дельный совет. Ведь проблемы молодых в разных странах очень схожи.