Что делает базарова героем своего времени кратко. Базаров “Герой своего времени” сочинение

В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Но был и ещё один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно "напяливает" на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует "романтизмом". Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок ещё и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово "мы", но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров "Прошел над миром без шума и следа?" Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, "На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно... Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ..."

По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Был ли Базаров героем своего времени? Я счи­таю, что да. За такими, как он, - будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское обще­ство в 60-е годы XIX века, когда был написан Роман .

Тургенев всегда точно обозначает время действия в своих произведениях. Так, события в Романе «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года и заканчива­ются зимой 1860 года. В это время резко обостряет­ся борьба между революционерами-демократами и либералами за выбор путей развития России. Кре­постническая система изжила себя. На арену обще­ственной борьбы выходит новый тип борцов - раз­ночинцы-демократы. Тургенев уловил и изобразил в «Отцах и детях» нарождающееся в обществе дви­жение. Его Евгений Базаров - центральный герой романа - представитель этого прогрессивного движения. Это человек действия, не любящий пустых фраз и рассуждений о благе Отечества.

При первом же появлении героя бросается в глаза его резкое отличие от дворян-помещиков Кирсановых. Он прост, об этом говорит его непритязательная одежда, небрежная прическа, народное «Евгений Ва­сильевич», когда он представляется Кирсанову.

Большую роль в раскрытии характера и взгля­дов Базарова играют споры между ним и его идей­ными противниками. Особенно острый конфликт возникает между Базаровым и аристократом Пав­лом Петровичем Кирсановым.

«Павел Петрович всеми силами души вознена­видел Базарова ». Эта ненависть происходит от того, что «молодой нигилист», отрицатель, перечеркнул всю его жизнь. Старший Кирсанов считал себя до­стойным уважения, но Евгений называл подобных ему людей «дрянью, аристократишками». Между представителями старого и нового поколений назре­вает конфликт. Схватка произошла за вечерним чаем. В ней выразились идейные разногласия ан­тагонистов по поводу насущных проблем русской жизни. Павел Петрович вынуждает Базарова вы­сказаться. «В теперешнее время полезнее всего отри­цать», - так выражает Евгений то, в силу чего дей­ствуют нигилисты. Он считает, что до всего надо доходить путем эксперимента и исследования, что прежде чем строить новое, надо «место расчистить». Он презирает в народе патриархальность и религи­озность, отсталость, но, несомненно, ближе к нему, чем воинствующий аристократ.

«Мой дед землю пахал. Спросите любого из ва­ших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете», - говорит Базаров . И в этом он прав.

Тургенев показывает не всю биографию своего героя, а только ее основные моменты. Его прошлое нам неизвестно, но мы знаем, что личность Евгения формировалась в условиях общественного и научного подъема. «Главный предмет его - естественные науки. Да, он всё знает», - так отзывается о друге Аркадий Кирсанов. Евгений осведомлен в ботанике, медицине, зоологии, химии, физике. Бекетов, Сече­нов, Боткин, Менделеев - эти имена появились в русской науке во второй половине XIX века. Они определили интерес молодежи к естественным на­укам. На смену идеалистическим представлениям о жизни приходит материализм. Взгляды Евгения на жизнь, науку, религию, государство, народ во мно­гом совпадают со взглядами подлинных революцио­неров-демократов: Добролюбова, Чернышевского, Писарева.

В споре с оппонентом-аристократом видны ум, уверенность в себе, прогрессивность мировоззрения Базарова . Павел Петрович так и не сумел доказать правомерность своих взглядов на государство, пра­во, авторитеты и т. д. К концу спора он был взбе­шен, а Базаров - спокоен. Он лишь пожалел, что «рассиропился», слишком «распространился» перед этим аристократом. Базаров отвергает крепостниче­скую систему, грубое суеверие, иностранные авто­ритеты (Павел Петрович - приверженец всего анг­лийского), он стоит за просвещение народа.

Схватку, конечно, выиграл нигилист, так как взгляды Кирсанова устарели, он не знает жизни, но за то, к чему привык, за свой комфорт стоит на­смерть. Его подробно рассказанная биография гово­рит о том, что он потратил свою жизнь на романти­ческую любовь к некой Р. Не таков Базаров. Он за­нимается делом, наукой, лечит людей, помогает отцу. И в любви к Одинцовой проявилась не слабость, а сила его характера. Хотя он отвергает любовь, ис­кусство, поэзию, Рафаэля, что в духе времени (ког­да рождается новое, всегда бывают какие-то переги­бы), перед смертью Евгений заговорил как роман­тик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». В этих словах нежность к любимой и такой далекой от него Анне Сергеевне, испугавшейся его страсти, его искренних чувств, подобных буре. Умереть так, как умер Базаров, означает совершить подвиг». Невозможно опровергнуть это мнение Пи­сарева. Евгений, зная, что он заражен, ведет себя мужественно, старается утешить родителей-стари­ков. Жалеет лишь о том, что не успел осуществить желаемое. Тургенев не говорит, как могла бы сло­житься его героя, если бы он не умер. Веро­ятно, Базаров посвятил бы себя революционной де­ятельности. Ведь не случайно Тургенев в одном из писем заметил, что если его герой называется «ни­гилист», то надо читать «революционер».

Добролюбов говорит, что люди базаровского скла­да решаются «ступить на дорогу беспощадного от­рицания для отыскания чистой истины», что их цель - «принесение возможно большей пользы че­ловечеству». Тургенев полагал, что время базаровых еще не настало, но его произведение сказало боль­ше: России нужны реалисты, деятели, революцио­неры в области мысли. Всегда вначале рождается новая идея, а затем появляются люди, которые во­площают эту идею в жизнь.

Я считаю, что в своем отрицании Базаров захо­дит иногда далеко. «Природа не храм, а мастер­ская, и человек в ней работник», - утверждает он. Это односторонний взгляд на природу. Природа - и храм, и мастерская. Она - часть мироздания, она - наше спасение! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что, как не природа врачует истомлен­ные цивилизацией души? И без поэзии, живописи, музыки невозможно представить нормальную жизнь. Гораздо проще торговать, из всего извлекать при­быль, как в наше «переходное время». Но как мель­чает человек, замыкаясь в заботах только о хлебе насущном! Базаров, возможно, не это имел в виду, когда резко отрицал всё старое. Может быть, он и не знал подлинного искусства: слишком занят был своим делом. И всё же, хотя он высказывает много спорного, это передовой человек своего времени, ге­рой своего времени. За такими всегда будущее.

В каждом мыслящем, деятельном человеке есть частичка Базарова .

Скачать сочинение »Был ли Базаров героем своего времени?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Отцы и дети, Тургенев

Если домашнее задание на тему: » Был ли Базаров героем своего времени? [сочинение] оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая

БАЗАРОВ - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение - разночинство. После подав­ления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалисти­ческой эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либера­лов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира.

Базаров - разночинец. Разночинцы - люди из разных сосло­вий. Это студенты, земские врачи, журналисты, литераторы. Ленин писал о том времени: «…Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского… студенческие беспорядки - при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был при­знать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной».

Тургенев хотел создать образ человека нового типа, способного сменить пассивных дворян Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Писарев писал, что у Печориных есть воля без знания, у Рудиных знание без воли, а в Базарове есть и знание и воля. База­ров критикует бездействие поколения 40-х годов. Он отрицает ста­рые принципы либералов-дворян, критикует аристократизм и бар­ство, «стремится расчистить место для новой будущей жизни». Тур­генев не верит в перспективность позиций Базарова. Тургенев как бы относит себя к «отцам» и оценивает Базарова с точки зрения «отцов». Он специально ставит Базарова в сложные ситуации, чтобы читатель мог сам оценить Базарова. Тургенев, выделяя ха­рактерные черты, пишет, что у Базарова есть воля, целеустремлен­ность, незаурядный ум, а главное - трудолюбие.

Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощуще­ний. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощу­щения - это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет; да и я в другой раз тебе этого не скажу». Базаров - нигилист, он отрицает искусство, красоту при­роды, любовь.

«- В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отри­цаем.

Все? Все. Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымол­вить. Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

Базаров отрицает любовь, но, увидев Одинцову, он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству. После неудачи с Одинцовой он начинает ухаживать за Фенечкой, чтобы компенсировать себе эту неудачу, но ведь Фенечка нравится и Павлу Петровичу, и Николаю Петровичу. И в этой ситуации Турге­нев противопоставляет поколения 40-х и 60-х годов. Это чувство долга перед братом у Павла Петровича и противоположное чувству Базарова. Одна из главных линий романа - это отношение Базаро­ва к народу. Если Павел Петрович презирает народ, то Базаров счи­тает себя частицей народа. «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Ба­заров гордится своим происхождением.

Так же интересно отношение Базарова к природе. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Турге­нев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описыва­ет могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют расте­ния. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.

Образ Базарова Тургеневу подсказала сама жизнь. В некоторых изречениях Базарова прослеживаются мысли Добролюбова, Черны­шевского, русских естествоиспытателей. Базаров говорит: «Мы дей­ствуем в силу того, что мы признаем полезным», а у Чернышевско­го - «…только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро».

В эту эпоху было немало людей, подражавших Базарову. В ро­мане это Ситников и Кукшина. Они только поддаются модному те­чению, и поэтому все их действия и высказывания смешны. Писа­рев писал, что базаровщина - болезнь времени, подобно холере, и ее невозможно остановить.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА
«ОТЦЫ И ДЕТИ»
Одинцова
Николай Петрович
Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Евгений
Базаров
Родители
Ситников
/ Кукшина
Павел Петрович
Кирсанов

Особенности композиции

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Образ Базарова занимает
центральное
место
в
композиции романа. Из 28
глав герой не появляется
лишь в двух, в остальных
является
центральным
действующим лицом. Все
остальные
персонажи
группированы вокруг него
и
раскрываются
во
взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Роман состоит из 2 частей
(28 глав)
В I части (I – XIII главы)
Базаров заявляет о себе как
о нигилисте, высказывает
свои взгляды на жизнь,
отстаивает свою философию
(все события происходят
до знакомства Базарова
с Одинцовой).
Во II части (XIV – XXVIII
главы) происходит
проверка всех жизненных
позиций и убеждений
Базарова; описывается
кончина героя.

Две части – два круга странствий
ХРОНОЛОГИЯ ВСЕХ СОБЫТИЙ РОМАНА
ПРЕДСТАВЛЕНА В ДВУХ КРУГАХ СТРАНСТВИЙ
Первый круг
помогает
понять положения
теории нигилизма
Второй круг
«развенчивает»
все отрицания
Базарова

Разночинец по происхождению, демократ
по политическим убеждениям,
представитель поколения «детей»
(однако, единственный представитель,
все остальные персонажи оказываются
во враждебном лагере). Отмечается
внешняя непривлекательность
«волосатого» студента, его пренебрежение
к одежде. Но в герое восхищает
многое другое: ум, самобытность,
физическая сила, уверенность в себе,
огромная работоспособность.
Является в романе выразителем
идей народной демократии и
противопоставлен либеральному
дворянству. Его политические взгляды
сводятся к резкой критике существующего
положения в стране. Созидание
не считает целью. Красоту, эстетическое
наслаждение отрицает начисто.
Резок в своих суждениях и оценках. Не успев
реализовать себя в жизни, герой
только перед лицом смерти избавляется
от своей нетерпимости и
впервые ощущает, что жизнь шире и
многообразней его представлений о ней.
Пытается построить свою жизнь на
основе теории нигилизма (уверен, что
жизнь можно прожить без чувств,
переживаний и любви, т.е. без всякой
«белиберды»). Но в душе героя
существуют зародыши всех чувств,
которые он отрицает, среди них и
способность любить. Получается,
что главный конфликт в романе –
это конфликт героя с самим собой.
Умеет обращаться с мужиками,
просвещать их. У него у самого народный
склад речи(отмечается простота и
меткость его выражений, обилие в
ней пословиц и поговорок). Его
любовь к народу лишена сентиментализма
и идеализации простого русского мужика.

Образ Евгения Базарова

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА
Внешний облик «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная
красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху
плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум»
Происхождение Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым
доктором», «Мой дед землю пахал»
Образование
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он
в будущем году хочет держать на доктора».
Отношение
воспитанию
к «Всякий человек сам себя воспитать должен»
Отношение
родителям
к «- Ты их любишь, Евгений?
Черты
характера
- Люблю, Аркадий».
Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение
подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в
Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал,
Базаров работал»

Общественнополитические
взгляды
«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько
иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;
«Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет
правительство, едва ли пойдет нам впрок.»
Особенности
мировоззрения
Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не
верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
Все? Все. Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить…
Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех
других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься
каждою отдельною березой».
Отношение
любви
к «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы,
физиологи, знаем, какие это отношения»;«Это что за фигура?.. На остальных
баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое
богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и
видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…»
Отношение
к
природе,
к
искусству
Отношение народу
Особенности
Базарова
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша
медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник»
Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ)
заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы
только напиться дурману в кабаке.»
речи Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок,
афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости
обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и
понятий, резкая, отрывистая интонация

Сильные стороны
Слабые стороны
Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во
многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме)
есть и сила и слабость.
Базарова отличает смелость критической мысли,
отход от незыблемых авторитетов, критика
государственной системы. Вызывают уважение
его решительность, убежденность, смелость,
готовность идти да конца. Взгляды Базарова
представляют собой стройную и логическую
систему.
У него не существует никакой положительной
программы («Мы расчищаем место, строить будут
другие»). Хотя человека не может не волновать, что
будет построено на развалинах. Отрицая то, что на
самом деле заслуживает отрицания, Базаров
замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию,
музыку), поэтому вступает в конфликт с самой
человеческой природой.
В борьбе за новое (в спорах с Павлом
Петровичем) Базаров спокоен, потому что
уверен в своей правоте. Он не хочет спорить,
презирает болтовню и бесполезные слова (тогда
как его противник рвется в бой, волнуется,
бледнеет, срывается на личные оскорбления,
чувствует свое бессилие).
Наделен острым критическим умом, но лишен
широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он
признает лишь естественные науки, которые просто и
ясно объясняют все жизненные явления. До предела
сужает всю красоту и многообразие жизни, природы,
где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он
обедняет жизнь своим практическим рационализмом.
В эпизоде смерти герой показан сильным,
стойким, способным чувствовать и любовь, и
красоту, и жалость. Он как бы очищается от
всего наносного, избавляется от развязности и
черствости. В финале перед нами титаническая
личность.
Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не
смогла в полной мере реализовать свои способности.
Возникает чувство сожаления и жалости от того, что
безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного
человека
из-за
узости
и
односторонности
нигилистических теорий.

10. Составить характеристики героев по плану:

СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЕВ ПО ПЛАНУ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Внешность
Происхождение
Воспитание
Черты характера,
образование
Общественнополитические взгляды
Отношения с
окружающими.
Речь, лексика
Образы героев в романе:
1. Е. Базаров
2. П.П. Кирсанов
3. Н.П. Кирсанов
4. А. Кирсанов
Работа с текстом! (цитаты)

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени. Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев. Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками». Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.

Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному. Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт. В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.

Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым. Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера. Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере. Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.

Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток. Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.

Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать. Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе. Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.

Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.

Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени.