Чем занимался губернатор в мертвых душах. Образы чиновников в «Мёртвых душах

На вопрос "Мёртвые души". Помогите пожалуйста составить характеристику чиновникам. заданный автором Вровень лучший ответ это Чиновники города NN в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (1)
Тема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония проходит через все творчество Н.В.Гоголя. Образы чиновников встречаются в романтических повестях «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в реалистических произведениях «Миргорода» и повестях о Петербурге. Чиновничеству посвящена комедия «Ревизор».
В «Мертвых душах» эта тема сплетается с темой крепостничества. Блюстители порядка во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе произведения. Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: «Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет…» В произведении дана злая сатира на чиновников-грабителей и на «хлебосольных» русских бар.
Итак, чиновники в поэме показаны сатирически. Они для автора, как и помещики, - «мертвые души». Символический смысл названия произведения относится и к чиновникам. Рассказывая о них, Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора, почтмейстера и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества.
Еще находясь в городе, до своей поездки по дворянским имениям, Чичиков наносит визиты городским чиновникам. Это дает возможность автору представить читателю чиновников и нарисовать их выразительные портреты. Вот один из них – портрет губернатора: подобно Чичикову, он «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю…» Гоголь соединяет в характеристике персонажа «высокое» и «низкое»: «звезда» и вышивание. Получается, что губернатор представлен к награде не за заслуги перед Отечеством, а за умение вышивать. С помощью тонкой иронии автор разоблачает праздность одного из самых важных лиц в городе.
Такой же прием несоответствия Гоголь использует, описывая почтмейстера, «низенького человека, но остряка и философа». Автор сознательно нарушает логику: соединяет несоединимое в характеристике героя. Ведь «низенький» - отличительная особенность внешности человека, а «философ» - оценка его умственных способностей. Противительный союз «но» в этой фразе усиливает алогизм: вопреки низкому росту герой является философом. Слова в странном соседстве приобретают другой смысл. Слово «низенький» обозначает уже не примету внешнего облика, а относится к внутренней жизни человека. Именно таким образом Гоголь разоблачает низкие запросы чиновника. У почтмейстера, оказывается, существует в жизни только одно сильное увлечение. Это не служба, а игра в карты. Только за игральным столом проявляется «грандиозное» умственное начало в персонаже: «…взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во все время игры».
Посещая вместе с Чичиковым важных лиц города, читатель убеждается, что они не обременяют себя заботами о государственных делах. Чиновники живут праздно, все свое время посвящая званым обедам и игре в карты. Например, Чичиков отправился «…на обед к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи». При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, - говорит Собакевич, - он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий».
С иронией, доходящей до сарказма, автор показывает уровень культуры и образованности губернских чиновников. Они были «…более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Тема разговоров на светских мероприятиях – яркое свидетельство духовной нищеты и узкого кругозора государственных служащих. Они беседуют о лошадях, собаках, рассуждают о бильярдной игре и «об выделке горячего вина». Часто на званых вечерах сплетничают о судейских проделках и «таможен

Ответ от Ўркофф [гуру]
здесь
http://www.kostyor.ru/student/?n=89
Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире". Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: "...зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает". Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, - это густыми черными бровями.
Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем "бумажку", "которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою". Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в "Божественной комедии", ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.
Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие - это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" - это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.
Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что "все они были гражданские чиновники". У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно
чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они

Образ города в поэме "Мертвые души"

Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, - объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.

Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру: это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в "храме Фемиды". И это естественно для административно-бюрократической России. Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, лжи и казнокрадства - сердце города, единственный его "живой нерв".

Вспомним еще раз взаимосвязь "Мертвых душ" и "Божественной комедии" Данте. В поэме Данте героя водит по кругам Ада и по Чистилищу Вергилий - великий римский поэт дохристианской эпохи. Ему - нехристианину - нет пути лишь в Рай, и в Раю героя встречает Беатриче - его вечная светлая любовь, воплощение чистоты и святости.

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов "Божественной комедии". В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Вергилий - им оказывается "мелкий бес" - палатский чиновник: "...один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу..." Гоголевская ирония блистательна: бесподобен председатель - "солнце" гражданской палаты, неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет. И самое смешное - как и самое трагичное, самое страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами...

Как же мельчают, как испошляются души в современном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, Душа!..

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что "у покойника была, точно, душа", окружающие догадались, лишь когда он умер и стал "одно только бездушное тело". Для них душа - понятие физиологическое. И в этом - духовная катастрофа современной Гоголю России.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Набоков так комментирует сцену бала у губернатора: "Когда Чичиков приезжает на вечеринку к губернатору, случайное упоминание о господах в черных фраках, снующих при ослепительном свете вокруг напудренных дам, ведет к якобы невинному сравнению их с роем мух, и в следующий же миг зарождается новая жизнь. "Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница [вот она!] рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети [вот и второе поколение!] все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом [один из тех повторов, свойственных стилю Гоголя, от которых его не могли избавить годы работы над каждым абзацем], влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где враз-битную, где густыми кучами". <…> Тут сравнение с мухами, пародирующее ветвистые параллели Гомера, описывает замкнутый круг, и после сложного, опасного сальто без лонжи, которой пользуются другие писатели-акробаты, Гоголь умудряется вывернуть к исходному "врознь и кучами"".

Очевидно, что жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, что заставило все в нем сняться с места в последних главах поэмы? Сплетни о Чичикове. Что за дело городу до чичиковских афер, почему городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть? Лучше всего комментирует и объясняет весь механизм жизни города черновая запись Гоголя к "Мертвым душам": "Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделия и приняло выражение смешного в высшей степени... Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателям мертвая бесчувственность жизни".

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил? Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"! А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"! И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.

Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д.С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века". По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь? А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?

"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь. - Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.

Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая. Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему.

В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке. А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.

Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой.

Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru

После описания помещиков Гоголь в своей поэме переходит к описанию чиновников и этому отдана добрая часть книги. При этом чиновники не описываются так подробно как помещики, каждый из которых представляет собой глубокий и многогранный символ.

Чиновники наоборот – сообщество практически безликое, которое представляет интерес именно в своей массе. Гоголь где-то даже говорит про них как про стаю мух, которые набрасываются на куски рафинада. Таким образом он низводит индивидуальную ценность каждого и говорит просто в целом о стае насекомых.

В связи с этим и детали описания довольно скупы и подобно тому как одна муха может отличаться длиной лапок или каким-то особым крылышком, так чиновники тоже различаются по незначительным деталям. К примеру, губернатор отличается вышиванием по тюлю, а прокурор обладает выразительными бровями.

Губернатор относится Гоголем к классу «толстых» чиновников. Речь идет про социальную иерархию, которую выстраивает Гоголь в духе социального дарвинизма: там есть низшие чиновники, тонкие и толстые. Соответственно, на самом верху этой социальной пирамиды – толстые, которые сумели «откусить» наибольший кусок.

Губернатор подобно остальным чиновникам – вороватый и довольно примитивный простак. Он готов расплываться в любезностях с другими, но на деле является подлецом. Причем подлецом бескорыстным, как пишет обо всей чиновничьей братии автор.

Самое любопытное, конечно, заключается во взаимоотношениях губернатора и Чичикова, который умело выдает себя за достойного человека и легко проводит всех чиновников, которые только спустя существенное количество времени начинают считать приезжего ни то Наполеоном, ни то Антихристом. Губернатор в этом числе, он наивен и прост, легко поддается на внешний обман, легко следует за общественным мнением. По сути, он такая же погибшая душа как крепостные, которые скупает Чичиков.

Только вот если чиновники представляют собой ипостась отдельного греха и порока, в чем-то они могут даже быть подобны различным христианским бесам (если учитывать религиозно-мистический характер повествования Гоголя) то чиновники – мелкие черти. Как стая мух суетятся они над сахаром.

Сочинение про Губернатора

Николай Алексеевич Гоголь повествует о губернаторе, начиная с седьмой главы поэмы “Мёртвые души” . Он является второстепенным героем и совсем немного текста отводится человеку, стоящему во главе города.

Начинается история с того что Чичиков покупает мёртвых крестьян за копейки и переделывает в документах цену как за живых, хвастаясь тем, что уже четыреста душ купил для своего имения в Херсонской губернии. Очарование мошенника не оставило равнодушным и самого губернатора, который с детским восторгом относился к нему и пригласил на свой бал. На празднике он познакомил его с губернаторшей и дочкой. Губернатор недалек умом потому только через некоторое время понимает кто такой на самом деле обожаемый им Чичиков Как только раскрывается афера, чиновники начинают его выгораживать, так как боятся, что об их махинациях узнают. В этот момент аферист, уладив все вопросы с документами, поехал в другие города скупать Мёртвые души и получать за каждую по 200 рублей из казны.

В те времена многие авторы обращались к теме раскрытия произвола властей. Николай Васильевич Гоголь во всех своих произведениях затрагивает тему беззакония чиновников. В данной поэме применяя в описании героев слова:”тонкий и толстый”. Подразумевает накопления личных сбережений за счёт обворовывания казны и простых людей. Гоголь мастерски отражает личностные качества главы города и при встрече с Чичиковым четко вырисовывает его портрет:”ни тонок, ни толст, на шее имеет Анну. Поговаривали, что был представлен к звезде и вышивал по тюлю…”. Гоголь намеренно в одном предложении написал о награде и вышивании. Получается губернатор получил орден не за преданность государству, а за расшивание тюли. При помощи скрытой насмешки автор открывает нам глаза на безделье уважаемого человека в мегаполисе. Чичиков умело льстит Губернатору и исходя из этого организатор праздничного вечера составляет свое мнение о мошеннике рассказывая всем что он благонамеренный человек. И снова проскальзывает ирония автора в отношении героя, доказывая его глупость.

Как мы с лёгкостью можем заметить, наш персонаж является объектом смеховой критики автора. Милый инфантилизм героя оборачивается для его близких чудовищным эгоизмом. В поэме автор сатирически трансформирует действительность и это не плод субъективности, а проницательное раскрытие фальши, присущей всей социальной системе.

Несколько интересных сочинений

  • О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе сочинение

    Нравственность – это понятия, объясняющее стремление человека соответствовать каким-либо нормам, порядкам, или же, стандартам. Человек по своей природе существо, зависимое от мнения и оценки людей, которые его окружают

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах». Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века. Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы. Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения. Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся. В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами. Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело. При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду - орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем - какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян. В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего. Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует. Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт. Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход - радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал. Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает. Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других. Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость - вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Тест по произведению

Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»).

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души» показал страшную российскую
действительность, образно говоря, отразил «ад» современной ему действительности, образно говоря, отразил «ад»
современной ему жизни. Поэма – широкая картина реальной действительности. В то время в России было крепостное право.
Помещики угнетали крестьян, ущемляли их права. Гоголь показывает героев из разных слоёв общества. Это городские
чиновники, сельские помещики, рядовые крестьяне. Причём, он изображает помещиков и чиновников с иронией. Гоголь
раскрывает пустоту и бездуховность их внутреннего мира.
Главный герой поэмы – это коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своему положению. Цель его приезда
скупить у помещиков за малую цену мертвых душ крестьян. Затем заложить их в опекунский совет по двести рублей за каждую.
С этой целью он старается расположить к себе и городских чиновников, и помощников. Делая визиты чиновникам, он каждому
говорит комплименты.
Сцена бала имеет большое значение для понимания образов персонажей. Гениальный писатель Гоголь даёт краткую, но
весьма меткую характеристику чиновникам и помещикам. Он делит всех мужчин на два рода: одни тонкие, другие толстые,
«однако он не тонкий и не худой». Причём, почётных чиновников, Гоголь наделяет смешной внешностью, «кое-кто был рябоват,
волос на голове они не носили ни хохлами, ни буклями».
От внешних черт Гоголь переходит к описанию внутренних. Толстые, по мнению автора, умеют лучше обделывать свои дела,
нежели тонкие. А тонкие только числятся на службе, влияют туда сюда. Толстые непременно разбогатеют, купят дом на имя
жены, потом и деревню.
Весьма примечательно характеризует Гоголь городских чиновников. Почтмейстер, взявши в руки карты, выразил на своём
лице мыслящую физиономию, а на самом деле был примитивным человеком.
Поведение Чичикова в процесс карточной игры было лицемерным. Если он спорил с игроками, то это был приятный спор.
Никогда он не говорил: вы пошли, но « вы изволили пойти, я имел честь покрыть вашу двойку». Великий писатель Гоголь
отмечает в этом эпизоде преувеличенную вежливость Чичикова. Чтобы убедить в чём-нибудь своих противников, он всякий раз
подносил им свою серебряную табакерку, на дне которой все заметили две фиалки, положенные туда для запаха. Его,
собственно, не интересует карточная игра, потому что главная цель – поближе показаться с владельцами душ. Познакомившись
с Маниловым и Собакевичем, он, прежде всего, расспросил, сколько у каждого из них душ крестьян, в каком положении
находятся их имения, и только потом спросил, как имя и отчество. Здесь мы видим его алчность, стремление к наживе, его
вовсе не интересуют эти помещики, как люди, ему важно знать только об их собственности. Он одержим идеей, разбогатеть.
Ещё в детстве отец внушил ему, чтобы Павлуша берёг!
и копил деньги. Вот его главная цель: нажива его страсть. Гоголь раскрывает всю сущность его мелкой души, показывает
изворотливость, умение хитрить и обманывать других людей. Причём, автор изображает это разнообразным языком, с помощью
выразительных различных средств русского языка. Насколько богат язык поэмы даже в кратком эпизоде на балу! Здесь мы
видим яркие сравнения, метафоры. Для каждого персонажа на балу, Гоголь находит эпитеты. Благодаря этому даже в кратких
характеристиках образ становится ярче и нагляднее.
Чичиков сумел в короткое время очаровать и Манилова, и Собакевича. Вот, например, сравним: у Манилова глаза
«сладкие, как сахар, он был от Чичикова без памяти, просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню? А
Чичиков выразил ещё большую вежливость, сказав, что он не только с большою охотою готов это исполнить, но даже почтёт за
священнейший долг. Гоголь высмеивает Собакевича беззлобно. На вежливые приглашения Чичикова он отвечает лаконически, при
этом шаркает ногой, обутой в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу,
особенно в нынешнее время.
Гоголь показывает, как Чичиков из обыкновенного мальчика превратился в дельца и ловкача, у которого в душе не
осталось почти ничего святого.
Сцена на балу у губернатора показывает читателю ситуацию, в которой проявляется внутренний мир Чичикова. Один из
классиков назвал Чичикова « рыцарём денег ». Когда он был школьником, то зашивал мешочки по пять рублей. Можно сказать,
что он живёт только деньгами. По существу, Чичиков превратился в мёртвую душу.
В целом, поэма «Мёртвые души»- эта книга о тяжёлой российской действительности. Причём, Гоголь отражал мертвые души,
одновременно восхищается великой Русью, потому что наряду с мёртвыми душами в России есть место и замечательным людям.
Гоголь внушает читателю огромную веру в великое предназначение Руси, называя её «Птицей-тройкой», но он не знает,
куда же мчится эта тройка.
Жанр поэмы, выбранный Гоголем для своего произведения, вполне оправдан. Ведь кроме сатирических сцен, в которых
высмеиваются помещики, Гоголь, включил поэтические, в которых он описывает тройку. Эти страницы - лучшие в поэме, потому
что в них чувствуется вера самого писателя в великое будущее России.