Бернард шоу что. Шоу, Бернард – писатель, драматург, философ и англичанин с большой буквы. Афоризмы бернарда шоу

Джордж Бернард Шоу родился 26 июня 1856 г. в Дублине, в семье торговца зерном. Детство Бернарда было очень тяжелым. Юноша вынужден был зарабатывать на жизнь в раннем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он переехал из Ирландии в Лондон. Здесь Бернард примкнул к «Фабианскому обществу», которое трактовало идеи умеренного социализма.

Однако литературная деятельность давно уже привлекала его. В 1879 г. был создан роман «Незрелость». В журнале «Тудэй» были опубликованы следующие романы: «Социалист-одиночка» (1884 г.), «Профессия Кэшеля Байрона» (1885 – 1886 гг.).

Бернард Шоу. Фото 1911

Чуть позже увидели свет романы «Неразумные связи (1887 г.), «Любовь артиста» (1888 г.). В начале девяностых Шоу стал писать пьесы. В 1892 г. была создана пьеса «Дома вдовца». После этого Шоу стал профессиональным драматургом. Пьеса «Профессия миссис Уоррен» (1894 г.) вызвала недовольство общества, т. к. в ней шла речь о бывшей проститутке.

Огромный успех имела пьеса «Ученик дьявола» (1897 г.). В этом же году Шоу стал государственным советником.

В 1898 г. драматург он женился на Шарлоте Пейн-Таузенд. Невеста была из очень богатой семьи, но так же как и Шоу, являлась членом «Фабианского общества». Поэтому она стала не только верной супругой, но и преданной помощницей.

Гении и злодеи. Бернард Шоу

На сцене королевского театра в 1904 – 1907 гг. были поставлены некоторые из пьес Шоу. Среди этих пьес – «Человек и сверхчеловек» (1905 г.), «Майор Барбара» (1905 г.), «Цезарь и Клеопатра » (1907 г.). После этого Шоу стал мировой знаменитостью.

В 1912 г. Шоу создал одно из своих знаменательных произведений – «Пигмалион». Во время Первой Мировой войны Шоу писал пьесы о том, что происходило в обществе. Они были впоследствии опубликованы в сборнике «Пьески о войне» (1919 г.). В 1919 г. была создана пьеса «Дом, где разбиваются сердца». В 1923 г. – пьеса «Святая Иоанна». Как считают многие критики, это произведение стало вершиной драматургической деятельности Шоу.

В 1925 г. Шоу был удостоен Нобелевской премии «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Саму премию Шоу потратил на то, чтобы учредить англо-шведский литературный фонд для переводчиков.

В 1931 г. драматург посетил СССР. Левый интеллигент, он пришел в восторг от Советской страны, до конца жизни восхищался советским строем и достижениями .

К позднему творчеству Шоу относятся произведения: «Миллиарды Бойанта» (1947 г.), «Замысловатые басни» (1948 г.), «Шекс против Шэпа» (1949 г.). Неоконченной осталась поэтическая пьеса «Почему она отказывалась».

На границе XIX-XX веков в мировой литературе начали появляться принципиально новые типажи и сюжеты. Основным отличием литературы нового века стало то, что главными героями теперь были не люди, а идеи, они же и активные участники действа. Первыми авторами, которые начали писать «драмы идей», были Г. Ибсен, А. Чехов и, конечно же, Б. Шоу. Основываясь на опыте своих литературных отцов, Шоу смог поучаствовать в создании совершенно новой драматургической системы.

Биографическая справка

Джордж Бернард Шоу, всемирно известный драматург, родился 26 июля 1856 года в столице Ирландии - Дублине. Уже в детстве он открыто показывал свое недовольство традиционной системой образования, которую всячески отвергал и старался как можно больше времени посвящать чтению. В возрасте пятнадцати лет, т. е. в 1871 году, он стал работать клерком, а в 1876-м отправился в Англию, хотя его сердце всегда принадлежало Ирландии. Здесь особенно проявлялись политическое и что помогло юному автору закалить характер и в дальнейшем отобразить все волновавшие его конфликты в творчестве.

В конце 70-х годов Б. Шоу окончательно определился со своим будущим и выбрал литературу в качестве профессии. В 80-х он начинает работать музыкальным критиком, литературным рецензентом и театральным обозревателем. Яркие и оригинальные статьи тут же вызывают интерес у читателей.

Пробы пера

Первые произведения автора - это романы, в которых он старается выработать свой специфический метод со множеством парадоксов и ярких сцен. Уже в это время в произведениях Бернарда Шоу, которые, скорее, являются первыми литературными набросками, есть живой язык, интересные диалоги, запоминающиеся персонажи, все то, что так необходимо, чтобы стать выдающимся автором.

В 1885 году Бернард Шоу, пьесы которого становились все более профессиональными, начал работу над произведением «Дом вдовца», которое положило начало новой драме в Англии.

Социальные взгляды

Важную роль в становлении Шоу как автора сыграли его политические и социальные взгляды. В 80-е годы он являлся членом Фабианского сообщества. Идеи, которые пропагандирует эта ассоциация, просто понять, если узнать, откуда произошло ее название. Сообщество названо в честь римского полководца Фабия Кунктатора, который смог одержать победу над жестоким карфагенским правителем Ганнибалом именно потому, что сумел выждать и выбрать подходящий момент. Этой же тактике следовали и фабианцы, которые тоже предпочитали выжидать, пока появится возможность раздавить капитализм.

Бернард Шоу, произведения которого преследуют цель открыть читателю новые проблемы современности, был ярым приверженцем изменений в обществе. Он хотел изменить не только закоренелые устои капитализма, но и провести тотальные инновации в драматическом искусстве.

Бернард Шоу и Ибсен

Невозможно отрицать тот факт, что Шоу являлся самым верным поклонником таланта Ибсена. Он полностью поддерживал взгляды норвежского драматурга на необходимые изменения в современной литературе. Кроме того, Шоу занимался активной пропагандой идей своего кумира. В 1891 году он стал автором книги «Квинтэссенция ибсенизма», в которой он демонстрирует свою ненависть к буржуазной лжеморали и стремление к разрушению фальшивых идеалов.

По мнению Шоу, новаторство Ибсена проявляется в создании острых конфликтов и наличии разумных, тонких дискуссий. Именно благодаря Ибсену, Чехову и Шоу дискуссия стала неотъемлемой частью новой драматургии.

«Профессия миссис Уоррен»

Одна из самых популярных пьес автора является злой сатирой на викторианскую Англию. Так же как и Ибсен, Бернард Шоу показывает глубокое несоответствие между видимостью и реальностью, внешней респектабельностью и внутренней ничтожностью своих героев.

Главная героиня пьесы - девушка легкого поведения, которая смогла накопить серьезный капитал при помощи своего ремесла. Пытаясь оправдаться перед своей дочерью, которая понятия не имеет об источнике семейного дохода, миссис Уоррен рассказывает о полнейшей нищете, в которой ей приходилось жить ранее, утверждая, что именно это подтолкнуло ее к такому образу жизни. Кому-то такой род деятельности может прийтись не по вкусу, но Бернард Шоу объясняет читателю, что миссис Уоррен стала жертвой несправедливого устройства социума. Автор не осуждает свою героиню, ведь она просто пошла на поводу у общества, которое гласит, что все пути наживы хороши.

Ретроспективно-аналитическая композиция, которую Шоу позаимствовал у Ибсена, здесь реализуется по самой своей стандартной схеме: правда, касающаяся жизни миссис Уоррен, открывается постепенно. В финале пьесы решающей является дискуссия между главной героиней и ее дочерью, образ которой стал первой попыткой автора изобразить положительного героя.

Пьесы для пуритан

Все свои пьесы автор разделил на три категории: приятные, неприятные и для пуритан. В неприятных пьесах автор стремился изобразить ужасные проявления социального строя Англии. Приятные, напротив, должны были развлечь читателя. Пьесы для пуритан же нацелены на изобличение отношения автора к официальной лжеморали.

Высказывания Бернарда Шоу по поводу его пьес для пуритан сформулированы в предисловии к сборнику, вышедшему в 1901 году. Автор утверждает, что он не ханжа и не боится изображать чувства, но против сведения всех событий и действий героев к любовным мотивам. Если руководствоваться таким принципом, утверждает драматург, то никто не сможет быть храбрым, добрым или великодушным, если он не влюблен.

«Дом, где разбиваются сердца»

Пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная в конце Первой мировой войны, ознаменовала новый период в творческом развитии Шоу. Ответственность за критическое положение современной морали автор возложил на английскую интеллигенцию. Для подтверждения этой мысли в конце пьесы появляется символичный образ корабля, сбившегося с курса, который плывет в неизвестность с капитаном, ушедшим со своего капитанского мостика и покинувшим свою команду в безразличном ожидании катастрофы.

В этой пьесе Бернард Шоу, краткая биография которого показывает его стремление к модернизации литературной системы, облачает реализм в новые одежды и придает ему другие, неповторимые черты. Автор обращается к фантастике, символике, политическому гротеску и философской аллегории. В дальнейшем гротескные ситуации и персонажи, отображающие фантастичность художественных типажей и образов, стали неотъемлемой частью его драматургии, а особенно ярко они проявляются в Они служат тому, чтобы открыть современному читателю глаза на истинное положение вещей при нынешней политической обстановке.

В подзаголовке автор именует свою пьесу «фантазией в русском стиле на английские темы», указывая, что образцом для него служили пьесы Л. Толстого и А. Чехова. Бернард Шоу, книги которого нацелены на изобличение внутренней нечистоты героев, по-чеховски исследует души и разбитые сердца действующих лиц своего романа, которые бездумно растрачивают культурное наследие нации.

«Тележка с яблоками»

В одной из своих самых популярных пьес - «Тележка с яблоками» - драматург рассказывает об особенностях общественно-политического положения Англии первой трети XX века. Центральная тема пьесы - дискуссия о политической знати, короле Магнусе и кабинете министров. Министры, которые были избраны народом, т. е. демократическим способом, требуют установления конституционного типа правления государством, в то время как король настаивает на том, чтобы вся власть в государстве принадлежала исключительно правительству. Сатиричная дискуссия с элементами пародии позволяет автору отобразить свое истинное отношении к институту государственной власти и объяснить, кто управляет страной на самом деле.

Бернард Шоу, биография которого отображает все его презрительное отношение к любой тиранической власти, стремится отобразить истинную подоплеку государственного конфликта не только в противоборстве самодержавия и квазидеморкатии, но и в «плутократии». По словам автора, под понятием «плутократия» он подразумевает явление, которое прикрываясь защитой демократии, уничтожило королевскую власть и саму демократию. Произошло это, конечно, не без помощи власть имущих, утверждает Бернард Шоу. Цитаты из произведения могут только подкрепить это мнение. Например: «Король - созданный кучкой плутов, чтобы удобнее было руководить страной, используя короля, как марионетку», - утверждает Магнус.

«Пигмалион»

Среди произведений Шоу довоенных лет ярко выделяется комедия «Пигмалион». При написании этой пьесы автор был вдохновлен античным мифом. В нем идет речь о скульпторе по имени Пигмалион, который влюбился в созданное им самим изваяние и попросил оживить это творение, после чего прекрасная ожившая статуя стала женой своего творца.

Шоу написал современную версию мифа, в которой главные герои уже не мифичны, это простые люди, но мотив остается одним и тем же: автор шлифует свое творение. В роли Пигмалона здесь выступает профессор Хиггинс, который старается сделать леди из простушки Элизы, но в результате сам, очарованный ее естественностью, меняется к лучшему. Именно здесь встает вопрос о том, кто из двух героев является автором, а кто творением, хотя главным созидателем, конечно, стал сам Бернард Шоу.

Биография Элизы вполне типична для представительниц того времени, а преуспевший профессор фонетики Хиггинс хочет, чтобы она забыла о том, что окружало ее ранее, и стала светской дамой. В результате «скульптору» это удалось. Чудесным превращением главной героини Шоу хотел показать, что, по сути, не существует различия между разными социальными группами. В любом человеке может быть заложен потенциал, проблема состоит только в том, что у бедной прослойки населения нет возможности его реализовать.

Заключение

Бернард Шоу, цитаты из произведений которого известны каждому образованному человеку, в течение долго времени не мог добиться признания и оставался в тени, поскольку издатели отказывались печатать его творения. Но, несмотря на все преграды, ему удалось добиться своего и стать одним из самых популярных драматургов всех времен. Стремление, которое рано или поздно будет реализовано, если не сворачивать с правильного пути, стало лейтмотивом творчества великого английского драматурга, оно позволило ему не только создать непревзойденные творения, но и стать классиком драматургии.

ШОУ ДЖОРДЖ БЕРНАРД (1856-1950)

Джордж Бернард Шоу – английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».
Родился в ирландском Дублине 26 июля 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов - гонорар за единственную статью - было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.
В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.
Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан».
Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).
В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.
В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.
Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.
источник http://www.wisdoms.ru/avt/b284.html

Бернард Шоу
Bernard Shaw
Имя при рождении George Bernard Shaw
Дата рождения 26 июля (1856-07-26 ) […]
Место рождения
Дата смерти 2 ноября (1950-11-02 ) […] (94 года)
Место смерти Хартфордшир , Англия
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Годы творчества -
Язык произведений английский
Премии Нобелевская премия по литературе ()
Награды
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Один из двух людей в истории (второй - Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар » ( , за сценарий фильма «Пигмалион »). Активный пропагандист вегетарианства.

Биография

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.

Шоу посещал Уэсли-колледж ({{lang-en|Wesley College) в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу - учителю». Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе. В пятнадцать лет он стал клерком . У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями. Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс .

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество , цель которого - установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену, Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Творчество

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал 63 пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Романы

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа - своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot» - роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма - это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Пьесы

Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма .

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдаёт трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги. Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнаёт, что и его доходы основаны на труде бедных. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика , беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно - быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна » (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

Поездка в СССР

С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным . Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке - коммуне им. Ленина Тамбовской области, считавшейся образцовой . Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил :

«Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны - страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику :

«Сталин - очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин - гигант, а все западные деятели - пигмеи».

«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

Однако эта поддержка и оправдание СССР - пропагандистская работа на выгодное Великобритании положение дел на территории бывшей Российской Империи. Не все державы это понимали, поэтому после посещения СССР 11 апреля 1933 года Шоу выступил с речью в Метрополитен Опера (речь транслировалась по радио), прояснив причины своей поддержки СССР и призвав к такой поддержке политиков США :

В мои юные дни мы все смертельно боялись России. Мы говорили о Завещании Петра Великого. Редьярд Киплинг создал себе репутацию заслуженного патриотического поэта, обличая большого Белого Медведя, который хочет запустить свои когти в Индию , а затем захватить всю Азию, и в конечном счете доминировать над всем миром.

Я спрашиваю глупых недальновидных джентльменов, которые пишут в американских газетах, которые осуждают Россию, рассказывают ложь о России, делают вид, что русский коммунизм обанкротился, а люди там голодают: они понимают, что они делают? Они хотят, чтобы вернулся царизм? Хотят ли они возродить российский капиталистический режим, чтобы он конкурировал с нашими собственными капиталистами за наши рынки? Неужели они хотят выкопать Белого Медведя из его коммунистической могилы и воскресить его со всеми его страшными когтями?

Каким будет эффект, если они преуспеют? Предположим, вы вышвыриваете мистера Сталина, как монархические Союзники напали на Наполеона в 1815 г., и замените Сталина династическим Великим князем и правительством старомодных дипломатов, работающих со старомодными финансистами и современными капиталистами, сражающимися за новые рынки сбыта. Что Вы будете делать дальше? Вы должны будете в 4 раза увеличить свой флот. Вы удесятерите свои воздушные силы. Вы не сможете спать из-за страха перед Белым медведем.

К счастью, Провидение, любезно оглядываясь на Америку, сделало Россию коммунистическим государством; и пока она остается таким, вам нечего бояться. Ваша единственная тревога должна состоять в том, что произойдет в Китае. И я искренне надеюсь, что Китай рассеет свои разрозненные дела, развив свое нынешнее ядро коммунизма на всей своей территории, так, чтобы и Китай и Россия были коммунистическими государствами. Тогда каждый американец сможет сидеть под своей виноградной лозой и своим фиговым деревом и ничто не будет его тревожить. Подумайте о Соединённых Штатах, конкурирующих не только с капиталистической Японией, но и с капиталистической Россией и с капиталистическим Китаем! Вы содрогнётесь.

Драматургия

Публикации текстов

Публикации оригинальных текстов Основные русскоязычные переводные публикации

  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу: в 10 т. . - М. : В. М. Саблин, 1910-1911.
  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу: в 9 т. . - М. : Современные проблемы, 1910-1913.
  • Шоу Б. Избранные произведения: в 2 т. . - М. : ГИХЛ , 1956.
  • Шоу Б. Пьесы / Вступ. ст., сост., примеч. З. Т. Гражданской. - М. : Художественная литература, 1969. - 704 с. - (Библиотека всемирной литературы . Сер. третья; т. 200).
  • Шоу Дж. Б. Письма / Сост. А. И. Образцовой ; пер. И. М. Бернштейн ; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова; отв. ред. А. А. Елистратова. - М. : Наука, 1971. - 400 с. - (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Шоу Б. Собрание сочинений: в 6 т. . - М. : Искусство, 1978-1981.
  • Шоу Б. О драме и театре / Сост. и авт. вступ. статьи А. Аникст. - М. : ИИЛ , 1963. - 640 с.
  • Шоу Б. О музыке и музыкантах: Сборник статей / Сост., пер. с англ., введ., и коммент. С. Кондратьева. - М. : Музыка, 1965. - 338 с.

Литература

  • Балашов П. С. Художественный мир Бернарда Шоу. - М. : Художественная литература, 1982. - 327 с.
  • Гражданская З. Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. - М. : Просвещение, 1965. - 212 с.
  • Гражданская З. Т. Бернард Шоу: вступительная статья // Пьесы / Б. Шоу; сост., примеч. З. Т. Гражданской. - М. : Художественная литература, 1969. - С. 5-20. - 704 с. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. третья; т. 200).
  • Гражданская З. Т. Бернард Шоу после Октября / Министерство просвещения РСФСР; Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской. - М. : Просвещение, 1968. - 255 с.
  • Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу / Пер. с нем. ; предисл. П. С. Балашова. - М. : Прогресс, 1978. - 328 с.
  • Динамов С. С. Бернард Шоу. - М. ; Л. : ОГИЗ : ГИХЛ , 1931. - 75 с.
  • Майский И. М. Из воспоминаний о Бернарде Шоу и Герберте Уэллсе. - М. : Правда, 1973. - 64 с.
  • Надеждин Н. Я. Бернард Шоу: «Насмешливый господин Шоу». - М. : Майор, 2008. - 191 с. - (Неформальные биографии). - ISBN 978-5-98551-046-1 .
  • Образцова А. Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. - М. : Наука, 1974. - 300 с.
  • Образцова А. Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков / Российская академия наук; Российский институт искусствоведения Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1992. - 238 с. - ISBN 5-02-012777-9 .
  • Образцова А. Г. Драматургический метод Бернарда Шоу / Академия наук СССР; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. - М. : Наука, 1965. - 315 с.
  • Образцова А. Г. Письма Бернарда Шоу // Письма / Дж. Б. Шоу; сост. А. И. Образцовой; пер. И. М. Бернштейн; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова; отв. ред. А. А. Елистратова. - М. : Наука, 1971. - Приложения. - С. 307-337. - 400 с. - (Литературные памятники / Академия наук СССР; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. ; послесл. Д. Шестакова. - М. : Искусство, 1972. - 450 с. - (Жизнь в искусстве).
  • Ромм А. С. Джордж Бернард Шоу: 1856-1950. - Л. ; М. : Искусство, 1965. - 250 с.
  • Хьюз Э. Бернард Шоу / Пер. с англ. Б. Носика. - М. : Молодая гвардия, 1966. - 286 с. - (Жизнь замечательных людей; вып. 9 (424)).
  • Чернышёва В. Бернард Шоу. Скандал заказывали?. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 312 с. - (Тайны великих). - ISBN 978-5-373-00316-2 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
  • Chappelow, Alan. «Shaw the Villager and Human Being - a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw - „the Chucker-Out“», 1969. ISBN 0-404-08359-5
  • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 ISBN 0-7475-0256-0 . With an introduction by Michael Holroyd
  • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series.

Творчество этого классика английской литературы национального масштаба велико и разнообразно. Вставший на путь Великой Октябрьской Революции в СССР, Джордж Бернард Шоу знаменит своими социалистическими взглядами ничуть не меньше, чем многоликим литературным наследием.

На берегах Туманного Альбиона, как и во всем мире, его знают, как величайшего писателя и драматурга, прозаика и эссеиста. Он – лауреат Нобелевской премии (1925). Кроме того, ему принадлежит корона одного из ведущих реформаторов театрального жанра XX века.

Известный своими новаторскими идеями, он завоевал титул ярого пропагандиста драмы идей. Видный общественный деятель, Бернард Шоуотдал много сил и энергии «Фабианскому обществу», учредителем которого, в числе нескольких других своих коллег, и явился в 1884 году.

В театре слыл активным пропагандистом творчества Ибсена, которого почитал в качестве образца новой английской драмы. Его биография была бы неполной без упоминания романа «Социалист-любитель» и многочисленных статей, затрагивающих проблемы музыки.

Шоу является создателем такого театрального жанра, как драма-дискуссия. Причем в этих свои произведения он непременно сталкивает враждебные идеологии, уделяет большое внимание анализу социально-этических проблем. Это касается «Домов вдовца», «Тележки с яблоками», «Профессии г-жи Уоррен» и других его блистательных новаций.

Бернард взял парадокс в качестве средства ниспровержения таких стигм, как догматизм и предвзятость, за основу своего метода в искусстве. Это особенно заметно в его «Андрокле и льве» и, в особенности, во всемирно знаменитом «Пигмалионе». Традиционность представлений он ниспровергает в исторических «Цезаре и Клеопатре», а также в «Святой Иоанне».

Вместе с тем, Бернард Шоу не был лишен очевидных заблуждений в своих социалистических воззрениях. Но не в строе, как таковом, а в чрезмерном преувеличении значения Сталина, которого полностью связывал с успехами завоеваний Великого Октября. Впрочем, этот ложный путь был присущ для большей части интеллигенции левого толка в странах Западной Европы.

Ирландец по крови, новатор по духу

Уроженец Дублина, Джордж Бернард Шоу был ирландцем по своему происхождению и по бунтарскому, новаторскому духу. Был и остался на всю жизнь! Он появился на свет 26 июля 1856 года и в полной мере вкусил все тяготы взаимоотношений Ирландии и Англии. В его творческом наследии не единожды поднимаются и рассматриваются со всех сторон многоликие аспекты взаимоотношений Англии и острова Джона Булля.

Эта привязанность к Родине, доставшаяся ему по наследству, не стала препятствием, когда в возрасте 20 лет Шоу оставил мятежную Ирландию, чтобы уже не возвращаться туда до конца своей жизни. Прибыв в Лондон, бунтарски настроенный молодой литератор не преминул примкнуть к «Фабианскому обществу».

Ему понравилась программа этого общества, предполагавшая своим конечным итогом полный переход к социалистическому обществу. Собственно, этой популярной в те годы идеей была заражена практически вся прогрессивная молодежь Европы.

Верный своему раз и навсегда избранному пути реформатора, будущий гений новаторского театра делал свои первые шаги на литературном поприще в качестве автора трактатов, пропагандирующих идеи движения, одним из основоположников которого являлся.

Его биография того периода изобилует романами, в основе которых замешана откровенная идеологическая подоплека. Это относится, в частности, а «Неуживчивому социалисту» и другим аналогичным произведениям.

Интересно, что впоследствии Шоу неоднократно возвращается к прозаическому жанру, к своим откровенно пропагандистским новеллам и романам, которым, тем не менее, он сумел придать законченный вид литературных произведений.

В его трактовке такая политизированная проза представляла собой философские очерки или обозрения о понятиях и нравах, имеющие оболочку в форме занимательных повествований с весьма нетривиальными фабулами.

В объятиях его величества Театра

Впрочем, своим истинным призванием Бернард Шоу справедливо считал театр, которому отдавался со всем пылом и энтузиазмом. 1888 год стал его дебютом в качестве театрального критика газеты под названием «Стар». Вначале он публиковал здесь свои заметки, касающиеся музыкального театра, но впоследствии перешел к критике драмы.

Весь этот период творчества Бернард Шоу (а это, несомненно, были весьма авторитетные творения!) вместился в трехтомнике «Нашего театра девяностых». Верный себе, внимательный и меткий критик, он большую часть своих заметок посвятил новшествам на театральных подмостках.

Несомненным творческим манифестом стала его «Квинтэссенция ибсенизма». В этой большой статье он возвестил общественность о том, что не приемлет господствовавшую в те времена театральную эстетику.

Как известно, во второй половине XIX века на подмостках Британии безраздельно царили мелодрамы, которые получили из уст Шоу названия добротно сделанных пьес с любовным сюжетом. Противопоставляя себя сложившемуся в те времена мейнстриму, критик заявил об очевидной актуальности драм, затрагивающих действительно жизненные ситуации, включавшие в себя конфликты внутри общества.

Вполне справедливо Бернард отмечал, что поставленные на подмостках театра произведения должны находить отклик в сердцах сограждан. Век Шекспира, по его словам, безвозвратно канул в прошлое.

Тогда же Шоу дебютировал в качестве драматурга. Начиная с его «Неприятных пьес» английский театр получил абсолютно новое течение, представленное в трактовке гениального творца как трагикомедия и трагифарс. Надо сказать, что именно эти жанры являются наиболее органичными для этого великолепного мастера.

С этого времени начинается творческий отсчет драматурга на его пути к всемирной славе. Первый громкий успех пришел к нему после постановки «Ученика дьявола» (1897). Уже в самом начале XX века он был признан гением нового театрального направления. К этому же времени относятся постановки наиболее значительных его «Майора Барбра», «Цезаря и Клеопатры», а также, безусловно, самого успешного «Человека и сверхчеловека».

Именно эти его нетленные творения стали последними штрихами к закрепившейся за ним репутации человека, который является ниспровергателем мнимых очевидностей. Бернард Шоу стал тем, кто покушается на веками складывавшиеся понятия морали, принятой в обществе.

В его понимании традиционная история выглядела аксиоматичной. Особых высот достигла ирония Шоу - в сочетании сатирического скепсиса и скепсиса, который ставил под сомнение саму разумность общественного устройства, а также реальность достигнутого прогресса.

Начало века совпало с поворотом во взглядах маэстро, известного своим воинствующим атеизмом, к социализму.Джордж страстно верил, что складывающаяся в России реальность способна сотворить величайшего индивидуума всех времен и народов.

Он свободен в своих взглядах, всемогущ, не имеет стремления к порочному своекорыстию, ему чужда мещанская ограниченность. Он живет в идеальном обществе, где царят равноправие и всесторонне развитая личность. Увы, история отодвинула эти мечты.