«Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи»). Вечные темы в рассказе Бунина «Часовня

Вечные темы в рассказе Бунина «Часовня»

…Любовь и смерть связаны неразрывно.

1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, авторской позиции, художественной манеры писателя.

Сколько лет было Бунину, написавшему рассказ?

Эмигрировал в 1920 году,25.01

История – часть его жизни. Процесс худ. творчества для Бунина – процесс поэтического преобразования действительности в воспоминаниях, раздумьях о прошлом. Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство - два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде - мгновение и вечность.

74 года, т. е. в зрелом возрасте, а вы знаете, что Бунин не возвращался в Россию, на родину, в отличие от и других писателей, значит эту усадьбу он видел до революции, ребенком (конец 1870- начало 1880 гг).

Лучшие произведения те, что оказались плодами памяти. На чужбине память осталась единственной творческой силой. «Прежний мир, к которому я был причастен некогда, не есть для меня мир мертвых, он для меня воскресает все больше. Становится единственной и все более радостной, уже никому не доступной обителью моей души»

Давайте вспомним, где провел свое детство Бунин?

В Ельце, 19 лет жил безвыездно в деревне Бутырки. Жизнь его обогатила и напитала – истоки и прообразы его рассказов. Там, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, и зимой среди сугробов прошло его детство – полное поэзии, печальной и своеобразной.

Старинное городское кладбище описано Иваном Буниным в ряде произведений (как, например, «Легкое дыхание»), в реальности именно здесь захоронены его знакомые, друзья, гимназисты..) - КРАЕВЕДЕНИЕ

Анализ композиции рассказа. Вспомним элементы композиции.

Что представляет собой начало рассказа?(работа с текстом)

Пейзажная зарисовка, экспозиция.

По какому принципу она построена? Найдите ключевые слова

Антитеза, (как в рассказе Толстого «После бала»);

Летний день - старая усадьба, заброшенное кладбище, одинокая дикозаросшая, разрушающаяся часовня..

Каков характер этого ряда эпитетов?

Грусть, печаль, подавленность, мысли о бренности – минорный ряд эпитетов.

Какое слово, не будучи эпитетом, близко к этому ряду?

бугры, неухоженные, забытые, безымянные.

Вывод: что мы видим в экспозиции?

В начале произведения - картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни

Какое создается впечатление?

Но, пожалуй, это не смерть, торжествующая над жизнью, а время, торжествующее над жизнью.

Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью: об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое...).

Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. Вспомним Державина: «все вечности жерлом пожрется…»“Река времён” уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью? Об этом мы и поговорим.

Определите завязку рассказа

(дети перед окном)

Что дополняет минорный ряд?

разбитое окно

Какую смысловую нагрузку несет глагол ЗАГЛЯДЫВАЮТ?

Интересно, любопытно, но страшно.

Заглядывают ЗОРКИМИ глазами - редкий эпитет, но у Бунина он часто встречается.

все замечают и видят, проникающий вглубь.

Страх как любопытно - вот формула того состояния, в котором пребывают дети. Хоть взгляд и зоркий, но там ничего не видно. Почему?

там тайна, другой мир.

Меняется ли в этот момент повествователь?

Но везде это Бунин.

Это детство Бунина, он - один из этой ватаги ребят, наблюдает тоже.

Сначала мы видим происходящее глазами взрослого, потом глазами детей.

Каково происхождение Бунина?

Это его в известной мере тяготило.

По происхождению он принадлежал к знатному роду дворян), но в силу бедности и судьбы, воспитался в другой среде.

Как меняется стиль с появлением детей?

Стиль становится другим с появлением детей:“Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: “холодно дует”, “стреляют себя”, “дедушки и бабушки”, “жутко и весело” и т. д. Маленькие герои задают детские вопросы (“А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике (“…а когда очень влюблён…”) и по-детски, как в сказках, делят мир на “свой” (это цветы, травы, солнце) и “чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть). Детский словарь пополняется. Не саркофаги проступают в темноте, а железные ящики . В них не пращуры, а какие-то дедушки и бабушки, не самоубийца, а дядя, который сам себя застрелил. Это язык рассказчика-ребенка. А железные ящики - знаки холода и тьмы.

· Исследовательская работа. Что они увидели? (письменно)

Ключевые слова

ассоциации

Ключевые слова

ассоциации

Свет, тепло

Темнота, ночь

Тьма, холод

Играть, бегать

движение

неподвижность

Холодно дует

Ощущаем, невольно появляется какая-то дрожь. Физически живые ощущают это

Это МЫ, ЗДЕСЬ стоим

Заглядываем РЕАЛЬНО, приземлено, где светло, жарко, бабочки, шмели, ИГРАЕМ

Потустороннее, фантастическое, как бы отстраненное и отделенное какой-то видимой-невидимой чертой.

Вариациями какого главного противопоставления они являются?

Жизнь-смерть

Тут – там

Какой вывод сделаем на основе данных сопоставлений?

Жизнь не бесконечна, холод как бы предупреждает, дает понять, что надо жить на белом свете, радоваться, делать добро, заботиться о душе своей…

Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. Мир в рассказах Бунина внутренне противоречив и одновременно гармоничен. Таков же и человек, являющийся его частицей. Не случайно человеческое состояние чаще всего изображается Буниным с помощью антитезы.

… У Бунина о душе – ни слова, она же бессмертна - православие учит

Что же не отпускает героев от часовни?

Тайна, необычность того мира.

Почему они не пытаются перейти границу?

Исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда “холодно дует”.

ТАМ НИЧЕГО НЕ ВИДНО.. Как они могли увидеть?

По рассказам взрослых раньше и вдруг соприкоснулись, м. б. его ящик отличался от других, где похоронены старцы, или стоял в стороне от всех..

Вывод: что значит для героев часовня?

Часовня – прикосновение к тайне, разбитое окно в вечность, ее не разгадать, т. к. автор признается: ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И УДИВИТЕЛЬНО.

У Бунина в основном бессюжетные рассказы, где элементы сюжета размыты, едва уловимы. Но все же можно выделить…

Найдите в тексте кульминацию рассказа, прочтите.

Увидели: лежит молодой дядя.

Найдите развязку, прочтите

Почему лежит? Влюбился – застрелился. (диалог)

Почему среди старых бабушек и дедушек лежит молодой дядя?

Тема любви

А бабушки и дедушки не любили, если дожили до старости?

Он был ОЧЕНЬ влюблен

Почему МОЛОДОЙ дядя? Только он один, а остальные все старые?

Значит он ОСОБЕННЫЙ

Бабушки и дедушки – это естественно: старость..болезни..умирают..

Он был ОЧЕНЬ влюблен

Какая она, любовь, по Бунину?

– концепция бунинской любви

Повторение «концепция бунинской любви», в каких рассказах прослеживается???) Назовите

миг, солнечный удар…

любовь мимолетна, по мнению писателя, единственная ценность на земле, самое светлое в жизни человека.

Но молодой человек – почему? Это противоестественно..Он должен был по логике и законам природы умереть старым. Но почему молодой? Это абсурдно , неприемлемо… Нелогично..Здесь вопрос, интрига, повышенный интерес.

Поэтому причину исследовать надо.

Но почему застрелился? Неразделенная любовь? Или предмет любви умер, погиб? Вышла замуж за другого? Уехала навсегда?

Каким вы видите дядю?

Любовь делает дядю значительным в наших глазах прежде всего от того, что тот застрелился из-за любви

А это, по Бунину, было неизбежно, иначе – проза.

Бунин не жалеет дядю, он гордится им, восторгается.

Почему Бунин не объясняет причины самоубийства дяди?

Бунин подробно в «Часовне» не объясняет, почему застрелился молодой дядя. Просто от любви. Для него это не столь важно, это косвенные причины, главная причина – любовь.

Тогда как Толстой, мастер психологического анализа, внутреннего переживания, в рассказе «Дьявол» подробно рассказывает, как боролся сам с собой Евгений Иртеньев, как переживал, что творилось у него в душе перед самоубийством.

Опережающее домашнее задание): главный герой женится на дворянке, но любил крестьянку и не мог освободиться от этого чувства. Он понимал, что жена Лиза не при чем, не виновата, не надо было обижать ее, но герой не мог справиться с чувствами. Крестьянка, как дьявол, влекла Иртеньева к себе, не отпускала. У Толстого 2 варианта финала рассказа: 1 вариант: герой себя убил, 2 вариант – ее и угодил на каторгу.

Что важно для Толстого?

Для Толстого важно внутреннее состояние героя.

Бунинским персонажам дарована исключительная острота чувственных реакций, которая была свойственна самому автору. Вот почему писатель почти не прибегает к форме внутреннего монолога. Бунинская манера далека от толстовских приемов «диалектики души», несхожа она и с тургеневским «тайным психологизмом». Движения души бунинских героев не поддаются логическому объяснению.

Что бы ни предшествовало, финал один – самоубийство. Самоубийца – греховен, а как хоронили самоубийц?

Их хоронили отдельно, за оградой, не отпевали

А почему здесь он похоронен вместе со всеми?

Родство, богатые, в склепе

Цвет: синий, белый, золлотой

Нежные цвета, едва уловимые очертания предметов, тончайшие запахи связаны с мотивом вечности, с жизнью духа.

Сладкий запах цветущей ржи,

Мы понимаем, что ЗРЯ застрелился – сквозит антитеза, т. к. мир прекрасен. Прочитайте конец рассказа. Назовите ключевые слова. Прокомментируем ключевые слова финала

Сразу после…..белые облака, теплый ветер, сладкий запах..

Бунин показывает, что жизнь – соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

К какому выводу мы приходим?

Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.

Последние строки дают нам право сказать, что Бунин – певец жизни или смерти?

Бунин чрезвычайно сложен и противоречив не только как человек, но и как художник. Поэтому мы вправе говорить о мажорном финале.

Последние строки дают нам право сказать, что все-таки Бунин - певец жизни, ее светлых и трагических сторон, пытливого познания, ее вечных переливов, всех ее тайн..

С каким известным вам стихотворением перекликаются последние строки?

Последние строки опять перекликаются с Тютчевым «Я помню время золотое..»: редкий эпитет СЛАДКИЙ есть и там, и тут.

(трагизм, разруха, смерть, угасание, космическое зрелище)

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замков вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея ,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой ;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал ; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день ;

И сладкой жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

Какая идея заключена в финале рассказа?

Идея – движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного - к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

Опишите тему рассказа.

Тема: любовь и смерть, по не в конфликте, не в противоборстве, а в интересном и удивительном единстве. Любовь сильнее смерти. На земле благоухает жизнь, о любви говорят дети.

Обратимся к анализу худ. Времени рассказа.

Групповая работа:

Настоящее - лето, день, солнце

Прошедшее – ночь, холод, тьма

Будущее – связанное с образами детей.

1. Используя диалог и элементы «косвенной» речи, включенной в описательную часть текста, дайте характеристику персонажей. Как система персонажей помогает автору раскрыть тему произведения?

Из «косвенной» речи: «у нас тут солнце, травы…а дядя молодой».

Персонажи – дети, которым интересно все в мире и удивительно: цветы, шмели, бабочки. Смерть же воспринимается «жутко», но «весело», а гроб видится как «холодный жемчужный ящик».

Дети любопытны: «зачем застрелил себя?»

Дети мудры: «когда очень влюблен, всегда стреляют в себя».

Дети безымянны, но их устами проговаривается истина: любовь и смерть – это из вечного.

В конце жизни Бунин говорил, что каждому человеку дается божье намерение. Исполнение его – наша заслуга перед Богом. Дядя, может быть, имел талант, но сразу все оборвал, не осуществил божье намерение. Не ощутил радость, гордость от этого

Простой, на первый взгляд рассказ. Но какой емкий, поднимается до неимоверных философских высот..

В чем смысл названия рассказа «Часовня»?

ощущение вечности, тайны, времени.

Подумать, аргументом к какой проблеме будет являться данный рассказ.

Проблема быстротечности жизни, жизнь и смерть, добро и зло, молодость и старость, неразделенная любовь (возможно), трагическая любовь, бунинская концепция любви

3. Перед нами рассказ “Тёмные аллеи”, давший название книге, возникший, как мы уже сказали, из строк Огарёва: перифраз стихотворения Огарева.

Кругом шиповник алый цвёл,

Стояла тёмных лип аллея.

Связаны ли, с вашей точки зрения, ключевые слова рассказа «Часовня» со словами, вынесенными в заглавие цикла - «Темные аллеи»?

4. В 1903 году он пишет стихотворение «Портрет»/ групповая работа: сопоставить стихотворение «Портрет» и рассказ «Часовня»:

1. Что общего между ними?

2. Какие общие мотивы и чувства лирического героя выражены в стихотворении?

большие ясные глаза, кокетливо простая причёска, пелеринка на плечах, милый взор, весёлое изумление. радостные, поразительно живые глаза гимназистки.

в равнодушии (а может быть, в бездушии) окружающей природы, продолжающей жить вопреки смерти…

Время года и дня (лето, полдень)

Антитеза «жизнь – смерть», ёмкие эпитеты: живые, ясные (глаза), свежая (глина), просторное, уездное (кладбище), крепкий, тяжёлый, гладкий (дубовый крест), голые (деревья), холодный (ветер) – создают зримую запоминающуюся картину, пробуждают в душе волнение, с которым трудно справиться. Щемящая тоска – и что-то возвышенное, глубоко трагическое.

Погост, часовенка над склепом,

Венки, лампада, образа,

И в раме, перевитой крепом,

Большие, ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом

Внутри часовенка горит.

“Зачем я в склепе, в полдень, летом?”-

Незримый кто-то говорит.

Кокетливо-проста прическа,

И пелеринка на плечах…

А тут повсюду капли воска

И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем…

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

В стихотворении и рассматриваемом рассказе затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы (ср.: "Зачем я в склепе, в полдень, летом?"

Рефлексия. Согласны ли вы с высказыванием, вынесенным эпиграфом к нашему уроку, «Любовь и смерть связаны неразрывно.»

Итог урока. Пламя любви вспыхивает, горит и сгорает в «Жизни Арсеньева», потом занимается опять в «Темных аллеях», где показывается трагичность любви и то, что жизнь человеческая вся под властью любви, а любовь – великой счастье, даже если она не разделена и кончается смертью. Смерть и жизнь – старая коллизия , но в творчестве Бунина у этой коллизии свой путь м свое разрешение. Тема смерти у него такая же главная, как тема Родины и любви, она как бы черная оправа того, без чего «слишком жутко в этом мире».

Составление синквейна. Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Бунин был певцом великого чувства любви, самой могучей силы, связывающей людей. От каких бы житейских случайностей и передряг это чувство не зарождалось, к каким бы трагическим финалам не шло, «нет несчастной любви», это чувство священно, «любовь и тогда великое счастье, когда остается неразделенной». Понимание любви как страсти, захватывающей все помыслы, все духовные и физические потенциалы человека было свойственно Бунину. Чтобы любовь не исчерпала себя, не выдохлась, необходимо или расстаться, или смерть. Если это не делают сами герои, то вмешивается судьба, рок, можно сказать, во спасение чувств убивающий кого-то из возлюбленных. Близость любви и смерти, их сопряженность были для Бунина фактом очевидным, никогда не подлежащим сожалению. «Любовь прекрасна» и «любовь обречена» - эти понятия окончательно совместились, совпали, неся в глубине, в зерне каждого рассказа, в том числе и в «Часовне», личное горе Бунина-эмигранта.

«Темные аллеи» - герой рад, что вовремя бросил Надю, пока не прошла любовь.

«Кавказ» - муж застрелился от неразделенной любви.

«Степа» - герой сбегает в Кисловодск.

«Руся»- мать запретила любовь студента и дочери.

«Антигона» - тетя разлучила модистку и племянника.

«Визитные карточки»- мимолетная любовь.

«Зойка и Валерия» - трагический конец от неразделенной любви.

«Таня», 1917г, революция разрушила любовь.

«Галя Ганская» - самоубийство – отравилась.

«Генрих» - писатель убил журналистку, разлюбившую его.

«Натали» - разлучила нелепость, и потом смерть при родах.

«Дубки»- убил жену за измену.

Пароход «Саратов» - муж убил мену.

«Ворон» - отец разлучает сына с любимой.

«Чистый понедельник» - ушла в монахини.

Выводы Бунина мрачны: любовь – прекрасный, но мимолетный гость на нашей земле. Дай ей продлиться чуть дольше – проза и пошлость съедят ее, произойдет стремительная девальвация чувств.

Художественное пространство в рассказе И.А.Бунина «Часовня»

2 июля 1944 года в далекой Франции стареющим вдали от России И.А.Буниным была написана заключительная новелла цикла «Темные аллеи» - «Часовня».

Сюжет ее предельно прост: дети из старой усадьбы, убежавшие в жаркий летний день в поле, очутились на заброшенном кладбище у разрушающейся кирпичной часовни и пытаются соединить в своем сознании посюсторонний и потусторонний мир. Все это им «очень интересно и удивительно». Дети, пытаясь осознать связь между настоящим и прошлым («им жутко, но и весело»), невольно задумываются о своем будущем, и непостижимым для них образом (да разве только для них?) их будущее и чужое прошлое… соединяются.

Совершенно права Л.А.Смирнова, утверждающая, что Бунина как «писателя волновало человеческое мироощущение, рожденное суетной текущей жизнью, но устремленное к вечным вопросам бытия» 1 . Сам писатель определил жанр этого произведения как краткий рассказ. Показательно, что не короткий, а именно краткий. Может быть, как миг прозрения человека, момент обретения им истины?

Траектория пути детей в художественном мире этого произведения очень интересна: из замкнутого пространства старой усадьбы они попадают в поле. Налицо – расширение пространства по горизонтали. «Зоркими глазами» вглядываются дети в раскрывшийся перед ними мир и видят давно заброшенное кладбище, разрушающуюся часовню… Скучная жизнь в усадьбе и вольготная вне ее, на лоне природы, вдруг объединяются в одно: тут . И все потому, что появляется там , ниже уровня земли, куда они заглядывают через «узкое и длинное разбитое окно» часовни. Пространство, осваиваемое героями, вновь расширяется, только теперь уже по вертикали. (Такой получается своеобразный крест. Крест судьбы, ее предначертанность, невозможность уйти от вопросов о жизни и смерти? Может быть…)

Основа композиции рассказа, таким образом, очевидна. Это антитеза. Тут – там, свое – чужое. Тут светло, жарко, понятное и близкое до мельчайших деталей (цветы, травы, мухи, шмели, бабочки), можно играть и бегать… Там – темно, холодно, ничего не видно, лежат в железных ящиках «какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя». И чем больше дети думают об этом чужом там, тем им страшнее: ведь они « всегда лежат там в темноте, как ночью». И ящики, в которых они лежат, теперь уже не только железные, но и «толстые» (не вылезешь!), и «холодные»… Какие-то дедушки и бабушки «все старые», и это понятно… А вот дядя - « дядя еще молодой»…

Этим многоточием И.А.Бунин мастерски показывает, как рушится в сознании детей возведенное ими здание справедливо устроенного мира: старые – там, молодые – тут.

Оказывается, далеко не всегда! «А зачем он себя застрелил?» Именно не почему , а зачем … Так не должно быть! Но – увы! – бывает… Может быть, поэтому, окно (эта своеобразная граница между тут и там ), через которое дети «заглядывают зоркими глазами», разбитое и оттуда хол одно дует? О Боже! Взгляд, ищущий Спасителя, невольно поднимается вверх…

«В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака…» Хорошо! «… теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи». Замечательно! Это и есть Жизнь. Нужно ценить ее, наслаждаться каждым мгновением ее, но и не забывать, что окно открыто…

Ведь « чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

Я это ощущаю просто физически! Браво, Иван Алексеевич!

1 – стр. 28 «Русская литература. XX век. Справочные материалы». Книга для учащихся старших классов. Составитель Л.А.Смирнова. Москва «Просвещение», 1995 год.

Анализ рассказа И. Бунина «Часовня»

Название рассказа «Часовня» конечно, неслучайно.

Какие ассоциации вызывает слово «часовня»?

(Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира - момент истины для человека). Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…

Часовня - молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно читать молитвы.

Часовня соединяет два пространства: временное и вечное – жизнь и смерть. Приходя на кладбище, родные поминают ушедших из жизни в часовне, читают молитвы, ставят свечи.

Разрушающаяся часовня говорит о том, что земное бытие не вечно. Смерть страшна, поэтому нужно дорожить жизнью и тем, что она дает. Дорожить каждым часом бытия и жить достойно.

Место действия: заброшенное кладбище, к ладбище семейное, скорее всего принадлежало господам из усадьбы: или все умерли, или уехали за границу)

Вместе со словом «заброшенное» в рассказ входит тема забвения. Все замерло. Как в кинофильме – стопкадр. В предложении четыре подлежащих (день, поле, кладбище, часовня), предложение односоставное, назывное. В предложении нет сказуемого, поэтому н ет движения, время остановилось.

Эта миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.

«Часовня» – это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Интересно, что Бунину важно передать именно «детское» восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется тем, что дети острее и тоньше чувствуют, их ум и душа еще не так зашорены и слепы, как у взрослых?

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.

С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

Так, все кладбище заросло цветами и травами: «бугры в высоких цветах и травах». На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»

Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где «лежат холодные ящики» с телами.

И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: «…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…»

Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил». Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а «когда очень влюблен, всегда стреляют себя…» Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно – за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Что же дети открывают для себя там, в неизведанном мире за окном, в глубине часовни?

1. Смерть рядом с жизнью (по Бунину, первый шаг к смерти – крик при рождении).

2. Умирают не только старые, но и молодые.

3. Можно умереть и от любви.

Приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, ее основу – любовь. Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил».

Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

Мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей.

«Там ничего не видно, оттуда только холодно дует». Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: «холодно дует», «стреляют себя», «дедушки и бабушки», «жутко и весело» и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы «А зачем он себя застрелил?», следуют детской логике «…а когда очень влюблён…». И по-детски, как в сказках, делят мир на «свой» – это цветы, травы, солнце) и «чужой» – железные ящики, холод, чужая смерть.

Анализ композиции. Нетрудно заметить, что в её основе – антитеза:

Противопоставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые, печёт–дует, чем–тем. И если соединить эти слова друг с другом, то «проявятся» весы, качели. Символом качели – символизирует равновесие, гармонию жизни.

Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг – буйный рост трав и в то же время – часовня «разрушающаяся». Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами.

Дети видят две картины.

здесь

там

Солнце, поле, за садом старой усадьбы заброшенное кладбище

Ночь, тьма

У нас цветы, трава, шмели, бабочки

Там ничего не видно, оттуда только холодно дует

Светло и жарко

Там темно и холодно

Мы можем играть, бегать

Они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках

Дети (живые) ЯВЬ

Мертвые НАВЬ

Именно эти слова создают антонимичную картину.

Доминирующая антитеза: жизнь – смерть.

В начале произведения – картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью. Об этом говорят очень выразительные эпитеты – старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое.... Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. «Река времён» уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?

Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда «холодно дует». Детское повествование заканчивается репликой: «…всегда стреляют себя…».

Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) - и ночь, холод, тьма (прошлое).

Но противопоставляются и ещё две «формы» времени: «всегда» знаменательно, что это слово обрамляет произведение и «давно», «молодой» и «старые» последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе. Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей.

Художественное время и художественное пространство рассказа.

время

Россия

Лето

Старая усадьба

Июль (цветущая рожь)

Кладбище

Кроме этого, все глаголы рассказа в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!

Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство - два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде - мгновение и вечность.

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного – к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, – бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, трава, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой...

– А зачем он себя застрелил?

– Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя...

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

В. Шукшин Алеша Бесконвойный

<…> Погода стояла как раз скучная – зябко было, сыро, ветрено – конец октября. Алеша такую погоду любил. Он еще ночью слышал, как пробрызнул дождик – постукало мягко, дробно в стекла окон – и престало. Потом в верхнем правом углу дома, где всегда гудело, загудело – ветер наладился. И ветер поутих, но все равно утром еще потягивал – снеговой, холодный.

Алеша вышел с топором во двор и стал выбирать березовые кругляши на расколку. Холод полез под фуфайку... Но Алеша пошел махать топориком и согрелся.

Он выбирал из поленницы чурки потолще...Выберет, возьмет ее, как поросенка, на руки и несет к дровосеке.

– Ишь ты...какой, – говорил он ласково чурбаку. – Атаман какой... Ставил этого «атамана» на широкий пень и тюкал по голове.

Скоро он так натюкал большой ворох...Долго стоял и смотрел на это ворох. Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой...

Алеша стаскал их в баню, аккуратно склал возле каменки. Еще потом будет момент – разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке. Он вообще очень любил огонь.

Но надо еще наносить воды. Дело не столько милое, но и противного в том ничего нет. Алеша старался только поскорей натаскать. Так семенил ногами, когда нес на коромысле полные ведра, так выгибался длинной своей фигурой, чтобы не плескать из ведер, смех смотреть. Бабы у колодца всегда смотрели. И переговаривались.

– Ты глянь, глянь, как пружинит! Чисто акробат!...

– И не плескает ведь!

– Да куда так несется-то?

– Ну, баню опять топить...

– Да рано же еще!

– Вот – весь день будет баней заниматься. Бесконвойный он и есть... Алеша. <…>

Л. Петрушевская Дама с собаками

Она уже умерла, и он уже умер, кончился их безобразный роман, и, что интересно, он кончился задолго до их смерти. Задолго, лет за десять, они уже расстались, он жил где-то, а она приехала и поселилась в Доме творческих работников как напоказ, одна и с собакой. Поскольку о ней здесь жила старая память, о ее эскападах и скандалах, об их попойках на весь мир, о том, что она жена крупного деятеля искусств - но была. Однако вспоминали, что она еще и дочь крупного деятеля прежних времен: и, не в силах ничего поделать, выделили ей апартамент, и она въехала туда с собакой и жила тихо, громко разговаривая лишь с собакой. «Ты сошла с ума»,- говорила она ей на балконе (соседние балконы слышали ее необычайно громкий голос, есть такие деятели с прирожденно громкими голосами, как бы вожди, полководцы и ораторы, но, как правило, просто скандалисты).

Соседние балконы раньше слышали оттуда сочные поцелуи приветствий, стук каблуков, громкие (тоже) голоса гостей, подвижение стульев и звон стаканов, особенно раздражали всех сочные, ясные, далеко разносящиеся, по-актерски природно поставленные голоса, которыми они страшно скандалили. Говорят, утюги летали по комнате, но все осталось цело, руки и головы. В один прекрасный момент разнеслась весть, что они разошлись, это он бросил все к черту и ушел к какой-то бабе. И вот вам явление дамы с собакой, вернее, с собаками, ибо она неоднократно появлялась, неся какую-то низменную, грязную, явно не в своей тарелке находящуюся постороннюю и сконфуженную собаку, перевешенную у этой дамы через плечо в виде лисьего меха, трепаного и пожранного молью как бы. Дама выговаривала своему пуделю, что он не имел права гнать эту несчастную, эту падаль, если ее хотят подкормить. Все имеют право жить, кричала (тихо выговаривала, как ей казалось) эта Брижит Бардо, нельзя никого гнать! Не гони, и не гоним будешь!

Она так шла, и от нее буквально шарахались живые люди, так разительно она сама напоминала трепаное, рваное животное, какое-то гонимое и, несмотря ни на что, ни на какие обеды в столовой, голодное. Она несла на плече смущенную рвань в виде дворняжки с грязными по локоть ногами, а рядом бежал ухоженный, тоже глубоко смущенный пудель, и все вокруг отводили глаза, смотрели вовсю только дети. Детей, кстати, она ненавидела, со своим довольно взрослым ребенком жила тоже в скандалах и, люди слышали, часто повторяла, что животные - единственные существа, которые ее не ругали никогда.<…..>