Александр петрович казанцев краткая биография. Интервью с сыном писателя. Интервью с александром казанцевым

не дожил до 100 лет всего 4 года. Опережая самые смелые мечты своего времени, оказываясь на несколько шагов впереди, он скромно оставался в тени и не требовал признания и славы.

Александр Казанцев родился 1906 году в Акмолинске (ныне столица Казахстана Астана). Его дед был сибирским миллионером, мама – учительница музыки, а отец – колчаковец, перешедший на сторону красных.

Закончив реальное училище в Петропавловске, он продолжил своё образование в Томском технологическом институте, он поражал своими феноменальной математическими способностями не только однокурсников, но и преподавателей. Молодой творческий инженер всерьез увлекся изобретательством, работая механиком на Белорецком металлургическом комбинате. Именно оттуда он отправился в столицу, чтобы показать свои результаты и исследования в разрабатываемом новом электрическом орудии Тухачевскому и Орджоникидзе.

В 1933 году Александру Казанцеву дали под Москвой собственную лабораторию. В 1939 году в советском павильоне Нью-Йоркской международной выставке « Мир завтра» был главным инженером. Он встречался с учеными Иоффе, Капицей, Таммом, Королевым. Его друзьями были Александр Фадеев и Иван Ефремов.

Во время Великой Отечественной воны А. Казанцева мобилизовали в специальную воинскую часть рядовым сапером. Позже эта часть была преобразована в научно-исследовательский институт электромеханики, в котором он был руководителем, пройдя путь до звания полковника. Именно при нем этот институт назвали « Институтом имени Жюля Верна», и именно там Александр Петрович изобрел сухопутные торпеды на гусеничном ходу(В Москве, на Поклонной Горе их и сейчас можно увидеть в музее). Во время прорыва блокады Ленинграда использовалось ещё одно изобретение Казанцева – бронетанкетка, управляемая по проводам.

Иная сторона Казанцева – любовь к музыке, привитая ему его мамой. Музыкантом он был прекрасным и даже написал балладу « Рыбачка» и фортепианный концерт. Был такой случай. На радио шла пьеса Казанцева « Электронное сердце», где в качестве музыкального сопровождения были использованы записи знаменитых музыкантов-исполнителей. Один из фрагментов записи Рихтера, игравшего Бетховена, нужно было переписать, и тогда сам Александр Петрович сел за рояль и сыграл. Музыкальный редактор даже не заметил, что это был не Рихтер.

Александр Казанцев был избран академиком Академии российской словесности, её членами в своё время были Державин, Карамзин, Вяземский, Пушкин. Был членом правления московской писательской организации и председателем редколлегии серии «Библиотека фантастики», лауреатом международной премии по фантастике, премии журнала «Молодая гвардия» за лучшее произведение года. И всё-таки, прежде всего, он был писателем.

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КАЗАНЦЕВ

«Что помню я об Акмолинске? Двухэтажный дом на площади, большую комнату с отгороженной перилами лестницей в нижний этаж. И еще гигантские шаги. Лечу все выше и выше, и у меня захватывает дух». Реальное училище закончил в Петропавловске. «Крайний дом на Пушкинской улице. Обрывки воспоминаний, вырванные картины… Верховая езда, спортивные снаряды, трапеция, акробатические трюки, увлечение цирковой борьбой… И вдруг нелепое желание написать роман „Восстание в Индии“, о которой, конечно же, не имел ни малейшего понятия…»

«Пока отец воевал против колчаковцев, – вспоминал позже А. П. Казанцев, – семья наша оказалась в Омске. Фронт прокатился далеко на восток. Пришлось нам с братом „искать службу с пайками“, хотя мне было всего тринадцать, а ему пятнадцать лет. Осенью 1919 года я поступил на курсы машинописи и стенографии. Кончив их, устроился работать „машинисткой“ в омский губздрав. Этой службе я обязан безукоризненной грамотностью: ведь писать деловые бумаги с ошибками и постыдно и невозможно…»

В шестнадцать лет поступил в Томский Технологический институт вольнослушателем, но «…к концу года мне удалось сдать экзамены и за первый, и даже частично за второй курс. Дальше все пошло гладко до пятого, последнего, курса. Здесь я застрял и проучился вместо пяти семь с половиной лет! Проекты выполнял намеренно повышенной трудности. И в диплом они вписывались с присвоением конструкции имени автора». – «Профессор А. В. Квасников преподавал у нас термодинамику и двигатели внутреннего сгорания. Он опубликовал мое студенческое изобретение – прибор термограф для переноса индикаторных диаграмм из координат давлений и объемов в координаты энтропий и абсолютных температур. Такой прибор мог помочь распознавать неполадки в работе двигателя, незаметные на обычной индикаторной диаграмме…»

В 1930 году А. П. Казанцева назначили главным механиком Белорецкого металлургического завода. «Мой изобретательский жар не остывал. Вместе с другом, начальником литейного цеха Н. З. Поддьяковым, удалось создать модель машины для „геллиссоидального литья труб“. О непрерывной разливке стали тогда еще не слышали, а в этой машине в вертящемся кокиле металл должен был поступать непрерывно, не только затвердевая у стенок, но и двигаясь вдоль них как бы по винтовой линии. К сожалению, дальше макета дело не пошло. Использовано это изобретение было впоследствии в научно-фантастическом романе „Мол Северный“.

В 1931 году, находясь в командировке в Москве, А. П. Казанцев без всякого приглашения явился в Наркомтяжпром, чтобы продемонстрировать действующую модель изобретенного им электрического орудия. «Дверь кабинета открылась, – вспоминал писатель, – и на пороге появился коренастый человек в длиннополой кавалерийской шинели. Кавказский тип лица, усы, проницательные глаза. Он поздоровался с заметным грузинским акцентом. Я обомлел. Подумал, что пришел сам Сталин! Но Павлуновский (начальник Управления военной промышленности, – Г. П.) представил меня Григорию Константиновичу Орджоникидзе. Нарком попросил продемонстрировать модель электропушки. Я не только выполнил его желание, стреляя маленькими снарядиками, но и показал апробированные профессором Б. П. Вайнбергом расчеты возможной межконтинентальной стрельбы. (Это в 1931 году!) Товарищ Орджоникидзе стал расспрашивать, кем и где я работаю. Узнав, что видит перед собой главного механика металлургического комбината, ничуть не удивился. Улыбнувшись, заметил, что у меня там, наверное, довоенный особняк? Я признался, что это почти так: три комнаты в четырехкомнатной квартире. Нарком распорядился предоставить мне отдельную четырехкомнатную квартиру и лабораторию при подмосковном заводе имени Калинина…»

Продолжая руководить разработкой опытных электроорудий, А. П. Казанцев еще и занимал место начальника производства опытного завода Всесоюзного Электротехнического института. Активное участие в конкурсе на создание машин-автоматов помогло ему попасть в 1939 году в Нью-Йорк, где на международной выставке он монтировал оборудование советского павильона. Вернувшись, напечатал в журнале «Новый мир» первый свой очерк «Мир будущего».

В 1936 году отрывки из сценария А. П. Казанцева и И. С. Шапиро были напечатаны в «Ленинградской правде» и в газете «За индустриализацию». А вот роман «Пылающий остров», написанный на основе киносценария и уже без соавтора, был напечатан только в 1940 году в «Пионерской правде», затем вышел отдельной книгой в Детиздате. «Эта книга – памфлет, – чистосердечно писал А. П. Казанцев. – Он вроде увеличительного стекла. В нем все немножко не по-настоящему, чуть увеличено: и лысая голова, и шрам на лице, и атлетические плечи, и преступления перед миром, и подвиг… Но через такое стекло отчетливо виден мир, разделенный на две части, видны и стремления людей и заблуждения ученых…»

«Когда первый вариант романа (а всего их было четырнадцать) был написан, в газете „Правда“ появилась статья первого секретаря ЦК комсомола товарища А. Косарева о необходимости бороться с суевериями вроде распространения безответственных слухов о столкновении Земли с другой планетой и гибели всего живого. Оказывается, сценарием, опубликованным в „Ленинградской правде“, воспользовались сектанты, чтобы пугать паству близким концом света. Роман мой рухнул, я сам не рискнул бы теперь его печатать. Результат – нервное потрясение. Все майские дни 1938 года я лежал с высокой температурой, по-видимому, разжигавшей фантазию. Если отказаться от столкновения Земли с Аренидой, полубредил я, исчезнет памфлетная острота сюжета… От чего же оттолкнуться, чтобы сохранить символическую всемирную опасность, устранить которую способны электрооружие и сверхаккумуляторы?… Выход нашелся… Правда, роман пришлось переписать заново, оберегая в нем все самое главное. „Аренида“ стала островом, а человечеству грозили не космические катаклизмы (столкновение планет), а вызванный людьми же пожар атмосферы. (Речь шла о катализаторе, вызывающем реакцию окисления азота, которая могла сжечь всю атмосферу, – Г. П. ) «Аренида» загорелась и стала «Пылающим островом».

К этому роману Казанцев возвращался много раз.

«Представьте себе вашу будущую квартиру, – читаем мы в одном из вариантов. – Она насыщена электричеством. Электричество освещает вас, отапливает, готовит вам обед, стирает белье, приносит звуки из далеких концертных залов, приводит в движение домашние машины для рубки мяса, шитья платьев или бритья ваших щек. Но к вашей квартире не подходят провода городских электростанций. Нет! Вместо счетчика электроэнергии в вашей квартире есть небольшое устройство, напоминающее карманный электрический фонарик. В это устройство ежемесячно вы вставляете крошечную батарейку, представляющую собой сверхаккумулятор. Это ваша собственная электростанция. Батарейки в изящных корзинках будут разноситься по квартирам агентами нашей компании…

Исчезнут неуклюжие автомобили: они будут заменены электромобилями с легкими электрическими двигателями. Вы садитесь в сигарообразный лимузин. Перед вашими глазами, сразу же за выпуклым ветровым стеклом, начинается дорога. Нет громоздкого бензинового мотора впереди вас – электромоторы расположены непосредственно у колес. Перед вами только руль. Нет никаких рычагов для перевода скоростей – есть лишь педаль под ногой, задающая скорость вашему экипажу. Вы нажимаете педаль, и электромобиль плавно и бесшумно двигается с места. Нет привычного для автомобилей шума и треска. Вам не надо вылезать из автомобиля, чтобы завести мотор. Не сходя с места, вы приводите свой экипаж в движение. С колоссальной скоростью вы проноситесь по широким дорогам будущего. В пути вы вспоминаете, что надо пополнить запасы энергии. Вы подъезжаете к «автомобильной колонке». Но что это за колонка? Это не газолиновые станции, которые строятся сейчас по нашим дорогам. Нет! Это миниатюрный киоск, где за наличную плату вам обменяют истощенную батарейку на заблаговременно заряженную. Вы вставляете батарейку в гнездо на щитке перед вами и продолжаете путь, не заботясь в течение месяца о пополнении горючего…»

Таково изобретение гениального русского инженера Кленова, который «…нашел средство растворять энергию в пространстве, окружающем крохотный прибор, размером не больше дешевой сигары. Таким образом, невидимую энергию, окружающую этот приборчик, можно передавать из рук в руки, положить в карман, послать по почте, продавать с полок десятицентовых магазинов или украсть из банковского сейфа». Вокруг замечательного изобретения раскручиваются не простые страсти. Об этом можно судить даже по названиям глав: «Сожженные снега», «Чек и миллион долларов», «Общество уничтожения войны», «Загадка странного пациента», «Газообразное пиво», «Человек, узнавший будущее», «Пепел грядущего» и так далее.

С первых дней войны А. П. Казанцев в армии.

Правда, «…первые два дня я дописывал последние страницы романа „Арктический мост“ и успел сдать его директору Детиздата Дубровиной, уже надевшей форму майора».

Самому А. П. Казанцеву за его оборонные изобретения было присвоено звание воен-инженера III ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером специализированного завода, вскоре превращенного в научно-исследовательский институт. «Нам с Иосифьяном (директором завода, – Г. П. ) удалось привлечь для работы много активных изобретателей и ученых. Из них четверо стали после войны академиками. Изобретатели же были представлены уже тогда заслуженным деятелем советской техники (а после войны писателем-фантастом) В. Д. Охотниковым, доктором наук Г. И. Бабатом, тоже потом проявившим себя в литературе. Пришли к нам Юрий Александрович Долгушин, изобретатель и уже прославленный писатель-фантаст, автор нашумевшего романа «Генератор чудес», мой соратник по Нью-Йоркской выставке изобретатель и эксперт по изобретениям З. Л. Персиц и, наконец, Кирилл Константинович Андреев, который возглавил в институте бюро технической информации (редактор не только моего первого, но и нескольких последующих романов…»

«Теперь, спустя столько лет, – писал А. П. Казанцев в „Пунктире воспоминаний“, – можно рассказать кое о чем, что удалось тогда сделать. Ленинград был в блокаде. Снова мы встретились с академиком Абрамом Федоровичем Иоффе. На этот раз речь шла о реализации его открытий в области полупроводников. Партизаны нуждались в бесперебойной связи. Радиопередатчикам необходимо питание. Доставлять радиобатарейки трудно. Как обеспечить наших разведчиков в немецком тылу? Академик Иоффе предложил создать у нас лабораторию под руководством его сотрудника Юрия Петровича Маслоковца. Лаборатория приступила к работе. Какие подозрения мог вызвать „мирный“ с виду чайник, намеренно помятый, закопченный? Но если в лесной глухомани подвесить его над костром и подключить к тайным клеммам провода, то скрытые в дне полупроводники, нагреваясь, давали электрический ток…»

«На непроезжих фронтовых дорогах дождливым августом 1945 года я услышал по трофейному радиоприемнику сообщение на английском языке о том, что на Хиросиму сброшена атомная бомба. Потряс и сам факт бесчеловечного уничтожения мирного населения города, и подробности взрыва: ослепительный шар ярче солнца, огненный столб, пронзивший облака, черный гриб над ним и раскаты грома, слышные за сотни километров, сотрясение земной коры от земной и воздушной волн, отмеченные дважды сейсмическими станциями. Все эти детали были знакомы мне еще со студенческой скамьи, со времен увлечения тунгусской эпопеей Кулика, когда тот искал в тайге Тунгусский метеорит. По приезде в Москву я обратился в Сейсмологический институт Академии наук СССР, и попросил сравнить сейсмограммы тунгусской катастрофы 1908 года с атомными взрывами в Японии. Они оказались похожи как близнецы. Во мне проснулся и зашептал фантаст: „А падал ли вообще Тунгусский метеорит? Ведь не осталось ни кратера, ни осколков! Почему там, в эпицентре, стоит голыми столбами лес, а вокруг на площади, сравнимой с небольшим европейским государством, все деревья лежат веером? Не произошел ли взрыв в воздухе, срезав ветви лиственниц в эпицентре, где фронт волны был перпендикулярен стволам, и повалив все остальные, в особенности на возвышенностях, даже отдаленных? Не был ли взрыв атомным, когда температура в месте взрыва повысилась до десятков миллионов градусов, превратив в пар все, что не взорвалось? Потому и не выпали осколки взорвавшегося тела, они умчались в верхние слои атмосферы и там своей радиацией вызвали свечение окружающих слоев воздуха…“

«И понял я, – вспоминал Казанцев, – что мое место все-таки в фантастике. Издательство „Молодая гвардия“, готовя к выходу книгу „Арктический мост“, ходатайствовало перед высокими инстанциями о моем возвращении в литературу. Теперь уже как литератор, посетил я Институт физических проблем академика П. Л. Капицы. Академик Л. Д. Ландау объяснял мне механизм атомного взрыва. Потом консультировался в университете с академиком Игорем Евгеньевичем Таммом, считавшим, что ядерный взрыв космического тела возможен лишь при условии, что оно искусственного происхождения…»

В 1946 году в журнале «Вокруг света» появился рассказ-гипотеза «Взрыв», вызвавший яростную дискуссию. Позже, продолжая поднятую А. П. Казанцевым тему, в журнале «Знание – сила» писатель Борис Ляпунов напечатал уже свой очерк «Из глубины Вселенной». В противовес Казанцеву, Ляпунов утверждал, что неведомый космический корабль, взорвавшийся над Тунгуской, мог прибыть к нам все-таки не с Марса, а с Венеры. Шумиха, вызванная этими публикациями, оказалась такой, что ученым из Метеоритной комиссии при Академии Наук СССР пришлось попридержать разошедшихся фантастов.

Зато в наше время попридержать фантазеров некому.

«Красноярский инженер Лавбин убежден, что нашел осколок тунгусского метеорита… Инженер утверждает, что в одном из космических осколков он обнаружил рукотворный предмет…Расчищая найденное тело (обломок метеорита, – Г. П. ), инженер наткнулся на шевелящийся предмет…»

«Мы пытались, – (цитируется книга Б. Вронского „Тропой Кулика“, – Г. П. ), – привлечь к участию в экспедиции Казанцева. Я в Москве беседовал с ним. А. П. был в восторге. Обязательно, говорит, поеду. Буду ждать вашего письма. Письмо ему послали. Написали, что группа укомплектована, состоит из научных работников и студентов-выпускников, оснащена самой современной радиометрической аппаратурой. Выезд в первых числах июля (1959 г). Ждем вас, А. П., в конце июня в Томске. В ответ получаем телеграмму, в которой… Впрочем, вот она… «Томск, бетатронная лаборатория, Плеханову. Только что вернулся кругосветного путешествия, должен отправиться международный конгресс. Искренне сожалею, что не могу принять участие вашей интересной экспедиции, которой желаю успеха. Особенно рекомендую провести металлометрические исследования всей таблицы Менделеева различных участков места катастрофы. Рассчитываю ознакомиться с вашими выводами, ради чего задерживаю свое выступление, связанное с моей гипотезой. Интерес к ней огромен и за рубежом. Ваша экспедиция окажется центром внимания. Нам помогают смелые и обоснованные заключения Шкловского (астрофизик – утверждал искусственное происхождение спутников Марса, считал их полыми телами, своеобразными музеями, запущенными в космос много тысяч лет назад, но позднее отказавшийся от таких представлений, – Г. П. ). Жму руки участников экспедиции, мысленно с вами. Казанцев».

В 1946 году вышел в свет научно-фантастический роман «Арктический мост».

Речь в нем шла о строительстве трансарктического подводного туннеля длиной почти 4 000 км., связывающего Советский Союз и США. «Однажды было так, – вспоминал фантаст Г. Гребнев. – Писатель написал фантастический роман о подводном туннеле между Америкой и Азией. Книга получилась интересная, хотя ее в свое время и поругали. Некий старый опытный журналист заинтересовался вопросом: а как же реально, можно построить туннель между Америкой и Азией или нет? Он начал узнавать, делалось ли что-нибудь в этом направлении, и выяснил, что в начале XIX века был такой проект, предложенный одним французским инженером. По его проекту железнодорожный туннель должен был пролегать под Беринговым проливом. Это была как будто уже не фантастика, а тщательно разработанный проект Аляско-Сибирской железнодорожной магистрали, в котором было предусмотрено также и строительство туннеля под Беринговым проливом… Наш журналист продолжал искать… И дальнейшие литературные розыски привели его от проектов и схем инженеров к крупнейшему международному заговору империалистов, собиравшихся под видом концессии отторгнуть от России огромные пространства на русском Востоке. Этим заговором был опутан весь русский царский двор. Здесь были пущены в ход подкупы, убийства, шантаж. – все…»

Опыт арктических рейсов на ледоколе «Георгий Седов» позволил А. П. Казанцеву написать рассказы, составившие книги «Против ветра» (1951) и «Гость из космоса» (1958).

В 1951 году вышел роман-мечта «Мол Северный».

В 1956 году этот роман появился в новом варианте («Полярная мечта»).

Инженер Алексей Карцев ограждал гигантской ледяной плотиной Северный морской путь от полярных льдов. Но этого мало. Академик Овесян предлагал погрузить в воды Ледовитого океана искусственное термоядерное солнце. Изменить климат огромного региона – А. П. Казанцева всегда привлекали масштабные планы.

Повесть «Планета бурь» в 1959 году печаталась с продолжением в «Комсомольской правде», в 1963 году вышла под названием «Внуки Марса».

В 1960 году появилась «Лунная дорога».

В 1964 году – «Льды возвращаются».

В 1973 году – «Сильнее времени».

Встречи с крупными учеными (Л. Ландау, Лео Сцилард, Нильс Бор, А. Несмеянов, В. Миткевич, А. Иоффе) подпитывали воображение писателя. Например, в романе «Купол Надежды» (1980) отразились научные идеи академика Несмеянова. «Меня больше всего поразило, – писал А. П. Казанцев, – что для уничтожения голода на Земле нет нужды изобретать что-нибудь невероятное. Все уже найдено. Одноклеточные грибки – дрожжи ка ндида – по составу своему и набору аминокислот не отличаются от материнского молока, вырастают эти грибки на тяжелых отходах нефти и увеличиваются за сутки в весе в тысячу раз! Чтобы накормить все человечество, понадобится израсходовать в год смехотворно малое количество нефти – пятьдесят тысяч тонн, приготовляя из полученного белка все виды пищи».

«Я считаю себя учеником Алексея Толстого, – писал Казанцев. – Его беседа со мной, только начинавшим свой литературный путь, помогла мне окончательно выбрать то направление в фантастике, которого я придерживался всю жизнь».

Разговоры с Александром Петровичем обнадеживали.

«Как ваши литературные дела? – спрашивал он меня. – На вас опять давят? Вы наступили кому-нибудь на ногу? Есть вот там у вас в Новосибирске такой… – называл он хорошо знакомую мне фамилию. – У него, похоже, на вас зуб вырос, он уже капал на вас и в Госкомитет по печати… – И тут же страшно раздражался, вдруг вспоминая братьев Стругацких. – Вы ведь из их компании? До них, видите ли, фантастики не было! Так и Парнов с Нудельманом говорят. Они все хотели, чтобы Ефремов приветствовал Стругацких, как новых триумфаторов, но Иван Антонович отказался от такой чести… А теперь подойдите к картине, – командовал Александр Петрович. – (На огромном полотне плыла в пространстве среди звезд обнаженная Андромеда, – Г. П. ) – Видите, какая широкая рама, сколько на ней разных автографов? Оставьте свой. Бенц, и ты на это смотри! – командовал он своей собаке. – Вот фломастер».

Я расписался.

Под автографом Станислава Лема.

В 1974 году появился роман Казанцева «Фаэты».

В 1975 году – шахматная книга «Дар Каиссы». В 1981 году – «Пунктир воспоминаний». За ними – романы «Острее шпаги» (1984) и «Клокочущая пустота» (1986); дилогия «Иномиры» (1997), «Звезда Нострадамуса» (2000), автобиографический роман (с элементами фантастики) «Фантаст» (2001, в соавторстве с внуком – Никитой Казанцевым). «Есть ли объяснение легендарно уродливой внешности „носолобого“ Сирано? – несколько наивно размышляла И. В. Семибратова над романом Казанцева „Колокол Солнца“. – Каковы причины его необычайной удачливости в дуэлях, только удивительное везение или загадочные знания? Не было ли более серьезных поводов для схватки и победы де Бержерака, одержанной над ста противниками одновременно, чем те, о которых упоминают современники? Имеет ли он какое-либо касательство к освобождению из заключения и переезду во Францию Кампанеллы, и почему кардинал Ришелье, явный реакционер, помог вызволить прогрессивного итальянского философа? Откуда пришло к Сирано обладание несовместимыми с его эпохой сведениями? Ведь триста лет тому назад он писал об устройствах, напоминающих многоступенчатые ракеты, радиоприемники, телевизоры, о явлении невесомости, о живых организмах, состоящих из содружества клеток, о микробах, открытых два столетия спустя, о существовании в крови антител. Вслед за Джордано Бруно Сирано утверждал, что на других планетах существует разумная жизнь… А что если знаменитый француз общался с инопланетянами, сам путешествовал в межзвездном пространстве?…»

Среди орденов и медалей, полученных А. П. Казанцевым в разные годы, была золотая олимпийская – за лучший шахматный этюд (1964). Но шахматы были не единственным увлечением писателя. Он писал пьесы, сочинял стихи. «Сверкнет порой находка века, Как в черном небе метеор. Но редко славят человека, Слышней, увы, сомнений хор… »

«Любовью с детства к музыке я обязан дружбе с известным композитором, народным артистом РСФСР Антонио Спадавеккиа. Мы создали с ним (его музыка, мои либретто) три одноактные оперы, посвященные завоеванию космоса. Он также оркестровал для ансамбля и мою балладу „Рыбачка“ – произведение, которое исполнялось на эстраде популярной артисткой В. Е. Новиковой. Моим учителем композиции был профессор Московской консерватории, автор учебника по композиции И. И. Дубовский, тщетно пытавшийся помочь мне завершить фортепьянный концерт. Лишь одна его часть в исполнении лауреата международных конкурсов В. Полторацкого и А. Суханова записана на пленку в Московской консерватории».

Вместе с братьями Стругацкими отмечен первой «Аэлитой» (1981).

Из книги Красный сфинкс автора Прашкевич Геннадий Мартович

ВЛАДИСЛАВ ПЕТРОВИЧ КРАПИВИН Родился 14 октября 1938 года в Тюмени.Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета.В процессе учебы был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск». Несколько лет работал литературным сотрудником, затем завотделом

Из книги Высокой мысли пламень (Часть первая) автора Управление главного конструктора АВТОВАЗ (коллектив авторов)

Лев Петрович МУРАШОВ, Конструктор Когда началась война, мне было всего пятнадцать. Сам я - коренной москвич, и жили мы тогда в районе Таганки. Улица наша называлась в то время Мясной-Бульварной (поскольку рядом находился мясокомбинат), а после войны её переименовали в ул.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Казанцев КАЗАНЦЕВ, чл. союза русск. народа и одновременно агент Моск. охран. отд. Подозревался в участии в убийстве М. Я. Герценштейна и в покушении на взрыв дома гр. Витте. По словам убийцы Иоллоса, раб. Федорова, его на это убийство подговорил К., давший ему револьвер и

Из книги Гильзы в золе: Глазами следователя автора Астафьев Тихон Данилович

АНАНИЙ ПЕТРОВИЧ Анания Петровича Белоглазова я впервые увидел в землянском Доме колхозника. Склонившись над столом, он сосредоточенно что-то писал под копировальную бумагу.- Эй вы, грамотеи, - неожиданно произнес он. - Кто это сказал «А воз и ныне там?»Мой

Из книги Это было в Калаче автора Гуммер Иосиф Самуилович

КУЗЬМА ПЕТРОВИЧ И ПАВЕЛ КОШЕЛЕВ Утром, когда Цыганков еще спал, в общежитие ремесленников вошел невысокий паренек. Он спокойно, словно уже бывал здесь, оглядел ряды коек и спросил у проснувшихся ребят:- А где тут Иван Цыганков, калачевский?Незнакомых всегда встречали

Из книги Претерпевшие до конца. Судьбы царских слуг, оставшихся верными долгу и присяге автора Жук Юрий Александрович

Глава 11 Писец Канцелярии Камер-Фурьера Александр Петрович Кирпичников Родился 7 апреля 1879 года.Происходил из мещан г. Ливны Орловской губернии.Женат. Жена – Наталья Ивановна.Дети: Василий (род. 23 января 1907 г.); Георгий (род. 11 апреля 1911 г.); Татьяна (род. 10 октября

Из книги Гении, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (род. в 1849 г. - ум. в 1936 г.) Выдающийся российский физиолог, биолог, врач, педагог. Создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований. Академик

Из книги Фантастика после смерти автора Казанцев Александр Петрович

Александр Петрович Казанцев Фантастика после смерти. (Литературное наследие писателя-фантаста И. А. Ефремова) № 1Письмо писателя А. Казанцева в Политбюро ЦК КПСС17 ноября 1972 г.Политбюро ЦК КПССУважаемые товарищи члены Политбюро!Как член Коммунистической партии

Из книги Пушкин в жизни. Спутники Пушкина (сборник) автора Вересаев Викентий Викентьевич

Александр Петрович Куницын (1783–1841) Из духовного звания; окончил тверскую семинарию, потом Педагогический институт в Петербурге, был командирован для усовершенствования за границу, слушал лекции в Геттингене и Париже. В лицее читал нравственные и политические науки,

Из книги автора

Фотий Петрович Калинич (1788–1851) Учитель чистописания в лицее. В 1795 г. мальчиком был вывезен с Украины для придворного певческого хора. Когда он спал с голоса, то благодаря прекрасному своему почерку определен был учителем чистописания в лицей. Здесь он прослужил сорок лет

Из книги автора

Степан Петрович Жихарев (1788–1860) Обучался в московском университетском Благородном пансионе, товарищами его были братья Тургеневы, Жуковский, Дашков. Был страстный театрал. В 1806 г. переехал в Петербург, познакомился с Державиным, Шишковым, Шаховским, Лобановым. Перевел

Из книги автора

Дмитрий Петрович Северин (1792–1865) Сын капитана гвардии, впоследствии витебского губернатора и сенатора. Воспитывался в Петербурге, в иезуитском пансионе, вместе с князем П. А. Вяземским. Учился прекрасно, был хороших способностей и поведения образцового. Служил в коллегии

Из книги автора

Алексей Петрович Алексеев (?–?) Кишиневский областной почтмейстер, драгунский полковник в отставке, георгиевский кавалер. Он всегда просил начальство, чтоб его не повышали в чине, так как с повышением в гражданский чин, по тогдашнему положению, он лишался военного

Из книги автора

Антон Петрович Савелов (?–?) Двоюродный брат одесского градоначальника Гурьева. Служил непременным членом в одесской портовой карантинной конторе. Был завзятый картежник и человек жуликоватый. Однажды после обеда у Башмаковых он, как будто в шутку, стал играть в банк с

Из книги автора

Андрей Петрович Есаулов (?–?) Побочный сын помещика Есаулова. Талантливый композитор. Служил в полках капельмейстером, был человек капризный и неуживчивый. Ссорясь с начальством, переходил из полка в полк, наконец, без места и без средств к жизни, в 1832–1833 гг. явился в

Из книги автора

Петр Петрович Ланской (1799–1877) В январе 1837 г. перед одной из офицерских квартир кавалергардских казарм расхаживал по улице бравый кавалергардский ротмистр и зорко вглядывался в прохожих, – не следит ли кто за квартирой. В квартире происходило тайное свидание его

Александр Казанцев родился 2 сентября 1906 года в городе Акмолинске, нынешней столице Казахстана - Астане, в богатой купеческой семье.

Во время Гражданской войны брошенный белым командованием запасной полк колчаковцев перешёл на сторону красных. В результате Петр Григорьевич Казанцев, отец будущего писателя, наследник и совладелец миллионной купеческой империи, мобилизованный в белую армию, вернулся из Красной заслуженным фронтовиком и инвалидом.

Сам Александр Петрович в анкетах писал: «из служащих» (отец - директор протезной мастерской, мать - учительница). Вероятность получения Александром Казанцевым высшего образования в 20-х годах с подлинными анкетными данными можно оценить как очень небольшую.

Разносторонние способности ребенка поражали близких. От родителей Саша унаследовал любовь к музыке, исполнял на фортепиано произведения Бетховена, Моцарта, Шопена. С детского возраста Саша обыгрывал взрослых в шахматы. Учился в реальном училище в Петропавловске, затем в техническом училище в Омске. Позже, став студентом Томского технологического института, он поражал однокурсников и профессоров феноменальными математическими способностями.

После окончания института он получил назначение на Белорецкий металлургической комбинат. Начинал Казанцев как инженер-электрик. Он придумал и внедрил передвижение вагонеток с рудой на электромагнитной тяге. Здесь же он сделал свое первое изобретение, которое существенным образом повлияло на всю его дальнейшую судьбу. Он изобрел «электрическую пушку», которая, по его расчетам, могла бы стрелять на огромные расстояния и не только на земле, но и в космосе.

Никому не известный инженер с уральского металлургического комбината сумел попасть к Орджоникидзе и Тухачевскому, которые поддержали конструктора, предоставив ему отдел в КБ артиллерийского завода в Подлипках - того самого, который в 1946-м стал головным предприятием ракетно-космической отрасли. Пушку сделали, но проблема источника питания осталась и тогда, и на последующие полвека нерешенной.

Работа над «электрической пушкой» позволила Казанцеву встречаться с такими великими физиками, как Абрам Иоффе и лауреат Нобелевской премии Петр Капица.

Как-то Иоффе посоветовал Казанцеву принять участие в Международном конкурсе на лучшее либретто научно-фантастического фильма. И сценарий Казанцева «Аренида» победил на конкурсе. Случилось это в 1936 году. Однако режиссер Эггерт, взявшийся за постановку, был репрессирован, и фильму не суждено было осуществиться. Но издательство «Детгиз» предложило Казанцеву написать по своему сценарию приключенческо-фантастический роман для детей. Так сценарий «Аренида», где советские ученые спасают Землю от летящего на нее астероида, расстреляв его из «электрической пушки», превратился позже в роман «Пылающий остров».

Так случилось, что свой роман-первенец Казанцев совершенствовал около четырех десятилетий. В собрании сочинений Казанцев поставил к «Пылающему острову» несколько дат: 1935-1941-1955-1975 годы. Первая редакция романа прошла самую серьезную читательскую проверку, ибо печаталась отрывками изо дня в день на страницах «Пионерской правды» и газеты французских коммунистов «Юманите».

Творческая энергия писателя искала выход. Он принимал участие во многих творческих и научных конкурсах. Для участия во Всемирной выставке «Мир завтра» в Нью-Йорке он выиграл в конкурсе механизмов и поехал в Америку в качестве главного инженера Советского павильона, где проработал почти год.

Началась война. В последнюю свою мирную ночь, Казанцев пишет либретто «Арктического моста». А утром, по направлению военкомата, Казанцев приезжает в Серпухов. Там он должен попасть в 39-й запасной саперный батальон. Но батальон пока - это только название. Его еще предстоит сформировать. Александру Петровичу повезло - услышав его фамилию, комбат первым делом спросил, не он ли написал «Пылающий остров»? А узнав об инженерной специальности Писателя, но еще больше поразившись его не только технической, но и организационной смекалке, назначает Казанцева помпотехом.

Александр Петрович прошёл путь от солдата до полковника - были и ранения, и контузии, и ужасы отступления.

Казанцев изобретает свою знаменитую «сухопутную торпеду», о большинстве подвигов которой узнает только через сорок лет. Получилось все почти само собой - в батальон приехал автомобиль на смешанном колесно-гусеничном ходу. Увидев небольшие гусеничные шасси, Писатель придумал снабдить нечто подобное зарядом взрывчатки и дистанционным управлением. Из подручных материалов изготовили опытный экземпляр. Испытали в присутствии высокого начальства. Начальство оценило. И вот, вместе со старинным знакомым и другом, профессором Иосифяном, Александр Петрович налаживает в эвакуирующейся Москве производство этого нового оружия. Институт и производство при нем назвали «Институтом имени Жюля Верна».

Маленькая торпеда быстро преодолевала препятствия, а попасть в нее практически невозможно. Испытывать ее на улицах Москвы не пришлось, и Казанцева, вместе с группой специалистов отправляют на Керченский полуостров. Испытания проходят более чем успешно. Но все танкетки приходится уничтожить, самим эвакуироваться. Армия отступает. Группа Казанцева с потерями достигает Керченской переправы. Организована переправа плохо. У англичан, в Дюнкерке, на такую же армию, работал весь флот, а здесь - несколько небольших суденышек. Александр Петрович берет организацию переправы в свои руки. В книге «Фантаст», он подробно опишет эту переправу. Один из снарядов сбросил писателя в воду, и ему пришлось добираться до берега вплавь.


История сухопутной торпеды на этом не заканчивается. Очень важную роль сыграла она в прорыве Ленинградской блокады.


В самом конце войны Александр Петрович получает новое задание - отправиться в австрийскую Штирию, и начать демонтаж фашистских заводов, отправляя оборудование на наши разрушенные предприятия. Вместе с отправкой немецких заводов, он организует работу австрийских предприятий, без которых репарации невозможны. И там же, в Штирии, попадает в тяжелую автомобильную аварию. Теперь за его плечами уже солидный аварийный список - начиная с железнодорожной катастрофы и катастрофы АНТ-25, заканчивая автомобильной аварией в Австрии, где его кто в шутку, а кто и всерьез называл "Вице-королем Штирии".

Его танкетка выставлена в мемориальном Музее Отечественной войны на Поклонной горе, указан автор, и там же рядом, вполне естественное соседство его интересов, - золотая медаль Олимпиады 1964 года, в котором Казанцев стал олимпийским чемпионом по шахматному этюду.

Однажды Казанцев услышал сообщение об атомной бомбардировке Хиросимы. Диктор описал подробности взрыва, указав, в частности, на сохранившиеся в эпицентре взрыва отдельные дома и стоячие деревья. Это послужило для Казанцева отправной точкой его гипотезы о природе Тунгусского метеорита, с подробностями которой он был хорошо знаком по рассказам Л. Кулика, побывавшего до войны на месте катастрофы. Александр Петрович встречался с советскими физиками, например, с Игорем Таимом, консультируясь по конструктивным особенностям атомной бомбы. Поскольку царское правительство не могло в 1908 году создать ядерное устройство, Казанцев предположил, что над сибирской тайгой взорвался инопланетный корабль на атомных двигателях. В январе 1946 года в журнале «Техника молодежи» был опубликован его рассказ-гипотеза «Взрыв», с которого началась отечественная уфология.

Ученые словно не замечали рубрику, под которой был размещен рассказ в журнале, воспринимая его как научный доклад и устраивая жаркие дебаты. К Подкаменной Тунгуске был организован ряд научных и любительских экспедиций. С тех пор вопросы внеземных цивилизаций и возможных контактов с инопланетянами становятся одной из центральных тем в творчестве Казанцева. Именно с этой неудобной для ортодоксальной науки позиции писатель-фантаст пытается осмыслить многие «пятна истории» человечества: сказания разных народов о Сынах Неба, «одетые в скафандры» японские статуэтки догу (которым 4500 лет), каменные шары в Южной Америке, пирамиды и т.д. Рекордное количество версий на данную тему можно встретить в ярчайшем романе «Фаэты» (1968-1971). Здесь писатель пытается раскрыть секреты «красной планеты», великих катаклизмов на Земле, вызвавших гибель Атлантиды и поднятие Анд, появление на земном небе Луны, отсутствие промежуточного звена в эволюции от животного мира к человеку и прочее. Толчком к рождению «Фаэтов» послужила беседа с физикомНильсом Бором, который согласился с дерзкой идеей Казанцева о том, что обнаруженные скопления астероидов между Марсом и Юпитером - это не результат столкновения кометы с планетой, условно названной астрономами Фаэтоном, а ядерный взрыв, произведенный на этой планете разумными, но агрессивными существами.

Вступление в 1946-м году в Союз писателей не только дает Александру Петровичу «официальный статус», но и вводит в совершенно новый круг общения. Там Казанцев знакомится с Фадеевым и Ефремовым. С Иваном Антоновичем они останутся друзьями до самой смерти Ефремова.

При содействии Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе «Георгий Седов» и посетить множество полярных станций. Пишет серию полярных новелл: «Против ветра» (1950), «Гость из космоса» (1958).

У писателя появились последователи. В одном из интервью Казанцев описал свое знакомство в начале 70-х годов с Валентином Терешиным, армейским программистом. «Марсианин» - так назовет Казанцев своего нового друга за его поистине внеземные познания и необыкновенную внешность. Терешин утверждал, что многое из того, что он знает, внушалось ему внеземным разумом. С результатами этих «внушений» он знакомил Казанцева. Эти изыскания дорабатывались по просьбе Казанцева ученым В.Авинским (Тюриным). Так появлялись сенсации. Выяснилось, что в мегалитической постройке Стоунхендж в Англии закодированы все параметры Солнечной системы - в развалинах древнейшей обсерватории заложены основные модули всего сущего на Земле и во Вселенной, так называемая альфаметрика. То есть, угол альфа (32,72°), построенный на пентаграмме, вытекающей из 11-угольника, где определенные стороны соединяются линиями и проводится угол. А этот угол лежит в основе всего сущего. Все естественные образования кратны этому углу и цифре 11, являющейся всемирным модулем, заложенным во всем, от микро- до макромира.

В память о Терешине Казанцев напишет рассказ «Колодец лотоса» и рядом со своей фамилией поставит необычную фамилию Мариан Сиянин. В рассказе дана подробная расшифровка Терешиным задачи древнеегипетских жрецов храма бога Ра, раскопанного в 1912 году в Египте.

Единомышленники писателя появились и за рубежом - знаменитый фильм археолога и исследователя Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» в немалой степени обязан своим успехом идеям Казанцева. Совместно с американским ученым-уфологом Жаком Валле Казанцев разрабатывает одну из своих последних теорий, нашедших отражение в романе «Альсино». Книга эта была издана малым тиражом, т.к. идея, изложенная в ней, показалась книготорговцам слишком безумной, чтобы претендовать на жанр романа-гипотезы. Суть «сумасшедшей» идеи такова: наша Вселенная, согласно теории подобия, на основе которой построена вся современная кристаллография, одиннадцатимерна. Это можно представить себе как три трехмерных мира, разделенных, как этажи дома, двумя измерениями-перекрытиями. В каждом из этих самостоятельных миров время течет по-разному. Соответственно и развитие их разное - это мир, в котором мы живем, первобытный «прамир» и опережающий наше развитие «неомир». Миры обладают свойством контактировать между собой по временным перекрытиям-переходам. Из «прамира» в наш мир приходят снежные люди или йети, а из «неомира» залетают НЛО. Существование трех параллельных миров Казанцев объясняет и на другом, более простом, примере - если бросить камень в воду: пойдут круги, и каждая последующая волна будет копией предыдущей - но не полным аналогом! Так и эти миры - оставляют след в слоях времени, и идущая следом волна жизни, как программу использует проложенную колею и повторяет то, что было. Получается, через несколько столетий наши потомки пересядут в тарелки, но это будут не те знаменитые «зеленые человечки» с антенками на голове, а всего лишь граждане нашего мира, дошедшие до схожих высоких технологий в процессе эволюции. Подобные свои мысли Казанцев называл фантастикой «дальнего прицела», намного опережающей время и потому кажущейся просто псевдонаучной сказкой.

Очень много произведений написано Казанцевым с «ближним прицелом». Здесь его гипотезы и открытия находили воплощение уже при жизни писателя. К примеру, в трилогии «Арктический мост» им описывается гигантское сооружение - водный туннель длиной 4 000 километров, и если в период работы над книгой (1939-1946) эта идея была сверхфантастична, то сейчас все знают о знаменитом туннеле Ла-Манш, соединившем под проливом Англию и Францию.

Космонавт Георгий Береговой отмечал, что задолго до того, как первый отечественный луноход проложил колею на спутнике нашей планеты, Казанцев предвосхитил в своей повести «Лунная дорога» (1960) основные элементы его конструкции. А в фантастическом романе «Сильнее времени» (1964-1972) Заслуженный деятель науки и техники, профессор М. Протодьяконов насчитал почти сто авторских научно-технических открытий и изобретений.

Навестив однажды А. П. Казанцева в его московской квартире на Ломоносовском проспекте,Береговой подарил писателю свою книгу «Угол атаки» с автографом, в котором упоминал о предвидении фантаста по конструкции лунохода, и советовал подумать о «марсоходе», чтобы путешествовать по руслам высохших рек в поисках исчезнувшей марсианской цивилизации.

«Вы правы, Георгий Тимофеевич, - ответил Казанцев. - Я не сомневаюсь в существовании инопланетной цивилизации». И показал археологическую находку - статуэтку «догу», сделанную из обожженной глины на Японских островах четыре с половиной тысячи лет назад. Статуэтка напоминала скафандр космонавта: герметичный шлем, щелевидные очки, дырчатый фильтр для дыхания, крепления в виде винтов и заклепок. «Чудеса, сопровождающие людей на протяжении всей истории человечества, - утверждал Казанцев, - неотъемлемая часть существования Вселенной, Природы, Человека. То, что предстает сегодня фактом аномальным, завтра, не исключено, станет нормой».

В круг увлечений Казанцева входила история. Он переосмысливал в своих произведениях давние факты и темы, заставляя читателей иначе взглянуть на них. Вслед за Александром Дюма Александр Казанцев в романах «Острее шпаги» и «Клокочущая пустота» переносит читателей во Францию 17 века. Но если у Дюма это эпоха придворных интриг и дуэлей, то у Казанцева это - эпоха великих умов: математика Пьера Ферма, над теоремой которого до сих пор бьются ученые всего мира, и Сирано де Бержерака, писателя, вольнодумца и провидца. Казанцев настолько проникся изображаемой эпохой, что написал ряд удивительных по красоте сонетов, а стиль писателя стал витиеватым и изящным в духе того времени. Последние произведения писателя «Озарение Нострадамуса» и «Ступени Нострадамуса» рассказывают о жизни самого неординарного человека средневековья. Казанцев считался лучшим переводчиком катренов Нострадамуса и знатоком его творчества.

Книги Казанцева повлияли на их жизненный и профессиональный выбор многих людей. Космонавт Георгий Гречко именно Казанцева «винил» в том, что он стал служить космосу. Прочитав книгу «Дар Каиссы», многие увлекались шахматами. Пятнадцать лет Казанцев был председателем Центральной комиссии по шахматной композиции СССР и 10 лет - вице-президентом Постоянной комиссии по шахматной композиции ФИДЕ.

С 1953 года Казанцев -мастер спорта по шахматам, судья всесоюзной категории по шахматным композициям и международный арбитр.

Казанцев сочинял фортепьянные концерты, вел исследования в области протезирования сердца (один из первых придумал электростимулятор для сердца - подкожную электростанцию).

Как рассказал главный редактор казахстанского литературно-художественного и общественно-политического журнала «НИВА» Владимир Романович Гундарев, А.Казанцев всегда поддерживал тесную связь с городом своего детства. В 1996 году в связи с 90-летием писателя решением Акмолинского маслихата Казанцеву было присвоено звание Почетного гражданина Акмолы.

Казанцев поддерживал и пропагандировал методики лечения, разработанные В.И. Дикулем и Г.А. Илизаровым, в романе «Сильнее времени» «построил» звездолёт на энергии вакуума в соответствии с гипотезой М.М. Протодьяконова и И.Л. Герловина, споря со своими же прежними произведениями, обыграл в «Тайне нуля» теорию гравитации академика А.А. Логунова, альтернативную эйнштейновской СТО.

Многие факты из биографии этого замечательного человека остались за скобками, поскольку объять творчество человека, прожившего 96 лет и до последнего дня работавшего, творившего и мечтавшего, невозможно. Труды Казанцева были удостоены многочисленных государственных наград и литературных премий. В том числе - специальной международной премии Третьего Всеевропейского конгресса фантастов (1976) и премии Союза писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» - «Аэлита» (1981), за вклад в научную фантастику. Его роман «Острее шпаги» был признан бестселлером года. На международном конгрессе фантастов в польском городе Познани он также стал лауреатом.

Казанцев награжден пятью орденами, в том числе Красной Звезды и Отечественной войны и многими медалями.

Супругой Александра Казанцева была Татьяна Михайловна, дочь адъютанта императора Николая II полковника Михаила Маламе. В семье Александра Петровича и Татьяны Михайловны Казанцевых четверо детей. Старшая дочь - Нина Александровна, одна из первых в Советском Союзе женщин-атомщиц. За участие в создании атомной бомбы награждена орденом Ленина. Сын - Олег Александрович (1934 г. рожд.), военный моряк, капитан 1 ранга. Дочь - Алёна Александровна (1944 г. рожд.), инженер-химик, научный сотрудник Института биофизики. Сын - Никита Александрович (1957 г. рожд.), соавтор отца по роману "Звезда Нострадамуса".

Александр Петрович Казанцев - один из известнейших советских фантастов.

Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске (ныне Астана, Казахстан).

Учился в реальном училище в Петропавловске, затем в техническом училище в Омске, в Томском технологическом институте на механическом факультете. В студенческие годы увлекался изобретательством.

В 1930 году из-за недостатка специалистов в годы первой пятилетки сразу после окончания института назначен главным механиком Белорецкого металлургического комбината. В 1931 году, находясь в командировке в Москве, продемонстрировал модель изобретённого им электрического орудия С.Орджоникидзе и М.Тухачевскому, которые увидели перспективу межконтинентальной стрельбы. Был переведён с Урала на подмосковный завод, где специально для него была создана лаборатория, переданная в 1933 году Электротехническому институту в Москве. Продолжая руководить разработкой электроорудий, стал начальником производства опытного завода ВЭИ.

В эти же годы по предложению директора Дома учёных принял участие в конкурсе на лучший сценарий научно-фантастического фильма. Подготовленный совместно с директором сценарий "Аренида" получает высшую премию. Фильм не был снят, но сценарий был опубликован. На его основе Казанцев пишет свой первый роман "Пылающий остров", который в течение двух лет (1939-1940) публикуется в "Пионерской правде".

С первых дней войны находится в армии, делает важное оборонное изобретение, за что ему было присвоено звание инженера третьего ранга с назначением командиром спецчасти и главным инженером завода, вскоре превращённого в научно-исследовательский институт. Испытывал новую технику в боевых условиях на Крымском фронте весной 1942 года. В 1944 году получает звание полковника и новое назначение, вместе с армией входит в Будапешт и Вену.
Описание взрыва атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки (6 августа 1945 года) напоминает ему подробности катастрофы в Тунгусской тайге в 1908 году, и он пишет рассказ "Взрыв", вызвавший яростные дискуссии. Организует экспедицию к месту взрыва и участвует в ней.

При содействии А.Фадеева получает возможность совершить два рейса на ледоколе "Георгий Седов" и посетить множество полярных станций. Пишет серию полярных новелл: "Против ветра" (1950), "Гость из космоса" (1958).
В разные годы появляются его знаменитые произведения: "Планета бурь" (1959), "Лунная дорога" (1960), "Ступени грядущего" (1962). Встречи с современными учёными (в том числе с Лео Сцилардом, Нильсом Бором и др.) питали научное воображение Казанцева. В 1972-1974 гг. пишет трилогию "Фаэты". Роман "Купол Надежды" является художественным отражением научных идей академика Несмеянова.

Интересы А.Казанцева были необыкновенно разносторонними: получив в юности музыкальное образование, он был автором фортепьянного концерта, баллады "Рыбачка". С 1953 года является мастером спорта по шахматам, был судьёй всесоюзной категории по шахматным композициям и международным арбитром.
Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино.

Дети
  • Ирина Александровна
  • Олег Александрович
  • Алёна Александровна
  • Никита Александрович
Награды и премии Сайт akazantsev.ru/main.html

Алекса́ндр Петро́вич Каза́нцев (2 сентября , город Акмолинск , Акмолинский уезд, Акмолинская область, Российская империя - 13 сентября , Переделкино , Российская Федерация) - один из известнейших советских и российских фантастов .

Биография

Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске . Окончил . В январе 1930 года отправился на Белорецкий металлургический завод, где сразу стал главным механиком металлургического комбината. «Именно там, на любимом заводе, была пройдена мной настоящая инженерная школа».

Первые шаги в литературе

После выхода в свет революционной «Туманности Андромеды » Ивана Ефремова в советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения, которые Казанцев чувствовал, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х - начале 1980-х годов А. Казанцев был фактически одним из рецензентов Роскомиздата в области фантастических произведений .

Александр Петрович был единственным из писателей, активно выступившим в защиту Ивана Ефремова , когда против того начались гонения со стороны КГБ .

Научно-популярные публикации

Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.

Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах , собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии .

Поздние годы

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х годов . В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (), «Фаэты » (), «Купол Надежды» (), которые по-прежнему были строго выдержаны с идеологической точки зрения . В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской » школы фантастики.

Иллюстратором многих его произведений был московский художник Виталий Лукьянец . Но большинство поздних изданий проиллюстрировал художник Ю.Г. Макаров.

Я был и остаюсь коммунистом, голосую только за КПРФ - она не испугалась угроз и запретов, её руководители не кинулись делить народную собственность, не крали, не строили дворцов… […] Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть. […] Победа труда неизбежна. Кто скажет другое - солжёт.

Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино . Похоронен в Москве на Введенском кладбище .

Награды

Шахматная композиция

А. П. Казанцев был известен также как шахматный композитор . С 1926 года опубликовал 70 этюдов , многие из которых отмечены на конкурсах (8 первых призов). Участник 5 личных чемпионатов СССР . С 1956 года - международный арбитр по шахматной композиции , с 1975 года - международный мастер . С по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.

Ниже приведён один из наиболее известных этюдов Казанцева. Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua

Решение. 1.d6! Кb5 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:b5 a2 9.Кd4! a1Л! 10.Кe6+ Крf7 11.Кd8+ Крg6! 12.Крg8 Лa8 13.h8К+! Крh5 14.Кhf7 ничья. Обратите внимание: по сравнению с начальной позицией произошла полная смена фигур!
Дополнительный вариант: 1…Кc4 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:c4 a2 9.Кe5! a1Л! 10.Кd7+ Крf7 11.Кe5+ Крf6 12.Кd7+ и вечный шах .

Произведения

ЦИКЛЫ
«Георгий Седов»
  • Ныряющий остров (1958)
  • Находка (1958)
  • Против ветра (1950)
  • Марсианин (1958)
  • Трехлапая (1951)
  • В тумане (1951)
  • Катер в море (1950)
  • Сухопутный моряк (1973)
  • Пластинка из слоновой кости (1949)
  • Остановленная волна (1950)
  • Полярный Варяг (1951)
  • Гость из космоса (1951)
Возвращение в грядущее
  • Тайна нуля (1988)
  • Донкихоты Вселенной (1988)
  • Спустя тысячелетие (1997)
Клокочущая пустота
  • Острее шпаги (1983)
  • Колокол Солнца (1984)
  • Иножитель (1986)
Небывалые были
  • Матч антимиров (1973)
Полярное противостояние
  • Подводное солнце: (Мол «Северный») (1970)
  • Арктический мост (1941)
  • Льды возвращаются (1964)
Теплоход «Победа»
  • Звездные пришельцы (1963)
  • Кусок шлака (1963)
  • Визитные карточки с других планет (1967)
РОМАНЫ
1941 Арктический мост
1941 Пылающий остров
1952 Мол «Северный»
1956 Полярная мечта: (Мол «Северный»)
1964 Льды возвращаются
1970 Подводное солнце: (Мол «Северный»)
1973 Сильнее времени
1973 Фаэты
1980 Купол надежды
1983 Острее шпаги
1984 Колокол Солнца
1984 Мост дружбы
1986 Иножитель
1988 Донкихоты Вселенной
1988 Тайна нуля
1992 Иномиры
1996 Озарения Нострадамуса
1997 Спустя тысячелетие
2000 Звезда Нострадамуса
2001 Фантаст Со
ПОВЕСТИ
1946 Живое ущелье
1960 Лунная дорога
1962 Внуки Марса
1963 Планета бурь
1986 Тайна загадочных знаний
РАССКАЗЫ
1946 Взрыв
1949 Пластинка из слоновой кости
1950 Катер в море
1950 Медвежье горе
1950 Остановленная волна
1950 Остров Исчезающий
1950 Пешком на край света
1950 Против ветра
1950 Сильнеее времени
1951 В тумане
1951 Вездеход
1951 Вера в человека
1951 Гость из космоса
1951 Лево на борт!
1951 Льды и лодка
1951 Любовь
1951 Механик
1951 Нетронутый стол
1951 Новогодний тост
1951 Поединок
1951 Полярной ночью
1951 Полярный Варяг
1951 Помощь
1951 Трехлапая
1958 Марсианин
1958 Находка
1958 Ныряющий остров
1960 Лунный дождь
1961 Пришельцы из Космоса
1962 Шлем и тыква
1963 Звездные пришельцы
1963 Кусок шлака
1965 Вилена
1967 Визитные карточки с других планет
1967 Марсианская партия
1968 Посадка
1969 «Завещание» Нильса Бора
1973 Клин клином
1973 Матч антимиров
1973 На короткой волне
1973 Сухопутный моряк
1975 Дар Каиссы
1975 Колодец Лотоса Со
1975 Народные артисты леса
1975 Роковая мина
1975 Шахматная тайна колодца Со
1977 Нарушитель
1977 Электронное сердце
1981 Подвиг зрелости
1982 Говорящий холст
1983 Блестящий проигрыш
1983 Гость Бастилии
1983 Подарок Шамбалы
1983 Тринадцатый подвиг Геракла
1983 Щит короля Артура
1984 Бешеные дивиденды
1984 Генетический код
1984 Лечебное средство
1984 Следопыт математических троп
1996 Великие победы
1997 Коллективное единоборство
1997 Трагедия в Нью-Мексико
1998 Игра на ставку в три «С»
1999 Богиня ошибок
1999 Курганский волшебник
1999 Нерешаемая трехходовка
1999 Парижская дуэль
2001 Кипящее детство
2002 Ойла. Двенадцатая Луна Земли
ПЬЕСЫ
1965 Вилена
СЦЕНАРИИ
1936 Аренида Со
1961 Гость из космоса
СТАТЬИ
1952 Золотой поток
1954 «Дворец машин»
1954 Машины на полях
1956 Трилогия великой веры в человека
1958 Воплощение мечты
1958 Поиски продолжаются
1959 Романтика познания: (О недостатках серии Географгиза «Путешествия, приключения, фантастика») Соавторы: Иван Ефремов, Леонид Соболев
1960 В джунглях фантастики
1960 От планеты смерти до облака мечты
1961 Предисловие к статье М. Агреста «Космонавты древности»
1962 Предисловие
1962 Чувство слабости
1964 Законы мечты
1964 Предисловие
1965 Вперед, к другим планетам!
1965 Предисловие
1966 Второе дно волшебной шкатулки
1967 Волшебный телескоп фантазии
1968 Каменный пращур ракеты
1968 Не грабьте в одиночку!
1968 Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров
1972 Из космоса - в прошлое
1973 Изнанка прогресса
1975 О сборнике «Ошибка создателя»
1975 Предисловие
1977 Поэзия познания
1977 Предисловие
1978 Предисловие
1979 Акулье лицо капитализма
1979 Приглашение к Мечте
1980 Двадцать лет спустя
1980 От автора
1980 Предисловие
1982 Витязь науки, правофланговый фантастики
1982 Кирилл Андреев о фантастике
1983 [Вступительное слово к сборнику М. Пухова «Семя зла»]
1983 Штурман мечты
1983 Этюды, премированные на конкурсе «64» по случаю семидесятилетия А. П. Казанцева
1984 Тайная империя
1985 Линза совести
1985 От автора
1985 Предисловие
1987 От сказки до предвиденья
1987 Писатель-воин Со
1989 Послесловие автора к первому тому
1990 Рецензия на сборник Л. и Е. Лукиных «Ты, и никто другой»
1992 Иноземяне
2001 Так всё начиналось
От ящеров до дальних звезд
ЭССЕ
1989 Нигде или здесь?
1991 Возвращение в грядущее
ОЧЕРКИ
1962 Ступени грядущего
1975 Поэты не умирают
СБОРНИКИ
1950 Против ветра
1951 Обычный рейс
1958 Гость из Космоса
1963 Гости из Космоса
1975 Дар Каиссы
ИНТЕРВЬЮ
1984 Острее шпаги: Взгляд сквозь время
ПРОЧЕЕ
1939 Мир будущего
1958 Бак
1960 Великая география
1961 В восемьдесят минут вокруг света
1979 Путешественник в необыкновенное
1981 Пунктир воспоминаний
1982 Кристалл воображения
1988 Открытое письмо редакции
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ
1961 Планета бурь Со