А счастье было так близко евгений онегин

Понимаешь, не нашёл тогда я слов,

Ты не знаешь, просто нам не повезло,

Было, может, но прошло, понимаешь, понимаешь.

Вдруг передо мной возникла красная бархатная коробочка, а чьи-то руки обняли меня со спины.

Я знал, что ты согласишься,- прошептал голос в ухо.- Открой.

Я послушно открыла и ахнула. Там было кольцо. Нет, я знала, что это будет кольцо, но... Не такое же шикарное! Золотое, а россыпь маленьких бриллиантов и больших рубинов составляли какой-то цветок. На ободке были какие-то слова, но я не разглядела их сразу.

Это же обручальное кольцо! - воскликнул Фред.- Жены Годрика Гриффиндора! Оно ведь было утеряно!

А Поттер у нас с сюрпризами, - пробормотала Оливия.

Никто ничего не сказал по поводу меня в роли невесты Поттера.

Не дожидаясь моих действий, Джеймс взял мою руку и одел кольцо. В тот же момент по всей руке прошло необжигающее яркое пламя. Достигнув сердца, пламя исчезло так же внезапно, как и появилось. Тишину разорвали громкие аплодисменты.

Твое согласие запечаталось в сердце, - неверяще сказала Нарцисса. - Такое бывает, только когда...

Когда кольцо одевает истинный гриффиндорец, никак не слизеринка! - удивленно закончил Фред. - На свадьбу-то позовете?

На ободке написана клятва,- сказал Джеймс, всё ещё обнимая меня. - У каждой пары она своя. Но посмотреть ее смогут только наши дети.

Спасибо,- прошептала я.- Оно великолепно. Но это не венчание, верно?

При приеме кольца основателей - венчание,- улыбнулся Джеймс.- Миссис Поттер. Мое кольцо я уже давно надел. Смотри. Похоже на твое, но у меня просто камни, без цветка.


За короткий период несколько раз сменить фамилию! Уизли, Грейнджер, Герберт, Поттер! Как необычно. Ты попала, Поттер.

В школе эта новость вызвала настоящий фурор. Слизеринцы меня поздравили вполне искренне, но вот женская половина Гриффиндора отнеслась к помолвке скептически. На следующий день на меня попытались наслать порчу, но попали в доспехи, отчего те стали произносить непристойные звуки похлеще Пивза. Лили бросала в мою сторону злые взгляды, не предвещавшие ничего хорошего. А Петунья, напротив, стала ко мне относиться более... почтительно, что ли. Учителя постоянно терялись - каким именем меня называть? Это доставляло огромное удовольствие Джеймсу. Но, рассудив, я попросила меня называть "мисс Герберт". Надо ли говорить, что мой... жених недоволен этим?

Это были лучшие месяцы моей жизни. Джеймс раскрашивал мои дни яркими красками, наполняя их смехом и счастьем. Такого не было давно... Никогда. Ну, правда! Сначала было детство с книжками, в которых я находила радость. Бред же! Потом был Хогвартс, война, потери, год с Роном... И восхитительные недели с Джорджем. Да, наши встречи всегда были пропитаны унынием и острой необходимостью, граничившей с болью. Но если бы у меня спросили, кого я люблю - я бы сказала, что Джорджа.

Джеймс все чаще стал обедать за столом Слизерина. Иногда к нему присоединялись Ремус и Сириус. И если Люпин чувствовал себя скованно (хотя на него явно положила взгляд Жаклин), то Сириус упорно не хотел затыкаться. Главной его слушательницей оказалась Нарцисса, с жадностью ловившая все шутки Сириуса.

Незаметно подобралась зима. В этом году профессора решили сделать подарок всем старшекурсникам - устроить рождественский бал. Мне было сделано пять приглашений, хотя все знали о моем женихе, который даже не чесался по этому поводу.

Джеймс, ты вообще меня приглашать собираешься? Или мне согласиться пойти с Макдональдом?!

Оливер Макдональд? - не понял Поттер. - Равенкло, 6 курс, ловец. Он тебя приглашал?

Меня пригласили многие, кроме тебя,- всплеснула руками я.

Исправляюсь,- улыбнулся Джеймс.- Пойдешь со мной?

Конечно, глупый,- рассмеялась я.

Бал обещал пройти с небывалым размахом. Это был мой второй бал. Первый прошел с болгарским ловцом Виктором Крамом - вокруг меня всегда игроки в квиддич, спорт, который я не понимаю. И который был умопомрачительно испорчен Рональдом Биллиусом Уизли.

Приготовления прошли достаточно быстро. Я выбрала красное облегающее платье по колено с золотыми оторочками. Под кольцо, как пошутили Оливия и Жаклин, которая, как это ни удивительно, шла на бал с Ремусом. Волосы завила до лопаток, заколов красивыми гребнями с бриллиантами - подарок Гарри на свадьбу с Роном. Символично, что ли.

Едва я зашла в гостиную своего факультета, кто-то присвистнул:

А у Поттера губа не дура!

Улыбнувшись, я направилась к большому залу. Лестница из подземелий показалась непозволительно короткой. И вот я уже вижу отпавшую челюсть Сириуса, улыбающегося Ремуса и счастливого Джеймса. Блэк стоял под ручку с какой-то шатенкой, которая позеленела от злости, увидев меня. Не обращая на нее никакого внимания, Сириус опередил друга и поцеловал мою руку.

О, миледи! Я у ваших ног! Как жаль, что вы по праву отданы другому!

Эй, Бродяга,- усмехнулся Джеймс,- эта королева сегодня моя. Она моя завтра, послезавтра. И через две недели в пятницу вечером, - добавил он, глядя на расплывающееся в улыбке лицо друга.

Как скромно, милый,- фыркнула я.

Как- как ты меня назвала?

Я не умру без твоей любви,

Но только что-то болит в груди,

Наверно, сердце мое не хочет тебя терять.


Каникулы прошли на удивление быстро. В замке осталось очень мало учеников, если быть совсем честной - их не было вообще. Как в тот год, когда открыли Тайную Комнату. Остались лишь я, Северус и двое каких-то второкурсника из Равенкло. Снейп проводил всё время в библиотеке, с малышами я, понятное дело, не общалась, поэтому я приняла решение уединяться в Выручай-Комнате, изучая новые заклинания. В рождественское утро у меня лежала приличная гора подарков. От соседок по комнате я получила огромную коробку сладостей, от Сириуса и Ремуса книгу «1000 способов с пользой провести время» - я так понимаю, это был компромисс между двумя мародерами. Джеймс подарил изумительной красоты мантию шоколадного цвета. Ещё были какие-то коробки от тайных воздыхателей, но я, наученная горьким опытом, все сладкие подарки отправляла в камин на растопку.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

А счастье было так возможно, / Так близко!

А счастье было так возможно, / Так близко!

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 47). Монолог Татьяны:

А счастье было так возможно,

Так близко!... Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж...

Выражение стало особенно популярным после постановки на сцене оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (либретто брата композитора М. И. Чайковского). Эти слова там звучат в заключительном дуэте Онегина и Татьяны.

Форма сожаления об упущенных возможностях.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Дружба от недружбы близко живет Может быть, эта глава покажется читателю и не столь этичной, но примите то, что есть. Дело в том, что в мире столько плутов, случайных знакомых, бедных родственников, о которых вы долгое время и не ведали. Да и существует вокруг нас столько

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Российское экономическое чудо возможно Данное интервью было опубликовано в информационном сборнике Верховного Совета РФ «Парламентская неделя» № 7 за 1993 год и по ходатайству целого ряда политических фракций было размножено и распространено в качестве официального

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

Готовьте деньги: Песах близко Ну, а не успевает закончиться Пурим, как евреи начинают сбор «кимхе де-писха». В буквальном переводе с арамейского «кимхе де писха» означают «мука для Песаха», то есть мука, необходимая для выпечки мацы, составляющей основу питания евреев в

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Всё это было бы смешно, / Когда бы не было так грустно Из стихотворения «Александре Осиповне Смирновой» (1840) М. Ю. Лермонтова (1814-1841): Что ж делать?.. Речью неискусной Занять ваш ум мне не дано... Всё это было бы смешно. Когда бы не было так грустно. Используется как

Из книги Пословицы русского народа автора Даль Владимир Иванович

И невозможное возможно Из стихотворения «Россия» (18 октября 1908 г.) Александра Александровича Блока (1880-1921): ...И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Ходить бывает склизко / По камешкам иным. / Итак, о том, что близко, / Мы лучше умолчим Из сатирической поэмы «История государства Российского от Госто-мысла до Тимашева» (1868, опубл. 1883) Алексея Константиновича Толстого (1817-1875).Употребляется как формула отказа затрагивать

Из книги Ребенок и уход за ним автора Спок Бенджамин

Это было недавно, это было давно Название и рефрен песни, написанной композитором Вениамином Баснером на стихи поэта Михаила Львовича Матусовского (1915-1990) для кинофильма «Друзья и годы» (1964): На вечернем сеансе в небольшом городке Пела песню актриса на чужом языке.

Из книги Тысяча и один совет по дому и быту автора Поливалина Любовь Александровна

ДАЛЕКО - БЛИЗКО Вода-то близко, да ходить склизко.Мерила старуха клюкой, да махнула рукой (о проселочной дороге).Далеко околицей, да напрямик не попадешь.Низко - так близко, а высоко - так далеко.Хоть и далеко, да полетно.Хоть далеко, да легко; а близко, да склизко.Как из

Из книги Макияж [Краткая энциклопедия] автора Колпакова Анастасия Витальевна

А полюс был близко... Быстро неслись упряжки по снежной равнине. Пока нет торосов и полыней нужно пройти как можно дальше. Но как только скрылись из виду мачты «Фрама», торосы и бугры старого льда стали попадаться все чаще. Движение замедлилось, нарты цеплялись за

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

Уборка без пылесоса - это возможно Например, новый ковер первые два месяца не рекомендуется чистить пылесосом. Ворс на нем держится еще слабо, поэтому лучше обмести его сухим веником. Сделать это нужно с двух сторон, после чего следует выбить ковер с изнанки. Причем на

Из книги Развивай свой мозг! Уроки гениев. Леонардо да Винчи, Платон, Станиславский, Пикассо автора Могучий Антон

Макияж близко посаженных глаз Жидкой подводкой проведите контур, немного выступив за границы глаза (на 2–3 мм от внешнего уголка), т. е. должно создаваться впечатление, что линия контура продолжает естественный контур глаза. При этом на внешних уголках глаза контур

Из книги автора

Возможно ли бессмертие? Вопрос о смерти с давних пор волновал человечество. Люди всегда хотели жить если не вечно, то долго. И множество на этом наживалось: чего только не предлагали шарлатаны и на что только не были готовы пойти желающие. Например, Иосиф Сталин очень

Из книги автора

Из книги автора

Упражнение «Близко - далеко» Закройте глаза, сосчитайте до пяти, откройте их и остановите взгляд на ближайшем к вам предмете, который заметите первым.Внимательно, не отрывая глаз, рассматривайте его в течение нескольких секунд, стараясь замечать и запоминать все

В 1820-1830-х годах и со временем стал одним из наиболее значительных произведений русской словесности. Писатель посвятил работе над этим романом более семи лет и, кажется, вложил в него всю душу. В образе главного героя, «молодого повесы» Евгения Онегина , он воплотил как достойные, так и негативные черты. Онегин резко выделялся на фоне окружающих своей незаурядностью и резким мышлением. По натуре он аристократ, привыкший к столичной разгульной жизни, что немного отталкивает сельских жителей.

Со временем он устает от городской суеты и переезжает жить в имение, доставшееся ему по наследству от покойного дядюшки. В этой самой деревне и меняется коренным образом его жизнь. Там он знакомится с другим молодым человеком, который становится его лучшим другом и с милой Татьяной . По какой-то причине Пушкин очень жесток со своими героями, утверждая, что счастье для них невозможно, и это предопределенно свыше. На самом деле, никто из главных героев не находит своего истинного счастья, поэтому это произведение можно смело причислить к драматическому жанру.

С самого начала поэмы мы понимаем, что Онегин не умеет любить. Он разбалован жизнью, балами, светскими раутами, женским вниманием. Для него женщины давно перестали быть тайной или объектом недосягаемости. Он не знает, что такое упорный труд. Интерес к чему-либо у него давно безвозвратно угас, поэтому его существование бесцельно. В деревне он много читает, проводит много времени на природе. С Ленским и с Лариными знакомится только от скуки. Он прекрасно понимает, насколько они с ним разные. Восемнадцатилетний Владимир - «поклонник Канта и поэт». Его душа чиста и непорочна. Этот герой верит в существование истинной любви и видит в ней высшую цель существования человека.

Все эти мысли давно перегорели в душе Онегина. Он видит в своем новом знакомом и друге молодую наивность, которая со временем, по его мнению, должна перегореть. По инициативе Ленского он знакомится с семейством Лариных. Старшая сестра Татьяна сразу же находит в нем свой идеал, и недолго раздумывая, пишет ему любовное письмо. Для девушки, выросшей на французских романах и вдали от городской суеты, это был единственный способ выразить свою симпатию. В ответ она получает холодный ответ, продиктованный скорее благородством. Евгений не хочет, чтобы девушка утешалась пустыми мечтами, поэтому прямо заявляет, что он не создан для семейной жизни.

Ленский, тем временем, ухаживает за младшей сестрой Татьяны, за Ольгой . В противовес сестре Ольга весела, общительна и заурядна. Из-за нее между друзьями происходит спор, после которого они стреляются на дуэли. Ленский умирает молодым, так и не успев пожить. Ольга недолго горевала после гибели жениха и вышла замуж за улана. Татьяна после долгих уговоров матери уехала в Москву, где повстречала какого-то важного генерала и стала его женой. Через два с лишним года Онегин на одном из Петербургских раутов повстречал Татьяну, но это уже была совершенно другая Татьяна - холодная, неприступная светская львица. Когда он говорит ей о любви, она отвечает, что теперь ее место рядом с мужем.

На этом роман Пушкина заканчивается. Мы видим, что ни один из героев не нашел личного счастья. Кажется, сам автор им глубоко сочувствует. Жизнь учит Онегина тому, что былого не вернуть, как ни старайся. Когда он понимает, что мог бы любить одну Татьяну, и больше ему ничего для счастья не нужно было бы, уже поздно. Он слишком поздно разглядел в ней нравственную силу и красоту. Когда он ей признается в любви, то ждет от нее злорадства в наказание, а Татьяна наоборот остается верной себе и ведет себя просто, искренне и доверчиво. Она говорит, что возможно также любит его, но счастье для них уже невозможно. Таким решительным отказом завершается знаменитая поэма.

«Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому.
Возбудите только любопытство.
Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги.
Достаточно заронить в него искру, огонь сам раз­горится там, где для него есть пища».

А. Франс

Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют принципы личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных подходов и технологий, творческие мастерские.

Для развития исследовательской, творчес­кой, познавательной деятельности необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Появившийся в педагогике в последние го­ды новый жанр - инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.

Эта педагогическая мастерская разрабо­тана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследо­вательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазви­тия учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.

Мастерская - это совокупность про­странств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует цен­ности, культуру, открывает новое. Главное усло­вие мастерской - свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, гуманность, человеколюбие – основные концепты урока литературы. И моя основная цель как учителя не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке. .

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность постав­ленной проблемы. Затем участникам предлага­ется сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения про­блемы, а на второй – общее обсуждение, способ­ствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участ­ники мастерской имеют возможность проанали­зировать, постичь системную природу изучаемо­го объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мас­терской добровольно организуют работу по вос­полнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление.

Этапы мастерской:

Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой). С этой целью было использовано музыкальное сопровождение, эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание «вокруг» слова «Счастье», причём неожиданное и личностное. Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.

Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, подбирали пословицы по теме урока, а также выявили связь песни и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.

Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, выяснили особенности изображения грозы разных авторов, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.

Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу, чтобы проверить, что самые мрачные, грозные, наполняющие душу тревогой события нашей жизни неизбежно завершаются умиротворением, душевным покоем и радостью, выяснили позицию авторов. Работа с текстом, с дополнительным материалом позволили соотнести понятие «Гроза» с личным опытом каждого учащегося. Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.

Афиширование – творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Задача – способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.

Разрыв – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником. Учащиеся, работая со справочным материалом, с материалом учебники, приходят к выводу о возможности счасть главных героев романа.

Рефлексия – осознание собственной и коллективной только что произведённой деятельности. Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение к собственным способам действий.

Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам.

На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:

  • Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
  • Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • Создание личностной мотивации;
  • Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • Чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
  • Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Вышеперечисленные ценности инноваци­онной технологии, феномен которой в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собствен­ных средств взаимодействия с людьми, пони­мания главных условий, помогают в разработке и внедрении новых оригинальных мастерских.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения. Это определённый вклад в копилку приёмов и методов работы с детьми для развития их творческих способностей.

Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ

Методы: проблемно-поисковый, диалогический

Цели урока: развитие познавательной активности учащихся на основе сотрудничества в атмосфере творческого поиска; формирование навыков самореализации в ходе коллективно-распределительной деятельности.

Задачи:

  • Обучающие :
  • продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;
  • рассмотреть материал 3,4, 8 глав романа;
  • проанализировать письма главных героев, их поступки, приведшие к трагической развязке их любви; ответить на вопрос урока: А было ли возможно счастье Татьяны и Онегина?
  • Развивающие :
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  • Воспитательные :
  • воспитывать нравственные качества личности, эстетические вкусы;
  • помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

Оформление:

  • Эпиграф к уроку:

«Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся! Как наказан!»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

  • Презентация к уроку;
  • Карточки с заданиями, дополнительный, справочный материал, листы ватмана, фломастеры для каждой группы;
  • Средства обучения: мультимедийная система, ПК.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.
Пушкин входит в жизнь каждого человека с детства и становится надежным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаешь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашенные в них, не теряют актуальности до сих пор. По утверждению М. Цветаевой, «никто из русских поэтов не был таким воспитателем молодого поколения и облагораживателем юных чувств, как Пушкин».
Сегодня мы вновь встретимся с героями знаменитого романа «Евгений Онегин», обратимся к удивительному миру их чувств и мыслей, и, может быть, вы найдете ответы на многие волнующие вас вопросы. Уверена, что в своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь. В чем заключается истинная красота человека? Как достичь гармонии? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои.

2. Индукция. Постановка задач урока. Осмысление темы.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока «А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна». «А счастье было так возможно, так близко...»

Вопрос: Кто произносит эти слова? Когда? В какой главе они звучат?

Задание: В признании Татьяны ключевым словом является слово «счастье». Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

3. Самоконструкция

(Учащиеся называют:).

– Обсудите в группе, дополните свои записи.

Счастье
1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью.
2. Успех, удача. (Д.Н.Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка).

Счастье
1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо, а также внешнее проявление этого чувства.
2. Удача, успех. (Комплексный словарь под ред. А.Н.Тихонова)

4. Социоконструкция

Итак, счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью.
Механизм счастья постоянно побуждает человека к действию, чтобы он не успокаивался, надолго не замирал. Чем больше одинаковых по смыслу выражений в языке, тем, следовательно, значительнее в жизни явление, описываемое в этих выражениях. Например: забылся от счастья, потерялся от счастья, поглупел от счастья, совсем голову потерял от счастья, голова закружилась от счастья, с ума сошел от счастья, сумасшедшее счастье и даже – умрешь от счастья, умру от счастья, чуть не умер от счастья. Но ощущение счастья кратковременно. Если бы счастье было достижимо раз и навсегда, человечество давно бы вымерло. При малейшей удаче люди выпадали бы из строя действующих. Счастье косило бы людей как пулемет наступающие цепи. Нет, природа манит нас, она дает нам почувствовать счастье, чтобы мы насладились им, испытали его и стремились к нему вновь и вновь. Слово «счастье» почти всегда связано в языке с указанием на время: «счастливый миг», «минуты счастья», «мы провели счастливый месяц», «это было такое счастливое лето». «Счастливое время прошло», «счастье промелькнуло», «короткое счастье», «недолгое счастье», «куда ушло мое счастье?», «счастье улетело как золотой сон...». А может ли оно быть долгим? Можно ли быть счастливым всегда? Чаще всего отвечают не задумываясь – нет! Но русский язык, как и другие языки, допускает такую возможность. А что есть в языке, то есть и в духовной жизни. Мы говорим: «годы счастья», «счастливейшие годы моей жизни» и даже можно сказать: «он прожил счастливую жизнь», «мы прожили долгую счастливую жизнь». Больше того говорят – «счастливый человек», и о себе можно вполне серьезно сказать: «я счастливый человек». А сказать «я красивый», «я умный» без насмешки нельзя: язык не позволяет. Вот оно, вот это, и нужно нам: не только счастье – мгновение, но и счастье – жизнь. Именно этот смысл вкладывают наши родители в слова «был бы ребенок счастливый». Что же сделать, чтобы вы, молодое поколение были счастливы? Вопрос вопросов! Ничто так не объединяет людей и не разделяет их, как представление о счастье жизни. Когда люди расходятся, они обычно говорят, что у них разные интересы. На самом деле у них разные представления о счастье и именно
поэтому им невозможно жить вместе.

Так соблазнительно найти хоть в чем-нибудь замену счастью! Мы постоянно занимаемся поисками подобного рода:

Привычка свыше нам дана –
Замена счастию она.
Евгений Онегин с жаром восклицает:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан...
Замены нет. Счастье неподменно.

Очевидно, счастье в чем-то противоположном тому, что думал Онегин, ошибаясь. Счастье – среди людей. В любимом человеке. Каждый из нас по-своему понимает это слово. Для одних счастье – это любимая семья, для других – успехи в работе, карьера, для третьих – путешествие вокруг света.… Сколько людей, столько и значений слова «счастье».

– Давайте посмотрим, а что является счастьем для героев пушкинского романа. (Ответы учеников)

Для Ленского – любовь Ольги;
Для Ольги – внимание поклонников;
Для родителей Татьяны и Ольги – выгодная партия их дочерей;
Для Татьяны – любовь Онегина (до замужества);
Для Онегина – поиски счастья (до путешествия), любовь Татьяны (после её замужества).

– Казалось бы, всё очевидно: нужно лишь немного, чтобы каждый из них стал счастлив. Счастливы ли герои романа?
– Почему? (Ответы учеников)
– Кто виноват?
– Что делать?
– Что же такое счастье в понимании героев? Возможно ли было оно? Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

5. Социализация (карточки для групп)

1) Слово учителя:

Смысл счастья одни могут найти в любви, другие – в дружбе. Главное, чтобы эти чувства были настоящими и не прошли мимо нас.

Вопрос: Какое главное испытание на пути к счастью проходят герои? – Любовь. Любовь – самое загадочное чувство. Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Его сердце открывается для красоты и добра. Как это величайшее испытание проходят пушкинские герои?

2) Выразительное чтение письма Татьяны

Вопросы: Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете?

3) Анализ письма

Вопрос для обобщения: Какие чувства переданы в письме? Характер человека раскрывается в любви, как письмо характеризует Татьяну? (глава 3, строфа 31)
Как, по-вашему, можно назвать речь Евгения в ответ на письмо Татьяны?
– Так уж повелось в нашем литературоведении, что ответ Онегина на письмо Татьяны почему-то принято считать «отповедью», на худой конец – «сухим нравоучением». Так, в книге В.Н.Турбина «Поэтика романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» говорится: «Татьяна, безмолвно внемлющая отповеди Онегина, – героиня ада – опустошённой души Онегина».
Пришло время разобраться, а что же всё-таки было? Как точно назвать то, что поведал Онегин. Для этого нужно обратиться всё к тем же толковым словарям.

Ученик. В «Словаре русского языка» под ред. С.И.Ожегова читаем: «Отповедь – ответ, содержащий резкий отпор чьему-нибудь суждению, выступлению»
В четырёхтомном «Словаре русского языка» Академии наук СССР: «Отповедь – ответ, замечание, заключающее в себе выговор, строгое возражение или осуждение чьих-то слов, поступков, поведения»

– Думаю, никаких сомнений не вызывает то, что ничего подобного не было в ответе Онегина. Да и сам автор, подводя итог объяснению двух своих главных героев, недвусмысленно подчеркивает деликатность Онегина:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство…
Какая уж тут отповедь.

Вспомним, чему учил Онегин Татьяну в 4 гл.
“Учитесь властвовать собой” (т.е. умению притворяться, прятать свои мысли, свои чувства, а главное – искренность )
Кто же (каким?) был Онегин в начале романа? (Светский щеголь, отлично умеющий себя вести ) Прочитать! Цитата из 1 главы.
Какие слова мы могли бы подобрать к Онегину?

  • “мод воспитанник примерный”,
  • холодный,
  • презирающий людей,
  • ко всему равнодушный, эгоист,
  • ни во что не верящий.

– Это формула бездуховности .
– Как Пушкин это назвал (тремя словами)? – “Плоды сердечной пустоты
– Было ли в жизни Онегина что-то особенное? – (Нет. “Однообразна и пестра”). Читаются строки из 1 главы.
Был ли влюблен Онегин? – (Нет) .
Прочитайте строфы, как он вел себя. – “Как рано мог он лицемерить”
Для него любовь – это игра, наука “страсти нежной”.
– Был ли идеал у Онегина? Вспомните, какими словами, отражая взгляды Онегина, Пушкин называет знакомых ему женщин? – (“красавицы”, “красотки”, “кокетки”, “любовницы”, “причудницы”, “изменницы младые”). В зависимости от контекста определения: “блестящая”, “холодная”, “ветреная”, “своенравная”, “модная”, “записная”, “самолюбиво-равнодушная” и т. д.
– С таким духовным опытом он прибыл в деревню.
– Теперь давайте вспомним, какой была Татьяна? (Милая!)
Звучит музыка к драме Лермонтова “Маскарад” (на фоне “Ноктюрн”),
Скрипки , звучат слова
… Татьяна, русская душою,
… и другие строфы.
– Итак, Татьяна в начале романа – сама искренность, простота.
Вспомните, что так рассердило Онегина на именинах? (Поведение Татьяны. Да, именно этот порыв девичьей любви и неумение её скрывать).
– К кому из двоих к моменту первой встречи мы могли бы отнести слова:

  • вера, надежда, любовь, истинность, добро, красота – это формула духовности ;
  • глаголы (что могла Татьяна?) любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

– Как это определил Пушкин (тремя словами) ? (“Плоды сердечной полноты”)
– Что же мы можем сказать об Онегине и Татьяне?
– Одинаковы ли были наши герои на момент первой встречи? (Нет)
– Но есть и общее. К чему оба стремятся, что они хотят от жизни? (Счастья. Стремятся к нему, но каждый видит его по-своему)
– В чем видит свое счастье Татьяна? (В любви, в романтическом желании целиком отдаться своему чувству)
Прочитать из письма:

По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
и добродетельная мать.

– Онегин? Тоже искал и хотел счастья:

а) в чем в ранней молодости?

В “безумии страстей”, в празднике жизни .

Результат:

Нет. Рано чувства в нем остыли,
Красавицы не долго были...
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь.
Оставят – мигом утешался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей и
Тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

Другими словами: пустота, холод, усталость, бесчувствие.

б) В чем Онегин видит счастье, живя в деревне? “Вольность и покой” души, т.е. равнодушие .

Цитата. Результат – эгоизм, бессмысленное убийство Ленского.

Русская пословица: “Имей сердце, на сердце и разум придет”.
А сердца-то как раз и не было.
...А счастье было так возможно, так близко, – говорит Татьяна.
– А что мы видим?
– Было ли возможно счастье? (Нет.)
– Почему? (Они такие разные!)
– Значит, прав Онегин, рисуя картину их совместной жизни? (Абсолютно)

Читаем отрывки из “Евгения Онегина”. 4 глава .
– Но вместе с тем, почувствовал ли он уже тогда какой-то интерес к Татьяне? (Да)
– Докажите!
а) его интересует Татьяна, а не Ольга;
б) реакция на письмо – счастлив (польщен). Письмо сохранил;
в) он чувствует в ней значительность, глубокий внутренний мир, поэтому сам приехал, чтобы объясниться, но она ему не нужна!!! Вольность и покой – замена счастью!

II. Прошло 2 года.

– Мы снова встречаемся с нашими героями.
– Изменились ли они или остались прежними? (Изменились)
– Что же их изменило?
– Что изменило Татьяну и сделало ее необыкновенной, сделало ее прекраснее самой красивой женщины Петербурга? Цитата из 8 главы .
– Что изменило Онегина и сделало его чужим в свете, где когда-то он был своим? Цитата из 8 главы.
(Изменило обоих страдание, через которое они прошли, крах их иллюзий. Пушкин провел своих героев через нелегкие испытания, а самое главное – через душевные страдание, которое они превозмогли.)
Что пришлось пережить Татьяне?
1) страдание от неразделенной любви. “Татьяна любит не шутя...”
Затем мучительный поиск ответа на вопрос: кто он? и разочарование в нем.
Замужество без любви и заглушаемая любовь к Онегину.
– Что же изменило Онегина?

  • Дуэль, роковое убийство друга. Онегин “сражен” смертью Ленского.
  • Понимание того, что он никакой не особенный, что ему нечем гордиться.
  • Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть мужем с “честью и умом”.
  • Оказалось, что мнение глупцов, человеческую жизнь, доверчивую душу он поставил на одни весы и выбрал “предрассудок”.
  • Оказалось, что недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до нарушения нравственной природы вещей, т. е. до преступления.
  • Путешествуя, увидел жизнь и людей, о которых не подозревал.

В результате страдание очистило его от всего чуждого ему, наносного. Он оказался проще, лучше, чище, добрее своих принципов.

III. Новая встреча (вальс из “Маскарада”)

– Опять тема маски. Встреча на балу.
– Кто теперь из них прячет себя под маской. Татьяна . Чтение 8 г. 14,15,16
– Почему Нина Воронцова затмить Татьяну не могла?
– Какой стала Татьяна? Встала ли она вровень с Онегиным? А может быть стала выше его?
– Прочитать!

Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора, наглого для всех,
Без притязаний на успех.

(Конечно выше. Она научилась быть светской дамой, т. е. за внешней маской спокойствия скрывать бурю чувств, но осталась при этом милой, простой (не в смысле примитивной), естественной, без притязаний на что-либо, сохранила непосредственность, глубину чувств .)
– Итак! Какие перемены произошли в Татьяне? Внешние, внутренние? И то, и другое .
– Хотя Пушкин и говорит: “Кто б в княгине прежней Тани не узнал?” (Она повзрослела, исчезло ее романтическое представление о любви. Она поняла, что человек может быть сложнее.
– Что помогло ей в этом? Книги Онегина, где “отразился век и современный человек” довольно верно.)

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
...
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает.

– По чертам карандаша, оставленным на полях, Татьяна многое узнает не только об Онегине, но что-то открывается для нее и в ней самой, и в том мире, каким жил ее избранник. Но она сделала ошибочные выводы:

“Ужели подражанье?
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?”

– Мы уже говорили о том, что и Онегин сильно изменился.
– Почему Онегин не был влюблен тогда, в деревне? Могли он тогда полюбить, оценить Татьяну? (Нет .)
– А почему именно сейчас полюбил? О чем 8 глава? (О любви Онегина .)
– Каким мы его видим? (Страдающим, влюбленным. Видим отчаяние, муки неразделенной любви.)
– А может быть он опять притворяется? Прочитать: “Корчит дурака”, “Чем нынче явится?... Иль маской щегольнет иной?”
– Опять играет, на практике применяет свое до мелочей знакомое “искусство страсти нежной”?
– Может быть права Татьяна, упрекая Онегина в том, что ему нужна скандальная репутация?
– Докажите, что любовь Онегина истинная.
– На светском рауте к Онегину подводят Татьяну? С ней речь хотел он завести И-и не мог.
– Почему не мог? Удивлен?
– Если пламенно красноречивым (а Онегин из таких) вдруг не хватает слов, самых обыкновенных, – это любовь .

1 глава 8 глава
Из уборной выходил
Подобный ветреной Венере
Когда, надев мужской наряд
Богиня едет в маскарад
К Татьяне “идет на
мертвеца похожий”.,.
Бывало, он еще в постели
К нему записочки несут
Там будет бал, там будет
Праздник
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он?
Все равно: везде поспеть
Не мудрено
Проснулся он ему приносят письмо! Князь N покорно просит
Его на вечер.
“Боже! К ней!
О, буду, буду” – и скорей
марает он ответ учтивый.
Ленивое равнодушие Нетерпеливый порыв.

– Новый Онегин? Да
– О чем теперь мечтает Онегин! Сохранить себя “целым” или отдать целиком чувству?
– Итак, самое главное, что появилось нового в Онегине, чего не было раньше?
Можем ли мы сейчас, глядя на Онегина, сказать “плоды сердечной пустоты”? (Нет! Перед нами другой человек!)
– Кто и что заполнили эту пустоту?
– Что жё сделала любовь с Онегиным? (Читает “духовными глазами”)
“Плоды сердечной полноты”.
Чтение письма Онегина.
– Но почему его страсть Татьяне кажется обидной?
– Тогда, в деревне, не любя ее, Онегин, думал о ней.
– Теперь, любя, он ее не щадит
– Любит ли по-прежнему Татьяна Онегина? (Да)
– Когда он это увидел, увидел ее без светской маски? (За чтением письма.)

В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений,
Она вздрогнула и молчит
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
Его больной, угасший взор
Молящий вид, немой укор
Ей внятно все.

Возможно ли счастье Онегина и Татьяны?

– Но возможно ли счастье теперь, когда они так похожи ? (Нет.)

6. Афиширование

7. Разрыв

В литературоведении есть несколько точек зрения:

– Почему Татьяна не может следовать своему чувству? ...Я вас люблю... (к чему лукавить?)
– А может слукавить, Онегину было бы легче? Но истинная любовь не лукавит.
– В ней теперь есть то, что не подчинено Онегину – семья, положение в обществе. Не одной любви она теперь отдана. Есть еще долг чести. Внутреннее достоинство!
– Какая сила духа, любя, отвергнуть! Я вас люблю...(к чему лукавить?)
Последними словами Татьяны Онегин поднят на вершину и сброшен в бездну.

Она ушла.
Стоит Евгений
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений теперь
Он сердцем погружен.

– Самое желанное для Онегина произошло, но оно, оказывается, ничего не меняет в его судьбе. Ведь иллюзий больше нет.
– Мы расстаемся с Онегиным в минуту злую для него.
– Почему эта минута злая? (Не потому ведь, что муж Татьяны показался?)
– Будет ли четвертое письмо? (Не будет. И еще одной встречи не будет. Она ушла. )
– Станет ли злая минута для Онегина началом возрождения, перемен в жизни? (Вероятно.)
– Что дает повод так думать?

Внимая в шуме и тиши
Роптанье вечное души.

– Нравственное беспокойство – это поиски гармонии. Онегин ищет ее и не находит.

8. Рефлексия

– Какие чувства вызвали в вас герои романа?
– Закончите предложение «Меня обрадовало...», «Меня огорчило...», «Я согласен...», «Я не ожидал...»

9. Завершение урока

«Проблема счастья в романе «Евгений Онегин». Проблемы счастья и долга являлись одними из самых актуальных для человечества во все времена. Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходила кардинальная переоценка ценностей, необходимо отметить, что современная ценность романа А.С. Пушкина заключается в том, что эта же тема волнует нас и сегодня. Каждый человек для себя решает проблемы счастья и долга практически постоянно. В силу особенностей жанра в романе Евгений Онегин отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей, дополнительное практическое значение для нас имеет то, что мы наравне с героями и поэтом переоцениваем свои ценностные категории. Это вечные проблемы человечества. Искренне желаю вам, чтобы вы нашли своё счастье и крепко его держали.

10. Домашнее задание: сочинение « Почему не состоялось счастье героев?»

11. Итог урока

Снова звучит “Ноктюрн” Хачатуряна .

Слово учителя. Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю:

…Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти…

– Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и вступаем в новое тысячелетие осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.

Петрова Ольга

Размышление о проблеме счастья и возможности любви для героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Международная детская научно-практическая конференция,

посвященная 180 - летию окончания романа «Евгений Онегин»

«Онегина воздушная громада…»

А. Ахматова

А счастье было так возможно? Могла ли Татьяна быть счастлива с Онегиным?

Эссе

Участник: Петрова Ольга, ученица 9-а класса

ГОУ школы №335 г. Пушкина

Руководитель: Гроза Ирина Андреевна, телефон:

8-905-204-15-31

«Не знаю, - размышляла М. Цветаева, - нужны ли вообще бытовые подстрочники к стихам: кто - когда - с кем - где - при каких обстоятельствах … жил. Стихи быт переломили и отбросили, и вот из уцелевших осколков, за которыми, ползая вроде как на коленях, биограф тщится рассказать бывшее... К чему? Приблизить к нам живого Пушкина? Да разве он, биограф, не знает, что поэт - в стихах живет?»

Да, я согласна с этим размышлением. «Поэт - в стихах живет». Живет поэт и в одном из моих любимых произведений А. С. Пушкина - романе «Евгений Онегин», открывшим мне Пушкина - мудреца, волшебника, философа. Повествование романа носит характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о любви и счастье.

«Счастье так мало создано для меня, что я не признал его, когда оно было предо мною»,- признается поэт в одном из писем . Власть самого высокого, прекрасного и волнующего чувства - любви познал поэт:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Об этом и строки стихотворения, и строки письма: «Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего». Страдания облагораживают душу человека. Особенно страдания любви. Это высокое чувство возвышает Пушкина, делает его более благородным. Но счастье любви – это лишь мгновения. Отсюда нерадостный вывод поэта:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Читая роман «Евгений Онегин», я пыталась найти ответ на мучивший меня вопрос: «Неужели покой и воля могут заменить счастье?» Трудно и мучительно я размышляла над еще одной строкой Пушкина и никак не могла согласиться, что

Привычка свыше нам дана, замена счастию она.

Почему же Пушкин так жесток со своими героями, утверждая, что счастье для них невозможно и это предопределено «свыше». Главный герой романа, Евгений Онегин, стремится к счастью, но для этого ничего не делает. Он наивно полагает, что все в его жизни происходит без усилий, без труда душевного и физического. Отчего герой стал таким равнодушными ко всему, что окружает его? Неужели все так же легко поддаются искушению зла? Почему с возрастом человек становится порой дальше от Бога, чем был при рождении?

В Евангелии ясно говорится, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Слова "грех" и "беззаконие" в Евангелии означают нарушение принципов нормального человеческого существования, которое неизбежно влечет за собой страдание, разрушение, смерть.

Как это ни печально признавать, но неспособность любить является причиной невозможности быть счастливыми героям романа А.С. Пушкина.

Таков молодой повеса Евгений Онегин, с холодной легкостью отвергший искреннее и чистое чувство провинциальной девушки. Пушкин подчеркивает в его характере ветреность, легкомыслие и душевную незрелость:

Он три часа, по крайней мере,

Пред зеркалами проводил,

И из уборной выходил

Подобно ветреней Венере…

Если внимательно рассмотреть литературную историю жизни Онегина, то причину его неспособности к любви увидеть совсем не сложно. Онегин живет просто, «труд упорный» ему тошен, учится он «понемногу чему-нибудь и как-нибудь»,и « сердца жар» его угас безвозвратно, и жизнь томит бесцельностью существования. Поэтому неудивительно, что бедный Евгений самые чистые и естественные порывы молодости потратил на сомнительные похождения и бесконечные любовные интрижки:

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

За восемь лет такой беспорядочной жизни Онегин довел себя до весьма печального состояния, когда женщина перестала быть для него тайной, желанной целью и радостным открытием:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут – мигом утешался;

Изменят – рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья,

Чуть помня их любовь и злость.

Для Евгения Онегина любовь – «наука страсти нежной», которую он изучил во всех тонкостях, и теперь сам выступает в роли учителя. С каким самозабвением и самолюбованием он дает урок влюбленной Татьяне:

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

В роли учителя Онегин великолепен. Настоящий ментор. Он так рассудителен и мудр, его речь убедительна и наполнена аргументами, против которых не поспоришь. Но Татьяна ведь ждала не этого. Рассуждения холодного разума Евгения не столько пугают Татьяну, сколько ужасают. Она надеялась встретить пылкое сердце, почувствовать жар души Онегина, соприкоснуться с трепетом его рук. Наивная девочка…Равнодушный, бесчувственный эгоист, опьяненный собственным любованием, в порыве наигранного благородства учит ее жизни, сам не подозревая, что настоящей жизни и не знает.

"Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть", – когда-то сказал Монтень. К сожалению, этот тезис как нельзя более уместен в разговоре о счастье и любви в случаях, когда под этим словом подразумевается все что угодно: бурная страсть, физическое влечение, мимолетная симпатия или просто какое-то неопределенное томление в душе. Учиться любви, имея о ней столь смутные представления, – столь же неблагодарный труд, как разгадывать кроссворд, в котором отсутствуют не только ответы, но и вопросы.

Так могла ли Татьяна быть счастлива с этим человеком, который ее не понял и не оценил? Онегин не разглядел в любимой героине Пушкина главного: Татьяна – одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить один раз. Он поймет это в самом конце романа, когда она уже в своей отповеди ему, так же открыто и доверчиво, как и в письме, скажет: «Я вас люблю…»

Пушкину больно, оттого что Онегин не полюбил Татьяну тогда, в деревне, когда она предстала пред ним в образе простой русской девушки, неброской, скромной, застенчивой и нерешительной. Теперь же Онегину кажется, что он любит «другую» Татьяну, яркую, блистательную, холодную, самоуверенную. Это, несомненно, вызывает иронию повествователя. Онегин «ошеломлен» перерождением Татьяны:

Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!

К сожалению, Евгений не понял, что Татьяна все та же. Врожденное чувство такта, простота и тонкая интуиция позволили Татьяне и в высшем светском обществе сохранить свою индивидуальность.

Онегин страстно и искренне влюблен и не пытается скрывать своих чувств:

Он с трепетом к княгине входит;

Татьяну он одну находит,

И вместе несколько минут

Они сидят. Слова нейдут

Из уст Онегина.

Куда девалась «наука страсти нежной», которой он в совершенстве владел когда-то! Теперь за «ней он гонится как тень», Онегин безмерно счастлив, если удастся накинуть «боа пушистый на плечо» иль вдруг «платок подымет ей». Теперь Евгений мечтает только об одном: «улыбку уст, движенье глаз ловить влюбленными глазами», «в муках замирать» , едва коснувшись рук Татьяны, он согласен «бледнеть и гаснуть» и в этом счастлив находить блаженство.

Татьяна верит в искренность его чувств и поэтому опять так доверчиво и просто признается:

Я вас люблю (к чему лукавить?)…

Онегин же предвидел и «горькое презренье», и «злобное веселье», и боялся, что она увидит «затеи хитрости презренной», но он никак не ожидал этого нового признания в любви и такого решительного отказа от нее.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

В самом деле, что так поразило его? Онегин впервые открыл для себя Татьяну, впервые увидел ее нравственную силу и красоту. Это и сила любви, и сила скрывать эту любовь, и сила быть верной супружескому долгу. И это - конец! Дальше их отношениям развиваться некуда, поэтому роман «без конца» воспринимается нами как законченное произведение.

В чем счастье?..

В жизненном пути,

Куда твой долг велит, – идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и верить.

А.Н. Майков

…Любить, надеяться и верить. Вот формула счастья. Евгению она оказалась не по силам.