Задания олимпиады по литературе. на задания школьного этапа всероссийской олимпиады. Как называется сборник н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Н

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса на сайт
Душа народная – вот колыбель истинной литературы. (А. Мицкевич). Гениальная литература живет вечно. (М.Булгаков)

Литература 5 - 11 класс

Русский язык 5 - 11 класс

Сочинения

Литература

    Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти.
    (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    В литературе, как и в жизни, стоит помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что сказал много, но никогда в том, что сказал мало.
    (А. Ф. Писемский).

Цитаты Афоризмы

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по литературе, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по литературе.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по литературе.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по литературе 5 класс с ответами

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса.

Олимпиадные задания по литературе для 5 класса. (С ответами)

1. О ком идёт речь в этом описании?
Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал её своему любимому профессору, а тот не только прочитал её студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А. С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

М. Ю. Лермонтов П. П. Ершов В. А. Жуковский Н. В. Гоголь.

2. Определите жанр произведения по проведенному отрывку:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье, И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
баллада миф басня поэма.

3. Прочитайте строки стихотворения, посвященные русской природе. Определите автора этих стихотворных строк:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков А.С.Пушкин А.Фет Ф.Тютчев.

4. «Произведение древнерусской литературы, содержащее погодовую запись исторических событий». О каком жанре идёт речь?
сказ миф летопись притча.

5. В каком произведении встречаются следующие герои: Вакула, Солоха, Оксана, Чуб.
А. С. Пушкин «Дубровский»
Н. С. Лесков «Левша»

6. Продолжите пословицу: На чужой каравай гостей созывай...
песню запевай
стол накрывай
рот не разевай.

7. Из какой сказки это чудо?
Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди.
«Иван-царевич и Серый волк»
«Марья Моревна»
«Белая уточка»
«Василиса Премудрая».

8. Из какой басни И. А. Крылова взяты эти строки:
«Быть сильным хорошо, быть умным лучше»
«Лев и Комар»
«Лев и человек»
«Кот и Повар»
«Мышь и Крыса».

9. Какое средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в строках:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
сравнение гипербола олицетворение метафора.

10. Узнайте произведение по началу.
«Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да вы что думаете? Право. Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорите насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит. Ей-богу, обморочит!».
А. С. Пушкин «Метель»
А. П. Чехов «Хирургия»
Н. С. Лесков «Левша»
Н. В. Гоголь «Заколдованное место».

11. Узнайте произведение по его концовке
«Они взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое благодатное лето».
И. С. Тургенев «Бирюк»
А.С.Пушкин «Дубровский»
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
В. А. Жуковский «Спящая царевна».

12. Вспомните, из какого произведения следующее «крылатое выражение»:
«Идёшь в лес – бери еду, бери спички».
В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

13. Какому событию посвящены строчки М. Ю. Лермонтова:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
Полтавской битве
Балаклавскому сражению
битве на Двине
Бородинскому сражению.

14. Назовите, из какой повести Н. В. Гоголя это чудо?
Тут дед остановился, достал рожок, насыпал на кулак табаку и готовился было поднести к носу, как вдруг над головой его «чихи!» – чихнуло что-то так, что покачнулись деревья и деду забрызгало всё лицо.
«Заколдованное место»
"Ночь перед Рождеством"
«Сорочинская ярмарка»
«Страшная месть».

15. Узнайте произведение по его началу: «Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед Рождеством я встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи».
И. С. Тургенев «Бежин луг»
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
И. С. Тургенев «Бирюк».

16. Узнайте произведение по его концовке: «-– Приходила, – отвечал Ванька, – я смотрел на неё издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром – славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Н. С. Лесков «Левша»
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
М. М. Пришвин «Кладовая солнца».

17. Вспомните произведение, в котором встречаются эти герои: Татьяна, Капитон, Степан?
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Муму»
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
А. П. Чехов «Лошадиная фамилия».

18. Подумайте и ответьте, о творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке:
«Высокий полный человек; крупная голова с седыми кудрями, лицо его кажется сонным, но глаза из-под нависших бровей смотрят молодо и лукаво. В молодости издавал журнал «Почта духов». Светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов во время войны с Наполеоном читал его произведение «Волк на псарне» перед офицерами».
И. А. Крылов
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
Н. В. Гоголь.

19. Из какой басни И. А. Крылова взяты эти строчки, несущие в себе мораль всей басни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука
«Квартет»
«Мартышка и очки»
«Чиж и Голубь»
«Лебедь, Щука и Рак».

20. Назовите имя героя, который прославился тем, что похитил для людей огонь?
Прометей Геракл Ясон Зевс

Ответы олимпиады по литературе для 5 класса:

1 - П. П. Ершов / 2 - басня / 3 - А. Майков / 4 - летопись

5 - Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» / 6 - рот не разевай / 7 - «Василиса Премудрая»

8 - «Лев и человек» / 9 - сравнение / 10 - Н. В. Гоголь «Заколдованное место»

11 - Г. Х. Андерсен «Снежная королева» / 12 - В. П. Астафьев «Васюткино озеро» / 13 - Бородинскому сражению

14 - «Заколдованное место» / 15 - Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

16 - А. С. Пушкин «Станционный смотритель» / 17 - И. С. Тургенев «Муму»

18 - И. А. Крылов / 19 - «Лебедь, Щука и Рак» / 20 - Прометей.

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

2012 – 2013 учебный год

9 класс

    Знание текстов художественных произведений

1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества?

      …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.

В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

2. О каких героях каких произведениях идет речь?

      Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.

      От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

(Максимальное количество баллов – 4 балла)

3.1 Свежо предание, а верится с трудом.

3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.

      И крестьянки любить умеют.

      Рожденный ползать летать не может.

4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…

      Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!

      Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

    Историко – литературные задания.

1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла )

3. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)

2. Определите жанры следующих произведений:

«Русский язык» И.С. Тургенева, «Недоросль » Д.И.Фонвизина, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Медный всадник » А.С. Пушкина, «Море» В.Жуковского. (Максимальное количество баллов- 5 баллов)

3. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

    Литература и другие виды искусства.

1. Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку?

(Максимальное количество баллов – 2 балла)

2. Назовите художественные фильмы, созданные по произведениям А.С.Пушкина . (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    Комплексный анализ прозаического произведения

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878

Интерпретация лирического произведения

П.Вяземский

Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега и тоска.

Члены предметно – методической

комиссии Роспись

1.Стерлева Е.Ю. - методист управления образования

2.Зубова В.П. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

3. Загородняя Л.Н. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

4. Романькова Н.В. – учитель МБОУ «Томаровская СОШ №1»

5. Симонова Е.В. – учитель МБОУ «Кустовская СОШ»

6. Коленченко Н.И. – учитель МБОУ «СОШ №2» г. Строитель

7. Золочевская Я.Р. – учитель МБУ «СОШ №»» г. Строитель

8. Старшова С.Н. – учитель МБОУ «СОШ №1» г. Строитель

9. Гажа Н.С. - учитель МБОУ «СОШ № 1» г. Строитель

10. Стародубцева О.И. – учитель МБОУ «Яковлевская СОШ»

11. Кохан Н.Л. - учитель МБОУ «Томаровская СОШ №2»

12. Жукова Н.В. – учитель МБОУ «Дмитриевская СОШ»

13. Моргунова И.А. – учитель МБОУ «СОШ №2» Г. Строитель

Критериии оценивания

заданий школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 – 2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1. 1.1 1балл

2 . 2.1 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

2.2 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

3. 3.1 1 балл

II

    Знание теории литературы

2. 5 баллов

3. 1 балл (название определения) + 1 балл (пример)

V . Комплексный анализ прозаического произведения

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции,

стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов ;

до 10 баллов;

до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 40.

Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

Глубина и самостоятельность понимания проблемы – до 10 баллов;

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-

синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать

баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады

(логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов .

Общая сумма баллов – 40.

Максимальное количество баллов – 76 баллов

ОТВЕТЫ

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 -2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1.1 Г.Державин

1.2 Е.Баратынский

2.1 г-жа Простакова (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

2.2 Владимир Дубровский (А.Пушкин «Дубровский)

3.1 Чацкий (А.Гибоедов «Горе от ума»)

3.2 А.Чехов

3.3 Н.Карамзин («Бедная Лиза»)

3.4 М.Горький («Песня о Соколе»)

4.1 М.Лермонтов «Мцыри»

4.2 Н.Гоголь «Невский проспект»

4.3М.Ломоносов «Ода на день восшествия…»(1747)

II . Историко – литературные задания

1. Стихотворения «Памятник».

3. «Миргород»

    Знание теории литературы

1. Гипербола, олицетворение, эпитет.

2. «Русский язык» И.С.Тургенев - стихотворение в прозе.

«Недоросль» Д.И. Фонвизин – комедия

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин – повесть

« Медный всадник» А.С.Пушин – поэма

«Море» В.А. Жуковского – элегия

3. Эпитет. Например, ясный сокол.

    Литература и другие виды искусства

    «Парус», «Утес» («Ночевала тучка золотая»).

    «Барышня – крестьянка», « Станционный смотритель», «Дубровский», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».


Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь… (Лермонтов М. Ю. «Мцыри»)


  1. Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько? (Два пятиалтынных – это тридцать копеек. Алтын – это старинная монета в три копейки)

Исключи 4-е лишнее


  1. КОФЕ, ТАБУ, СИРОТА, КРУИЗ, ТЮЛЬ, ШАМПУНЬ. (сирота – общий род).

  2. Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть на чемоданах. Сидеть в печенках. (Сидеть на берегу – не является фразеологизмом)

  3. Найдите четвертое лишнее слово. Аргументируйте свой выбор.
Зодчий, редька, след, усадьба.

(Лишнее слово - усадьба, так как только в нем буква д обозначает звонкий звук [ д], в остальных трех словах [ д] оглушается и звучит как [т])


  1. ВОЛЕЙБОЛ, ГИМНАСТИКА, ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ (гимнастика, все остальные слова заимствованы из английского языка).

  2. Проведите соответствие
1. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» 1. Поэма

2. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» 2. Повесть

3. И. А. Крылов «Волк на псарне» 3. Сказка

4. «Повесть временных лет» 4. Летопись

5. А. П. Чехов «Хирургия» 5. Сказ

6. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» 6. Баллада

7. Р. Стивенсон «Вересковый мёд» 7. Басня

8. В. А. Жуковский «Спящая красавица» 8. Рассказ

(1-2, 2-5, 3-7, 4-4, 5-8, 6-1, 7-6, 8-3)


  1. Какие фразеологизмы из второго столбика являются антонимами к фразеологизмам первого столбика?

1. На руках носить;

А) Переливать из пустого в порожнее;

2. Бить баклуши;

Б) Работать с огоньком;

3. Черепашьим шагом;

В) Взять себя в руки;

4. Сидеть на чужой шее;

Г) Держать в ежовых рукавицах;

5. Выйти из себя;

Д) Своим горбом наживать;

6. Говорить по существу

Е) Мчаться сломя голову

1.Г; 2.Б; 3. Е; 4.Д; 5.В; 6.А

  1. Одна из глав романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» называется «Союз меча и орала». Что обозначает слово орало ? Каково значение устойчивого выражения перековать мечи на орала ? Назовите источник этого фразеологизма. (Орало - плуг, приспособление для вспашки земли. «Перекуем мечи на орала» - лозунг перехода от войны к мирной созидательной жизни. Библейское происхождение)

  1. Уже 3 века этот герой известен всем. В. Г. Белинский так писал о нем: "Вот молодой человек, сын великого царя, наследник его престола, увлекаемый жаждой знания, проживает в чуждой и скучной стране... Вернувшись на родину, этот принц становится убийцей - вольным или невольным - матери, отчима, возлюбленной, ее отца, брата». Назовите его имя. (Гамлет)

  1. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в герое этого произведения и до того был потрясён, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи, стал художником и в конце концов – президентом академии художеств. Это был Николай Алексеевич Оленин. Назовите произведение, которое так потрясло Н. А. Оленина.
    («Недоросль» Фонвизин).

  1. Напишите слово, взяв 3-й звук от слова редька , ударный гласный от слова позвонит , 4-й звук от слова съехал , 3-ю букву от слова юмор . (Тихо).

  1. Разберите по составу слова опростоволоситься, тихохонько . (О-прост-о-волос-и-ть-ся, тих-охоньк-о).

  1. Найдите и выпишите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
Дом царевна обошла

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

(Убрала – взобралась, засветила – свечку)


  1. Выпишите грамматическую основу предложения из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(Царица хохотать, пожимать, подмигивать, прищелкивать, вертеться)


  1. Составьте словосочетания со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи. Как называются эти слова с точки зрения лексики? (Дуло пистолета – из окна дуло; рву васильки – во рву много воды; тепло одеваться – беречь тепло. Эти слова называются омоформы)

  1. В устойчивых выражениях одно слово употреблено неверно, его следует заменить
Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

(Кот в мешке. Как с гуся вода. Лебединая песня. Львиная доля. Ослиное упрямство. Стреляный воробей. Подложить свинью. Медвежья услуга.)


  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

    1. В этом стихотворении выполняют большую роль метафоры и эпитеты.

    2. Пассажир обязан оплатить за проезд и провоз багажа.

    3. В спектакле впервые дебютировала молодая актриса.
(Выполняют – играют, оплатить – заплатить, впервые дебютировала - дебютировала)

  1. Исключите 4-е лишнее. Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка (китайка, оно однозначное и не может обозначать одушевлённое лицо и неодушевленный предмет).

  2. Исключите 4-е лишнее. Уйти в свою скорлупу, отгородиться китайской стеной, вариться в собственном соку, прожигать жизнь (прожигать жизнь – этот фразеологизм является антонимом по отношению ко всем остальным)

  3. Исключите 4-е лишнее. «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Бахчисарайский фонтан» («Бахчисарайский фонтан» не принадлежит Некрасову Н. А.).

  4. Проведите соответствие.
1.Птицы одинакового оперенья держатся 1. Когда рак на горе свистнет.

2. Когда море вернёт всех погибших в нём. 2. Будет и на нашей улице праздник

3. Для каждой собаки наступит её день. 3. Два сапога пара.

4. Не стоит и пуговицы. 4. Беречь как зеницу ока.

5. На другой стороне холма и трава зеленее. 5. Называть вещи своими именами.

6. По самые локти. 6. Как дважды два.

7. Просто, как пирог. 7. Гроша ломаного не стоит.

8. Убить двух птиц одним камнем. 8. Убить двух зайцев

9. Называть лопату лопатой. 9. Там хорошо, где нас нет.

10. Хранить в вате. 10. По горло.

(1-3; 2-1; 3-2; 4-7; 5-9; 6-10; 7-6; 8-8; 9-5; 10-4)


  1. Какого гласного звука никогда не бывает в начале исконно русских слов? (а)

  1. Какое лексическое значение имеет слово «гламур»? (очарование, шарм, шик)

  2. Какого рода слово очки в русском языке (нельзя определить род, так как слово множественного числа).

  1. Разграничьте в следующих примерах а) литоту б) анафору в) антитезу г) олицетворение д) гиперболу

    1. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?

    2. Одну секундочку! Сейчас открою!

    3. Тысячу раз тебе говорил: «Вымой руки!»

    4. Служить бы рад – прислуживаться тошно.

    5. Как метель, черёмуха машет рукавом.
1б, 2а, 3д, 4в, 5г.

  1. Как звали бы Вагнера, известного композитора, если бы он был не немцем, а французом?
1) Рихард 2) Риккардо 3) Ришар

  1. Посмотрите на слова аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний?

  1. собака 2) телёнок 3) кошка 4) курица 5) волк
(собачий холод, телячьи нежности, куриные мозги, волчий аппетит).

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС)

    Узнайте произведение по его началу, назовите автора. Немного лет тому назад/Там, где сливаяся, шумят,/ Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/ Был монастырь… Узнайте произведение и его автора по финальным строкам. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице. Герой какого произведения говорит «златое слово» и по какому поводу? Определите произведение и автора описания природы. А) Открылась бездна звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна. Б) Мать и сын теперь на воле; /Видят холм в широком поле, /Море синее кругом,/ Дуб зеленый над холмом. Перечислите имена поэтов, писавших сонеты. Известно, что Пушкин подсказал Н.В.Гоголю два сюжета для его произведений. Каких? Назовите авторов произведений: «Хамелеон», «Тарас Бульба», «Русские женщины», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Левша». Назовите не менее трех переводчиков «Слова о полку Игореве». В названии каких произведений древнерусской литературы есть указание на жанр ? Перечислите признаки, характерные для классицизма. Дайте определение: «Ремарка - ………» Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку? Что скрывается за названием «Всякая всячина»? Определите стихотворный размер отрывка: Выхожу один я на дорогу;/ Сквозь туман кремнистый путь блестит… Напишите свою интерпретацию стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг. Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Ответы к олимпиаде по литературе (9 класс)

    М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Н.В.Гоголь «Ревизор» «Слово о полку Игореве» Святослав (упрекает сыновей за ослушание, призывает князей к объединению, перечисляет их заслуги) А) М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о божием величии при случае великого северного сияния»; б) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Шекспир, Петрарка, Пушкин «Ревизор», «Мертвые души» «Хамелеон» - А.П.Чехов «Тарас Бульба» - Н.В.Гоголь «Русские женщины» - Н.А.Некрасов «Повесть о том, как мужик..» - М.Е.Салтыков –Щедрин «Левша»- Н.С.Лесков Лихачев, Заболоцкий, Жуковский, Бальмонт, Майков «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» Античное наследие как норма, образец; конфликт общественных и личных начал, долга и чувства; возвышение героических и нравственных идеалов и т.д. Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей. «Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно», «Тучки небесные» «Всякая всячина» - сатирический журнал, издаваемый Екатериной II, где она спорила с журналистами о главных российских проблемах. Хорей (перрихий)

Портретные зарисовки.

Перед вами отрывки из известных произведений И. Бунина. Попытайтесь ответить на вопрос: «О ком идет речь в данных отрывках?»:

а) «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у неё, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых ещё никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причёсывались некоторые её подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах, как она, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как её. Незаметно стала она девушкой…»

б) «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала, заставляя и меня сесть в кресло возле дивана и молча читать»

Анаграмма.

Перед вами названия произведений Бунина. Расшифруйте эти названия.

Наготиан, Норво, Лодухос, Ьрбан, Аиелл енымте, Рочкаду, Тыйсич делонькпекин, Нечслоный руда.

8. Как называется пароход в «господине из Сан-Франциско» и что символизирует?

9 . Что писатель считает главным в своих творческих поисках? «Как только я его нашел, все остальное дается само собой»

10 . Лучшим своим рассказом Бунин считал «Чистый понедельник». Что означает это заглавие?

11 . Какой литературной премии удостоился Бунин в начале творчества и какой в зрелом возрасте?

12 . В каком городе и в каком году вышел первый стихотворный сборник И.А. Бунина?

13 . К какому рассказу Бунин взял сначала эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», но в последнем издании снял его?

14 . В каком произведении писательское мастерство Бунина достигло своей вершины?

15 . Какие персонажи играют главную роль в книге Бунина « Тёмные аллеи»?

16 . «Я написал лучшую свою книгу» (И. Бунин) О какой книге идёт речь?

17 . Как называется единственный роман И. Бунина?

18 . Когда и где вышло первое издание книги « Тёмные аллеи» и сколько в ней было рассказов?

19. Как озаглавил И. Бунин свой дневник 1917 – 1918 годов

20. Какая книга осталась недописанной И. Буниным?

21. С чего началась литературная деятельность И.А. Бунина?«Родина» стихотворения

Узнай произведение по его началу.

а) «В холодное осенние ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная гостиница…»

б) «… Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца…»

23. Героями какого произведения И.А. Бунина являются братья Красовы: один – мрачный

хищник, другой- кроткий правдоискатель?

24. Сюжет какого рассказа Бунина был «найден» на кладбище итальянского острова Капри, где писатель увидел могильный крест с фарфоровым медальоном, на котором была фотография молодой девушки с необычайно живыми, радостными глазами?

25. Перед каким русским писателем настолько благоговел с ранних лет Бунин, что ещё мальчиком отправился верхом в его имение, несмотря на то, что до этого имения было сто вёрст?

26. И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Эти строки из поэмы, которая принесла молодому Бунину известность. Как называется эта поэма?

27. О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.»

Из какого стихотворения И.Бунина эти строки?

28. О каком произведении Бунин писал: « Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать...»

29. Какое музыкальное произведение разучивала героиня рассказа Бунина «Чистый понедельник».

30. Куда отправил героя на всё лето его отец в рассказе Бунина « Ворон»?

31. Какая погода была в день отъезд на Капри в рассказе «Господин из Сан-Франциска»?

32. Почему дочери господина из Сан-Франциска необходимо было путешествие?