Юморист ефим шифрин биография. Ефим Шифрин. Биография юмориста, личная жизнь и карьера. Фото. – Значит вы не интроверт, если принимаете

Сегодня актеру исполнился 61 год, а он в потрясающей форме! Об английском в спортзале, интересе к астрофизике и потерях мы и поговорили с ним накануне дня рождения.

– Как к вам обращаться? По имени или имени-отчеству?

– Можно Ефим.

– Отчество – рудимент в актерской профессии?

Когда я в 22 года пришел в профессию, понял, что обращение по отчеству совсем не распространено в нашем цеху. А узнал я это от тех, к кому, казалось бы, не мог бы по-другому обращаться. Это были взрослые администраторши, актрисы, раза в два старше меня. Артисты же люди бессрочные, вечно молодые. А отчество прибавляет годы, наделяет солидностью.

– Недавно в «Инстаграме» вы написали о том, что девушка настойчиво пыталась вам уступить место в автобусе, пока вы ехали от аэропорта до самолета. «Жизнь перестала быть прежней», – констатировали вы. Она, возможно, из уважения это делала, а вы увидели в этом возрастной подтекст…

Я не успел перебрать в голове мотивов ее поступка, настолько неожиданно все произошло. Понятно, она сделала это вовсе не из-за того, что увидела, как я разваливаюсь у нее на глазах. Иногда это обычная реакция на известное лицо. Вспоминаю свои ощущения от знаменитостей, которых я видел маленьким, когда мы жили в Юрмале. Летом их там собиралось много, но для меня они все равно не вписывалась в реальность. Казалось, эти люди ведут другой образ жизни. Иллюзии были разбиты сразу, когда я стал работать рядом со своими кумирами. Оказалось, эти люди не просто обычные. Профессия иногда заставляет нас быть хуже, чем мы есть. В мои времена «звездизм» как способ обретаться в профессии, признаки преуспевания, отличительности педагоги выбивали из нас каленым железом. Хотя слово «звезда» тогда в нынешнем смысле не употребляли. Была «эстрада», с этим словом было уютно, спокойно. Это в 90-е грянул шоу-бизнес, а с ним упало и английское star, которое тут же в виде русской кальки распространили на представителей театрального и киношного мира. А со звездами явились охранники, состязания в богатстве, пышные интерьеры и трогательные семейные фото. Мне трудно представить себе съемочную группу в квартире Фаины Раневской или Любови Орловой, любой из звезд, соседом которых мне выпало быть в знаменитом доме на Котельнической набережной. Да, даже если бы это случилось, в этих интерьерах вы бы не нашли ничего особенного. Я бывал во многих квартирах жильцов нашего дома – от Даниила Сагала до Никиты Богословского, но нигде не видел знаков преуспевания, которая выражалась бы в предметах дорогой мебели или выставленных на показ украшений. Понятно, что это были люди более состоятельные, чем многие другие: профессия давала им постоянный источник дохода, но первое, что бросалось в глаза в квартирах этих небедных людей, – огромное количество книг. От пола до потолка.

Кадр из фильма «Филфак»

– У вас в квартире книжные полки занимают тоже значительное место?

Несколько лет назад, когда я стоял на пороге ремонта в квартире, заявил дизайнеру, что главное богатство и моей квартиры – книги, и я хочу, чтобы им не было тесно в стеллажах. Он, человек молодой, меня огорошил: «А разве не проще скачать?». Я тогда не понял: «Что скачать?» «Книги». - «Так они уже вот есть, осталось их расставить». - «Я не это имею в виду, может быть, стоит держать их на других носителях». У меня сначала голова закружилась, я сказал: хорошо, книги, а мой видеоархив – кассеты, бобины, бетакамы – куда я это дену, он ответил: и их надо закачать, вряд они когда-нибудь будут востребованы именно в таком формате. Тогда он мне, как писатель-фантаст, открыл щелочку в то завтра, которое я еще не предвидел. Теперь я привык к цифровому формату, мой видеоархив помещается на жестком диске, и я давно не прочитывал от корки до корки печатную книгу. Сначала я вслед за всеми повторял мантру про запах типографской краски, тактильные ощущения – весь этот интеллигентский набор штампов и заклятий, а оказалось, что все это ерунда: читать в планшете еще удобнее, да еще разглядывая анимашки, видео, делая закладки или пометки.

– Что из последнего прочитанного произвело впечатление?

Я перестал читать художественную литературу, делаю это только тогда, когда нужно для работы. Иногда для зарядки. Чаще всего это классика. Для меня русская литература – вечная батарейка. Я просто купаюсь в хорошо построенной фразе, получаю наслаждение от особой ритмики красивой писательской речи. Но в основном мой читательский интерес сосредоточен в сфере литературы нон-фикшн. Как чистый гуманитарий, я много времени в жизни посвятил художественной литературе и, к сожалению, упустил важные знания о мире, особенно те представления о мироздании, что сложились на стыке веков. Знаете, как сейчас рванула наука – астрофизика, биохимия, геология… Мне это страшно интересно. Сейчас столько переводной образовательной литературы, научно-популярных книг от Леонарда Млодинова до Стивена Хокинга. В 9−10-м классах я запустил учебу, в этом возрасте интерес к внешней жизни убивает охоту впитывать знания. Да и мои родители подолгу находились в больницах, я был предоставлен самому себе: весь пласт точных наук для меня прошел тогда мимо. Я хорошо успевал по истории и литературе, все знали, что отправлюсь в Москву поступать в театральный и не очень настаивали, чтобы я налегал на физику или химию. Незадолго до выпускных экзаменов в школе я впервые открыл учебник физики Перышкина, помню, даже страницы пришлось разрезать, и мне так понравилось! Показалось, я все пропустил, что знание о мире тут – в горящих пробирках, в Бойле – Мариотте, я зачитался всем этим, это был мой Достоевский на несколько предэкзаменационных ночей. Не списывая, я сдал физику на 4. Зароненное тогда семечко интереса к естественным наукам лежало себе и только спустя годы дало упрямый росток. Мой интерес к естествознанию вырос вместе с неограниченной возможностью скачивания книг. Сейчас в моем планшете почти нет трудов о театре, там – настоящие звезды, ледники, черные дыры или рептилии…

– С кем делитесь знаниями?

У меня есть аккаунты почти во всех популярных социальных сетях. Сначала мои зрители с трудом привыкали к тому, что я не публикую анекдоты или байки из актерской жизни, а делюсь заметками о трилобитах, или взглядами на теорию Дарвина… Но постепенно я оброс замечательными подписчиками, мне стали присылать ссылки: «Возможно, Ефим, вам это тоже будет интересно».

– Так, может, вам в свое время не на эстраду, а в науку надо было идти?

В моей судьбе был виток, который чуть не привел меня в науку. Не поступив первый раз в театральный в Москве, я вернулся в Ригу и, чтобы не огорчать родителей, пошел на филфак. Я понимал, что филология – это немногое, на что я мог рассчитывать без подготовки. На филфаке меня хватило на год, летом я опять отправился в Москву и уже поступил, но за время учебы успел влюбиться в лингвистику…

– У вас был не только опыт учебы на филфаке, но и преподавания…

Это уже в ГИТИСе, когда перевелся с актерского на режиссерский. Кто-то из руководителей курса предложил мне защитить диплом преподаванием, то есть целый год вести эстрадную специализацию. Ученики были почти моими сверстниками, я поставил им много эстрадных номеров и понял, что за это время у меня появился искренний интерес к педагогике. Ребята получили дипломы, но судьбы их сложились по-разному, 90-е просто съели многих из них. Но мне приятно, что среди моих студентов много успешных людей и даже один народный артист – Дима Ячевский, который работает в театре «Сфера». Никогда не думал, что моя недолгая учеба на филфаке и опыт преподавания каким-то образом отразятся в актерской профессии. Когда мне позвонили из съемочной группы ТНТ, я не очень загорелся, думал, что последует очередное приглашение в какой-то юмористический проект, от которых, по-моему, тошнит уже даже создателей. И вдруг услышал название сериала «Филфак» (премьера с 10 апреля. - Прим. «Антенны»). Как? Так это же мне сам бог велел! Да еще и роль декана. Мужчина-преподаватель на филологическом факультете – сам по себе аттракцион. Женский коллектив рассыпается вокруг него железной стружкой, это залог многих коллизий сценария, особых отношений. Сериал, конечно, обращен прежде всего к молодой аудитории. И мне пришлось привыкать к немного жестковатому для людей моего поколения способу шутить или иронизировать. В мое время какие-то вещи считались секретом для маленькой компании. Сейчас социальные сети раздвинули границы частной жизни, и я, с трудом понимая это вторжение, все-таки его принимаю.

Ефим с братом Самуэлем и внучками Тали и Лиэль

– Значит вы не интроверт, если принимаете?

Но только тогда, когда не покушаются на мою внутреннюю свободу. Я уважаю границы любой открытости, но никогда не пущу к себе зевак ни в спальню, ни в ванную. В спортзал – пожалуйста, в прихожую – о да, я даже накормлю вас в гостиной. И, если сейчас в квартирах избегают стен, деля все на зоны, то в моей стены все же присутствуют.

– Но, влюбившись в филологию, вы в ней не остались…

А я не растерял эту любовь. Начал пописывать. Для себя. Пару раз относил заметки в рижскую газету «Советская молодежь», их похвалили, но сказали, что они вне формата. Завотделом посоветовала мне не оставлять попытки писать. Я вдохновился, продолжал вести заметки, потихоньку копились дневники, которые мне пригодились уже в пору известности. Конечно, я их подправил, подчистил, и они легли в основу моей третьей по счету книжки – «Течет река Лета…».

– Вес успевает накапливаться?

Я ведь живу не одним спортзалом, у меня гастроли с беспорядочной едой, с банкетами, с кормежкой в поездах, со всей этой походной кухней. Это невозможно отладить. Бесконечная смена часовых поясов, попытки ухватить сон: меня еще старики москонцертовские научили закрывать глаза всюду, где есть возможность чуть-чуть прикорнуть. Обычный человек считает, что пять минут – это не сон, а в нашей среде – еще какой сон: главное – закрыть глаза и успеть отключиться. Я не могу жить так, как живут настоящие бодибилдеры, которые носятся со своим телом, как скрипач с раритетной скрипкой, но уверен: этот инструмент всегда должен быть настроен.

– Есть спортивные достижения, которыми гордитесь?

Это достижения чайника, но для меня, человека, еще 20 лет назад враждебного спорту, жать по 100 килограммов в двух подходах по 10 раз – неплохое достижение. Хотя для штангиста-тяжеловеса – пшик. Вот и кочует этот мой ролик по интернету с подписью: «Дед может, а ты?»

– Бывает так: на улице мороз или слякоть и не хочется идти в зал, просто лень?

Но я же не иду по улице, не еду на метро, а сажусь в машину с водителем. Да и нет у меня времени обращать внимание на погоду: день рассчитан, и мне важно, чтобы он сложился так, как я его спланировал. Я никогда не говорю себе утром: та-а-ак, поваляюсь еще…

– Как начинается ваше утро?

Я жаворонок, встаю в 6−7. Вчера были поздние съемки «Приюта комедиантов», проснулся в 8, и мне показалось, что проспал всю жизнь. Хотя на сон потратил всего 4 часа. Съемки этой программы проходят поздно, когда артисты отыграют спектакли, затягиваются до двух. Доедешь до дома, и пока в тебе не отгрохочет «товарняк» прошедшего дня – не заснешь. Там не так сделал, тут неудачно сказал.

– Вы так к себе критичны?

Дело не во мне. Ведь это будут смотреть люди. Я хочу, чтобы на всем, что я делаю, стоял если не знак качества, то хотя бы «принято». Так вот у меня утро началось с того, что я позвонил создателям программы – для того, чтобы успокоиться, что вчера все было в порядке.

– Вы сказали, что ездите с водителем. Сами не водите?

Так сложилось. Я человек рассеянный. Если у меня в голове что-то крутится, на дорогу меня уже не хватит. Я просто увеличу статистику ДТП в стране.

– А права у вас есть?

С ними забавно получилось. Я оканчивал школу в 1972 году, когда Министерство просвещения ввело обязательное обучение школьников автоделу в 9−10-м классах. Девочки осваивали легковой автомобиль, у мальчиков был грузовик ГАЗ-51А. Я наездил 40 часов, худо-бедно водил машину, получил корочки о прохождении курса, но мне было только 16 лет, права выдавали только восемнадцатилетним, но у меня так и не возникало желания водить.

– На тренировке или в пробке музыку слушаете?

Нет, у меня в ушах английский обычно. Подкасты, 20−30-минутный устный рассказ на какую-то тему, раньше в школе такое называли топиками. Язык, услышанный от носителя, сильно отличается от того, что слышал в школе от русскоязычного учителя. В университете у нас была очередь в лингафонный кабинет к бобинному магнитофону, но это были тексты, начитанные дикторами или актерами. В 1990 году я впервые полетел в Америку на Игры доброй воли в группе поддержки, и в ЦК ВЛКСМ, который отправлял нас за океан, решили, что в группе, где есть бывший студент-лингвист, можно обойтись без переводчика. Но когда стюардесса иностранной авиакомпании стала говорить по-английски, я ничего не понял и чуть не расплакался. С тех пор изучаю больше американский вариант языка, а не британский, потому что часто с тех пор ездил именно в Штаты и понимал, что разговорный американский мне пригодится больше.

– Есть еще языки, которыми владеете?

Идиш знаю, но не так хорошо. Он вошел в меня с бытовой речью родителей. Они одинаково хорошо говорили на идише, белорусском и русском. С приятелями-латышами балуюсь на латышском. Его я выучил, когда рос в Юрмале, к ребенку быстро прилипает язык улицы. В университете потом год занимался литературным латышским. Папа еще долго высылал мне в Москву местный еженедельник «Литература ун максла» (что значит «Литература и искусство»), там было много переводной литературы, которая не издавалась на русском. Сейчас латышский «застрял», практики нет. Но, когда приезжаю в Ригу, он ласкает мой слух.

– Где себя чувствуете дома?

На сцене. Если скажу, что в Москве, слукавлю. Я же постоянно в разъездах. Мой дом – то купе, то гостиничный номер. Иногда в следующей гостинице машинально нажимаю на кнопку этажа, который был в предыдущей.

– Думала, на девятый, где расположена ваша квартира в доме на Котельнической. Вы эту квартиру целенаправленно там выбирали?

Так сложилось. Мне ее не выдали за заслуги, я не получил ее от государства. Просто купил в те годы, когда появилась возможность.

– Какие встречи подарило вам это местожительства?

Я не очень люблю слово «энергетика» в других его значениях. Не очень понимаю, что за ними кроется, но с удовольствием их употребляю, когда речь заходит об этом доме. Даже небольшая экскурсия вокруг него дарит ощущение приобщенности к нашей истории. Ведь это не просто место проживания неких людей, увековеченных на мемориальных досках, а настоящий концентрат их исключительности. Там жили знаменитые ученые, композиторы, актеры. Многих я встречал, часто – Клару Степановну Лучко. Сейчас здесь живет Александр Ширвиндт, мы с ним никогда не пересекались во дворе, но само его соседство меня вдохновляет. Я его очень люблю, мы много лет знакомы. Правда, потомки многих известных людей в 90-е оказались не так успешны, были вынуждены сдавать свое жилье, переехали на дачи или к детям, и теперь их квартиры с охотой снимают представители посольств, дипкорпусов. У меня в подъезде можно услышать английскую, французскую речь. Понимаю, что это не постоянные резиденты дома, это просто удобно и престижно – жить в 15 минутах от Кремля, на стрелке двух рек – Москвы-реки и Яузы.

– С соседями по площадке знакомы, общаетесь?

Знаком, конечно. Но время наложило отпечаток на саму природу общения. Бывало, на время нас судьба объединяла, когда были проблемы с выбором управляющей компании, какие-то письма подписывали, но я в общественной жизни не очень участвую.

– Если дома кран потек, вы в этом смысле человек с руками?

– Боюсь, я в эти минуты бываю даже без мозгов…

– А если полетит компьютер, утопите телефон, вы для кого соцсети и контакты – история важная, как будете себя чувствовать?

Мои телефоны в силу моей рассеянности – утопленники со стажем. Но я замечал за собой одну особенность. Глобальные катастрофы, большие жизненные неприятности оставляют меня вполне спокойным. У меня в голове сразу поселяется мой папа, который находит выход из положения. Он как бы говорит мне: «Давай сядем и будем решать». Но в мелочах – потерянная штуковина, к которой привык, перегоревшая лампочка – будут мне мешать, раздражать.

– Вы сказали, когда ощущаете в себе присутствие отца, а как «живет» в вас мама?

Она заведует во мне актерством, моими ужимками, комической стороной жизни. Мама была характерной актрисой, метко подмечала смешное. Думаю, и чувство юмора, и актерские способности, если они есть у меня, – от мамы.

– У вас удивительная история знакомства родителей, просто сюжет для романа. Папа, бухгалтер из Белоруссии, 17 лет провел в ссылке на Колыме, а его будущая жена, ваша мама, познакомилась с ним по переписке и приехала к нему в поселок на Крайнем Севере, где, собственно, вы и родились. Вы об истории их отношений узнали от них самих или позже, из книги отца?

Еще до книги мы с братом изводили папу вопросами, ведь сначала эти вопросы адресовались нам – в военкомате, например. Я родился спустя 11 лет после победы в Великой Отечественной, но войной еще все дышало: встречи с фронтовиками, фильмы, дворовые игры, книги про пионеров-героев. И главный вопрос в биографии у всех – где были родители в эти годы? Когда мы жили на Колыме, этот вопрос ни для кого не стоял. А когда переехали в Ригу, а это годы начала застоя, терпимого взгляда на сталинизм, стало дискомфортно. Дома была литература, которая проливала свет на часть судьбы отца: Солженицын, Эренбург, материалы последних съездов. К папе было много вопросов, и по крупицам выстраивалась его биография, сначала в нашем с братом воображении, потом мы уговорили отца засесть за воспоминания. Это вылилось в книгу, изданную трижды.

– Вы поздний ребенок у родителей…

Да, с одной стороны ничего хорошего, с другой – мне достались родители с опытом, мне повезло не испытать на себе их ошибки. Они были не просто зрелые, а в возрасте – мама родила меня в 41 год. Она седая уже была. Я не знал ее молодой, но она снится мне такой, какой я видел ее на довоенных фотографиях. Удивительный парадокс подсознания? Значит, мне такой мамы не хватало…

Cоветский и российский актёр. Создатель и художественный руководитель «Шифрин-Театра».


В 1973-1974 годах учился на филологическом факультете Латвийского государственного университета, а с 1974 по 1978 год - на эстрадном отделении ГУЦЭИ, на курсе Романа Виктюка.

У него же с 1977 года начал играть в Студенческом театре МГУ. Среди театральных работ Ефима Шифрина в то время - спектакли «До свидания, мальчики!», «Ночь после выпуска». В 1979 году Ефим стал лауреатом 1-го Московского конкурса артистов эстрады, в 1983 году - лауреатом 7-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Первый сольный спектакль «Я хотел бы сказать» - в основном, по произведениям Виктора Коклюшкина - Шифрин сыграл в 1985 году. Тексты В. Коклюшкина легли также в основу спектаклей «Три вопроса» и «Круглая луна».

В 1980-1985 учился на факультете режиссёров эстрады в ГИТИСе.

В 1989 году играет в эстрадном музыкальном моноспектакле «Я играю Шостаковича».

В 1990 году Ефим создал «Шифрин-Театр», которым руководит до сих пор.

В 1992 году Ефим Шифрин стал Первым Лауреатом Премии «Золотой Остап».

В репертуаре артиста много вокальных произведений, среди них романсы Дмитрия Шостаковича на слова Саши Чёрного, песни - «Иерусалим» Марка Минкова, «Музыка во мне» Михаила Кочеткова, «Южная ночь» Александра Клевицкого и другие. В театре он сыграл в спектаклях: «Я тебя больше не знаю, милый», «Любовь с придурком», «Путаны», «Коза, или Кто такая Сильвия» (режиссёр Роман Виктюк), «Слухи» (режиссёр Вадим Дубровицкий). В 2006 году в Театриуме на Серпуховке состоялась премьера спектакля «Дракон» по пьесе Евгения Шварца (режиссёр Владимир Мирзоев), где Шифрин сыграл роль Бургомистра.

В 2008 году прошло сразу две театральные премьеры: в роли Эрве Монтеня в спектакле "Скандал! Публике смотреть воспрещается!" по пьесе Жана Марсана (режиссер Валерий Саркисов), и в роли Гарри Эссендайна в спектакле "Цветок смеющийся" по пьесе Ноэла Кауарда в постановке Михаила Козакова.

В 2009 году сыграл главную роль в телеспектакле "Пьеса для мужчины" по произведениям Д.Хармса (режиссер В. Мирзоев).

Ефим Шифрин снялся в фильмах «Болотная-стрит», «Герой нашего племени ». В мюзикле Ангел с окурком (фильм), поставленном Евгением Гинзбургом, Ефим Шифрин исполнил 13 песен (музыка Александра Клевицкого, стихи Юрия Ряшенцева) и 20 ролей в фильме.

В 2007 году прошла премьера фильма Андрея Кончаловского «Глянец», где Шифрин сыграл роль Марка Шифера. Кроме того, актёр снимался в киножурнале «Ералаш».

В течение несколько лет, в марте, в ГЦКЗ «Россия» Ефим Шифрин проводил бенефисы с участием звёзд российской эстрады: «Шифриноев ковчег», «WWW.SHIFRIN.RU», «Опус № 10», «Лестница», «Перепись населения», «Люди в масках». А в 2006 году состоялся юбилейный Бенефис - «Кабаре. Перезагрузка».

Ефим Шифрин написал книги - «Театр имени меня» (в соавторстве с Г. Виреном) и «Личное дело Ефима Шифрина».

В 2000 году Шифрин получил премию международной сети клубов World Class «Мистер Фитнес», а в 2006 году его наградили Дипломом Комитета физкультуры и спорта, Федерации бодибилдинга и фитнеса Правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни. Среди других наград Ефима Шифрина - Кубок Райкина (2001 год), а также 2-я премия и Кубок Никулина за участие в телевизионном шоу Первого канала «Цирк со звёздами».

Семья

Отец Ефима Шифрина - За́лман Шму́илович Шифри́н (1910-1995) - автор трёх книг воспоминаний:

«Печальная рапсодия: жизнь Залмана Шифрина» (Минск: «Полымя», 1993)

«Как это было…» (в сборнике «Жизнь - смерть - жизнь», литературная запись Н. Крейер; Рига: «Лидумс», 1993);

"Тирания Сталина". - Рига: "Шамир", 2008

Публиковался также в «Еврейском камертоне» - литературном приложении к израильской газете «Новости недели» (редактор Л. Б. Школьник).

Родился в местечке Дрибин Чаусского уезда Могилёвской губернии. С 1938-го года - политический заключённый. В 1948-м освобождён с пожизненной ссылкой в район Дальстроя. В 1956-м году реабилитирован, освобождён от поселения. С 1966-го года переехал с семьёй в Юрмалу. В 1993-м репатриировался в Израиль. Похоронен в городе Нетанья в Израиле.

Мать Ефима Шифрина - Раи́са (Ра́ша) Ильи́нична Цы́пина (1915-1992), уроженка местечка Ляды Могилёвской губернии. Окончила ФЗУ в Нижнем Новгороде. На Колыме, куда в октябре 1950 года она приехала к ссыльному Залман-Иосефу Шифрину, работала воспитательницей в детском саду для детей репрессированных. С 1966-го года жила с семьёй в Юрмале. Похоронена в Риге.

Поклонники артиста удивились, когда в соцсетях он зарегистрировался под другим именем…

Ефим Шифрин.

Геннадий Авраменко

— Ефим Залманович, в свое время зрители потеряли талантливого юмориста и рассказчика монологов Ефима Шифрина, но приобрели актера. Вы рады, что такие изменения произошли?
— Ну это громкие слова… (Смеется.) Я просто чуть-чуть шире распахал поле деятельности. Земледельцы поймут. Потому что когда истончаются почвы и иссушается земля, нужно всегда брать свой скарб и перемещаться на другое место. Мне показалось, что вот на этом, выделенном мне участке земли, на моем эстрадном наделе, урожаи, продолжая эту метафору, становились все более скудными. И я, не бросая эту землю, не обходя ее своим вниманием, просто взял в аренду еще несколько участков. Один из них одно время назывался цирком, другой по соседству — кино, третий участок называется телевидение, а четвертый — мой любимый — это театр. Теперь к нему еще прибавился еще один лоскут, который называется театр Мюзикла. С этими угодьями жить куда веселей. С ними, конечно, труднее управляться, но зато я приблизился к профессии больше, чем тогда, когда она еще только рисовалась мне в радужных тонах или чем тогда, когда пришел первый успех.
— В скольких спектаклях вы сейчас заняты?
— Это мюзикл «Времена не выбирают» в Театре мюзикла, там же музыкальное ревю «Жизнь прекрасна», спектакль в театре Виктюка… Антрепризный спектакль «Цветок смеющийся»… Это последний спектакль Михал Михалыча Казакова, который он успел поставить в России. Есть еще моя эстрадная программа, которая называется «Шифринизмы-new». К сожалению, недавно сошли с дистанции три любимых моих спектакля: «шварцевский» «Дракон» в постановке Мирзоева, в его же постановке «Ивонна» в театре Вахтангова, и спектакль, который мы играли с Таней Васильевой, он назывался «Торговцы резиной». Сейчас передо мною еще маячит предложение о съемках в большом сериале, но я пока никак не могу на него решиться. Я вообще с опаской отношусь к сериалам, и соглашался на них только тогда, когда был в «приглашенной звездой» на одну серию — guest-star.


— Вот, в прошлом году был как раз сериал «Склифосовский» с вашим участием.
— А до этого — «Путейцы», а еще раньше — «Герой нашего племени». Но, успокаивая себя, я честно замечаю, что качество сериалов растет. Во всяком случае, техническая их сторона. И уже не так грубо экономия эта вечная экономия: находятся средства, появляются приметы большого кино… Но все равно наши сериалы снимают в такие сжатые сроки, что меня немножко пугает скорость, с которой мы должны работать.
— В качестве guest-star вас сейчас очень часто приглашают в жюри различных телешоу. Насколько вам комфортна роль такого судьи, когда приходится давать оценку зачастую своим коллегам?
— Я сам для себя объясняю это тем, что как-то мирю полярные суждения своих коллег. Такой человек должен быть в жюри. Я никогда не решусь кого-то унизить или оскорбить. Потому что будучи актером, понимаю, как тяжело дается участие в таких проектах. И я как бы изнутри всегда подсуживаю тем, кого готовы приструнить, или осадить. Может быть, эти приглашения связаны еще и с тем, что я никогда не занудствую, объявляя свое решение. Мне кажется, в телевизионных проектах это всегда нужно делать весело. Это — все-таки телевидение, а не судебное разбирательство или экзамен. И элементы шоу все равно должны присутствовать — даже в объявлении результата…
— Вашим «звездным часом» было популярное телешоу «Цирк со звездами», где вы показали, на что способны. Сохранились ли у вас какие-нибудь навыки, приобретенные на проекте?
— Если бы мне сейчас предложили что-то повторить, я бы попросил всего неделю, чтобы войти в форму и, наверное, повторил почти все, что показывал в 2007-м году. Хотя прошло уже семь лет. Верить в это меня заставляет одно обстоятельство: когда отмечали юбилей Никулина, я честно говоря думал, что у меня не получится опять «порхать» над манежем… Но то ли возвращение в репетиционные реалии, то ли сама атмосфера, которая царит в Цирке на Цветном, мне придали уверенности. И я повторил очень воздушный номер. Как в том анекдоте: «Вы умеете играть на скрипке? — Не знаю, не пробовал». У меня есть ощущение, что сумел бы.


— Для пользователей соцсетей вы — Нахим Шифрин. Кто называет вас этим именем в жизни?
— Всегда называл папа в письмах — и Нохимка, и Нохимке с ударением на первом слоге и Нахим. Я так привык к двум своим нынешнем именам и даже не думал, что зарегистрировавшись под своим паспортным именем Нахим в социальных сетях, произведу такой переполох в обществе. Хотя это вполне объяснимо: если зрители привыкли ко мне, как к Ефиму, можно было предположить, что они сразу решат, будто я или поменял свое имя, или что-то таил от людей. Нужно было как-то официально объявить о том, что я всегда жил и под тем именем, и под этим. Ведь редкая Анна смирится с тем, что она — для кого-то Нюра. Я знаю многих Саш, которые не любят, когда их зовут Шуриками. Но я привык с детства, что я и Фима, и Ефим, и Нахим одновременно. И в детстве я явно ощущал знак равенства между этими всеми именами. А на эстраде, конечно: один раз тебя припечатали к этому имени в афише, или к титрам, и — понеслось. И ты даже не заметил, как пролетели 30 с лишним лет, в течение которых ты все время был Ефимом. Но мне казалось, что где-то же я должен быть под именем, которым меня зарегистрировали родители. Привожу пример: Нонна Викторовна Мордюкова в документах была Ноябриной. Но никто и никогда не называл ее Ноябриной — Нонна и Нонна. А я — Нахим, и был Нахимом, и есть Нахим. А кто называет? Сейчас уже многие.
— Кстати, родители, которые вас так назвали, долгое время хотели видеть своего сына журналистом. И вот сейчас вы — пишете. А почему именно в этой профессии они вас видели?
— Наверное по своей биографии мои родители ощущали, что профессия артиста выпадала из разряда серьезных, тех, которые дают почву под ногами. Им дейстивтельно приходилось выживать. И отцу в лагере, и маме, приехавшей к нему после войны. Они, кстати, и не возражали против моего выбора. Не было такого, чтобы они грудью встали, и сказали: «Никогда». Просто до первых моих успехов и первого моего появления в эфире, и уже с первыми моими гастролями в Риге, они всегда немножко сомневались в моем выборе, хотя знали с детства, что я кроме этого ничего не хочу и не желаю.
— Вы от родителей уехали рано, в 19 лет. Тяжело было одному начинать самостоятельную жизнь в Москве?
— Ну это же не те времена, когда Горький выходил в люди. Я же приехал в Москву в советские годы, когда что бы ни говорили о том времени, трудно было пропасть. Все-таки знакомые, которыми сразу обрастал абитуриент в Москве, родственники, которые всплывали на генеалогических ветвях фамильного дерева, друзья, которыми в пору учебы ты обзаводился, давали ощущение какой-то защиты. Меня же не то, что бросили в незнакомую страну на съедение туземцам, я был в окружении соотечественников, и какими бы мы красками не рисовали сейчас советскую пору, но если человек не оппонировал режиму, не выбирал для себя сразу путь борьбы — как он мог пропасть? Не помню таких судеб, чтобы отчаяние совсем уж постигало людей, если ты не сразу записывался в диссиденты. К тому же я родился в оттепельную эпоху, где на фоне жестокости сталинской поры все уже казалось санаторием. Вот сейчас мы вспоминаем судьбу Бродского. Но ведь и тогдашние поселения трудно назвать каторгой. Просто обидно, что хороший поэт так начинал свою жизнь в поэзии со знакомства с зоной.


— В родном поселке Сусуман в Магаданской области бываете?
— Уже давно не был, но вообще бывал там дважды. Много об этом рассказываю, потому как убедился — поговорка о том, что нельзя дважды вступить в одну реку, не совсем верна. Я вступил в реку, в которой ничего не утекло вспять. Которая совсем не изменила своего течения. Многие поселки на Колыме снесли, часть их сгорела. Но я спустя 25 лет снова оказался в поселке, который много раз видел во сне, а проснувшись, удивился, какая стоячая оказалась в нем вода…
— На каком этапе сейчас ваши занятия бодибилдингом?
— Я по-прежнему не называю это спортом или бодибилингом, хотя занятия с отягощениями приводят к изменению фигуры и их вполне можно было бы назвать этим заморским словом. Но я все же не ставлю себе цели порисоваться на каких-то соревнованиях или пойти на занятия ветеранов этого вида спорта. Мои тренировки по-прежнему не выходят за пределы любительских, но мне очень нравится чувствовать результаты этих занятий. Мне нравится, что я в свои годы справляюсь с нагрузками, которые мне дает профессия, могу носить те же костюмы, которые надевал в спектаклях пять лет назад. Что продолжаю бороться со стрессами или с депрессиями не при помощи стакана или выпадения из жизни, а приходя всего лишь на час в день в спортзал.
— А какой вес берете?
— Давно уже не пытаюсь подобно многим спортсменам узнать какой у меня пиковый вес, а какой рабочий. В общем, на рекорды не иду. Но вот буквально вчера выдал в первом подходе сотку на десять раз. Правда, во втором подходе меня хватило лишь на шесть повторений.
— Вы живете с таким философским взглядом на жизнь, откуда черпаете жизненную мудрость?
— Про мудрость — это вы хватили лишку, я себя мудрым не ощущаю. Просто жизненный опыт вооружил меня каким-то знанием. Я понимаю, что в этой жизни можно рассчитывать только на то, что ты сделал сам. И я в этом мало чем отличаюсь от тех, кого принято считать удачливыми людьми. Я знаю, что удача поворачивалась ко мне лицом только тогда, когда я перед этим много трудился. И считаю, что в этом только и заключается моя нехитрая житейская философия.

Ефим Шифрин биография, фото - узнай все!

Биография ЕФима Шифрина

В момент рождения сына отец Ефима находился под Магаданом в ссылке (политзаключенный), но почти сразу же был реабилитирован и освобожден от наказания в колонии-поселении. Впрочем, семья переехала из Нексикана только в 1966 году.

«Знаете, акулы пера меня постоянно спрашивают про Колыму. И почему-то всем кажется, что я должен рассказать страшные воспоминания о моих злочастиях. Но я журналистов постоянно осаживаю. Мое место рождения совершенно не говорит о моем тяжелом детстве. Оно было счастливым и безоблачным. Напасти выпали на долю отца с матерью, мне же горя не перепало. Я появился на свет младшим сыном по-настоящему счастливой семьи, это во-первых, а во-вторых, ребенок же не осознает весь трагизм происходящего. К тому же, я родился в тот год, когда папу реабилитировали», - рассказывает артист.

Шифрины отправились в Латвию и осели в Юрмале. Там же Ефим получил аттестат зрелости и поступил в университет.

Быстрый штурм Москвы

В 1973 и 1974 годах Ефим Шифрин учился в Латвийском государственном университете на факультете филологии. Вечерами студент принимал участие в кружках художественной самодеятельности, и после одного из выступлений понял, что его призвание – сцена. После первого же курса Шифрин забрал документы из вуза и уехал покорять Москву. В российской столице он поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева на эстрадное отделение (курс Романа Виктюка). Там Ефим Шифрин учился в 1974-1978 годах.

С 1977 году Шифрин начал играть в Студенческом театре московского госуниверситета у Романа Виктюка. Среди его театральных работ того времени можно отметить роли в постановках «До свидания, мальчики!», «Утиная охота», «Ночь после выпуска». Уже год спустя артист работает в Москонцерте. Там он трудился на протяжении десяти лет.

После училища Ефим Шифрин не забросил учебу, а пошел в институт театрального искусства (ГИТИС). В 1985 году он окончил факультет эстрадной режиссуры. И тогда же был сыгран первый сольный концерт. Он строился на основе произведений «Я хотел бы сказать» Виктора Коклюшкина. По произведениям этого же автора в 1988 и 1990 годах были поставлены спектакли «Три вопроса» и «Круглая луна» в Московском Театры эстрады.

Кстати, известность пришла к Ефиму Шифрину в 1986 году, после того, как в телепередаче «В нашем доме» артист прочитал монолог под названием «Мария Магдалина».

Весь 1989 год Ефим Шифрин посвятил игре в эстрадно-музыкальном моноспектакле «Я играю Шостаковича». А уже спустя год появился «Шифрин Театр». Артист занял должность художественного руководителя, которую занимает и до сих пор. В репертуаре храма искусств идут спектакли «Фотография на память», «Новый русский пасьянс» и многие другие.

Ефим Шифрин - Надо жить легко

С 1994 года артист начал играть как драматический актер. Его дебют состоялся на сцене театра имени Вахтангова, в спектакле «Я тебя больше не знаю, милый», который поставил Роман Виктюк на основе пьесы Антонио де Бенедетти. Позже были роли в постановках театра Виктюка «Любовь с придурком», «Путаны» и «Коза, или кто такая Сильвия».

В 1998 году Ефим уже появляется на телеэкране. Он снялся в мюзикле «Ангел с окурком» Евгения Гинзбурга, где исполнил 13 песен на музыку Александра Клевицкого и стихи Юрия Ряшенцева. При этом, было сыграно 20 ролей в фильмах.

В 2001 году презентовали спектакль «Антрепризы Вадима Дубровицкого «Слухи», его поставили по пьесе Саймон. Ефиму Шифрину досталась роль Глена. Спустя пять лет в Театриуме на Серпуховке в постановке по пьесе Евгения Шварца «Дракон», срежессированном Владимиром Мирзоевым, Ефим сыграл Бургомистра. А в 2008 году актеру досталось сразу две роли. Одна - Эрве Монтеня – была в постановке «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» режиссера Валерия Саркизова по пьесе Жана Марсана, а вторая - Гарри Эссендайн – в постановке Михаила Козакова «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда.

В 2010 году Ефим Шифрин сыграл Иоханана Цингербая в постановке «Торговцы резиной» режиссера Виктора Шамирова Театрального агентства Арт партнер XXI по пьесе Ханоха Левина.

Ефим Шифрин в программе «Наедине со всеми »

Последняя, на сегодняшний день, работа Ефима Шифрина – Король Игнаций в постановке Театра имени Вахтангова «Принцесса Ивонна» режиссера Владимира Мирзоева по пьесе Гомбровича.

На своих выступлениях и спектаклях Ефим Шифрин исполняет и вокальные произведения. В его репертуаре присутствуют романсы Дмитрия Шостаковича на слова Александра Черного (это постановка «Я играю Шостаковича»), а так же песни «Возвращение» Владимира Матецкого, «Иерусалим» Марка Минкова, «Южная ночь» Александра Клевицкого, «Музыка во мне» Михаила Кочеткова и многие другие.

Богата и фильмография Ефима Шифрина. В 1992 году он снялся в фильме «Болотная стрит», в 2007 году появился в картине «Глянец» Андрея Кончаловского. В 2003 году артист работал Ведущим в пародийном сериале «Герой нашего племени», а в 2009 году ему досталась главная роль в телевизионном спектакле «Пьеса для мужчины» Владимира Мирзоева по произведениям Даниила Хармса. Неоднократно Ефима можно увидеть в зарисовках киножурнала «Ералаш», а так же в клипах.

Несколько лет артист проводил мартовские бенефисы, где принимали участие звезды российской эстрады: в 2000 году была программа «Шифриноев ковчег» в Театре Эстрады, через год последовала «WWW.SHIFRIN.RU», затем «Опус № 10», через год «Лестница», в 2004 году «Перепись населения», далее «Люди в масках». Юбилейный бенефис «Кабаре. Перезагрузка» зрители увидели в 2006 году.

Ефим Шифрин постоянно участвует в эстрадных концертах сборных и сольных телепроектов, играет на театральных подмостках, гастролирует, снимается в кино и даже успевает вести свой блог в Интернете и писать книги.

К слову, Ефим Шифрин написал три книги. В 1994 году в соавторстве с Георгием Виреном он выпустил «Театр имени меня». В 1997 году из-под его пера вышла рукопись «Личное дело Ефима Шифрина», а в 2010 году читатели увидели книгу «Течет река Лета».

Артист стал Лауреатом Первого Московского конкурса артистов эстрады в 1979 году, в 1983 году седьмого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а в 1992 году ему досталась премия «Золотой Остап».

В 2001 году артист завоевал премию «Кубок Райкина» и вторую премию и Кубок Никулина. Такой чести он удостоился за участие в телешоу Первого канала «Цирк со звездами» в 2007 году.

В 2000 году Ефим Шифрин получил премию международной сети клубов World Class и стал «Мистер Фитнес».

В 2006 году актера наградили Дипломом Комитета физкультуры и спорта за пропаганду здорового образа жизни.

«Да, я не считаю нужным кому-либо рассказывать о своей личной жизни. На это, думаю, есть право у любого человека. Я живу как бы не один», - говорит Ефим Шифрин.

Больше информации

Ефим Залманович Шифрин – российский юморист, актер театра и кино, основатель и худрук «Шифрин-театра», писатель и режиссер.

Детство и семья

Отец Ефима, Залман Шифрин, был политзаключенным – в 1938 году его обвинили в шпионаже и приговорили к 10-ти годам колонии-поселения. Большую часть срока он отбывал на прииске «Штурмовой» в поселке Адыглах Магаданской области. О своей жизни в лагере Залман Шмуилович подробно рассказал в трех книгах воспоминаний, нам же интересно его знакомство с будущей женой Рашей (Раисой) Ципиной.

О судьбе Залмана 35-летней женщине поведал его брат Гессель. Раиса послала в колонию письмо со словами поддержки, и между ними завязалась переписка. Вскоре она уже ехала с другого конца страны в далекий Адыглах, чтобы связать свою судьбу с человеком, пленившим ее сердце на расстоянии.

Залман Шифрин вышел на свободу в 1948 году, но еще восемь лет был вынужден жить поселке Нексикан Магаданской области из-за приговора – пожизненная ссылка в районе Дальстроя.


Ефим Шифрин появился на свет в 1956 году, вскоре после того как отца реабилитировали. В 1966 году семья – родители и два сына, включая старшего Самуэля – переехала в Юрмалу. Там же Ефим получил аттестат зрелости и поступил в университет.

«Знаете, акулы пера меня постоянно спрашивают про Колыму. И почему-то всем кажется, что я должен рассказать страшные воспоминания о моих злосчастиях. Но я журналистов постоянно осаживаю. Мое место рождения совершенно не говорит о моем тяжелом детстве. Оно было счастливым и безоблачным. Напасти выпали на долю отца с матерью, мне же горя не перепало. Я появился на свет младшим сыном по-настоящему счастливой семьи, это во-первых, а во-вторых, ребенок же не осознает весь трагизм происходящего. К тому же, я родился в тот год, когда папу реабилитировали», – рассказывал артист.


К слову, настоящее имя артиста – Нахим. Так как его сложно сократить до уменьшительно-ласкательного, приятели называли его «Фима». Отсюда и родился псевдоним «Ефим».

Переезд в Москву. Начало карьеры

В 1973- 1974 годах Ефим Шифрин учился на факультете филологии Латвийского государственного университета. Вечерами студент принимал участие в кружках художественной самодеятельности, и после одного из выступлений понял, что его призвание – сцена. К слову, и его отец был заядлым театралом, который во время учебы в Витебске не пропускал ни одного представления в местном храме Мельпомены. Возможно, именно он привил сыну любовь к актерскому искусству.


После первого курса Шифрин забрал документы и уехал покорять Москву – поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева на эстрадное отделение (курс Романа Виктюка). Окончил его в 1978 году.

В 1977 году Шифрин начал играть у Романа Виктюка в Студенческом театре московского госуниверситета. Среди его театральных работ того времени можно выделить роли в постановках «До свидания, мальчики!», «Утиная охота», «Ночь после выпуска». Уже год спустя артист поступил на службу в Москонцерт, где трудился на протяжении следующих десяти лет.


После училища Ефим Шифрин продолжил образование в ГИТИСе, факультет эстрадной режиссуры которого окончил в 1985 году. Тогда же был сыгран первый сольный спектакль Шифрина «Я хотел бы сказать», построенный на основе произведений Виктора Коклюшкина . По монологам этого же автора в 1988 и 1990 годах на сцене Московского театра эстрады были поставлены спектакли «Три вопроса» и «Круглая луна».

Народная известность пришла к Ефиму Шифрину в 1986 году, после телепередачи «В нашем доме», в эфире которой артист прочитал монолог «Мария Магдалина».

Ефим Шифрин – «Кающаяся Мария Магдалина»

«Шифрин-театр»

В 1989 году Ефим Шифрин представил публике эстрадно-музыкальный моноспектакль «Я играю Шостаковича». А спустя год в Москве появился «Шифрин-театр». Первым спектаклем на новой сцене стала постановка «Фотография на память».

В 1994 году Шифрин дебютировал на сцене театра имени Вахтангова в спектакле «Я тебя больше не знаю, милый», который поставил Роман Виктюк на основе пьесы Антонио де Бенедетти. Позже были роли в постановках театра Виктюка «Любовь с придурком», «Путаны» и «Коза, или кто такая Сильвия».

В 1998 году Ефим стал частым гостем на телеэкранах. В частности, он снялся в мюзикле «Ангел с окурком» Евгения Гинзбурга, для которого исполнил 13 песен на музыку Александра Клевицкого и стихи Юрия Ряшенцева.

Ефим Шифрин – «Алё, Люся!» (1983)

В 2001 году в спектакле антрепризы Вадима Дубровицкого «Слухи» Ефиму Шифрину досталась роль Глена. Спустя пять лет он сыграл Бургомистра в постановке по пьесе Евгения Шварца «Дракон». А в 2008 году актеру предстал перед зрителями постановки «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» (Эрве Монтень) и спектакле Михаила Козакова «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда (Гарри Эссендайн).


В 2010 году Ефим Шифрин сыграл Иоханана Цингербая в постановке «Торговцы резиной» режиссера Виктора Шамирова Театрального агентства Арт партнер XXI по пьесе Ханоха Левина. Следом актер сыграл короля Игнация в постановке Театра имени Вахтангова «Принцесса Ивонна».

На своих выступлениях и спектаклях Ефим Шифрин исполняет и вокальные произведения. В его репертуаре присутствуют романсы Дмитрия Шостаковича на слова Александра Черного (постановка «Я играю Шостаковича»), а так же песни «Возвращение» Владимира Матецкого, «Иерусалим» Марка Минкова, «Южная ночь» Александра Клевицкого, «Музыка во мне» Михаила Кочеткова и многие другие.

Ефим Шифрин в кино

Богата и фильмография Ефима Шифрина. В 1992 году он снялся в фильме «Болотная стрит», в 2007 году появился в картине «Глянец» Андрея Кончаловского .


В 2003 году артист играл ведущего в пародийном сериале «Герой нашего племени», а в 2009 году ему досталась главная роль в телевизионном спектакле «Пьеса для мужчины» Владимира Мирзоева по мотивам Даниила Хармса. Неоднократно Ефима можно было увидеть в зарисовках киножурнала «Ералаш» («Место встречи изменить нельзя», «Мучитель» и др).

У артиста есть традиция ежегодных мартовских бенефисов с участием звезд российской эстрады: «Шифринов ковчег», «WWW.SHIFRIN.RU», «Опус № 10», «Лестница», «Перепись населения», «Люди в масках». В 2006 году зрители увидели юбилейный бенефис «Кабаре. Перезагрузка», приуроченный к 50-летнию артиста.

Ефим Шифрин. Мой герой

Ефим Шифрин постоянно участвует в эстрадных концертах сборных и сольных телепроектов, играет на театральных подмостках, гастролирует, снимается в кино и даже успевает вести свой блог в Интернете и писать книги. В 1994 году он выпустил книгу «Театр имени меня» в соавторстве с Георгием Виреном, в 1997 году из-под его пера вышла рукопись «Личное дело Ефима Шифрина», а в 2010 году – мемуары «Течет река Лета».

Награды

В 1979 году артист стал лауреатом Первого московского конкурса артистов эстрады, в 1983 году – седьмого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а в 1992 году его коллекция наград пополнилась премией «Золотой Остап».

В 2000 году Ефим Шифрин получил премию международной сети клубов World Class и стал «Мистером Фитнес». Увлекаться спортом он начал в 40 лет, и с тех пор старается держать себя в форме.


В 2001 году артист завоевал премию «Кубок