Японское эротическое искусство.Гравюра " сюнга". Весенние японские гравюры сюнга

На выставке эротических ксилографий в Британском музее “Сюнга: секс и удовольствие в японском искусстве” быстро понимаешь, насколько неправильно было бы отвергнуть выставленные работы, посчитав их обычной порнографией.

Куратор выставки Тим Кларк говорит: “Думаю, люди удивлены этими откровенными сексуальными произведениями, их красотой и юмором и, конечно же, большим гуманизмом”.

Тим Кларк, куратор выставки

Одной из его любимых работ из числа 165 представленных в каталоге является набор из 12 оттисков авторства Тории Киёнага (1752-1815). Обнимающиеся фигуры нарисованы исключительно тонко, а смелое кадрирование композиций позволяет зрителю еще ярче ощутить реальность изображенных сцен.

Кларк говорит, что более всего восхищен “чувственностью и утонченностью резчиков и печатников”, превративших тончайшие линии рисунков Киёнаги в ксилографии.

Выставка картин сюнга является результатом научного проекта, который стартовал в 2009 году и привлек 30 сотрудников. Цель проекта - “восстановить собрание работ и подвергнуть их критическому анализу”, - говорит Кларк.

Около 40% работ, представленных на выставке, принадлежат Британскому музею, где сюнгу начали коллекционировать с 1865 года. Значительная часть остальных работ принадлежит Международному исследовательскому центру японистики в Киото.

Любимое определение сюнги для Кларка - это “сексуально откровенное искусство”, где ударение делается на слове “искусство”. Он отмечает, что “у нас на Западе до последнего времени не было подобного сочетания сексуально откровенного и художественно красивого”. Удивительно, но практически все известные японские художники того времени рисовали сюнгу .

Как объясняется в экспозиции, ранние сюнги делались из дорогих материалов. Их ценили и передавали из поколения в поколение. Зафиксировано, что один живописный свитоксюнги стоил пятьдесят моммэ серебра – суммы, достаточной в те времена для покупки 300 литров соевых бобов.

Помимо совершенно очевидных, у сюнги есть и необычные способы применения. Считалось, что они имеют способность укреплять мужество воинов перед битвой, а также являются талисманом, защищающим от огня.

Помимо развлекательного значения, сюнга также выполняла образовательную функцию для молодых пар. И несмотря на то, что их авторами были исключительно мужчины, считается, что многим женщинам тоже нравилось рассматривать эти рисунки.


Нисикава Сукэнобу

Сюнга. Мужчина соблазняет молодую женщину, позади на полу лежитсямисэн . Раскрашенная вручную ксилография с зеленым фоном. Такой же оттиск, однако не раскрашенный, находится в коллекции Музея изящных искусств Бостона. (1711-1716)


Живопись, горизонтальный свиток, сюнга . Одна из 12 эротических встреч. Взрослый самурай и юная девушка обнимаются под одеялом. Женщина поправляет постель. Чернила, краска, золотой и серебряный пигмент, золотой и серебряный лист на бумаге. Не подписано. (Начало XVII века)

На многих отпечатках сексуальное удовольствие показано как взаимные ласки. “Они прочно связаны с повседневностью”, - говорит Кларк. “Часто изображается секс в будничной обстановке, между мужьями и женами”.

Оттиск, демонстрирующийся в самом начале экспозиции, является таким примером. “Поэма подушки ” Китагавы Утамаро (ум. в 1806 г.) изображает любовников в комнате на втором этаже чайного домика. Их тела переплетены под роскошными одеждами, и он страстно смотрит в ее глаза. Из-под кимоно видны ее ягодицы.


« Поэма подушки» (Утамакура) , Китагава Утамаро. Сюнга , раскрашенная ксилография. No. 10 из 12 иллюстраций отпечатанного складного альбома (комплекта отдельных листов). Любовники в закрытой комнате на втором этаже чайного домика. Надписано и подписано. (1788)

Мир юмора и сатирических намеков

Каванабэ Киёсай

Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э , или “смешные картинки”, существует много совпадений.

Левый свиток живописного триптиха авторства Каванабэ Киёсай (1831-1889) эпохи раннего Мэйдзи изображает страстно обнимающуюся пару. Сзади показан игривый котенок с обнаженными когтями, чье внимание совершенно очевидно привлекают наиболее чувствительные части мужской анатомии. Зритель может догадываться, что произошло дальше.

“На самом деле, мне частенько хотелось смеяться при взгляде на эти картинки”, -комментриует посетитель выставки Джесс Обуаро. “По каким-то причинам воскресная толпа была в своего рода состоянии тихой грезы… хотя, естественно, это не то настроение, с которым нужно рассматривать данный вид искусства, не правда ли?”

Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта.

Сюнга постоянно обращается к более серьезным жанрам искусства и литературы, пародируя их, часто в шутку, однако иногда и с острым политическим подтекстом”, - говорит Кларк.

Одним из примеров являются сюнга -версии книг по моральному воспитанию для женщин. Иногда сексуально откровенные пародии настолько похожи, что создается впечатление, что они выполнены одними и теми же художниками и издателями, что и оригиналы. Фактически, они действительно происходят из одной и той же издательской среды.

Однако, когда сатира сюнги подбиралась слишком близко к истине, немедленно появлялась цензура. Объявленная нелегальной в 1722 году, сюнга была запрещена в течение двух десятилетий. Позже также случались подобные преследования, однако искусство сюнги никогда не исчезало полностью. Оно умело использовало свой полулегальный статус для выхода на новые уровни сатиры. Многие сюнги все еще поражают своей смелостью и свободой воображения.

Один из комплектов на выставке представляет собой портреты актеров театра кабуки и увеличенные изображения их эрегированных пенисов. Стиль лобковых волос повторяет парики актеров, а набухшие вены совпадают с линиями их макияжа.

Уваки-но со ) из «Десяти физиогномических типов женщин» (Фудзин согаку дзиттай ) , Китагава Утамаро.
Раскрашенная ксилография с фоном, покрытым порошком слюды. Голова девушки, вытирающей руки о ткань, повернута, видна грудь. Надписано, подписано, запечатано и помечено. (1792-1793)

По иронии судьбы, вскорости после того, как сюнга получила известность на Западе (адмиралу Перри вручили сюнгу как “дипломатический подарок”, а Пикассо, Роден и Лотрек были настоящими фанатами жанра), японцы решили, что с данным искусством пора заканчивать. Лишь в 70-е годы XX века выставка сюнги , годами подвергавшейся гонениям, прошла в Японии.

Данная выставка повторно подтверждает важность сюнги для всего японского искусства. Тем не менее, даже сейчас, по данным исследователей, в Японии было бы трудно представить экспозицию таких масштабов, как в Британском музее.

“Совершенно ясно, что сюнга была неотъемлемой частью японской культуры минимум до XX века”, говорит Эндрю Герстл, профессор японистики при Школе ориенталистики и африканистики (SOAS), Лондонский университет. “Люди удивляются, что в самой Японии до сих пор невозможно провести подобную выставку.”

В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга . Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!

О Сюнга

С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру.

Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков.

Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии - синтоизме - не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс.

Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии - «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия.

Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу.

Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам.

Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок.

Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока.

Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами…


О Сюнга

Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими "тонус". Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если...

Читать полностью

Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг.
О Сюнга
С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру.
Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими "тонус". Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков.
Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии - синтоизме - не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс.
Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии - "Кодзики", датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия.
Сюнга в дословном переводе означает "весенние картинки". Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу.
Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам.
Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок.
Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока.
Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами…
Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Скрыть

БЛИН! МУЖ ПРИШЁЛ!

Привет всем кому исполнилось 18! Тем кто младше: «До свидания в других постах блога!» Эта статья является продолжением темы «Секс по-японски», начатой . В ней я расскажу о том, что такое японская картина сюнга, возникшая в Японии в VI веке, и пользующаяся популярностью по сей день.

Для того, чтобы настроиться на восприятие прекрасного и удивительного, предлагаю вначале послушать Костю Никольского:

Браво, Константин!

1.Японскя живопись укиё-э

Живописное искусство Японии представляют великолепные рисунки укиё-э («картины плывущего, исчезающего мира»). Это слово является омофоном (слово, которое звучит одинаково, но пишется и значение имеет иное) буддийского выражения «мир скорби».

Но это направление не зацикливается на печальных сторонах нашего бренного бытия, а рисует мир во всём его многообразии: в горе и радости, в силе и слабости, благородстве и грехе.

Основоположником и величайшим мастером укиё-э считается художник, график и гравер Хисикава Моронобу (1618-1694)

С «открытием» Японии во второй половине XIX века с этим видом искусства познакомились жители Европы и Нового света. Коллекционеры начали в массовом порядке скупать эти картины.

Ими восторгались выдающиеся художники: кубисты, импрессионисты и постимпрессионисты. Они пытались использовать приёмы японских художников в своем творчестве. В этом можно легко убедиться, если посмотреть на картины Климта, Верещагина, Ван Гога, и ещё одного малоизвестного, но толкового, французского художника с непроизносимой фамилией:

Густав Климт «Поцелуй»

Художник Василий Верещагин. «Женщина в японском костюме» 1903 г.

Художник Винсент Ван Гог. «Куртизанка»

Художник Фирмин-Жирард Франсуа Мари. «Японский туалет» 1873 г.

Этот прием назвали японизмом.

Мастера укиё-э вначале на гравюрах рисовали обворожительных гейш, массивных борцов сумо, знаменитых актеров театра Кабуки. Изображения были чёрно-белые. Позже стали популярны картины природы и бытовые сцены. Было освоено искусство техники многоцветной печати нисики-э («парчовые картинки»).

2. Cюнга японские

Но наряду с благопристойными картинами укиё-э, внутри этого направления живописи жил и продолжал с древних времен развиваться эротический жанр сюнга («весенние картинки»). Такие картины скрывались от европейцев, т.к. они воспевали интимные стороны жизни японцев. Фактически это была классическая японская порнография.

Художник Хисикава Моронобу. Сюнга.

2.1 Спрос рождает предложение

Законы рынка неумолимы. До признания и появления спроса на Западе на графику укиё-э именно гравюра сюнга давала доходы от продажи произведений изобразительного искусства и позволяло держаться на плаву художникам и издателям японской живописи. Подлинные гравюры, нарисованные авторами вручную, стоили дорого. А из-за массового производства эротические рисунки были по карману любому городскому жителю.

Веселые картинки печатались на низкосортной бумаге, отличались невысоким качеством полиграфии и грубостью исполнения рисунков. Однако за счет больших тиражей порнографии, которая в Средневековой Японии составляла половину от всей печатной продукции, суммы продаж были более чем внушительные.

Художник Тории Киёнага. Сюнга «Женская баня».

В христианской Европе это было немыслимо. Чудовищный показатель распространения эротической живописи в Стране Восходящего Солнца объяснялся древними синтоистскими традициями Японии.

Здесь отсутствовало такое понятие как первородный грех. По преданию мир был плодом любви двух божеств: Идзанаги и Идзанами (подробнее читайте ) и являлся, как и сама по себе любовь, воплощением космической гармонии. Потребность в сексе была также естественна, как потребность в пище, воде и сне.

Столетиями отношения мужчин и женщин были свободными, единственным условием их возникновения была взаимная симпатия. Если чувства ослабевали, любовники легко находили себе новых партнеров. Было распространено многобрачие. Эти традиции отразились в изобразительном искусстве.

2.2 Техника эротического рисунка

Изображение партнеров на эротических рисунках сильно отличается от европейской традиции. Это не зарисовки с натуры. Большинство рисунков изображает полураздетых партнеров, чьи анатомические данные далеки от реальности.

Полураспахнутые полы кимоно открывают огромные половые органы. Для картинки сюнга это самая характерная черта. На Западе всегда потешались над этим, называя подобные изображения «несбывшейся мечтой японского мужчины».

Отличить где мужчина, где женщина и вообще где кто на рисунках подчас невозможно. Зачастую оказывается, что любовники однополые.

Сумасшедшие позы, неестественно вывернутые руки, ноги и позвоночники, жуткая лобковая растительность и искаженные экстазом лица говорят, что всё это стилизованное в рамках жанра изображение мечты и полета фантазии автора.

На многих рисунках изображен осьминог. Он персонаж многих легенд, связанных с жизнью незамужних женщин-ныряльщиц – ама. Это морской секс-символ Японии. Сильный, неутомимый восьмичленный монстр с умными глазами и мягкой фаллообразной головой, которого после завершения сексуальных удовольствий можно ещё и съесть.

Существует даже легенда о гейше Наруко, у которой знаком о готовности к любви была подача клиенту блюда из осьминога.

Художник Утагава Куниёси. Сюнга «Осьминог»

2.3 Детали и знаки

Японские художники знали, что полуобнаженные тела возбуждают больше, чем голые. Одежда говорила о статусе партнеров. Это было важно. Плюс в средние века обнаженная женская грудь не относилась к остросекуальным атрибутам.

Мужчин возбуждали уши, шея и ступни. На них и делался акцент.

Чем оттопыреннее у женщины уши, тем более сексуальной она казалась.

Шея была тоже очень важна. Не случайно именно ее обнажает воротник кимоно у гейши и сегодня.

Художник Утамаро Китагаву. Сюнга «Поэма о подушке»

Куртизанкам следовало выставлять ступни напоказ. Оттопыренный большой палец подчеркивал сексуальность женщины. Обратите внимание на ступни ног партнеров на картинках сюнга. Пальцы их ног то сжимаются, то смешно торчат веером, символизируя огонь страстей. При этом живут они совершено отдельно от выражения лиц любовников.

Вообще внимание к второстепенным деталям – это отличительная черта жанра.

2.4. Форма издания сюнга

По своей форме сюнга издавались в виде двенадцатилистовых альбомов, состоящих из связанных по смыслу порнографических комиксов. Они служили трем основным целям:

  • Сексуальному образованию японцев
  • Развлечению
  • Побуждению к посещению «веселых кварталов», сцены из жизни которых были изображены на рисунках

Первая и последняя страницы обложки были совсем невинны. Первая показывала сцену встречи влюбленных, последняя — их расставание и возвращение к повседневной жизни. Все что находилось внутри – это путешествие в жизнь плотских насаждений.

Первые издания были чёрно- белыми и низкого качества, но по мере развития техники книгопечатания издатели стали радовать японцев многокрасочными изданиями и именами знаменитых авторов укиё-э.

2.5 Величайшие художники Японии

К их числу, кроме упомянутого выше Хисикава Моронобу , относятся

(1664-1729)- последователь Хисикава Моронобу, основоположник жанра якуся-э (портреты актёров на афишах. плакатах и в станковой гравюре) и манеры рисования мимидзугаки («червеобразные») — это когда преувеличенные изображения мускулатуры рук и ног изображается извилистыми линиями с чередованием тонких и толстых штрихов.

Художник Киёнобу Тории. Сюнга.

Судзуки Харунобу (1724-1770) – изобретатель цветной гравюры. Он оказал влияние на творчество импрессионистов Эдуарда Мане и Эдгара Дега

Художник Харунобу Судзуки. Сюнга «Куртизанка пускает дым в лицо мужчины»

Тории Киёнага (1752-1815)- особенно знаменит своими работами в стиле бидзинга («изображение красавиц» в традиционном японском стиле, чаще всего в кимоно).

Художник Тории Киёнага. Альбом с гравюрами сюнга.

Кирюсай Исода (1735-1790) – ученик Тории Киёнаги и Судзуки Харунобу, мастер формата хасира-э (рисование листов узкого вертикального формата, которые вешаются на столбы)

Художник Корюсай Исода. Сюнга «Любовники и ирис в вазе»