Я тоже хочу! и колокольня Запогоской

Балабанов снял в своих фильмов больше рок-звёзд, чем кто-либо другой в России. У него снимались Егор Летов, Настя Полева, Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков, группа «Би-2», Гарик Сукачёв, а также поп-певица Ирина Салтыкова.


Олег Гаркуша играл ранее в фильмах Алексея Учителя, Валерия Огородникова, Алексея Германа, Игоря Волошина. Правда, в основном, это были маленькие роли, если не считать фильма «Рок», где актёр выступает в роли самого себя


Для Алексея Балабанова фильм «Я тоже хочу» вполне может считаться исключительным. Дело даже не в том, что он изобразил в нём свою собственную «смерть» или снял в непривычно фантастическом сюжете. Просто этот фильм другой. Например, картина «Кочегар» была изящнейшим в своей простоте взглядом в прошлое. В девяностые, когда страну наводнили бандиты, а бытие приняло почти гротескные черты. В «Кочегаре» всё как бы завершается. Умирают бандиты и гибнут хорошие люди, играет музыка, жизнь в стране закольцовывается и отправляется в топку. Картина «Я тоже хочу» выносит в безвременье, мечту, сказку, притчу, приводит в храм, который обладает возможностью не принять того, кто не готов. Привычен образ Зоны, но здесь она, несомненно, будет обладать нравственной принципиальностью Балабанова, который довольно прямо прикрепляет нимбы и рога к своим героям.

Олег Гаркуша, исполнитель одной из ролей:

Олег Гаркуша

Как сказать… Фильм - о погоне за счастьем. Все хотят счастья, и герои фильма едут за ним. А похоже или не похоже, я судить не стану.


Сергей Сычёв

Вы в этом фильме только актёр или ещё поэт и музыкант?


Олег Гаркуша

Моя роль обозначена как Музыкант. И есть один эпизод, в котором я как бы пою песню. Я никогда не позиционировал себя ни певцом, ни музыкантом. Но это случилось.


Сергей Сычёв

Почему «как бы поёте»?


Олег Гаркуша

Потому что пою, как умею. Музыканты – это Лёня Фёдоров, Юра Шевчук. Но меня тоже почему-то все так называют время от времени.


Сергей Сычёв

Только что вышел фильм «Суходол» Александры Стреляной, где вы сыграли одну из главных ролей. Большая разница, работать с молодым режиссёром или с опытным?


Олег Гаркуша

Как ни странно, продолжительность рабочего дня в обоих случаях одинакова. И, в хорошем смысле, дотошность есть и у Александры Стреляной, и у Лёши Балабанова. Пока не получается тот результат, который нужен режиссёру, съёмка не заканчивается. Я считаю, это не так плохо.


Сергей Сычёв

Священного трепета по отношению к Балабанову не испытываете?


Олег Гаркуша

Уважение, конечно, присутствует. Но он такой же сумасшедший, как и я. И как все актёры, которые принимали участие в съёмках этого фильма. Мне кажется, я вписался в команду, и меня приняли с распростёртыми объятиями, несмотря на то, что я, такой идиот, пришёл на площадку.


Согласно итогам голосования на официальном сайте Алексея Балабанова, наиболее любимыми его фильмами у зрителей являются «Брат» и «Брат 2». Третье место занимает «Груз 200». На последнем - «Замок», который Балабанов и сам считает своей неудачей.


Уже много лет продюсер Сельянов работает с режиссёром Балабановым. Два друга - и две серьёзных величины современного российского кино


Балабанов не очень охотно пускает посторонних людей на съёмочную площадку. Он не любит давать интервью. При всей популярности, которую завоёвывают его картины (особенно дилогия «Брат»), он остаётся одним из самых «непрочитанных» авторов российского кино. Пониманию его творчества может помочь вышедший не так давно сборник его сценариев, где прослеживается связь между всеми его фильмами, возникают сквозные образы, заметны резкости, исчезнувшие в окончательных вариантах фильмов. В новом фильме у него всё так же играет ленинградский рок, а один из ключевых персонажей здесь - обычный балабановский бандит. Просто метафизики стало чуть больше, если она, конечно, опять не уйдёт из фильма до выхода в прокат. Балабанов отказался от соблазна быть модным. Он выбрал постоянное саморазвитие.

Сергей Сельянов, продюсер картины «Я тоже хочу»:

Сергей Сычёв

В фильме, кажется, будет развита музыкальная часть. Что там будет звучать, кроме «Аукцыона»?


Сергей Сельянов

Может быть, и ничего. Предполагается разнообразная, но единая музыкальная ткань. Не исключено, что что-то добавится на стадии пост-продакшна, потому что окончательно музыка утверждается после монтажа. Но в основном это будет музыка Лёни Фёдорова, она очень хорошо ложится на фильм.

Сергей Сельянов

Возможно и то, и другое. Пока ничего не пишется, но мы договорились, что если потребуется при монтаже, Лёня приложит все усилия и создаст что-то правильное. Может, и не понадобится. За последнее время Лёня написал много музыки, и есть замечательная старая. На данный момент нет ощущения, что её не хватит.


Сергей Сычёв

У меня пока складывается впечатление, что это будет самый мрачный фильм Балабанова. А вам как кажется?


Сергей Сельянов



Сергей Сельянов

Там нам было интересно попробовать снимать о девяностых в таких условиях, в которых снимали как раз в те строгие, жёсткие времена. Сейчас такой идеи нет, и бюджет будет, я бы сказал, нормальный.


Сергей Сычёв

То есть, три миллиона долларов?


Сергей Сельянов

Нет, скромнее. К сожалению, наше время не даёт нам возможности делать фильмы с такими большими бюджетами. Для этого нужна очень серьёзная поддержка. У нас такое кино не смотрят и не любят. Хотя Балабанова многие уважают и приходят на его фильмы, но таких людей всё равно недостаточно.



Сергей Сельянов

Нашли, как обычно - путём кастинга. Это дебют. Очень самоотверженная девушка. Условия съёмок непросты. Она должна, например, передвигаться голая по снегу. Выглядит это выразительно и ярко, но сделать непросто.


Сергей Сычёв

Почему журналистов не пускают на съёмки, что за секретность?


Сергей Сельянов

Нет никаких секретов. Просто съёмки проходят в Бежецком районе – это 120 км. от Твери. В городе Бежецке даже съёмочную группу фильма расселить не удалось. В городе есть только гостиничка и крохотный частный сектор, а людей заезжает обычно очень мало, и этого хватает. Часть группы в результате жила в таких условиях, от которых в нашем кинематографе уже отвыкли. Для городского человека это экстрим. Мы даже старались минимизировать группу, чтобы избежать стрессов. Звать журналистов, чтобы поселить их в погребе, не хотелось. Это Россия, которую не знают городские жители. Но это очень красивые места. Причудливые посёлки, поросшие борщевиком – трёхметровыми палками, которые торчат из земли. На летнюю часть съёмок, которая будет в Петербурге, мы журналистов обязательно позовём.


Сергей Сычёв

Почему вдруг фильм Балабанова снимается на камеру RED?



Балабанов любит приглашать каждый раз новых актрис, особенно дебютанток, зато с актёрами работает подолгу. С Виктором Сухоруковым он снял 6 фильмов, с Сергеем Маковецким - 5, с Сергеем Бодровым - 3. В ленте «Я тоже хочу» из постоянных актёров только Александр Мосин, давний друг режиссёра.


Когда говорят о группе «Аукцыон», то обычно вспоминают Олега Гаркушу, хотя почти все песни пишутся и исполняются Леонидом Фёдоровым. В фильме Балабанова тоже будет звучать музыка солиста Фёдорова, хотя в кадре опять останется только Гаркуша - лицо «Аукцыона»


Итак, Балабанов впервые снимает кино на «цифру». В главной роли - студентка без опыта в кино. В другой главной роли - рок-музыкант, хотя ранее Балабанов давал музыкантам только совсем маленькие «камео». Дорога ведёт персонажей к храму, что нетипично для Балабанова, всегда больше интересующегося инфернальной эстетикой.

Алексей Балабанов впервые (если не считать экспериментального киноальманаха «Прибытие поезда») вошёл в кадр своего фильма. Есть достаточно причин, чтобы ждать этот фильм «Я тоже хочу». Хотя вполне достаточно и одной, главной причины: это новый фильм режиссёра Алексея Балабанова.

Павел Козяев, оператор плейбека: «За время съемок я основательно изучил творчество группы «Аукцыон», потому что Гаркуша, который играл музыканта, подарил Балабанову диск со всеми альбомами, и он бесконечно ставил его на полную громкость, прямо под музыку мы и снимали. Саша Мосин и Юра Матвеев, старые Лешины друзья, которые в «Кочегаре» играли главные роли, здесь снялись в роли бандитов. А девушка, которая изображала проститутку, насколько я понял, вообще впервые на киноплощадке была. В фильме все они едут за счастьем к мистической колокольне. Кого-то колокольня принимает, кого-то нет. И не всем в итоге счастье досталось. Кстати, одну из эпизодических ролей играл сын Балабанова Петя — ему досталась роль мальчика, который предсказывает будущее.

Снимали мы в местах, где дорог как таковых нет. Живут там в основном алкаши и очень древние бабушки. Полная разруха: хрущевки стоят замороженные, безжизненные, все стекла выбиты и только в одном окне свет горит. Страшное дело. Мы снимали, когда были президентские выборы, и там такие крохотные убогие избирательные участки работали: нищета, на которую смотреть невозможно. Причем до революции места эти были крупными и богатыми купеческими центрами. Церкви у них просто чудесные, с роскошными фресками — их итальянцы в свое время расписывали, — но они пустые стоят, только ветер гуляет».


Надежда Васильева, художник по костюмам: «Мало кто хотел поехать в эту экспедицию. Говорили: по морозу, по мистическим делам, да с Алексеем Октябриновичем — нет, спасибо. Так что мы поехали вдвоем с подругой. В основном — следили за тем, чтобы все были как следует утеплены. Повсюду стояли обогревательные приборы и кто-нибудь обязательно к ним прислонялся и загорался. Куртки у всех были оплавленные.

Нам приходилось одевать трупы. Трупы были разными: несколько живых на крупном плане — их играли жители Бежецка, и манекены — штук пятьдесят. Манекены были обыкновенные — пластмассовые, негнущиеся, поэтому чтобы уложить их в какие-то человеческие позы, им обрезали руки и ноги, и художники согнули им локти и колени при помощи паяльных ламп и других зверских средств. Алексей Октябринович хотел, чтобы они носили одежды разных оттенков черного: темные носки, рубашки, свитера, костюмы. Всех, кто был на переднем плане, мы одели в очень приличную одежду, которую взяли напрокат: солидные костюмы, пальто, роскошные ботинки. И вот один раз приходим на склад, а одного красивого трупа нет. И самое приличное пальто сперли. В другой раз приходим — труп лежит, а одежды на нем нет. А в третий раз пришли и увидели, что все трупы лежат по стеночкам, а одежда их приколочена к стене гвоздями и обувь прикручена шурупами. Все дырявое. Это декораторы так решили бороться с воровством. Одни ботинки было жалко до слез. Они были дорогущие, из змеиной кожи.

«Приходим на склад, а одного красивого трупа нет. И самое приличное пальто сперли»

Единственная наша девушка-актриса, которая играла проститутку, на самом деле учится на режиссуре у Снежкина. Ее зовут Алиса, и она замечательная — все вытерпела. Однажды ей надо было бегать по кадру голой. Мороз жуткий, снега по пояс. Мы придумали прятаться в кустах и окапываться в снегах на конечной точке, до которой она бежала. Происходило все следующим образом: выводили Алису, в валенках, завернутую в шубу, по команде «Мотор!» она из валенок выпрыгивала, шубу с нее сдергивали, она бежала, пока не кричали «Снято!». Тут же из сугроба выскакивал человек, который помогал ей натянуть валенки на окоченевшие ноги и заворачивал в плед, дальше она бежала к другому человеку, который прятался с одеялом в соседнем сугробе, потом к третьему — и так актрису выводили к теплой машине с электрическим одеялом. В общем, Алиса молодец.

Ощущения от этого фильма, впрочем, как и от других фильмов Леши, у меня такие: он снимает все вживую, ничего не придумано, все та же грязь и мрак, но странное дело — натурализм есть, а на экране все равно какая-то фантастика. И ты не понимаешь — как это, что это такое. Это всегда чувствуется животом, мозгами этого не понять».


Анастасия Матиборская, ассистент режиссера по реквизиту: «Фильм снимался с февраля под Бежецком и в Шексне. Главный объект — Колокольня Счастья — находился в маленькой деревне Еськи. Там мы снимали магазин, который будто застыл в девяностых. Нужно было его экипировать. Мы сделали полиэтиленовые плакаты с китайскими женщинами, календари, расчески, какие-то мелочи, которые в сельских магазинах до сих пор встречаются. Бутылки-чебурашки и портвейн «777», например, до сих пор живы. Нам только цвет немного нужно было поменять и другие этикетки напечатать. А вот с крышкой-бескозыркой для водки мы помучились. Впрочем, самым сложным моментом оказались животные, а именно коровы. Нужно было сделать так, чтобы коровы пробежали по кадру так, как хотел Алексей Октябринович. Было -25, коровы в это время обычно мирно жуют сено в своих сараях, а их выгнали на снег, они его и не видели, считай, никогда. Коровы были крайне изумлены поначалу, а потом стали на радостях носиться по всей деревне, а мы за ними. Один бык пришел в бешеный восторг и стал играть с какой-то маленькой собачкой, никак не мог вернуться в кадр. Одиннадцать дублей, как сейчас помню, мы с ними сняли».


Александра Молотова, второй режиссер: «Съемки начались 25 февраля, и предыдущий фильм «Кочегар» тоже начали снимать 25 февраля, а еще 25 февраля — день рождения Алексея Октябриновича. Это мой первый проект с Балабановым. Было очень здорово, потому что человек сам придумывает историю, пишет сценарий, сам ее воплощает — то есть изначально знает, чего хочет. Бывает, что он что-то меняет в сценарии во время съемок, но это как раз нормально, укладывается в рамки уже придуманного сюжета — настоящий творческий процесс.

Финальную часть фильма, собственно Колокольню, мы снимали в Вологодской области. Она стоит прямо на озере, метрах в двухстах от берега — очень красиво. Нам нужно было снять сцену с применением телескопического крана, чтобы камера летала туда-сюда. Сцена утренняя, а зимнее утро необычайно короткое. Машина с краном не могла просто подъехать к Колокольне так, как нам было нужно, — она очень тяжелая и просто провалилась бы под лед. И художники сделали конструкцию из досок, которую нужно было перекладывать по ходу движения машины с краном. В течение нескольких часов, начиная часов с четырех утра, почти все мужчины, которые были в съемочной группе, толкали этот кран туда-сюда. Рискованное было дело, но все как-то получилось».


Александра Голубцова, специалист по организации питания на площадке : «Я работаю в кино сто лет. А с Лешей мы третью картину делаем. Леша — он такой один. Он своего рода Ленин. У него есть присказка: «Давайте, ребята, снимаем талантливо!». Он не любит снимать типовых актеров и тех, кто постоянно мелькает на экране. И он любит достоверность. Мы сейчас снимали на Васильевском, так в кадре у нас настоящие провизоры в аптеке, настоящие медсестры, которые по-настоящему делают укол, даже зонд по-настоящему ставят. А это же ужасная процедура. Я говорю: Леш, это же кошмар, зачем ты человека мучаешь? А он отвечает: «Саша, а зачем что-то придумывать, если можно сделать по-настоящему?»

«Давайте, ребята, снимаем талантливо!»

Я с ним обожаю работать, и он работает быстро — это тоже хорошо. А вот ест он мало — весь в работе. Но я знаю, что он любит, и стараюсь его баловать. Так вот, больше всего Балабанов любит борщ, сало, соленые огурцы, малиновое варенье, очень крепкий чай и очень холодный сок. Вообще, часто киношников кормят чудовищно, но есть и приятные исключения из правил. Не хочу хвастаться, но все знают: если я на площадке — значит, все будут сыты и довольны. Ни на одном фильме вы не увидите такого шатра, как у нас. Там стоят столы, накрытые красивыми клееночками, люди едят из нормальной посуды, а не с пластиковых тарелок. На завтрак у меня 12 сортов чая, я сама натираю к нему имбирь, кофе, сливки, какао, каша трех видов, яйца вкрутую и всмятку, бутерброды. И это так красиво и приятно, когда у тебя накрыт стол и все радостно бегут к тебе на завтрак или на обед. Глаза у них разбегаются, а я счастлива, что всем все по душе. Только ни в коем случае не пишите, что я буфетчица! За «буфетчицу» у меня все получают. В одного кинула даже ножом за это. Буфетчицы на вокзале с ободранными красными ногтями. И где они, а где я».

Последняя работа недавно умершего режиссера Алексея Балабанова.
Он говорил о том, что задумывал этот фильм как историю, над которой будут проливаться женские слёзы, но над ним плакали и мужчины.
Я, как плаксивый вообще-то человек, не проронила и слезинки. Мне показалось, этот фильм не для слез. Но он совершенно однозначно относится к числу интересных и оригинальных, и непростых. Которых хочется досмотреть.

О чем собственно фильм.
Сюжет чем-то сродни "Сталкеру": есть некая вымершая зона между Питером и Угличем в районе закрытой атомной станции, в центре которой стоит заброшенная "Колокольня счастья", откуда по слухам избранных людей забирают сразу на небо, в рай, в счастье. Вокруг зоны стоит кордон и всех честно предупреждают: вас могут и не забрать!
Не смотря на то, что момент "незабирания" - не смертельный (иначе бы наверно желающих попытать счастья было бы значительно меньше), обратно никто не возвращается.
С другой стороны - кто ж думает об этом "не заберут"?! выходит, что практически никто.

Я читала, что Балабанова много критиковали за "чернуху", но этот фильм совсем не таков. Я не люблю чернухи:) но его посмотрела с большим интересом. Может быть, это вопрос точки отсчета, что есть "чернуха" или что главное в фильме... не знаю.

В главных ролях фильма «Я тоже хочу» заняты непрофессиональные актеры (к примеру, лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша сыграл одну из главных ролей). Есть роль в фильме у младшего сына Алексея - Петра Балабанова. Интересно так же то, что сам Балабанов сыграл совсем небольшую роль режиссера в фильме, а так же свою смерть. Что в общем-то не удивительно: народу в фильме гибнет много-много.
В интервью через год после выхода "Я тоже хочу" Алексей говорил, что в следующей картине будет снимать только профессиональных актеров:)

Тем ни менее:
а) фильм - не ужастик на русский лад;
б) фильм ни разу не кровавый.

Но фильм конечно не про колокольню, а про то, как много людей, разных, хочет быть счастливыми. Но они готовы для этого - ехать куда-то. даже сделать невероятное, но не меняться, не сделать что-то вокруг себя. (Так я это поняла).
На ум приходит случай из одной книги, о православном священнике. Его знакомый говорил: "Ох, как я хочу удостоиться мученической кончины!" - А ему отвечали: "Что, легкого пути захотел? вжик и сразу в рай? Нет уж, ты поборись..."

Но это в общем-то дела сейчас не касается.

Небезынтересно так же небольшое продолжение истории колокольни, снятой в фильме.
Да и информации так же проходило много в новостных каналах. Алексей Балабанов умер 18 мая 2013 г, а на сорокой день после его гибели Колокольня счастья, ставшая к тому моменту уже знаменитой (ибо именно она была на постерах к фильму), обрушилась.

Кадры из фильма:









Колокольня, снятая в фильме "Я тоже хочу" - остатки Христо-Рождественской Запогостской церкви на берегу залива реки Шексны. (Запогостская - то есть за кладбищем; кладбище кстати было "разграблено" во времена советской власти, и один предприимчивый человек даже попробовал сложить себе дом на основании их памятников; не прокатило, что-то его мучило все время, и он соственноручно раскатал бревна, выковырил камни и свалил их в овраге).
Сам храм - времени постройки рубежа XVIII-XIX вв., но ранее примерно на том же месте была деревянная церковь.

Более раннее состояние церкви

Как увидел колокольню и храм Михаил Архипов в августе 2011 года (кругом все заросло!)

Виды церкви сверху



Об этом храме у сторожил и даже в краеведческом музее несколько историй.
Даже говорят, церковь сама выбрала место для себя, или тут уж Бог решил. Но дважды закладочные камни храма были уложены в другом месте. После первого раза пришедшие утром рабочие увидели - камни "стекли", подвинулись ближе к реке (видимо, раньше за храмом был более высокий холм, на нем и хотели ставить церковь). Но основание решило подвинуться ближе к реке (а река тогда была дальше). Тогда основание храма перенесли на прежнее место, а после второго таинственного ночного "передвижения" камней их уже не стали больше трогать. Построили на том месте.
Официальный год постройки Запогосткой церкви - 1802 г. в месте, где река Чуровка впадала в реку Шексну.
Сейчас эта местность сильно изменилась. Но до подъема уровня воды в реке Шексне был даже небольшой остров Монастырский Яз. В 15-ти верстах проходила дорога на Вологду и Петербург.

Еще сохранились рассказы о закрытии и поругании храма в начале 30-ых годов. Закрытие церквей дошло и до сей деревни, сначала решено было спилить кресты. Два креста были спилены, а на третий, самый большой у того человека сил не хватило, слез. Полез другой сельчанин - и по надписи узнал, что крест этот устанавливал его дед. Руки у него опустились, он тоже слез. И только с третьего раза удалось этот крест спилить, но человек, сделавший это, очень быстро погиб, утонул при купании. Так же погиб человек, рывший яму для колокола: грунт подался, и его засыпало землёй. Тело вытащили, но уже бездыханное.

В начале 60-ых годов при создании Волго-Балтийского водного пути многие территории пошли под затопление (всего перенесено 218 населенных пунктов и вырублено леса на площади 9 тыс. га.). Конечно, был разработан самый щадящий, самый оптимальный (и самый дешевый!) путь, и даже старались заботиться об окружающей среде.
"Удавалось избегнуть и вредного для природных условий Северо-Запада повышения влажности атмосферы от испарения с большой дополнительной водной поверхности. " или "По первоначальному проекту уровень грунтовых вод на водораздельной и без того сильно заболоченной равнине должен был повыситься на 5 м, а при новом варианте достигнуто было понижение уровня грунтовых вод на 4-5 м, что создало условия для осушения прилегающих территорий" -

Ожидаемо, что берега Шексны оказались сильно затоплены, уровень воды поднялся.
Как я узнала из Михаила Архипова: "Шексна - река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км. Берёт начало из Белого озера, впадает в Рыбинское водохранилище. В настоящее время в качестве реки сохранилась только на небольшом отрезке от посёлка Шексна до города Череповца, поскольку верхнее течение реки затоплено Шекснинским водохранилищем, а нижнее Рыбинским водохранилищем."
- По моим подсчетам по самому длинному пути (там есть одно место, где затопленные пути сокращают основное русло) это в районе чуть более 55 км, то, что осталось от Шексны. Таким образом сейчас она фактически уже никакой не приток Волги? или я что-то не так понимаю...
хорошие иллюстрации этого затопления можно так же найти в блоге Михаила (его фотографии из того же поста)
восход на р. Шексна

Берега с населенными пунктами



"Церковь Рождества Христова в Крохино, у начала Шексны в Белом озере, постройки 1780 года. Затоплена при создании Волго-Балтийского водного пути".

Это еще один пример затопленного храма. Однако, несмотря на из заброшенность и разрушение, я всё же думаю, храмам в таком положении везет больше простых домов: и строят их обычно на возвышении, да и просто постройки выше. Вода всё равно делает своё дело, но и возвышающие над водой маковки, потом остовы - они все равно говорят, говорят с нами, хоть мы и не всегда слышим. Они продолжают своё небольшое дело, тогда как простые деревянные домишки давно скрылись под водой. А что скрыто водой - уже не мозолит глаза.

Когда на р. Шексне в 2012 году проходили съемки фильма "Я тоже хочу" (2 недели в марте), колокольня давно уже наклонилась своим провалившимся куполом в сторону воды. Территория была расчищена местными жителями, стены (толщина которых 1,5 м (!), внутренних перегородок - 0,8 м) приведены в относительный порядок. Был поставлен крест, расчищен родник, который не один век бьет из под алтарной части церкви.

Не сомневаюсь, что она хранила гораздо больше тайн, чем знаем мы. Она долго держала оборону против этого мира.
Я прочитала, что сразу после закрытия храма в 30-ые годы XX столетия эти стены собирались разобрать на кирпич и построить то ли новый коровник, то ли что-то еще такое "в духе времени". Пришли рабочие, но при всем старании не смогли отбить ни одного целого кирпича. Крошился, ломался, сыпался пылью. Промучившись, занятие сие прекратили, оставив как "чужеродный" объект.
И Запогосткая церковь продолжала стоять долгие десятилетия, наверное, храня какую-то тайную надежду и напоминая.

Но теперь, исполнив свою последнюю роль, она обрушилась, наконец соединившись с водой.

P.S.
только одного не очень могу понять
Как в таких местах вообще можно купаться? - даже если, как говорят, в воде там слышатся стоны и пр, ну это из области потустороннего. Но есть ведь и простое, что меня бы сдержало: внизу, под водой - затопленные дома, вещи, чья-то жизнь...
мне кажется, это - страшно.

Роли, которые принесли несчастья своим создателям. Совпадения, предсказания, мистика?! Казаков Алексей Викторович

…И рухнула колокольня счастья

…И рухнула колокольня счастья

Чёрная аура гениального Алексея Балабанова стоила жизни ему и многим его коллегам

Осенью 2012 года режиссёр Алексей Балабанов («Брат», «Брат-2», «Груз-200», «Морфий», «Жмурки», «Кочегар», «Мне не больно» и др.) заканчивал работу над своей новой картиной «Я тоже хочу». Накануне премьеры он дал интервью журналу «Сеанс». Тогда многое из того, что сказал Алексей, могло показаться оригинальничаньем. Но теперь, после его скоропостижной смерти в мае 2013 года, его слова воспринимаются совсем иначе: «Мы просто увидели колокольню. Я вспомнил. Покосившуюся колокольню, которая стоит на острове. Так красиво. И собственно говоря, всё оттуда и родилось. Первый толчок – картинка, изображение. У меня всегда от изображения всё идёт. А там действительно очень красиво. У меня сейчас в компьютере даже заставка стоит вот с этой колокольней. Говорят, она в этом году упадёт».

О чём последний фильм этого талантливого, странного, нелюдимого, доброго и честного режиссёра, Алексея Балабанова? В фильме «Я тоже хочу» описывается путешествие пяти человек к мистической колокольне счастья, что стоит неподалёку от закрытой атомной энергостанции. Те, кого колокольня счастья «принимала», обретали вечное счастье. Кого же отвергала – умирали на её пороге. И вот разношёрстная компания: Музыкант, Бандит, его друг – алкоголик Матвей со стариком-отцом и подсевшая в машину по пути Проститутка – направилась за счастьем. По пути прикладываются к горлышку бутылки водки, запивая свой страх перед непонятным, неизвестным, таинственным. Накануне Бандит рассказал Музыканту за кружкой пива в бане о том месте, куда они направляются: «Там произошло какое-то сильнейшее электромагнитное излучение, и всё погибло. Территория там небольшая, но много лет уже зима – ядерная зима. Чудовищная радиация. А в центре колокольня, она людей забирает, но, говорят, не всех…»

И вот, наконец, минуя контрольно-пропускной пункт с автоматчиками, они въезжают в зону, причём попадают из лета в зиму. Надо полагать, в ядерную. «Оттуда ещё никто не возвращался», – предупреждают их люди в военной форме.

Когда искатели счастья греются ночью у магазина огнём и водкой, алкаш Матвей говорит: «Всё равно через год умирать».

У подножия полуразрушенной колокольни Бандит встречает странного человека со сломанной рукой и, похоже, сломанной душой. Он представляется: «Я – кинорежиссёр, член Европейской киноассоциации». (В этой роли Балабанов, по сути, играл самого себя.) Кинорежиссёр, сидя сгорбившись на снегу, рассказывает Бандиту историю о том, как после девятого класса средней школы он поехал в экспедицию рабочим искать в Челябинской области лечебные озёра и наткнулся в глухом лесу на чёрное озеро с лечебной грязью. «.Там была чудовищная концентрация соли. Я зашёл и быстро вышел. А было тепло. А у меня ноги напротив чёрного озера – в белых «ботинках». Тогда я понял, как я умру».

Через несколько мгновений после этого монолога герой Балабанова падает на снег бездыханным. Вот только отвергла ли его колокольня или, наоборот, забрала с собой? Вопрос остался открытым.

А менее чем через год после съёмки этого эпизода на пятьдесят пятом году жизни умер и сам Алексей Октябринович. Это случилось 18 мая 2013 года, когда он работал над очередным сценарием в санатории «Дюны» в Сестрорецке.

….Фрагмент интервью Балабанова столичной «Вечёрке» незадолго до смерти: «…Считаю, что после этой жизни мы ещё куда-нибудь попадём. <…> Не знаю, скучно в раю или нет. Я папу хочу увидеть…»

Балабановские артисты знали о стремлении режиссёра то и дело заглянуть «в бездну». Приносили на съёмочную площадку кто иконки, кто талисманы. Не всех они защитили. Несколько актёров из фильмов Алексея Балабанова трагически ушли из жизни. Сыгравший маньяка в «Грузе-200» Алексей Полуян умер от алкоголизма. Жизнь Юрия Степанова унесла ночная автокатастрофа на пассажирском сиденье случайного автомобиля. В ДТП погибла двадцатисемилетняя Туйара Свинобоева, снимавшаяся в главной роли в фильме «Река» (после того как актриса разбилась, съёмки были прекращены, а в 2002 году отснятый материал был смонтирован и выпущен как короткометражный фильм). Умер Михаил Скрябин, сыгравший главную роль в фильме «Кочегар». До сих пор неясна причина смерти Андрея Панина. И самым тяжёлым ударом для режиссёра стала гибель в Кармадонском ущелье его не просто актёра, но и близкого друга Сергея Бодрова-младшего (об этом рассказано в отдельной главе этой книги).

«Я убил в фильмах слишком много людей. У меня нет ни единой картины без убийств. Это не очень-то помогает достичь счастья», – признавался Алексей Балабанов в 2012 году в интервью РИА «Новости».

Балабанов знал, что работает над своим последним фильмом, он говорил об этом друзьям, коллегам, прессе. Говорил спокойно, немного иронично. Можно сказать, что он снял репетицию своей смерти в своём последнем фильме «Я тоже хочу».

Через сорок дней после его ухода из жизни рухнула колокольня счастья, роль которой сыграла в фильме двухсотлетняя колокольня Запогостской церкви в Шекснинском районе Вологодской области. И это Балабанов тоже предвидел и предсказал. Но не счёл возможным и нужным вставить в сценарий её крах. В фильме колокольня будет возвышаться всегда.

Из книги Сезанн автора Перрюшо Анри

II. Колокольня Гарданны Над тем, кто избран мной, сильнее власти нет. Чем взор мой, строгий взор, в чьем зеркале бесстрастном При свете Вечности все кажется прекрасным. Бодлер, «Красота» Весна 1885. В Жа де Буффане есть служанка. Ее зовут Фанни.Здоровая, грубоватая девушка с

Из книги Кэте Кольвиц автора Пророкова Софья Александровна

Предчувствие счастья Мюнхен гораздо меньше, уютнее, чем необъятный серый Берлин. Тихие воды Изара степенно плывут из густых лесов. Вокруг высокие горы. У подножия величественных склонов бушевал и клокотал художественный Мюнхен. Сюда стекались учиться искусству

Из книги Моя веселая Англия [сборник] автора Гончарова Марианна Борисовна

«Птица счастья» В молодежном центре в Ковентри всех гостей пригласили на вечер отдыха. В приглашении было написано: принесите с собой bottle-or-two. То есть бутылку или две.Ну, мои пришли. В костюмах. На молодежный вечер. Принесли с собой каждый по два литра. Ну, бутылки такие с

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь восьмая: Инородное тело автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Рухнула «главная пальма» Пословица «Всяк своего счастья кузнец» относится только к свободным людям; невольники же зависят от многих, и притом абсолютно от них не зависящих, обстоятельств. Каковы бы ни были для Веры Ивановны последствия сделанного ею выбора, карьера ее

Из книги Айни автора Акобиров Юсуф

Вершина счастья Апрель 1953 года. Вся Страна Советов поздравляла 75-летнего поэта, писателя, президента Академии наук Таджикской ССР Садриддина Айни, лауреата Государственной премии с днем рождения.Президиум Верховного Совета СССР указом от 27 апреля 1953 года за выдающиеся

Из книги Фридрих II Гогенштауфен автора Вис Эрнст В.

На крыльях счастья Расстояние в пятьсот километров между Мессиной и Римом можно было бы преодолеть по морю за несколько дней. Но в Тирренском море курсировал пизанский флот с приказом императора Оттона IV схватить молодого Фридриха. Искали убежища и нашли его в Гаете, где

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Ожидание счастья 1. 1947 год В этом году Алексея Ивановича приняли в Союз писателей СССР, чем полностью «узаконилось» его сомнительный статус поэта-песенника. В те годы в союзе писателей была секция поэтов-песенников. Но, когда его так называли, Фатьянов обижался. Он не

Из книги Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной автора Абашидзе Григол

ГРЕМСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ Всему дана двойная честь быть тем и тем: предмет бывает тем, что он в самом деле есть, и тем, что он напоминает. Я представлял себе корабль всегда, когда смотрел на Греми . Каким небесным якорям дано держать его на гребне? Я знал - нет смерти на

Из книги В боях за Карпаты автора Венков Борис Степанович

ВО ИМЯ СЧАСТЬЯ ЛЮДЕЙ Н. В. ЛЯПИН, бывший член Военного совета 18-й армии, генерал-майор в отставке1944 год. Это был год великих побед и больших надежд. Советские войска победоносно продвигались на запад и вышли к государствен­ной границе СССР. С тяжелыми кровопролитными боями

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Как рухнула монархия 23 февраля 1917 г. произошла, как тогда говорили, «Великая бескровная» революция. А 27 февраля 1917 г., когда весь Петроград фактически был уже в руках восставших, в один и тот же день были созданы совместно Совет рабочих и солдатских депутатов и Временный

Из книги Такеши Китано. Автобиография автора Китано Такеши

Как рухнула монархия Таким образом, 23 февраля 1917 г. произошла, как тогда говорили, «Великая бескровная» революция. А 27 февраля 1917 г., когда весь Петроград фактически был уже в руках восставших, в один и тот же день были созданы совместно Совет рабочих и солдатских

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

1. В поисках счастья Токио. Весна 2005 года. В двух шагах от башни в авангардном стиле, где разместилась студия TBS седьмого канала телевидения Японии, из глубины улицы показался силуэт коренастого мужчины, ростом примерно метр шестьдесят сантиметров. Он очень спешит. Однако

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Колокольня в Калязине Рука над водою. Рука без ладони. Рука колокольни над волжской волною. Как будто утопленник руку вздевает Из тёмной волны колокольня немая. А небо соткало жемчужную скатерть. Стоит колокольня в медвяном закате. Стоит колокольня, воздетая

Из книги Разрозненные страницы автора Зеленая Рина Васильевна

Не было бы счастья Майрон Шоулз (Myron Scholes) родился 1 июля 1941 года в канадском городе Тимминс, куда его родители переехали во время Великой депрессии. Отец Майрона был практикующим стоматологом, а мать открыла в городе небольшой книжный магазин. В 1951 году семья переселилась в

Из книги автора

Колокольня Уж не знаю, почему я решила рассказать про этот день. Ничего не случилось, ничего не произошло. Зима кончалась, был уж март, но снег продолжал временами падать большими красивыми хлопьями, как в Большом театре в «Пиковой даме». Когда позвонили по телефону и

На 69 Венецианском фестивале «Я тоже хочу!» вызвал разноречивые оценки критиков, но поклонниками режиссёра оценён был по высшей шкале. Сюжет фантастический - четверо характерных персонажей на большом чёрном джипе едут из Петербурга в сторону Углича в поисках колокольни счастья, о которой бандит Саня поведал Музыканту и своему другу алкоголику Матвею. Всем захотелось счастья, и они отправились в путь, Матвей взял ещё и отца. По дороге к ним примкнула молодая особа, выпускница философского факультета, приторговывающая «туловищем» из-за нужды. Компания едет в надежде, зная про жёсткое условие - колокольня, расположенная в зоне радиации, там, где вечная зима, «забирает» лишь самых достойных. Собственно, и доходит до неё далеко не каждый. Это, считай, как попасть в рай. Фильм-притча сразу берёт зрителя в полон.

Алексея Балабанова, мастера эпатажа и нарушителя всяческих табу в кинематографе, называют «главным отечественным режиссёром современности». Его фильмы - «Брат» и «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Река», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар» - известны всем любителям кино. Ощущения от работы с мастером на площадке его коллеги выражают так: «Он снимает всё вживую, ничего не придумано, всё та же грязь и мрак, но странное дело - натурализм есть, а на экране всё равно какая-то фантастика. И ты не понимаешь - как это, что это такое. Это всегда чувствуется животом - мозгами этого не понять».

Продюсер компании СТВ Сергей Сельянов подтвердил, что определить жанр новой картины действительно трудно: «Назвать его мистическим не очень правильно, роуд-муви - сложно, притчей - скучно». Проведя параллели с «Островом» Павла Лунгина, он отметил, что этот проект совершенно другой: «Это живая история про главное, что есть в человеке, про его потаённое желание счастья для решения своей жизни в каком-то высшем и позитивном ключе». По предварительной оценке продюсера, фильм должен был стать «самым оптимистичным» фильмом режиссёра. И чуткий зритель прочувствует этот заряд сквозь мрак картины и ту неизбежность, которая предопределена каждому.

Съёмки картины проходили в Бежецком районе Тверской области, а также на Вологодчине. По рассказам членов съёмочной группы, снимали в пустынных местах, где нет дорог и стоят заброшенные дома. До революции это были крупные купеческие центры. Заброшены там и церкви - с роскошными фресками, написанными итальянскими мастерами. В них гуляет лишь ветер.

Сценарий, как обычно, написан самим режиссёром, снял фильм оператор Александр Симонов, работающий с Балабановым на протяжении последних пяти лет. В главных ролях снялись непрофессиональные актёры Юрий Матвеев и Александр Мосин, ранее снимавшиеся в «Кочегаре» и «Морфии», рок-музыкант из группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, будущий режиссёр Алиса Шитикова.

На съёмках фильма «Я тоже хочу!» .

Алексей Октябринович, вы сказали, что показывали в фильме реальную историю, и в то же время картину считают мистической. Насколько всё это сочетаемо?

Я мистическим этот фильм никогда не называл, так назвали его критики, а я сказал, что придумал жанр фантастического реализма. Здесь всё настоящее от начала до конца, но история фантастическая, так что - да, я свёл вместе несочетаемые вещи.

Расскажите, что стало импульсом для Вашего фильма, Вы сначала придумали эту историю или увидели удивительную колокольню счастья? Расскажите об этом месте, о людях, живущих в окрестностях.

Людей там нет - это раз. Второе - сначала мы увидели колокольню, потом я придумал историю - с Сашей Симоновым, оператором. И, собственно говоря, всё.

В этом году на пресс-конференции «Кинотавра» прозвучало, что Урал, - а Вы родом из Екатеринбурга, - совершенно мистическая зона, которая и художников порождает необычных. Вы согласны, что в этом смысле Урал, как и Тверская область, где снимался фильм, тоже связан с колокольней счастья?

Видимо, связан. То же самое могу сказать о Сибири и Дальнем Востоке. Вообще за Уральскими горами - там всё другое, это уже не европейская часть России.

- В Вашей картине звучит много музыки, кто её автор?

- Мой друг Лёня Фёдоров, знаю его давно. Вообще музыка в моих фильмах - очень важная вещь, в каждом фильме использую музыку разных музыкантов. Вот здесь только Лёня Фёдоров, это группа «АукцЫон».

- У песен оригинальные тексты. Почему в титрах, спрашивают иностранцы, не было дано перевода?

Песни не имели никакого отношения к фильму, поэтому и не переводились, это принципиальный момент. Вот эмоции они передают. А если бы переводились слова песен, зрители бы просто читали буквы и не следили за изображением.

- Почему Вы так любите работать с непрофессиональными актёрами? В этом фильме у Вас ни одного профессионала.

Считаю, когда человек предстаёт на экране самим собой - это всегда интересно. Потому что когда он претендует на то, чтобы изобразить кого-то - он именно играет роль, а когда он играет себя - он таков, каков есть в реальности. А именно реальность я и хотел показать в своем фильме.

- А как Вы нашли их?

Всех их я хорошо знал, с некоторыми работал раньше. Впервые работали только с Олегом Гаркушей. Он профессиональный музыкант, музыканта играет и в моём фильме.

- Расскажите, в какой степени литература влияла на Ваше творчество?

На эту картину никак не влияла, это абсолютно оригинальный сценарий. А раньше я снимал много экранизаций - и Беккет, и Кафка, и Булгаков.

- Как Вам работалось с продюсером на картине?

Алексей Балабанов, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Сельянов .

Сергей Сельянов - мой друг, мы вместе учились, поэтому он мне очень помогает. Он привел меня в большое кино - по образованию я сценарист документального кино, снимал любительские фильмы. Сельянов показал их Герману, Герман меня с ними запустил, и я сразу поехал в Канны с фильмом «Счастливые дни».

Вас не волнует, что по вашим фильмам может создаться негативный образ России в мире? На пресс-конференции уже спрашивали - почему в России так много пьют. Спросят, наверное, и о том, почему у нас так много стреляют.

А давайте спросим, почему так много стреляют в Америке. Вот Брэд Питт в новом фильме будет играть киллера. В американских боевиках народа убивают в два раза больше, чем в русских фильмах, это вопросы глупые. А пьют в Америке, - я там какое-то время прожил, - не меньше, чем в России, так что это предвзятое мнение. Россия - самая большая страна в мире, и она очень и очень разная. Санкт-Петербург построен европейскими, в основном, итальянскими архитекторами, а Иркутск и Норильск, например, русскими.

К вопросу о стрельбе. В Ваших картинах часто появляются бандиты, вот и Саню (Александр Мосин) в картине величают «бандитом». Откуда эти люди появились в России?

Это люди, которые служили в армии в Афганистане, а вернувшись оттуда, как герой Сергея Бодрова в фильме «Брат», больше ничего делать не умеют, кроме того, как стрелять. Теперь они бросили это дело, многие стали банкирами.

В молодости и я был бандитом - в городе Свердловске, через всё прошёл. Я и музыкантом был, у меня своя группа была, и алкоголиком, и на драки с хулиганами ходил, у меня два зуба выбито, то есть у меня яркая молодость была. А потом поступил в институт и стал другим человеком.

- Бандит Саня в Вашем фильме ходит в церковь. Могли бы это прокомментировать?

Я хожу в церковь, и знаю, что большинство бандитов, которые убивали людей, тоже ходят в церковь, причащаются. А мои фильмы про убийц и убийства очень нравятся священникам. Они - мои друзья, а отец Рафаил на своих проповедях в Великом Устюге читал прихожанам сценарий картины «Я тоже хочу!». Он - бывший московский художник Сергей Симаков, участвовал в уличных выставках шестидесятников.

- Согласны ли Вы с тем, что в России идёт возрождение церкви?

Возрождение, действительно, происходит, потому что восстанавливаются и реставрируются церкви, строятся новые, и мне всё это кажется правильным. Восстанавливаются монастыри, и очень многие люди уходят в церковь. Светские люди становятся священниками, считаю, что это и есть возрождение. То есть процесс разрушения церкви остановлен.

- Что больше всего волнует Вас в общественной жизни России?

Ничего не волнует. Политикой не интересуюсь, газеты читать мне неинтересно. Я хожу в церковь, молюсь Господу. Люди есть люди, а Бог есть Бог.

- В фильме Вы играете режиссёра, которого «не взяла» колокольня, и он умирает. Как Вы решились на это?

Да, меня «не взяли», наверное, потому, что в своих фильмах я поубивал кучу народа, так что я отчасти тоже убийца. А что касается того, умереть - не умереть, разве в этом вопрос? И вы умрёте, и я умру. Все умрём, вопрос лишь в том, как и когда. А здесь кино, я играю сам себя - режиссёра, члена Европейской киноакадемии. Вот взял и умер, а мог умереть и на съёмках картины, мог позже или раньше. Много моих друзей - ровесников умерло много лет назад: кто-то раком заболел, кто-то ещё чем. В общем, их не стало.

- Если бы Вас спросили, каких людей «забрала» колокольня, что бы Вы ответили?

Это порядочные люди и те, которые страдали.

- Есть ли у Вас своя формула счастья?

У каждого своя формула счастья. Я счастливый человек. У меня семья, жена, двое детей. Я живу, я работаю.