Высказывание гончарова о штатском в любви. Особенности творческой манеры И. А. Гончарова. Когда снятся вещие сны

Жадному и могила узка.
Абх.

Жадность заключается в желании иметь более, чем необходимо.
Аврелий Августин

Жадному всего не хватает, умному всего достаточно.
Ант.

Жажда золота, власти и наслаждений плодит людей кровожадных.
П. Буаст

Сердце алчного - это океан, жаждущий дождя.
П. Буаст

Цифры хорошо запоминают не умные, а жадные.
А. Вампилов

Эпикур говорил: если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.
К. Гельвеций

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.
Демокрит

Стяжатели работают как пчелы, как будто им предстоит жить всегда.
Демокрит

Жадность губит людей и пороки плодит,
Всяк богатство умножить свое норовит,
Забывая, что в жизни он просто песчинка:
Смерть подует, и прахом он будет покрыт.
А. Джами

Жадность подталкивает на подлость.
Казах.

Жаба мечтает полакомиться лебедем.
Кит.

Корысть говорит на всех языках и играет любые роли, в том числе и роль бескорыстия.
Ф. Ларошфуко

Наша жадность… заставляет нас преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное.
Ф. Ларошфуко

Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность.
М. Монтень

Когда добродетель исчезает, честолюбие захватывает всех способных к нему, а жадность - всех без исключения… Раньше имущество частных лиц составляло общественное достояние, а теперь общественная казна становится достоянием частных лиц. Республика падает, и ее сила есть власть нескольких граждан и своеволие всех.
Ш. Монтескье

Корысть - словно пыль, которую лукавый пускает человеку в глаза для того, чтоб он не знал ни справедливости, ни долга, ни чести, ни дружбы.
А. Оксеншерна

Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих.
У. Олстон

Жадный беден всегда.
Ф. Петрарка

Корысть ненасытна.
Питтак

Жадного деньги возбуждают, а не насыщают.
Публилий Сир

У скупого никогда дело не станет за причиной отказа.
Публилий Сир

Жадность - покою лютый враг.
Рус.

Один скряга прятал все свои богатства и ничего не тратил на семью. Но однажды его сын обнаружил тайник. Он выкопал все золото и положил большой камень на его место. А деньги он прокутил. Вскоре отец обнаружил потерю и предался скорби, но сын попытался приободрить его, сказав: «Золото хорошо для трат, а для припрятывания камень ничуть не хуже».
М. Саади

Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства - любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте.
Саллюстий

Жадность и счастье никогда не встречались друг с другом; неудивительно, что они незнакомы.
Б. Франклин

Мы хотим всем завладеть, как будто у нас есть время всем обладать.
Фридрих II

Жажда обладания неизбежно ведет к нескончаемой классовой войне… Поскольку все хотят иметь больше, неизбежно образование классов, неизбежна классовая борьба, а в глобальном масштабе - война между народами. Алчность и мир исключают друг друга.
Э. Фромм

Если скряга денег своих не тратит, он нисколько других не богаче; лишь по горю его, когда деньги исчезнут, понимаешь, кто был их владельцем.
«Хитопадеша»

Жадность омрачает разум, жадность порождает страсть, а одержимый страстью бедствует и здесь, и в другом мире.
«Хитопадеша»

Если у человека появится хотя бы одна корыстная мысль, его твердость обернется малодушием, его знание - безрассудством, а чистота - порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоянием. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром.
Хун Цзычэн

Скряги, даже если они богаты, думают, что им не хватает. Им не понять, отчего бессребреники хоть и бедны, а всего имеют в избытке. Люди честолюбивые трудятся, а удовлетворения не получают. Им не понять, отчего люди, не хвастающие способностями, праздны и живут в свое удовольствие.
Хун Цзычэн

Тот, кто много накопил, многого лишится.
Хун Цзычэн

Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход.
Цицерон

Жадность - корень всех зол.
Д. Чосер

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Статусы про жадность к деньгам

Самые лучшие статусы про жадность к деньгам

Мы просто должны быть вместе. Я и деньги. И, как можно, скорее!)))

Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой. Скупец не владеет своими богатствами, скорее можно сказать, что его богатства им владеют. Ф. Бэкон

Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются. М. Горький

Гнусное и бессмысленное занятие - без конца заниматься своими деньгами, находя удовольствие в их перебирании, взвешивании и пересчитывании! Вот, поистине, путь, которым в нас тихой сапой вползает жадность. Монтень

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только умерь свою жадность. Гельвеций

Жадность к деньгам, если она ненасытна, гораздо тягостнее нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают. Демокрит

Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке. Генри Форд

Правило любого парка аттракционов – дети до 12 могут находиться на территории только в сопровождении... денег.

Расточительность носит сама в себе предел. Она оканчивается с последним рублем и с последним кредитом. Скупость бесконечна и всегда при начале своего поприща; после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.

ЖАДНОСТЬ... Встречаются два школьных товарища. Один поднялся, все у него хорошо, а другой еле концы с концами сводит. Тот, что разбогател и говорит: -Приходи ко мне работать, помогу, чем смогу. -Да я и делать-то ничего не умею, - отвечает неудачник. -Не волнуйся, придумаем что-нибудь. Ну, приходит тот к нему в офис, друг показывает ему кабинет – там стол, кресло, телефон и две кнопки – одна белая, а другая красная. -Вот, говорит, я буду тебе звонить и говорить, на какую кнопку нажать, ты будешь нажимать, вот и вся работа. Проходит месяц, встречаются они, работодатель и говорит: -Заработали мы десять штук, давай делить – тебе две и мне две. Друг доволен, проходит так три месяца, он сам приоделся, жену одел, ремонт сделал, а потом вдруг захандрил, бриться перестал, пить начал. Жена у него и спрашивает, что случилось-то? Он помолчал, а потом и говорит: -Понимаешь в чем дело, кнопки нажимаю я один, а деньги-то пополам...

От составителя……………………………………………………………………………2

Основные даты жизни и творчества…………………………………………5

Материалы к биографии……………………………………………………………8

И.А. Гончаров в высказываниях современников

и критиков………………………………………………………………………………..9

Литература о жизни и творчестве

И.А. Гончарова………………………………………………………………………..14

«Обломов»……………………………………………………………………..17

«Обрыв»………………………………………………………………………….22

«Обыкновенная история»………………………………………………23

«Фрегат «Паллада»…………………………………………………………23

Другие произведения…………………………………………………….24

Учителю литературы………………………………………………………………….25

Другая литература……………………………………………………………………..26

Афоризмы и цитаты из произведений

И.А. Гончарова…………………………………………………………………………30

Сетевые ресурсы………………………………………………………………………..33

Образы в искусстве, созданные И.А. Гончаровым……………………37

И.А. Гончаров о творчестве и искусстве……………………………………40

Указатель произведений И.А. Гончарова………………………………….42

Именной указатель…………………………………………………………………….44

От составителя

Русская литература XIX столетия настолько богата выдающимися талантами, что на фоне Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского некоторым литературоведам Иван Александрович Гончаров представлялся фигурой второстепенной. В действительности это писатель неповторимый и самобытный, а его достижения в области русской прозы позволяют числить его в первом ряду русских классиков. Для этого достаточно было бы одного романа «Обломов», представившего миру классический тип русского национального характера. Но значительной художественной силой обладают также романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». Каждый из них становился событием при своём появлении; все они читаются до сих пор. А это основной признак классического произведения – неувядаемая жизнестойкость. Творчество И.А. Гончарова представляет собой одну из вершин русского реалистического романа.

Гончаров, вкусивший громкой литературной славы, претерпевший множество несправедливых упрёков по поводу своих сочинений, достигший высоких чинов, прожил жизнь одинокую и не столь уж богатую внешними событиями. В жизни Гончаров, этот великий труженик, не был копией своего любимого героя, Ильи Ильича Обломова. И даже тот факт, что Гончаровым за его долгую жизнь написано не так много, говорит лишь о том, с какой необычайной тщательностью, буквально десятилетиями, он работал над каждым своим произведением. Нельзя забывать и о том, как много нравственных и физических сил отнимала у него государственная служба, в том числе многолетняя работа цензором.

Иван Александрович Гончаров считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он даёт художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Интерес к творчеству Гончарова, то возрастая, то чуть угасая, никогда не прекращался. Гончаров был и остаётся одним из величайших русских писателей. Читать Гончарова – истинное наслаждение, он современен в самом высоком смысле этого слова.

В 2012 году в России широко отмечается 200-летие со дня рождения И.А. Гончарова. Издан Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова» (2007 г., № 436) и одноимённое распоряжение Правительства Российской Федерации (2007 г., № 454-р). Союзом писателей России и правительством Ульяновской области учреждена премия, посвящённая 200-летнему юбилею И. А. Гончарова. Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН готовит к выпуску полное собрание сочинений писателя в 20-ти томах, - впервые литературное наследие Гончарова будет издано полностью. Состоится большая гончаровская конференция, будут изданы труды литературоведов разных стран по творчеству Гончарова, а также энциклопедия «Обломов».

Настоящий указатель содержит библиографическую информацию о жизни и литературном творчестве И.А. Гончарова, а также сведения фактографического характера о писателе: хронику жизни и творчества, цитаты из произведений, высказывания писателя и его современников, краткие сведения об отражении творчества писателя в искусстве и другие.

Пособие включает как печатные издания, так и электронные материалы, в том числе внешние источники информации (ресурсы Интернет). Указатель составлен на основе фонда Центральной городской библиотеки г. Нягани, а также включает перечень изданий и публикаций, которых нет в нашей библиотеке. Надеемся, что подобная библиографическая информация окажется полезной тем, кто занимается углублённым изучением творчества И.А. Гончарова.

Нумерация библиографических записей в пособии сквозная. Библиографические записи в пределах каждого раздела расположены по алфавиту в следующем порядке: 1) отдельные издания и составные части отдельных изданий, 2) статьи из периодических изданий. Сборники раскрыты по содержанию с целью облегчения пользования указателем.

Библиографическое описание источников приведено в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Указатель существует как в печатном виде, так и в электронном – на сайте библиотеки. Предназначен для учащихся старших классов и абитуриентов, студентов гуманитарных ВУЗов, библиотекарей, любителей русской классической литературы. Раздел «Учителю литературы» адресован преподавателям литературы для подготовки к урокам по творчеству Гончарова. Пособие снабжено справочно-вспомогательным аппаратом, в том числе: 1) указатель произведений И.А. Гончарова; 2) именной указатель (содержит информацию о лицах, участвовавших в создании включённых в указатель документов).

Основные даты жизни и творчества

1812. 6(18) июня. В семье симбирского купца Александра Ивановича Гончарова и его жены Авдотьи Матвеевны родился сын Иван.

1819. Смерть отца. Воспитанием семилетнего Вани занялся его крёстный Николай Николаевич Трегубов, дворянин, бывший морской офицер.

1820-1822. Пребывание в частном заволжском пансионе священника Ф. С. Троицкого, расположенном в селе Репьевка в имении княгини Хованской.

1822. Определён в Московское коммерческое училище в число полных пансионеров.

1830. Завершает обучение, без окончания курса, по прошению матери.

1830, август. Указ симбирского городского магистрата об увольнении Ивана Гончарова из купеческого звания, дающий право поступления в университет.

1831. Держит приёмные экзамены в Московский университет. Приёмной комиссией признан способным к слушанию профессорских лекций на словесном отделении.

1831 -1834. Обучение на словесном отделении Московского университета.

1832. Публикация в журнале «Телескоп» перевода двух глав из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (первый литературный опыт).

1834. Получает свидетельство об окончании словесного отделения Московского университета.

Осень 1834- апрель 1835. Служба в канцелярии симбирского губернатора А.М. Загряжского.

1835, май. Приезд в Петербург, служба в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика.

1838. В рукописном журнале литературно-художественного кружка Майковых «Подснежник» помещена повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839. В рукописном альманахе кружка Майковых «Лунные ночи» помещена повесть Гончарова «Счастливая ошибка».

1840. За «отлично-усердную службу» произведён в титулярные советники.

1842. Написан очерк «Иван Савич Поджабрин», опубликованный в журнале «Современник» в 1848 году.

1844. Задуман роман «Обыкновенная история».

1850. Произведён за выслугу лет в коллежские асессоры.

Осень 1852-лето 1854. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в должности секретаря адмирала Е.В. Путятина.

1855. Произведён в статские советники за особые заслуги. Определён на должность цензора Петербургского цензурного комитета.

1856. Выходит издание путевых очерков «Фрегат «Паллада». Закончен роман «Обломов». Определён преподавателем русского языка и словесности наследника Николая Александровича.

1859. В журнале «Отечественные записки» опубликован роман «Обломов».

1860. Избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению языка и словесности.

1862. Определён на службу в Министерство внутренних дел на должность главного редактора правительственной газеты «Северная почта».

1863. Пожалован в действительные статские советники, назначен членом Совета по делам книгопечатания.

1867. За «отлично-усердную службу» пожалован орденом Св. Владимира третьей степени. Выходит в отставку по причине расстроенного здоровья.

1869. В журнале «Вестник Европы» опубликован роман «Обрыв».

1870. Вышло из печати отдельное издание романа «Обрыв».

1872. В журнале «Вестник Европы» опубликован критический этюд «Мильон терзаний».

1876. Избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

1883. Вышло из печати полное собрание сочинений в 8 томах.

1891 . 15(27) сентября. Смерть И.А. Гончарова. Похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Материалы к биографии

    Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Сычёв С. В. Русская литература с древнейших времён до середины XIX века. – М., 2007. – С. 139-145. - (Современная школьная энциклопедия).

    Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров: кн. для учащихся ст. кл. / В. А. Котельников. – М. : Просвещение, 1993. – 191 с. – (Биография писателя).

    Лощиц Ю. М. Гончаров / Ю. М. Лощиц. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 367 с. - (Жизнь замечательных людей).

…………………………………

    Белокурова С. Иван Александрович Гончаров // Литература. – 2007. - № 22. - С. 20-24.

    Ермолаева Н. Л. И. А. Гончаров для юного читателя // Лит. в шк. – 2007. – № 9. – С. 16-19.

    Сухих И. Русская литература. XIX век. Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) // Звезда. – 2006. - № 5. – С. 223-230.

И. А. Гончаров в высказываниях

современников и критиков

    Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее

(Л.Н. Толстой об «Обломове»)

    Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный у настоящей публики

(Л.Н. Толстой)

    Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова

(И.С. Тургенев)

    Из всех нынешних писателей он один, только он один приближается к идеалу чистого искусства, тогда как все другие отошли от него на неизмеримое пространство… Талант его не первостепенный, но сильный, замечательный…

(В.Г. Белинский)

    В нем, как в магическом зеркале, отражаются и по воле его останавливаются, застывают, отливаются в твёрдые недвижные формы – все явления жизни, во всякую данную минуту. Он может, кажется, остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неуловимый миг её, чтобы мы вечно на него смотрели, поучаясь или наслаждаясь

(Н.А. Добролюбов)

    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова

(Н.А. Добролюбов)

    Полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчётливость эпического повествования, вот отличительные признаки таланта автора

(Д.И. Писарев)

    …читатель находит ряд картин, набросанных смелою кистью, поражающих своею свежестью, законченностью и оригинальностью. В этих картинах воспроизведена природа в самых разнообразных своих видоизменениях, в них схвачены разнородные типы, представители различных национальностей; тонкая наблюдательность автора успела выбрать характеристические черты; творческий талант его соединил эти черты в одно целое, создал из них стройные живые образы

(Д.И. Писарев о «Фрегате «Паллада»)

    В писателе, подарившем нашей словесности «Обыкновенную историю» и «Обломова», мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников, - с таким суждением, без сомнения, согласится всякий человек, умеющий с толком читать по-русски

(А.В. Дружинин)

    Автор «Обломова» вместе с другими первоклассными представителями родного искусства – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией; по своей наблюдательности и манере творчества, он достоин быть представителем самой натуральной школы…

(А.В. Дружинин)

    …над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз, - о её жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением

(А.В. Дружинин)

    Имя Гончарова цитируется на каждом шагу, как одно из четырёх-пяти классических имён, вместе с массой отрывков оно перешло в хрестоматии и учебники; указания на литературный такт и вкус Гончарова, на целомудрие его музы, на его стиль и язык сделались общими местами. Гончаров дал нам бессмертный образ Обломова

(И. Анненский)

    Большой художественный талант Гончарова – это своего рода Венера Милосская: его красота чувствуется, его сила не подлежит сомнению, но анализу и определению он поддаётся с большим трудом. Это талант по преимуществу изобразительный, пластический, живописующий и объективный

(М. Протопопов)

    Много тонкого анализа сердца. Прекрасный язык. Превосходно понятый и обрисованный характер женщины с её любовью… вообще в этом произведении, кроме неоспоримого таланта, поэтического одушевления, много ума и тщательной, умной обработки

(профессор А.В. Никитенко об «Обломове»)

    …я плакал над некоторыми страницами, восхищался этим чудным, точно из мрамора вырубленным языком и горделиво вспоминал, что имею честь пользоваться Вашею дружбою. Но только теперь я более ценю и понимаю глубину Ваших образов и тот нравственный свет, который от них разливается

(А.Ф. Кони, из письма Гончарову)

    Осененный поэзией тихой мечтательности, выступает перед нами образ писателя, который тонко любил жизнь, любил её всю, во всех её мелочах и материальных подробностях, но и грустил над нею и тосковал неудовлетворимой тоскою избранников. Был он поэт, но только слишком искусно выдавал себя за прозаика

(Ю. Айхенвальд)

    Гончаров – пожалуй, самый «спокойный» из гениев русской литературы. Гений в России – фигура мятущаяся, мятежная. Проза Гончарова похожа на Волгу в её срединном течении, как раз под Симбирском, где он родился; ровное зеркало воды, уходящие к горизонту рукава и затоны. …Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти, ни социальных твердынь. Его идеал – норма

(И. Золотусский)

    Перечитывая страницы великого романа, удивляешься не только кроткой, «голубиной» душе Обломова, но и его уму, его проницательности, его почти вещему предвидению того, что грозит России

(И. Золотусский)

    …истинно гармонический и спокойный художник, творец живых человеческих душ – один только Гончаров. Он берёт характеры людей целиком, как живые продукты истории, природы, времени, обществ. Никто так не заставляет жить своих героев на страницах книги отдельной, собственной жизнью

(Д.С. Мережковский)

    И такого поэта наши литературные судьи считали отживающим типом эстетика, точным, но неглубоким бытописателем помещичьих нравов! Но когда от реалистической критики, от столь прославленных ею бытовых комедий и романов не останется ни следа, произведения Гончарова, мало понятные в наш век художественного материализма, возродятся в полной, идеальной красоте. Он один из величайших в современной литературе творцов человеческих душ, художников-символистов

(Д.С. Мережковский)

    Прекрасная статья, отличающаяся живостью и красотой изложения, свежестью содержания и той художнической описательностью г. Гончарова, не выставляя ничего слишком резко, но в целом передавая предмет со всею верностью, мягкостью и разнообразием тонов

(Н.А. Некрасов о «Фрегате «Паллада»)

    Отличительная особенность Гончарова – это сила художественного обобщения, благодаря которой он мог создать такой всероссийский тип, как Обломов, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей. В сравнении с Обломовым и Фамусовы и Молчалины, Онегины и Печорины, Маниловы и Собакевичи, не говоря уже о героях Островского, все имеют лишь специальное значение

(В.С. Соловьёв)

    Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою

(М.М. Пришвин)

Литература о жизни и творчестве

7. Айхенвальд Ю. Гончаров // Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд; предисл. В. Крейда. – М., 1994. – С. 207-216. – (Прошлое и настоящее).

8. Гончаров Иван Александрович // 100 русских писателей: краткий справ. – СПб., 2003. – С. 53-57.

9. Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Экзамен по русской литературе: пособие для школьников и абитуриентов / сост. И. Л. Жуковский, С. Е. Камашинский. – Минск, 2002. – С. 167-176.

10. Иван Александрович Гончаров. 1812 – 1891 // Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII – начала XX века: рек. библиогр. справ. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; сост. Е. М. Сахарова, И. В. Семибратова; под ред. В. И. Кулешова. – М., 1988. – С. 124-135.

11. Комина Р. В. Тургеневские девушки в романах Гончарова // Над страницами русской классики: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Р. В. Комина. – М., 1991. – С. 48-53.

12. Кузнецов И. Р. Великий труженик // Гончаров И. А. Обломов: роман. Критика и комментарии. Темы и развёрнутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку / ред.-сост. И. Р. Кузнецов. – М., 1998. – С. 5-16. – (Школа классики) (Книга для ученика и учителя).

13. Кузнецов И. Р. Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) // Русские писатели. XIX век. Биографии: большой учеб. справ. для школьников и поступающих в вузы / А. Н. Архангельский [и др.]. – М., 2000. – С. 209-235.

14. Лукьянченко О. А. Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) // Русские писатели: биогр. слов.-справ. для школьников / О. А. Лукьянченко. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д, 2009. – С. 115-124. – (Большая перемена).

15. Мережковский Д. С. Начала нового идеализма в произведениях Тургенева, Гончарова, Достоевского и Л. Толстого (отрывок) // Избранные сочинения / И. А. Гончаров; сост., подгот. текста, вступ. ст., примечания Л. Гейро. – М., 1990. – С. 542-543. – (Библиотека учителя).

16. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы (отрывок) // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / сост. и коммент. Л. А. Сугай. – М., 2000. – С. 403-405. – (Экзамен без проблем!).

17. Потанин Г. Н. Воспоминания об И. А. Гончарове // Обыкновенная история: роман в двух частях / И. А. Гончаров; коммент. Е. А. Краснощёковой. – М., 2004. – С. 389-405. – (Школьная библиотека).

18. Розанов В.В. К 25-летию кончины Ив. Алекс. Гончарова // О писательстве и писателях: собр. соч. / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. – М., 1995. – С. 647-650.

19. Соловьев Е. А. Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность: биогр. очерк: с портретом Гончарова, гравированным в Петербурге К. Адтом // Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров: биогр. повествования / сост., общ. ред., послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск, 1997. – С. 445-528. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).

20. Творчество И. А. Гончарова (1812 - 1891) // История русской литературы XI – XIX вв. : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. И. Коровина, проф. Н. И. Якушина. – М., 2001. – С. 363-376.

21. Тюнькин К. Великий романист // Обломов: роман / И. А. Гончаров; вступ. ст. К. Тюнькина; коммент. Л. Гейро. – М., 2005. – С. 5-32. – (Классика в школе).

…………………………………

22. Алексеева Ю. М. «В них сквозит много близкого и родного автору»: Симбирские прототипы И. А. Гончарова // Лит. в шк. – 2003. - № 5. – С. 15-17.

23. Манн Ю. Объективнейший из всех русских реалистов // Литература. – 1995. - № 5. – С. 2.

24. Чуйко В. «Лучше поздно, чем никогда»: [процесс творчества писателя] // Нева. – 2012. - № 1. – С. 216-226.

Я посягал на поцелуй… а ведь это уголовное преступление в кодексе нравственности, и не первое, не маловажное!

А вы видите только мрачное впереди; вам счастье нипочём… Это неблагодарность,- это не любовь,это… — Эгоизм!

Я не могу хотеть, чего не знаю.

А вы хотите, чтоб я спела? — спросила она. — Нет, это он хочет, — отвечал Обломов, указывая на Штольца. — А вы? Обломов покачал отрицательно головой: — Я не могу хотеть, чего не знаю.

  • Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут.
  • А любить, не страдая — нельзя.
  • Что за ребенок, если ни разу носу себе или другому не разбил?
  • Александр побледнел и поник головой. Эти звуки, как нарочно, внятно рассказывали ему прошедшее, всю жизнь его, горькую и обманутую. — Посмотри, какая мина у этого! — сказал кто-то, указывая на Александра, — я не понимаю, как можно так обнаружиться: я Паганини слыхал, да у меня и бровь не шевельнулась.
  • Уловка лукавых людей предлагать жертвы, которые не нужно или нельзя приносить, чтобы не приносить нужных.
  • Без веры нет спасения нигде и ни в чем.
  • Уж давно доказано, что женское сердце не живет без любви.
  • В доме воцарилась глубокая тишина; людям не велено было топать и шуметь. «Барин пишет!» — говорили все таким робко-почтительным голосом, каким говорят, когда в доме есть покойник.
  • Ты не вправе лежать на боку, когда можешь делать что-нибудь, пока есть силы.
  • В лице замечалась также сдержанность, то есть умение владеть собой, не давать лицу быть зеркалом души.
  • Способности у него быстрые, удивительные, но лень еще удивительнее.
  • В наш век без ничего — ничего и не сделают.
  • Собственная совесть гораздо строже выговора.
  • Ведь это не одна любовь, ведь вся жизнь такова… — вдруг пришло ему в голову, — и если отталкивать всякий случай, как ошибку, когда же будет — не ошибка?
  • Самолюбие само по себе только форма; всё будет зависеть от материала, который вольёшь в неё.
  • Влюбленный то вдруг заберет в голову то, чего другому бы и во сне не приснилось, то не видит того, что делается у него под носом, то проницателен до ясновидения, то недальновиден до слепоты.
  • С адама и Евы одна и та же история у всех, с маленькими вариантами. Узнай характеры действующих лиц, узнаешь и варианты… Ты будешь любить, как и другие, ни глубже, ни сильнее.
  • Вон этот ящик стоит и теперь у меня на комоде. Хотя разрушительная десница Фаддеева уже коснулась его, но он может доехать, пожалуй, до России.
  • Понимая и уважая, вы с вашим другом сможете сказать все, что думаете прямо и откровенно или выслушать от него чистую правду о себе.
  • Вы — идеал женщины! — Просто женщина.
  • Пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить.
  • Глядишь, кажется, нельзя и жить на белом свете, а выпьешь — можно жить!
  • Она походила на раненого, который зажал рану рукой, чтоб досказать, что нужно, и потом умереть.
  • Граф, а ест простоквашу! — шептал Адуев, с ненавистью глядя на графа.
  • Она милая женщина и хитрая, и себе на уме в своих делах, как все женщины, когда они, как рыбы, не лезут из воды на берег, а остаются в воде, то есть в своей сфере…
  • Да и как можно быть умнее мужа? Это грех!
  • Он сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя.
  • Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешимые узлы.
  • Обманешь ли женщину страстью, когда её нет?
  • Для нее любить — значило дышать, жить, не любить — перестать дышать и жить.
  • Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел в окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».
  • Дружба вьёт гнездо не в нервах, не в крови, а в голове, в сознании.
  • О, нужна мудреная и тяжелая школа, и эта школа — умный и опытный мужчина…
  • Друзьями я называю тех, с кем чаще вижусь, которые доставляют мне или пользу, или удовольствие.
  • Но вы только выпустили одно из виду, дядюшка: счастье. Вы забыли, что человек счастлив заблуждениями, мечтами и надеждами; действительность не счастливит…
  • Женщина истинно любит лишь однажды.
  • Никогда не посягай на личность женщины ни словом, ни делом. Оружие против женщины — снисхождение, наконец, самое жестокое — забвение…
  • Женщины любят иначе, нежели мужчины, нежнее, сильнее. Для них любовь — всё…
  • Недостатки везде можно найти, если захочешь искать их.
  • Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.
  • Не тревожьте пустыми сомнениями этого счастья, а то оно улетит.
  • И ещё так адски холодно рассуждаете о любви! — Адски холодно — это ново! в аду, говорят, жарко.
  • Не с тех ли пор ты разлюбил Крылова, как увидел у него свой портрет?
  • И умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только они любят большею частью при этом не того, кто их делает, а другого…
  • Не ищите ненужной опытности: не она ведет к счастью.
  • И, может быть, женюсь! — сказал Александр на ухо дяде. Петр Иванович не допечатал письма и поглядел на него очень серьезно. — Закрой клапан, Александр! — сказал он.
  • Мужа с женой связывают общие интересы, обстоятельства, одна судьба, — вот и живут вместе; а нет этого, так и расходятся, любят других — иной прежде, другой после: это называется изменой!.. А живучи вместе, живут потом привычкой, которая, скажу тебе на ухо, сильнее всякой любви.
  • Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть. Если нет его, так ремесленник и называется ремесленник, а не творец, и поэт без творчества уж не поэт, а сочинитель.
  • Любовь должна же кончиться когда-нибудь: она не может продолжаться век. -Нет, может. Я чувствую в себе эту силу сердца: я бы любил вечною любовью.
  • Любить — значит жить в идеальном мире…
  • Люблю! Но ведь любить можно мать, отца, няньку, даже собачонку: все это покрывается общим, собирательным понятием «люблю».
  • Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
  • Мудрость — это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни… Это гармония идей с жизнью!
  • Иным любовь удалась с первого раза, вот они и кричат, что можно любить только однажды.
  • Мулаты не совсем нравятся мне. Уж если быть черным, так черным как уголь, чтоб кожа лоснилась, как хорошо вычищенный сапог. В этом еще есть если не красота, так оригинальность. А эти бледно-черные, матовые тела неприятны на вид.
  • И что за пропасти: совсем нестрашные, — говорил он, — этаких у нас, в Псковской губернии, сколько хочешь!
  • Не любят два раза в жизни, — думала она, — это, говорят, безнравственно…
  • И радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капли горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения.
  • Не странно ли, что и в горе, и в счастии в организме один и тот же процесс: тяжело, почти больно дышать, хочется плакать!
  • И верующие в вечную и неизменную любовь делают то же самое, что и неверующие, только не замечают или не хотят сознаться; мы, дескать, выше этого, не люди, а ангелы — глупость!
  • Невозможно научиться творческим приемам творцов. Удастся разве что подражать лучшим приемам, а в рабочий процесс творческого духа вникнуть нельзя.
  • Жизнь — борьба, в борьбе — счастье.
  • Нельзя играть в жизнь, как в куклы! Не шути с ней — расплатишься!
  • Женщина охлаждается, когда мужчина выскажется весь.
  • Но бабушка завесила зеркало. «Мешает писать, когда видишь свою рожу напротив», — говорила она.
  • Дышите вы там круглый год свежим воздухом, а здесь и это удовольствие стоит денег — и все так!
  • О, если б мое несчастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!

Фразы и цитаты Ивана Александровича Гончарова — (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя - 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург, там же) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.

В 1852-1854 годах плавал на фрегате «Паллада». С 1856 года - цензор Министерства внутренних дел, в 1862-1863 - главный редактор газеты «Северная почта», того же министерства.

«Творчество Гончарова - холодный душ, прививка против розовых соплей, голубых слюней, «сердечных излияний» (его термин!), безумных мечтаний, безбрежного идеализма. Умный Гончаров видел нигилистов, видел народников, видел народовольцев и смерть Александра Освободителя. Видел и понял, что за этими розовыми идеалами идут свинцовые времена, что идеализм кончится деспотизмом. За розовым и голубым жеманством шло красное палачество. Его книги были пророчеством, спасительным для России. Не помогло. Наплевали и пошли дальше. Вообще на всех фронтах у Гончарова нарисовался полный облом. Он хотел предостеречь - и не был услышан. Он хотел «влиять на умы молодёжи» (печатался в «Современнике», не где-нибудь!), но молодёжь была левая и ему не поверила. Он ясно видел обрыв, к которому бежала Россия, как его безрассудная Вера, чтобы беззаконно отдаться нигилизму и левым идеям, как Марку Волохову с ружьём, питающемуся чужими подачками (за счёт того общества, которое он хотел разрушить). Иван Гончаров стоял в засаде над этой пропастью во ржи, над этим обрывом, и хотел поймать Россию на лету, как заблудившегося, неосторожного ребёнка - и не поймал. А свою жизнь он устроил по-человечески. Захотелось увидеть мир, а денег не было. (Он не кропал. Он писал, писал редко, взвешенно, шлифуя слова, как драгоценные камни: неяркий и неброский жемчуг, водившийся когда-то в наших реках.) И вот он нанимается в 1852 году секретарём. Секретарём к адмиралу Е.В. Путятину, в кругосветку, на фрегат «Паллада» […] Он оставил нам (через век и 15 лет!) три задачки, а решения всё ещё нет. Современникам он оставил три «проклятых», роковых вопроса, поэтому левые радикалы поспешили проклясть и заклеймить его. Иностранным читателям, позавчерашним и сегодняшним, он оставил учебник, по которому можно изучать Россию. Академическое издание. Беспощадная объективность. Норма, а не патология, как у Достоевского . Просто жизнь. Какова же жизнь и какова же норма?

«Обыкновенная история» - вот норма жизни ещё с пушкинских времен: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел...» Разве это не история старшего и младшего Адуевых? «Кто постепенно жизни холод с годами вытерпеть сумел...» «Кто в двадцать лет был франт и хват, а в тридцать выгодно женат. Кто в пятьдесят освободился от частных и других долгов, кто славы, денег и чинов спокойно в очередь добился...» Вы не забыли, что русская литература служит обедню в храме, построенном Пушкиным? И не страшно ли вам? Молодой Саша Адуев был восторжен и глуп, а дядюшка Пётр Иваныч учил его жизненной премудрости. А потом он вошёл во вкус, дослужился, взял в приданое 1000 душ и стал холодным, бездушным чиновником, функционером, хуже дядюшки.

Жуткая закономерность: в тридцать лет российский бюрократ превращается в скотину в вицмундире, и всё человеческое в нем умирает. И мрёт от горя, тоски и нежити жена дядюшки, поэтическая Лиза. За десять лет добрый и умный муж довел её до чахотки и до желания умереть.

Гоголь мелкого чиновника пожалел, Чехов будет над ними издеваться, будет их ненавидеть. Салтыков-Щедрин посмеется, правда, без чеховской личной злости и пристрастия. А Гончаров просто констатирует: в России служба приводит чиновника к утрате всего человеческого. И чем больше денег, тем меньше души. Чиновник должен стать зомби, функционером, должен бессмертную душу свою потерять. Это закон.

И должен брать, если он беден и без видов, как Иван Матвеевич (у Гончарова в «Обломове»), который «записывает мужиков» и копит трёх- и пятирублевки. Но не это самое худшее. Гончарову предстояло понять, от чего погибнет Россия. Он не знал как, но знал - от чего. От Российской империи до наших дней этот диагноз: обломовщина. У сильно «задушевного» идеалиста и мечтателя Обломова были землица, крепостные, имение. Он пролежал на диване и то, и другое, и третье. Мечтать вредно, заноситься вредно, считать себя пупом земли - вредно. За Обломовых работают Штольцы: умные, бодрые, деятельные немцы. У них сначала ничего нет, но они всё наживут, да ещё и Обломовым помогут, и женятся на их невестах, и будут счастливы. Россию спасают немцы. И цари у нас, кстати, с Екатерины II, - из немцев. И детей Обломовых добрые немцы воспитают. А хватит ли немцев на Россию? Россия пролежит на диване и свои ресурсы, и своих людей, и вся изойдёт в пустых мечтах, но в час «X» штольцев не хватит, власть возьмут лакеи Захары, такие же неряхи и распустёхи, как их баре, но ещё и неграмотные, а руководить ими будут такие ранние швондеры, как хам Тарантьев. Они уничтожат или изгонят штольцев и поработят обломовых, но толку будет мало: даже порабощённые, под кнутом, обломовы будут плохо работать, а Захары будут плохо ими руководить. А продолжение - в «Обрыве». Нигилист Марк, который и обедает-то остатками от обеда в Верином имении (по милости Райского), имеет за душой одного Прудона, что, мол, собственность - это кража. Ещё у него есть широкополая шляпа и ружьё. И со всем этим «инвентарем» он зовёт Веру, обещая свободную любовь. Но звать-то некуда. Он сам бездомен. Под обрыв - и в кусты. Вера раскается, её простят, её возьмет за себя верный друг, богатый и учёный помещик. А вот Россия раскаяться не захотела, и помещика - друга или брата Райского не нашлось. И всё закончилось не собственностью, а кражей. Под обрывом, в кустах».

Новодворская В.И. , Поэты и цари, М., «Аст», 2009 г., с. 38 и 39-41.

«К условиям творчества Гончарова , кроме его медлительности, относилась и тяжесть самого труда, как орудия творчества. Сомнения автора касались не только существа его произведений, но и самой формы в её мельчайших подробностях. Это доказывают его авторские корректуры, которые составляли, подобно корректурам Толстого , истинную муку редакторов. В них вставлялись и исключались обширные места, по нескольку раз переделывалось какое-либо выражение, переставлялись слова, и уже подписанная к печати корректура внезапно требовалась обратно для новой переработки. Поэтому рабочая сторона творчества доставалась ему тяжело. «Я служу искусству, как запряжённый вол», - писал он Тургеневу .
Вспоминая свою литературную деятельность, он сказал мне в 1880 году: «Помните, что говорит у Пушкина старый цыган Алеко: «Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское шутя», вот так и я пишу - горестно и трудно, а другим оно даётся шутя».
Эта «горестная и трудная» работа для успеха своего нуждалась и в особой обстановке.
С одной стороны, он - русский человек до мозга костей - не был способен к размеренному, распределённому на порции труду - по столько-то страниц в день, как это делал, например, Золя , а с другой стороны, когда внешние обстоятельства и личное настроение складывались гармонически, он был способен работать запоем».

Кони А.Ф. , Иван Александрович Гончаров / Воспоминания о писателях, М., «Правда», 1989 г., с. 58.

И.А. Гончаров рассуждал о «…двух вариантах творческого процесса, определяемых тем, что преобладает в художнике, «ум или фантазия и так называемое сердце». У писателей, которых Гончаров относит к первой группе («сознательное творчество»), «ум тонок, наблюдателен и превозмогает фантазию и сердце». У писателей иной породы («бессознательное творчество») «при избытке фантазии, и при - относительно меньшем против таланта - уме образ поглощает в себе значение, идею». К последним Гончаров относил самого себя, опираясь, вернее всего, на отзыв В. Г. Белинского (статья «Взгляд на русскую литературу 1847 года»), в котором автор романа «Обыкновенная история» как преимущественно поэт-художник противопоставлялся автору романа «Кто виноват?» как преимущественно поэту мысли…»

Краснощёкова Е.А., И.А. Гончаров: Мир творчества, СПб, «Пушкинский фонд», 1997 г., с.11.

«Когда кто-то поинтересовался у известного писателя Ивана Александровича Гончарова , почему он, прекрасный беллетрист, человек интересных взглядов и большого ума, так и ходит бобылём, не найдя себе спутницы жизни, Гончаров ответил (может быть, задумчиво, а скорее всего, печально):
- В ум не поцелуешь».

Таранов П.С., Управление без тайн: новая книга руководителя, Симферополь, «Квадранал», 2003 г., с. 142.