Весь этот джаз: как полюбить джазовую музыку и начать в ней разбираться. Джаз – искусство солирования в ансамбле

Распространено мнение, что джаз - дело скучное и пахнет нафталином. Огромное число течений, стилей, школ может отпугнуть любого. А ведь такая хитрая музыка может значительно расширить музыкальный кругозор человека и дать возможность понимать более сложную и тонкую музыку. Да и такие, на первый взгляд, простые жанры, как хип-хоп или техно, смогут открыться с новой стороны, когда станут не отдельными островками, а звеньями одной цепочки.

Сегодня можно заметить возрождение интереса к этому жанру. Пусть для массового признания эти знаки пока мало заметны, но их число растет: трио BADBADNOTGOOD начало с джазовых каверов на хип-хоп-хиты, а теперь записывается с Wu-Tang Clan; год назад под фри-джаз зачитывал тексты сегодня уже главный рэп-дебютант года Кендрик Ламар; аргентинский вундеркинд танцевальной музыки Николас Жаар сравнивает с джазом всю современную электронную сцену, да и ни одна рецензия на Flying Lotus не обходится без обсуждений на эту тему.

Чтобы начать понимать этот, казалось бы, сложный жанр, нужно не так уж много: пара наушников и «точка входа» - первая джазовая запись в жизни, которая неожиданно захватывает, дает возможность «зацепиться», понять стиль и приводит к новым альбомам. Для каждого такая точка входа своя. По просьбе FURFUR Александр Роголев подобрал шесть образов современного человека и джазовые записи, которые могут стать для каждого из них точкой входа в стиль.


Западный берег США - место для Голливуда, звезд, богатых тусовщиков, прикрывающих лысину купюрами. Именно среди них стал популярен стиль джаза, появившийся в 1950-х, - «дорогой», «белый» стиль, возникший в результате проникновения джаза в высшие слои общества. Его так и назвали - джазом Западного побережья.

Тогда джаз уже перестал считаться музыкой времен сухого закона и только для танцев «цветных». Теперь богатые модники и респектабельные господа в костюмах ценой десятка саксофонов полюбили бывать в джазовых клубах, чтобы слушать интеллектуальную музыку.

Это наиболее спокойный стиль джаза. Он про то, что волнует победителей по жизни и интеллектуалов. И тем, и другим торопиться некуда.

ЧТО СЛУШАТЬ


С ЧЕМ СЛУШАТЬ

ЧТО СЛУШАТЬ

Count Basie
« The Complete Decca Recordings»

Benny Goodman
«Sing, Sing, Sing»

Chick Webb
«Stompin’ at the Savoy»


Изначально джаз был акустической музыкой, хотя и игрался на чем угодно - от старого военного корнета до табуретки и стиральной доски. Но со временем стиль стал весьма консервативным в выборе инструментов. Даже в 1970-х, несмотря на гигантский прогресс, джаз чаще исполнялся на саксофоне-ударных-контрабасе-фортепьяно. Даже электрогитара в джазе казалась некоторым допущением.

В определенный момент не замечать достижения прогресса стало уже невозможно, и джазмены обратили внимание на электронные достижения. Одним из пионеров был пианист Херби Хэнкок, использовавший синтезатор.

Электроника расширила звуковую палитру джаза, внесла свежие оттенки. Новые ритмы соединили джаз с роком и танцевальной музыкой. Получился фьюжн, который объединил джаз прошлого с джазом будущего.

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

Коктейль неонового цвета

Ретрофутуристич-
ная обстановка

Фигурка из хрома

ЧТО СЛУШАТЬ

Herbie Hancock
«Head Hunters»

Weather Report
«Birdlаnd»

Medeski, Martin and Wood
«Uninvisible»


Джаз придумали самые непослушные люди на свете, да и впоследствии процент хулиганья среди джазменов был пугающе высоким. Но именно эти люди, нарушающие спокойствие обывателя, заставляли людей смотреть на простые вещи по-другому. Бунтарь с нахальным выражением лица - таким долгое время был образ джазмена в глазах окружающих.

В 1940-х свинг окончательно превратился в коммерческую жвачку для танцующих ног. И самые отчаянные из джазменов решились реанимировать протестное настроение в жанре. По тем временам их «бибоп» звучал просто оскорбительно, словно панк-рок того времени. Но за несколько лет эти неугомонные музыканты поменяли джаз полностью, вернув ему первоначальные злость, радость и тоску.

В 1960-е чаша терпения граждан США переполнилась, а социальное напряжение накалилось добела. И лучшие джазовые музыканты выплеснули эти эмоции в ноты, тяжелые, наполненные тоской и желанием видеть свет в конце тоннеля. Такой джаз стали называть хардбопом.

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

ЧТО СЛУШАТЬ

Сharlie Parker
«Salt Peanuts»

Fats Navarro
«Blues in Bebop»

Charles Mingus
«Fables of Faubus»


Настоящее искусство - всегда поиск. Джазовые музыканты всегда испытывали тягу к поиску нового и переосмыслению уже существующего. В 1960-х годах часть джазменов обратила взгляд внутрь себя. Им хотелось простоты, красоты и спокойствия, когда их собственная жизнь была сопряжена с постоянным риском. Майлс Дэвис первым сформировал концепцию нового стиля. Собрав вокруг себя наиболее талантливых музыкантов того времени, он записал один из главных альбомов джаза - «Kind of Blue».

Новый стиль назвали модальным джазом. Название стиля имеет прямое отношение к музыкальной терминологии. Но главное - во внутренней сосредоточенности и энергии, которая скупо прорывается за пределы музыки.

Эта музыка лучше всего подходит для поиска ответов на вечные вопросы. Для ее восприятия лучше приглушить свет, избегать шумной компании и крепких алкогольных напитков.

С ЧЕМ СЛУШАТЬ

Оглавление
Введение 19
Часть I. Весь этот джаз: 23
Глава 1. Мир джаза 25
Глава 2. Этому нужно научиться 31
Глава 3. Элементы теории джаза 45
Глава 4. Инструменты джаза 57
Часть II. История джаза 77
Глава 5. Рождение американской музыки: 20-е годы 79
Глава 6. Золотая эра свинга: 30-е годы 97
Глава 7. Бибоп и кул: 40-50-е годы 117
Глава 8. Коренные изменения: 60-70-е годы 143
Глава 9. Латинский джаз 161
Глава 10. Настоящее и будущее джаза 173
Часть III. Полюби джаз! 185
Глава 11. Джаз в массовой культуре 187
Глава 12. Как организовать джазовую вечеринку 197
Глава 13. Как ходить на концерты 207
Глава 14. Поездка на джазовый фестиваль 219
Часть IV. Джазовый музыкант 225
Глава 15. Советы начинающему музыканту 227
Глава 16. Игра в группе 237
Глава 17. Цифровой джаз и высокие технологии 257
Часть V. Великолепные десятки 265
Глава 18. Десять джазовых городов 267
Глава 19. Десять советов по созданию джазовой коллекции 273
Часть VI. Приложения 281
Приложение А. Сто рекомендованных джазовых альбомов 283
Приложение Б. Звукозаписывающие компании 289
Предметный указатель 293

С чего начать слушать джаз – вопрос, которым наиболее часто задаются начинающие любители импровизации. Чтобы облегчить вам эту задачу, мы уже писали о 12 золотых альбомах, которые претендуют на право быть услышанными прежде других и сформировать представление слушателя о жанре. Однако для тех, кто пока даже не решил, стоит ли ему интересоваться этим музыкальным направлением, JazzPeople приготовил несколько полезных советов. Это не является единым сводом неотъемлемых правил. Но эти пункты определенно станут уверенным стартом в поиске ответа на вопрос, как начать слушать джаз .

Джаз, особенно современный, может показаться пугающей формой музыки с длинными инструментальными соло и с непонятным ритмом. На самом деле джаз – это одна из наиболее живых и энергичных музыкальных форм, которая оказала колоссальное влияние на большинство популярных жанров за последние 100 лет.

Со времен, когда Original Dixieland Jazz Band сделал первые записи в 1917 году, блистательные джазовые музыканты продолжали упражняться в мастерстве на протяжении десятков лет. Как результат, появились тысячи великих альбомов, которыми мы имеем честь наслаждаться по сей день. Ведущие мировые джазмены, представляя свои сольные композиции, полные мелодического и ритмического изящества, таким образом делятся с будущими поколениями музыкантов своим бесценным опытом и даром импровизации. И это музыка, под которую можно танцевать. Как говорил : «В этом нет смысла, если нет свинга».

1 Изучайте историю жанра

Золотые биографии джазовых музыкантов

Джаз зародился в Северной Америке. Слияние разных культур принесло этот жанр на западный континент, и особенно важна была музыка, которая прибыла вместе с африканскими рабами. Колыбелью джаза был и остается Новый Орлеан, но Чикаго и Нью-Йорк признаны центрами средоточия современного мирового джаза. Жанр развивался, и из новоорлеанского джаза вырос свинг. Лучшим образцом традиционного свинга является Оркестр Каунта Бэйси, который умел строго держать ритм, но при этом смело экспериментировал с бибопом. Позднее и полностью изменили представление о джазе, разрабатывая новые музыкальные направления.

2 Слушайте великих джазовых композиторов

Не секрет, что для того чтобы разобраться в чем-либо, необходимо изучить основы. Начав знакомство с историей джаза, можно постепенно переходить к лучшим музыкальным образцам жанра. Следует слушать произведения, ставшие джазовыми стандартами и положенные в основу импровизационной классики.

3 Джаз – искусство солирования в ансамбле

Не только сольные произведения оставили глубокий след в истории жанра. Когда наступила эпоха биг-бэндов, танцевальные залы были полны восторженной публикой, готовой пуститься в пляс при первых же звуках трубы. Обратите внимание на легендарные оркестры, изменившие историю импровизационной музыки XX века.

4 Читайте книги о джазе

Узнать больше о джазе можно, не только прослушивая лучшие джазовые произведения великих композиторов и просматривая видео-хроники с концертов прошлых лет. Всегда с собой вы можете иметь художественную книгу о джазе или биографическую литературу о музыкантах или джазовых стилях.

5 Обязательно познакомьтесь с блюзом

Мир блюза полон блестящими музыкантами, которые отдавали себя в каждом альбоме, а некоторые из них стали легендами, так и не выпустив ни одной пластинки! Предлагаем вашему вниманию , записанных великими музыкантами и повлиявших не только на их собственную жизнь и творчество, но и оказавших влияние на все развитие музыки этого жанра.

6 Исследуйте современную джазовую сцену

Среди молодых музыкантов все больше появляется талантливых импровизаторов. Узнавайте больше и всегда будьте в курсе новостей о .

7 Поинтересуйтесь, где слушать джаз

Говоря об отечественном джазе, Санкт-Петербург мог бы претендовать на звание джазовой столицы. Здесь всегда открыты самые разные клубы для ценителей жанра. Но именно московский джаз все чаще оказывается под влиянием современных музыкальных тенденций, развивая прогрессивные направления и сохраняя при этом традиции жанра.



8 Посещайте джазовые фестивали

Джазовая культура ежегодно проникает в другие виды искусства и становится все более популярным жанром. Завоевать любовь широкой аудитории джазу помогают зарубежные и российские фестивали. Можно смело сказать о том, что несмотря на противоречивое отношение к джазу в нашей стране еще в советские времена, музыканты и деятели искусства, поддерживающие интерес к нему, продолжали пропагандировать и развивать культуру джазовой музыки. Во многом, благодаря им и будущим последователям единой музыкальной идеи

"Джаз — это мы сами в лучшие наши часы", — писал Сергей Довлатов, удивительно точно выражая теплоту и многогранность этого музыкального направления. Джазовые музыканты представляются нам волшебниками, которые способны на все, а их инструменты — магическими вещицами с уникальными свойствами.

Уже приметили саксофониста вашей мечты, но не знаете, чем обратить на себя его внимание? Мы попросили известного джазового музыканта Тимофея Хазанова рассказать, как полюбить джаз, а заодно — как произвести впечатление на мужчину из мира джаза.

Тимофей Хазанов,
джазовый саксофонист,
основатель группы "Black Sax Band"

С чего стоит начать знакомство с джазовой музыкой?

Знакомство с джазом лучше всего начать с похода на концерт. Если вы в Москве, то выбор достаточно большой: можно пойти в джазовый клуб или в хороший большой концертный зал. Почему я советую live выступление? Потому что джазовая музыка импровизационная и сиюминутная, ее нужно слушать и наблюдать именно тот момент, когда она создается.

Для знакомства советую выбирать известных и признанных музыкантов, иначе есть риск попасть на концерт непрофессионалов, из-за чего впечатление о джазе испортится.

Какие композиции обязательно нужно послушать новичку?

Что касается аудиозаписей, то я порекомендую классический джаз — то, что слушает весь мир. Это Луи Армстронг, Элла Фитджеральд, Чарли Паркер, Фрэнк Синатра, Стэн Гетц, Антонио Карлос Джобим, Дэйв Брубек, Дюк Элингтон, Каунт Бэйси, Майлз Дэвис и многие другие.

При этом в джазе существует очень много стилей. Новичку для похода на концерт я бы посоветовал выбрать smooth jazz — просто потому, что человеку неподготовленному лучше начинать с более современных, простых и доступных направлений.

Какие термины важно знать, чтобы поддержать разговор о джазовой музыке?

В джазе существуют термины, которые описывают то, что происходит на сцене в той или иной композиции. Самое главное в этой музыке — соло. Поэтому когда, например, саксофонист закончит играть и все ему зааплодируют (кстати, после каждого соло нужно аплодировать, это очень важно), повернитесь к своему молодому человеку и скажите: "Потрясающее соло!". Он обязательно оценит.

Когда саксофонист или трубач берет высокую ноту и долго ее тянет, также принято проявлять эмоции (можно похлопать и крикнуть "Уау!"). Джаз должен вызывать эмоции, не стесняйтесь их проявлять: хочется аплодировать — хлопайте, хочется крикнуть "Браво!" — кричите, хочется петь или танцевать — смело делайте это!

О чем девушке нельзя говорить ни в коем случае, если она сказала, что разбирается в джазе (а на самом деле не очень)?

Вообще на музыкальных концертах лучше не говорить, а слушать музыку. Но если уж вам довелось что-то обсуждать, то лучше избегать названий музыкальных инструментов, осособенно когда в них не разбираешься. Потому что можно перепутать саксофон с трубой, и тогда ваш маленький обман моментально раскроется.

Также избегайте названий композиций и имен авторов. У девушек в арсенале масса уловок, чтобы сбить с темы мужчину, и если вы оказались в такой ситуации, то самое время их применить.

Топ-5 фраз, которые выдают дилетанта:

  • Когда музыкант играет на контрабасе, не нужно восхищаться его "большой скрипкой".
  • "Хорошо играют ребята, громко!" — России почему-то принято считать, что чем громче играют музыканты и чем громче кричит вокалист, тем лучше. Но на самом деле это не так.
  • Не используйте дурацкие советские лозунги типа: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!", "От саксофона до ножа всего один шаг", "Джаз — музыка толстых", "Художник должен быть голодным" или "Искусство должно быть бесплатным".
  • Никогда не интересуйтесь, сколько по времени займет обучение на том или ином музыкальном инструменте до уровня артиста. Не спрашивайте, насколько трудно дуть в духовой инструмент. Часто после концерта воодушевленные зрители спрашивают, сколько занятий им потребуется, чтобы научиться играть также. Ответ очень простой — на это уходит вся жизнь.
  • Сопрано саксофон — это не "дудочка" и не кларнет. Это сопрано саксофон.

Как освоить джаз за вечер?

Купите бутылочку хорошего вина, придите домой, поставьте диск Луи Армстронга и с первой композиции начинайте осваивать. А если серьезно, то это, конечно, невозможно, так что на концерте просто расслабьтесь и получайте удовольствие от музыки. По большому счету, нет необходимости знать все названия инструментов, имена композиторов и терминологию — вы же пришли не на экзамен в музучилище.

Произвести впечатление в таком случае лучше своим сногсшибательным внешним видом и . Найдите в Сети сайт клуба или концертного зала, в который собираетесь пойти: не в каждое джазовое место ходят в вечерних платьях и со сложными прическами. Если вам будет комфортно, то свидание пройдет прекрасно и без джазовых терминов.

В чем состоит специфика джазовых концертов и к чему стоит подготовиться заранее?

Существует музыка "берущая" и "дающая". Тут нужно понимать, что вы хотите: получать удовольствие и расслабляться или же слушать более сложную музыку, которая заставит задуматься и пропустить переживания через себя. В джазе очень много направлений: от классики до авангарда. Выберете что-то более доступное, иначе рискуете провести два часа в муках и уйти с концерта с мигренью.

10 композиций, которые помогут влюбиться в джаз:

  1. Louis Armstrong — Wonderful World
  2. Dave Brubeck —Take Five
  3. Stan Getz — The Girl From Ipanema
  4. Frank Sinatra — Fly Me To The Moon
  5. Duke Ellington — Caravan
  6. Benny Goodman — Sing Sing Sing
  7. Nat King Cole — Nature Boy
  8. Ella Fitzgerald — Dream a Little Dream of Me
  9. Nina Simone — Feeling Good
  10. Cannonball Adderley Quintet — Mercy, mercy, mercy

Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь, каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет - а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, чищенная, рубленая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием «Картошка». Что брать, что? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.

Первая джазовая пластинка записана в 1917 году, почти сто лет назад. Число джазовых музыкантов исчисляется неисчислимыми тысячами. И что самое страшное - у каждого в дискографии по 30-70 пластинок, в разы больше чем у поп- и рок-артистов. На этом месте можно пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу.

Отметим сразу важный момент - по большому счету джаз легче всего разбить на две категории: вокально-песенный и инструментальный.

Первая - по-сути эстрада, поп-музыка первой половины прошлого века, там нет каких-то сложностей с инициацией - слушаешь любимые популярные шлягеры и в ус не дуешь. What a Wonderful World , Strange Fruit , Summertime , How High the Moon и далее по хит-парадам прошлого.

Но радио-шлягеры - явно не то, что хочет получит от джаза человек взрослый и образованный. Потому что есть другая категория - джаз инструментальный, самый разнообразный глубокий и необъятный. Его раскусить куда сложнее, но мы облегчим тебе задачу. MAXIM отобрал минимум - ровно 13 дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей. Большинство из них инструментальные, но есть и примечательные исключения.


Самый легкий джаз

Glenn Miller Orchestra - In the Digital Mood, 1983

Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале - испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напоминаем, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).

В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий «тот самый вкус», после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки - понять невозможно.


Stan Getz and Joao Gilberto - Getz/Gilberto, 1963

Так называемый «латинский джаз» - невероятно распространенный, и самый, наверное, легкоусваиваемый джазовый жанр. Вряд ли мы найдем человека, у которого возникнуть от него аллергия. Вот эта работа столпов жанра Стэна Гетца и Жуана Жилберту содержит почти самый затасканный джаз-хит все времен («Девушка с Ипанемы»). Плюс укомплектована невероятно изящным материалом, за который не стыдно и любителям джаза посерьезнее.

Если этот альбом тебя не пробьет, с великой долей вероятности можно утверждать, что джаз для тебя потерян.


Классический джаз

Louis Armstrong and Duke Ellington - The Great Summit, 1961

Для большинства обывателей Армстронг - это такой простуженный певец, будто косящий под Тома Уэйтса и записывавшийся с Эллой Фитцджеральд. В реальности Армстронг в первую очередь именно трубач. Не говоря уже о том, что он был мощнейшим двигателем джаз-прогресса и ключевой фигурой в популярной музыке первой половины XX века. Так же, как The Beatles - во второй.

Если тебя его труба мало беспокоит и хочется тупо песен - то хватит его альбома госпелов «Louis and the Good Book» (1958). Если же хочется и того и другого, и побольше - то вариантов тьма, но оптимальным представляется вот этот блюзовый документ единственной встречи Армстронга и Дюка Эллингтона в присутствии свидетеля-магнитофона.


Django Reinhardt and Stephane Grapelli - The Ultimate Collection, 1935-1940

Французский цыган Джанго Рейнхардт - для гитаристов всего мира нечто невообразимо громадное, яркое и недосягаемое. Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого Джанго.

Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) - они по-цыгански задорны и совершенно не утомительны. Создавалась та музыка во времена, когда долгоиграющих альбомов практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей - подойдет альбом «Djangologists» (2011) от блистательного The Rosenberg Trio.


Count Basie - The Complete Atomic Basie, 1957

Название и обложка говорят сами за себя - здесь очень и очень взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта классическая и всеми любимая пластинка также известна под названиями «The Atomic Mr. Basie» или «E=MC2».


Oscar Peterson - Night Train, 1962

Оскар Питерсон - даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста играются две ноты, у Оскара - десятки. Чтобы понять суть изречения, будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта «Caravan», записанную вместе с Диззи Гиллеспи.

Можно пойти наперекор традициям и попробовать для старта его первую сольную пластинку «My Favourite Instrument» 1968 года. Когда нет оркестра его пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. Но если хочется популярного, и в составе оркестра, то тебе пригодится "Night Train", записанный шестью годами ранее.


Dave Brubeck - Time Out, 1959

Альбом "Time Out" венчает собой переломнй период, когда джаз пытался быть и популярным и экспериментальным, вызывающим одновременно. И здесь найдется бессмертная композиция "Take Five", без которой ты точно дальше не продвинешься.


Интеллектуальный джаз

Miles Davis - Kind of Blue, 1959

В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение - бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на «народный» и «интеллектуальный», для утонченной публики с претензией. Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.

В частности в 1959 году мир впервые услышал «Kind of Blue» - одну из первых и самых знаменитых работ в стиле «модальный джаз». Предупреждаем, что проникновение в это произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и некоторой подготовки. В противном случае она - нет, конечно, не отпугнет - но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией, то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да, существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка всех времен.


John Coltrane - A Love Supreme, 1965

Это еще интереснее. Пластинка из разряда «если ты хочешь иметь дома лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!». Вершина спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка, которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости от настроения - порознь или одновременно.

Если опять пользоваться рок-аналогиями, то «A Love Supreme» Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и «The Dark Side of the Moon» в музыке нашей с тобой эпохи.


Charles Mingus - Mingus Ah Um, 1959

Один из великих джазовых контрабасистов, Чарльз Мингус пришел к тебе чтобы доказать - умный джаз не обязан быть занудным, грузить нравоучениями и парить мозг. «Mingus Ah Um» в сущности своей серьезен и мудр и в чем-то даже грозен, но со стороны он выглядит старым добрым дружелюбным, заводным и всеми любимым джазом.

Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях - это, конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Он один из немногих титанов джаза, который успел выступить в России. Для старта альбом Ornette!, наверное, идеален - здесь совсем уже не осталось каких-то компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски - то это просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.


John Zorn - Naked City, 1990

Ключевая пластинка в поистине бесконечной дискографии главного титана современного джаза. Хотя в данном случае правильнее это называть фьюжном, так как налицо использование запрещенных электрических инструментов и наличие порой брутальных, практически хардкоровых композиций, где мелодия и ритм могут менять по двадцать раз в минуту. Саксофонист Джон Зорн стал точкой входа в джаз для сотен тысяч меломанов, считавших джаз унылой старомодной тоской.