Тюрки народы. Алтай – центр мироздания тюркских народов

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются данные о происхождении тюркского народа. Описываются легенды, устные и письменные источники истории этого народа.

Древняя история тюркского народа и взаимосвязь некоторых родов, племен с казахской народностью.

Исторические известия о народах тюркского племени начинаются немного раньше. Первая запись была сделана китайцами и относятся к тюркскому народу хуннам, кочевавшему отдаленное прошлое тюрков думали установить по народным преданием и легендами. В истории северной династии Вэй (386-558) очевидно,со слов тюркских посланников, помешена одна из наиболее замечательных легенд. Согласно ей, праотцом тюрков был родом из владения « Со, которое лежало на севере от хуннов».Один из потомков его Ичжини-Нишиду, родившийся от волчицы, имел двух жен- дочь духа неба и дочь духа земли. От первой родилось у него четыре сына- первый по имени Ци-гу (ки-ко) основа государство между реками Афу (Арой) и Гянь (Киен),второй превратился в лебедя, третий основал царство на берегах реки Чу-си, четвертый жил в горах Басы-чу-си-ши год обитала еще орда, происходившая от общего праотца. Разбирая и комментируя приведенную легенду, Н. Аристов приходит к заключению, что владения Со должно находиться на северной стороны Алтая.

Прародитель тюрков происходили из народа Со, остатки которого сохранились в названии одного рода в Верхне-Кумандинской области.

Ки-ко является одной из китайских транскрипций названия киргиз, река Гянь, место их расселения, есть Кянь или Кемь-туземное название Енисея. Помимо приведенной, есть много и других легенд, частью записанных в династических историях китайцев частью передающих устным путем. При всем интересе, какой безусловно представляют многие из существующих легендарных сказаний, пользование ими как этнографическим материалом, при отсутствий исторических контрольных данных, представляет весьма рискованным и заводить исследователя в область более или менее остроумных догадок и предложений. Более ценным и положительным материалом для изучение этнического состава тюркских племен дает знакомство с родовыми именами, костями- тамгами -знаками родовой собственности,налагаемыми на имущество членами рода. В период родового начала род не только в бытовой, но и в политической жизни пользовался всеобъемлющим значением. Благополучие отдельных членов рода зависело от принадлежности их к известному роду и его численности. Роды выдвигались из своей среды наиболее способных, предприимчивых родоначальников,которые, пользуясь своими влиянием, объединяли вокруг себя отдельные роды своего племени, а затем, покоряя новые племена, образовали новое государство. Государства эти существовали, обыкновенно до тех пор, пока внутренняя смута или возвышение нового племени не прекращали их короткого существования.

Такова в грубых чертах схема образования и падения государств по всем протяжению исторической жизни тюркских племен. Государство не редко менялось быстротой калейдоскопа, роды же почти никогда совсем не исчезали и не теряли своего значения. Они могли входить в самую сложную комбинацию друг с другом при образовании государств, но почти никогда не теряли своего родового имени. Помимо поколения, отделов и родов, не терялась никогда память и о костях к которым принадлежали роды. «Имена костей являются большой частью именами народов, племен древних родов потомками которых эти кости представляются». Что касается знаков родовой собственности - тамгы, то они также являются ценным указателем этнического состава тюркских народностей. Существование и возникновение тамгы вызывало главным образом, практическими соображениями. При многочисленности стад и совместимость пользование пастбищами, каждый род делал знаки на своем скоту,что бы они не смешивались с чужими. «На домашний скот вообще кладут метки и хотя в пол пристанет к чужому, никто не возьмет его», говорит древнейшее упоминание о тамгах у тюрков. Знаки родовой собственности клались не только не скот, но и на другие имущества, а также чеканились на монетах. Значение приведенных факторов при выяснении этнического состава племен признавалось почти всеми учеными-исследователями истории и этнографии. В.В. Радлов уделил в своих исследованиях весьма много места этим признакам и собрал богатый материал о родах и костях у Алтайских и Саянских тюрков, у каракиргизов, киргиз-казаков и прочих народов Сибири и Средней Азии. Другой видный ученый Н. Аристов в своих известных « Заметках » между прочим, говорит:

«Наблюдения об особенностях быта, наречий физического типа, вообще этнографические, археологические, лингвистические и антропологические исследования, конечно, могут значительно способствовать изучению этнического состава различных народностей, но в отношении тюркских племен наши знания по этим отраслям науки пока настолько зачаточно (хотя сделано уже немало), что в настоящее время этнография, археология, лингвистика и антропология не дают еще достаточных указаний. Остаются, таким образом, главными пока указателями родовым именам и родовым тамгам. К сожалению, в настоящее время многим тюркским племенам грозит влияние со стороны метисов прежнего быта, и родовые предания прошлого. Задачей настоящей статьи является определение в кратких общих чертах информации о тех результатах, какие достигнуты в настоящее время в области истории и этнографии тюркского народа.

В настоящее время с несомненностью установлено исторической наукой, что родиной народов тюркского племени нужно считать Алтай и Монголию. Об этом говорят и легенды и имена племен, произошедшие от названий урочищ и рек. Находящихся в Алтае соседями тюрков,кочевавших за много веков в Алтае и прилегающей к нему части Монголии, были динлины, народ отличавшийся светлым очертанием кожи, значительным волосяным покровом и долихоцефальным черепом. По китайским источникам, дошедшим до нас, племя динлины обитали между Уралом и Алтаем, другие же находилось на Енисее между Обью и Байкалом. К какой рассе относились динлины не было установлено. Клапроть и Риттерь предполагают, что динлины должны быть арийской рассы.

Н. Аристов, не определяя расы, называет динлины древней северно- азиатской длинноголовой светло окрашенной расой. В истории династии Тань упоминается о народах «по-ма» пегие лошади,тюрки называли его « ала» -пестрый пегий. Народ это жил на Енисее, т.е на тех местах, где обитали второе динлинское племя, и будучи сходны по внешности с енисейскими,говорил особенным наречием. Русские нашли ХVII в. в Сибири остатки этого народа, уже значительно отуреченного и платящего дань киргизам. Сохраняли свой язык в то время только арины, ассаны, котты теперь уже вымершие. Единственным уцелевшим народом древней длинноголовой расы являются айны, обитающие в северной части Японского архипелага. Нахождение представителей длинноголовой рассы в местах весьма удаленных друг от друга, привело исследователей к гипотезе о том,что эта расса распространялась не только да крайнего предела Азии, но и далеко на западе в Европу. Возможно, что именно народа этой расы оставили древнейшие могилы средней России,в которых находятся долихоцефальные черепа и изделие бронзового века. Кочуя смежно с динлинами, тюркские племена,как более подвижные и сильные, очевидно, заняли земли мирных оседлых динлинов, часть которых перемешалось с завоевателями а часть же вымерла.

По мнению Н.Аристова, примесь динлинской крови заметно в некоторых казахских родах младшего жуза Алчинь. Участие динлин в образовании казахов подтверждается китайскими источниками. Так в истории династий Тань при описании земель казахов говориться,о том что «жители перемешались с динлинами.. вообще рослые, с рыжими волосами, с румянами лицами и голубыми глазами». Так как коренные тюрки принадлежали к расе с черными волосами и глазами, то признаки, описанные китайскими летописцами, являются результатом метисации тюрков с динлинами с явно выраженным преобладанием динлинских черт.

Благодаря условиям последующей исторической жизни казахов - именно, их территориальной обособленности на протяжении многих веков и соседству тюркских и монгольских племен - они постепенно утратили динлинской черты физического типа, выявив в значительной степени свой прежний тюркский тип». Образовавшиеся на Енисее путем метисаций тюрков с динлинами тюркские роды в силу каких то причин разделились на две части, из которых одна осталась в верховьях Енисея, а другая переселилась в среднюю Монголию. Оставшаяся на прежнем месте часть сделалась известной китайцами с V века сначала под именем Гянь-гунь (Киан-куен), потом под именем Хагась (по китайским сведением ,рыжеволосое,румяно-лицо и светлоокое лицо) и, наконец под именем киргиз, по китайской транскрипции, килики-узы. Енисейские киргизы вели упорную борьбу против русских завоевателей Сибири, которая окончилась полным поражением киргизов. Часть их погибла в битвах,часть (небольшая) добралась до казахской степи,оставшиеся же на месте вскоре утратили свою самостоятельность и даже имя, смешавшись с другими народностями. Другая часть коренных киргиз, ушедшая с Енисея в среднюю Монголию, кочевала в III в. между Тянь-Шань и хребтом Танну-ола, образовав так называемый Усунский союз и сюда входили не одни киргизи(казахи) ,но так же и другие тюркские роды, название же союзу, очевидно дали усунский род тюрков- динлинов, стоявший во главе союза.Что это было так, подтверждают описание их физического типа, встречающих в китайских источниках. По этим описанием усуни принадлежать к расе голубоглазых русоволосых блондинов. Китайский ученый Шыгу,живший VII в. говорит: « усуньцы обликом весьма от других иностранцев западного края. Нынче тюрки с голубыми глазами и рыжими волосами, сут потомки ихь» .

Под напором новых племен Усунский союз в VI в. распался, при чем часть родов тюркских, которое заняло к тому времени горные области, сохранили свою обособленность, утратив общее имя усуней, другая же, кочевавшая в степях, постепенно слилась с родами и племенами канглов и дулатов и вошла позднее в состав,главным образом, старшего жуза казахского народа.

Остатки усунов существуют до настоящего времени в вид казахского рода Уйсунь в территории Казахстана и рода Сары -Уйсунь (рыжие уйсуни) в состав старшего жуза казахского народа.

В ІІІ в. усуни, кочевавшие между Танну-ола и вост.Тянь-Шань, имели соседями с востока тюркский народ хуннов, с юга -юечжи или юсти, на запад- народ с или сай. Юечжи, по мнению ученых, составляли часть того народа,который жил к северо-востоку от Яксарта под именем массагетов или « великих гетов» , т.е принадлежали к арийский расе. За народом се или сай также признается арийское происхождение. В.В. Григорьев на основании данной санскритской литературы, летописей китайцев,показаний греческих и римских писателей, отождествляет сейцов со скифами греков (саки персов). Находясь к западу от усуней, саки занимали обитаемые части Памира и Алтая в Фергань, западную часть Кашкара, Семиреченскую область и северную часть Сыр-Дарьинской области. Описанная картина расселение народов была нарушена в концов ІІІ или в начале II в. усилившимися в этому времени хуннами. Предводитель хуннов Шанью Модэ, покорив сначала Китай, двинулся затем в конце ІІІ в на. кочевавших в соседство с ним юечжей и потеснил их к западу. Через несколько лет поход хуннов в юечжей повторился, при этом часть последних покорилась, другая же часть подвинулся к западу ну земли, занятые саками. Саки под давлением юечжийцев снялись со своих мест и ушли на юг за « Висячий Переход» и заняли государство «Гибинь» (История старших Ханей) . Висячий Переход, очевидно Памирская высь, а государство Гибинь - нынешний Кабулистан. Однако, не все саки удалились в Гибинь- « часть могла слиться с более или менее родственными им гетами (юетийцами, массагетами) и вместе с ними выселиться в восточную Европу». Лет через 30-40 после описанных событий усуни под давлением так же хуннов напали на юечжийцев, занимавщих прежнее места саков, и вытеснив их сами основались на этих землях. Юечжи, пройдя Фергану и Согдану (между р.р Аму- и Сырь), утвердились в Бактриань, владея и правым берегом Аму- Дарьи (владение Хорезм) . В V в. потомки юечжийцев, занявших Хорезм, сделали известны византийским историкам под именем хуннов -эфталитов или « белых хуннов» , покоренных затем остатки этих племен и ассимилировали их, с более многочисленными саками особое поколение, настоящее имя Саяк. По китайским источникам « между усуньцами находятся отрасли племен сакского и юечжийского ». При этом, по общему в Средней Азий обычаю, саки должны утратит свое имя, приняв вместо него имя своих победителей». Инородное происхождение рода Саяк подтверждается существующей до настоящего времени у киргиз легендой. Согласно легенды, родоначальник саяков произошел от Тогая и неизвестно племени . А в таких случаях положительно можно утверждать, что дело здесь не в браке отделѐнных лиц, а в соединении целых родовых групп и народностей. Вскоре после занятия усунями новых земель через их территорию проезжало китайское посольство во глав с Чжань-Цянемь. Цель посольства - заключение оборонительного союза против наступавших на Китай хуннов. Чжань-Цянь отправился в 157 г. но, проходя через хунскоя владение, попал к ним в плен и только после 12-летних заключений вернулся снова в Китай. За время своего вынужденного пребывания Чжань-Цянь,конечно,многие видели сам и слышал от других о народах, обитавших в восточном Туркестан и сопредельных странах. Отчет его, как официальный документ вошел в « Историю» старшего двора Хань» (с 202 г. по 25 г.). Описывая в нем видения страны. Чжань-Цянь между прочим говорить: « Усунь лежит почти в 2000 л от Давани (Фергана) на северо- восток. Это кочевое владение, жители которого переходят за скотом с места на место. Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад».

В Китайских же источниках находим и описание страны, занятой усунями-« Земли ровная и травянистая, страна слишком дождливая и холодная. В горах много хвойного леса. Усунцы занимаются не земле делением,и скотоводством, и со скотом перекочевывают с место на место». Князь усунький назвался Гюнь-мо,резиденций его было город Чи-гу или Чи-гу-чинь, т.е. город красной долины. Китайцы называют усуней невежественными и грубыми, вероломными и хищными. Усуни вели частые войны с хуннами и нередко от них зависели; время одной борьбы был убит усунский князь. По преданию, сын этого князя был вскормлен волчицей, а птица приносила ему пищу. Хуннский Шанью, узнав об этом чудь воспитал ребенка и вернул затем ему царство отца и дал титул Гюнь-мо. Вскоре усилилось могущество усуней, китайцы стали снова искать с ними союз против общих врагов -хуннов. В 107 г. китайцы для укрепления союза выдали даже свою принцессу за усунскаго Гюнь-мо. Для принцессы было выстроен китайцами дворец, а ее жалобные льни в чужой дикой стран сохранил Мадуань линь-китайский летописец. Не один хунны однако были врагами усуней. Упоминаемые Чжань-Цянем кангюйцы (канклы по Земарху и кангиты по Плано Карпины), как установлено теперь, народ кочевой тюркского племени, были ближайшими соседями их в ту эпоху. Кангюйцы, как конкуренты усуней по пастбищам, естественно, должны были находиться во враждебности отношений к усунам. Китайские историки дают кое-какия сведение об одной войны, происходившей между кангюцами и усунами. В последнем в кангюйцы, поддерживаемые хуннами, которыми правил Шанью- Чжи -Чжи, разбили усуней и заставили разрушить столицу их Чи-гу -чинь. Подоспевшие на помощь усунами китайцы, хотя разбили войско Чжи-Чжи и даже самого его взяли в плен, но восстановить могущество усуней уже не могли. Кангюйцы прогнали их, а усунам нанесли снова серьезное порожение. Вскоре после этого распалась и империя хуннов, разделившихся затем на северных и южных. Первые, пройдя на запад в Кангюй и пробыв там около 2 столетий, появились в 375 г. в Европ. вызвать , так называемое, великое переселение народов. Южные же хунны скоро подчинились Китаю. Вместе с хуннами ушла в Европу и значительная часть кангюйцев сразу ослабив могущество оставшихся на местах кангюйских родов. В начале I в. усуньское государство также ослабилось и распалось на составлявшие его род. К этому времени, очевидно и нужно отнести начало смешения между усунньскими и кангюйскими родами и поколениями, результатом чего и явились те роды старшего жуза, состав которых смешанный и нахождение в которых поколения кангюйцев или канглов не подлежит сомнению.

  1. Н.Аристов «Заметки об этническом составе тюркских племен». М.,1867 г.
  2. Сочинение монаха Иакинфа; часть I .
  3. Н.Аристов « Живая старина». М., 1866 г. вып 3-4 .
  4. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий Сочинение монаха Иакинфа; часть I.
  5. Г.Карпов « Племенной и родовой состав туркмен ». Ашхабад 1925 г.
  6. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий.
  7. Записки Императ. Русс.Географ.Общества. 1861 г. книга I.
  8. В.В Григорьев «О скифском народа саках » М., 1889 г.
  9. Материалы по киргизскому землепользованию,Ферганская область Наманганский уезд. Ташкент.1913 г.
  10. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа; часть III .

Этноязычная группа говорящая на тюрских языках. Эта группа населения считается одной из древних, а ее классификация — самая сложная и до сих пор вызывает у историков противоречия. 164 млн человек сегодня владеют тюркским языком. Самый древний народ тюркской группы — это киргизы, их язык сохранился почти без изменений. А первые сведения об появлении тюркоязычных племен датируются еще первым тысячелетием до нашей эры.

Современная численность

Самое большое количество современных тюрков — это . По статистике — это 43% от всех тюркоговорящих народов или 70 млн человек. Дальше идут — 15% или 25 млн чел. Чуть меньше узбеков — 23,5 млн (14%), после — — 12 млн (7%), уйгуры — 10 млн (6%), туркмены — 6 млн (4%), — 5,5 млн (3%), — 3,5 млн (2%). Последующие национальности составляют 1%: , кашкайцы и — в среднем 1,5 млн. Иные меньше 1 %: каракалпаки (700 тыс), афшары (600 тыс), якуты (480 тыс), кумыки (400 тыс), карачаевцы (350 тыс), (300 тыс), гагаузы (180 тыс), балкарцы (115 тыс), ногайцы (110 тыс), хакасы (75 тыс), алтайцы (70 тыс). Большинство тюрок - мусульмане.


Соотношение тюркских народов

Происхождение народов

Первое поселение тюрков было в Северном Китае, в степных зонах. Занимались землеведением и скотоводством. Со временем племена расселялись, так дошли и до Евразии. Древними тюркскими народами были:

  • гунны;
  • тюркюты;
  • карлуки;
  • хазары;
  • печенеги;
  • булгары;
  • половцы;
  • тюрки-огузы.

Очень часто в исторических летописях тюрков называют скифами. Об происхождении первых племен существует много легенд, которые также существуют в нескольких версиях.

Языковая группа

Различают 2 основные группы: восточная и западная. Каждая из них имеет разветвление:

  • Восточная:
    • Киргизо-кыпчакская (киргизы, алтайцы);
    • Уйгурская (сарыг-уйгуры, тоджинцы, алтайцы, хакасы, долганы, тофалары, шорцы, тувинцы, якуты).
  • Западная:
    • Булгарская (чуваши);
    • Кыпчакская (кыпчакско-булгарские: татары, башкиры; кыпчакско-половецкие: крымцы, крымчаки, балкарцы, кумыки, караимы, карачаевцы; кыпчакско-ногайсие: казахи, ногайцы, каракалпаки);
    • Карлукская (илийские уйгуры, узбеки, уйгуры);
    • Огузская (огузо-булгарские: балканские тюрки, гагаузы; огузо-сельджукские: турки, азербайджанцы, турки-каприоты, туркоманы, кашкайцы, урумы, сирийские турки, крымцы; огузо-туркменские народы: трухмены, каджары, гудари, теймурташи, туркмены, афшары, салары, карапапахи).

Чуваши разговаривают на чувашском языке. Диалектика у якутов на якутском и долганском. Кыпчакские народы расположены в России, Сибири, поэтому родной здесь становится русский, хотя некоторые народы сохраняют свою культуру и язык. Представители карлукской группы разговаривают на узбекским и уйгурском языках. Татары, киргизы и казахи добились независимости своей территории и также сохранили свои традиции. А вот огузам свойственно разговаривать на туркменском, турецком, саларском.

Характеристика народов

Многие национальности, хотя и живут на территории России, но они сохраняют свой язык, культуру и обычаи. Яркие примеры тюркского народа, которые зависимы от других стран частично или полностью:

  • Якуты. Часто коренные жители называют себя сахами, а их Республика получила название Саха. Это самое восточное тюркское население. Язык немного заполучили у азиатов.
  • Тувинцы.Эта национальность встречается на востоке, поближе к границы с Китаем. Родная Республика – Тува.
  • Алтайцы. Они больше всех хранят свою историю и культуру. Заселяют Республику Алтай.
  • Хакасы.Живут в Республике Хакасии, примерно 52 тыс человек. Частично кто-то переехал в Красноярский край или Тулу.
  • Тофалары. По статистическим данным, эта национальность на границе исчезновения. Встречается только в Иркутской области.
  • Шорцы. Сегодня это 10 тысяч человек, которые приютились в южной части Кемеровской области.
  • Сибирские татары. Они разговаривают на татарском, но проживают на территории России: Омской, Тюменской и Новосибирской область.
  • Долганы. Это яркие представители, живущие в Ненецком автономном округе. Сегодня национальность состоит из 7,5 тыс. человек.

Иные народы, а таких стран шесть, добились собственной национальности и сейчас это процветающие страны с историей тюркского поселения:

  • Киргизы. Это самое древнее поселение тюркского происхождения. Пускай территория долгое время была уязвимой, но сохранить свой быт и культуру им удалось. Они проживали, в основном, в степной зоне, где мало кто поселялся. Но они очень гостеприимны и щедро встречают и провожают гостей, пришедших в их дом.
  • Казахи. Это самая распространенная группа тюркских представителей.Это очень гордый, но в тоже время волевой народ. Детей воспитывают строго, но готовы защитить ближнего от плохо.
  • Турки. Своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

Всех представителей тюркского происхождения объединяет общее – история и совместное происхождение. Многие сумели пронести через годы и даже не смотря на иные проблемы, свои традиции. Иные представители на границе исчезновения. Но даже это не мешает знакомится с их культурой.

Алтай-ской языковой семьи. В результате лин-гвистич. классификации, введённой в 19 в., в разряд Т.н. включены многие народы, к-рые до этого в их состав не включались. Т.н. расселены в России, СНГ, Турции, Китае, Иране и др. государствах. Тюрками являются азербайджанцы, алтайцы, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, казахи, каракалпаки, карачаевцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, телеуты, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, шорцы, якуты и др.В 1990 численность тюрков составляла 132,8 млн чел. По данным Всемир. ассамблеи Т.н., в ми-ре насчитывается ок. 200 млн чел., принадлежащих к тюркам (2007). В России проживает ок. 30 Т.н. численностью 12 млн 750 тыс. чел. (2002).

Прототюркоязычными считаются (хунны), движение к-рых на З отмечено в кон. 3 – нач. 2 вв. до н.э. В начале н.э. огурские племена (см. ) – предки – мигрировали в запад. направлении. Праболгар. группы как этнич. общность сложились задолго до формирования собственно тюрк. племён (тюркютов). Во 2–4 вв. в Приуралье оформилось объединение кочевых племён гуннов, двинувшихся в сер. 4 в. на З и положивших начало , ознаменовавшему конец многовековому господству ирано-языч. кочевых племён скифов, и открывшему путь движению на З тюркоязыч. кочевников (в 9–10 вв. печенегов и , в 11 в. ). Тюрк. племена, прежде всего оногуры-болгары и савиры (см. ), входили в Гуннскую федерацию. В 5 в. тюрками называли орду, сплотившуюся вокруг князя Аминя (монгол. имя, обозначающее волка). Согласно легенде, алтайские тюрки – тукю (тюркют) – происходят от запад. хуннов. В 6 в. тюрки сложились в небольшой народ, обитавший на восточ. склонах Алтая и Хангая. В результате нескольких удачных войн (с 545) тюркам удалось подчинить все степи от Хингана (Северо-восточ. Китай) до Азов. моря. Государство тюрков называлось Тюрк. каганатом, к-рый в 604 распался на Запад. и Восточ. Тюркские каганаты. С сер. 6 в. по 30-е гг. 7 в. болгары и сувары входили в состав Тюрк., затем Запад. Тюрк. каганата. Болгар. компонент присутствует у ряда Т.н. Кавказа: азербайджанцев, балкарцев, карачаевцев, кумыков. На развалинах первых тюрк. и др. объединений появились Кимакский, Уйгурский каганаты. Знатный тюрк. род Ашина возглавлял Хазар. объединение орд (см. ), обитавшее в прикаспийских степях. В 11 в. на тюрк. наречиях говорили многие народы от Мрамор. моря и склонов Карпат до Великой Китайской стены. Древние Т.н. были кочевниками, они подчинили себе многие земледел. народы, ставшие их земледел. базой. Орхоно-енисейские рунические надписи представляют собой важнейшие историч. и культур. памятники (см. , ). Тюрк. общности имели общий культ Тенгрихана – бога неба, солнца, общий культ предков, а также сходство в быту, одежде, способах ведения войны; свод сведений о древнетюрк. племенах составлен в 11 в. .

Монголо-татар. нашествие на Восточную Европу в 1220–40-е гг. привело в движение массы кочевников. В евразийских степях были разгромлены кыпчаки (кыпчак. степь домонгол. периода известна под названием , она простиралась от Алтая до Карпат); в 1236 завоёвана . В нач. 1240-х гг. основана , в её составе были Хорезм, Север. Кавказ, Крым, Волж. Болгария, Приуралье, Запад. Сибирь. Основную часть населения составляли кыпчаки, язык к-рых являлся государственным. В 1-й пол. 15 в. сформированы поздне-золотоордын. этнополитич. объединения – Астрахан., Казан., Крым., Сибир. ханства, Ногайская Орда; в кон. 15 – нач. 16 вв. образованы Казах. (в составе казахов исторически сложились Старший, Средний, Младший жузы) и Узбек. ханства. Их население состояло из различ. тюркоязыч. племён (ногаи, кыпчаки, башкиры, казахи) и народов (казан. татары, чуваши), а также финно-угров (мордва, марийцы, удмурты, ханты, манси). В период существования ханств происходило перемещение Т.н. В частности, значител. массы чуваш. населения мигрировали на территорию Башкирии и в Запад. Сибирь, где были ассимилированы мест. тюрками (башкирами, сибир. татарами) и казанско-татар. мигрантами. В сер. 16 в. Т.н. Поволжья и Приуралья (чуваши, татары, башкиры) вошли в состав Рус. государства, Т.н. Сибири – в 17 в., Кавказа, Казахстана и Сред. Азии – в 18–19 вв. После строительства в 17–18 вв. произошло переселение чувашей, татар-мишарей, казан. татар и др. народов в районы так наз. .

В отличие от языка материал. и духовная культура древ. чувашей (религия, в т.ч. пантеон, приклад., музыкал., хореографич. творчество, монументал. и малая формы скульптуры), за исключением нек-рых элементов (напр., сходство . В результате длител. взаимодействия с рядом Т.н., с их этнич. группами (прежде всего татар. этноса) у чувашей сформировались сходные черты, прослеживаемые как в материал., так и в духовной культуре.

Лит.: Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1–2. М.–Л., 1950; Т. 3. М.–Л., 1953; Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964; Плетнёва С. А. Кочевники Средневековья. М., 1982; Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. М., 1993; Каховский В. Ф. Происхож­дение чувашского народа. Ч., 2003; Иванов В. П. Этническая география чувашского народа. Ч., 2005.

Тюрки — община этноязыковых народов, которые преимущественно говорят на тюркских языках. Большая часть тюрок сегодня – мусульмане. Однако есть и те, кто исповедует православие. Усиленная интеграция к другим народам привела к широкой глобализации тюрков по всему миру. В данной статье мы собрали краткую информацию о тюркских народах, а также интересные факты о вышеупомянутых общинах.

Первое упоминание о тюркских народах

Впервые о тюркских народах стало известно в 542 году. Термин был употреблен китайским народом в летописях. Прошло почти 25 лет и о тюркских народах заговорили и византийцы. Сегодня о тюрках знает весь мир. Вообще термин «тюрки» переводится как твердый или крепкий.

Кто были предки тюрков?

Преимущественно, предки тюрков имели «монголоидные» черты лица. Что это значит: темные жёсткие прямые волосы, тёмный цвет глаз; маленькие ресницы; светлый или смуглый цвет кожи, скулы сильно выступали, само лицо -уплощённое, часто низкое переносье и сильно развитая складка верхнего века.

Тюрки сегодня

Сегодня тюрки далеки от своих предков. По крайней мере, что касается внешности. Сейчас – это своего рода «кровь с молоком». То есть — смешанный тип. Нынешние тюрки уже не имеют ярко выраженных черт лица, как это было раньше. И естественно, этому есть свое логическое объяснение. Как уже было сказано ранее, тюркские народы интегрировали к другим народам по всему миру. Прошло своего рода «скрещивание» тюркских народов, что привело к изменению внешнего вида.

Азербайджанцы

Сегодня азербайджанцы являются одной из самых массовых общин среди тюркских народов. И к слову, это крупный мусульманский слой во всем мире. Сегодня в одноименной стране проживают свыше семи миллионов азербайджанцев, а это составляет свыше 90 процентов от всего населения страны. История происхождения народа берет свое начало еще с первобытных времен. Постепенная колонизация привела к смешанному этническому происхождению. Особое отличие — менталитет, который своего рода выступает в современном мире связующим звеном между Западом и Востоком.

Имеют следующие качества:

  • Темпераментные, эмоциональные, очень вспыльчивые;
  • Гостеприимные и щедрые;
  • Противники межнациональных браков, иными словами, азербайджанцы – за чистоту крови;
  • Уважение и почитание к старшим;
  • Весьма способны к изучению языков.

Азербайджанцы имениты своими коврами. Для них – это и традиционное занятие, и источник дохода. Кроме того, азербайджанцы великолепные ювелиры. Вплоть до 20 века азербайджанцы вели кочевой и полукочевой образ жизни. Сегодня, азербайджанцы культурно и лингвистически схожи с турками, однако по происхождению они не в меньшей степени близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.

Алтайцы

Данный народ, наверное, один из самых загадочных. На протяжении нескольких веков алтайцы живут в собственной «галактике», которая по праву не будет оценена ни единой живой душой в современном мире. Никто не поймет. Алтайский народ делится на 2 общины. Это северная группа и южная группа. Первые общаются исключительно на алтайском языке. У вторых принято говорить на североалтайском языке. Алтайцы пронесли культурные ценности сквозь года, и продолжают жить по правилам предков. Интересно, что источник здоровья и так называемый «целитель» для данной народности является вода. Алтайцы верили, что в глубинах вод живет дух, который способен излечить от любого недуга. Народ и сегодня продолжает существовать в балансе с внешним миром. Дерево, вода, скала – все это они считают одушевленными предметами и относятся к вышеперечисленному с большим уважением. Любое обращение к высшим духам — посыл любви всему живому.

Балкарцы

Родной дом для балкарцев – горы Кавказа. Северного. К слову, само название говорит о том, что балкарцы — жители гор. Этот народ легко узнать. У них характерные черты внешности. Большая голова, «орлиный» нос, кожа — светлая, но при этом волосы и глаза-темные. История происхождения вышеупомянутого народа- тайна, покрытая мраком. Однако, культурные ценности и традиции известны издавна и берут свое начало с давних времен. К примеру, женщина, девушка, любая представительница слабой половины обязана безоговорочно подчинятся мужчине. Сидеть за одним столом с мужем – запрещено. Быть на виду у других мужчин – сравни измене.

Башкиры

Башкиры – еще один тюркский народ. В мире насчитывается порядка 2-х миллионов башкирцев. Полтора миллиона из которых проживает в России. Национальный язык — башкирский, также в народе говорят и на русском и татарском языках. Религия, как и у большинства тюркских народов – ислам. Интересно, что в России, народ Башкирии принято считать «титульным». В большинстве своем проживают на юге Урала. Издавна, народ вел кочевой образ жизни. В начале, семьи жилы в юртах и переезжали на новые места следом за стадами скота. До 12 века народ жил племенами. Было развито скотоводство, охота, рыболовство. Из-за вражды между племенами, народ чуть было не исчез, так как брак с представителем враждебного племени было сравни предательству.

Гагаузы

Гагаузы – народ, в большинстве своем проживающий на Балканском полуострове. Сегодня дом гагаузов – это Бессарабия. Это на Юг от Молдавии и Одесской области Украины. Общее количество современных гагаузов составляет около 250 тысяч человек. Гагаузы исповедуют православие. О музыке гагаузов, наверное, знает весь мир. В чем- чем, а этом виде искусства они профессионалы. Еще они имениты открытой политической борьбой и высоким уровнем демократии.

Долганы

Долганы — народ тюрков, проживающих в России. В общей сложности их около 8000 человек. В сравнении с другими тюркскими народами – эта община весьма малочисленна. Народ предан православию, в отличии от большей части тюрков. Однако, история гласит о том, что в древние времена народ исповедовал анимизм. Иными словами — шаманство. Язык, на котором общаются долганы – якутский. Сегодня, среда обитания Долганов — Якутия и Красноярский край.

Карачаевцы

Карачаевцы — община, которая обитает на Кавказе, в северной его части. В большинстве своем- это население Карачаево-Черкессии. В мире насчитывается порядка трехсот тысяч представителей данной народности. Исповедуют ислам. Примечательно, что карачаевцы имеют уникальный характер. На протяжении веков карачаевцы вели изолированной образ жизни. Поэтому сегодня они независимы. Карачаевцам свобода необходима как воздух. Традиции берут свое начало с давних времен. А это значит, что в приоритете семейные ценности и уважение к возрасту.

Киргизы

Киргизы — тюркский народ. Коренное население современной Киргизии. Многочисленные общины киргизов имеются также в Афганистане, Казахстане, Китае, России, Таджикистане, Турции и Узбекистане. Киргизы – мусульмане. Всего в мире порядка 5 миллионов человек. История формирования народа берет свое начало в 1 и 2 тысячелетия нашей эры. И сформировалось только лишь в 15 веке. Предки — жители Центральной Азии и Южной Сибири. Сегодня, киргизы объединили в себе достойный уровень развития и преданность культуре традиционной. Весьма распространены спортивные соревнования, а именно скачки верхом. Хорошо сохранился фольклор - песни, музыка, героическое эпическое произведение «Манас», импровизационная поэзия акынов.

Ногайцы

Сегодня, на территории РФ живет свыше ста тысяч представителей народа – нагайцы. Это один из тюркских народов, который издавна жил в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Крыму, Северном Причерноморье. Всего, по приблизительным подсчетам, в мире насчитывается чуть более 110 тысяч представителей ногайцев. Помимо России, общины есть в Румынии, Болгарии, Казахстане, Украине, Узбекистане и Турции. Эксперты уверены, что был основан золотоординским темником Ногаем. А центром ногайцев был город Срайчик на реке Урал. Сегодня, здесь установлен памятный знак.

Теленгиты

Теленгиты — относительно маленький народ, проживающий на территории великой Российской Федерации. В начале нулевых годов народ был внесен к коренным малочисленным народам России. В настоящее время, теленгиты проживают в южных районах Алтая. В особо засушливых местах. Однако они уверены, что выбрали место, которое пропитанно невиданной, необыкновенной и огромной силой, поэтому о переезде не может быть и речи. Всего теленгитов насчитывается чуть больше 15 тысяч человек. Данный народ находится на грани исчезновения, возможно, что через каких-то 100 лет представителей теленгитов и вовсе не останется. Сегодня, они верят в духов. Шаман – своего рода проводник между людьми и духами. Суровый климат Алтая не мешает теленгитам вести кочевой образ жизни. Народ занимается скотоводством: разводят коров, овец, лошадей и так далее. Живут в юртах и периодически переезжают на новые места обитания. Мужчины занимаются охотой, женщины – собирательством.

Телеуты

Телеуты- по праву считаются коренным народом Российской Федерации. Язык и культура народа весьма похожа на культуру алтайцев. Современные телеуты обосновались в южных районах Кемеровской области. Всего насчитывается 2500 телеутов. И в большинстве своем – это жители сельской местности. Исповедуют православие и придерживаются традиционных обычаев в религии. Народ в прямом смысле слова «вымирает». С каждым годом их становится все меньше.

Турки

Турки – вторая община по количеству этнической группы на Кипре. Всего в мире насчитывается почти восемьдесят один миллион человек. Большинство верующих - мусульмане-сунниты. Составляют почти 90 процентов от общего количества. Интересные факты о турках:

  • Мужчины-турки очень много курят, власти страны в борьбе за здоровым образом жизни стали даже штрафовать курящих в людных местах горожан;
  • Любители чая;
  • Мужчины стригут мужчин, женщины-женщин. Такое правило;
  • Хитрые продавцы так и норовят взвесить больше положенного;
  • Яркий макияж у женщин;
  • Обожают настольные игры;
  • Обожают отечественную музыку и очень ею гордятся;
  • Хороший вкус.

Турки — своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

Уйгуры

Уйгуры — народ, который проживает в восточной части Туркестана. Исповедуют ислам, суннитского толкования. Интересно, но народ в прямом смысле слова разбросан по всему миру. От России до запада Китая. В начало 19 века в принудительном порядке народ пытались обратить в православную веру. Однако большим успехом это не увенчалось.

Шорцы

Шорцы довольно таки маленький народ тюрков. Всего лишь 13 тысяч человек. Живут на юге Западной Сибири. Общаются, в большинстве своем, на русском языке. В связи с этим родной – шорский язык находится на грани исчезновения. С каждым годом традиции обрастают «русскостью». Называют себя татарами. Внешность — монголоидная. Темные и вытянутые глаза, выраженные скулы. Поистине красивый народ. Религия – православие. Однако и по сегодняшний день часть шорцев исповедуют тенгрианство. То есть три царства и девять небес, которые обладают могущественной силой. Согласно тенгрианству, земля переполнена добрыми и злыми духами. Интересно, но для мужчин считалось крупной находкой молодая вдова с ребенком. Это верный признак богатства. Поэтому за молодых мам, потерявших супруга шла настоящая борьба.

Чуваши

Чуваши. В мире их насчитывается порядка полутора миллиона человек. 98 процентов, из которых проживают на территории Российской Федерации. А именно в Чувашской Республике. Остальная часть на Украине, в Узбекистане и Казахстане. Общаются на родном для себя – чувашском языке, который к слову насчитывает 3 диалекта. Чуваши исповедуют православие и ислам. А вот если верить мифам чувашей, то наш мир делится на три части: верхний, средний и соответственно нижний миры. У каждого мира – три слоя. Земля — квадратная. И держится на древе. С 4-х сторон землю размывает вода. И чуваши верят, что когда-то она дойдет и до них. К слову, они, если верить мифам живут как раз таки в центре «квадратной земли». Бог – живет в верхнем мире, вместе со святыми и не рождёнными детьми. А когда кто-то умирает, то путь души лежит через радугу. В общем, не мифы, а настоящая сказка!

Тюрки - это обобщённое название этноязыковой группы тюркских народов. Географически, тюрки рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всего Евроазиатского континента. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима "тюрк" относится к 6 веке н.э. и связано оно с именем Кёк Тюрков (Небесных тюрков), которые под предводительством рода Ашина создали Тюркский Каганат. В истории тюрки известны как: умелые скотоводы, воины, основатели государств и империй.

Тюрк - довольно древнее имя. Впервые оно упоминается в китайских летописях в отношении определенной группы племен с VI в. н.э. Территория кочевания этих племен распространялась на Синьцзян, Монголию и Алтай. Тюркские племена, тюркские языки существовали задолго до того, как их этноним был зарегистрирован в анналах истории.

От речи тюркских племен ведет свое происхождение турецкий язык, от их общего имени - название турецкой нации (по-турецки "тюрк", по-русски "турок"). Ученые различают значения слов "тюрк" . и "турок". При этом тюрками называют все народы, говорящие на тюркских языках: это азербайджанцы, алтайцы (алтай-кижи), афшары, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, каджары, казахи, карагасы, каракалпаки, карапапахи, карачаевцы, кашкайцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, тофы, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, чулымцы, шорцы, якуты. Из этих языков наиболее близки друг другу турецкий, гагаузский, южнокрымско-татарский, азербайджанский, туркменский, составляющие огузскую подгруппу тюркской группы алтайской языковой семьи.

Хотя тюрки исторически не являются единым этносом, а включают в себя не только родственные, но и ассимилированные народы, тем не менее тюркские народы являются единым этнокультурным целым. А по антропологическим признакам можно выделить тюрков, относящихся как к европеоидной расе, так и к монголоидной, но чаще всего встречается переходный тип, относящийся к туранской (южносибирской) расе. Читать больше → Откуда пошли тюрки? .


Тюркский мир - один из древнейших и многочисленных этносов. Первые поселения древних предков современных тюркских народов тянулись с востока на запад от озера Байкал до Уральских гор, отделяющих Азию от Европы. На юге территорию их обитания охватывали горы Алтай (алтан-золтой) и Саяны, а также озера Байкал и Арал. В древнюю историческую эпоху тюрки из Алтая проникли в северо-западный Китай, а оттуда приблизительно в 1000 г. до н.э. значительная их часть двинулась на Запад.

Достигли тогда тюрки и той части Средней Азии, которая называется Туркестаном (страной тюрков). Со временем часть тюркских племен откочевала на Волгу, а затем через Днепр, Днестр и Дунай - на Балканы. Среди тех тюркских племен, которые во второй половине XI - первой половине XIII веков нашли пристанище на Балканском полуострове, были предки современных гагаузов. Балканы (Balkanlar - с турецкого языка) употребляются с начала XIX века и означают «непроходимые, густые, лесистые оры».


Л.Н. Гумилев. Древние тюрки. Срединная Азия накануне создания тюркютской державы, кон. V в.

В наши дни тюркские народы обобщенно называются «тюркским миром».

Реконструкции внешности древних тюрков (гёктюрков)

К началу XXI в. зафиксировано 44 тюркских этноса. Это 150-200 миллионов человек. Самое крупное тюркское государство в мире с населением 75 миллионов человек (2007 г.) - это Турция. Маленькой частичкой тюркского мира является и гагаузский народ, большая часть которого проживает в Республике Молдова. Разобщенность тюркских племен, расселение на огромных территориях привели к значительному различию в их языковых чертах, хотя в далекую старину все они говорили на двух-трех древнетюркских диалектах. Тюркское население делится на восемь географических регионов:

1. Турция;
2. Балканы;
3. Иран;
4. Кавказ;
5. Волга-Урал;
6. Западный Туркестан;
7. Восточный Туркестан;
8. Молдова-Украина (свыше 200 тысяч гагаузов).

На территории Сибири проживает около 500 тысяч якутов (саха), в Афганистане тюркское население составляет около 8 миллионов человек, а в Сирии - свыше 500 тысяч человек, в Ираке есть 2,5 миллиона туркмен.

Гёктюрки были сильным кочевым народом тюркского происхождения и были первыми людьми, кто начал массовое вторжение в современную Центральную Азию и завоевал местные ираноязычные, индоевропейские народы. Их народ не был полностью европеоидным или монголоидным, но был монголоидно-европеоидной смешанной расой, в соответствии с данными антропологов. Читать больше → Тюркский мир - гунны (хунны), гёктюрки... .

Тюркский Каганат контролировал часть Восточной Европы, Центральную Азию, Южную Сибирь, часть Кавказа и Западной Маньчжурии. Они боролись против 100% монголоидной, восточноазиатской, китайской цивилизации. Они также воевали против других цивилизаций, Центральной Азии и Кавказа, которые были на 100% индоевропейскими.

Тюркский каганат в период наивысшего расширения

Гёктюрк из Алтая

Гёктюрк V-VIII н.э., из Кыргызстана

Гёктюрки из Монголии

В соответствии с данными антропологов, расово эти люди были 67-70%-ой монголоидностью, и с 33-30%-ой европеоидной примесью, с технической точки зрения они ближе к монголоидной расе, но с примесью. Также, они часто были довольно высокими.

Интересно то, что среди них встречались красноватые и коричневые волосы с серыми и зелеными глазами.

Музей тюркского мемориального комплекса Хушуу Цайдам(Монголия). Благодаря неимоверному труду монгольских и российских археологов музей стал подлинным хранилищем ценных экспонатов древнетюркской эпохи.