Сытый голодному не товарищ смысл пословицы. Сытый голодного не разумеет. Можно ли победить сословное расслоение? Как похудеть на сытый желудок

> Абсолютный ноль

Изучите, чему равен абсолютный ноль температуры и значение энтропии. Узнайте, чему равна температура абсолютного ноля по шкале Цельсия и Кельвина.

Абсолютный ноль – минимальная температура. Это отметка, при которой энтропия достигает наименьшего значения.

Задача обучения

  • Разобраться в том, почему абсолютный ноль выступает естественным показателем нулевой точки.

Основные пункты

  • Абсолютный ноль выступает универсальным, то есть, вся материя пребывает в основном состоянии при этом показателе.
  • К обладает квантово-механической нулевой энергией. Но в интерпретации кинетическая энергия может быть нулевой, а тепловая исчезает.
  • Максимально низкая температура в лабораторных условиях достигла 10-12 К. Минимальная естественная – 1К (расширение газов в туманности Бумеранг).

Термины

  • Энтропия – мера того, как равномерная энергия располагается в системе.
  • Термодинамика – отрасль в науке, изучающая тепло и его соотношение с энергией и работой.

Абсолютный ноль – минимальная температура, при которой энтропия достигает наименьшего значения. То есть, это самый маленький показатель, который можно наблюдать в системе. Это универсальное понятие и выступает нулевой точкой в системе единиц температуры.

График зависимости давления от температуры для разных газов с постоянным объемом. Заметьте, что все графики экстраполируются к нулевому давлению при одной температуре

Система в абсолютном нуле все еще наделена квантово-механической нулевой энергией. Согласно принципу неопределенности, положение частичек нельзя определить с абсолютной точностью. Если частичка смещается в абсолютном нуле, то все еще обладает минимальным энергетическим запасом. Но в классической термодинамике кинетическая энергия способна быть нулевой, а тепловая исчезает.

Нулевая точка термодинамической шкалы, вроде Кельвина, приравнивается к абсолютному нулю. Международное соглашение установило, что температура абсолютного ноля достигает 0K по шкале Кельвина и -273.15°C по шкале Цельсия. Вещество при минимальных температурных показателях проявляет квантовые эффекты, вроде сверхпроводимости и сверхтекучести. Наиболее низкая температура в лабораторных условиях составляла 10-12 K, а в естественной среде – 1K (быстрое расширение газов в туманности Бумеранг).

Стремительное расширение газов приводит к минимальной наблюдаемой температуре

Абсолютный нуль температуры

Абсолю́тный нуль температу́ры (реже - абсолютный ноль температуры ) - минимальный предел температуры , которую может иметь физическое тело во Вселенной. Абсолютный нуль служит началом отсчёта абсолютной температурной шкалы, например, шкалы Кельвина . В 1954 X Генеральная конференция по мерам и весам установила термодинамическую температурную шкалу с одной реперной точкой - тройной точкой воды, температура которой принята 273,16 К (точно), что соответствует 0,01 °C, так что по шкале Цельсия абсолютному нулю соответствует температура −273,15 °C .

Явления, наблюдаемые вблизи абсолютного нуля

При температурах, близких к абсолютному нулю, на макроскопическом уровне могут наблюдаться чисто квантовые эффекты, такие как:

Примечания

Литература

  • Г. Бурмин. Штурм абсолютного нуля. - М.: «Детская литература», 1983

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Геринг
  • Кшапанака

Смотреть что такое "Абсолютный нуль температуры" в других словарях:

    АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ - начало отсчёта термодинамич. темп ры; расположен на 273,16 К ниже темп ры тройной точки (0,01°С) воды (на 273, 15°С ниже нуля темп ры по шкале Цельсия, (см. ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ШКАЛЫ). Существование термодинамической температурной шкалы и А. н. т.… … Физическая энциклопедия

    абсолютный нуль температуры - начало отсчёта абсолютной температуры по термодинамической температурной шкале. Абсолютный нуль расположен на 273,16ºC ниже температуры тройной точки воды, для которой принято значение 0,01ºC. Абсолютный нуль температуры принципиально недостижим… … Энциклопедический словарь

    абсолютный нуль температуры - absoliutusis nulis statusas T sritis Energetika apibrėžtis Termodinaminės temperatūros atskaitos pradžia, esanti 273,16 K žemiau trigubojo vandens taško. Pagal trečiąjį termodinamikos dėsnį, absoliutusis nulis nepasiekiamas. atitikmenys: angl.… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas

    Абсолютный нуль температуры - начальный отсчет по шкале Кельвина, составляет по шкале Цельсия отрицательную температуру в 273,16 градуса … Начала современного естествознания

    АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - температуры, начало отсчета температуры по термодинамической температурной шкале. Абсолютный нуль расположен на 273,16шC ниже температуры тройной точки воды (0,01шC). Абсолютный нуль принципиально недостижим, практически достигнуты температуры,… … Современная энциклопедия

    АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - температуры начало отсчета температуры по термодинамической температурной шкале. Абсолютный нуль расположен на 273,16 .С ниже температуры тройной точки воды, для которой принято значение 0,01 .С. Абсолютный нуль принципиально недостижим (см.… … Большой Энциклопедический словарь

    АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - температура, выражающая отсутствие теплоты, равна 218° Ц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. абсолютный нуль температуры (физ.) – наиболее низкая возможная температура (273,15°C). Большой словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - температуры, начало отсчета температуры по термодинамической температурной шкале (см. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕМПЕРАТУРНАЯ ШКАЛА). Абсолютный нуль расположен на 273,16 °С ниже температуры тройной точки (см. ТРОЙНАЯ ТОЧКА) воды, для которой принято… … Энциклопедический словарь

    АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - предельно низкая температура, при которой прекращается тепловое движение молекул. Давление и объем идеального газа, согласно закону Бойля Мариотта, становится равным нулю, а за начало отсчета абсолютной температуры по шкале Кельвина принимается… … Экологический словарь

    АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - начало отсчета абсолютной температуры. Соответствует 273,16° С. В настоящее время в физических лабораториях удалось получить температуру, превышающую абсолютный нуль всего на несколько миллионных долей градуса, достичь же его, согласно законам… … Энциклопедия Кольера

Современные технологии достигли огромных успехов. Во всех отраслях науки повседневно делаются новые открытия. Друг за другом выпускаются новые и новые образцы техники разного назначения, которые облегчают жизнь человека.

Если где-то сто лет назад автомобиль был редким средством передвижения, которое считалось роскошью, и его могли себе позволить только состоятельные люди, то на сегодняшний день некоторые люди на свои средства уже летают в космос.

Такие же ошеломляющие успехи есть практически во всех областях научно-технического прогресса. Судя по всем этим революционным изменениям, человечество должно было жить в достатке и иметь много свободного времени, чтобы заниматься поклонением Своему творцу.

Также, несмотря на огромные успехи в развитии сельскохозяйственных технологий, человечество не смогло победить голод во всём мире. Как ни удивительно, на сегодняшний день целые страны имеют большие проблемы с продуктами питания и питьевой водой.

К сожалению, мы, живя в определённом достатке, не имея проблем с продуктами питания, водой и другими предметами первой необходимости, очень редко вспоминаем о людях, которым порой нечем отпустить свой пост, а некоторые и вовсе не думают о них. Более того, мы умудряемся жаловаться на простые проблемы, которые мы порою сами для себя и создаём.

Если не получается обращать внимания на тех, кто живёт в бедности или в нищете, вспоминайте хотя бы, как жил наш Пророк ﷺ , какие он терпел лишения. Вспоминайте, как жили сподвижники Посланника Аллаха ﷺ , их последователи и наши праведные предшественники (саляф ас-салих).

Передают со слов ‘Урвы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах), говорила ему:

وَاللهِ، يَا ابْنَ أُخْتِي، إنْ كُنَّا نَنْظُرُ إِلَى الهِلاَلِ، ثُمَّ الهِلالِ: ثَلاَثَةُ أهلَّةٍ في شَهْرَيْنِ، وَمَا أُوقِدَ في أبْيَاتِ رسول الله صلى الله عليه وسلم - نَارٌ. قُلْتُ: يَا خَالَةُ، فَمَا كَانَ يُعِيشُكُمْ؟ قالت: الأَسْوَدَانِ التَّمْرُ وَالمَاءُ، إِلاَّ أنَّهُ قَدْ كَانَ لرسول الله - صلى الله عليه وسلم - جِيرَانٌ مِنَ الأَنْصَارِ، وكَانَتْ لَهُمْ مَنَائِحُ وَكَانُوا يُرْسِلُونَ إِلَى رسول الله - صلى الله عليه وسلم - مِنْ ألْبَانِهَا فَيَسْقِينَا

«Клянусь Аллахом, о сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодую луну, потом ещё одну (, всего же мы видели) три молодых луны в течение двух месяцев, и за всё это время) в домах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня (то есть в течение этого времени там не готовили горячую пищу) ».

‘Урва сказал: «И я спросил: "О тётушка, что же поддерживало вас? " Она сказала: "Финики и вода, однако помимо этого по соседству с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) жили ансары, у которых были дойные верблюдицы, и они давали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) их молоко, а он поил им нас "». (Бухари ; Муслим )

Посланник Аллаха любил неимущих и очень уважал их, всегда заботился о них и завещал делать это своим сподвижникам. В качестве примера можно привести группу неимущих сподвижников, которые постоянно находились в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Для них Посланник Аллаха даже отвёл специальное место – Суффа. Потому их и называли «Асхаб ас-суффа».

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

لَقَدْ رَأَيْتُ سَبْعِينَ مِنْ أَهْلِ الصُّفَّةِ، مَا مِنْهُمْ رَجُلٌ عَلَيْهِ ردَاءٌ، إمَّا إزَارٌ وَإمَّا كِسَاءٌ، قَدْ رَبَطُوا في أعْنَاقِهِم مِنْهَا مَا يَبْلُغُ نِصْفَ السَّاقَيْن، وَمِنْهَا مَا يَبْلُغُ الكَعْبَيْنِ فَيَجْمَعُهُ بِيَدِهِ كَرَاهِيَةَ أَنْ تُرَى عَوْرَتُهُ

«Я видел семьдесят человек из числа живших под навесом (Асхаб ас-суффа), и ни у одного из них не было даже верхней одежды, а только платье или какая-нибудь другая единственная одежда, концы которой они завязывали у себя на шеях. У одних эти одежды доходили до середины голени, а у других – до щиколотки. Они придерживали их края руками, не желая, чтобы был виден аврат (то, что следует скрывать от чужих глаз » (Бухари ).

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о появлении в будущем людей, которые будут думать только о своём желудке.

Передают со слов Имрана бин Аль-Хусайна (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

خَيْرُكُمْ قَرْنِي، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ قَالَ عِمْرَانُ: فَمَا أدْري قَالَ النبي - صلى الله عليه وسلم - مَرَّتَيْنِ أَو ثَلاَثًا «ثُمَّ يَكُونُ بَعْدَهُمْ قَوْمٌ يَشْهَدُونَ وَلاَ يُسْتَشْهَدُونَ، وَيَخُونُونَ وَلاَ يُؤْتَمَنُونَ، وَيَنْذِرُونَ وَلاَ يُوفُونَ، وَيَظْهَرُ فِيهمُ السَّمَنُ». متفقٌ عَلَيْهِ

«Лучшими из вас будут мои современники, затем – следующие за ними, а затем – следующие за ними ».

Имран сказал: «И я не знаю, сколько раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова – дважды или трижды ».

А потом он сказал: «А на смену им придут люди, которые будут готовы свидетельствовать, но их не будут принимать в качестве свидетелей, которые станут поступать вероломно и будут недостойны доверия, которые станут давать обеты, но не будут выполнять их, и будет среди них множество тучных, упитанных людей . (Аль-Бухари ; Муслим )

То есть на смену этим поколениям придут люди, которые будут предаваться излишествам в еде и питье и стремиться к накоплению мирских благ.

Вполне вероятно, что любой из нас может попасть под эту категорию людей, о которых говорится в хадисе. Да убережёт нас Аллах от этого. Однако те, кто живёт в полном достатке, умудряются ещё и жаловаться на жизнь, не говоря о том, что они не воздают хвалу Всевышнему за все эти блага.

От Убайдуллаха бин Михсана аль-Ансари аль-Хатми (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ أصْبَحَ مِنْكُمْ آمِنًا في سربِهِ، مُعَافَىً في جَسَدِهِ، عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ، فَكَأنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا

«Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы ему хватило её на день » (Тирмизи).

Если человек имеет пропитание на предстоящий день, имеет крышу над головой, то его семья и имущество, как и он сам, недосягаемы для врагов. Что ему ещё остаётся, кроме как воздать хвалу Всевышнему за все эти блага? Как говорится, в таком положении ему грех жаловаться.

Уважаемые братья и сёстры, когда у вас появляется какая-либо бытовая проблема, какой бы серьезной она ни была, не думайте, что весь мир отвернулся от вас, что земля уходит из-под ног. Просто вспомните, какой трудный был быт у нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников и так далее.

Также вспомните, что где-нибудь в Африке кому-то нечего есть и порою даже нет воды, пригодной для питья. Уверен, тогда вам точно станет легче, и вы воздадите хвалу Всевышнему, ведь жалобы и переживания не увеличат ваш удел.

Нурмухаммад Изудинов

В прошлый раз я перевел (достаточно вольно) статью, в которой рассказывалось, почему люди попадают в секты, как удерживаются там, и почему людям бывает трудно понять тех, кто иначе мыслит. В качестве примера я упомянул, что богатому человеку трудно понять бедного.

Это, на самом деле, утверждение, которое уже давно вызывает бурные эмоции — особенно со стороны богатых. Мне постоянно встречаются высказывания типа «если ты такой умный, почему такой бедный», «бедным быть стыдно», «нищеброды сами виноваты в своей нищете, им нужно не жаловаться, а идти работать» и т.д. Причем говорят так не одни только миллионеры, а и люди среднего достатка.

Навстречу им несутся обвинения бедных. Они не менее разнообразны и не менее эмоциональны. И, хотя в подобных спорах, как правило, не бывает правых, в данном случае бедные все же ближе к истине, чем богатые. Не случайно пословица, ставшая заглавием этой статьи, гласит именно «Сытый голодного не разумеет». Голодный сытого разумеет намного лучше.

Главный довод богатых очевиден: «Я всего добился упорным трудом, следовательно, тот, кто беден, сам виноват в своей бедности. Он не желает трудиться, рисковать, что-то предпринимать, чтобы изменить свое положение. Если бы он был способен на все это, то был бы так же богат и успешен, как и я».

Это своеобразный извод протестантской этики, однако он упускает из виду именно то, что составляло основу этой самой протестантской этики: богатство и успешность — признак избранности Богом. Всевышний помогает праведникам. Именно поэтому все и должны упорно трудиться и стремиться к богатству, иначе как понять, избранный ты или нет?

Современные идеологи успеха выкинули Бога из уравнения, сменив его на вселенную безграничных возможностей, у которой нет избранных — она одинаково добра и щедра ко всем. Получилось то, что получилось.

Скажем сразу во избежание недоразумений. Никто не спорит с тем, что, не прикладывая усилий, ничего и не добьешься. Про рыбку из пруда все помним, правильно? Но тут, как говорится, есть нюанс. На самом деле даже два.

Чем ближе ты к полной нищете, тем больше усилий у тебя уходит на элементарное выживание. А ведь силы человека ограничены, и где-то на этой шкале есть роковая отметка, за которой выживание потребует всех сил, что у тебя есть. И даже больше. И тот, кто оказался на этой отметке, никогда и ни при каких обстоятельствах не вырвется оттуда своими силами. Вытащить его может только удача или преступление.

Откуда происходит такая несправедливость? На самом деле, правильнее будет сказать, что не бедные обделены, а богатые пользуются форой. И вот почему.

Ни один человек в мире — подчеркиваю, ни один — не имеет морального права говорить, что всего добился исключительно своими собственными усилиями. Собственные усилия — важная и чаще всего необходимая часть успеха, но далеко не самая значительная.

Я бы сказал, что из ста процентов успеха своими силами ты обеспечиваешь максимум пять-десять. Все остальное — результат действия сил и условий, которые от твоей воли, желания и поступков не зависят вообще никак.

Начнем с того, что миллионерами становятся по-разному. Кто-то начинал в бедности, кто-то вышел из среднего класса, кто-то преумножил родительское состояние. Но еще никто и никогда не мог стать миллионером на необитаемом острове. Для успеха нужна среда. Нужен социум, который и будет вознаграждать тебя за твои действия.

А это значит, что любому успешному человеку повезло в главном. Он родился в правильное время и в правильном месте: в той ситуации, которая особенно щедро — непропорционально щедро — вознаграждает именно то, что он умеет делать лучше всего.

Это, кстати, не только не моя личная мысль, но даже не моя формулировка. Это сказал один из богатейших людей планеты Уоррен Баффет. Он, в отличие от многих других, отлично понимает, что, живи он двести лет назад (или родись в наше время, но где-нибудь в Сомали), его таланты не помогли бы ему не только разбогатеть, но даже выжить.

Людей, которые были бы одинаково успешными в разных, не связанных между собой областях, крайне мало. Те, что есть, по большей части удачливы в другом: их талант настолько многогранен, что его можно применять разными способами.

Но даже из тех, кто обладает талантом, не все могут вырваться вперед. Обществу нужно не больше определенного количества предпринимателей, актеров, моделей, юристов. И обязательно нужны другие: сантехники, водопроводчики, уборщики. Они по определению никогда не будут такими же богатым — но богачам без них не обойтись. И если ты живешь в чистоте благодаря трудам уборщицы, то не имеешь права превозноситься над ней за то, что она зарабатывает меньше тебя. Доход — не мера полезности.

Если успех — это результат сложения «личные усилия плюс реакция социума», то и плоды успеха даны успешному человеку тем самым социумом. Это к вопросу о другом доводе богатых: «Зачем я должен делиться доходами с бедными? Я заработал все сам, пусть и они сами зарабатывают».

Зарабатывает тот, кто обменивает свой труд, свои физические усилия на деньги. Так богачом не стать, потому что усилия, которые ты можешь приложить, все равно конечны, им есть предел, и этот предел не так уж далек. Чтобы выделиться из толпы, нужно, чтобы кто-то другой отдавал тебе свои усилия добровольно.

Смысл разделения труда, создающего элиту, именно в этом. У каждого человека, стоящего выше роковой черты выживания, есть крохотный излишек свободных сил, и он отдает его кому-то из немногочисленных избранных, чтобы тот, свободный от необходимости выживать, мог тратить собственные силы на что-то, что принесет пользу всему обществу.

Любой миллионер получил свое состояние от тех самых бедняков. Это их деньги. Поэтому только логично, что частью своего состояния богатый должен поступиться, чтобы улучшить жизнь бедных. В конце концов, чем лучше они живут, тем больше отдают ему — даже шкурный интерес требует альтруизма и благотворительности.

На самом деле очень странно, когда перед тобой сидит человек, одетый в хороший костюм, сшитый для него другими людьми, в удобном кресле, сделанном другими людьми, в богатом доме, построенном другими людьми, и с гордым видом заявляет, что он этим людям ровно ничем не обязан.

Помимо всего прочего, он сам был когда-то ребенком, и другие люди растили, кормили, учили и лечили его. Он не прикладывал для этого усилий.

Даже сама концепция священной частной собственности, к которой так любят апеллировать сторонники Айн Рэнд, существует только потому, что общество ее поддерживает. В противном случае у любого человека была бы лишь та «собственность», которую он может своими силами отстоять от чужих притязаний — и ровно до тех пор, пока не появится кто-то, кто достаточно силен, чтобы отнять все.

Успешные люди любят говорить, что «нищеброды» ненавидят их из зависти. Действительно, зависть — штука страшная и вполне реальная. Но тем, кто считает, что это единственная причина неприязни бедных к богатым, я напомню про Бэтмена.

Не только про него, конечно, но и про него тоже. Возьмите список самых популярных людей мира, тех, кого обожают миллионы — реальных или вымышленных, сейчас неважно — и посмотрите, сколько среди них богачей. Скажу сразу — их очень много. И если им завидуют, то скорее в мечтательном ключе: «Вот бы таким стать!».

Весь англоязычный мир знает «Рождественскую песнь» Диккенса. Миллионы людей с детства читали и перечитывали эту историю, дружно ненавидели алчного и жестокого Скруджа в начале и проникались к нему сочувствием и симпатией в конце. А ведь в конце мистер Скрудж не раздает свое состояние нищим. Он просто перестает вести себя как бесчеловечный надменный говнюк.

Вот и ответ — простой и ясный, как все ответы на действительно важные вопросы. Люди любят успешных и богатых. Люди восхищаются ими, стремятся им подражать, берут с них пример. Но только при условии, что богатые и успешные и на словах, и на деле воздают обществу должное за его усилия, которые вынесли их на вершину. Иначе любовь сменится ненавистью, и зависть тут будет совершенно ни при чем.

Есть на свете нечто такое, что необходимо каждому. Это нужно молодым и старикам, богатым и нищим, здоровым и больным. Получив это, человек уже не в силах остановиться, ему хочется еще и еще.

Что же это такое? Если вы решили, что деньги, то-скажу вам, что это не только деньги. Если решили, что власть, – то снова ошиблись – это не только власть. Существует в мире нечто такое, с помощью чего можно добиться богатства, уважения и здоровья, не растеряв при этом доброты и нежности. Таким универсальным средством является медитация.

Я обычно преподношу свои советы по исцелению или обретению богатства таким образом, чтобы человек испытал состояние медитации. Такое состояние запоминается лучше любого рецепта из трав или комплекса упражнений. В своей новой книге я рассказываю о медитации и о том, каким образом каждый из вас может овладеть этим методом, способным изменить жизнь к лучшему.

Прочитайте или пролистайте нашу книгу. Попробуйте открыть ее наугад – и перед вами окажется страница, на которой вы найдете все то, что так давно вам необходимо. Необходимо, потому что даже поверхностное соприкосновение с медитацией – это уже «момент истины».


Глава 11

СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ

Голод – как боль

Голод действует на человека примерно так же, как и боль. Особенно если вы голодаете не по собственному желанию. Все рекомендации, которые я давал по поводу боли, применимы и в этом случае. Вы даже можете еще раз перечитать главу 6 и везде, где в тексте встречается слово «боль», заменить его на слово «голод».

Но, разумеется, есть и некоторые отличия. Я уже много написал о питании и подробно осветил эту проблему в книгах «Живот – это жизнь» (части 1 и 2). Первая часть знакомит читателя с медитативным аспектом процесса употребления пищи достаточно подробно.

Если обратиться к каноническим книгам, то, помимо конкретных списков продуктов (зачастую экзотических и нам недоступных), там можно обнаружить и некоторые закономерности. Вот на них-то мы сейчас и остановимся.

Правило 1. Человек, практикующий медитацию, должен избегать алкоголя.

По данным академика Углова, алкоголь с момента его употребления держится в клетках мозга в течение 21 дня. Представляете? Двадцать один день человек… находится «под шофе». То есть относительно такого человека ни о каком расширении сознания речи быть не может.

А вот вам еще несколько ценных советов, правда, на этот раз не моих.

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Горесть для души вино, когда пьют его много.

Сир., 31: 34:


Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.

1 Кор., 6: 10


Правило 2. Пейте больше воды. Пейте меньше воды.

То есть получается, что этих правил два. Йога, например советует обильное питье, а христианство имеет тенденцию сухоядению. Вы должны выбрать свой вариант.

Но сразу успокою вас: выбирать между йогой и христианством не придется. Ответ может показаться вам просто, но… Все зависит от климата. И чтобы доказать это, приведу пример.

Был я как-то в экспедиции в Средней Азии, летом, когда в тени там – плюс сорок градусов. Человеку, впервые попавшему в такой климат, особенно с севера, кажется, что он попал в сауну. С той только разницей, что из сауны можно выйти, а там деться некуда. И разумеется, хочется пить. Все члены экспедиции пили очень много воды, а я старался брать пример с местных жителей и пил как можно меньше. В результате один я сохранил высокую работоспособность до конца дня и четкое сознание.

Это вам пример из жизни, а теперь давайте обратимся классике. Святой Антоний, например, советовал воздержаться от излишества в питье воды, потому что оно, по его слова) возбуждает воображение (то есть замутняет истинное сознние), подобно тому как плоть разгорячается от вина. А я от себя, для справки, замечу, что святой Антоний жил в Египеской пустыне.

Поэтому можно сделать вывод, что количество жидкости в котором нуждается организм, меняется в зависимости (климата, времени года и даже времени суток. Ориентируйте на свои естественные потребности. То есть пейте – сколи душе угодно. Пейте воду тогда, когда испытываете в ней потребность. Ваш организм вернее, чем любая доктрина, подскажет вам, сколько жидкости вам требуется и в какое время. Поэтому еще раз повторяю; учитесь понимать свое тело, и тогда именно оно станет вашим лучшим гидом на пути к здоровью.

Правило 3. Нет никакого прока в вегетарианстве, если вы ведете нормальный образ жизни.

Христианские взгляды на питание оставляют вегетарианство только внутри монастырских стен, а за их пределами – полная свобода. Специальное питание должно соответствовать особенному образу жизни, такому, какой ведут, например, монахи. Разумеется, существуют посты, которых всем полезно придерживаться, но до и после них – никто вашу свободу не ограничивает.

Питание вообще очень тесно связано с образом жизни. Вот, например, девушка, работающая топ-моделью, сыта уже от того, что обмахивается салатным листиком. Но когда она оставит карьеру и соберется обзавестись ребенком, ей, пожалуй, потребуется полтора бифштекса вместо одного. Если работа модели – это много сна и немного гимнастики, то можно какое-то время прожить, питаясь капустными листиками, запивая их морковным соком. А вот материнство – это тяжелая работа по вынашиванию и вскармливанию ребенка; сил тратится много, нужен полноценный белок, много кальция и т. д.

Ешьте столько, сколько вам нужно, чтобы чувствовать себя сытыми – больше энергии пойдет на освоение медитации, успокоение сознания, улучшение здоровья.

Худо человеку, который ест на соблазн.


Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся.


Естественное питание

Питание не должно превращаться в противоестественный процесс. Вот, например, медики считают, что для нормального питания человеку необходимо потреблять в день определенное количество белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ. И находятся люди, которые готовы буквально каждый проглоченный кусочек анатомировать на предмет содержания этих питательных веществ. Они не едят, нет, они потребляют калории и питательные вещества, строго соблюдая указанные медиками пропорции. Однако это приносит им мало пользы. Здоровье все равно дает сбои, желудок шалит, хотя питаются они «по науке».

А вот христианские подвижники в древности не знали подобных премудростей и питались только хлебом и водой, фруктами и овощами. Об этом свидетельствуют многочисленные документальные источники и их жизнеописания. Однако болезни им были неведомы, жили они до глубокой старости, сохраняя подвижность тела и ума.

Так, Павел Фивейский, например, питаясь лишь хлебом и финиками, которые запивал ключевой водой, дожил до 113 лет, а святой Антоний, евший только хлеб с солью, и то не всегда, прожил 105 лет. Современники свидетельствуют, что был он при этом совершенно здоров, зрение его не притупилось, зубы не разрушились. Несмотря на то что спал он прямо на земле, выглядел он гораздо крепче тех, кто сладко ест и мягко спит. Вот как выглядел святой Антоний, когда после многих лет отшельничества и полного молчания он явил себя народу Александрии для обличения ересей: «Тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таков же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была опять чистота нрава, ни скорбью не был подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать. Он был равнодушным, потому что управлял им разум, и ничего не могло вывести его».

Святой Антоний – яркий пример торжества духа человеческого над плотью. Воистину – не хлебом единым жив человек. Я привел этот пример в доказательство того, что существуют иные энергетические источники, питающие организм, не связанные с количеством белков и углеводов. Они выходят на первый план там, где присутствует духовная жизнь, к которой, кстати, относится и практика медитации.

Пополняйте запасы энергии

Вы, наверно, в недоумении. Как же так? Никаких ограничений, запрещений, наставлений? Да – никаких. Кроме одного – постарайтесь отказаться от алкоголя.

Пища призвана пополнять запасы вашей энергии. Вот и ориентируйтесь на это. Голодны – поешьте, не мучайте себя. Голод – это знак, что энергия нуждается в подпитке. Кроме того, от голода может разболеться голова, и в таком состоянии вы вряд ли сможете заниматься работой.

Кстати, если вы работаете, особенно занимаетесь физическим трудом, не стоит стремиться повторять подвиг отшельников – питаться только хлебом и водой. У них был один путь, у вас – совсем другой. Каждому свое.

Возможно, занятия медитацией помогут вам нормализовать вес. Медитация пополняет ваше тело энергией, и, возможно, аппетиты ваши по отношению к обычным яствам поубавятся. Человека вялого, у которого никогда нет аппетита, медитация «пробудит» к жизни, и аппетит появится. Некоторые люди, находясь в нервном напряжении, все время хотят есть, а другим «кусок в горло не лезет». От этого у одних – Двойной подбородок, а у других – чуть ли не дистрофия. Медиация поможет и тем и другим, поскольку она успокаивает, снимет напряжение и тем самым нормализует аппетит.

Ешьте так, чтобы чувствовать себя сытыми!

Читайте еще:

В рассказе есть агрессивная тематика, но в довольно умеренном выражении: «Мое животное живет в глубинах океана. Оно питается акулами и прочими крупными рыбами. В длину достигает 20 метров. Иногда нападает на корабли. Его друзья - такие же, как и он, а врагов у него нет (еще не нашлось такое...

Для начала стоит понять, что различия между выигрышем и проигрышем не так уж и очевидны. Очень часто это просто ваша реакция. По ней люди и судят. Если я после первого срока депутатства принял решение больше в Думу не идти и сообщаю об этом своим знакомым, они смотрят на меня и не знают, хорошо...