«Тургеневская девушка» - особенный женский образ в повести «Ася. История создания повести "ася" Презентация по произведению тургенева ася

Что скрывается под термином «тургеневская девушка». Ася много читает. Незаконнорожденность Аси. Душа, которую невозможно не полюбить. Герою требовалась решительность. Тургеневская девушка. Цельное представление о характере Аси. Образы героинь Тургенева. Образ Аси бесконечно расширяется. Злой рок. Чтение поэмы Гёте. В воображении Аси возвышенные человеческие стремления. Оценка образа критиками.

«Базаров и Кирсанов» - Воспитание. Основные линии спора. Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших. Сбор материала по героям. Крестьянство. Отношение к окружающим. Отцы и дети. Споры героев романа «Отцы и дети». Тест по роману И.С.Тургенева. Нигилизм. Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым. Задание по тексту. Идеологический конфликт. П.П. Кирсанов. История жизни Павла Петровича. Базаров. Образование. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым.

«Темы «Стихотворений в прозе» Тургенева» - Иван Сергеевич Тургенев. Иллюстрация к стихотворению «Порог». К уроку литературы. Стихотворения. Буживаль. Полина Виардо. Цикл, объединённый общей тональностью. Иллюстрация к стихотворению «Старик». Стихотворения в прозе. Темы стихотворений. Мысли и чувства. Творчество И.С.Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев «Стихотворения в прозе». Лаконизм и свобода.

«Произведение «Отцы и дети»» - Сбрую портят. Встреча Н.П.Кирсанова с сыном. Низкое крылечко. Толпа дворовых. Возня с наёмными работниками. АлександрI. Лес. Термины. Небогатый край. Этапы развития экономической истории России. Отцы и дети. Понятия. Хлопоты. Крошечные пруды с. Человек и время. Процесс разложения феодально-крепостнической системы. Человек.

«Герасим и герои повести» - Капитон. Татьяна. Нравственное превосходство Герасима над другими героями повести. Физический недостаток. Герасим. Мнение потомка. Барыня. Русский прозаик. Нравственное превосходство. Создание повести «Муму». Творчество писателя. Гаврила. Детство Тургенева.

«Произведение «Бежин луг»» - Стройный мальчик. Бежин луг. Автор. События в рассказе. Что делали мальчишки ночью на лугу. Какой иcтoрии не было в рассказах мальчиков. Oxoтник. Что поразило автора в детях. Лицо невелико. Белые волосы. Волосы всклокоченные. Мальчику было всего лет семь. Ильюша. Описания героев расскaзa.

И.С. Тургенев



О психологизме прозы Тургенева.

В романах Тургенева в центре внимания автора находятся актуальные, «современные» общественные типы и явления, а в повестях всегда речь идет о вопросах более отвлеченных, о чем-то «вневременном».

В сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливавшим действительно тончайшие, зыбкие движения души, почти не переводимые в логические категории.

Своего рода трилогию с повестью «Ася» составляют повести «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872) – о рабской зависимости человека от любви, о могуществе «тех тайных сил, на которых построена жизнь и которые изредка, но внезапно пробиваются наружу», о необходимости «отречения» и жертвы перед лицом этих сил.



«Асю» Тургенев начал летом в 1857 г. в Зинциге-на-Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме .


Тургенев работал над повестью с июля по ноябрь 1857 года. Медленный темп написания был связан с болезнью и утомлением автора (редакция «Современника» ожидала повесть намного раньше). По собственному признанию Тургенева, замысел повести был связан с увиденной им в немецком городке мимолетной картиной: пожилая женщина, выглядывавшая из окна на первом этаже, и головка юной девушки в окне наверху. Тургенев попытался представить судьбу этих людей: так возник замысел «Аси».

Среди прототипов героев «Аси» называют прежде всего самого Тургенева и его незаконнорожденную дочь Полину Брюэр, которая находилась точно в таком же положении, как Ася: дочь барина и крестьянки, она из крестьянской избы попала в дворянский мир, где чувствовала себя чужой. Ещё одним прототипом Аси могла быть В. Н. Житова - незаконнорожденная сестра Тургенева .




Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести. Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

Где начинается история? Она начинается на берегу Рейна на каменной скамье, возле которой стоит статуя Мадонны. Символично описание ее: Сидя на «каменной скамье» под «одиноким огромным ясенем» , Н. видит сквозь его ветви «печальный» лик «маленькой Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами…» . «Почти детские щечки» и «грациозное» , но еще не вполне развившееся сложение отметил Н. и в облике Аси в момент знакомства с девушкой.


Что скрывается под термином «Тургеневская девушка?

«Тургеневская девушка». Этот термин несёт в себе все самые нежные и замечательные женские черты характера.

Если образ Гагина автор делает полностью понятным для читателя, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у неё с робкой стеснительностью, вызванной её незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает её нелюдимость и задумчивая мечтательность(вспомним как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе.


Изменение душевного состояния господина Н.

В первый день знакомства Н. с Асей (на развалинах феодального замка), господин Н. чувствует к ней только неприязнь и досаду. Она представляется ему «полузагадочным существом», «хамелеоном» . Она принимает то роль солдата, марширующего с ружьем, то - благовоспитанной барышней, потом- простой русской девушкой.

И.С Тургенев тонок передаёт «психологизм» главного героя: он не отдаёт себе отчёта в том, что происходит.

Господин Н. то осознаёт беспокойство,то подозревает, что Гагин и Ася- не родственники, ревнует. Им овладевает то любопытство, то стремление понять внутренний мир девушки. Через 2 недели им всецело правит любовь.


Составить цельное представление о характере Аси весьма сложно: это воплощенная неопределённость и изменчивость.(« Что за хамелеон эта девушка!» - невольно восклицает Н.) То она дичится незнакомца, то внезапно хохочет («Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке тот час убежала» . То она лазает по развалинам и громко поет песни, что совсем неприлично для светской барышни, то начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий.


Послушав чтение поэмы Гёте «Герман и Доротея», она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом «накладывает на себя пост и покаяние» и превращается в русскую провинциальную девушку. Невозможно сказать в какой момент она больше является сама собой. Ее образ мерцает, переливаясь разными красками, штрихами, интонациями. Стремительная смена её настроений усугубляется тем, что Ася часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям.


Образ Аси бесконечно расширяется, потому что в ней являет себя стихийное, природное начало. Поразительная многоликость и живость Аси, неотразимая прелесть, свежесть и страстность проистекают именно отсюда. Её пугливая «дикость» тоже характеризует её как «естественного человека» , далёкого от общества. Когда Ася грустит, по её лицу «пробегают тени» , как облака по небу, а её любовь сравнивается с грозой, будто угадав мысли Н., и героиня выказывает свою «русскость».


Ася много читает без разбору(Н. застает ее за чтением плохого французского романа и по литературным стереотипам сочиняет себе героя У Аси «ни одно чувство не бывает вполовину») . Её чувство гораздо глубже, нежели у героя.

При всей её возвышенности эгоистична по своей направленности, то стремление Аси к «трудному подвигу», честолюбивое желание «оставить за собой след» предполагает жизнь с другими и для других.


В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществление личного счастья, напротив, они предполагают друг друга.

Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. Особенно ярко «дикость» Аси проявляется, когда она лазает одна по заросшим кустами развалинам рыцарского замка. Когда она, хохоча, прыгает по ним, «как коза». она вполне открывает свою близость природному миру. Даже её облик говорит в этот момент о дикой необузданности природного существа: «словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены. Странная усмешка слегка подергивала её брови, ноздри и губы; щурились темные глаза» .



Душа, которую невозможно не полюбить.

Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.

Устремленность в будущее.

Сильный характер, готовность к самопожертвованию.

Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.


Ася в представлении Гагина

-«Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце доброе, но голова бедовая. Трудно с ней сладить».

-«Не дразните её,-предупреждает он рассказчика, когда её увидели на уступе стены, над пропастью.-Вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся….беда, если она кого полюбит!»

- «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства..»

-«Асе нужен герой, необыкновенные человек- или живописный пастух в горном ущелье».


Гагин об Асе.

«...экая сумасшедшая. Не дразните её, вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся»

«У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. С ней трудно ладить».

«У неё ни одно чувство не бывает вполовину».

«Порох она настоящий...беда, если она кого полюбит».

«Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье».


Повесть «Ася», 9 глава

В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на Н. – постепенно.

Ася не такая, как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить её такой, какая она есть.

Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с искренностью и настоящим чувством. К тому же Н. принадлежал к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью реального поступка. Вот почему Н. упустил своё счастье.


Роль пейзажа.

  • Неясные, тёмные силы ворвались в сознание героя, смутные раздражающие, тревожные ощущения овладевают им. Непонятна герою «мертвенная тяжесть», перерастающая в «жгучее волнение»

Повесть «Ася», 1857 год.

Герой « Аси» пасует в решительную минуту объяснения с девушкой, и Н.Г. Чернышевский в статье « Русский человек на rendez-vous» поэтому истолковал его как типичного «лишнего человека», воспитанного старыми крепостными порядками.

Однако героя повести губит не слабохарактерность, а неуправляемая, жестокая сила любви, которая разбивает его жизнь.


Роль 16 главы

16 глава помогает понять слова И.С Тургенева:

«У счастья нет завтрашнего дня…у него есть настоящее - и то, не день, а мгновение».



Над героинями Тургенева как будто властвует «злой рок»: всех их объединяет «строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью» .



Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину Н. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность. Только спустя много лет, после приобретённого опыта, рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя.


Критика считала героя повести классическим типом «лишнего человека» - нерешительного, не нашедшего себе места в жизни. Образу героя «Аси» Н. Г. Чернышевский посвятил свою статью «Русский человек на rendez-vous, но в ней господина Н. он показал с другой стороны - жестоким по отношению к Асе. В своем размышлении Чернышевский критикует и самого Тургенева, как писателя.


Повесть «Ася», 1857 год. Выводы.

Эта повесть - о первой любви. Она лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно.

Героиня повести счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.

Господин Н. тоже мог бы быть счастлив, но поздно это понял.

Основная мысль повести И.С. Тургенева «Ася» такова: счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего. (Гл. 20. «Завтра я буду счастлив…» )


Литература:

1. Н. Г. Чернышевский. Классики русской литературы. Русский человек человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести И. С.

2. http://www.proza.ru/2007/08/01-132

3.http://www.litra.ru/composition/download/coid/00192731252431166725/

4. http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/368-povest-is-turgeneva-asya.html

И.С.Тургенев

«АСЯ»

Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи

были розы...

Имя И.С.Тургенева тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви .

У Тургенева всё - о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом - о кипении жизни, "юной и свежей" ."

Тургеневские" девушки... Сколько споров и восторгов вызывали они и среди современников, и многие десятилетия спустя! Образы героинь Тургенева сложились в характерный для России единый образ "тургеневской" девушки .

Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволят нам подойти к понятию литературного типа

(обобщённого образа) "тургеневской" девушки.

Мы попытаемся ответить на вопрос: Какая она, "тургеневская" девушка?

Повесть называется " Ася" . Почему? Какое настоящее имя носит героиня?

Когда же происходит рождение заново?

Анна - грация,

миловидность

Ася (от Анастасия) –

рождённая заново

Опишите внешность Аси

(Гл. 2)

Зачитайте характеристики Аси,данные Гагиным

Какой облик складывается из этих характеристик?

Что стоит за внешними чертами Аси?

В чём её странность?

Чем объясняется эта странность в поведении Аси? Какую тайну узнаёт Н.Н. от Гагина?

Что вы можете сказать о герое повести, господине Н.Н. ? Каковы его занятия, увлечения?

Когда герой начинает любоваться природой?

Понимает ли Н. Н. , что Ася не пройдёт мимо него в этой жизни? Можно ли полюбить Асю?

Душа,которую невозможно не полюбить...

Способна ли Ася на искренние сильные чувства?

Дайте ответ на вопрос, перечитав разговор

брата и сестры (гл.6)

Честность, нравственная чистота, способность на искренние сильные чувства.

Почему Н. Н. не хочется бывать у Гагиных после этого подслушанного разговора?

Но что же происходит с этим чувством?

Чтение диалога Аси и Н. Н (Работа над гл. 9)

Как мечты Аси характеризуют её ?

Устремлённость в будущее …

Ася старается, чтобы её полюбили тоже?

Способна ли она что-то предпринять, чтобы понравиться любимому человеку?

(Работа над гл. 11 - 12)

Сильный характер, способность к самопожертвованию.

А Ася между тем завершает логически развитие своего характера: она пишет записку, назначая свидание Н.Н. Вспомним слова Гагина, сравнивающего Асю с огнём:

"Она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить " .

Может ли сейчас свидание назначить девушка?

Как этот поступок характеризует Асю?

Активность,самостоятельность в решении своей судьбы. (Работа с 16 гл.)

Любовь в представлении Тургенева - это стихия,

это не правила, не законы. В любви нельзя сомневаться, её нельзя откладывать на завтра ("Завтра я буду счастлив").

Любовь - это буря чувств, лунный свет и лунный столб... который разбивает наш герой. Разбил - и Аси нет!

А кто - есть?

После сцены разрыва Ася не появляется на страницах повести, потому что родилась новая женщина - Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир "светлыми чёрными глазами " , не будет "смеяться тихим лёгким смехом " , не будет мечтать о полёте. Да, в ней останется миловидная грация (Анна) ,

но Аси уже не будет...

Итак, вся история досказана, но есть ещё глава 22. Зачем она?

Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?.. Я знавал других женщин - но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна.

…И там вдали, где роща так туманна, Где луч едва трепещет над тропой,- Елена, Маша, Лиза, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна - Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И девственной и женственной мечты,- Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты.

Не будь его, мы долго бы не знали Страданий женской любящей души, Ее заветных дум, немой печали; Лишь с ним для нас впервые прозвучали Те песни, что таилися в тиши.

Он возмутил стоячих вод молчанье, Запросам тайным громкий дал ответ, Из тьмы он вывел женщину на свет, В широкий мир стремлений и сознанья, На путь живых восторгов, битв и бед.

К.Бальмонт «Памяти Тургенева»

"Завтра я буду счастлив…"

« У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье…»

« Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?..»

Так какая же она,"тургеневская " девушка?

Девушка, которая может подарить счастье.

Источники источники источники

http://s013.radikal.ru/i324/1403/2f/67841f64650c.jpg

http://disfo.ru/uploadc/forum/Ii/BEfqmZrB_800x800.jpg

https://www.stihi.ru/pics/2013/02/25/10053.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9090/56808773.c3/0_a58ed_f90e0bfc_XXL.jpg

http://www.kagitinstudio.com/uploads/albums/25/667d26259b4a6a8c817845098de4511a.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/336/104336581_4610804007_1efa0b05a9_o.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/336/104336220_ba3606e0253e.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/336/104336585_4611413354_6faf9644d4_o.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4810/122263170.1d7/0_2acf6e_75677780_XXXL.jpg

http://www.kulturologia.ru/files/u18476/FeminineBeauty-18.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2015/07/23/14431876.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/336/104336210_78d3317d1802.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/336/104336219_20129100232957196.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/336/104336584_4610804671_7a0526e01b_o.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/336/104336582_4610804285_68b92a37c8_o.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/108/424/108424563_ecpyoXdfepw.jpg

http://i.livelib.ru/auface/212153/l/9f81/Ivan_Turgenev.jpg

https://pp.vk.me/c5039/g226926/a_16061315.jpg

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № * г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

«А счастье было так возможно»

Цель : обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей

Оборудование : мультимедийная презентация «Обучение написанию сочинения в жанре дневниковых записей», выставка дневниковых записей писателей, рабочие материалы для ученика.

    Вступительное слово учителя:

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»

    Объясните, как эти слова помогают понять драму рассказчика повести И.С.Тургенева

(Н.Н. одинок, он с горечью осознает, что «вся жизнь прошла мимо. Он любил Асю, но не сразу понял это, а когда понял, было уже поздно.

«Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании…оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее…но уже тогда было поздно»)

    Найдите описание состояния героя, чувствовавшего раскаяние.

(Я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь – да! Самую нежную любовь. Я ломал руки, я звал Асю посреди надвигавшейся тьмы, сперва вполголоса, потом все громче и громче; я повторял сто раз, что я ее люблю, я клялся никогда с ней не расставаться, я был для нее все на свете, чтобы опять держать ее холодную руку, опять слышать ее тихий голос. Опять видеть ее перед собой»)

    Почему называет себя безутешным?

(Разве я хотел такой развязки? Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее?)

Осуждает себя за тот поступок, когда в темной комнате она, признаваясь ему в любви, была отвергнута им. У него достало силы, духа отторгнуть ее от себя, даже упрекать в том, что она не дала развиться чувству, которое начинало созревать».

«Я не сказал ей, что я люблю ее». Остановилось признание и при последней встречи с Ганиным, и последняя нить, за которую герой еще мог ухватиться, выскользнула из его рук.

    Что говорит рассказчик о своей дальнейшей жизни?

(Чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, то нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».)

    Можно ли сказать, что рассказчик переживает личную драму?

(Да он находится в потрясении, причиняющем ему нравственные страдания.)

Очень часто личные переживания, душевные терзания и боль, сомнения требуют эмоционального самовыражения. И тогда появляется лист бумаги и ручка, перо, карандаш на котором человек хочет выразить только что случившееся и перечувственное.

2.Мультимедийная презентация с комментариями учителя

Представим, что мы с вами находимся в старом дворянском доме. Все здесь напоминает о жизни хозяев. В одной из комнат, в которую сквозь полузакрытые ставни окон пробивается солнечный луч, стоит стол, на нем старинный бронзовый подсвечник, пустая чернильница с высохшим пером и уже пожелтевшая от времени тетрадь с надписью. «Н.Н.» Это дневник, хранилище сокровенных мыслей, переживаний, чувств рассказчика повести «Ася».

Открываем первую страницу – какие –то пейзажные зарисовки, женские профили.

Но сам дневник пуст. Сегодня нам с Вами предстоит создать его, вживаясь в образ Н.Н. и оформляя его по правилам жанра дневниковых записей.

Думаю, что Вам более знакомо определение слова «дневник» как ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости.

Но у этого слова есть и более широкое лексическое значение. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова оно звучит так:

«Дневник – это искренние, непосредственные записи произошедших событий, эмоциональных переживаний., нравственных раздумий. Жанр дневника характерен творческой индивидуальности А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и многих, многих других писателей и поэтов, которые вели дневниковые записи в течении долгих лет. В них отразилась непрерывная работа мысли этих художников, их глубокие раздумья, искания. Такие дневники близки к исповеди, в которой автор с предельной откровенностью рассказывает о сложных нравственных и интеллектуальных поисках.

Писатели, поэты вели свои личные дневники и использовали этот прием в своих произведениях. Дневник вводится в произведение как элемент и открывает возможности для изображения внутреннего мира персонажа, раскрытия «истории души человеческой».Мы знакомы с дневником Робинзона Крузо, героем Романа Даниеля Дефо, скоро прочитаем журнал Печорина, героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в которых раскрываются душевные переживания и подчеркивается откровенность самохарактеристик персонажа.

Однако и современные люди ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни.

Если бы заглянули сейчас с Вами в сеть Интернет и вышли на Сайт, то увидели бы там окно 125 сайтов различного вида дневников: дневники писателей и поэтов, дневники футболистов, художников, артистов, домохозяек.

Дневник – это личное. В нем пишут о самом сокровенном, он не любит постороннего взгляда. Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику..Не каждый может доверить личный дневник для Вас, но я сегодня не против приоткрыть для Вас страницы своего личного дневника.

Ведете ли вы дневники?

Думаю, что ваши дневники – это маленькие рассказы о том, чем вы живете, что вас интересует, о чем вы думаете, что чувствуете. С разрешения авторов я сейчас зачитаю несколько выдержек из дневников.(презентация)

УРА! Скоро каникулы. Осталось учиться 4 дня. Скоро мы отправимся на долгие летние каникулы.

Планирую, что за лето я успею отдохнуть, погостить у бабушки в деревне,

Первый день лета. Сижу и скучаю.Слушаю музыку. Так ждала каникул, а

теперь не знаю, чем себя занять. Жду SMC от девчонок и ребят нашего двора.

Ответит ли на моё сообщение П.?

Прошла неделя моего проживания в деревне у бабушки. Здесь нет друзей, подруг, одни

родственники: мама, папа, тёти, дяди, близкие. Раньше мне достаточно было присутствия взрослых

людей, а сейчас…СКУКОТА! Этот месяц мне покажется годом.

Наверное, я уже выросла, и мне необходимо общение с ровесниками. Как мне не хватает П., Р., К.!

Сегодня я впервые задумалась о том, как люди относятся ко мне. Заметила много интересного.

4. Интересна ли для Вас эта запись?

    Меняются ли взгляды на жизнь, черты характера личности автора этих записей? (Меняются в зависимости от обстоятельств, событий, настроения, самовыражения.)

    Что вы можете сказать о типе речи данного текста? (Повествовательный с элементами рассуждения)

    Можно ли сказать, что вы услышали дневниковую запись?

    Какие особенности стиля дневниковых записей вы здесь отметили?

5.Заполним таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

    Датированность

    Указание места событий

    Повествование ведётся от первого лица

    Записи на основе первичных впечатлений

    Монологичность речи или внутренняя диалогичность

    Отрывочность мыслей

    Зашифрованность или сокрытие имён и фамилий

    Отражение внутреннего мира

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений

    Использование эмоционально - окрашенной лексики

6.В дневниковой записи может быть отражено следующее:

                Анализ событий дня

                Размышления над увиденным и прочитанным

                Эмоциональное самовыражение

                Узелки на память

                Портретные зарисовки

                Исповедь

7. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей. Доказать.

Текст №1

Он вырвался на волю и уехал за границу для того, чтобы просто посмотреть на мир Божий. Он был здоров, молод, весел,деньги у него не переводились, заботы ещё не успели завестись. Он жил без оглядки, делал, что хотел.

Текст №2

Июнь,10 Наконец- то я вырвался на волю, уехал за границу, не для того, чтобы “ кончить моё воспитание”, а просто захотелось посмотреть на мир. Я здоров, молод, богат(а что ещё нужно в жизни?), хочется видеть новые лица, живые, человеческие, слышать их речь.

Июнь,13 Остановился в городе З, что на левом берегу Рейна, у подошвы двух высоких холмов. Прекрасное местоположение!

Июнь,14 Хожу на Рейн. Величавая река! Весь вечер просидел на каменной скамье под огромным ясенем, сквозь ветки которого на другом берегу виден городок Л.

8. Попробуем составить хронологическую таблицу событий, в которой участвуют литературные персонажи.

Дата событие реплики состояние

9. Работа с памяткой по написанию сочинения в жанре дневниковых записей.

Памятка.

Как писать сочинение в жанре дневниковых записей.

    Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

    Определите идею сочинения, то есть самую главную мысль, которую вы беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не “утонуть” в обширном материале.

    Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Составь хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой.

    Постарайтесь перевоплотиться, “ вжиться” в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете писать свою работу.Для этого:

    внимательно перечитайте реплики героя;

    выпишите основные темы его высказываний, раздумий;

    обратите внимание на типичные для этого персонажа фразы, речевые конструкции, эмоционально- оценочную лексику;

    вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое.

    Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир героя. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.

И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.


Назовите героев повести И.С. Тургенева «Ася».

Какие чувства вызывают у вас их поступки?


«Дела давно минувших дней...» - цитата из поэмы Пушкина «Руслан Н Людмила» - начало первой песни.

«...В дрезденском «Грюне Гевелбе» - Grline Gewolbe - буквальный перевод: «зеленый свод». Коллекция ювелирных изделий из золота и драги ценных камней в дрезденском королевском замке.

«Петух на высокой готической колокольне...» - старинная церковь Св. Петра в Зинциге с центральной восьмиугольной башней XVIII века.


Господин Н.Н. и Гагин.

Что объединяет Гагина и господина Н. Н?




Русские и немецкие литературные традиции в повести

Германия является важным культурным контекстом повести. В атмосфере старинного городка «слово «Гретхен» - не то восклицание, не то вопрос - так и просилось на уста». Гретхен - героиня трагедии И.В. Гёте «Фауст», юная, неискушенная девушка строгих правил. Она полюбила впервые в жизни и не может противиться чувству, готова к самопожертвованию ради любви.