Стью сатклифф. Интервью с сестрой стюарта сатклиффа полин сатклифф. A - Всегда

"Пятый битл" Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) родился в Эдинбурге (Edinburgh) 23 июня 1940 года. Его отец, Чарльз (Charles), был моряком. Его мать, Милли (Millie), - учительницей. И у него были две младшие сестры, Джойс (Joyce) и Полина (Pauline).

Когда семья переехала в район Мерси (Merseyside) и поселилась в доме 37 по Эйгберс Драйв (Aigburth Drive), Стюарт пошел в среднюю школу Прескот (Prescot Grammar School), а позже поступил в Ливерпульский художественный колледж (Liverpool College of Art). Он сразу же проявил таллант, который произвел впечатление как на учителей, так и на других студентов. Некоторые преподаватели считали, что он был самым выдающимся художником, закончившим этот колледж. Он подружился с Биллом Харри (Bill Harry), хотя тот учился на другом курсе. Среди его друзей также были Джон Леннон и Род Мюррей (Rod Murray). Они проводили вместе много времени, отдыхая в местном пабе Ye Cracke или в студенческом общежитии.

Стюарт и Билл разговаривали о литературе, искусстве, фильмах и мистической философии. Эти же беседы продолжались в Ye Cracke с Джоном и Роном. Художественный колледж и Ливерпульский институт размещались в одном здании. Пол Маккартни и Джордж Харрисон учились в институте. На переменах они встречались в буфете или репетировали в общежитии. Джон видел, что группе нужен бас-гитарист, и предложил Стюарту или Рону работу, если кто-то из них купит бас-гитару. Картина Стюарта была представлена на выставке Джона Мура (John Moore), и миллионер Мур сам ее купил. На вырученные деньги Стюарт купил гитару Хоффнер Президент (Hofner President). Но он не умел играть на ней. Другой студент колледжа, Дэвид Мей (David May), предложил научить его играть "C"mon Everybody", если тот позволит ему измерить гитару, чтобы сделать такую же самому.

Группа выступила на субботних танцах и стала называться группой художественного колледжа. У них не было денег, чтобы купить усилители. Стюарт и Билл были членами коммитета студенческого объединения (Students" Union Committee), чем они и воспользовались, чтобы собрать средства на покупку усилителя, который группа могла бы использовать на танцах в колледже и на других своих выступлениях. Стюарт присоединился к группе Джона. Хотя они стали близкими друзьями, Джон относился к Стюарту порой с жестоким сарказмом, не воспринимая его участие в ансамбле серьезно. Джон говорил об этом так: "Мы сказали, что Стью может сидеть рядышком, или есть вместе с нами. Мы сказали ему, что ему нужно уйти, и он так делал." Джон и Пол постоянно смеялись над Стюартом на сцене, пока он был в их группе.

Было очевидно, что Стюарт никогда не станет таким же хорошим музыкантом, каким хорошим он был художником. Тем не менее, он принес в группу стиль. У него был художественный вкус, что проявлялось в его внешнем облике. Стюарт не принес вклада в музыку группы. Его единственным номером была вокальная партия в песне "Love Me Tender" Элвиса Пресли (Elvis Presley). Имеено Стюарт предложил назвать группу Beetles (Жуки). А Джон заменил одну из "e" на "а". Говорили, что Стюарт придумал такое название по аналогии с группой Crickets (Сверчки) на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly).

Группа отправилась в Германию. Но участие Стюарта подходило к концу. Пол хотел, чтобы он покинул группу. Тогда он сам взял бы бас-гитару. Это противостояние привело к настоящей драке на сцене Top Ten Club, что привело зрителей в восторг, поскольку они решили, что это часть представления. Астрид Кирчгерр (Astrid Kirchherr), гамбургская студентка, влюбилась в Стюарта. В декабре 1960 Beatles вернулись в Ливерпуль, а Стюарт остался в Гамбурге. Пол начал играть на бас-гитаре. Стюарт снова занялся искусством.

Примерно в это время его мать, Милли Сатклифф, стала говорить друзьям, что ее беспокоит здоровье сына. У него появились страшные головные боли и обморочные состояния после неудачного падения с лестницы в доме Астрид. На Рождество в 1961 году он приехал в Ливерпуль вместе с Астрид. Друзья заметили, как болезненно он выглядел.

Стюард объявил, что намерен жениться на Астрид в июне 1962, когда он закончит колледж. Посещая занятия, он продолжал страдать от боли в голове. В феврале 1962 он прошел медицинское обследование. У него была даже временная слепота, но врачи не нашли никаких нарушений, поэтому ему были просто назначены обезболевающие. 10 апреля 1962 года Астрид обнаружила Стюарта без сознания и вызвала скорую. По пути в больницу Стюарт умер у нее не руках. Ему был 21 год, ей - 23. Астрид отправила две телеграммы его матери. Первая - "Мой Стюарт умирает". Вторая - "Мой Стюарт умер". Вторая пришла раньше первой. Отец узнал о смерти сына только три недели спустя, потому что находился в плавании к Южной Америке.

Официально причиной смерти был назван "церебральный паралич как результат кровоизлияния в правое полушарие мозга". Астрид встретилась с Beatles на следующий день, чтобы сообщить им ужасную новость. Джон разразился истерическим хохотом. "Это был его способ избежать восприятия правды," - говорила об этом Астрид. Милли похоронила сына в Ливерпуле. Она устроила выставку его работ в 1964. Интерес к нему угас, посетителей было не много. Спустя 25 лет после его смерти интерес возобновился, на аукционах поднялись цены на его произведения.

Beatles выбрали Стюарта как одну из фигур на обложке альбома Sgt Pepper"s Lonely Hearts Club Band.

В начале 90-х на аукционе в Нью-Йорке, где распродавались вещи, принадлежащие легендарным битлам и архивы фотографа Астрид Кирхгерр, огромная сумма была выложена анонимным покупателем за письмо Стюару Сатклиффу от Джона Леннона и картины маслом, автором которых был Стюарт Сатклифф. Независимо от того, насколько велика потеря этого художника для изобразительного искусства, когда упоминается имя Сатклифф, главным эпизодом его жизни считают время, когда он был «пятым» битлом.

Семья

Стюарт рос в дружной семье морского офицера Чарльза и школьной учительницы Милли, в окружении сестер Полины и Джойси. Родился он в шотландском Эдинбурге 26 июня 1940 года.

Задатки художника проявились у мальчика в раннем возрасте. Он не мыслил себя без живописи, и после окончания школы в Престоне поступил в художественный колледж Ливерпуля. Именно в колледже произошло его судьбоносное знакомство с Джоном Ленноном. И в этом же колледже остались ценители его таланта художника.

Случайный музыкант

Стюарт Сатклифф и не думал о карьере музыканта. Стью был уже тогда признанным талантом, в отличие от Джона Леннона, который маялся и мечтал о славе музыканта. Интеллигентный, с обширным кругозором Стюарт и хулиган Джон стали близкими друзьями и даже одно время делили комнату. Стюарт Сатклифф, по воспоминаниям однокурсников, был одержим живописью. Везде, где только можно, он делает зарисовки, вся комната была усеяна его набросками. Бесшабашный Джон не понимал этого и стремился увлечь товарища своими музыкальными проектами.

Решающим фактором стало приобретение бас-гитары на первый гонорар от продажи картины Стюарта. В басе всего четыре струны, говорил Джон, нечего там уметь играть. Так и случилось - Стюарт Сатклифф стал просто приложением, причем красивым, к шикарной бас-гитаре «Хофнер-Президент». Так он и стал басистом первого состава легендарной ливерпульской группы и был им с 1959 до 1961 год.

Одаренный художник

Еще в колледже в рамках выставки работ известного художника Джона Муреса в престижной ливерпульской галерее Уолкера картина Сатклиффа «Летняя живопись» была куплена за сумасшедшие деньги - 65 фунтов. Купил ее, кстати, сам Мурес, и это была сумма, равная почти двухмесячной зарплате рабочего.

Ранние работы художника выполнены в стиле послевоенной Британии «Сердитые Молодые Люди» («Angry Young Men»). Фон выбирался мрачный, готическое направление четко просматривается, и грубые мазки, как у Ван Гога, придают полотнам не утонченность, а внутреннюю силу.

После встречи в июне 1961 года с Астрид Кирхгерр и решения Стью оставить музыку и полностью посвятить себя живописи он поступает в Гамбургский арт-колледж искусств, где становится лучшим студентом. В это время его работы приобретают налет импрессионизма. Абстрактные формы уступают лирическим мотивам, в них выражает свою любовь к Астрид Стюарт Сатклифф. Картины «Автопортрет» и «Распятие» пополняют галерею Уолкера.

На протяжении своей жизни он исследует абстракцию, экспрессионистов. Многочисленные рисунки и картины подтверждают рождение таланта, имя которого Стюарт Сатклифф. Рост его мастерства отмечали его преподаватели, такие как Паолизи и кумир Стью и Леннона Бретби (тот самый, что впоследствии напишет портрет Пола Маккартни в окружении знаменитостей). Картины Стюарта приобретают динамичность и сохраняют таинственность.

Его картины не имеют названий, он пишет много портретов. Все портреты у Стюарта похожи на наброски, но они открывают душу, четко передают черты лица.

В то самое время, когда Стюарт Сатклифф собирается жениться на возлюбленной Астрид, а его талант получает признание, он внезапно умирает. Так обрывается карьера талантливого двадцатидвухлетнего юноши, который мог стать высокооплачиваемым и знаменитым художником.

Стюарт Сатклифф: причина смерти

Он умер от кровоизлияния в мозг 10 апреля 1962 году у невесты в Гамбурге. Его долгое время мучили головные боли. Многие связывали их появление с дракой в 1960 году в Литерленде. Джон Леннон, не стесняясь в выражениях, пояснил пьяным слушателям, что он думает по поводу из замечаний о репертуаре группы. Вслед за этим на сцену полетели бутылки, завязалась драка. Результат: у Джона Леннона подбиты оба глаза, Питу Бесту и Джорджу Харрисону разбили нос, а Стюарту о голову разбили пару пивных бутылок. Но это была не единственная потасовка, когда Стюарт Сатклифф еще был ее членом.

Позже, много лет спустя, мать Стюарта попыталась начать расследование, но это ни к чему не привело.

Послесловие

После смерти Стюарта Астрид и Джон стали очень близкими друзьями. Это не удивительно - горечь утраты столь любимого ими человека сблизила ранее не очень любящих друг друга людей. Их сблизил Сатклифф Стюарт. Художник до последнего дня писал трогательные письма Джону, сопровождал их шаржами и рисунками и подписывал от имени Иисуса Христа. Джон отвечал, подписывая письма от имени Иоанна Крестителя. Астрид Кирхгерр - выдающийся фотохудожник, ей сейчас 74 года. Она два раза была замужем, но Сатклиффа считает единственным своим возлюбленным.

Наследие короткой жизни

Коллекция картин и рисунков художника сохранена его сестрами. В ней представлены оригинальные картины, наброски и рисунки, а также фотографии Астрид Кирхгерр, его первая гитара (подаренная в свое время Полу Маккартни) и письма, написанные Джону Леннону. Выставки коллекции проходили в разных странах. В 2008 году Астрид привозила часть коллекции в Москву и ее могли видеть российские почитатели таланта ливерпульской четверки.

The Beatles почтили память Стью размещением его фотографии на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967) и «Anthology 1» (1995).

О любовном треугольнике Астрид - Джон - Стюарт снят фильм «Backbeat» (1993). Режиссер Иан Софтли, славящийся своим прогрессивным стилем, сделал фильм художественно-биографичным, взяв период жизни группы в Гамбурге. «Пятеро парней, четыре легенды, трое любовников, двое друзей и одна девушка» - этот слоган сопровождал фильм и в российском прокате (в России в прокате шел под названием «Пятый в квартете»).

Официальный биограф группы The Beatles Хантер Девис напишет о смерти Стюарта Сатклиффа: «Умер самый талантливый из The Beatles». Мы не можем судить, насколько талантливым басистом был Стью, записи есть только на неофициальных архивных пластинках. Но то, что мир потерял талантливого художника, бесспорно.

Джонни, Стюарт, Астрид и … смерть.

«Don*t let me down»
The Beatles song.

У него даже в мыслях никогда не возникало желания быть музыкантом. Рождённый в 40-м году в довольно провинциальном Эдинбурге, Стюарт с детства был увлечён одним рисованием. Он был глубоким интровертом и созерцателем, а поступив в Ливерпульский художественный колледж, сосредоточился исключительно на постижении истинного мастерства.
Но соседом полушотладского парня Стюарта Сатклиффа оказался местный бузила и меломан, Джонни-сорвиголова. Каким-то удивительным образом они сдружились. Оба говорили на довольно странном английском. Первый ввиду территориальной особенности страны «Whisky», а второй – вследствие своеобразного мерсисайдского «кокни». Кстати, пару годами позже, когда парни из «The Beatles» прославившись и давали многочисленные интервью столичным журналистам, последние не могли понять почти треть произносимых ливерпульцами слов….
Леннон звал спокойного приятеля Стю на всяческие приключения, и каждый субботний вечер тащил его в город. Иногда в Ливерпуль заезжали тогдашние звёзды «скиффл» Лонни Донеган или сам Клифф Ричард. Слушая их, Джонни и сам загорелся мечтой стать музыкантом. Правда, тогда у него дома валялась гитара о 4-х струнах (не бас) и до встречи с Полом он, как поговаривают, был уверен, что это и есть их полный гитарный набор.
В жизни частую роль играет случай. В 60-м году одну из картин Сатклиффа купили за целых 65 британских фунтов. Пока парень раздумывал, куда бы потратить это сокровище, неугомонный Джон за пару дней уговорил «корешка» купить бас-гитару и присоединиться к их группе «The Quarrymen». Поломавшись, Стюарт уступил его бесконечному напору и взял в руки «басуху». Играть он не умел и только мешал Джеймсу Полу МакКартни заниматься своим делом.
Недолго порепетировав и наскоро изловив в качестве барабанщика симпатичного раздолбая Пита Беста, ребята отправились в Гамбург. Там, в местных кабаках и танцплощадках, мерсисайдцы, понадев на себя железные цепи и сидения от немецких унитазов (не тащить же с собой английские) начали играть свой «скиффл». Времена были занятные, и группа могла «пролабать» на сцене до 5-ти часов без перерыва. Пол и Джон к концу вечера уже просто хрипели, а их несчастные пальцы с трудом удерживали скользкие от пота медиаторы. Лишь индифферентный Стю, стоял в густом сигаретном дыму за спинами надрывающих глотки ребят, лишь иногда тихонько подпевая в микрофон, и для вида цепляя гитарные струны. По настоящему живущему музыкой, тщеславного Пола всё это жутко раздражало. Пару раз во время выступления он пытался наброситься на Стюарта, но суровый и драчливый Джонни быстро остудил этот творческий порыв худосочного и изнеженного МакКартни…
В августе 60-го Стюарт познакомился с девушкой-фотографом Астрид Кирхгерр. «Я всегда думала, что только ваш Пол из Шотландии, а это оказался ты», - говорила эта, довольно симпатичная для немки фройляйн, обнимая любимого Сатклиффа в сентябре. Все чудесные осенние дни они гуляли по Гамбургу, целуясь у каждого перекрёстка. Именно Астрид придумала Стюарту причёску, которой вскоре воспользовались все парни из «The Beatles». К Рождеству группа рванула в родной Ливерпуль, а влюблённый Сатклифф остался в Германии.
Через месяц вернувшегося на Родину Стюарта навестил Джон. «Слушай, старина, у нас тут намечается небольшой выезд в городок Литерленд, рядом с Ливерпулем в графстве Ланкашир, поехали с нами», - бросил он с порога. У влюблённого парня были другие планы. Он хотел спокойно порисовать, а потом отправиться в Гамбург сделать предложение Астрид…. Но Джонни был необыкновенно настойчив и мягкий Стю, к сожалению, согласился. И вот группа «Битлз» уже исполняет свои песни в каком-то кабаке 20-тысячного затрапезного Литерленда. Во втором отделении, когда местные «долбочёсы» изрядно понабрались, на сцену полетели бутылки, и пьяная «братва» начала выкрикивать всякую хе…ню по поводу репертуара группы. На что Джон Леннон, выросший далеко не в школе христианских сирот, послал всех этих ребят по… определённому адресу. Когда к сцене подбежали, требующие пояснения громилы, Джонни, без всяких сомнений, бросился на них… Его "двойной мерсисайдский" был известен отнюдь не малому числу ливерпульских драчунов..... В результате Леннону поставили под глазами пару «фонарей»; везунчик Пол, вообще был не при делах, а Питу и Джорджу расквасили носы. Но вот бедолаге Стюарту не повезло, именно ему хулиганы умудрились разбить пару пивных бутылок об голову… Довольный дракой Джон, не обратил особого внимания на разбитую макушку друга. Мало ли что случается в этих, милых его сердцу, потасовках…
Вылечившись, Стю сказал Леннону, что покидает группу и уезжает в Гамбург. Там он поступил в художественную школу, и они с Астрид вскоре собрались пожениться…. После преподаватели говорили, что лучшего ученика у них не было уже на протяжении многих лет…
А меж тем «Битлз» приехали в Гамбург во второй раз. Теперь залы были побольше, и играть в них ребята стали уже не более 3-х часов подряд. Если учесть, что реальные концерты этой группы в 1965 году продолжались ровно академический час (45 минут), то второе немецкое турне было тоже весьма серьёзным испытанием… Стюарт, естественно встречался с друзьями и приглашал их на свою свадьбу с Астрид. Также он жаловался Джону на непрекращающиеся головные боли, но бесшабашный Леннон только смеялся в ответ. Вскоре парни собрались возвращаться в Ливерпуль и по-дружески простились в приятелем-колоборационистом….
Влюблённая в Стю Астрид Кирхгерр очень переживала за состояние своего жениха. Она настояла на том, чтобы Сатклифф пролечился в местной больнице. Девушка старалась навещать любимого каждый день….. Но боли всё чаще посещали 21-летнего художника, пока 10-го апреля 1962-го года он не скончался от кровоизлияния в мозг….
Через много лет его мать начала расследование против, пусть и убитого в 80-м, Джона, но это так ни к чему и не привело. Опрашивали и старину Джеймса. Но тот, сославшись на забывчивость, ничего нового не сказал. Ему, миллиардеру, так не хотелось ворошить прошлое. Барабанщика Ринго Старра тогда ещё в группе не было. А красавчик Пит Бест, уволенный 16 августа 1962 года, вообще наотрез отказался разговаривать на эту тему.... Тогда всё, как всегда, свалили на случай…..
. Некоторые считают Стюарта талантливым художником-авангардистом…. Его полотна можно посмотреть в интернете… Возможно, он и стал бы значительной величиной в художественном мире…. Но этого мы уже…..

Когда речь заходит об участниках ансамбля Битлз, то мы всегда вспоминаем только четыре всемирно известных имени, и совершенно забываем о тех людях, которые входили в состав группы на заре её становления. Одним из таких людей, так и оставшихся в тени своих именитых коллег, был Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe).

Стюарт родился 23 июня 1940 года в семье служащих. Хотя Сатклифф был человеком творческим, но желания посвятить свою жизнь музыке у него никогда не было. Он больше интересовался живописью, литературой, фильмами и мистической философией. Учась в Ливерпульском колледже искусств, Стюарт познакомился с . Оба вскоре стали близкими друзьями и часто проводили вместе всё своё свободное время. Леннон писал стихи и рассказы, которые захватывали Стюарта. В свою очередь, Джона, поражал интеллект Сатклиффа, глубокие познания в различных областях искусства. Был даже период, когда они вместе снимали жилище. Стюарт присутствовал на репетициях группы, но сам толком не мог ни на чём играть. Джон очень хотел, чтобы его лучший друг присоединился к группе и играл на бас гитаре. Но инструмент для студентов был непозволительной роскошью.

В различных источниках по-разному упоминается случай драки, в которой Стюарт и Джон были избиты хулиганами. Это и понятно, ведь свидетелей тех событий уже давно нет в живых и восстановить до мельчайших подробностей этот эпизод не удаётся. Тем не менее, имеется факт драки, во время которой Стюарт получил черепно-мозговую травму. Считается, что именно этот случай впоследствии и стал для него роковым.

Сатклифф был лучшим учеником в классе, его картины вызывали некоторый интерес. Зимой 1960 года на одной из престижных выставок, организованной Джоном Муром (John Moore), была куплена картина Сатклиффа. Фактически, сам хозяин экспозиции господин Мур после закрытия экспозиции купил этот холст за 65 фунтов стерлингов. Подвернувшийся счастливый случай и настойчивое упорство Леннона послужили тому, что Стюарт таки купил себе бас гитару и присоединился к группе.

Ансамбль стал участвовать в различных конкурсах молодёжных групп. Однако, Стюарт не умел толком играть на своей гитаре. Зачастую он стоял спиной к зрителям, имитируя игру. Когда организаторы конкурсов обращались к группе с просьбой заменить Стюарта на сцене другим музыкантом, Джон резко реагировал на эти предложения фразой типа - либо мы играем полным составом вместе, либо все уходим.

Бытует мнение, что именно Стюарт предложил переименовать ансамбль в The Beetles (Жуки), а Джон заменил в названии одну из букв «e» на «а». До наших дней сохранилось всего несколько домашних репетиционных записей группы с участием Стюарта Сатклиффа, сделанных на дому . Профессиональных записей с ним не существует.

Вскоре Стюарт Сатклифф, как полноправный член Битлз, отправился с группой в первую зарубежную гастрольную поездку. 17 августа 1960 года Битлз вышли на сцену гамбургского клуба Индра в следующем составе: Джон Леннон, Пол Маккартни, Стюарт Сатклифф, . Играла группа в этом клубе недолго. 4 октября после того, как от жителей квартир, расположенных над клубом посыпались жалобы на сильный шум, Битлз переехали выступать в другой, расположенный по близости клуб - Кайзеркеллер (Kaiserkeller).

Однажды в Кайзеркеллер забрёл Клаус Форман (Klaus Voormann) - студент местного художественного колледжа. Увидев на сцене Битлз, он был просто очарован ими. Через несколько дней Клаус появился в клубе вновь, но уже со своими друзьями по колледжу Юргеном Фольмером (Jürgen Vollmer) и Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr). Друзьям Клауса также понравились бесшабашные Битлз, задорно отбивающие ритмы рок-н-ролла, от которых никто не мог усидеть за своими столиками. Со временем троица познакомилась с музыкантами, а между Астрид и Стюартом завязались очень тёплые отношения. Они оба имели очень много общего во взглядах на жизнь, любили французских импрессионистов, увлекались оккультизмом. Постепенно тесные отношения переросли в любовь.

Юрген и Астрид учились на фотографов. Именно благодаря этим людям мы сегодня имеем те уникальные фотографии, которые сохранили для нас атмосферу самых первых шагов к славе ещё никому тогда неизвестных Битлз.

В декабре 1960 года, когда Битлз возвратились на родину, Стюарт остался жить в Гамбурге с Астрид. Его вновь тянуло к изобразительному искусству. В группе стали понимать, что они «теряют» басиста и Пол Маккартни именно в это время впервые взял в свои руки бас гитару.

Во время своей второй поездки в Гамбург весной 1961 года Битлз стали играть в престижном клубе Топ Тэн (Top Ten) на Рипербане. Стюарт по-прежнему без толку присутствовал на сцене и от этого напряжение в группе только накалялось. Он продолжил играть в группе лишь благодаря тому, что был близким другом Джона, который по старшинству всем верховодил. После завершения 3-х месячного контракта, Битлз отправились домой. На Рождество 1961 года Стюарт приезжал на родину вместе с Астрид, чтобы познакомить свою семью с невестой. Пожениться они собирались летом 1962 года после того, как Стюарт закончит учёбу в художественном колледже. В это время у Стюарта стали усиливаться головокружения и появились сильные головные боли. Очевидно, сказались последствия травмы головы, полученной во время давней драки.

Близкий друг Битлз Хорст Фашер (Horst Fascher) пригласил Битлз вновь в Гамбург на открытие нового заведения под названием Стар-Клуб, которое должно было состояться 13 апреля 1962 года.

Буквально за день до приезда Битлз в Гамбург у Стюарта случился очередной приступ. 10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер буквально на руках своей невесты Астрид от кровоизлияния в мозг.
Битлз узнали о трагической смерти друга сразу по прибытию в Гамбург от Астрид. Похоронен Стюарт у себя на родине.

Несмотря на то, что многие справочные материалы об истории ансамбля Битлз незаслуженно умалчивают имя Стюарта Сатклиффа, он всё же пробыл в группе более 2-х лет и являлся её полноправным участником. Участники ансамбля почтили его память в 1967 году, разместив фотографию Стюарта в общем коллаже знаменитостей на лицевой стороне обложки пластинки «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». В 1995 году другая его фотография была помещена на обложку битловской «Антологии».

Интервью с сестрой Стюарта Сатклиффа Полин Сатклифф

by Gary James

Он был одним из оригинальных Битлз. Он был на сцене с Джоном, Полом, Джорджем и Питом Бестом в их первые годы в Англии, а также в Гамбурге. Джон однажды сказал, что "Я смотрел на Сту. Я зависел от него, чтобы мне говорили правду. Сту сказал бы мне, если что-то было хорошо, и я верил ему". Йоко отметила, что "Я чувствовала, что знала Стюарта, потому что вряд ли проходил день, когда бы Джон не говорил о нем".

Стюарт Сатклифф оставил Битлз в 1961 году, чтобы изучать живопись. Всего лишь год спустя, 10-го апреля 1962 года, Стюарт Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг. Ему был 21 год. Вклад Стюарта Сатклиффа в Битлз долго игнорировался. Именно Стюарт Сатклифф был первый Битл, который носил куртку без воротника на сцене. Стюарт Сатклифф был также первым Битлом, который стал носить известную прическу Битлз. И именно Стюарт Сатклифф подал идею назвать группу The Beatles .

Полин Сатклифф, сестра Стюарта Сатклиффа не дает много интервью. Она, однако, согласилась поговорить с нами о жизни своего брата, его наследии, его произведениях живописи и Битлз.

Q - Полин, ты живешь в Штатах в течение четырех с половиной лет и ты называешь Лонг-Айленд своим домом?

A - Да.

Q - Что ты делаешь на Лонг-Айленде? Какова твоя повседневная жизнь?

A - (смех) Я встаю, делаю кофе... нет... Я здесь по ряду причин. Первая - я обожаю это место. Сейчас я наполовину отошла от дел. Как ты знаешь, я - единственный душеприказчик фонда Stuart Sutcliffe Estate и я привезла с собой коллекции, я могу управлять ими теперь и сосредоточить на них больше энергии и усилий. Я также работаю на ряде выставок, и на данном этапе жизни я позволяю большему количеству работ предлагаться для продажи, чем в прошлом, когда я пустила некоторые вещи в продажу, но главным образом делала выставки для людей, чтобы прийти и взглянуть на работы. Я также готовлю другую книгу, и пишу в соавторстве еще одну книгу с другим коллегой. Итак, у меня здесь очень напряженное время. Есть также выставка, это создается для Ливерпуля, который был назначен европейским городом культуры, и они делают ретроспективу его работ, которая является одной из основных выставок в престижный год европейского города культуры. Итак, это продолжается. Директор Ливерпульского университета в течение двух недель выходит снова и снова, чтобы поместить ленточки на все это. Он вышел на несколько дней раньше, чтобы сложить все это вместе. Так что, у меня очень напряженная жизнь и очень напряженное время. Я сегодня только что присутствовала на деловых встречах в течение четырех часов.

Q - Кто покупает живопись Стюарта? Это - люди или компании, как Hard Rock Cafe ?

A - Есть две коллекции: экспонаты и памятные вещи и затем есть изобразительное искусство. Hard Rock Cafe купили часть материала через Сотбис за эти годы. Некоторое время назад они купили его гитару. Продажи идут главным образом через коммерческие выставки или конфиденциально. Недавно, с нынешним коллегой, который помогает управлять Stuart Sutcliffe Estate, у нас появился веб-сайт Стюарта. Мы начинаем продавать некоторую часть изобразительного искусства и экспонатов, и памятные вещи через веб-сайт (stuartsutcliffeart.com)

Q - Ты говоришь, что продаешь оригинальные картины своего брата, или ты продаешь копии?

A - Оригиналы. Время от времени я делаю очень, очень маленькие издания с ограниченным тиражом, возможно, одного или двух изображений. Но прямо сейчас, мы находимся в бизнесе продаж некоторых оригиналов.

Q - Как ты можешь делать это теперь? Разве ты не хочешь держать их у себя?

A - Ну, сколько времени они были у меня, Гэри?

Q - Возможно, лет сорок пять.

A - Это было долгое время. (смех) У меня действительно есть своя собственная частная коллекция, которая не продается и затем у меня есть музейная коллекция, которая была по всему миру в течение многих лет. Но, я сейчас готова начать продавать, потому что он широко известен теперь. Его работы широко известны. Очень многие людей видели это. Так что, я теперь считаю возможным позволить этому уйти в частные руки.

Скажи, почему ты хотел взять интервью у меня?

Q - Стюарт Сатклифф всегда был таким таинственным парнем в истории Битлз. Он, конечно упомянут, но ты никогда не уходишь с пониманием, кем он действительно был. Я надеюсь, что это интервью обеспечит это понимание.

A - Позволь мне просто коснуться части того, что ты сказал. Ты прав. Был один документальный фильм о Стюарте, который был заказан Би-Би-Си в Великобритании, и он называется “ The Lost Beatle ”. Он теперь отсутствует в коммерческом прокате Digital Classics . На самом деле он был просто выпущен в Австралии. Он был много лет здесь на Манхэттене на канале Ovation Channel . Он очень приветствовался критиками. Это - потрясающе хороший документальный фильм. Я конечно, вовлечена в него, но мало того, что я его одобрила, он мне очень нравится. Ты знаешь, что "Антология" очень, очень поверхностна о нем, и ты знаешь исторически, что Битлз всегда были схематичными о нем, вот почему я издала свою последнюю книгу “ The Lost Beatle ” и почему этот DVD отсутствует, потому что это действительно довольно позорно для них, способ, которым они поняли его вклад в свою раннюю историю, в их название, как они выглядели и что помогло сделать их отличающимися. Таким образом, некоторая часть этой записи постепенно понята правильно. И это частично потому я также делаю это интервью с тобой. С людьми, которые действительно заинтересованы, чтобы заполнить его портрет, мне интересно поговорить.

Q - Какая разница в возрасте была между тобой и твоим братом?

A - Почти четыре года.

Q - Ты когда-либо приходила, чтобы посмотреть на него, когда он был в Битлз?

A - Всегда.

Q - Всегда?

A - Абсолютно. С первого дня.

Q - Где они выступали, когда ты видела их?

A - О, солнышко, ты должен был почитать книги. Ты знаешь, мне теперь 63 года и был Litherland Hall , был ночной клуб the Caribbean . Я могу помнить такие детали? Прочитай книги. Я была там с Первого Дня.

Q - Какова была реакция аудитории на музыку, которую они играли?

A - Что является центром этого вселенского вопроса? Различные толпы. Разный год. Разный день. Погружение на Аппер Парлиэмент-Стрит, где все пили и это в 3 часа утра, и меня там не было. The Cavern Club . Нелицензированный. Ты не мог купить напиток в Cavern Club . Люди, кажется, не понимают о Cavern Club , что там никто не пил. И никто не был под наркотиками. Можно было только заранее выпить. Предварительно принять наркотик. Итак, все волнения были просто о группе и о динамике в зале. Они были известны. Они были известны, прежде чем они стали знаменитыми. Они были самой горячей вещью в Англии.

Q - Тебя процитировали, что ты сказала: "Моя мать, когда она умирала, сказала мне, чтобы не быть связанной с Битлз, не показывать письма или памятные вещи, но продвигать Стюарта как художника. Она думала, что Битлз были разрушительными и опасными, и я нашла, что ее слова верны". Разрушительные и опасные? Битлз пели о мире и любви, не так ли? Что имела в виду твоя мать?

A - (смех) Знаешь, что? Я думаю, что это - один из самых милых вопросов, который меня спросили за очень долгое время.

Q - Милый?

A - Да. Я имею в виду, ты указал на это красиво и правильно. Я ни на минуту не полагаю, что ты думаешь, что они были всегда милыми и только о мире. Ты знаешь, что они были очень конкурентоспособными.

Q - Да.

A - Чрезвычайно самовлюбленные.

Q - Я понимаю, что они были амбициозными, конкурентоспособными и драйвовыми. Ты должен быть в порядке, чтобы достигнуть вершины. Битлз пели песни о любви, Полин. Опасные и разрушительные? Что это означает?

A - Как ты думаешь, что это могло бы означать?

Q - Возможно, они не были столь хороши, как они, возможно, были, когда они дошли до вершины. Возможно, они использовали людей или наступали на людей. Но, ты вероятно, могла бы сказать это о любом, кто стал звездой.

A - Конечно. Что ты думаешь они сделали друг другу? Что ты думаешь о все еще продолжающейся вражде Пола и Джона?

Q - Вероятно, деньги. Независимо от того, что вражда существует между Полом и Йоко, возможно она сосредоточена вокруг оплаты..., кто получает большую плату. Вместо Леннон - Маккартни; Маккартни - Леннон.

A - Ну, у них есть достаточно денег, разве ты так не думаешь? Я предполагаю, что достаточно, но для некоторых людей всегда мало. Но так или иначе, ты просто попал в точку. Знаешь, что ты должен помнить? Битлз были когда-то самыми известными людьми на планете. Если бы они сказали, снести этого человека с лица земли, это было бы сделано.

Q - Я вспоминаю Пола, дающего телевизионное интервью, в котором он решил проблему популярности Битлз и материала, который они написали и спели. Он сказал что-то о том, что они, возможно, пели о сатане, но приняли решение вместо этого петь о любви.

A - Поскольку они были умными и знали, что получат больше фанатов за мир и любовь, чем за сатану, солнышко. Итак, они очень расчетливы, но они также чрезвычайно талантливы. Блестящие, блестящие люди. Но, они обладали властью, и моя мать признавала это, и не хотела, чтобы оставшиеся ее двое детей были на этом пути. Это было настолько просто. Ты должен гордиться родителем, который хочет защитить ее двух оставшихся детей, когда она только что потеряла одного из них.

Q - На самом деле Стюарт придумал название The Beatles после просмотра фильма с Марлоном Брандо "Wild Ones". Джон, когда спрашивали о названии группы, всегда рассказывал историю о "человеке на пылающем пироге".

A - Ты должен помнить, что эти парни были высоко как воздушные змеи в этих интервью и рассказали всю эту чепуху СМИ, что они должны были сделать. Они дали непочтительные ответы на эту фигню. Наконец ты читал в “Антологии”, которая является чем-то вроде попытки сокрытия фактов, но это - все еще хорошая книга, что Джордж говорит: "Стюарт думал о нем" и Пол говорит: "О, Джон думал о нем". Теперь они оба соглашаются, когда Джон и Стюарт оба мертвы, что они оба собрали его. Таким образом, наконец в “Антологии” они соглашаются, что Стюарт был по крайней мере на 50% ответственен за название. Это достаточно хорошо для меня. Я приму 50% за Стюарта, так как ему ничего не дали первоначально. Так что, это был прогресс.

Q - Нам также говорили, что Битлз увидели те куртки без воротника во Франции и именно Джордж придумал то, что известно, как стрижка Битла. Но, это также неверно, не так ли?

A - Этого я не знаю. Единственное, что я знаю: Юрген Фоллмер был еще одним невероятным фотографом и частью их группы. Он сделал обложку альбома " Rock And Roll ". Невероятный фотограф. Юрген действительно подстригался так. Астрид подстригла волосы Стюарта как у него, чтобы быть Битлом. Но, она подстригла его волосы так. Он вышел на сцену. Джордж разразился безудержным смехом. Поэтому это сделали и другие. Пол и Джон, или это был он, Пол и Джордж, двое из них были тогда в Париже несколько месяцев спустя, и Юрген подстриг волосы двух других парней. Но, Стюарт был первый Битлом на сцене со стрижкой волос, придуманной Астрид.

Q - А куртки без воротника?

A - У меня есть письменные доказательства Стюарта, написавшего мне, с проектом курток без воротника. Ты также должен помнить, что Пьер Карден сделал замечательный дизайн одежды. Но, результат здесь, что никакая поп-группа, никакая группа рок-н-ролла никогда не выходила на сцену похожей на это прежде. Правильно?

Q - Правильно.

A - И у меня есть письма, в которых мой брат спроектировал куртки и брюки без карманов, так, чтобы линия не была нарушена ни в каком случае. Так, чтобы они выглядели великолепными. Астрид сделала первую куртку, которую Стюарт носил на сцене и у меня есть доказательства. На самом деле у меня теперь есть только копии, потому что я продала оригиналы Национальным галереям и Музеям Ливерпуля, у которых теперь они в одном из их музеев.

Q - Куда ушла его куртка?

A - Ну, Стюарт был на самом деле похоронен в одном из его костюмов в Европе. В то время, тела одевали в хорошую одежду. Какая тема для пятницы. Я отвечаю на твои вопросы?

Q - Да, и я ценю это. Ты говорила, или кто-то еще говорил, что ты веришь Джону и твоему брату, занятыми гомосексуальными отношениями? Как ты пришла к этому выводу? Стюарт говорил тебе что-нибудь?

A - У прессы был повод повеселиться над всем этим, и я уверена, что ты знаешь все это из Интернета.

Q - На самом деле нет. Я просто немного читал об этом.

A - О, солнышко. У меня есть ненамного больше, что сказать об этом, вне того, что я рассказала в своей книге. Теперь, я не была первоисточником этого. ОК? Джон был первоисточником, по словам других известных писателей или ближайшего окружения, или публицистов. Так, что я не создатель этого, я не подтвердила этого ни в коем случае. Я просто говорю, что я - очень закаленный психотерапевт и, учитывая, что у них были чрезвычайно интимные отношения и также поскольку очень молодые люди оказались замешанными в чрезвычайно декадентский мир в то время, они, возможно, исследовали что-то как это вместе. Кто знает? Я лично не знаю, но я думаю, что они, возможно, это сделали, или, возможно, не сделали. Согласно письменному материалу, Джон - человек, который породил ту историю. Итак, я действительно просто комментирую ее.

Q - Я никогда не слышал прежде о Джоне и Стюарте. Я слышал слухи о Джоне и Брайане Эпштейне.

A - Ну, есть даже новая информация об этом в наши дни. Казалось бы, что есть больше доказательств, чтобы сказать, что это произошло, чем что этого не было. Но... кому какое дело? Но, эта история не порождена мной. Мне она не интересна. Они не были с гомосексуальными наклонностями ни в коем случае. Они слишком сильно любили женщин. Для меня не имеет значения, если они это сделали. Я могла бы меньше интересоваться. Но, я не источник этого.

Q - Ты видела фильм "Backbeat", когда он вышел?

A - Конечно.

Q - Когда я брал интервью у Луизы Харрисон, сестры Джорджа, она сказала, что "Это в сцене, где, как предполагалось, разговаривали Джордж и мама. Сцена была столь неправдоподобной, что это, конечно, был разговор, который никогда между ними не происходил. Между этим и цветом помады, которую наносил парень, и который, как предполагалось, был моим братом, я сказала, ну, в общем, что никогда не видела, чтобы он наносил ту цветную помаду. Я не хочу тратить впустую свое время, смотря это".

A - В первую очередь, это кое-что художественное. Тот фильм был просто повторно выпущен на DVD. Мы говорим о 1993 - 1994 годах. Я неоднократно встречала Луизу Харрисон в 90-х годах на этих Битлз конвенциях. У меня была книга, и я раздавала автографы. Любой, кто возражает против наблюдения своего брата, который стал поп-звездой, с небольшим количеством косметики, по-моему, в действительности очень глуп. Она не слышала о сценическом макияже? Она должна расти. Разве она не видела все фотографии, где они расставляли косметику в их комнатах, прежде чем выйдут на сцену? Ради Бога, в каком веке она живет? Это - на самом деле очень хороший фильм. Это не совсем точно, но это - фильм. Это не документальный фильм. Это - очень хорошо сделанный фильм. Хотя мое участие в нем было минимальным, я все еще думаю, что режиссер сделал невероятную работу. Это - хороший фильм. Если тебе нравятся фильмы, это - великий фильм.

Q - Действительно ли верно, что у Джона был ужасный характер?

A - Безусловно.

Q - Гнев, не поддающийся контролю?

A - Безусловно. Время от времени. Периодически.

Q - Ты когда-либо видела его, когда он впадал в такой гнев?

A - Безусловно.

Q - Что на него нападало?

A - Я понятия не имею. Ты читал книгу Синтии?

Q - Нет.

A - Стоит прочитать ее книгу, потому что она немного изменила свое настроение. Знаешь, я и она раньше были очень близки. Она была всегда очень, очень заботлива о внутреннем мире Джона. В этой книге она дает намного больше понимания, какой закомплексованный, эмоционально сложный парень он в действительности был. Недостаточно, я могла бы добавить, но начало положено. Ты не можешь объяснить иррациональный гнев.

Q - И он был таким до того, как стал знаменитым?

A - О, да. Но, ты должен понять, даже тогда он был очень блестящим молодым человеком, но очень сложным и неправильно понятым. Вот почему он так сильно любил Стюарта, потому что Стюарт действительно понимал его. Стюарт знал, что он был совершенно особым человеком. Часть его гнева была об его разочарованиях в жизни, об его обидах в жизни и непонимании.

Q - У меня есть это чувство, что, когда Джон приземлился в Америке 7-го февраля 1964 года, он подумал о двух людях, которые должны были там разделить его успех... его мать и Стюарт.

A - Правильно.

Q - И та улыбка, которую мы видим, приклеенная на его лице.

A - Возможно. Тебе не нужна я, чтобы сказать, каким чертовски ярким был он. Но, который не был замечен большинством людей вокруг него тогда и людей как Стюарт, который думал, что он был чрезвычайно особенным человеком, когда на самом деле Стюарт рассматривался как наиболее чрезвычайно особенный человек в то время, что было очень лестно для Джона. Еще до Битлз, когда они были вместе в Художественной школе и Стюарт был звездным учеником, самым талантливым художником, который был у них в университете за Бог знает сколько времени. Приходит Джон и этот блестящий студент любит его и хочет быть рядом с ним, и они начинают делиться и затем Джон переезжает в его квартиру. Это было очень, очень воодушевляющее для Джона. Знаешь, это заставило его чувствовать себя уверенно. Что я не сумасшедший парень. Кто-то еще думает, что я гениален и двигаюсь куда-нибудь.

Q - Действительно ли Стюарт неохотно стал музыкантом? Он хотел быть в группе с ними? Действительно ли это было навязано, чтобы заставить его купить бас?

A - Он хотел быть с его другом Джоном.

Q - Джон включал когда-либо Стюарта в написание песен?

A - Да, и есть еще больше доказательств к нынешнему дню обо всем этом.

Q - Какие-либо песни, которые записали Битлз?

A - Не то, чтобы они были официально признаны. Есть некоторый материал на "Антологии", на котором Стюарт несправедливо не указан. Существуют бутлеги, и есть некоторый материал из бутлегов, просто попавший мне на глаза, через моего друга, и мы могли бы что-то сделать с ним. Но опять, это - область, в которую Стюарт был вовлечен больше, чем мир знал до сих пор.

Q - Люди всегда говорят Мюррей K. был Пятый Битл, или Брайан Эпштейн был Пятый Битл, или Джордж Мартин был Пятый Битл. На самом деле Стюарт был Пятым Битлом?

A - Нет. Стюарт - Четвертый Битл. Были Джон, Пол, Джордж и Стюарт. Затем это были Джон, Пол, Джордж, Стюарт и Пит. Пит Бест - несомненно Пятый Битл. А все остальные могут быть шестыми, седьмыми, восьмыми, девятыми, десятыми, одиннадцатыми... независимо от того, чего они хотят. Единственные Битлз, которые учитываются, по моему мнению, являются люди, которые вышли на сцену и выступили с концертом. Пит недооценен. Пит был Битлом в течение долгого времени. На некоторых из этих бутлежных пленок, которые были недавно помещены передо мной, нет никакого барабанщика, и это - часть того, почему мы знаем, что они оригинальные, потому что Стюарт был в Битлз, прежде чем даже пришел Пит. Они обвинили также Пита в плохой игре, таким образом, они не были очень щедрыми и добрыми в то время.

Q - Твой брат умер от кровоизлияния в мозг или в результате избиения, которое он получил после одного из концертов Битлз?

A - Эта земля шаталась и обстреливалась, и я шокировала половину мира с этим. Теперь все успокоилось, и люди на самом деле начинают смотреть на то, что я действительно говорила. Мой брат был избит несколько раз. На самом деле многие из них были избиты. Это была часть жизни для групп Рок-н-ролла конца 50-х и начала 60-х годов в Ливерпуле. Там всегда были банды, достававшие их. Ты читал об этом сам. Они все иногда были избиты. Пит спасал его. Иногда Джон спасал его. Ты знаешь, это - просто часть того мира в то время.

Q - Что служило причиной всех избиений? Ревность?

A - Ну, это была ревность, потому что эти группы рассматривались как экзотические существа на сцене и девочки любили их. Итак, мальчики в бандах думали, что эти мальчики устраняли их девушек от них, что было нередко. Итак, это было мальчишеское соперничество. Знаешь, они были только детьми. Помни, что они были подростками.

Q - Когда-нибудь приходило в чью-либо голову, чтобы иметь более крупного парня рядом, чтобы парировать нападавших? Я не хочу говорить телохранителя.

A - Да, но в те дни, что они зарабатывали? Пять долларов за ночь? Они не могли позволить себе подобного. Именно тогда Нил Аспинол вошел во все это. Он раньше возил их на концерты и ставил оборудование, и это было прогрессом. Это был очень, очень примитивный, низкооплачиваемый мир там в те дни. И, они работали своими задницами в течение многих лет. Они не стали успешными в одночасье. Когда они справились, они это перемололи. У тебя есть какая-либо идея, сколько часов за ночь они играли в Гамбурге?

Q - Я думаю, что это было двенадцать часов ночью, семь дней в неделю в течение трех месяцев.

A - Это были долгие, долгие ночи, солнышко. Что касается другого мифа о Стюарте, как о не способном играть на бас-гитаре... абсолютная ерунда! Если бы ты не мог играть на инструменте после двенадцати часов игры ночью, ночь за ночью, что бы ты сделал с собой?

Q - И все же мы читаем, что Стюарту сказали повернуться спиной к аудитории, когда он играл на бас-гитаре, чтобы скрыть то, что он не мог играть на ней. А ты говоришь, что он мог играть на бас-гитаре.

A - Ты посмотри на все фотографии. У меня есть только одна фотография его отвернувшегося. На всех остальных он искренний, на переднем крае, лицом к аудитории. Посмотри новый DVD " Stuart Sutcliffe : The Lost Beatle " и ты услышишь комментарий Клауса Вурмана относительно Сту, как басиста. Это - еще один миф. Но, это не имеет значения. Это не ранит кого-то, не так ли? Это безопасно.

Q - Ну, всегда лучше иметь правду.

A - Ну, ты видишь, что есть столько аспектов правды, не так ли? Это не причинило никому боль. Единственным человеком, который был бы ранен любым из этих мифов, является Стюарт, и его нет рядом, чтобы почувствовать это. И люди всегда приходят к хорошему в конце концов. Взгляни на это документально. Ты обращаешь взгляд на этот документальный фильм. Это прекрасно.

Q - Ты думаешь есть шанс, что Стюарт мог быть введен в Зал славы Рок-н-ролла Кливленда?

A - Ну, угадай! Несколько лет назад они сделали самую ошеломляющую выставку работ Стюарта. Я пришла и открыла его для них. Рядом была блестящая выставка жизни и работ Джона. Там были они, эти два лучших друга, рядом в Кливлендском Зале славы Рок-н-ролла. Какое невероятное место. Теперь, Стюарт не мог бы иметь право на то, чтобы быть введенным в эту должность, потому что он не сочинил достаточно музыки. Я не знаю, какие там критерии. Но, если кто-либо согласен, чтобы начать кампанию, я присоединюсь к ним! Но, те парни уже сделали невероятную работу для него. Если они думают, что он достоин, а я уверена, что они думают о нем так.

Q - Что бы ты хотела, чтобы мир знал о твоем брате?

A - Я хотела бы, чтобы они знали, что он был красивым человеком с красивым сердцем. Блестящий талант, который любил жизнь, его друзей, его работу и которому не хватило времени показать всем, как сильно он их любит.