Сообщение о субкультуре скинхедов. Современные скинхеды: кто они

Кто такие скинхеды? Откуда пошло это название?

У многих людей на слуху это жаргонное слово - «скины». Довольно часто его употребляют с угрожающим смысловым оттенком, и это не удивительно. Информации о нападениях на мигрантов, беженцев и иностранцев вообще, особенно тех, кто отличается от большинства населения своим внешним видом, полно в средствах массовой информации.

Однако стоит задуматься о том, кто такие скинхеды, и все ли они одинаковы. Честно говоря, изначально это движение не имело ничего общего с политикой, особенно ультраправой. Это был один из молодежных брендов, и ему следовали фанаты некоторых музыкальных направлений 60-х годов, особенно соула и регги (кстати, ритмики африканского и ямайского происхождения). «Бритологовые» имели свои внешние признаки: любили носить закатанные джинсы, особого покроя свитера и клетчатые рубахи, а также боты на толстой подошве. Они ничего не имели против чернокожих и вообще представителей других рас или национальностей. Но прошло время, и на вопрос о том, кто такие скинхеды, уже нельзя было ответить так однозначно. Явление стало вовсе не безобидным. Остались традиционные «бритоголовые», которые и дальше танцуют под ямайские ритмы, но появились и поклонники панк-рока. Кроме того, эти группы начали разделяться по политическим убеждениям, и поэтому появились как ультраправые (наци-скинхеды), так и ультралевые (анархисты и прочие), и даже антифашисты.

Но первые приобрели очень и очень печальную известность.

Кто такие скинхеды-наци?

Появившись в Великобритании в начале 80-х годов, эти ультраправые молодые люди заявили о том, что разделяют идеи расовой войны против «чужих» (мигрантов, представителей других рас и этнических групп, например, евреев и ромов), а также «предателей» (тех, кто толерантно относится к «врагам белых», людей с иной сексуальной ориентацией и так далее). Себя они считают кем-то вроде крестоносцев, а среди культовых героев у них - идеализированные офицеры СС и средневековые тамплиеры (причем, не исторические, а, скорее, герои мифов).

За идею

Эти скинхеды, фотографии которых представлены в данной статье, постепенно слились с другой субкультурой - так называемых футбольных хулиганов. Стабильные группировки последних (их называют «фирмами») не обязательно имели какую-либо политическую окраску. Однако те из них, которые заинтересовались идейным оформлением своей деятельности, преимущественно переняли крайне правые, расистские взгляды. Это сращивание наци-скинхедов и футбольных хулиганов значительно усилило человеческий потенциал обоих направлений и помогло им структурировать навыки выслеживания людей и нападений на них. У них есть свои сленговые выражения, такие как «скаутинг» (разведка), «прыжок» (внезапный, немотивированный бросок на жертву с разных сторон), «кэжуал» (молодежная одежда, которая не бросается в глаза, но по брендам которой участники разных группировок могут узнавать друг друга), и так далее. Скинхеды в России появились в 90-х годах прошлого века, и с тех пор это направление субкультуры приобрело довольно серьезную силу, сыграв нешуточную роль в активизации неонацистского движения вообще.


Средства массовой информации часто используют слово «скинхеды», и в подавляющем большинстве случаев оно несёт негативный оттенок. Не будем позволять себе поверхностные суждения и разберёмся, кто это такие, и почему в сознании англичан скинхед все-таки чаще одет в Кромби или Харрингтон, нежели в привычный бомбер.

Как мы рассказывали в предыдущей статье (см. ), в шестидесятые годы молодёжь Великобритании была покорена образом мода – юного эстета, гедониста и денди.

Во второй половине десятилетия наметилось несколько путей развития данного образа. Мир музыки захватывала волна психоделии, и мода не могла остаться в стороне. Вечеринки становились настоящим калейдоскопом сюрреалистических узоров и ярких красок. Совершенно другой стиль разработали для себя молодые люди, которых стали называться «хард-модами», (англ. “hard mods”). Он был проще, практичнее и сильно контрастировал с образами богемы.

Нельзя утверждать, что это было намеренным противостоянием моде. Различия между хард-модами и представителями «золотой молодежи» и творческой интеллигенции были естественными: разница на уровне социальной среды вела к расхождению во вкусах и взглядах на жизнь. Однако к концу 60-х она стала более заметна и внутри самой субкультуры. Тех модов, которые буйствовали во время знаменитых погромов на юге Великобритании в середине 60-х, можно смело считать хард-модами. Они любили подраться, занимались кражами и разбоем, носили холодное оружие и нередко объединялись в настоящие банды. Это были молодые люди, родившиеся после войны.



Подростковый возраст данного поколения пришелся на время, когда трудности военных и послевоенных лет остались позади: можно было жить, не думая лишь о том, как прокормиться и восстановить страну. Начиналась мод-революция шестидесятых, ориентированная на тинейджеров. Всем хотелось идти в ногу со временем. Вокруг появилось много музыки, клубов и стильной одежды, и все это могло стать твоим – были бы деньги!

Набравшая обороты британская экономика предоставляла рабочие места, давая возможность честным трудом скопить на стильный костюм и мотороллер. Можно было пойти и более «легким» путем – криминал во всех своих проявлениях помогал раздобыть деньги на новую одежду, наркотики и походы в самые модные клубы города. В пятницу ночью моды вели себя как прожигатели жизни, поп-идолы и люди из высшего света, но наступал день, и многим из них снова надо было выходить на работу или искать незаконный заработок.

«Меня называли хард-модом… СМИ ухватились за историю с погромами [знаменитое столкновение модов с рокерами на юге Англии в 1964-м году] и описали модов как безумную толпу наркоманов, склонных к насилию и беспорядкам. Конечно, в ерунде, которую строчили газеты, было зерно правды. Среди модов были те, кто поехал в Брайтон, Маргит и другие города только ради того, чтобы устроить там полный беспредел. Должен признаться, я был в их числе.

Репутация была всем. Я начал носить с собой оружие (топор) и был готов воспользоваться им, если понадобится… Внешний вид был очень важен – все вокруг были буквально обязаны носить шерстяной костюм"

Джон Лео Уотерс

Британские хард моды конца 60-х, Лондон

Дело в том, что, несмотря на стремление к элитарности, истоки мод-движения во многом лежали в рабочей среде. Бедные и неблагополучные районы южного Лондона были домом для многих модов и обыкновенных подростков, которые со свойственной их возрасту живостью впитывали городскую культуру.

Брикстон – один из таких районов – включал в себя обширную ямайскую диаспору. Упадок экономики, волна преступности, ураган, опустошивший в 1944-м году восток Ямайки, а также обещание рабочих мест со стороны правительства Великобритании влекли в Лондон иммигрантов с Карибских островов. Резкий приток иностранцев из далекой страны сыграл важнейшую роль в трансформации хард-модов в скинхедов. В 1962-м году бывшая британская колония получила независимость, но столь масштабное политическое событие не могло не иметь и негативных последствий для населения. Многие ямайцы продолжили эмигрировать в бывшую метрополию.

На новом месте молодёжь Ямайки познакомила лондонских сверстников со своей культурой. На острове была своя субкультура: руд бои (англ. rude boys) – буквально «грубые парни», но в ямайском английском скорее «жесткие», «суровые». Руд бои были выходцами из рабочего класса и нередко проявляли насилие по отношению друг к другу и окружающим. Жизнь их была нелегкой, ведь зачастую они росли в самых неблагополучных районах Кингстона, столицы не самой спокойной страны. Как и многие молодые люди, тем более дерзкие и зачастую замешанные в криминале, руд бои стремились одеваться с иголочки: костюмы, узкие галстуки, шляпы «трилби» и «порк пай». Возможно, этот стиль был навеян джазовыми музыкантами США. Руд бои предпочитали самую свежую и современную местную музыку: ска, а затем и рокстеди.

Ска представляет собой музыкальный жанр, возникший на Ямайке на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Объединение американского ритм-энд-блюза с карибскими стилями менто и калипсо привело к появлению совершенно нового и весьма характерного звучания.

Во второй половине шестидесятых музыка ска эволюционировала в рокстеди. По сравнению с предшественником, данный стиль отличает замедленный темп, синкопированный бас и использование небольших коллективов с электрической бас-гитарой (ранние ска-группы представляли собой большие ансамбли и в основном использовали контрабас). Важнейшими ска-группами и исполнителями были и остаются Toots and The Maytals, The Skatalites, Bob Marley and the Wailers (лидер последних стал одним из самых узнаваемых музыкантов в истории), The Upsetters (группа знаменитого продюсера Ли «Скретча» Перри), Деррик Морган, Макс Ромео, Принц Бастер, Дезмонд Деккер и многие другие.

Итак, на волне эмиграции молодежная культура Ямайки попала на берега Туманного Альбиона. Неудивительно, что в силу близкого возраста, любви к музыке и желанию выглядеть интересно, английские ребята стали перенимать стиль руд боев. Моды традиционно любили американский соул и ритм-энд-блюз, но также весьма интересовались музыкой Ямайки. Огромная заслуга в этом принадлежит английскому лейблу «Melodisc Records», основанному в 1949-м году и выпускавшему афро-карибскую музыку. Компания начала записывать в Лондоне ямайских музыкантов и, развивая успех этих записей, основала подразделение «Blue Beat Records». Оно специализировалось на любимой руд боями, модами, а затем и скинхедами музыке ска и рокстеди.


Одним из ярчайших музыкантов, с которым сотрудничал лейбл был Принц Бастер – человек, внесший огромный вклад в становление ска и популяризацию жанра в Великобритании.

Молодежь южного Лондона с большим интересом посещала рассчитанные на ямайцев клубы, которые назывались «ска-бары», училась танцевать ска и перенимала элементы стиля. Пластинки с афроамериканской и карибской музыкой разлетались в магазинах как горячие пирожки.

Таким образом, когда в конце шестидесятых часть модов стала тяготеть к психоделической музыке, у модов южного Лондона уже была особая связь с музыкой Ямайки, и хард-моды не последовали за богемой. Коренные жители Лондона и иммигранты, хард-моды и руд бои слились в субкультуру, которую стали называть скинхедами (англ. – “skinheads”). Название субкультуры составлено из двух слов: «skin» – «кожа» и «head» - «голова». Существует версия, что это слово было взято из лексикона американских пехотинцев.

«… Мода и музыка менялись. В клубах начали играть странную музыку вроде The Byrds и Джими Хендрикса, и модам не оставалось ничего другого, как ходить в ямайские клубы – только там не переставали играть черную музыку. Итак, моды ходили в ска-клубы и перенимали стиль рудбоев, но поскольку они не были черными, они не могли так себя называть, поэтому они позаимствовали слово «скинхеды», которым называли новобранцев морской пехоты США, которым брили голову, когда они шли в армию. В морской пехоте новобранца называли «скинхедом» только офицеры, вроде: «Эй, ты, бритоголовый, иди сюда!». Так что изначально стиль скинхедов был белым вариантом стиля рудбоев.»

Дик Кумс

Эти люди все дальше уходили от рафинированности модов, и через несколько десятилетий связь двух субкультур едва прослеживалась. Но остановимся поподробнее на скинхедах первого поколения, так называемых традиционных скинхедах (Traditional Skinheads).

Как они выглядели? К привычным для модов (англ. “Sta-Prest”), которые отлично держали форму, добавилось ещё несколько не менее практичных элементов: джинсы, подтяжки и тяжелые рабочие ботинки. Стрижки стали короче и проще. Некоторые, по моде руд боев или из практичности рабочих, брились практически наголо. Скинхеды носили любимые модами и хард модами мохеровые , однако со слегка удлиненным фасоном, и клетчатые рубашки «button-down», воротник которых фиксируется пуговицами.

Огромной популярностью пользовались классические и знаменитый бомбер MA-1, ставший впоследствии иконой образа субкультуры и фактически её синонимом. Не исчезли из гардероба хард модов-скинхедов и куртки . Среди верхней одежды также пользовалась успехом ветровка - хлопковый полуспортивный бомбер с окаймляющими полосками на воротнике, рукавах и резинке снизу, а также рабочая куртка британских докеров .

Любопытной деталью была манера подворачивать брюки. Вначале слегка, чтобы были видны ботинки, затем сильнее, чтобы показать цветные носки, взятые из стиля руд боев. По воспоминаниям тех лет, как-то раз организаторы концерта дали знаменитому певцу регги Дезмонду Деккеру костюм, а он попросил укоротить брюки на пятнадцать сантиметров. В подражание своему кумиру подростки стали подворачивать свои брюки. Не говоря о том, что в определенной мере мистер Деккер поспособствовал и моде на короткие стрижки среди восторгавшихся им будущих скинхедов.

Автор продолжает серию публикаций, призванных осветить некоторые проблемы, связанные с изучением феномена контроля сознания. В своей последней статье «Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп» автор пришел к выводу, что для более глубокого научного анализа феномена контроля сознания стоит отнести к деятельности «деструктивных организаций» деятельность групп (мини-социумов), таких как антиглобалисты, радикальные экологи, террористы, криминальные, некоторые «игровые» сообщества и т.п. Изучение в совокупности деятельности данных субъектов поможет лучше понять природу радикализма и роста случаев применения техник реформирования мышления (контроля сознания) в обществе.

Деятельность «деструктивных организаций» в российском обществе и мире еще не была достаточно рассмотрена в контексте радикальных асоциальных групп. Радикализм во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей жестокости превратился сегодня в одну из самых острых и злободневных проблем государств. Одним из аспектов этой проблемы, по мнению автора, несомненно, являются «заблуждения» о роли молодежных групп в дестабилизации современного общества. Автор попытается рассмотреть деятельность радикальных представителей «молодежных субкультур» с разных сторон.

В отличие от мнения большинства обывателей современные субкультуры, особенно молодежные, не являются аморфными и однообразными явлениями, а представляют собой активные «очаги сопротивления» современному обществу с его христианской моралью. Эти «очаги» представляют собой различные варианты ухода от «навязываемой» культуры и сами по себе не являются ни плохими, ни хорошими. Особенность субкультур в России выражается в том, что большинство «молодежных субкультур», а в этой статье мы рассматриваем в основном их, являются заимствованными из западной культуры и не являются историческими сложившимся «очагами» субкультуры в нашей стране.

Парадокс заключается в том, что чем больше мы пытаемся противиться глобализации, тем сильнее мы в нее интегрируемся. Мы не хотим стать частью глобального и потерять свои «национальные» преимущества, но при этом мы активно внедряем в обществе интернациональную (международную) систему субкультур, чье истинное призвание («в чистом виде») — служить противовесом или замедлителем глобализации . «Скинхеды», «неонацисты», «красные», «анархисты», «антиглобалисты», «рэпперы» - все они представители европейской и американской культуры.

Добро пожаловать в глобализацию.

Основные заблуждения, связанные с движением скинхэд-культуры

1. Скинхэды - это движение, связанное с фашизмом
2. Скинхэды - это преступная группировка и никакой культуры там нет
3. Проблему «буйства» скинхэдов - невозможно решить

В нашей статье мы постараемся опровергнуть эти заблуждения, для чего рассмотрим современное состояние «очагов радикализма».

Доказательства того, что между классическим движением скинхедов и мимикрирующих под него «неофашистскими» организациями нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды мы рассмотрим ниже («три волны классической скинхед-культуры»).

История: три волны классической скинхед-культуры

Первая волна. «Скинхэды» конца 60-х были можно сказать продуктом «мод-культуры», которые культивировалась под воздействием ямайской культуры, приносимой в Англию иммигрантами рудебойями. «Моды» (mods) - это не только музыкальный стиль, но и определенное движение, образ жизни и манера одеваться, порожденная подростковой культурой Британии начала 60-х. Вечное противостояние «отцов и детей» с новой силой разгорелось с появлением рок-н-ролла (середина 50-х): молодое поколение американцев, получившее свою музыку, своих кумиров и свою моду, начало осознавать себя как самостоятельный социальный класс, не желавший подчиняться законам взрослых и пытавшийся самоопределиться. Английские подростки тоже захотели слушать и играть ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Так зародилось движение «мод» . На Британии 60-х с особой силой сказались экономические проблемы, вызванные послевоенным кризисом: надо было восстанавливать индустрию и разрушенные дома, требовались рабочие и служащие, а людей не хватало. Это вынуждало подростков даже из хороших семей устраиваться на работу, чаще в конторы и офисы (клерки, машинистки и т.д.). Получая свой личный доход, юные британцы могли приобретать наряды, тратить деньги на развлечения. «Моды» одевались очень опрятно, носили обычно дорогие костюмы. «Fred Perry», «Ben Sherman», «Lonsdale» - эти фирмы выпускающие одежду и обувь были очень популярны среди «модов».

Так появилась мода в стиле «Тэдди Бойз» («Teddy Boys»). У юношей - вельветовые пиджаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически - удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо. Девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Из-за этого увлечения (хорошо одеваться) они часто обвинялись в предательстве рабочего класса, т.к. «моды» мало чем отличались в социальном плане от молодежи рабочего класса, но тратили на одежду большое количество денег. Девушки-«моды» любили тяжелую косметику и неяркую помаду. Любимым развлечением стали скутеры (мотороллеры). При этом «Тэдди Бойз» отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах, дрались с рокерами (водивших мотоциклы), громили витрины магазинов и пугали обывателей.

Кстати, в отличие от рокеров, популярной тогда культуры молодежи, «моды» имели в своих рядах представителей обоих полов. Кроме цивильной одежды, «мода» можно было узнать по мотороллеру (Scooter). Многие, кто ездил на них, называли себя «Scooterist». Скутеров можно тоже считать неким продуктом «мод-культуры». Обычно они украшали скутеры зеркалами и другими эффектными штучками. Так же скутерами увлекались и футбольные фанаты («hooligans»), которые тоже вышли из «модов». Быть «модом» означало иметь все самое новое и оригинальное, что только существовало на данный момент, выделяться среди остальных. Весь Лондон наводнили мотороллеры.

Музыка была менее важной составной частью движения, чем мода и манера поведения. В основном «мод-группы» начинали с того, что копировали американские ритм-энд-блюзовые стандарты и создавали собственный музыкальный материал в том же духе. «Моды» играли ритм-энд-блюз и рок-н-ролл быстрее, тяжелее и «грязнее» своих предшественников. К 1968 году движение «модов» практически угасло, переродившись в другие движения.

Уже в начале 60-х появились так называемые рюдиз (Rudies) - молодые выходцы с Ямайки, работавшие на низкооплачиваемой работе (магазины, бары, доки, фабрики). У них была своя мода. А главное, своя музыка - «ска», которая понравилась и англичанам. В это же время стартовало и движение «модов».

В это же время появились первые «хард-моды» (hard-mod) или «скинхэды». Каждую субботу эти новые представители прогрессивной молодежи ходили на стадионы, чтобы поддержать любимые команды. Смертоносная поддержка футбольных команд часто вела к потасовкам между противостоящими болельщиками, вела к легендарному британскому «футбольному насилию». Так как представители «хард-мода» (hard-mod) часто участвовали в потасовках, то они стали брить головы, чтобы в драке противник не мог воспользоваться захватом за волосы. Стоит отметить, что «скинхэды» не сразу отделились от «модов»: все происходило постепенно.

Далеко не все называли себя «скинхедами» (skinheads). Были названия вроде «herberts» (от улицы Herbert Street в городе Glasgow (Великобритания)), «street kids» (то есть «дети улиц»), «spy kids» (примерный перевод - «охотники»), «peanuts» (то есть «дробители орехов»; это имя они получили за грохот их скутеров) и другие.

Вопреки распространенным представлениям большинство «скинхедов» во всем мире никогда не были «бритыми» или «бритоголовыми». Те, кто работал в речных доках, оставляли на голове короткий «ежик», и стриглись так только для того, чтобы защитить себя от пыли, грязи и вшей. По этой причине «бритоголовый» в середине шестидесятых - унизительное прозвище, что-то вроде «винторогий». Сами они так себя не называли. Их так ругали.

Когда наступала ночь, «скинхэды» одевали самое лучшее из того, что они могли себе позволить (обычно это дешевый мужской костюм) и шли в танцевальные залы. Здесь они танцевали под звуки новой музыки, которые внесли в Англию ямайские иммигранты. Этой музыке приписывали много названий, включая: «ска» (позже его назовут «ска первой волны»), «ямайский блюз», «блю бит», «рокстэди», и «рэгги».

Кстати, о «рюдиз-скинах». Когда-то, еще не влившись в течение «регги», совсем молодой Боб Марли был скинхедом. Боб Марли носил высокие военные ботинки, камуфляж и стригся «под ноль».

Первые «скинхэды» в последствии стали отдавать предпочтение американской одежде «Levi Jeans» и «Alpha Flight Jackets» и узким подтяжкам (braces) с ботинками «Doc Marten». С расцветом футбольного хулиганства в употребление вошли темно-зеленые ветровки «Alpha Flight Jackets» (называемые также «MA1», «Flight Jacket» или «Bomber Jacket»), позволявшие легко выскальзывать из рук соперников. Так одевались в дни футбола, а на концерты и на улице носили обычные куртки, часто джинсовки, черные подтяжки и черные шнурки. Это ужесточение стиля одежды заметно повлияло на интерес рабочего класса к «скинхедам».

«Скинхэды» любили пиво, в отличие от «модов», употреблявших амфетамины и «рудебойев», куривших марихуану. «Скинхэд–девушки» одевались подобно парням, стриглись коротко и тоже имели массу неприятностей и проблем с полицией и другими молодежными группировками. «Рудигерлс», «скинхэд-герлс» и «мод-герлс» носили мини-юбки, которые в то время были очень популярны и расматривались, как эпатаж консервативным родителям.

В начале 70-х «скинхэды» набирали силу по сравнению с другими молодежными субкультурными движениями. «Скинхэды» первой волны взрослели: они все меньше появлялись на улице, обзаводились семьями, остепенялись, занимались воспитанием детей, но все же оставались преданными своим корням.

Вторая волна скин-движения ознаменовалась ростом «панк-рока» в Великобритании. «Панк-рок» взорвал чопорную и холодную Англию. «Панк-рок» выглядел диким, грубым, агрессивным. Он пугал домохозяек, респектабельных граждан и прочих господ. Но рабочая молодежь искала и хотела более жесткое и быстрое звучание для своей культуры. К тому же «панк-рок» стал просто студенческой бунтарской музыкой, музыкой для колледжа. И появившийся синтез яркого, быстрого и грубого звучания стал «streetpunk» (стрит-панк), в последствии названый журналистом издания «Sun» Гэри Бушеллом, как «Oi!». Это был «панк», но это был «панк», ориентированный на рабочий класс. Из-за того, что корни «Oi!» музыки были в рабочем классе, СМИ негативно относились к данному музыкальному ответвлению, ходя сам «панк-рок», как музыку среднего класса, они приветствовали. Звучание «Oi!» отличается от панка: простые гитарные мелодии накладываются на отчетливо слышимую линию бас-гитары и барабанов и сопровождаются припевами, похожими на крики футбольных трибунах. Наряду со «стрит-панком» возрождалось движение «бритоголовых». Такие черты, как жесткость и гордость за рабочий класс, начали прививаться к «панку». В основном вторая волна «скинхэдов» ничего не знала о наследии и своих корнях, «модах», «ска», «рудебоях».

Старые «скинхэды» постоянно критиковали и ругали новую поросль за новшества. К примеру, скины 69-го все так же носили одежду «Ben Sherman», «Fred Perry», а новые «скины» 79-го носили в основном голубые джинсы «Levi», рабочие ботинки, подтяжки и куртки американских летчиков. Себя они называли «Bald Punks». В течение 70-х произошло много изменений у классических «скинхедов». Мода от размытого стиля перешла к лучшей одежде, чем ту которую могли себе позволить рабочие - «синие воротники». В 70-х появляется «военный» стиль одежды у скинхедов. На других «скинов» сильно повлиял «диско» семидесятых: они «ставили волосы», надевали вычурные штаны и ботинки в стиле 70-х.

С формированием собственных музыкальных групп у «скинхедов» их политические идеи стали склоняться к борьбе правых и левых партий, и даже аполитичности. Политически правые группы склонялись к отношениям с «Национальным фронтом» (неофашисты в Англии) и имели схожие с ним идеи. Левые группы ориентировались на борьбу рабочего класса, использовали коммунистическую политику. Аполитичные группы часто избегали обеих сторон, поскольку хотели сами выбирать свою субкультурную политику .

Группа представителей движения панков сформировала коллектив «Skrewdriver» («Отвертка»), который в значительной степени повлиял на «стрит-панк» и через некоторое время преобразовались в «скинхэд группу». Группа «Skrewdriver» стала первой группой, заявившей о своих неонацистских взглядах в скинхэд культуре, проведя концерт под лозунгом «Рок против коммунизма». Симпатизировав «Национальному фронту», они приняли расистскую позицию и начали создавать правое крыло субкультуры «скинхэд-движения».

«Скинхэды» образца 69-го, наоборот, оставались на антирасистских позициях, как и большинство «скинов» тех лет, увлекались «регги» и «ска». Они посещали «цветные дискотеки», но все же называли «черных» - «darkies». Они поддерживали идеалы рабочего класса и левых политиков. Англия еще помнила вторую мировую войну, и поэтому для каждого патриотически настроенного гражданина считалось честью оставаться на позициях антирасизма.

К концу 70-х «Национальный фронт» и «Британская национал-социалистическая партия» проникли в движение «скинхедов». К тому времени «скинхеды» были уже сильным поколением. «Национальный фронт» решил, что «скинхэды» послужат прекрасным источником новых членов, и повысит его репутацию и имидж. Молодежь вербовалась как уличные солдаты «Национального фронта». На «Donahuue" show» (популярное шоу в Англии) появился «скинхэд-расист». Это было шоком и ударом по всему «скинхэд-движению». Вместе со СМИ миф о «скинхэдах-расистах» раздували «Национальны Фронт» и «Skrewdriver» («отвертка»). Из-за ошибочной пропаганды общество видело в каждом «бритоголовом» расиста. В нашей стране особенно проявляются данные последствия. Большинство журналистов, чиновников МВД РФ и обывателей усиливают заблуждение, о том, что «скинхеды» являются неонацистами и расистами.

Плохая репутация сыграла на руку только правым партиям. Много молодых неонацистов, бывших всегда вдалеке от рабочего класса и «скинхэд-культуры», стали называть себя «бритоголовыми». Именно так «нацизм» стал проникать в культуру «скинхедов».

В США «скины» были еще более далеки от своих корней и тяготели к начинавшийся волне «hard-core», зародившийся в Нью-Йорке. «Стрит-панк» для Англии был сродни «хард-кору» в США. К примеру, «скины» начала 80-х практически ничего не знали и не слышали о «ска» или «Ой!». Но как и их коллеги в Англии они носили рабочие ботинки, джинсы, заимствовав такой стиль одежды от панков. «Hardcore Skins» были более сильны и жестоки, чем их современники «Punk Skins» в Англии. В криминальных сводках они мелькали уже чаще, чем в 69-ом. Партии, подобно «Национальному фронту», создавали из «скинхэдов» образ «footsoldiers» (штурмовиков).

В 80-ые никто не любил «скинхэдов» за их агрессивность, общество считало их радикалами и хулиганами. Но никто не называл их расистами до того злополучного интервью в популярном шоу.

Субкультура «скинхэдов» распространилась во все страны мира. Каждая из них поддерживает независимую историю целей «скинхэдов», их ценности, и историю их появления. Определение «скинхэд» различается от страны к стране.

В середине 80-х годов Европу потряс жестокий кризис, который можно считать последствием «кризиса 70-х годов», разразившегося до этого в Америке. Правительства играли в «холодную войну»; предприятия закрывались; денег не было, и уровень жизни падал все больше. Это нашло отражение и в музыке: группы 84 года стали сочинять более злые песни, чем те, что звучали раньше. Музыкальная субкультура отражала настроения в обществе - напряженность и недоверие к правительствам, к их политике.

Политические деятели различных государств провели удачную кампанию «по рекламе» «зверств скинхедов» среди населения Европы, об их фашисткой «сущности» и т.п. В результате чего отношение общества к движению «скинхэдов» изменилось на очень негативное, и движение пошло на убыль. В глазах у обывателей «неонацистские» организации все чаще стали ассоциироваться с движением «скинхедов». Это продолжалось вплоть до конца 80-х годов.

В конце 80-х и по сегодняшний день, началось новое большое проявление «традиционных» ценностей скинхедов 60-х. Это произошло в Англии, Америке и в большей части Европы. Оно повлекло за собой новое противостояние классических (традиционных) и нетрадиционных (неофашистских, анархистских и коммунистических) скинов.

Третьей волной стали скинхэды середины 90-х. Появился признак «Гражданской войны» в «скинхэд-движении» . Многие из тех, кто стал «скинхедом» более 15 лет назад, начали появляться на улицах, участвовать в развитии «скинхэд-культуры». 17-18 летние «панки» начали забривать себе головы, избавляясь от «ирокезов» и «помоек» .

Современные «скинхэды» Европы и Запада - это смесь из «hard-mod/rudeboys» (хард-модов/рудебойев) конца 60-х, и «punk/hard-core» (панк/хард-кор) скинов начала 80-х. Их музыкальные пристрастия простираются от «регги» до современного «хард-кора», а также «ска», «рокстэди», «рокабилли», «панк», «Ой!». Некоторые слушают только «регги», некоторые лишь «Ой!» или «панк». Конечно, они интересуются своими корнями, культурой «модов», «скутеров» и т.п., но все же для большинства скинхэдов конца 90-х это пример из истории.

В нашей стране ситуация на данный момент складывается таким образом: у нас мало «красных скинов» (коммунистических), ШАРП скинов, классических (традиционных) скинов. В России почти не употребляется слово «бонхед». «Bonehead» (костяная голова) - термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых «оборотней-скинхедов», придерживающихся расистских или неофашистских взглядов. Понятие «скинхэд» в 99 случаях из 100 в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом
.
Для справки:

1. SHARP-скины - это «скинхэды против расовых предрассудков» (SkinHeads Against Racial Prejudice), они появились в Нью-Йорке (США) в конце 80-х. Движения, разделяющие идеологию «скинхеды против расовых предрассудков», - это SCAR, SPAR, RASH, HARP и другие. Существуют китайские, гавайские, японские движения из других стран, чья идеология схожа с SHARP-скинами. Они носили нашивки «S.H.A.R.P.» с троянской каской - тот самый оранжевый значок, который Trojan Records ставили на своих пластинках тридцать лет назад. «Шарпы» гордились тем, что и в их сердцах горит огонь, зажженный скинхэдами в далеком 1969 году.

2. «Redskins» или «RASH» - «Скинхэды против нацизма и власти капитала» или «Red and Anarchist Skinheads». Они появились независимо от «шарпов» через несколько лет после них. RASH имеют левые убеждения, у них нет национальности, они против чистоты расы и поддерживают всех, кто нуждается в их поддержке. Само их название говорит о том, что это анархисты - они желают свободы действий для всех и каждого и стремятся устранить любое давление на людей.

Если рассматривать схематически историю «скинхэд-движения», то можно придти к выводу, что неофашистские организации, использующие элементы культуры «скинхэд-движения», ими по определению не являются.

Развиваясь в течение трех этапов, которые мы рассмотрели выше, современное движение «скинхэд-культуры» было вынуждено остаться вне политики (аполитичным) и нерасистским движением. Однако такая позиция привела к возникновению двух «близнецов-движения», которые используют в себе элементы классической (традиционной) «скинхэд-культуры», но ими не являющимся.

Движение «красных скинхэдов» представляет собой группу организаций, представляющих разные политические и социальные группы, с различными целями, но имеющими одну общую и важную цель - уничтожение движения «бонхэдов». Еще 15 лет назад движение «красных скинхедов» можно было охарактеризовать как радикальное крыло классического «скинхэд-движения». Но за это время «красное движение» слишком далеко ушло от аполитичности и с каждым годом все сильнее срастается с молодежными организациями коммунистического и анархического толка. Представители «красных» критикуют представителей классического (традиционного) «скинхэд-движения» за их аполитичность.

Движение «бонхэдов» является искусственно созданной организацией неофашистского толка конца 60-х годов. За последние десятилетия это движение с элементами моды «скинхэд-движения» трансформировалось в активное радикальное крыло неонацистских и расистских организаций. На данный момент, кроме общих элементов моды «бонхэдов» и «скинхэдов», не объединяет практически ничего.

Стоит заметить, что движение классических (традиционных) скинхэдов пропагандируют аполитичность, являются не расистскими организациями и больше трансформируется в свою начальную стадию - в музыкальное неформальное движение со своей атрибутикой, культурой поведения и потребления. Однако «классические скинхэды» продолжают оставаться приверженцами определенных ценностей:

Ты должен быть патриотом своей страны;
- ты должен работать;
- ты должен учится;
- ты не можешь быть расистом;

Заблуждение № 1 «Скинхэды - это движение, связанное с фашизмом»

Как мы установили, рассмотрев историю возникновения и развития «скинхэд» субкультуры, «скинхэд-движение» не имеет ничего общего с неонацистскими движениями и неофашистскими организациями.

Можно с уверенностью утверждать, что «скинхеды» стали жертвой политических интриг в конце 70-х годов, где неофашистские партии удачно использовали популярность движения среди молодежи для увеличения количества своих приверженцев. «Традиционалисты» стали жертвой своей абсолютной аполитичности и не смогли в необходимый момент оперативно среагировать на политическую провокацию должным образом. Данная ситуация повторилась и в конце 80-х годов, когда государственные политики стран Европы начали компанию против «скинхэд-движения», как виновника всех проблем. Стоит отметить, что это стандартные политические инструменты, которые очень часто применяются в политике, для того, что бы отвлечь избирателей от вопроса «Куда идут наши налоги?» вопросом «Кто виноват во всех проблемах?».

Продолжая быть аполитичной и молодежной субкультурой, «скинхэд-движение» будет постоянно рассматриваться СМИ и обывателями, как часть неофашизма.

Для того, что бы опровергнуть заблуждение о том, что «скинхэды - это преступная группировка и никакой культуры там нет», рассмотрим музыку, моду и татуирование во всех движениях, о которых идет речь в данной статье.

Музыка

Глубоко рассматривать данное направление мы не будем, т.к. говорили о нем в предыдущей части нашей статьи. Приведем различия в музыкальных предпочтениях «бонхэдов» и «скинхэдов».

Из таблицы видно, что нет никаких общих предпочтений в музыке у этих двух движениях. Конкретно рассматривать музыкальную культуру «скинхэд-движения» не имеет смысла, т.к. наша работа преследует другие цели .

Мода

«Подтяжки» - неотъемлемая часть скинхэдовской одежды. Подтяжки носили уже «грубые моды» («Hard mods») в середине 60-х годов, вместе с высокими ботинками и укороченными джинсами еще до того, как прозвище «скинхэд» (skinhead) появилось на свет. Такая одежда называлась «working class style». Наличие подтяжек всегда означало принадлежность к рабочему классу.

Рабочие и рабочие в речных доках одевались так еще в начале XX века. Подтяжки были нужны для того, чтобы рубашка не зацепилась за что-нибудь. Слово «braces» переводится с английского как «крепеж», и применительно к одежде его можно перевести как «строительный крепеж».

Большинство из «скинхэдов» первой волны занимались тяжелым ручным трудом. Чем дальше, тем больше они отходили от «всегда новой и изысканной одежды», которую носили их предшественники - «моды». Тем, кто работал с ручными лебедками в доках, требовалась прочная и удобная одежда, способная, прежде всего, обеспечить их безопасность. Ботинки с крепким стальным носком могли предохранить ноги от падения ящиков или других тяжелых предметов, подтяжки прижимали одежду к телу и не давали ей возможности зацепиться за что-либо или попасть в винтовые узлы лебедок. Джинсы или простые холщовые штаны из крепкой ткани имели крепкие двойные швы, и, наконец, рубашка и куртка имели накладки на плечах, предохраняющие рабочих от дождя и сырого морского ветра.

Примечательны названия для одежды, например, пальто или куртка с накладкой на плечах назывались «donkey Jacket». Слово «donkey» переводится как «лебедка», а сочетание этих слов означает «куртка лебедочника». Тонкие подтяжки назывались не «suspenders», как обычно, а «braces» - это слово имело дополнительные значения «скобки» и «строительный крепеж». Ботинки назывались «boots», а не «shoes», и так далее. Скинхэды носят одноцветные подтяжки, без узоров, как правило, черные или темно-красные, подтяжки ярких цветов встречаются реже. Они всегда тонкие, шириной не больше двух пальцев руки, сложенных вместе. Хорошо, если они имеют блестящие замки и «крокодилы».

По тому, как подтяжки закрепляются на спине, различают две разновидности - X и Y. Подтяжки 60-х годов выглядели как «X», сегодня чаще встречаются «Y». Но это значения не имеет: кто-то носит X, а кто-то носит Y. Иногда делают так, чтобы X превратить в Y, пристегнув ленты на спине рядом.

Впервые подробное описание одежды традиционных скинхедов дали журналы «Hard as Nails» и «Zoot» в Шотландии. Они обратили внимание читателей на то, что скинхеды во все времена одевались по-разному. У них была разная одежда для улицы и в выходные дни. Встречая друг друга, они иногда не могли понять, с кем имеют дело, настолько сильны были различия. Но ничего странного не было - нет двух одинаковых людей. И нет двух одинаковых скинхедов.

Другая скинхэдовская одежда, которая появилась еще во времена модов, предназначается для того, чтобы пойти на концерт или произвести хорошее впечатление. Это английский костюм, с которым можно одеть все те же ботинки и подтяжки, и с которым в холодную погоду полагается длинное пальто. Иногда на голову надевается шляпа наподобие тех, что носили «Rudie Boys».

В разное время скинхеды смеялись над собой, рисуя обезьян в рубашках «Ben Sherman» и ботинках «Doctor Martens», синих рабочих джинсах и докерских подтяжках. Тем самым они старались показать, что не только в одежде дело. Должно быть еще что-то в голове.

В среде «скинхэдов» любят татуировки, но существует ограниченное количество изображений на эту тему. Вот наиболее часто встречающиеся.

Татуировка с летящей ласточкой означает свободу. Часто встречаются лавровые венки славы и светящиеся надписи "Oi!" - такие рисунки много значат для тех, кто их носит. Иногда воспроизводятся рисунки, хорошо известные другим скинхэдам, или обложки пластинок.

Вот еще один пример: это легенда о распятии Христа, изображаемая таким образом. Она означает страдание, ее первоначальный смысл - «распят капиталистами» («crucified by capitalism»). Этот рисунок отражает убеждения скинхедов первой волны.

Ее продолжение - «скин», поднимающийся из могилы, на камне над которой выбита надпись «Oi!» или лавровый венок славы. Этот рисунок означает, что смерти нет, и что традиция не пресечется никогда.

Родина этих двух рисунков - Шотландия, город Эдинбург. В средние века там были распространены католические «мифы» о приведениях и духах, как сейчас про скинхедов. Обыватели настолько были уверены в их существовании, что даже закрывали могилы каменными плитами. В двадцатом веке, когда лицемерие стало явным, появились эти рисунки.

Цитата: «Убитый современностью, он вернется» - это протест против католической морали, где всем руководят внешние силы: добрый боженька, кнут-пряник и деньги. Против мира, в котором тебе изначально никто ничего не должен. И где до тебя никому нет дела. Это относится только к традиционным скинхэдам и имеет значение лишь для некоторых из нас. Как правило, мы не любим, говорить об этом. И не будем обсуждать это сейчас» .


К нашивкам у большинства «скинхэдов» отношение негативное. Считается неприличным демонстрировать свою принадлежность к движению нашивками. Цитата: «Большинству из нас нашивки не нужны - если ты осознаешь свою принадлежность к нам и знаешь, как одеться, твоего внешнего вида будет более чем достаточно. Сверкающие ботинки, подвернутые джинсы, рубашка в клеточку и подтяжки - что на свете может быть лучше такой одежды? Зачем еще и нашивки?»

Движение «бонхэдов» переняла некоторые элементы моды «скинхэд-движения», такие как обувь, джинсы, подтяжки, прически и куртки (как правило, кожаные). Помимо этого в движении «бонхэдов» приветствуются различные нашивки с нацистскими свастиками и т.п. (рис.)

Отношение к татуировке у «бонхэдов» весьма навязчивое, как правило, они стараются их делать много и агрессивного фашистского характера. У неонацистов существует определение «врага» по моде (одежде и стилю), которого необходимо уничтожать . Согласно этой схеме необходимо искать и уничтожать «врага расы». У движения традиционного «скинхедов» такого «портрета» никогда не было и, скорее всего, не будет. У «красных скинхэдов» таким «врагом» является «бонхэд».

Традиционным напитком «скинхед-культуры» считается «пиво» («эль»), употребление крепких напитков не приветствуется.

В движении «бонхэд» не существует какой-либо культуры употребления напитков, кроме запрета употребления «ниггерских» напитков. Русский «бонхед» предпочитает употреблять истинный славянский напиток - водку.

Заблуждение № 2 «Скинхэды - это преступная группировка и никакой культуры там нет»

Рассмотрим понятия культуры и субкультуры. Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры .

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

Отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям

Заметим, движение скинхедов имеет все необходимые субкультурные элементы . Нельзя называть субкультуру - преступной группировкой, как и нельзя, называть деятельность преступной группировки проявлением субкультуры. Движение «бонхэдов» тоже является молодежной субкультурой, но оно не имеет ничего общего, кроме подтяжек, ботинок и причесок, с движением «скинхедов».

Пугает ситуация, когда совершаются сотни преступлений «бонхэдами», и для них есть все необходимые статьи в административном и уголовном кодексе РФ, а правоохранительные органы разводят руками и говорят: «Так это же скинхэды - что ж мы можем?!».

Спорить об ответственности государства перед гражданами можно очень долго, но только государство обладает монопольным правом применения силы (насилия) для защиты граждан. Когда чиновники отказываются выполнять свои обязанности и предлагают гражданам самим справляться со своими проблемами (не нарушая законов), то это подстегивает волну мифов и страхов о невозможности решить проблему «буйства скинов». Ведь если государство не может то, что может гражданин? Каждый имеет право на страх…. И это пугает. Через какое то время обывательские мифы и страхи увеличивают проблему и усложняют ее.

Попытаемся рассмотреть заблуждение №3 «Проблему «буйства» скинхэдов - невозможно решить».

Заблуждение № 3 «Проблему «буйства» скинхэдов - невозможно решить»

Мы согласны, что проблему растущего радикализма и противозаконного поведения невозможно решить. Более того, невозможно решить: если ничего не делать и не понимать, с чем ты столкнулся. Попытаемся проанализировать, с чем мы столкнулись, и что можно сделать.

Давайте попробуем рассмотреть проблему с разных точек зрения. Процитируем чиновников из Министерства внутренних дел РФ (//News.ru, 4 февраля 2003). «Тактика и методы их [бонхедов] действий претерпели изменения. Скинхеды перешли к тактике, как мы ее называем, «точечных ударов». По словам представителя ГУУР, скинхеды не имеют единой организации. «В самом движении много разновидностей - наци-скины, капер-скины и другие. Единственное, что их объединяет, - разжигание национальной розни путем призыва к насилию».

«В России насчитывается от 15 до 20 тыс. скинхедов. Движение включает в себя разрозненные группы, численность которых колеблется. Так, по данным МВД, в столичном регионе насчитываются около 5 тыс. активных участников данного движения и около 100 лидеров различного уровня. В Санкт-Петербурге на профилактическом учете числятся около 3 тыс. скинхедов и 17 неофашистских организаций. …По его словам, немалую поддержку в этом им оказывают различные СМИ. Причем, как правило, агитация действует на 13-17-летних подростков. Именно поэтому, по мнению Комарова, МВД концентрирует свою работу «не на привлечении максимального числа экстремистов к уголовной ответственности», а на оперативно-профилактической деятельности. В частности, в ноябре минувшего года была пресечена попытка неофашистов провести съезд, посвященный дню рождения организатора движения скинхедов - Яна Стюарта, в котором хотели принять участие около 400 человек.

Как сообщает РИА "Новости", всего в 2002 году по ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) было возбуждено 71 уголовное дело, 31 из них направлено в суд, 16 человек уже понесли наказание».

Давайте рассмотрим некоторые факты. Вот названия книг и пособий «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть» и т.д. Все это подробные справочники как проводить уличные драки, как использовать подручные средства, как нанести максимальные увечья и многое другое. Эти справочники штудируются и усиленно изучаются. Эти справочники открыто продаются. Приведем в пример некоторые примеры: «Носить бритву следует так, чтобы не пораниться самому... …лучше, если лезвие зафиксировано плотно прилегающими деталями одежды… …извлечение оружия не должно отнимать много времени…».

«…Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают скользящие удары кулаком…. …глаза, кожа лба (сильно кровоточит - ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот…. …мышцы брюшины, нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются мощным круговым ударом... …для бритвы нет неуязвимых мест… …а заживает медленно, в отличие от ран, нанесенных тупым оружием…».

«Удар головой в лицо, гораздо опаснее предыдущих ударов - нанесенный быстро и с близкого расстояния, он почти неотразим. …сделайте бросок с упором ногой в живот… …не подпустить противника на расстояние, удобное для такого нападения…».

Неофашистские группировки изучают и постоянно практикуют данные советы. Если обобщить опыт создания радикальных группировок, например чернорубашечников в Германии, коричневорубашечников в Италии 30-х годов, и современных молодежных группировок, то можно найти массу одинаковых признаков. В процессе превращения обывателей в «штурмовиков» в 30-х и в настоящее время превращение молодых людей в членов организованных преступных банд очень много общего .

Согласно концепции «удвоения» Лифтона лучшим закреплением новой ролевой модели поведения является ее практическое применение и вербовка новых членов . Исходя из этого, можно предположить с большой уверенностью, что с каждым годом движение неофашистов становится все сплоченней и скоординированным, а так же растет число нападений и преступлений против «расовых врагов». Статистика МВД РФ и правозащитных организаций доказывает это .

Стоит отметить, что «бонхэды» и «красные скинхэды» активно борются за важный ресурс пополнения своих рядов. Футбольные фанаты, преимущественно молодежь, являются лучшим источником для пополнения рядов своей группировки. Практически на всех крупных футбольных матчах происходят хорошо спланированные и подготовленные акции - избиение и нападение на болельщиков другой команды. Возможно, кто-то скажет, что автор преувеличивает проблему футбольных драк, но тогда как объяснить, что с каждым годом количество сил правопорядка на футбольных матчах увеличивается (в том числе и ОМОН)?! Как объяснить то, что болельщиков другой команды вывозят на спецавтобусах в сопровождении усиленной охраны милиции?! «Мерами безопасности», - скажете Вы, и будете правы.

Могу возразить, что только охраняя и допуская деятельность преступных молодежных группировок под видом тех или иных субкультур, государство углубляет проблему роста радикализма в молодежных субкультурах.

Футбольные массовые побоища - явление последних лет, и раньше этой проблемы не было. Что чиновники делают не так? Что позволяет проблеме принимать все большие масштабы? Непонимание и борьба не с источником проблемы, а с последствиями. На данный момент применяются методы введения в заблуждение общества. Нам предлагают новый брэнд зла - «скинхэды», приравнивая его к неизлечимой болезни, например «СПИДа».

В этой статье автор поставил цель объяснить брэнд «скинхэды» не с той позиции, с которой ее нам предлагают чиновники и многие СМИ, а с позиции молодежной субкультуры, не имеющей прямого отношения к творимому беззаконию. «Скинхэды» - это молодежная субкультура, которая возникла как протест против общественной морали и которая сконцентрирована на своих ценностях. Замечу - на гражданских ценностях, среди которых некогда не будет места расовой нетерпимости .

Налицо проблема бесконтрольности существования противозаконных радикальных, часто преступных группировок, которые называют себя «арийскими скинхэдами», а, по сути, являются неонацистскими группами. Возможно, чиновникам МВД РФ стоит обратить свое внимание на принцип «справедливости и необратимости наказания», и, возможно, в ближайшем будущем нашей страны перестанут избивать людей другой, непохожей культуры.

С надеждой на лучшее,

Вершинин Михаил Валерьевич
Психолог, «консультант по выходу»
[email protected]
09.01.2004

Опубликованием этой статьи Автор не преследует коммерческих целей, а действует исключительно в рамках научного исследования, выражая субъективное мнение без цели дискредитации упоминаемых юридических (физических) лиц, и сообщать заведомо ложные результаты. Автор не преследует цели популизации своих идей в свете последствий террористических актов, происшедших в России и мире.

Прим. Автора: Дж. Лифтон - американский психолог, разработавший концепцию удвоения личности в своей книге «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида». Это исследование привело к более точному пониманию того, как люди, здоровые психически и физически, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо противоречит их первоначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее «удвоением». Удвоение заключается в разделении системы собственного “я” на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с догрупповым «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное «я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых - психологически - условиях. Новое частичное «я» действует как целостное «я», устраняя внутренние психологические конфликты.

Скинхед (от англ. skinhead – бритая голова) – особое направление в моде, возникшее благодаря появлению одноименной субкультуры в среде лондонской молодежи из рабочего класса в 60-х годах ХХ века и распространившаяся затем по всему миру. Тесно связана с музыкальными стилями, такими как ска, реггей и стрит-панк (иначе Oi!). Некоторые из представителей данной субкультуры выросли из среды , другие испытали на себе значительное влияние вест-индских руд-боев.

Изначально данное движение славилось своей аполитичностью и было сконцентрировано лишь на моде, музыке и определенном образе жизни. Однако с течением времени некоторые из скинхедов втянулись в политику и примкнули к разным крайним направлениям, как левым, так и правым, в результате чего от оставшихся верными своим идеалам традиционных скинхедов отделились неонацистские и анархистские движения.

История

В конце 50-х годов ХХ века Великобританию охватил настоящий экономический бум, который, несмотря на все существующие ограничения, существенно повысил уровень доходов молодежи из среды рабочего класса. Некоторые из молодых людей предпочитали тратить все свои деньги на новую одежду, за что получили прозвище – моды. Их субкультура характеризовалась особой приверженностью к моде, музыке и скутерам. Именно моды, точнее их ответвление, так называемые hard mods, стали первыми носить рабочие или армейские ботинки, прямые или ста-прест, на пуговицах и подтяжки. В отличие от своих более «утонченных» собратьев эти моды с особой гордостью подчеркивали свою принадлежность к рабочему классу, стригли волосы намного короче и были не прочь подраться. Хард моды окончательно переросли в отдельное движение приблизительно к 1968 году и примерно тогда же получили новое прозвище – скинхеды.


Скинхеды все еще сохранили в себе некоторые черты прежних модов, однако большое влияние на них оказал стиль руд-боев – выходцев с Ямайки, обосновавшихся в Англии. Вместе с манерой поведения и некоторыми особенностями стиля скинхеды позаимствовали у них любовь к ска, рокстеди и раннему реггей. Последний был настолько популярен в этой среде, что продавцы даже стали добавлять к слову реггей приставку «скинхед», дабы увеличить продажи пластинок.

Окончательно субкультура скинхедов сформировалась к 1969 году. К этому времени скинхеды стали настолько популярны, что группа Slade даже взяла их внешний вид в качестве примера для своего сценического образа. Еще большей популярности скинхедам придали романы Ричарда Аллена (Richard Allen) «Skinhead» и «Skinhead Escapes», в которых было достаточное количество сексуальных сцен и драк.

Однако уже к началу 70-х годов былая популярность скинхедов стала идти на спад. Многие из представителей данного направления перешли в другие группы и стали называть себя по-новому: suedeheads, smoothies или bootboys. В моду вернулись прежние тенденции, характерные когда-то для модов, такие как броги, костюмы, слаксы и свитеры.

В конце 70-х годов субкультура скинхедов воскресла вновь, благодаря появившемуся течению панков. Примерно в то же время впервые за всю историю существования данной субкультуры некоторые группы скинхедов оказались замешанными в политику, причем стали придерживаться крайне правых направлений вроде Национального фронта (National Front) и Британского движения (British Movement).

С 1979 года количество скинхедов увеличилось в разы. Одним из самых любимых занятий этих молодых людей стали драки на футбольных матчах. Однако, несмотря на это, среди них все еще были те, кто ориентировался на прежний стиль. Так или иначе, подобное поведение привлекло к себе широкое внимание прессы. Скинхеды, как когда-то в свое время и моды стали новой угрозой обществу.


В конечном счете, субкультура скинхедов вышла далеко за пределы Британии и континентальной Европы, появившись в Австралии и США, но уже со своей местной спецификой.

Стиль

Традиционные скинхеды принимают за основу стиль оригинальной субкультуры, возникшей в 60-х годах ХХ века.

Движение Oi!-скинхедов подверглось большому влиянию панк-культуры 70-х, поэтому их внешний вид несколько отличается. Обычно у них более короткие волосы, более высокая обувь и более узкие джинсы. Татуировки в среде скинхедов стали популярны как минимум с момента «возрождения» движения в 70-х. В 1980-х годах в Великобритании вы могли бы встретить скинхедов с татуировками даже на лбу или лице, хотя ныне эта практика распространена уже не так сильно. Американские скинхеды предпочитали придерживаться стиля хардкор, и в этом одна из их территориальных особенностей.

  • Волосы

Большинство скинхедов подстригало свои волосы бритвой с насадкой №2 (иногда №3). Таким образом, прическа получалась короткой и аккуратной, но голова не казалась абсолютно лысой. Однако с течением времени длина волос становилась все меньше и меньше, и к 80-м годам некоторые представители сбривали свои волосы «подчистую». В среде скинхедов обычно не принято носить усы и бороду, но чрезвычайно популярны бакенбарды, за которыми всегда тщательно ухаживали.

Что же касается девушек, то в 60-е годы большинство из них продолжало придерживаться стиля модов, однако, начиная с 80-х, особенно популярной становится стрижка Челси, когда волосы на макушке совсем коротко сбривались , оставляя длинной заднюю часть, виски и челку. Некоторые девушки предпочитали более панковский вариант, оставляя длинными только челку и виски.

  • Одежда и аксессуары

Прежде всего, скинхеды всегда славились своими рубашками на пуговицах, с короткими или длинными рукавами, а также футболками-поло. Любимыми марками являются бренды Ben Sherman, Fred Perry, Brutus, Warrior или Jaytex. Кроме того, популярными являются рубашки или Everlast, рубашки с пристегнутыми на пуговицы воротниками, свитеры с V-образным вырезом или такие же безрукавки, а также кардиганы и футболки. Некоторые скинхеды, ориентирующиеся на Oi! или хардкор-сцену носили простые белые рубашки. Особенно этот стиль был распространен в Северной Америке. Наиболее популярными куртками считались харрингтоны, бомберы, джинсовые куртки (обычно голубые, иногда украшались светлыми пятнами при помощи отбеливателя), данки-джекетсы, пальто-кромби, парки и многое другое. Традиционные скинхеды иногда носили костюмы, сделанные из специальной ткани (сияющего материала, напоминающего махер, цвет которого переливался в зависимости от угла и света).

Многие из скинхедов предпочитали брюки ста-прест или джинсы, в основном марок , или . Обычно штанины закатывались вверх, чтобы подчеркнуть красоту высоких ботинок или открыть , если на ногах в то время были надеты мокасины или броги. Иногда джинсы также украшались пятнами от отбеливателя. Особенно этот стиль был популярен в среде Oi! скинхедов.

Девушки носили примерно все то же самое, а кроме того мини- , чулки в сетку или короткие юбочные костюмы, с рукавами длиной ¾.

Большинство скинхедов носило подтяжки, шириной не более одного дюйма. Более широкие подтяжки могут ассоциироваться с ультраправым неофашистским крылом скинхедов White power. Традиционно подтяжки скрещиваются на спине, однако некоторые Oi! ориентированные скинхеды не делают этого. Традиционные скинхеды носят черные или белые подтяжки, иногда они украшены вертикальными полосами. Зачастую за счет цвета этого аксессуара скинхеды определяют группу, к которой относит себя его владелец.

Наиболее распространенными головными уборами среди скинхедов были: , порк-пай хэт, фетровые шляпы, кепи, шерстяные зимние шапки (без кисточки). Менее распространенным вариантом являлись котелки. Главным образом их предпочитали сьюдхеды и поклонники культового фильма «Заводной апельсин».

Традиционные скинхеды также часто носили шелковый в нагрудном кармане своего пальто-кромби или в кармашке костюма из любимого переливающегося материала. Зачастую данный кусок ткани выбирался в контрастном цвете. Иногда его наматывали на небольшую картонку, чтобы тот со стороны выглядел как аккуратно сложенный носовой платок. В среде скинхедов было принято выбирать цвета, соответствующие их любимому футбольному клубу. Иногда вокруг шеи, запястья или петли пояса обматывали шерстяные или шелковые шарфы с символикой любимой команды.

Некоторые сьюдхеды носили -трости, из-за чего получили еще одно прозвище бролли-бойз (от англ. brolly — зонтик).

  • Обувь

Первоначально скинхеды носили простые военные ботинки из армейских запасов. Позднее в этой среде стали популярны рабочие ботинки марки Dr. Martens, особенно вишневого цвета. Их скинхеды начищали до блеска и всегда следили за тем, чтобы любимая обувь выглядела опрятно. Кроме этого, скинхеды носили броги, мокасины и низкие ботинки Dr. Martens. В течение 60-х годов ХХ века особую популярность приобрели высокие ботинки Dr. Martens со стальными мысами, спрятанными под кожей, которые оказались весьма уместными в уличных драках. В последние годы скинхеды переключились на другие марки обуви, такие как Solovair или Tredair, поскольку Dr. Martens перестали производить в Англии. Постепенно в моду у скинхедов вошла спортивная обувь марок или Gola, в которой удобно было посещать футбольные матчи.

Девушки обычно носили ту же самую обувь, что и юноши, и кроме этого, так называемые манки-бутс. Избранным брендом для этой модели издавна считалась марка Grafters, однако сегодня такие же ботинки делают Dr. Martens и Solovair.

Какое-то время скинхеды предпочитали носить ботинки, окрашенные в цвета их любимого клуба, однако с течением времени цвет обуви, так же как и подтяжек, стал нести символическое значение.

скинхеды, скинхеды фото
Скинхе́ды , разг. скины́ (англ. skinheads, от skin - кожа и head - голова) - собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.
  • 1 Возникновение
  • 2 Культура
    • 2.1 Внешний вид
    • 2.2 Музыка
  • 3 Дальнейшее развитие
    • 3.1 1970/80-е годы Англии
  • 4 Российские скинхеды
    • 4.1 История движения
    • 4.2 Численность
    • 4.3 Гендерный и социальный состав
    • 4.4 Внешний вид российских скинхедов
    • 4.5 Типажи российских скинхедов
    • 4.6 Сленг
  • 5 Различные направления движения
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Возникновение

Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Одним из первых названий субкультуры было «Hard Mods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов, а также с ямайскими рудбоями.

Современных музыкальных стилей, таких, как Oi! и панк, тогда ещё не существовало. Наиболее предпочитаемой музыкой первых модов и скинхедов были ска и соул, позже - рокстеди и регги.

Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала.

Культура

Внешний вид

Ботинки Dr. Martens и джинсы Levi’s 501

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: поло и свитеры Fred Perry и Ben Sherman, джинсы Levi"s, классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвёрнутые джинсы (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли.

Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен. Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip, записанных в 1969 году.

Группа Slade использовала внешний вид скинхедов первой волны в 1969 году (впоследствии Slade изменили свой внешний вид).

Эта внешность всё чаще появлялась на футбольных трибунах. Репортёр Йан Уолкер так описывает группу скинхедов на футбольном матче в 1968 году:

Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi’s, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы. Оригинальный текст (англ.)

They all wore bleached Levi"s, Dr. Martens, a short scarf tied cravat style, cropped hair.

В 70-е годы стиль не претерпел значительных изменений. Элементы внешнего вида были показаны в книге «Skinhead» Ника Найта, изданной в 1982 году.

В 1991 году Джордж Маршалл издал книгу Spirit of "69 - A Skinhead Bible с более подробным описанием внешнего вида и подборкой фотографий. 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом Skins с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Музыка

Группа Symarip, 1969 год

Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х. Впоследствии некоторые из них основали свои лейблы (Island Records, Pama Records и др.), печатавшие музыку со своей родины, что способствовало распространению ямайской музыки в начале 1960-х годов (официально издаваемая музыка могла попасть в хит-парады). Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали свое предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами.

Вслед за собственными лейблами, ямайские эмигранты начали записывать и издавать песни в Англии. Наиболее популярными среди скинхедов ямайскими исполнителями и продюсерами были Лорел Эйткен, Ллойд Террел, Рико Родригес, Джо Мансано (уроженец Тринидада), Роберт Томпсон и др. конце 1960-х их имена часто встречались на пластинках, в качестве исполнителей и/или продюсеров.

Наиболее знаменитыми уроженцами с Ямайки, стала группа Symarip, записавшая реггей-треки, популярные среди скинхедов и по сей день. начале своей карьеры группу поддержал Лорел Эйткен, помогший им подписать контракт с EMI. Для песни «Skinhead Moonstomp» Монтгомери Нейсмит, игравший в группе на органе, скопировал вступление из хита Сэма и Дейва «I Thank You», заменив только несколько слов.

Ещё одно свидетельство связи между ямайской музыкой и скинхедами - фильм «Reggae» Хораса Оува, содержащий короткие интервью со скинхедами и эмигрантской молодёжью, пришедшими на реггей фестиваль в Уэмбли 1970 года, а также кадры из клубов со скинхедами, танцующими вместе со своими чернокожими сверстниками и более старшим поколением.

Дальнейшее развитие

1970/80-е годы Англии

В конце 70-х и в начале 80-х годов популярной стала музыка Oi! - дальнейшее развитие панк-рока.

В 1980-е годы субкультура была тесно связана со ска-движением 2-Tone.

Появляются первые самодеятельные журналы - фэнзины.

Российские скинхеды

История движения

В России скинхеды появились вероятно в начале 1990-х годов. начале 1990-х годов группы возникли прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде и Нижнем Новгороде. 1995 году в Москве появилось первое печатное СМИ скинхедов - журнал "Под ноль". 1995- 1996 годах в роли СМИ скинхедов выступал музыкальный «металлический» журнал «Железный марш». 1990-е годы только в Москве появилось несколько новых скин-изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвёртка» и другие. конце 1990-х годов поскольку почти после каждого концерта бритоголовых происходили многочисленные драки и избиения, их стали запрещать, отменять или сокращать время проведения. 2002 - 2003 годах прошло несколько "показательных" судебных процессов.

Численность

По оценкам С. В. Беликова субкультура была относительно небольшой: в 1995 - 1996 годах более 1000 человек в России.

Гендерный и социальный состав

По состоянию на начало 2000-х годов в субкультуре преобладали парни, девушки в компании скинов, как правило, были подругами кого-то из участников компании и часто не имели отношения к движению. Женские скин-группы в 2000-е годы по оценке С. В. Беликова были малочисленны и полностью под контролем мужских компаний. Социальный состав скинхедов по оценке С. В. Беликова менялся: в начале 1990-х годов среди них преобладали подростки 14 - 18 лет из неблагополучных семей "спальных районов", во второй половине десятилетия уже дети представителей советского среднего класса (квалифицированных рабочих, работников научно-исследовательских институтов, инженеров), потерявших работу в связи либеральными реформами, а также выходцы из семей, связанных с малым и средним бизнесом.

Внешний вид российских скинхедов

В начале 2000-х годов внешний вид российских скинхедов по описанию С. В. Беликова, была таким: чаще коротко стриженные волосы, чем "полированная голова", куртка ("бомбер", "скутер" или джинсовая - в основном фирм Lee, Levi’s, Wrangler), футболка (со сценами насилия, на военную тематику и др.), популярны майки зелёной камуфляжной раскраски с нашитыми знаками и символами или с наколотыми значками, камуфляжной раскраски или чёрная жилетка, подтяжки, ремень с большой и привлекательной пряжкой (её иногда затачивали или наливали свинцом), джинсы (желательно фирм Lee, Lewi’s, Wrangier) или камуфлированные штаны темных цветов, заправленные или подвернутые, нашивки (футбольная символика, военная и др.), тяжёлые ботинки (например, Dok. Martens, но в России часто обычные военные). Атрибутом российских скинхедов была хромированная металлическая цепочка весом около 100–150 граммов, длинной около 60–80 см, которая крепилась в двух местах на боку джинсов для украшения и ближнего боя. По цвету шнурков скинхеда можно было определить взгляды, приверженцем которых считал себя их скин-обладатель: черные - нейтральный, белые - расист, коричневые - неонацист, красные - коммунист или леворадикал.

После того, как в начале 2000-х годов прошла волна задержаний подростков, одетых как скинхеды, внешний вид скинов изменился: сначала исчезли нашивки и символы, потом - хромированные цепочки и камуфляжные брюки, многие перестали брить головы. 2003 - 2006 годах исчезли наиболее радикальные символы, на смену которым пришли изображения различных флагов (российского триколора, имперского штандарта и др.). У скинов также были распространены татуировки (до 60 - 70 % поверхности тела), причём произвольной тематики.

Типажи российских скинхедов

С. В. Беликов в 2000-е годы описал несколько типажей: бойцы (солдаты), меломаны и музыканты, политики, «модники».

Сленг

С. В. Беликов выделил следующие четыре выражения, присущие исключительно российским скинхедам: забриться (полностью побрить голову), гриндернутый (человек с гипертрофированной серьёзностью воспринимающий имидж и субкультуру бритоголовых), партиец (бритоголовый, поддерживающий тесное сотрудничество с ультраправым политическим объединением) и др.

Различные направления движения

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

  • Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads) - возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг - «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!.
  • Хардкор-скинхеды - ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор-панк-сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков.
  • НС-Скинхеды - появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты, некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы.
  • S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле- и радио-интервью, где рассказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.
  • R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads) - «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение.

См. также

  • Панки, Моды, Руд-бои
  • Oi!, Ска, Рокстеди, Регги
  • Футбольные хулиганы, Хулиганство

Примечания

  1. Описание на сайте oioioi.ru
  2. Йан Уолкер // Журнал New Society. - 1980.
  3. Nick Knight - Skinhead, ISBN 0-7119-0052-3
  4. ISBN 1-898927-10-3
  5. ISBN 0-9552822-9-2, ISBN 978-0-9552822-9-4
  6. Карл Гэйл This Is Reggae Music… // Журнал Black Music. - 1976. - № 3(28). - С. 40.
  7. Михаил Пискунов - «Регги для рабочего класса».
  8. Oi!-группа The Oppressed записала песню «Skinhead Girl» на одном из своих альбомов
  9. Майкл де Кёнинг, Марк Гриффитс. Tighten up! The history of reggae in the UK. - Sanctuary Publishing Limited, 2003. - С. 39. - ISBN 1-86074-559-8.
  10. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 225
  11. 1 2 3 4 http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 226
  12. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 227
  13. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 228
  14. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 229
  15. 1 2 3 http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 232
  16. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 234 - 235
  17. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 235 - 236
  18. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 235
  19. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 236
  20. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 243
  21. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 244
  22. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 237 - 239
  23. http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_subkultury_Moskvy.pdf С. 247

скинхеды, скинхеды video, скинхеды в белоруси, скинхеды в москве, скинхеды видео, скинхеды девушки, скинхеды картинки, скинхеды россии, скинхеды фото, скинхеды это