Каком стиле поет боб марли. Биография Bob Marley

Боб Марли (Bob Marley), полное имя Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley), родился 6 февраля 1945 года в селении Найн-Майлс Ямайки.

Его отец, британский морской офицер, вскоре оставил семью, мать была коренной ямайкой , певицей госпел (жанр духовной музыки афроамериканцев).

В конце 1950-х годов Боб Марли был отчислен из школы и начал работать сварщиком. В свободное время он вместе со своим другом Банни Уэйлером (Невиллом О"Райли Ливингстоном) занимался вокалом. Тогда же он познакомился с Питером Тошем (Уинстоном Макинтошем), который в 1962 году вместе с Банни вошел в первую группу Боба Марли Wailers. Дебютный сингл группы Simmer Down (1965) держался на первой строчке ямайских хит-парадов в течение двух месяцев.

В 1966 году Марли женился на Рите Андерсон, певице из группы The Soulettes, и уехал вместе с ней и своей матерью в США.

Бунтарь Боб Марли 6 февраля исполняется 70 лет со дня рождения ямайского музыканта Боба Марли. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло много лет (он умер в 1981 году в возрасте 36 лет), Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги.

В 1967 году, вернувшись на Ямайку, он оказался вовлеченным в общественно-религиозное движение растафари, основная идея которого — освобождение и объединение всех чернокожих жителей мира и возврат к африканским этнокультурным корням.

В 2001 году Марли был посмертно награжден премией "Грэмми" (Grammy Lifetime Achievement Award) и на голливудской Аллее славы появилась его звезда. Песня Боба Марли One Love была названа песней тысячелетия по версии ВВС.

Боб Марли занял 11-ю строчку в списке 100 лучших исполнителей всех времен, по версии журнала Rolling Stone. В 2010 году его сингл Catch Fire был введен в зал славы "Грэмми".

В городе Нигрил, расположенном к западу от столицы Ямайки Кингстона в день рождения музыканта проходят концерты памяти Боба Марли.

В сербской деревне Банатски Соколац был открыт памятник Бобу Марли.

В 2012 году вышел документальный фильм о знаковом исполнителе регги "Боб Марли".

В честь Боба Марли американский исследователь Пол Сиккель назвал открытый им новый вид крошечных ракообразных.

От официальной жены Риты Марли у певца осталось четверо детей — дочери Седелла и Стефани, сыновья Дэвид, ставший известным певцом Зигги Марли, и Стивен. После смерти мужа Рита Марли продолжила сольную карьеру, выпустив альбомы Sunshine After Rain (2003) и Play Play (2004). В честь покойного мужа вместе с другими членами семьи Боба Марли она создала благотворительный фонд Bob Marley Foundation, специализирующийся на оказании помощи людям и организациям в развивающихся странах.

В 2004 году вышла книга Риты Марли о жизни с Бобом под названием No Woman No Cry: My Life With Bob Marley.

В театре New Victory Theater на Таймс-Сквер в Нью-Йорке состоялась премьера детской пьесы "Три маленьких птички Боба Марли", которую написала дочь Боба Марли Седелла.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Распродавший свыше 20 миллионов пластинок и в 1994 году посмертно введенный в "Зал Славы Рок-н-Ролла" Боб Марли был по существу первой суперзвездой, взошедшей в стране так называемого "третьего мира". Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в приходе Святой Анны. Его отец был белым средних лет, а мать – молоденькой чернокожей девчонкой. Такой мезальянс никак не способствовал нормальному браку, так что родителя маленький Боб почти не видел. Став подростком, Марли переселился на окраину Кингстона, именуемую ее нищими обитателями Тренч Таун. Выросший в трущобах и закаленный в уличных драках, Боб со временем все больше и больше стал обращать внимания на музыку, тем более что на острове развивался оригинальный стиль ска, являвшийся местной переделкой американского соула и ритм-энд-блюза. Волны радиостанций США доносили до Ямайки голоса таких исполнителей как Рэй Чарльз , Фэтс Домино , Кертис Мэйфилд и Брук Бентон, а особой популярностью у Боба и его друзей пользовались черные вокальные группы типа "The Drifters". Когда в 14 лет Марли бросил школу, мать попыталась найти ему доходное занятие и устроила учеником сварщика, но затея провалилась. Во время работы Бобу попал в глаз кусочек железа и, послав сварку ко всем чертям, парень сосредоточился на более безопасной для здоровья музыке.

Вместе со своим приятелем Невиллом "Банни" Ливингстоном он брал уроки вокала у популярного на Ямайке исполнителя Джо Хиггса и во время этих занятий познакомился с другим амбициозным парнем, Питером Макинтошем. В 1962 году Марли под руководством местного антрепренера Лесли Конга впервые записал несколько треков. Две песни прозвучали на радио и привлекли некоторое внимание публики, но каких-либо дальнейших подвижек не произошло. На следующий год Боб решил, что успеха лучше добиваться в составе группы, и вместе с Ливингстоном и Макинтошем (к тому времени Тошем) организовал "The Wailing Wailers". Первый же сингл "Simmer Down" с призывом к молодежи гетто контролировать свои эмоции и поступки, вышедший в 1963-м на лейбле "Coxsone", возглавил ямайские чарты и продержался на вершине около двух месяцев.

В последующие годы "Wailers" продолжали издавать свои записи, но популярность группы не покидала пределы страны, а выпуск пластинок не приносил особого дохода. В 1966-м Марли вслед за матерью перебрался в Штаты, однако его пребывание там оказалось недолгим, и влекомый зовом растафарианства, музыкант вернулся на родину. По возвращении на Ямайку Боб обзавелся дредами, а также вместе с коллегами организовал лейбл "Wail"N Soul"M", куда приписались возрожденные "Wailers" и женский коллектив "The Soulettes" (в котором пела жена Марли Рита Андерсон). На рубеже 70-х группа начала сотрудничать с пионером даба, продюсером Ли Перри, что заметно изменило ее звучание и привело от ска и рокстеди к классическому рэгги. Серьезный коммерческий прорыв случился в 1972 году, когда Марли во время пребывания в Лондоне заключил контракт с "Island Records" (предыдущий мажорный альянс с "CBS" рухнул очень быстро). Владелец этой фирмы был выходцем с Ямайки и потому не постеснялся подписать своих земляков. До этого времени считалось, что музыка рэгги может издаваться только на синглах и дешевых компиляциях, однако альбом "Catch A Fire", на который фирма авансировала "Wailers" 4000 фунтов, сломал протухшее правило. И хотя нельзя было сказать, что пластинка сразу же стала хитом, многие обратили внимание на колоритные ямайские ритмы. В поддержку альбома "Wailers" провели турне, причем в его американской части выступали вместе со "Sly & The Family Stone " и чуть было не задвинули хедлайнеров.

Осенью 1973-го вышел еще один гигант, "Burnin"", включавший в себя как обработки старых песен, так и новые вещи, среди которых находились повстанческий гимн "Get Up, Stand Up" и прославленная Эриком Клэптоном "I Shot The Sheriff". В 1974 году большую часть времени Марли провел в студии, записав один из лучших своих альбомов "Natty Dread", отражавший социально-политические настроения ямайцев. Банни и Питер к тому моменту уже ушли из группы, а Боб с другим сопровождающим составом теперь выступал под вывеской "Bob Marley & The Wailers". Первый трек "Lively Up Yourself" с пропитанным блюзом рэгги Марли впоследствии часто использовал для открытия концертов, титульная композиция сыграла существенную роль в распространении идей растафарианства по всему миру, а песня "No Woman, No Cry" с воспоминаниями об уличных сражениях в Тренч-Тауне стала для артиста первым международным хитом (UK 40).

Популярность Марли неуклонно росла, и его следующее творение "Rastaman Vibration" попало в американские чарты и даже прорвалось в горячую десятку. Самой интересной песней на диске была "War", тексты для которой Боб позаимствовал из речи императора Эфиопии Хайле Селасси, произнесенной на Генеральной Ассамблее ООН. По мере роста международного успеха певца росло и его политическое влияние на Ямайке. Впрочем, в этом были и негативные моменты, и в 1976 году в период выборов на Марли и его жену какая-то сволочь совершила покушение. После того случая певец все же дал один концерт на родине, а затем отправился в Лондон записывать альбом "Exodus", название которого было запараллелено с библейским "исходом", но при этом касалось Африки и африканцев. Титульная композиция, зовущая людей Джа к переменам, с ее потрясающей амальгамой из рэгги, рока и соул-фанка, будучи изданной синглом, стала британским хитом. Популярность также обрели песни "Jamming", "Waiting In Vain", "One Love/People Get Ready", а сам альбом провел больше года в английских чартах. Следующая полнометражка также оказалось коммерчески удачной, но при этом ""Kaya" исполнялась в более расслабленной манере, а основной успех пришелся на романтические синглы "Satisfy My Soul" и "Is This Love?".

В том же 1978-м музыкант отыграл "One Love Peace Concert" на Ямайке, получил премию мира в ООН и побывал на духовной родине растафари – в Эфиопии. Впечатления Марли от визита в Африку нашли отражение на альбоме "Survival", о чем, например, свидетельствовали названия песен "Africa Unite" и "Zimbabwe". Эта работа также стала достойным украшением дискографии "Bob Marley & The Wailers", но для Боба она оказалась предпоследней. Финальным прижизненным студийником стал альбом "Uprising", где в хиты выбились неформатные для рэгги вещи, диско-номер "Could You Be Loved" и фолковая "Redemption Song". Еще в 1977-м у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги, однако, следуя традициям растафари, музыкант отказался от ампутации. Болезнь в итоге прогрессировала, и Бобу не помогло даже лечение у немецких специалистов. Чувствуя, что дни его сочтены, Марли хотел последний раз взглянуть на Ямайку, но не успел добраться до родины и умер во Флориде 11 мая 1981 года.

Last update 27.08.14

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на более 25 лет, прошедших с его смерти, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле реггей. Именно благодаря его международному успеху реггей приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.


Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на то, что с его смерти прошло более 25 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху регги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растафарианином; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Его отец, Норвал Марли, по происхождению белый европеец, служил офицером ВМС Великобритании, а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился со своей будущей женой, восемнадцатилетней негритянкой Седеллой Букер. Вскоре после рождения Боба Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына. Когда Бобу Марли было десять лет, его отец умер от сердечного приступа.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон, где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Пом

ощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала. Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

Начало карьеры

В 16 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers, в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США, куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers. Группа работала в самых разных жанрах, ска, калипсо, фьюжн, но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers» нако

нец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон , который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую в его исполнении международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Bob Marley & The Wailers

Боб Марли включил в состав The Wailers женское вокальное трио, сменил название на Bob Marley And The Wailers и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами регги, а в Великобритании практически все новые вещи Марли входили в «Тор 40» («No Woman No Cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Wain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и Top 10 («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978).

В США, однако, лишь композиция «Roots, Rock, Reggae» попала в хит-парад категории «поп» (1976, 51-е место), а «Could You Be Loved» прошла по категории соул (1980, 56-е место), но альбомы группы неизменно занимали высокие места, а песни «любви, веры и бунта», как называли их произведения журналисты, пользовались невероятной популярностью в среде интеллектуальной элиты. На Ямайке же

Боб Марли стал настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого, а в 1976 году на него, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение.

Поздние годы жизни

В июле 1977 у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги (появившаяся там вследствие футбольной травмы). Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять возможность танцевать, кроме того, растафари верят, что тело должно оставаться «целым»:

Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю чтобы человека разбирали на запчасти.

В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом негритянского единства, особенно в бывших колониальных странах. Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было отменено, когда на одном из первых концертов певец потерял сознание: дал знать о себе рак. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице Майами.

Последние слова, сказанные им сыну были: «Money can’t buy the World» (Деньги не могут купить Мир). Боб Марли был похоронен на Ямайке. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Les Paul», футбольный мяч, свёрток марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца).

Жизнь Звезд

3207

06.02.17 10:36

На Ямайке день рождения Боба Марли отмечается как национальный праздник. Музей его имени в Кингстоне проводит свои торжества, а музей «Грэмми» объявил 6 февраля Днем Боба Марли. Факты об этом культовом исполнителе регги мы собрали в честь его 72-летия.

Легенда регги Боб Марли – факты о знаменитом растамане

Белый ямаец

Боба Марли считали белым ямайцем – его предки жили в английском графстве Сассекс. Правда, их происхождение было далеко от британского: сирийцы с еврейскими корнями.

Мать Боба хотела назвать его Неста Роберт Марли, но чиновница, регистрирующая ребенка, высказала сомнение: ей показалось, что «Неста» звучит слишком похоже на женское имя. И тогда будущий певец получил имя Роберт Неста Марли.

Он был умелым хиромантом

В детстве Боб Марли – интересный факт – умел пугать людей, предсказывая им будущее по ладони. После года жизни в гетто Кингстона (столица Ямайки) маленький Боб заявил, что больше не будет читать по ладони – его новая судьба стать певцом.

У Марли был пожилой отец – когда родился сын, Норвалу уже исполнилось 60. Так что Боб рано осиротел, потеряв родителя в 10 лет (в 1955-м году).

Был рабочим на конвейере

Боб Марли и Невилл Ливингстон (впоследствии известный как Банни Уайлер) были друзьями детства.

В 1966-м году Боб женился на Рите Андерсон и переехал к своей матери в Уилмингтон (штат Делавэр, США). Там он успел сменить два рабочих места: был лаборантом в компании «Дюпон» и рабочим на конвейере завода «Крайслер». В обоих случаях он пользовался псевдонимом Дональд Марли.

Воспитывался католиком, но перешел в другую религию

Любопытный факт: Боб Марли был воспитан как католик, но, освободившись от влияния своей матери, заинтересовался культурой растафари и стал носить дреды. Другие растаманы позже считали его чуть не пророком.

Основав вместе со своими друзьями группу, которая несколько раз меняла название, пока не нашла самое известное, «The Wailers» («Плакальщики»), Марли выпустил несколько синглов. Но в коллективе начались разногласия, группа распалась, потом снова воссоединилась. Окончательный «разрыв» произошел в 1974-м, трое главных членов группы (включая Марли) выбрали сольные карьеры. Гитарист группы Питер Тош был убит в своем доме 11 сентября 1987-го года.

Его ранили, но не сильно

3 декабря 1976 года за два дня до бесплатного концерта, организованного премьер-министром Ямайки Майклом Мэнли, Боб, его жена и менеджер пережили нападение – в них стреляли в доме Марли. Музыкант получил небольшие ранения в грудь и руку, его супруге и агенту досталось сильнее, но они поправились.

В июле 1977-го года у Марли обнаружили меланому (под ногтем пальца ноги). Боб отказался от ампутации ноги, разрешив удалить лишь ногтевое ложе. Через четыре года его не стало из-за метастазов, распространившихся в легкие и мозг.

Заядлый футболист

Вторым любимым занятием жизни Боба (кроме музыки) был футбол.

Вместе с певцом похоронили его гитару, Библию, кольцо, марихуану и футбольный мяч.

Курьезный факт: Боб Марли заявил журналистам, захотевшим написать о ямайце, что если они хотят взять интервью, им придется сразиться в футбол с музыкантом и его группой.

11 признанных отпрысков

Официальный сайт признает 11 детей Боба Марли – факт спорный, ведь жена Рита родила лишь троих, еще у нее было двое своих, усыновленных музыкантом. А внебрачных отпрысков могло быть и больше.

В ноябре 2014 года журнал «Forbes» поместил Марли в список самых зарабатывающих мертвых знаменитостей – легенда регги заняла пятую строчку.