Как хоронят цыгане: погребальные обычаи рома. Интересные факты о цыганских похоронах

«Страсти-мордасти»

Во-первых, мы все смертны, и это не секрет.
Потом, они (нечистые) могут прозревать недалёкое будущее.
И главное (в самом начале я пишу, что многие ситуации ставили меня в тупик),
смысл рассказика очень простой: "не греши, иначе погибнешь для вечности",
а уж как там у них, у той бесовской иерархии всё устроено, лучше даже и не интересоваться…

Иерей Александр Дьяченко

Описываемые мною события имели место в одном маленьком периферийном городке много лет тому назад. Правда, в мелочах я что-то, может, и путаю, вы уж меня за это простите, много воды с тех пор утекло. Меня тогда только-только рукоположили, и я служил в храме вторым священником. Опыта служения ещё не было почти никакого, поэтому некоторые события, с которыми пришлось столкнуться, откровенно ставили меня в тупик. И на многие вопросы я не находил ответа.

Однажды, а дело было летом, в один из будних дней, я, как и полагается второму священнику, бегал по требам. Именно бегал, городок хоть и небольшой, но заявок на освящение домов, на причастии и соборование людей, больных и старых, было много. Кстати, это свидетельство того, что храм в городе почти не закрывался, и обычай приглашать священника на дом считается у тамошнего населения чем-то само собой разумеющимся. В новых городках и посёлках, где церквей никогда раньше не было, нет и такого обычая.

Машины я тогда ещё не имел, потому ходить приходилось много. Во время одного такого моего похода меня остановила женщина средних лет. И хотя одета она была как цыганка, и повадки, жесты, само обращение ко мне, было похоже на цыганское, тем не менее, женщина оказалась русской.
- Просто я долго живу среди цыган, вот и внешне стала на них походить, и даже говорю с их акцентом. Слушай-ка, батюшка, мне здесь сестра недавно позвонила, говорит, что видела меня во сне очень плохо. А потому и велит мне немедленно освятить квартиру. А тут ещё и мать вчера то же звонит, беспокоится:
- Дочка, у вас там всё в порядке? В последнее время я всё почему-то о тебе думаю, места себе не нахожу, ты уж, пожалуйста, будь осторожна.

Раз я с тобой встретилась, значит это знак, мне тебя Бог послал. Вот мой адрес, прошу тебя, освяти мне квартиру. Только я по выходным дням в Москве работаю, так что давай встретимся на буднях, лучше всего в ближайшую среду часика в два.

В назначенный день в два часа дня я уже стоял перед дверью её квартиры и вовсю жал на кнопку звонка. Но, как ни странно, мне никто так и не открыл. Я снова звонил, прислушивался к тому, что происходит за дверью, но ничего не слышал. Такое со мной случилось в первый раз, чтобы люди пригласили священника на дом, а сами, забыв об этом, ушли.
- Ладно, - думаю, - ушла, ну и ушла, в конце концов, это не мне, это тебе нужно.

Уже в храме, незадолго до вечерней службы, я не утерпел и позвонил своей знакомой, она жила в том же доме по соседству с квартирой, куда меня приглашали, и попросил её снова сходить позвонить в указанною мною дверь.
- Знаешь, мне почему-то тревожно, человек так просил к ней придти, время назначил, а потом вдруг взял и обо всём забыл? Что-то здесь не так.

Минут через пятнадцать меня зовут к телефону:
- Отче, хозяйка у себя дома, только, она тебя наверно приглашала не дом освятить, а на отпевание. Ты понимаешь, звоню ей в дверь, никто не отзывается. Я взяла и толкнула дверь рукой, та и открылась. Захожу, никого нет, зову, никто не отзывается, прохожу в комнату, а она в гробу лежит на столе. Наверняка ты сам что-то спутал, видимо, она просила её отпеть.
- Ты в своём уме?! - я почти кричу в трубку. Как может человек, будучи живым, пригласить священника к себе на отпевание в определённый день, к определённому часу?

И только на следующий день мы узнали, что накануне, в соседнем с нами районе, на обратном пути из столицы, попав в аварию, погибли несколько цыганок, а вместе с ними и моя новая знакомая. С тех пор не перестаю удивляться женской способности к предвидению. Ведь и у сестры, и у матери погибшей было предчувствие, что их близкому человеку грозит беда.

Понятно, как взволновалась наша цыганская община. Они вообще очень трепетно относятся к самому факту похорон кого-либо из цыган, а здесь сразу несколько покойников. Отпевали погибших женщин порознь в течение нескольких дней, и каждые похороны превращались в демонстрации из плачущих родственников. Я отпевал одну из погибших, и моё отпевание было последним в этой чреде погребений. В храм на отпевание набилось множество цыганского народу. Поначалу всё шло как обычно, громко плакала мать, её утешали родные, вокруг носились дети и выходили периодически покурить мужики.

Внезапно я услышал, как недовольный ропот прокатился среди тех, кто находился в церкви. Поворачиваюсь к двери и замечаю небольшую группу цыган, только что вошедших. Они прошли вглубь и встали особняком поодаль от всех остальных. А остальные, явно возмущённые их появлением, стали возбуждённо переговариваться между собой, громко и резко что-то выкрикивая на своём языке. Потом один цыган решительным шагом подошёл ко вновь вошедшим и резко толкнул в плечо одного из них, юношу, почти ещё мальчика, хотя там были и взрослые мужчины. Стало понятно, что назревает конфликт, и я подумал, надо что-то делать, не хватало, чтобы они ещё и подрались у нас в храме.

И, прервав молитву, предупредил:
- Драться будете на улице, и пока хулиган, ударивший юношу, не выйдет из храма, отпевать не стану. И тут же почти все мужчины, а за ними и мальчики повалили на улицу, сперва были слышны только громкие выкрики, а потом я различил и шум от взаимного обмена ударами. Ладно, - думаю, - пускай сами разбираются, это их личное дело, и продолжил отпевание.

Конечно, мне было любопытно, из-за чего эти люди так разругались, что даже похороны не помешали хотя бы временному перемирию. Если уж цыгане решили выяснять отношения в храме, значит, кто-то кого-то действительно допёк. Да только кто же из них об этом расскажет, цыгане не любят посвящать в свои дела посторонних.

Но уже через несколько дней, буквально в течение следующей недели, я вновь увидел в церкви тех недавних возмутителей, чьё присутствие на похоронах не потерпели остальные. Среди этих людей был и мальчик лет пятнадцати, именно его тогда толкнули в плечо. Мальчик стоял напротив и рассматривал меня с нескрываемым любопытством. В его глазах было столько детской непосредственности, что я решил заговорить с ним и выяснить, чем этот забавный на вид мальчишка мог насолить такому числу взрослых серьёзных цыган. А тот, словно ждал моего вопроса, и стоило только с ним заговорить, как и он в свою очередь излил на меня целый поток вопросов, от самых простых и смешных, до таких, ответить на которые можно только имея богословскую подготовку.

Метя, так звали мальчика, рассказал, что их семья, будучи родственной с местными цыганами, жила в одном из городов соседней с нами области. В их семье некоторое время назад покончил с собой молодой мужчина. Его привезли к нам и похоронили на старом городском кладбище. Понятно, что отпевать его никто не отпевал, так как руки он наложил на себя сам, да ещё и по пьяному делу, а пьянство причина только усугубляющая. Время шло, и о нём пора было бы уже и забыть, да не тут-то было.

Где-то по прошествии полугода стал он являться во снах к местным цыганам. А явившись, всякий раз предупреждал:
- На днях один из вас умрёт, - и он называл имя жертвы.

Непонятно каким образом, но и Метя, независимо от других, узнавал о предстоящей кому-то из цыган кончине, и ни разу не ошибся. Кстати, Метя знал и о близкой смерти женщин, что разбились в той аварии. Но самое страшное, чуть ли не в день их гибели, удавленник снова явился и указал уже на девочку-подростка, единственного ребёнка в одной из семей...

Здесь уже цыгане не выдержали и взорвались , поставив Метиным родственникам ультиматум : или они всеми правдами и неправдами добиваются разрешение на отпевание самоубийцы, или цыгане сами выкопают его тело и сожгут где-нибудь за городом. Короче, достал он их своими предсказаниями, и не просто достал, но и окончательно запугал.

Родственник, даже если он и самоубийца, не перестаёт быть родным человеком, и никому не хочется, чтобы его тело сожгли, словно упыря какого.
- Батюшка, - спрашивают меня Метины сродники, - что нужно для того, чтобы ты отпел нашего самоубийцу? Давай так, мы дадим тебе много денег, а ты отпоёшь его нам без всякой суеты. Разумеется я отказался. И не потому, что знаю: если цыган тебе обещает много денег, - значит гарантированно обманет, а из-за того, что никакой священник не станет отпевать самоубийцу. И вопрос о деньгах, сколько бы их не сулили, в таком случае вообще никем даже рассматриваться не будет.

Цыгане, вы должны ехать в епархиальное управление той епархии, к которой формально принадлежал ваш самоубийца и привезти разрешение на его заочное отпевание, а дадут его вам только в том случае, если вы будете иметь на руках справки от врачей, что ваш сродник был психически болен. Будучи уверенным, что такого разрешения им никак не добиться, я уже стал было забывать об этой истории. И забыл бы, если недели через две передо мной не стоял бы Метя с группой сродников и не размахивал перед моим носом самым что ни наесть настоящим разрешением на отпевание с оттиском печати управления соседней с нами епархией.

Цыгане, как вам это удалось?
- О, батюшка, - явно гордясь собою, заговорил юноша, - сперва мы съездили в нашу городскую психушку, там познакомились с одним хорошим человеком, и он нам помог (за небольшие деньги). Так что мы за тобой, собирайся и едем на кладбище. Метя, откровенно рассказывая мне о своём прохиндействе, даже и допустить не мог, что я, узнав об обмане, отпевать самоубийцу всё одно не стану, и никакая бумажка для меня в таком случае не авторитет.

Только спорить с цыганами и доказывать им, что они неправы в таком случае дело совершенно безперспективное. Бумага на руках, и чувствуя свою формальную правоту, они тебя и из постели выдернут. Потому я не стал спорить, и согласился ехать на старое кладбище. Еду, а сам ещё толком не знаю - что буду делать. В том, что не стану отпевать, это понятно, но и проблему несчастной семьи нужно было как-то решать. Обстоятельства загнали людей в угол, и без моего участия им уже было не обойтись.

Ехал и молился, а когда приехали и подошли к могиле, то я вдруг с радостью обнаружил, что буквально рядом похоронен человек с точно таким же именем, что и несчастный самоубийца. И я с полным правом послужил заупокойную литию по его приснопоминаемому соседу, а потом придал земле цыганское погребение, кстати, это я бы мог сделать и без специального разрешения. Метя с компанией были счастливы, теперь им уже не стоило опасаться посягательств на бренные останки их бедного сродника.

Прошло ещё месяцев восемь, и вновь Метя, наш добрый друг, с сияющей улыбкой на устах, посетил наш храм. Ко мне он подошёл, уже как к старому знакомому:
- Батюшка, я к тебе по делу, нам нужно отца отпеть!

Отмечая несоответствие его, сияющего радостью, лица и трагичности события, я поначалу даже не мог сообразить, как мне себя вести, выразить юноше соболезнование, или порадоваться за него. Наученный горьким опытом Метиного семейства, сразу поинтересовался:
- Надеюсь не самоубийца?
- Нет, батюшка, - и его рот растягивается уже в совершенно счастливую улыбку, - на машине доездился. Я его всегда предупреждал, не кури травку, если за руль садишься. А он любитель был за рулём покурить. Машина, короче, вдребезги, и себе шею свернул.

Может мальчик и радовался тому, что хоть с папкой у него не будет проблем, и хоронить его можно по-человечески?

Вот, что-что, а хоронить цыгане умеют. Во-первых, покупается, как правило, очень дорогой гроб. Семья выкладывается полностью, в долги залезает, но гроб и всё такое прочее - будут на высоте!

Ладно, договорились мы о времени отпевания, а рано утром в назначенный день находит меня посланец от Мети с просьбой после отпевание возглавить траурное шествие по городу. Я представил, как пойду через весь город до кладбища с крестом и кадилом перед траурной колонной родственников и со счастливым Метей, и мне стало не по себе.

Хотя, традиция православного погребения всегда подразумевала провожать тело усопшего православного христианина священником до места его последнего упокоения.

  1. Но, во-первых, сегодня эта традиция практически уже не поддерживается, особенно в городах.
  2. А во-вторых, если и идти - так не перед гробом же великовозрастного хулигана, обкурившегося, а потому и свернувшего себе шею!

После моего отказа, всё утро меня находили всё новые и новые парламентёры с просьбой обязательно проводить в последний путь «уважаемого человека». Может в моём присутствии на похоронах Метя видел гарантию того, что к этому покойнику из их семьи у единокровников уже точно не возникнет никаких подозрений.

Настоятель в то время был в отпуске, и мне не с кем было посоветоваться, как поступить в такой ситуации. Подхожу к старосте:
- Петровна, что делать, цыгане измором берут, сил уже нет сопротивляться.
- А ты, батюшка, пойди на хитрость, назначь им за сопровождение какую-нибудь высоченную плату, назови цифру, пускай самую шальную, невозможную! Тогда только отстанут, по-другому не отобьёшься.

Следуя совету старосты, я и назначил очередному ходоку такую «невозможную», на мой взгляд, сумму. Но то, что мне, вчерашнему работяге с железной дороги, казалось невозможным, для Метиной семьи видимо были карманными деньгами, - мне тут же их и вручили.

После отпевания, с видом мученика выхожу из церкви и молюсь, чтобы Господь, сжалившись надо мной, излил в этот момент на город тонны воды, или обрушил бы град величиной с куриное яйцо, только бы не участвовать мне в этом крестном ходу. Но оказалось, что милостивый Господь пожалел меня ещё до того, как я стал просить Его об этом. Видимо это мой ангел-хранитель надоумил кого-то из оргкомитета похорон Метиного папы заказать духовой оркестр.

Сегодня духовой оркестр, сопровождающий траурную процессию, уже не встретить, а когда-то, в советские времена, без такого сопровождения хоронить было немыслимо. Это всё равно, что если бы сегодня невеста не стала бы надевать на свадьбу белое платье, или номера машин свадебного кортежа не заклеить какой-нибудь ерундой, типа «мы гуляем». Тогда, в описываемые мною годы, время духовых оркестров уже прошло, но, как оказалось, не для всех. Мой ангел-хранитель подсказал цыганам, где можно разыскать этот анахронизм и привез музыкантов на похороны. Хоронить, так хоронить, - и с попом, и с оркестром!

Вот за этих музыкантов, словно за соломинку, я и ухватился:
- Метя, разве ты не знаешь, что православные похороны исключают присутствие духового оркестра? Это раньше, когда людей принципиально отказывались отпевать, хоронили под революционные мелодии. Так что, вот ваши деньги, и я пошёл.

Но не тут-то было, Метя, действительно, обладал недюжинной сообразительностью. Слышу, кричит мне в спину:
- Батюшка, не надо деньги. Делаем так, ты садишься в машину и едешь с нами до кладбища, в это время играет оркестр, а как приедем, музыканты замолкают и продолжаем уже по-христиански!

Это было спасение, внутренне ликуя, но внешне оставаясь спокойным, сажусь к ним в машину.

И только там, в машине, я понял чему так радовался Метя. Он признался, что от общения со мной у него немедленно поднимается настроение, и тогда чувствует он себя превосходно. А потому с удовольствием прокатится со мной в одном автомобиле. За это время любопытный юноша успел задать мне множество вопросов. Ему было интересно - как живут священники, что пьют и что едят, и ещё много-много чего другого. Я предложил ему:
- Метя, начинай ходить в храм, ты многое поймёшь, а потом, глядишь, и учиться поедешь. Сам священником станешь, и цыганам о Христе будешь проповедовать.
Юноша смеётся, он очень доволен, но мои слова воспринимает как шутку.

Наконец процессия приблизилась к кладбищенским воротам и остановилась. Пришла пора сменить музыкантов, и те, закончив работу, стали укладывать инструменты. Все, кто ехал, вышли из машин, и дальше шли пешком. Я хотел было уже запеть «Святый Боже…», но в этот момент душераздирающим криком закричала вдова. Поразительная метаморфоза: только что женщина ехала с нами, спокойно участвуя в общем разговоре, и тут на тебе, так закричать. Метя сразу же меня успокоил:
- Ничего-ничего, не пугайся, у нас так принято.

Мы подошли к могиле, а вернее к склепу. Цыгане хоронят своих покойников не так, как остальные. Они выкладывают могилу изнутри кирпичом, ставят в неё гроб и сверху кладут бетонную плиту. В склеп вместе с останками усопшего могут, словно в древнем Египте, класть какие-то вещи, ковры, бутылки с вином. Гроб поставили на возвышение, вдова стоит на коленях и продолжает вопить душераздирающим криком:
- Кормилец, на кого ты нас оставил?!

Хотя у цыган чаще всего именно женщины являются кормильцами, а не мужики, как у нас. Правда в последнее время и в наших семьях всё больше зарабатывают женщины, так что уже и не поймёшь, кто кого кормит. А если муж дармоед, то чего по нему убиваться? Наклоняюсь к женщине и тихонько спрашиваю:
- Ты ещё долго? Мне бы послужить.
Крик на мгновение прекращается, и я слышу в ответ: «Ещё минуты полторы». Ладно, подождём.

Крик оборвался так же внезапно, как и начался. Вдова быстро и по-деловому уложила в гроб несколько свёртков. В одном, как мне показалось по форме, было спиртное, а что в других, я так и не разобрал.

Наконец послужил, и гроб стали опускать в склеп, а я, оставшись без дела, отошёл в сторонку, а потом, чувствуя себя совершенно лишним, решил вернуться в храм.

Собрав в саквояж свои пожитки, уже было пошёл пешком, и в этот момент меня отыскал Метя:
- Хорошо, что я тебя нашёл, батюшка. Мы тебя сейчас отвезём. Ты уж извини, если что не так. Очень уж мне хотелось, чтобы наши видели тебя на кладбище, а то, не дай Бог, получится как с тем нашим родственником–самоубийцей.

Я спросил: - А, кстати, чем кончилась история с его похождениями с того света? Никого он больше не забирает?
- А он, батюшка, никого и не забирал. Я стал о нём молиться, как ты меня научил, он пришёл ко мне во сне и сказал:
- Метя, передай им, пускай они меня не боятся , я здесь совершенно не причём. Это их бес за грехи забирает . Так и передай, Метя, «за грехи» . Не будут грешить - перестанут бояться!

Юноша простился со мной и побежал к своим, а я смотрел ему в след и удивлялся, как милостивый Господь, пытаясь докричаться до каждого из нас, предупреждает об опасности греха, даже и таким необычайным образом.

Пошла ли эта наука на пользу Метиному семейству, не знаю, только самого Метю с тех пор я больше не видел.

Священник Александр Дьяченко

PS Молдавские цыгане часто кладут в могилу любимые вещи покойника, так что в последнее время туда идут телевизоры и компьютеры, что вызывает некоторое неудобство, но традиция, однако:-)
о.Александр Дьяченко:
Зато археологам потом легче будет датировать останки, и современные компы дойдут до потомков в нормальном состоянии:)

PPS
"Он признался, что от общения со мной у него немедленно поднимается настроение, и тогда чувствует он себя превосходно. А потому с удовольствием прокатится со мной в одном автомобиле".

Очень хорошо понимаю Метю:)
А в рассказиках теперь сразу думать начинаю, где тут "ложь", а где "намек"
:(хочу обратно в блаженное состояние уверенности, что все абсолютная подноготная чистая натуральная правда:)
А цыган я боюсь. очень.

о.Александр Дьяченко:

Ты их не бойся, а лучше молись. Они тебя и не тронут.
А по поводу сюжета, - здесь только имя другое, и возможно какие-то временные перестановки, а так всё чистейшая правда:)

PPPS Как в кино. - Точно. Просто готовый сценарий!
о.Александр Дьяченко:
Да, сюжет интересный, но и другой, который тоже хотел бы оформить, не менее загадочен и непонятен, только ещё более драматичен.

PPPPS Неожиданная развязка. Чаще говорят о долготерпении Божием, "не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живы быти ему" .
о.Александр Дьяченко:
Мальчик, видимо, с душой, куда заглядывают и те, и Эти. Что-то видимо в нём было такое, за что можно было бы побороться.

PPPPPS Дивная исторя. Хочу верить, что правдивая.
А в том, что у Мети настроение улучшалось, верю безоговорочно. Спасибо.
о.Александр Дьяченко:
Так ли это важно, правдивая она или с некоторыми добавлениями. Разве плохо, если автор иногда воспользуется правом на "приврать для интересу"? Ведь по такому принципу строится всё наше кино и TV.
История в реальности более жутковата, я немного смягчил акценты.

PPPPPPS Отче, Вы умеете из серых буден выхватывать целые картины, с сюжетной линией и прекрасной развязкой. Поэтому Ваши рассказы так легко читаются, они лучше чем в жизни, где не поймешь, а где собственно начало, где завязка и где развязка. Поэтому их даже можно принять за выдумку, а не жизненный сценарий. У Вас дар литератора, не каждый может так тонко чувствовать жизнь.

О рассказе. Интуитивно прихожу к следующему выводу: обман как жизненная цель ведут Метю и его народ к духовной гибели. Они кладут в могилу покойного не предметы роскоши и дорогой гроб с музыкой, они сами нисходят в могилу, как тот самоубийца и обкурившийся наркоман. Они, зная, что занимаются обманом, убивают себя, лицемерно прикрывшись Православием, как тем листочком с печатью из епархии. И будучи в Храме извергают себя из Него, и более не приходят к Нему, как впрочем и мы тоже. О нас этот рассказ. О нас.

о.Александр Дьяченко:
Да, об этом я хочу ещё расказать. Среди цыган очень сильно обрядоверие, доводимое ими практически до магизма.

PPPPPPPS Господь, конечно долготерпит, но:

  • "...Он радует праведника и обжигает грешника. И для нас мучителен он, пока не очистимся мы от всякой неправды и нечистоты..."
  • "...Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания..."
  • "...То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания..."

о.Александр Дьяченко:
Процесс очищения идёт постоянно, это не только то, что однажды произойдёт в будущем, но и повседневная реальность. И не только среди цыган, это всеобщий процесс...

PPPPPPPPS Хотя Вы и служили литию за другого человека, но для Мети (как и для всех остальных) это было отпеванием его отца-самоубийцы. Интересно, как Метя, в будущем, будет относиться к Церкви, не соблазнится ли?

о.Александр Дьяченко:

Это очень похоже на рассказ у Лескова, когда отцы вместо незаконного венчания совершали над молодыми обычный молебен.
Думаю, что у Мети "здоровый рациональный взгляд" на вещи.
Ему наверняка всё равно - кто и как отпет, ему важно соблюсти букву. Цель, пускай и незаконно, достигнута, а что там с душой усопшего, его волнует мало...

Рассказ «Страсти-мордасти» сельского батюшки отца Александра Дьяченко

Прототип рассказа «Страсти-мордасти»: жж священника Александра Дьяченко
22.07.2010 - alex-the-priest.livejournal.com/34766.html

Комментарии

Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:


Заголовок:
Можете оставить здесь свои координаты, чтобы при необходимости мы могли бы с Вами связаться (они НЕ ПУБЛИКУЮТСЯ и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО):

E-mail:
Ваш адрес в соцсети или сайт:
Прошу ОПОВЕЩАТЬ меня на указанный выше e-mail - ТОЛЬКО при ответах в ветке ЭТОГО коммента!

25.06.11 Sat 15:49 - Мирослав Бакулин

Цыгане - В этот раз его позвали на очередное отпевание у цыган

Когда я был маленьким, цыгане жили за рекой и воровали все, что плохо лежит. Моей сестре-десятикласснице мама подарила золотые сережки. Цыганки ее на улице заговорили и сережки из ушей выкрали. Мама вызвала милицию. Толстые милиционеры долго с ними не цацкались, схватили первую попавшуюся и затолкнули в обезьянник. Когда цыгане шумною толпою встали вокруг милицейской машины, менты предложили им менять цыганку на сережки. Сережки вмиг доставили.

До 2000 года цыгане называли своих детей именами из мексиканских сериалов.

А в 2000 году кто-то благословенный распустил среди них слух, что грядет Судный день, и что некрещеные не спасутся. Короче милленаризм распространяется и на свободолюбивых детей Индии. Они пришли всем табором креститься, впереди шел барон с пачкой банкнот. Он поинтересовался в храме, где ему найти апостола. Ему сказали, что апостолов нет, а вот протоиерея к ним выведут. Батюшка крестил весь табор и с тех пор цыгане стали звать священников отпевать крещеных цыган. Всеми требами в храме заведовал один многодетный протодиакон. Он выбирал священника, вез его на требы, потому как деньги никто не отменял.

В этот раз его позвали на очередное отпевание у цыган. Они с батюшкой тянули «Со святыми упокой», а цыгане стояли у края могилы, рвали тысячные купюры пополам и бросали в гроб. Традиция у них такая. А после отпевания забыли дать денег отпевальщикам. Отец-протодиакон возмутился умом и телом: «Покойнику можно деньги бросать, а нам не надо? Это ж сколько денег зря погибло! Вас там человек пятьдесят стояло. Лучше бы нам отдали». Цыгане подумали и дали им по тысяче. Все-таки и священным людям полагается. Не зря же они глотку драли.

June 21st, 2011 - zamorin.livejournal.com/389964.html

17.07.11 Sun 20:01 - Anonymous

фотография

не забывайте,что у каждой фотографии есть автор и только он обладает авторскими правами на фотографию. если же вы берете на себя смелость вот так вот просто тырить фотографии в интернете,то хоть указывайте автора.
заявляю вам как автор этой фотографии -Еремина Светлана (ссылка на жж,где она изначально была размещена http://shafali2883.livejournal.com/267691.html)

17.07.11 Sun 20:12 - Паломничество

Вот что-было написано в тэге

Вот что-было написано в тэге IMG:
alt="Цыганка. Табор.В поисках приключений - Фотографиня Svetlana Eremina - Тюмень, заречный табор"

Так что ссылка для поисковиков была и есть! Что главное. Если тюкнете правой кнопкой мыши на фотографию и откроете "Свойства", - то там содержимое параметра alt показывается! Учите матчасть!
Кстати, у Вас в жж параметр ALT отсутствует. Это неправильно. Прочитайте об этом .

Почитайте на сайте:

Вопросы-ответы за месяц

  • 16593 Похоже на приворот
    8 часов 26 сек. назад
  • 16592 Муж не работает
    1 день 44 мин. назад
  • 16591 Добрый вечер! Моя крестная
    1 день 3 часа назад
  • Вопрос В издательстве "Смирение"
    1 день 6 часов назад
  • 16590 А Вы думаете, что Ваши обереги сильно от гаданий бывшей жены отличаются?
    1 день 11 часов назад
  • 16590 "Незваные гости"
    1 день 11 часов назад
  • 16584 Разобралась.Спасибо.
    1 день 20 часов назад
  • 16580 https://www.youtube.com/watch
    1 день 21 час назад
  • 16580 Вы, хоть следите,тогда,
    1 день 21 час назад
  • 16573 Дорогие мои, в церковь
    2 дня 6 часов назад
  • 16589 мощи Иоанна Предтечи
    2 дня 8 часов назад
  • 16586 часы в куполе храма
    2 дня 8 часов назад
  • 16585 Вопрос о Святом Духе
    2 дня 8 часов назад
  • 16580 Мы только и делаем что
    2 дня 9 часов назад
  • Вопрос Нужна помощь в посещении Афона
    2 дня 10 часов назад
  • 16570 Не надо никого оценивать!!!
    2 дня 18 часов назад
  • 16571 Спаси Господи!
    2 дня 18 часов назад
  • 16580 А вам остаётся поддержать его
    2 дня 18 часов назад
  • 16584 Вопрос Священнику
    2 дня 18 часов назад
  • 16572 Ругательства!
    2 дня 18 часов назад
  • 16574 А почему ж нет? Это ж его
    2 дня 19 часов назад
  • 16575 И правильно сделаете! Только
    2 дня 19 часов назад
  • 16577 Над такими явлениями
    2 дня 19 часов назад
  • 16578 Обязательно дошить, и можете
    2 дня 19 часов назад
  • 16580 Надо, сначала к врачу. Чтоб
    2 дня 19 часов назад
  • 16569 Каждый человек грешит очень
    3 дня 3 часа назад
  • 16567 Надо молиться ежедневно, как
    3 дня 3 часа назад
  • 16546 Здравствуйте! Понятен ваш
    3 дня 3 часа назад
  • 16581 Могут ли незнающие о христианстве спастись?
    3 дня 9 часов назад
  • 16580 Здравствуйте у моего мужа
    3 дня 11 часов назад
  • 16579 Не дождалась ответа
    3 дня 14 часов назад
  • Вопрос Страх и переживания
    3 дня 14 часов назад
  • 16578 Икона « Всецарица»
    3 дня 15 часов назад
  • 16577 Видение серебритсого силуэта наяву
    3 дня 16 часов назад
  • 16576 Пятидесятница
    4 дня 2 часа назад
  • 16575 Здравствуйте, меня зовут
    4 дня 5 часов назад
  • 16574 Здравствуйте, такая
    4 дня 6 часов назад
  • 16573 Мы с подругой начали ходить
    4 дня 10 часов назад
  • 16572 Ругательства
    5 дней 5 часов назад
  • 16571 Помогите мне в пути к вере
    5 дней 5 часов назад
  • 16570 Грешит ли,родственник...
    5 дней 8 часов назад
  • 16569 Грешит ли,родственник...
    5 дней 8 часов назад
  • 16568 Жизнь и смерть
    5 дней 11 часов назад
  • 16567 Еду в дальнию дорогу
    5 дней 15 часов назад
  • 16566 Здравствуйте, купила ладанку
    5 дней 21 час назад
  • 16565 Дайте совет Батюшка.
    5 дней 21 час назад
  • 16564 Все же омарально или нет
    6 дней 1 час назад
  • 16563 Когда молитвенно поминаеш
    6 дней 11 часов назад
  • 16556
    6 дней 12 часов назад
  • 16556 Спаси Господи!Молитесь
    6 дней 12 часов назад
  • 16552 Каждая судьба человека
    6 дней 13 часов назад
  • 16555 Это только вам решать!
    6 дней 14 часов назад
  • 16561 Здравствуйте! Сходите
    6 дней 14 часов назад
  • 16561 Сын пьет, что делать.
    1 неделя 5 часов назад
  • 16519 Здравствуйте дорогой, батюшка
    1 неделя 11 часов назад
  • 16540 Отвечает священник Николай
    1 неделя 12 часов назад
  • 16529 Как брак так и религия не является сами по себе местом решения всех наших проблем
    1 неделя 12 часов назад
  • 16519 Здравствуйте Мария!
    1 неделя 12 часов назад
  • 16558 Скажите, как относиться
    1 неделя 14 часов назад
  • 16557 Здравствуйте. Моя мама в детстве нашла крест с ладошку его носил видно батюшка что с ним делать? Мама раньше спрашивала ей говорили оставь при себе так ли это?
    1 неделя 15 часов назад
  • 16556 Прожили 20 лет с мужем,
    1 неделя 16 часов назад
  • 16376 Гнев на дочь.
    1 неделя 16 часов назад
  • 16554 Спаси вас Господи!
    1 неделя 16 часов назад
  • 16553 Здравствуйте! Сходите
    1 неделя 16 часов назад
  • 16555 Трудный выбор
    1 неделя 1 день назад
  • 16553 Здравствуйте,со дня веньчания
    1 неделя 1 день назад
  • 16552 Здравствуйте, после моего
    1 неделя 1 день назад
  • 16548 Спаси Господи!
    1 неделя 2 дня назад
  • 16551 Вам видней.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16550 Добрый день! Чего-то все
    1 неделя 2 дня назад
  • 16551 Здравствуйте, подскажите
    1 неделя 2 дня назад
  • 16497 Отвечает священник Николай
    1 неделя 2 дня назад
  • 16505 Отвечает священник Николай
    1 неделя 2 дня назад
  • 16502 Непонятные отношения дочери к жизни.
    1 неделя 2 дня назад
  • 16550 Добрый день. В статье прочла:
    1 неделя 2 дня назад
  • 16549 Вопросы которые очень терзают
    1 неделя 3 дня назад
  • 16548 Любовь далекая прошлая
    1 неделя 3 дня назад
  • 16547
    1 неделя 3 дня назад
  • 16519 Здравствуйте, грех то какой.
    1 неделя 3 дня назад
  • 16152 не думайте об Антихристе, думайте о Христе!
    1 неделя 3 дня назад
  • Вопрос мое спасение при комплексном нарушении организма
    1 неделя 4 дня назад
  • 16546 нужна срочная помощь.
    1 неделя 4 дня назад
  • 16544 Здравствуйте)
    1 неделя 4 дня назад
  • 16541 Молитесь за других людей,
    1 неделя 5 дней назад
  • 16540 Здравствуйте! Бываете ли
    1 неделя 5 дней назад
  • 16539 Здравствуйте!Все в жизни
    1 неделя 5 дней назад
  • 16536 Пусть ваш сын едет, конечно.
    1 неделя 5 дней назад
  • 16515 А Вы не обращайте внимание)
    1 неделя 5 дней назад
  • 16541 Добрый день! Скажите как
    1 неделя 6 дней назад
  • 16538 Здравствуйте!Мне бы ваши
    1 неделя 6 дней назад
  • 16540 Хочу сохранить семью
    1 неделя 6 дней назад
  • 16539 Здравствуйте. Пожалуйста,
    1 неделя 6 дней назад
  • 16538 Церковные записки
    1 неделя 6 дней назад
  • 16535
    2 недели 5 часов назад
  • 16534
    2 недели 5 часов назад
  • 16536 Как поступить, нужен совет.
    2 недели 7 часов назад
  • 16535 начните благодарить Бога за то что у вас есть и он даст вам то,чего вам не хватает
    2 недели 23 часа назад
  • 16534 Люди восстанавливаются после
    2 недели 1 день назад
  • 16523 Главное, не использовать
    2 недели 1 день назад
  • 16533 Обязательно надо время
    2 недели 1 день назад
  • 16531 Если на исповеди грех
    2 недели 1 день назад
  • 16530 Здравствуйте! Надо покаяться
    2 недели 1 день назад
  • 16533 Дети и хобби
    2 недели 1 день назад
  • 16531 Как замолить грех,или как правильно сформулировать-подскажите
    2 недели 2 дня назад
  • 16530 Добрый день я раба божия
    2 недели 2 дня назад
  • 16528 Попробуйте почитать сильные
    2 недели 2 дня назад
  • 16529 Спаси Господи! А вы точно
    2 недели 2 дня назад
  • 16529 Когда пришла к Богу - появилось миллион проблем
    2 недели 2 дня назад
  • 16528 Люди из ниоткуда.
    2 недели 2 дня назад
  • 16527 Проповедь. Святые отцы.
    2 недели 2 дня назад
  • 16527 Что поможет
    2 недели 2 дня назад
  • 16524 Можно ли закопать медальон с умершим.
    2 недели 3 дня назад
  • 16509 Не волнуйтесь, Бог даст нам
    2 недели 3 дня назад
  • 16518 Святые не советуют верить
    2 недели 3 дня назад
  • 16519 А у вас точно храм
    2 недели 3 дня назад
  • 16511
    2 недели 3 дня назад
  • 16515 А вы заражайте всех своим
    2 недели 3 дня назад
  • 16520 Здравствуйте!Чтобы кого-то
    2 недели 3 дня назад
  • 16523 Как поступить правильно.
    2 недели 3 дня назад
  • 16512 Молиться за упокой его души!
    2 недели 3 дня назад
  • 16517 Здравствуйте! Если вы еще
    2 недели 3 дня назад
  • 16520 отцы и дети
    2 недели 3 дня назад
  • 16519 Здравствуйте батюшка. Меня
    2 недели 3 дня назад
  • 16497 Оставьте все на своих местах...
    2 недели 3 дня назад
  • 16492 Такие хульные видения, вы говорите правильно, от нечистой силы
    2 недели 3 дня назад
  • 16483 В Древней церкви был обычай покаяния
    2 недели 3 дня назад
  • 16518 Я беременна. С мужем не можем
    2 недели 4 дня назад
  • 16513 Почему наши женщины так
    2 недели 4 дня назад
  • 16517 Не хочу близости с мужем
    2 недели 4 дня назад
  • 16516 Здравствуйте!Очень вам
    2 недели 4 дня назад
  • 16505
    2 недели 4 дня назад
  • чьей женой она была?
    2 недели 4 дня назад
  • 16495

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона:) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

П.п.с. Тут в комментах тема поста разворачивается:)

В жизни нужно обязательно сделать одну вещь: увидеть цыганские похороны.

— Изя, когда станешь взрослой, возьмешь в жены Галю из Украины.
— Ма, а на кой мне Галя?
— Это же очевидно! Её родные живут в деревне, у них свои поросята и сало. Станешь толстеньким и розовощёким. А затем на развод подашь и возьмешь в жену Сару, она — еврейка.
— Ма, страшнее Сары я никого в этой жизни не видел.
— Вообще-то у её родителей связи есть, а они точно в жизни не помешают. А после развода с еврейкой возьмешь в жены Азазу.
— Мам, а от цыганки какой толк?
— Какие они устраивают похороны, ты бы знал!

И это правда, у цыган похороны проходят божественно. Сравнивая с похоронами в Египте, можно с точностью сказать, что фараонам есть чему поучиться.

Самых старых представителей цыганского народа, которые уже совсем скоро умрут, боятся в наших медицинских учреждениях сильнее всего. Если вдруг случится, что он умрёт в больнице, то начнётся невероятный скандал, ведь вся родня со всей планеты приедет и начнёт кричать и орать на разных языках. Но это далеко не конец. Если взять в руки видеокамеру, то можно будет в дальнейшем создать настоящий ужастик: цыганские девушки и женщины, словно умалишенные срывают волосы с головы, причем не только со своей, бьются головой об пол, лежат и ревут на бетоне (они устраивают этот «конкурс» по той причине, что кто прольёт меньше слёз и проявит меньше всех скорби будет порицаем). Мужская часть просто кричит на разных языках непонятно на кого, но увидев одного из медиков, начинаются долгие и бессмысленные разборки: «Как так получилось, что наш 120-летний дедуля Януш умер так внезапно и всего за пару дней? Это вы виноваты!» Может даже дойти до драки, в которой пострадают не только работники мед. учреждения, но и техника. Если по какой-то причине дед не воскрес даже после драки, то его родственникам ничего не остается делать, кроме как начинать подготовку к похоронам. Похороны у разных групп цыган, соответственно, разные. Красивее всего хоронят крымы, а также кишиневцы: родственники усопшего за несколько дней выкапывают под землей настоящий особняк, делают в нем ремонт, которого нет у многих живых людей на поверхности. Учитывая тот факт, что погибший человек предпочитает лежать, ему покупают самую новую кровать и другие принадлежности.

Одной из самых дорогих вещей является гроб, цена которого бывает больше, чем стоимость вашей квартиры. На гроб они надевают самую дорогую ткань, которую только можно найти, затем стелют везде ковры. Естественно, это всё также зависит от того, насколько богатым был цыган при жизни. Также в гроб кладут те вещи, которые необходимы живому человеку: бритва, а также сменные лезвия (хотя при жизни многие цыгане уже давно позабыли, что такое бритва и как ей пользоваться), духи, тапки, телефон и зарядку к нему (вдруг зазвонит когда-нибудь), темные очки, деньги и все в таком духе. Усопший в своем гробу больше похож на тележку для продуктов, в которой лежат всякие мелочи по акции «каждая за 100 рублей». Доходит даже до того, что умерший цыган, который любил при жизни есть копченое мясо, будет гнить вместе со своим любимым блюдом.

Если говорить о работниках медицинских учреждений, то нормально они одевают лишь цыган, а всему виной событие, произошедшее несколько лет назад. Как известно, покойным людям не одевают верхнюю одежду через голову, дабы не возиться с продеванием рук и так далее. Одежда попросту разрезается и обволакивает усопшего. Но одна цыганка очень хотела попрощаться со своим родственником и обняла его, да так, что он аж присел в гробу. Из-за этого все увидели, что пиджак разрезан. Конечно, такого никто не ожидал, а цыганский народ был взбешён до невозможности. Мужская часть собрала своих братьев и пошла бить санитаров в морг. Хоть они и действовали в рамках инструкций, но, видимо, таким людям объяснить это невозможно. После этого случая всех усопших хоронят в одежде, бережно продевая руки через рукава.

После того, как тело умершего благополучно полежало несколько дней дома, родственники выносят его. Естественно для всей этой процедуры также необходим батюшка. К слову, святой отец очень удивиться, если увидит хотя бы одного цыгана, который умеет правильно крестится. После процедуры батюшка удивится снова, так как цыгане платят солидно: крупная сумма денег это не вся благодарность цыганского народа. Они также вручат работнику церкви несколько килограмм колбасы, мяса и других продуктов. Именно поэтому попы любят проводить цыганские похороны.

Поговорим о том, что происходит на само кладбище. Это больше сравнимо с фильмами о зомби, где миллионы восставших из мертвых стонут и издают странные звуки. Вот приблизительно такую картину вы увидите на кладбище. Чем ниже опускается гроб с покойным, тем сильнее будут издавать звуки цыгане. Некоторые персоны даже прыгают вслед за усопшим, правда, их потом достают оттуда. После проведенной церемонии не месте упокоения стелются ковры. Затем в могилу родные начинают кидать деньги. Если семья богатая, то купюры будут крупные. После нескольких минут выкидывания денег в пустоту начинается закапывание гроба землей. Интересно, насколько сильно удивятся археологи, которые через несколько сотен лет раскопают подобные коттеджи, а внутри них не только кости, но и бритвы, солнцезащитные очки, а также телефон.

Поминать усопшего начинают в тот момент, когда он ещё находится дома. Почти в любое время года столы цыгане ставят на улице. Рядом с гробом курят так сильно, что покойного практически не видно из-за дыма. Но вопреки всеобщему заблуждению, цыгане не поют наших песен на поминках. После того, как трупа поцелуют в лоб и попрощаются, люди начинают пить, причем довольно много. Учитывая то, что на столе бывает по несколько ярусов еды, никто ни в чем себе не отказывает. Похоже на цыганскую свадьбу, но без шампанского.

Несколько раз мне на глаза попадались посты о том, что на похоронах кости кидают на землю. Все по той причине, что цыгане закапывают все отходы с поминального стола. Даже тазики ставят, дабы скидывать отходы, у них это — важная часть поминок. Но на Титовке все происходит не так. Дело в том, что наши цыгане — не чемпионы по баскетболу, именно поэтому попасть в таз довольно трудно, легче просто кидать все на землю, а затем экскаватором закопать все под землю.

Пьянство, или так называемые цыганские поминки продолжаются несколько дней. Все эти дни каждый из представителей народа с опухшими лицами говорят другим о том, что сегодня во сне они видели своего усопшего родственника и общались с ним. Естественно, большинство таких историй — не более, чем выдумка. Делается это ради того, что у наших цыган общаться с мертвыми — значит возведение погибшего в ранг святого.

Каждый из поминальных дней отмечается также яро, будь то девять дней, сорок дней, или вообще год. Так могут отмечать и 25 лет со дня смерти, если останется хоть один цыган, который напомнит.

Поговорим о памятниках: высотой они под 2-3 метра, некоторые имеют надписи золотом, ну а самый основной атрибут — снимок погибшего во весь рост. На заднем фоне всегда делают то, что цыган любил: автомобили, удочки, да всё что угодно! У нас на кладбище на одном из памятников изображен огромный шприц, почти во всю длину. Забавно то, что на памятнике также изображают живых представителей народа. Живых людей на памятнике и на кладбище, странные у них традиции…

У тех цыган, кто богаче остальных, всегда ставят возле могилки беседку. Порой возводят целые часовни. Ну это те, у кого с деньгами совсем нет проблем. Естественно, без стола никуда, ведь при каждом посещении могилы усопшего группа родственников тащит с собой много тарелок, кастрюль и других столовых приборов. Выглядит как кафе на природе. После поминок родственники начинают ходить по всему кладбищу и поминать других людей, именно поэтому кладбище потихоньку превращается в настоящий заповедник для пьяниц. Иногда покойным тоже льют алкоголя в рюмку. Сигарету часто поджигают и оставляют рядом с памятником. После поминок всё недоеденное остается возле могилы, как и куча мусора и объедков.

Цыгане с особым трепетом относятся к усопшим и надгробья оформляют особенно старательно. В Румынии, где концентрация цыган особенно велика, кладбища выглядят очень весело. Украина - не исключение. Предлагаю прогуляться по цыганскому кладбищу в Донецке и посмотреть на могилы как криминальных авторитетов, так и простого народа. Цыганских поселков в Донецке несколько. Но есть места, где обычаи ромов предстают перед нами во всем великолепии. Это цыганские кладбища.

Как и повсюду в мире, места компактного проживания ромов в Донбассе - территории со своими законами и обычаями, куда коренное украинское население старается без особой нужды не заглядывать. Общины цыган, как правило, очень закрыты. Чужакам туда вход заказан.


1. Одно из таких кладбищ расположено на границе Донецка и Макеевки, в поселке завода «Стройдеталь», который является местом компактного проживания ромов. Хоронят на нем не только цыган, но цыганские захоронения составляют значительную часть.

2. Могилы цыган отличаются от славянских захоронений помпезностью и особым стилем. Умершие, как правило, изображены на них в полный рост или за обеденными столами, иногда вместе с автомобилями и на лошадях. Фотографии подписаны не только паспортными фамилиями, но и родовыми прозвищами, которыми цыгане пользуются между собой.

3. Могилы богатых цыган отличаются от могил бедных особым шиком. Портреты на них обычно велики. Они иллюстрируют, как весело и хорошо жилось похороненным при жизни.


5. Тщательно прописываются даже такие детали, как торговые марки спиртных напитков на столе, позволяющие составить представления о кулинарных предпочтениях цыганской элиты.

6. Могилы бедняков мало отличаются от большинства кладбищенских захоронений.
7. Родовые прозвища цыган обычно пишутся рядом с паспортными данными либо на обратной стороне памятника. Иногда они звучат, как фамилии, иногда - как уголовные клички.

15. Традиция писать на лицевой стороне официальные данные, а на обратной - прозвища, весьма любопытна. Она как бы свидетельствует о двух сторонах жизни цыганского народа - официальной и теневой.

17. Бросается в глаза очень большое количество могил, принадлежащих молодым людям. Высокая рождаемость цыган, по всей видимости, компенсируется невысокой продолжительностью их жизни. Мало кто прожил больше 60 лет.

О богатстве цыганских баронов ходят легенды. Их огромные замки, роскошные автомобили, золотые украшения, новомодные гаджеты время от времени попадают в поле зрения журналистов и рядовых обывателей. Но как бы ни жили представители цыганской элиты, они тоже умирают. И их хоронят. Правда, провожают в загробный мир влиятельных баронов совсем не так, как простых смертных. Погребальные обряды цыганской элиты навевают мысли о египетских фараонах.

Кто такие бароны?

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в нашей стране насчитывается примерно 220 тысяч цыган. Хотя, по мнению демографов, представителей этого загадочного народа может быть больше: просто некоторые из них по документам записаны молдаванами, румынами, греками... Несмотря на многочисленность и долгие века, в течение которых цыгане живут в России, их обычаи и традиции остаются для нас загадкой.

Например, вопреки устоявшемуся заблуждению, жизнь всех представителей этого народа подчинена жесткой системе управления, а во главе каждого табора стоит не барон (как мы привыкли считать), а уважаемый человек, которого называют «баро». В переводе с цыганского языка это слово означает «важный, солидный». Баронами представителей кочевой элиты стали называть коренные европейцы, очевидно, по причине сходства звучания слова «баро» с аристократическим титулом.

Решение такого руководителя для членов табора непререкаемо. Он рассматривает любые споры, разногласия между цыганами, а также регулирует отношения с органами местной власти. Все люди, находящиеся в подчинении барона, регулярно отдают ему определенную часть своих доходов. В каждом таборе «налоговые» расценки разнятся, но обычно это около 10% прибыли каждой семьи.

Часто доходы цыган носят полукриминальный характер (контрабанда, азартные игры, незаконная торговля и т.п.), поэтому бароны скрывают уровень своего достатка. Об их богатстве можно судить по четырехэтажным особнякам с фонтанами и статуями, внутреннее убранство которых поражает обилием мрамора и позолоты. Тогда как простые цыгане могут жить очень бедно, в настоящих лачугах, их бароны словно соревнуются друг с другом в чрезмерной роскоши. Речь идет об элитных автомобилях, гаджетах последней модели, а вес золотых украшений измеряется килограммами.

По данным молдавской прессы, годовой доход местного цыганского клана, который возглавляет Артур Михайлович Черарь, составляет от 20 до 40 миллионов евро. Какими суммами располагают его российские «коллеги», можно только догадываться.

Похороны у цыган

Когда эти люди кочевали, они хоронили своих покойников в лесных чащах или в степи, подальше от проезжих дорог. Переход к оседлой жизни привел к появлению цыганских кладбищ, которые располагаются на окраинах их поселений.

Погребальные обряды этого народа известны только со слов очевидцев, которым по тем или иным причинам было разрешено находиться на похоронах.

Русские, восточноевропейские и прибалтийские кланы организуют подобные церемонии практически одинаково. Главные особенности похорон:

над усопшим читают особые молитвы, которые люди, незнающие цыганского языка, принимают за магические заговоры;

труп омывают не водой, а травяным отваром, помогающим скрыть запах разложения;

порой похороны длятся намного дольше обычных трех дней, ведь с покойным должны попрощаться все, кто его знал;

тело усопшего до погребения помещают в «бендер» – специальный шатер, который сооружают на улице;

вещи хоронят вместе с владельцем, так как они пригодятся ему в загробном мире, часто в могилу бросают и деньги;

на поминках нельзя тихо скорбеть, надо вести себя шумно: сначала рыдать в голос, демонстрируя отчаяние из-за разлуки с покойным, а затем следует много петь и плясать, радуясь его переходу в «лучший мир»;

все объедки, оставшиеся с поминок, закапывают в землю, ведь согласно поверьям, такая еда содержит энергетику потустороннего мира.

Впрочем, похороны заметно отличаются в зависимости от социального статуса усопшего.

Загробная жизнь элиты

Хотя большинство этнографов придерживаются индийской версии происхождение цыган, погребения представителей элиты данного народа имеют явные параллели с традициями Древнего Египта. Только для фараонов строили пирамиды, а для баронов в земле выкапывают помещения, имитирующие дома. В таких склепах обустраивают по нескольку комнат, обставляют их дорогой мебелью, техникой, предметами быта и тем, что любил покойный: от дорогих вин до компьютеров и плазменных телевизоров.

Подземные «особняки» баронов поражают своей роскошью. Их отделывают мрамором и золотом, используют самые дорогие материалы, стелют старинные ковры. Покойному стараются обеспечить максимальный комфорт в загробной жизни. Часто в склепы не забывают положить: бритву, тапочки, темные очки, посуду, это не говоря о драгоценностях.

Вышеупомянутый цыганский барон Артур Михайлович Черарь в интервью различным журналистам упоминал, что в могилу его отца опустили среди прочего и престижный в советское время автомобиль «Волга».

В России на похороны баронов никто не приглашает представителей власти и прессу, а вот на погребальной церемонии румынского «короля всех цыган» присутствовали местные политики и журналисты. Они были поражены размахом и роскошью мероприятия.

59-летний Флориан Чиоаба умер в августе 2013 года. Проститься с ним в городок Сибиу прибыли делегации из многих стран мира, траурная процессия растянулась на 7 км. Даже гроб покойного представлял собой сложное техническое устройство, оснащенное системой кондиционирования воздуха и другой электроникой. При этом в гробу было установлено окно.

Могилы цыганских баронов

Еще одним источником информации о погребальных традициях цыган служат их надгробные памятники. Они отличаются от могил представителей других народов творческим подходом и художественным разнообразием.

Во-первых, покойного на памятнике изображают стоящим в полный рост, либо верхом на прекрасном скакуне, либо сидящим за столом, который ломится от яств. Цель такого изображения – обеспечить человеку максимально благополучное существование в загробной жизни. Могилы отражают пристрастия усопших, на надгробиях могут быть выгравированы бутылки с дорогим алкоголем, сигареты с указанием торговых марок, рыболовные снасти, автомобили и даже... пока живые родственники покойника.

Во-вторых, обычно с обратной стороны памятника указывают родовое имя или прозвище цыгана. Например, Петр Петрович Петров – с одной стороны, а с другой стороны – Шуко. Или Раиса Васильевна Мухина, но для своих – Рада.

В-третьих, рядом со многими могилами устанавливаются столы со скамейками, ведь покойных принято поминать обильной трапезой.

Но могилы цыганских баронов выглядят совсем не так. Это настоящие произведения архитектурного искусства. Богато украшенные часовни с памятниками, беседки для организации поминок, золотые статуи – каждая могила отражает индивидуальность покоящегося здесь представителя цыганской элиты.

Демонстрация богатства у этого народа не считается делом неприличным. Наоборот, материальный достаток выставляется напоказ, ведь большое количество денег и золота, по мнению цыган, делает честь их владельцу.

Несмотря на роскошные захоронения, могилы цыганских баронов никто не разграбляет. Даже матерые преступники, не имеющие никакого отношения к этому народу, остерегаются так поступать. Ведь считается, что цыганское погребальное золото способно навлечь на того, кто позарился, огромные несчастья.