Смерть Базарова: один из важнейших эпизодов романа "Отцы и дети. Символическое значение смерти Базарова

Мы выбрали роман Тургенева "Отцы и дети", а в нем сцену смерти Базарова.

Для того, чтобы выполнить эту работу необходимо определить, что такое эпизод. Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, эпизод - "часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью". Сцена смерти Базарова полностью отвечает этому критерию. Сошлемся также на соответствующую статью литературного энциклопедического словаря, который трактует термин "эпизод" как "относительно самостоятельную единицу действия" произведения, "фиксирующую происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени".
Поскольку указанная статья делит действия в художественном произведении на "внешние" и "внутренние", то предлагаемый эпизод можно рассматривать как самостоятельную единицу внутреннего действия, когда "переменам подвержены более умонастроение героя", чем его поведение. В выбранном эпизоде получает развитие и завершение последний этап сюжетной линии, связанной с главным героем - болезнь и смерть Базарова. Временные рамки выбранного эпизода - три дня (последняя стадия болезни Базарова), место действия - комната Базарова в доме его отца. Таким образом, выбранный нами отрывок о смерти Базарова вполне подходит для работы по анализу эпизода.

Начинается этот эпизод со слов: "Доктор, тот самый уездный лекарь, у которого не нашлось адского камня, приехал и, осмотрев больного, посоветовал держаться методы выжидающей и тут же сказал несколько слов о возможности выздоровления", а заканчивается словами: "И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...". Мы определили границы эпизода именно так, потому что ограниченный этими фразами текст полностью посвящен угасанию Базарова: от момента, когда им стало завладевать беспамятство до последнего слова, сказаного в сознании.

Мы выбрали несколько фраз, отражающих, на наш взгляд, глубокие переживания героя, его душевное состояние.

Базаров "внезапно схватил за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места." Базаров осознает свое бессилие перед смертью, негодует, что в расцвете жизни и полный физической силы, он вынужден смириться перед неизбежностью и признать более могущественную силу, "отрицающую" его самого, - смерть.

"Не хочу бредить, - шептал он, сжимая кулаки, - что за вздор!" Базаров все еще борется, пытается сопротивляться болезни.

"Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку....." Базаров не случайно проявляет несвойственную ему нежность к матери: внутренне он уже осознал неизбежность смерти и перед лицом вечного расставания не хочет скрывать своих истинных чувств к матери - любви, уважения.

Когда отец предлагает ему причаститься, "...по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное ". Это "странное", как видно из следуюших фраз, согласие на причастие. Он, отрицавший религию, настолько изменился внутренне, что готов принять религиозный обряд.

"Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском."

Последняя вспышка сознания обнажила силу его любви.

Таким образом, мы видим, какие глубокие душевные переживания и изменения происходят с героем в последние мгновения его жизни.

В эпизоде центральной фигурой является сам главный герой, Евгений Базаров, и, хотя там присутствуют и другие действующие лица романа (родители Базарова, Одинцова), они являются лишь фоном для полного раскрытия характера Базарова. В выбранном эпизоде главный герой раскрывается с новой, неожиданной стороны. В ней он предстает фигурой трагической, о чем писал сам Тургенев: "Смерть Базарова (…) должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру".

Для того, чтобы понять смысл этой сцены, важно помнить, что собой представляет образ Базарова в романе. Это сильная, деятельная, целеустремленная натура, и на первый взгляд натура цельная. Смысл своей жизни он видит в разрушении старых устоев общества, в служении новому обществу. Он отрицает все основные устои прежнего общества, как социальные, так и нравственно-философские, полагая именно отрицание своей основной задачей, считая, что в нем достаточно сил для ее осуществления. Но в эпизоде смерти герой осознает, что оказывается бессильным, отрицание - невозможным и бессмысленным: "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" Он считал, что он - хозяин собственной жизни и судьбы, что он может строить грандиозные планы и стремиться к их осуществлению. Но вот он оказывается в ситуации, которая разом перечеркнула все его уверенность простым и неоспоримым фактом: он заболел и неизбежно умрет. "И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...." Мало того, что планам его не суждено осуществиться, главный принцип жизни - бессмыслица, так еще он понимает, насколько он одинок и, пожалуй, не нужен новому обществу, для которого он и хотел работать. "Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь...". Обнажается ощущаемый им внутренний раскол: где-то в глубине души у Базарова таится сомнение в полезности и целесообразности своей деятельности на благо общества. И сразу же на память приходят откровения Базарова, которыми он делится с Аркадием: "Я возненавидел этого последнего мужика. Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет (…)". Именно к этой внутренней трагедии своего героя, раскрываемой в его предсмертных прозрениях, и подводил читателя Тургенев на протяжении всего романа. Страдания нигилиста и разрушителя обнажены в сцене его смерти. Не случайно эту черту характера Базарова заметил Ф.М. Достоевский, назвав героя Тургенева "тоскующий Базаров".

Согласно литературной энциклопедии, кульминация - "момент наивысшего напряжения действия в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев, их внутренние качества. В произведении крупной формы, где переплетаются несколько сюжетных линий возможны две и более кульминации". Безусловно, в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" можно выделить несколько кульминаций. Одна из них - сцена дуэли (сюжетная линия отношений Базарова с Павлом Петровичем). Другая - сцена объяснения Базарова с Одинцовой (сюжетная линия любви Базарова к Одинцовой).

Однако, на наш взгляд, в романе все эти события, одно за другим, служат еще одной цели -все более ярко и разносторонне раскрыть характер главного героя Базарова. И мы считаем, что именно эпизод смерти главного героя полностью раскрывает его противоречивую натуру, являясь таким образом, кульминацией развития образа главного героя.

Работа выполнена учениками 10-1 класса Михаилом Игнатьевым и Игорем Хмелевым.

Главная > Документ

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева

Шестидесятые годы XIX стали целой эпохой, сформировавшей нравственные и идейные взгляды российского общества. «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться». Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания цивилизованных форм государственности. По своим убеждениям Александр II не был либералом и реформатором, но прагматизм и здравый смысл помогли ему понять необходимость перемен. Вся Россия читала заграничные издания политического эмигранта Герцена, один за другим учреждались новые журналы, общественное мнение становилось силой, способной серьезно влиять на правительство. В те годы были написаны такие произведения, как «Обломов» И. А. Гончарова, «Гроза» А. Н. Островского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. В истории русской литературы немного периодов, равных по интенсивности творчества тому времени. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», изданный в 1862 году, отразил положение русского общества накануне отмены крепостного права , борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к шестидесятым годам XIX века. В своем произведении автор рисует новый тип личности : демократа-разночинца, естественника-материалиста, борца за просвещение народа. Этот образ воплощает главный герой романа – Евгений Базаров – нигилист, отрицающий все на свете, живущий по собственным принципам и не зависящий от мнения окружающих. Базаров – человек противоречий. Герой Тургенева – человек острого ума, честная, волевая натура, чуждая притворству и лицемерию, но в то же время он горд и самолюбив, презирает окружающих. По словам В. М. Марковича, «Базаров по природе своей бесцеремонен и груб, в его отношении к людям проявляется нечто отталкивающе-пренебрежительное, он использует людей». С первых глав романа автор показывает нам, что Базаров чужд аристократическому обществу и убеждениями и поведением, он одинок в этой среде. (Базаров у Кирсановых, его спор с Павлом Петровичем – глава 10) Однако когда герой оказывается в гостях у Кукшиной и Ситникова, среди своих соратников, мы видим, что от этих людей он тоже далек, у него нет достойных подражателей, близких друзей. (глава 13) Внутренний сюжет романа – это эволюция характера героя. Базаров в начале произведения – это цельная натура со сложившейся и, казалось бы, непоколебимой идеологией. (глава 10) Однако на протяжении романа в душе героя происходит раскол, вызванный любовью к Одинцовой. Как пишет в своей статье В. М. Маркович, «любовь входит во внутренний мир Базарова как сила враждебная, угрожающая разрушением его духовного строя». Уже лишь то, что герой влюблен, не соответствует его идеологии, чуждой этому понятию, проявлению романтических чувств, поэтому в его внутреннем мире происходит смятение. Из цельной личности, живущей и действующей согласно определенным законам, он превращается в человека, который в чем-то сам себе противоречит. Если раньше Базаров не считал каждую личность особенной, неповторимой, то теперь он говорит: «Странное существо – человек», в разговоре с Аркадием цитирует Пушкина, хотя до этого отрицал искусство. (разговор Базарова и Аркадия у стога сена – глава 21) Едва ли герой был способен сам обрести душевное равновесие, ясность мыслей, которых он лишился вследствие любви к Одинцовой, ведь невозможно стать таким как раньше, пережив новые, неизвестные доселе чувства. Противоречие жизни героя может снять лишь смерть. Базарову тяжело смириться с мыслью о том, что ему предстоит умереть тогда, когда он совершенно к этому не готов, но только эта непостижимая сила способна вернуть его душе гармонию, которой он лишился. Наблюдая за Базаровым в течение всего романа, мы видим человека, способного вести за собой других, сильного честного, и даже смерть раскрывает его читателю как выдающуюся личность. В предсмертной сцене герой верен своим идеалам до конца: «Все равно: вилять хвостом я не стану», - говорит он Одинцовой, Базаров не сломлен и гордо смотрит в глаза смерти. Лежа в постели, он думает не только о грядущем небытии и собственной оборвавшейся судьбе, но и о своих родителях, дает совет Анне Сергеевне: «Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время». Однако в то же время скорая кончина дает ему возможность быть поэтом, говорить красиво, но не презирать это, как когда-то: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», - так просит он Одинцову о поцелуе. (глава 27) Сложно представить, как именно сложилась бы судьба Базарова, если бы не смерть. «Я уверен, что вашего сына ждет великая будущность, что он прославит ваше имя», - говорит Аркадий отцу главного героя, но ведь ничего нельзя знать наверняка, быть может, не умри Базаров, он остался бы и дальше в родительском доме, занимаясь своими исследованиями и помогая лечить крестьян. По мнению Д. И. Писарева, «он … проведет всю жизнь в своей лаборатории, если в сознании нашего общества не произойдет существенных изменений», а значит, судьба Базарова тесно связана с тем, что в дальнейшем произойдет с народом и государством. Но между временем действия романа и моментом его написания лежит всего несколько лет, то есть будущее главного героя зависит от того, что И. С. Тургенев не может знать или предвидеть. Это тоже отчасти является причиной ранней смерти Базарова, ведь его жизнь после событий, описанных в «Отцах и детях», может определить только время и история. Портрет героя может быть закончен лишь по прошествии многих лет, и, как сказал Д. И. Писарев, «Тургенев, не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, показал нам, как он умирает». Позиция Тургенева по отношению к главному герою неоднозначна: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» С одной стороны герой дорог автору как сильная, мужественная личность, в Базарове есть качества, которыми можно восхищаться и которые ставят его выше многих других людей. Автор жалеет героя, переживает за него. С другой стороны многое в Базарове не соответствует убеждениям Тургенева. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорит герой, тогда как для автора природа – воплощение Бога, вечности. Жизнь Базарова – лишь мгновение в бесконечной череде сменяющих друг друга времен года, и «какое бы страстное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежны». Тургенев верит в красоту и искусство как в главные преображающие силы, когда Базаров отрицает поэзию, живопись, музыку. Автор не принимает философию нигилистов, предупреждает читателя о культурных потерях, которые принесет в будущем этот тип людей. А в смерти героя проявляется политический пессимизм Тургенева, неверие в возможность радикальным путем преобразить общество. Сколько бы ни было критических статей по поводу главного героя «Отцов и детей», как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о нем сам автор: «Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего».

Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами. Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров - нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.
Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

Базаров перед лицом смерти - один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении "Отцы и дети". Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.

Роман Тургенева

Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом. В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.

Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову - пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать. На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение - девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка - мать внебрачного сына отца Аркадия. Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой - Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.

Судьбы героев

Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле - лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.

Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов - на ее сестре, Одинцовой Кате.

Проблемы романа

В романе Тургенева "Отцы и дети" оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает. Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа. Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.

Образ Евгений Базарова

Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.

У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы. Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией. При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.

Нигилизм

Базаров - сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг - не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.

Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, - это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.

Встреча с Одинцовой

Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.

Крах идеалов

Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь - это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя. Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека. Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.

Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной. Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим. Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.

Смерть Базарова

При этом автор не дает нам забыть, что Базаров - это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый. Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем. Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.