Сказка ложь, да в ней намёк! А. С. Пушкин. Сказка ложь, да в ней намёк…

“Ворон брызнул мёртвой водой – тело срослось,
съединилося; сокол брызнул живой водой –
Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил...”

"Марья Моревна", русская народная сказка

То, что при обработке воды методом электролиза вокруг анода аккумулируется кислотная среда, а вокруг катода – щелочная, учёные заметили давно. Но потом вода вновь смешивалась… И только в 70-х годах прошлого столетия был создан простейший прибор, позволяющий разделить щелочную и кислотную воду. При этом учёные обнаружили, что щелочная вода имеет ярко выраженные заживляющие свойства, а кислая дезинфицирующие, антисептические характеристики. С тех пор разработано множество методик применения анолита и католита как для лечения различных заболеваний, так и в хозяйственных целях.
Но ведь не даром говорят: новое – хорошо забытое старое…

Разве не о том же читаем мы в русских народных сказках? Разве не происходят в природе те же самые процессы, которые человеку удалось осуществить путём опытов? О природных озёрах с «живой» и «мёртвой» водой на Тибете пишет в своих книгах доктор медицинских наук, профессор Эрнст Мулдашев. А действительный член географического общества РАН И.Е. Кольцов графически объяснил, как могут происходить процессы разделения воды на «живую» и «мёртвую» в природной среде. Да и что тут невероятного? Ведь Земля, как утверждают учёные, имеет отрицательный заряд, то есть является катодом. А взаимодействуя с небесной сферой, анодом (положительным зарядом) при определённых условиях (это могут быть молнии) может разделять природный источник на анолит – бактерицид и католит – биостимулятор.

В древнерусских мифах Бог-Громовник, просверливая своей огненной палицей дерево-тучу, давал жизнь молнии, которую посылал на Землю, чтобы при рождении младенцев возжигать в них пламя жизни, то есть наделить своей искрой Божией. Выходит, что человека можно условно рассматривать, как электрическое устройство, прибор, жизнеспособный при воздействии на него «плюса» и «минуса», то есть того условия, при котором он получает жизненную энергию.

Здоровый организм человека имеет сбалансированные электрочастотные (энергетические) характеристики. Так, например, электрическая частота человеческого мозга и тела составляет в целом 8 герц, вполне определённый показатель. Нарушается баланс – человек заболевает.


Изображение египетского фараона, держащего в руках сосуды с "живой" и "мёртвой" водой


Однако, ведь и медики сегодня одним из важнейших показателей здоровья человека считают его кислотно-щелочной баланс, водородный показатель рН. Разве это не то же самое? Ребёнок рождается с водородным показателем 7,41 единиц рН. А умирает человек при рН = 5,41. Человеческая жизнь возможна только в таком пределе: всего двух единиц рН.

Католит (живая вода), полученная методом электролиза, имеет водородный показатель 11,5 рН. Анолит (мёртвая вода) – 2,5 рН.
Кислотно-щелочной баланс здорового человека должен быть приближен к цифре 6,5 рН. Что может нарушать этот жизнеобеспечивающий показатель? В первую очередь – неправильное питание, “закисляющее” организм и... вода, которую мы употребляем. Некачественную воду не пропускают мембраны клеток, клетки испытывают жажду в то самое время, когда мы “распухаем” от межклеточной жидкости, страдаем от отёков. А именно межклеточная жидкость является благоприятной средой для размножения болезнетворных микробов и образования различных опухолевых процессов. Однако, кислотная и щелочная вода (отдельно одна от другой) свободно проникают через мембраны клеток организма, где каждая выполняет свою миссию: бактерицид-кислотная вода делает дезинфекцию в клетке, расправляется с опухолевыми клетками; биостимулятор-щелочная вода восстанавливает иммунную систему организма, обеспечивает его антиоксидантную защиту (в щелочной воде выпадают в осадок все примеси воды, в том числе – радионуклеиды). Домашние электроприборы излучают частоту электромагнитного поля приблизительно в 160 герц, что в 20 раз превышает электрическую частоту человека (8 герц). Это является одной из главных причин образования в организме свободных радикалов. Получается, что щелочная вода в наших условиях нам жизненно необходима.


"Мёртвое" озеро Ракшас (слева) и "Живое" озеро Манасаровар на карте Тибета.


Вот, кстати, информация, как будто и не имеющая отношения к нашей теме: учёные установили, что молнии очищают нашу атмосферу от радиационного воздействия. А ещё своевременно вспомнить о весенних кислотных дождях, происхождение которых внятно никто так и не объяснил.

Всё довольно просто. Вот только очень интересно: как могли всё это знать наши предки? Озарением, длительным наблюдением, методом проб и ошибок или каким-либо другим путём они делали свои открытия?

(cкачиваний: 422)

Тора не пишет о нашем, материальном мире. Хотя на поверхностный взгляд кажется, что это сборник исторических рассказов. Дело в том, что два мира – духовный и материальный – существуют как бы параллельно и связаны причинно-следственной зависимостью. Это значит, что в нашем мире – мире следствий – ничего не произойдет, пока соответствующее явление не произойдет в его «корне» – в духовном мире. Все происходящее в нашем мире – это отражение, следствие того, что происходит на духовном уровне.

Сегодня глава «Балак».
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.

– Наша глава рассказывает о ненавистниках Израиля Балаке и Бильаме.

– О посланниках Творца! А что касается Бильама, он – великий пророк.

– Вот что интересно – многие главы Торы названы именами тех, кто не любит Израиль, – «Балак», «Корах». Нет глав «Моше», «Аарон». Даже главы «Авраам» нет.

– Но мы знаем немало отрицательных персонажей, которые сыграли большую роль в истории. Историю человечества движут именно они.

– Они? Больше, чем Моше?

– Конечно! Положительные персонажи нужны затем, чтобы реагировать на отрицательные явления. Отрицательные «герои» всё творение будоражат, и развитие идет только благодаря этим т. н. «ангелам» Творца. Сказано: «Я создал злое начало и дал Тору для его исправления».
Значительные события в нашем мире управляются «серьезными» людьми – начальниками, полководцами, политиками. Конечно, они никакой роли не играют сами по себе: у них нет свободы воли. Их роль, – как в театре, где все определяет режиссер. Это силы, которыми управляет Творец.

– И Вы бы именами таких, как Сталин и Гитлер, называли этапы истории?

– А в истории и остаются только их имена. Кого мы помним с древности? Навуходоносор, Тит, Герострат. Кто бы помнил Герострата, если бы он не поджег храм? Так только и можно попасть в историю. В ней оставляют след лишь вспышки эгоизма на фоне его ровного горения. А сколько надо усилий хорошим людям, чтобы их запомнили!

– Давайте начнем комментировать нашу главу. Перед нами царь Моава Балак. И вот что пишет Тора:

/2/ И УВИДЕЛ БАЛАК… ВСЕ, ЧТО СДЕЛАЛ ИЗРАИЛЬ С ЭМОРЕЯМИ. /3/ И ИСПУГАЛСЯ МОАВ НАРОДА ЭТОГО ВЕСЬМА, ИБО ОН МНОГОЧИСЛЕН, И ОПОСТЫЛЕЛА МОАВУ ЖИЗНЬ ИЗ-ЗА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ.

– Как мы уже не раз говорили, Тора пишет не о нашем мире, а о желаниях, свойствах, состояниях человека или народа на пути его духовного подъема. И здесь сказано о «многочисленности» евреев не в смысле их количества, а о силе народа, стремящегося к Творцу (Исра-Эль), к объединению, «как один человек с одним сердцем». В таком виде евреи действительно сильны.

– То есть под многочисленностью подразумевается мощь объединения.

– Совершенно верно.

– А почему «опостылела Моаву жизнь из-за сынов Израиля»?

– Именно объединения не хочет «народ Моава» – те желания человека или те части народа, для которых объединение непереносимо. Им методика единения кажется угрожающей.

– Причина сегодняшней ненависти антисемитов – та же?

– Нет, сегодняшняя ненависть – не та. Тут, в Торе, – противостояние между духовными силами во время духовного подъема. А сегодня – ни евреи не понимают, за что их ненавидят, ни народы мира не понимают, за что ненавидят евреев.

– Моав – это что такое?

– Сила эгоизма разделяется на семь «нечистых» сил, символ которых – «семь народов», живших в «Эрец Исраэль» до покорения ее евреями. «Семь народов» могли жить на этой «земле» – в этом желании – только до того, как евреи пришли «завоевать эту землю», – то есть только на том духовном уровне.

– А что значит завоевать Эрец Исраэль на материальном уровне?

– Это может произойти не раньше, чем народ Израиля «завоюет» ее духовный корень. Тогда защищать обетованную землю силой оружия уже не придется.
А причиной разрушения Второго Храма и физического изгнания народа Израиля с этой земли было духовное падение его с уровня любви к ближнему в состояние взаимной ненависти, в эгоизм.

– Давайте вернемся к нашей главе. Балак обратился к Бильаму с просьбой, чтобы он проклял Израиль:

/6/ …ПРОШУ, ПОЙДИ И ПРОКЛЯНИ МНЕ НАРОД ЭТОТ… ВЕДЬ Я ЗНАЮ, КОГО ТЫ БЛАГОСЛОВИШЬ – ТОТ БЛАГОСЛОВЕН, А КОГО ПРОКЛЯНЕШЬ – ТОТ ПРОКЛЯТ”.

Бильам рассказывает Творцу о просьбе Балака… Интересно, как запросто Бильам может обратиться к Творцу!

– Но ведь он – пророк! Сказано, что не было среди евреев пророка, равного Моше. А среди народов мира был такой – Бильам.
Поднимаясь по духовной лестнице, человек уравновешивает две силы – «правую» и «левую», положительную и отрицательную – на каждой ступени. У него как бы две ноги, которыми он опирается поочередно на эти силы, поднимаясь между ними.

– То есть «правая нога» – народ Израиля и Моше, а «левая» – это Бильам и Балак?

/12/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ БИЛЬАМУ… НЕ ПРОКЛИНАЙ НАРОДА ЭТОГО, ИБО БЛАГОСЛОВЕН ОН”.

Ни с чем вернулись посланники к Балаку. И снова Балак просит Бильама:

/17/ …ПОЙДИ, ПРОШУ, И ПРОКЛЯНИ МНЕ НАРОД ЭТОТ!”. /18/ И ОТВЕЧАЛ БИЛЬАМ, И СКАЗАЛ РАБАМ БАЛАКА: “Даже ЕСЛИ ДАСТ МНЕ БАЛАК ПОЛНЫЙ СВОЙ ДОМ СЕРЕБРА И ЗОЛОТА, НЕ СМОГУ Я ПРЕСТУПИТЬ ПОВЕЛЕНИЯ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО МОЕГО…

/19/ А ТЕПЕРЬ… УЗНАЮ Я, ЧТО ЕЩЕ ГОВОРИТЬ БУДЕТ БОГ СО МНОЮ”. /20/ И ЯВИЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ К БИЛЬАМУ НОЧЬЮ, И СКАЗАЛ ЕМУ: “ЕСЛИ ЗВАТЬ ТЕБЯ ПРИШЛИ ЛЮДИ ЭТИ, ВСТАНЬ, ИДИ С НИМИ, НО ТОЛЬКО ТО, ЧТО Я ГОВОРИТЬ БУДУ ТЕБЕ, ТО ДЕЛАЙ”. /21/ И ВСТАЛ БИЛЬАМ ПОУТРУ, И ОСЕДЛАЛ ОСЛИЦУ СВОЮ, И ПОШЕЛ С КНЯЗЬЯМИ МОАВА.

– Осел – «хамо́р» – это «хо́мер» – материя нашей природы. «Женская» ее часть – ослица – самая эгоистичная, получающая ее часть.

– Значит, Бильам еще не потерял надежду, что Творец разрешит ему проклясть Израиль?

– А как было с Аманом? Ему позволили построить виселицу, приготовить себе коня и одежды царские, и вдруг все изменилось! Так и человечеству кажется: «Сейчас что-то сделаем, и все у нас будет!» А потом всё уходит в никуда. Потому что по Замыслу творения эгоизм можно использовать только для движения к альтруизму.

/23/ И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА… С ОБНАЖЕННЫМ МЕЧОМ… И СВЕРНУЛА ОСЛИЦА С ДОРОГИ, И ПОШЛА ПО ПОЛЮ. И УДАРИЛ БИЛЬАМ ОСЛИЦУ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ЕЕ НА ДОРОГУ. /24/ И СТАЛ АНГЕЛ БОГА НА ТРОПИНКЕ… ЗАБОР С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ЗАБОР – С ДРУГОЙ. /25/ И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА, И ПРИЖАЛАСЬ К СТЕНЕ… И ОН СНОВА УДАРИЛ ЕЕ.

То есть пространство сужается.

/26/ А АНГЕЛ БОГА… СТАЛ НА ТЕСНОМ МЕСТЕ, ГДЕ НЕ БЫЛО ПУТИ, ЧТОБЫ СВЕРНУТЬ ВПРАВО ИЛИ ВЛЕВО. /27/ И УВИДЕЛА ОСЛИЦА АНГЕЛА БОГА, И ЛЕГЛА ОНА ПОД БИЛЬАМОМ… И УДАРИЛ ОН ОСЛИЦУ ПАЛКОЙ.

– Сначала строгость исполнения законов Природы не чувствуется. Но постепенно она тебя поневоле ведет к Цели творения.
Эгоизм нас завлекает: «Еще немножко, и ты выиграешь!» А потом начинается постепенное «сужение» – и так нельзя, и этак нельзя. Условия сжимаются, и в итоге «ослица» – эгоизм – ложится под тебя, то есть становится только основой, которую ты уже вынужден использовать иначе.
Нас ведут страдания, благодаря которым человечество умнеет. Правда, очень медленно и очень неприятно. Это путь страданий.

– Что это за ангел на дороге Бильама?

– «Ангелом» называются законы, силы природы. Любая сила природы, – например, сила притяжения – называется ангелом.

– Можно сказать, что мы находимся внутри одного закона, закона любви, а всё остальное – его ангелы?

– Да, частные силы – и хорошие, и плохие.

– Почему именно сейчас ангел Творца преградил путь ослице?

– Эгоизм создан для того, чтобы его исправлять, а не для того, чтобы им пользоваться. До поры до времени можно устраивать холокосты и причинять огромную боль и страдания людям, но в исторической перспективе это бесполезно.
До сих пор наш «Бильам» был на уровне обычных человеческих желаний. А сейчас он идет проклясть народ Израиля, т. е. подчинить себе тот уровень желаний, который должен быть направлен на Творца.
Уровень Бильама – это уровень человека, с которым «разговаривает» Творец. То есть он уже понимает, для чего дан человеку эгоизм.
Но даже у человека на уровне Бильама все еще возникают сомнения – а нельзя ли все-таки использовать высший свет, оставаясь в эгоистической природе? То есть чтобы, как в сказке Пушкина, «золотая рыбка была у меня на побегушках».

– Я всегда с тоской думал: «Ну, почему бы не остановиться старухе хоть на дворце?!»

– Это невозможно! Эгоизм не способен остановиться!

– Вот такое было прозрение у Пушкина!

– Вообще в сказках можно найти инстинктивную мудрость, накопленную поколениями.

– «Земля Израиля», к которой они идут, – это состояние, при котором все в народе Израиля связаны теплыми узами дружбы и любви.

– И поэтому проклясть их невозможно и остановить их никто не может?

– Если у них такое намерение, – проклясть их невозможно. Тогда даже отрицательные силы работают на них.

/4/ И ЯВИЛСЯ БОГ БИЛЬАМУ… /5/ И ВЛОЖИЛ БОГ СЛОВО В УСТА БИЛЬАМА… /7/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ… “/8/ КАК ПРОКЛИНАТЬ МНЕ ТОГО, КОГО ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕ ПРОКЛИНАЕТ? И КАК ГНЕВАТЬСЯ МНЕ, ЕСЛИ НЕ ГНЕВАЕТСЯ БОГ?

– Здесь Бильам уже не просто отказывается проклинать, он уже, повинуясь воле Творца, включается в этот процесс и действует против себя.

– Но Балак не успокаивается:

/13/ И СКАЗАЛ ЕМУ БАЛАК: “ПОЙДИ, ПРОШУ, СО МНОЮ НА ДРУГОЕ МЕСТО… И ПРОКЛЯНИ ЕГО МНЕ ОТТУДА!”.

– Эти силы не могут подпитываться высшей энергией иначе, чем через Израиль.

– /14/ И ВЗЯЛ ОН ЕГО НА ПОЛЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, НА ВЕРШИНУ ПИСГИ, И ПОСТРОИЛ СЕМЬ ЖЕРТВЕННИКОВ, И ВОЗНЕС ПО БЫКУ И ПО БАРАНУ НА каждом ЖЕРТВЕННИКЕ.

– «Каров» в переводе – близко. Жертва – «курбан» – это приближение к Творцу. Балак и Бильам хотят приблизиться к Творцу, – но оставаясь в своей эгоистической природе. Это наша трагедия вселенская! Мы не хотим меняться!

– Так вот, ведет Балак Бильама на вторую горку, и на ней

/16/ …ЯВИЛСЯ БОГ БИЛЬАМУ, И ВЛОЖИЛ СЛОВО В УСТА ЕГО…
/18/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ… “/20/ ВОТ, ПОЛУЧИЛ Я повеление БЛАГОСЛОВИТЬ их, И БЛАГОСЛОВЕНИЕ это НЕ ОТМЕНИТЬ МНЕ. /21/ НЕ УВИДЕЛ ПРОВИННОСТИ В ЯАКОВЕ И НЕ ВИДЕЛ ЗЛА В ИЗРАИЛЕ; БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ЕГО, С НИМ… /22/ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЫВЕЛ ИХ ИЗ ЕГИПТА; МОГУЧ ОН, КАК ДИКИЙ БЫК. /23/ ИБО НЕТ ВОРОЖБЫ ПРОТИВ ЯАКОВА И КОЛДОВСТВА ПРОТИВ ИЗРАИЛЯ…

– Если народ поднимается до уровня «бины» – свойства отдачи, милосердия, – ему ничем навредить нельзя.

– И со второй высоты не удалось проклясть Израиль. Тогда Балак ведет Бильама на последнюю, третью высоту:

/27/ И СКАЗАЛ БАЛАК БИЛЬАМУ: “ПОЙДИ, ПРОШУ, ВОЗЬМУ Я ТЕБЯ НА ДРУГОЕ МЕСТО! МОЖЕТ БЫТЬ… ПРОКЛЯНЕШЬ МНЕ ЕГО ОТТУДА”. /28/ И ВЗЯЛ БАЛАК БИЛЬАМА НА ВЕРШИНУ ПЕОРА…

Снова построили они семь жертвенников и вознесли на каждом по быку и барану. Снова пытаются проклясть Израиль. И снова не получается!

/1/ И УВИДЕЛ БИЛЬАМ, ЧТО УГОДНО БОГУ БЛАГОСЛОВИТЬ ИЗРАИЛЬ, И НЕ ОБРАТИЛСЯ ОН, КАК ПРЕЖДЕ, К ГАДАНИЮ, НО ОБРАТИЛ К ПУСТЫНЕ ЛИЦО СВОЕ.

И тут он увидел все колена Израиля, «и был на нем дух Бога».

– Бильам, это огромное эгоистическое желание, которого нет у Израиля, поворачивает лицо к пустыне, и высший свет начинает через него проливаться на Израиль.

– Через него?!

– Да, через него. Это высокая духовная сила, на уровне пророка. Он раскрывает Творца и благословляет Израиль.

– /3/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: “ВОТ РЕЧЬ БИЛЬАМА, СЫНА БЕОРА, И РЕЧЬ МУЖА ПРОЗОРЛИВОГО; /4/ РЕЧЬ СЛЫШАЩЕГО РЕЧИ ВСЕСИЛЬНОГО, ТОГО, КТО ВИДИТ ЯВЛЕНИЕ ВСЕМОГУЩЕГО…

И тут начинается хвалебная песня Бильама:

/5/ КАК ПРЕКРАСНЫ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ, ЖИЛИЩА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ! /6/ КАК РУЧЬИ ИЗВИВАЮТСЯ ОНИ, КАК САДЫ ПРИ РЕКЕ, КАК АЛОЭ, ПОСАЖЕННОЕ БОГОМ…
/8/ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЫВЕЛ ЕГО ИЗ ЕГИПТА. МОГУЧ ОН, КАК ДИКИЙ БЫК… /9/ …ВСЯКИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ТЕБЯ – БЛАГОСЛОВЕН, А ВСЯКИЙ ПРОКЛИНАЮЩИЙ ТЕБЯ – ПРОКЛЯТ!”.

Вот так! Благословение вместо проклятья!
А в каком состоянии Вы видите сегодняшний народ Израиля?

– Живет, как весь мир. Он не помнит, что должен реализовать заложенную в нем программу исправления эгоизма. Это его судьба – он должен исправиться сам, а затем исправить все человечество. Никто другой это сделать не может.
Или он будет сам устремляться вперед, ощущая необходимость выполнения Замысла творения, или его будут гнать вперед страданиями.
Как в этой главе. Хоть Бильам и Балак играют неприглядную роль, но они – орудие в руках Творца, которому ничего не остается, как подгонять таким образом свой народ к реализации Замысла.
В идеальном виде мы должны сами все время находить откуда-то силы двигаться вперед. Но мы, к сожалению, не обходимся без внешних понуканий. И сегодня мы видим, как против этого крошечного Израиля, который во многих странах и на карте не показывают, встает весь мир.

– А что мешает миру покончить с нами раз и навсегда?

– Только наше высшее предназначение и управление Творца.
Когда мы начнем двигаться по направлению к духовной Земле Израиля, даже отрицательные силы будут помогать нам. Тогда все проклятья обернутся благословениями.
Мы должны прийти к Третьему Храму! Это когда мы вместе со всеми народами мира поднимаемся и строим духовный Храм.
Возникнет ли он в материальном виде, – я не знаю. Трудно сказать, потому что наш мир со временем пропадет. Он и сейчас существует только в нашем эгоистическом восприятии действительности. А когда последние наши эгоистические желания преобразуются в альтруистические, материальный мир исчезнет из наших ощущений.
И вот к этому состоянию прийти без благословения всех изначально отрицательных сил – невозможно.

– Да?!

– Конечно! А над чем подниматься? У нас есть две противоположные идеологии, которые не могут существовать одна без другой. Без благословения Бильама невозможно было бы двигаться дальше. Нужно это огромное эгоистическое желание и чтобы оно получило благословение от Творца. И это может сделать только Бильам. Моше не может.
Только со свойствами Моше нельзя выполнить всю Программу творения – нет достаточного эгоизма. А подъем к Творцу может быть только над эгоизмом – значит, нужен Бильам. Но со свойствами Бильама и Балака тоже нельзя – не хватает свойства отдачи. Необходимо использовать оба эти свойства.
Гора, «ар» – от слова «ирурим» – «сомнения», «неверие». И гора, на которой будет построено это великое духовное здание, – это гора всех наших сомнений, проклятий, измен и прочих прегрешений. Над всем этим мы построим любовь.

Подготовила Светлана Волчек
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК).

«Сказка ложь да в ней намёк…» - сказал великий поэт. Просто ли это красивые слова, которые мы бессмысленно повторяем за А.С.Пушкиным? Или же это облечённая в слова Мысль?

Посмеет ли кто-либо отказать поэту в праве мыслить, свести всё его творчество к интуитивному прозрению? Если сказанное А.С.Пушкиным не ради красного словца, то не следует ли нам поискать намёк, который, возможно, раскроет Мысль Поэта.

В данном случае нас не интересует вопрос – переложил ли Пушкин в поэтическую форму «Белоснежку и семь гномов», вычитанную им у братьев Гримм, или услышал сказку от няни (кстати, в фольклорных архивах мне встречался новгородский вариант этой сказки). Существенно, что сказка написана по мотивам народных сказок – будь то сказки братьев Гримм, беседы долгими вечерами с Ариной Родионовной или какой-то другой источник. Однозначно – народный! Следовательно, и искать намёк нужно в народном миропонимании, в народной жизни.

Чтобы понять намёк, необходимо выяснить, чего же нет и не может быть в народной сказке, что искусственно и искусно привнёс в неё Пушкин, иными словами, найти «дешифровальный ключ».

Народная сказка не знает конкретного времени. Её события не приурочены - это всегда «близко ли, далёко ли».

«О! сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» «Шифровальный ключ» положен на самое видное место, в начало сказки. И не один. Целых два, как и предполагают законы кодификации! «Девять месяцев проходит…», «Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь». Ни в одной народной сказке мы не найдём такой не просто точной, но точнейшей приуроченности.

В народно-православной традиции с рождением связан только один сочельник – разумеется Рождественский. «Христос рождается!» - благозвонит в Рождество церковь. А в сочельник народная традиция оповещает: «Зародилась Коляда накануне Рождества».

Не будем здесь разбираться с тем, как совместилось Рождество Христово с рождением дохристианской Коляды. Казалось бы, ответ ясен. Царевна – это некое божество славян Коляда. По экспедиционным свидетельствам, ещё в начале ХХ века с зарождением в сочельник коляды было знакомо всё деревенское население, тогда как с Рождественским тропарём утром по домам учителей и священника ходили только дети, обученные в школе. Словно припрятывая Мысль, направляя её по ложному пути, А.С.Пушкин повествует: «Рано утром гость желанный, день и ночь так долго жданный, издалеча наконец воротился царь-отец».

Один намёк, ничем пока не подкреплённый. Он положен на видное место. За складным сказочным повествованием этот намёк легко пропустить или принять за переложение простонародной сказки – не будем забывать о строгой и дотошной цензуре того времени.

Чтобы скользящий взгляд не вник в суть крамолы, закрепление конкретного календарного события, «второй шифровальный ключ» Пушкин положил всего на несколько слов, но всё же пораньше первого. Попробуй обернуться назад из поэтического плена и отсчитать «девять месяцев проходит…» Точка второго события, на которую недвусмысленно указывает поэт, событие зачатия царевны. Народная сказка, напомню, знает только «долго ли, коротко ли».

Девять месяцев назад от Рождества Христова.(25 декабря по ст.ст.) приходится Благовещенье (25 марта по ст. стилю). Вспомним евангельское повествование (Лук. 1, 26-38). К Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью, что по действию Святого Духа у неё родится Сын Божий. Мария ответила смиренным согласием: «Да будет мне по слову твоему». И это «Да будет!», как во время первотворения, означает акт зачатия, оно снизводит Бога в мир.

А это уже не презренная простонародная сказка. Это иное осмысление Евангелия! Вряд ли в то время безнаказанно можно было высказать такие крамольные мысли. Это не безобидные апокрифы, а искажение официальной христианской доктрины, включение её в целостную мировоззренческую систему народной культуры в качестве одной из частей! За примерами анафемы далеко ходить не надо, они хорошо известны.

Дальнейшее раскодирование образов сказки для тех, кто владеет народным мировоззрением, знаком с циклическим народно-православным календарём, наконец, умеет соотносить природные события с календарными, не представляет сложности.

Строгую логичную последовательность календарных событий поэт одевает в одежды поэтической мифологичности.

«Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела, и умом и всем взяла; но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива…» Только начисто лишённый воображения человек не узнает в царице красавицу зиму – безжизненную, холодную, «ей в приданое дано было зеркальце одно».

Зиму должна сменить весна (= жизнь). «Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, королевич Елисей».

Жизнь уже созрела, расцвела. Но зима не хочет расставаться со своими правами. Потому-то она приказывает Чернавке увести царевну в лес, что в народной традиции означает уход в мир иной. При календарной интерпретации сказки нетрудно определить, что этот уход связан с масленицей. Масленичное «прости» имеет основным своим смыслом: «прощай, на время Великого поста я покидаю этот мир».

Царевна живёт «всё лесу; не скучно ей у семи богатырей». Антропоморфное представление времени в конкретно-чувственной народном мировосприятии достаточно хорошо изучено. «Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят», - повествует народная загадка о месяцах. Или: «Вышел старик-годовик, махнул рукавом и полетели двенадцать птиц, у каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны чёрное, а с другой – белое». Вероятно, и богатыри есть не что иное, как антропоморфизированные семь недель Великого поста.

Не будем вдаваться во все детали сказки, скрупулезно прописанные А.С.Пушкиным, в отражение их в произведениях фольклора, в совмещение с христианскими легендами. Дело пушкинистов изучить контекст жизни Великого Поэта более широко, не только в её «светской» части. Тогда раскроется ещё много неразгаданных тайн его творчества.

Обратим внимание только на окончание сказки. Удивительно точен в календарном прочтении образ Елисея: «О гроб невесты милой он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг ожила. Глядит вокруг изумлёнными глазами…»

Добавим, что в северорусских традициях весна сменяет зиму только по прошествии времени Великого поста, начинается со Светлого Христова Воскресенья!

На протяжении всей сказки царица и царевна ни разу не встречаются. Царица знает о существовании царевны через то самое зеркальце, природный смысл которого, надеюсь, раскрывать не нужно. Встречаются они лишь в самом конце сказки. Природный образ трансформируется в культурный смысл, в представление, которое дошло до наших дней. Мы до сих пор опасаемся разбитого зеркала.

«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».

Ольга Дорофеева
Литературная игра-викторина «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Ведущий :

Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным, пожалуй. Все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки . Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками . Ведь именно благодаря сказке , вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого Они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки .

Цель нашей сегодняшней литературной викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок , их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению.

Каковы же условия нашей викторины? Разбиваемся на две команды. Вопросы командам задаются в порядке очередности,

Наша литературная викторина будет состоять из следующих тем :

1. Волшебные слова

2. Удивительные превращения.

3. Волшебное средство.

4. Друзья.

1 конкурс. Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова :

1 команда. Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой.

(Иванушка-дурачок, р. н. с. "Сивка - бурка"

Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка "Али-баба и 40 разбойников)

Крекс Фекс Пекс!

(Буратино, А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино")

2 команда.

Лети- лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через-юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(Женя, В. Катаев"Цветик-семицветик")

Раз, два, три, горшочек, вари!

(девочка, братья Гримм "Горшочек каши")

Кара-барас

(Мойдодыр, К. Чуковский)

2 конкурс. Удивительные превращения

В кого превращались или "были заколдованы сказочные герои ?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля) .

Братец Иванушка (В козленка)

Гадкий утенок (в лебедя)

2. Чудище из сказки Аксакова " Аленький цветочек" (в принца)

Одиннадцать братьев- принцев из сказки Андерсена "Дикие лебеди"

(в лебедей)

Василиса Прекрасная (в лягушку)

3 Конкурс. Какие волшебные средства были у данных сказочных героев

1. У солдата из сказки Андерсена (Огниво) .

У Буратино (золотой ключик)

У кота (сапоги)

У Кащея Бессмертного (яйцо с иглой)

2. У маленького Мука (туфли)

У Золушки (хрустальные туфельки)

У Снежной королевы (волшебное зеркало)

У Бабы-Яги (метла)

4 конкурс Назовите друзей литературных персонажей

1. У маугли (Багира, Балу, Каа) .

У Малыша (Карлсон)

У Чипполино (Вишенка и Редиска)

У Бременского музыканта (осел, собака, петух, кот)

2. У Вини-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

У Герды (Кай)

У Дюймовочки (рыбки, мотылек, ласточка) .

У Буратино (Мальвина и Пьеро) .

Игра

На полу рассыпаются мелкие предметы : кубики, колечки от пирамидки, шишки и т. п. Выбирают двух-трёх детей, завязывают им глаза и дают в руки корзинки. По сигналу (включение музыки) дети начинают собирать с пола игрушки и класть в корзинку. Как только музыка остановилась – глаза развязываются и подсчитывают, кто сколько собрал. Понятно, что выиграл тот , кто собрал больше.

Вам понадобится : открытки с картинками, конверты.

Подберите открытки с изображением животных или сказочных персонажей , словом того, о чём дети знают стихи или песни. Разрежьте каждую на части. Каждая открытка - это будущая команда, количество частей - количество детей. Каждую часть положите в конверт и раздайте детям. По команде дети открывают конверты и стараются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Когда, наконец, открытка собрана, можно приступать ко второй части конкурса. Команда должна исполнить песню, прочитать стихотворение или станцевать. Тема должна быть связана с изображением на открытке.

Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины , приустали, проголодались. Вот я и решила : объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный .

V. «Пир на весь мир»

- Наш вопрос : кто, кого и в какой сказке так угощает ? Кто придумал такой обед - пир сказочный ?

«Наварила манной каши и размазала по тарелке..

Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»

(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

«Съешь моего ржаного пирожка..

Не стану я ржаной пирог есть!

У моего батюшки и пшеничные не едаются!»

(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» ).

«Испекла каравай - рыхлый да мягкий,

Изукрасила каравай разными узорами мудреными.

По бокам города с дворцами,

Садами, да башнями - сверху птицы летучие,

Снизу - звери рыскучие».

(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка» ).

«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле» . (Старуха - старику. Русская народная сказка «Колобок» ).

«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль - лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

Вот мы с вами побывали на сказочном обеде , и, как полагаетсд в сказке , у нас «по усам текло, а в рот не попало» , но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!

А наша викторина продолжается

1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее?»)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!» )

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.» )

4. Что молвила третья сестрица?

(«Я б для батюшки царя родила богатыря.» )

5. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

(«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»)

7. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня, рыбка!» )

8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке » ?

(«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.»)

9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Я там был, мед, пиво пил -И усы лишь обмочил.» )

10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке » .

Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок .»)

«Из какой сказки отрывок

1. Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

«Сказка о царе Салтане .)

2. «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» .

3. «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке » .

4. «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке »

5. «Жил-был поп, толоконный лоб» .

«Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит »

«Поэма «Руслан и Людмила» .

Ведущая. А сейчас, ребята, у нас музыкальная пауза. Пока играет мелодия , вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки , мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.

Четвертый конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить да проклятое племя корчить! (Балда) .

2. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите,

ждите, очень спешим. (Корабельщики) .

3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут , знать не будет мне ОбиднО! (Молодая царевна ) .

4. Приеду с подарками, так как одна на весь мир наткала я полотна.

(Вторая сестрица)

5. Очень жаль, приехать не могу :

«Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла». (Царь Додон) .

«Подскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому. .(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник : повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный. (рожок)

Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?

(Колобок.)

2. Назовите -героиню русской народной сказки , которая была овощем.

(Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной "жилплощади? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую

5. Какой сказочный герой посеял деньги , думая, что вырастет денежное

дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)

6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой . И она вновь зовет и манит нас к Наше путешествие в сказку закончено , но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать : «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..»

Песня Где водятся волшебники

Накорми кролика

На картоне нужно нарисовать мордочку кролика. Рот кролика открыт – там должно быть вырезано отверстие для морковки. Каждый игрок (с расстояния (6-8 шагов) должен с завязанными глазами подойти к кролику и вложить ему в рот морковку конфеты.