Русские сказки для детей 2 лет. Русские народные сказки. Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

В два года ребенок обладает достаточным запасом внимания и усидчивости, чтобы выслушивать короткие сюжетные истории и сказки, особенно если мама читает, немножко актерствуя: разными голосами, то тихо, то громко, выдерживая паузы, в общем, вкладывая немножко души, а не только педагогические размышления на тему «хорошая мать должна читать книжки своему ребенку».

Что же понравится двухлетнему читателю?

1. Народные сказки

Короткие, динамичные, с чередой героев, исполняющих одни и те же действия и говорящих один и тот же текст. «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Лиса и Заяц», «Маша и медведь», и, конечно же, горячо любимая детьми Курочка Ряба. Привычные персонажи-зверушки, успокаивающий повествовательный тон, счастливый финал практически всех историй – все это делает сказки понятными и запоминающимися. А когда ваш ребенок научится хорошо говорить, то первым делом придумает и расскажет новые окончания старым сказкам: «яичко упало и не разбилось», а «лиса не съела колобка, он убежал».

2. Агния Барто «Игрушки»

У Агнии Барто множество прекрасных стихов, и начинать знакомство лучше с коротких и понятных историй про игрушки – мишку, лошадку, грузовик, бычка, мячик, барабан, самолет. Одно из этих четверостиший наверняка станет тем первым стишком, что ваш малыш расскажет наизусть. И пусть сейчас в редком доме увидишь слона, качающего головой, или бычка, что ходит по наклонной доске, но машинки, мячики и мишки есть у всех детей. Игрушки – это именно тот уровень понятий, что доступны и близки маленькому читателю. Недаром этот сборник Барто популярен и актуален поныне, хотя впервые вышел еще до войны, в 1936 году.

3. Самуил Яковлевич Маршак «Усатый-полосатый», «Глупый мышонок»

Стихотворные сказки Самуила Маршака любимы детьми за юмор и простоту. Несмотря на то, что Маршак постоянно именует своих героев глупыми – «вот какой глупый котенок!», «глупый маленький мышонок», – дети очень любят этих персонажей. Мне нравится еще и многослойность этих текстов. Ирония «Усатого-полосатого» и трагичная концовка «Глупого мышонка» понятна взрослым, а дети искренне считают, что котенок в самом деле глупый, потому что не хотел есть редиску и спать в кроватке, а мышонок – он просто убежал, кошка не съела его, нет-нет!

4. Сказки Корнея Ивановича Чуковского

Размышляя, что читать двухлетнему ребенку, нельзя не вспомнить о Чуковском. Конечно же! Несмотря на то, что Корней Чуковский написал много критических книг и толстую монографию о Некрасове, знают его исключительно как автора детских стишков. У талантливого человека все выходит талантливо, поэтому его сказки любимы многими поколениями и так легко заучиваются наизусть. «Телефон», «Доктор Айболит», «Муха-цокотуха», «Федорино горе» – помимо бодрых интонаций и так любимого детьми ритма, тут еще и ненавязчивое повторение различных тематических групп слов (посуда, животные, насекомые, даже болезни в «Докторе Айболите»). Словарный запас вашего малыша будет расти на глазах. Мой сын в два с небольшим уже тараторил «Федорино горе» наизусть и обожает его до сих пор.

5. Сказки и иллюстрации Владимира Сутеева

Если Вам ничего не говорит эта фамилия, просто поищите в интернете иллюстрации – и вы сразу вспомните собственное детство и любимые книжки с мультфильмами, с заботливым папой-зайцем, глуповатым медведем, хитрой Лисой, ворчливым ежиком, большим грибком-теремком и толстым Бегемотом, который боялся прививок. «Кто сказал Мяу?», «Дядя Миша», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Кот-рыболов» и многие-многие другие. Дети необычайно любят рисунки и сказки Сутеева – за их доброту и характерность, за справедливость: там зло всегда остается с носом, а добро торжествует, и благие дела не остаются незамеченными. Эти сказки дают ребенку понятие о хорошем и плохом, учат дружбе, щедрости, приветливости. И кроме тихой негласной назидательности, в них есть еще и добрая усмешка автора, спокойный милый юмор, который и делает сутеевские сказки столь любимыми для взрослых и малышей.

6. Зденек Милер. Книжки про Кротика

Еще один любимый персонаж многих поколений – чешский Кротик. Все помнят смешные мультики про кротика, который то телевизор смотрит, то плюшки печет, то автомобильчик собирает, то со снеговиком на санках катается. Интересно, что Кротика Милер придумал совершенно случайно: подбирая персонажа для нового мультика, он гулял в лесу и споткнулся о кротовую нору. А пойди Милер другой дорогой, любимых мультиков и книг могло и не быть!

Мультфильмы отличаются еще тем, что они без слов, поэтому их не нужно переводить с чешского на русский, смех везде звучит одинаково. И книжки про Кротика также понятны без слов, там на удивление «говорящие» картинки, поэтому книги можно и читать, и пересказывать своими словами для малышей. Уютный, улыбчивый, симпатичный Кротик становится любимым другом двухлетнего читателя, и малыш с удовольствием следит за его приключениями.

7. Ерши-малыши

Стишки-потешки с иллюстрациями Васнецова. Не случайно заостряю внимание на художнике. Юрий Васнецов – один из лучших и любимейших иллюстраторов русской и советской детской книги. Его рисунки напоминают дымковскую игрушку – такие же красочные и веселые, без полутонов и приглушенности, насыщенные яркими цветами, узорами, орнаментами. Ерши-малыши, дедушка Ежок, заяц Егорка… Эти потешки нужно обзательно читать двухлетнему ребенку.

Славные и простые персонажи, понятные малышу, наполненные эмоциями рисунки. Вороны – перессорились. Свинка Ненила – обожает своего сыночка. Дедушка Ежок – тревога, предупреждение – не замочи ножки! Котик ловит рыбку под мостком – радость. Помню, как тревожно и интересно мне было в детстве смотреть на лису, бегущую с кузовочком на фоне темного леса. Куда она бежит, что это за лес, кто там таится в темноте? А ежик, радостно смотрящий на грибочки, что сыплются из кузовочка, вселял уверенность, что все будет хорошо.

8. Анни Шмидт «Саша и Маша»

Нидерландская писательница Анни Шмидт сочинила первую книжку про мальчика Jip и девочку Janneke еще в далеком 1953 году. Эти короткие забавные истории давно стали классикой во всей Европе, а сейчас издаются и в России. Правда, детей переименовали на местный манер, Саша и Маша, ну что же, кому-то и такой вариант нравится. Я читала сыну эту книжку с оригинальными именами, я за аутентичность. Особенностью серии про Сашу и Машу являются черно-белые иллюстрации. Монохромность непривычна для детской литературы, но дети на удивление любят рассматривать эти картинки и не переживают из-за отсутствия цветных красок. Смешные и поучительные рассказики понятны даже малышам и ненавязчиво учат тому, как правильно играть в куклы, почему нужно стричься и многим другим простым вещам.

9. Эрик Карл «Морской конек»

Эрик Карл – «живой классик» детской литературы. Он удивительным образом делает свои иллюстрации: сначала раскрашивает большие листы бумаги, а потом вырезает из них аппликации и выстраивает картинки к собственным книгам. Истории его очень просты, выполнены в технике примитивизма и наива, и очень любимы детьми. Недаром все его персонажи выполнены нарочито небрежно и очень напоминают детские неуклюжие рисунки.

«Морской конек» – книжка, которая рассказывает о том, как появляются маленькие рыбки, и об удивительных папах-рыбах, которые заботятся об икринках и охраняют их. Правда, эта информация будет понятна детям постарше, а двухлетки приходят в восторг от иллюстраций, в которые вклеены прозрачные листы с нарисованными листьями, кораллами, водорослями и камнями, за которыми морской конек прячется от хищных рыб. Прятать конька и находить его – было любимым занятием моего сына, когда он был мал. А сейчас он с интересом заучивает названия рыб. Книжка на вырост. Must have!

10. Беатрис Поттер «Все о кролике Питере»

Классика детской английской литературы. Кролики, кошка и котята, ежиха, бельчонок, гусыня и лис, лягушка-рыболов, – в сказках Беатрис Поттер обитают самые обыкновенные зверушки и птички. Они обустраивают свои уютные жилища, приглашают друзей к обеду, одевают своих малышей в нарядные костюмчики, – в общем, ведут типично английский образ жизни, удивительно напоминая людей.

Сказка играет огромную роль в процессе взросления наших детей. С её помощью ребёнок познаёт окружающий мир, формирует свою собственную систему морально-этических ценностей, а также обогащает свой словарный запас. Кроме этого сказка является нашим первым помощником, когда нужно развлечь или успокоить нашего малыша, а так же решить какую-то конкретную проблему в воспитании.

Ребёнок от 0 до 1 года. Готовим почву для сказок

Когда заходит разговор о чтении и сказках своим детям, многие родители думают, что для этого их ребёнок должен достичь как минимум возраста 1,5-2 лет, а малышам сказки совсем ни к чему.

Сегодня мы поговорим с вами о том, с чего начинать, с какого возраста можно рассказывать сказки, и как подготовить ребёнка к тому, чтобы в будущем он стал активным слушателем и любителем книг.

Первый этап

Когда в нашем доме появляется малыш, мы считаем, что самым главным является накормить его, переодеть, успокоить и усыпить. В гонке первых 3-х месяцев, а иногда и всего первого года жизни многие мамы забывают о такой важной вещи, как разговор со своим новорожденным ребёнком. Многие думают, что это не является существенным моментом, но на самом деле разговор с малышом помогает нам установить с ним контакт не меньше, чем уход за ним. Малыш, только что появившийся на свет, получает информацию об окружающем мире, через мамины объятия, кормления грудью, а также через мамин голос. Именно от мамы, в большей степени, зависит, что узнает о мире вокруг него ребёнок в этот первый год жизни, а также насколько богат будет его словарный запас к тому времени, когда он сделает первую свою попытку произнести слово, а затем составить предложение. Доказано, что дети, с которыми мамы постоянно разговаривают с самого рождения, начинают говорить быстрее и лучше своих сверстников.

Есть мамы и папы, которые из-за особенностей своего характера стесняются, не знают, о чём говорить с малышом, считают, что это может выглядеть глупо. Помните, что самое главное – ваш ребёнок, не важно, что подумают другие. Тем более, что скорей всего кроме вашего малыша и супруга(супруги) вас никто и не услышит.

О чём же говорить с малышом, который совсем недавно появился на свет? Обо всём, что вы видите, чувствуете и делаете. Комментируйте свои действия, а также действия малыша. Говорите, например: «Сейчас мама моет посуду, а потом она с Мишенькой пойдёт гулять» или «Звонит телефон. Наверно, это папа хочет с нами поговорить», «Что это сделало бух? Это упала погремушка», «Тебе нравятся эти красивые цветы, которые мы купили на прогулке?».

Как правильно говорить с ребёнком? Не коверкайте речь, не сюсюкайте, произносите слова чётко, не растягивайте гласные, не торопитесь. Проговаривает все звуки. Запоминая их, ваш малыш в будущем тоже будет правильно произносить слова. Когда вы общаетесь с крохой, старайтесь, чтобы он не только слышал вашу речь, но и видел ваше лицо, улавливал артикуляцию.

Новорожденному малышу не так важно, что именно вы говорите, важно, как вы это делаете. Малышам очень нравится ритмичная речь. Читайте ему русскую классику – Пушкина, Тютчева, Есенина, известные детские стихи и потешки. Почаще напевайте крохе детские песенки. Это поможет ему легко перейти к активной речи.

Если вам нужно оставить ребёнка и заняться домашними делами, старайтесь, чтобы он был рядом (в шезлонге или на коврике на полу) и слышал вашу речь. Моя посуду, развешивая бельё или расставляя вещи по местам, комментируйте свои действия. Таким образом, малыш будет чувствовать, что он не забыт и брошен, а вместе с мамой принимает участие в процессе.

Важно. К тому моменту, когда вашему малышу исполнится год, начать обращаться к нему во 2-м лице, а о себе говорить в 1-м. Например: «Иди ко мне» вместо «Иди к маме»; «Ты хочешь попробовать кусочек банана?» вместо «Маша хочет попробовать кусочек банана?». Таким образом, вы поможете своему ребёнку быстрее осознать себя, как личность, начав говорить, он, скорей всего, будет говорить о себе сразу в 1-м, а не в 3-м лице. К тому же психологи считают, что ребёнок, к которому с раннего возраста обращаются на «ты», гораздо легче переживает кризис трёх лет. Такие дети вырастают более общительными и независимыми, у них больше уверенности в себе, им с раннего детства присуще чувство собственного достоинства.

Книги для малышей

Вы можете спросить меня, каким образом это всё связано со сказками и с чтением. Дело в том, что именно таким образом мы готовим ребёнка к тому, чтобы он смог легче и эффективнее воспринимать прочитанное или рассказанное вами.

С какого возраста можно читать (показывать) книги ребёнку? Я придерживаюсь мнения, что это можно делать, начиная с возраста 3-4 месяцев по 1-3 минуты за подход. Всё зависит от того, как быстро ваш малыш теряет интерес. Не расстраивайтесь, если его совсем не заинтересовали книги, не давите на него, отложите книгу в сторону и попробуйте недели через 2-3.

Выбирайте для малышей книги с крупными, чёткими картинками и короткими стишками (2-4 строчки), либо совсем без текста. В последнем случае, просто рассказывайте крохе, что или кто изображён на картинке. Желательно, чтобы это были картонные книги, т.к. некоторые малыши в этом возрасте любят «глотать» книги в прямом смысле этого слова. Очень хорошая идея – книги с глазками. Они привлекают внимание малышей, а также помогают развивать мелкую моторику, когда кроха пытается просунуть пальчики в отверстие для глазок. Кстати, одной из таких весёлых картонных книг с дырочками, которая может полюбиться вашему малышу, является книга Эрика Карла «Очень голодная гусеница».

К концу первого года жизни вы можете попробовать читать вашему ребёнка более длинные стихи, например Чуковского. Он не поймёт их содержания, но будет просто зачарован ритмом самих стихов.

Сказки для самых маленьких

Ваш малыш растёт, начинает улыбаться, агукать, брать игрушку в руки, он уже даже попробовал свою первую кашу. А это значит, что пришло время для первых сказок! Конечно, не таких сказок, как представляют их большинство из нас, но я всё-таки назвала бы это сказкой.

Для того, чтобы рассказывать сказке такому крохе совершенно не нужно обладать литературным талантом. Они опять же основаны на том, чтобы помочь нашему малышу накопить как можно больше слов в запасе к тому моменту, когда он будет готов заговорить. Мы можем рассказать нашему ребёнку сказку о любом окружающем предмете. Например, показывая ему игрушечно зайку, скажите: «В одном лесу жил-был зайчик. Был он серенький, с пушистым хвостиком и длинными ушами. Вот только скучно стало ему в лесу, и решил он поискать себе друга. Скакал, скакал и прискакал домой к мальчику Серёже. Так понравился ему Серёжа, что он решил остаться у него жить». Чем не сказка? Многие из нас это делают. Особенно эффективно будет не только рассказывать, но и производить с зайчишкой все действия, о которых вы говорите: показать хвостик, ушки, как он скакал, к Серёже прискакал и Серёже пузико пощекотал.

Занимаясь с малышом массажем или пальчиковой гимнастикой, вы тоже можете придумывать для него короткие сказки. Например:

«Жили-были локоточки и коленки. Как-то пошли они на прогулку. Правый локоток встретился с левой коленкой, а левый локоток с правой коленкой (делаете соответствующее упражнение). А потом коленки побежали, побежали, побежали и прибежали. Ладошкам так понравилось, что они радостно захлопали и т. п.» А вот пример сказки для пальчиковой гимнастики, рассказываем массируя: «У Танечки на ручке жили-были братья пальчики. Первый – самый Большой, самый старший. Второй – всем указывал, что делать. Поэтому его и звали Указательный. Потом шёл Средний. Он был самым высоким и за всем наблюдал. У следующего имени не было, звали его все Безымянный, и он немного грустил от этого, а братья его утешали. А самый маленький, Мизинчик, плохо кушал, поэтому и не вырос. Ну, а наша Танечка кушает очень хорошо и скоро вырастет большой-прибольшой!» .

Вместо сказок можно использовать и потешки, которых так много в творчестве русского народа. Просто бывает, что вы не можете вспомнить ни одной подходящей к случаю потешки, а такую вот сказку можно сочинить прямо на ходу.

А ещё сказки очень удобно использовать во время кормления. Можно придумывать мини-сказки про тарелочку, стаканчик, ложечку и кашку. Например, мама, кормя малыша, говорит: «Жила-была маленькая глупенькая ложечка. Как-то раз она собралась накормить Никиту и…..(после этих слов набираете кашу и вместо рта, пытаетесь накормить ухо малыша). Эй, ложка, ты куда?! Поняла ложка, что ошиблась и решила накормить Никиту и …. (вместо рта, направляете ложку с кашей в другое ухо). Эй, ложка, ты куда?!…». Скорей всего ваш ребёнок будет смеяться над глупой ложкой, путающей рот с ухом, и незаметно для себя съест те три заветные ложки с кашей, о которых вы мечтали. Ложка может ошибаться и кормить маму вместо малыша. Тоже очень смешно!!!

В общем, смех поможет вам избежать трудностей во многих ситуациях с вашим крохой. Смешите его, совершайте глупые «ошибки», приправляя их короткими сказочками, и вы увидите, какого положительного эффекта можно достичь, когда надо накормить, одеть, искупать, уложить в кроватку своего малыша.

Надеюсь, что мои советы пригодятся молодым мамочкам, желающим привить своему ребёнку любовь к родному языку и чтению. В следующей статье цикла мы с вами поговорим о том, какие сказки вы можете рассказывать детям 1-2 лет, какие книги читать им, как разыгрывать небольшие сценки-сказки.

Ребёнок от 1 года до 2 лет. Первые сказки

Рассказываем сказки

В возрасте 1 года наши дети уже обладают достаточно широким пассивным словарным запасом. Они понимают названия окружающих нас предметов, одежды, частей тела, животных на картинках, простых действий. Многие дети даже могут произносить около 5-10 слов. Кроме того малыши после года очень чутко улавливают интонации в речи взрослых. А это значит, что дети в возрасте года уже готовы к настоящим сказкам. Правда, эти сказки должны быть очень простые, т.к. малышам сложно следить за развитием сюжета, у них ещё не развито понимание причинно-следственной связи, хотя уже видны первые зачатки умения обобщать. Кроме того, что сказки в этом возрасте должны иметь простой сюжет, они также должны сопровождаться иллюстрациями либо разыгрываться с помощью кукол. Ребёнок не сможет понять сказку про зайку, который живёт в лесу с папой и мамой, если он не видит этого самого зайку, нарисованного на картинке.

Для ребёнка этого возраста можно сделать самодельную книжку с картинками из старых журналов, интернета, но без слов. Одна из идей – использовать небольшие альбомы для фотографий с пластиковыми кармашками, куда можно вставлять странички с рисунками. Каждый раз, когда вы будете листать свою книжку, вы сможете придумать новую сказку про одного и того же героя.

Например, такие простенькие сказки:

Сказка 1.

В густом сосновом лесу жил-был зайка-зайчишка. Были у зайки мама и папа, которые очень его любили. А зайка-зайчишка любил свою маму и папу, а ещё вкусную сочную оранжевую морковку. Утром раненько зайка просыпался, чистил зубки, мыл мордочку, застилал кроватку, а потом шёл на кухню завтракать. А что ел на завтрак зайка-зайчишка? Конечно, кашку-малашку, а на десерт морковку: вкусную, сочную, оранжевую. Мама зайчику говорила: «Кушай хорошо, расти большой». Зайка-зайчишка маму слушал, хорошо кушал и не забывал говорить: «Спасибо».

Сказка 2.

Жил-был ёжик, ни головы ни ножек, а сплошные колючки. Как-то раз поутру взял он свою корзинку и отправился в лес погулять. Шёл-шёл и увидел полянку полную вкусной ароматной земляники. Набрал он земляники полную корзинку и дальше пошёл. Шёл-шёл и пришёл на поляну полную грибов. Посмотрел ёжик в корзинку, а она полная. Некуда грибочки положить. Тогда он нацепил несколько грибов к себе на иголки и радостно побежал домой к маме.

Не переживайте, что ваш малыш не понимает всех слов в сказке. Сейчас важнее всего привить интерес слушать сказки, а также установить тот самый незаменимый контакт мамы с малышом. Ведь мамины сказки – самые лучшие и самые полезные, и не важно, обладает мама литературным талантом или нет (кстати, этот самый талант у вас разовьётся, если вы начнёте придумывать сказки для своего малыша).

Ребёнок в этом возрасте развивается очень быстро, его словарный запас и понимание речи увеличивается день ото дня. Вы увидите, что к 2-м годам ваш малыш уже будет без труда понимать смысл таких вот простых сказок.

Домашний мини-театр

В этом возрасте детям очень нравится домашний кукольный театр. Коротенькие сценки можно разыгрывать с помощью пальчиковых куколок, кукол-перчаток или игрушек, которые есть у вас дома. Пальчиковые куколки можно смастерить самим из бумаги, сшить из фетра или купить набор готовых. Такие куколки, кроме всего прочего, помогут вам занять малыша во время долгой дороги на машине, поезде, самолёте, в очереди к врачу. Поскольку пальчиковые куколки наиболее доступны по финансам, их можно иметь много, и каждый раз разыгрывать новую сценку-сказку. Помните, эти сказки должны быть простыми, нет необходимости, чтобы они содержали какой-то определённый конфликт или глубокий смысл. Вот пример пары таких сказок, которые может придумать каждая мама или папа:

Сказка 1.

Герои: зайка, лиса, медведь

Сказитель: Вышел маленький зайчонок в лес погулять, травку пощипать, а навстречу ему лиса.

Лиса: Здравствуй, зайчонок.

Зайка: Здравствуй, лиса.

Лиса: Ах, какой ты хорошенький! Какой пушистенький! Дай-ка я тебя съем!

Зайка: ой-ой-ой-ой-ой.

Сказитель: И побежал зайка от лисы, что есть мочи, а она за ним. Тут навстречу им медведь.

Медведь: Что такое? Кто зайчонка обижает?

Зайка: Меня лиса хочет съесть.

Медведь: Ах, ты, хитрая рыжая морда! Ну-ка ступай отсюда и не обижай маленьких зайчат! Иначе попадёт тебе от меня!

Лиса: Конечно, Миша-медведь, конечно. Не буду больше обижать!

Сказитель: Испугалась лиса и убежала далеко-далеко. А зайчонок и медведь стали с той поры дружить и гулять вместе. И больше зайчонка никто не обижал!

Сказка 2.

Герои: медвежонок, бельчонок и зайчонок (или три других любых куклы-зверушки).

Как-то раз Медвежонок пошёл гулять и увидел на полянке Зайчонка и Бельчонка, которые играли вместе. Медвежонку очень хотелось с ними поиграть, но он испугался, что зверята не захотят с ним дружить. Спрятался Медвежонок за куст и ста наблюдать за ними. Друзья весело бегали, прыгали и смеялись (изображайте куклами все действия зверят). Тут вдруг Бельчонок заметил Медвежонка.

Бельчонок: Медвежонок, почему ты там стоишь и не идёшь к нам?

Медвежонок: Я стесняюсь.

Бельчонок: Не стесняйся, лучше иди с нами играть!

Зайчонок: Хочешь стать нашим другом?

Медвежонок: Очень хочу! Спасибо вам!

Медвежонок обрадовался и стал играть вместе с Зайчонком и Бельчонком. Так он нашёл себе друзей, и теперь каждый день они играли вместе в догонялки, прятки, мяч и другие интересные игры.

Книги для малышей 1-2 лет

Если вы ещё не познакомили своего ребёнка с книгами, то не стоит дальше откладывать. Выбирайте для малыша книги с красивыми и понятными иллюстрациями и минимальным количеством текста. Также советую приобрести несколько тематических обучающих книжек-картонок с крупными цветными иллюстрациями, например: домашние животные, фигуры, цвета, предметы и т.п. Пособия такого плана можно сделать и самим.

Дети этого возраста очень любят стихи Барто, Чуковского . Ближе к 2-м годам они будут произносить последние слова почти каждой строчки, полюбившегося стихотворения. Из сказок больше всего подойдут русские народные сказки про животных, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» . Положительный эффект оказывает приём повторения, который часто используется в русских сказках. Этот приём поможет вашему малышу лучше запомнить сюжет и освоиться в нём. Кроме того, таким образом, ребёнок быстрее запоминает новые слова, что обогащает его словарный запас. Придумывая сказки сами, вы также можете использовать приём повторения. Например, как вот в этой моей сказке про яичко .

Подбирая книги для своего малыша, не забудьте и «Сказки в картинках» Сутеева . Большинство сказок из этой книги подойдут детям этого возраста. Также обратите внимание на книги со стихами, потешками и сказками, проиллюстрированные Ю. Васнецовым. Кроме того, советую вам приобрести какую-нибудь книгу со сказками, стихами и потешками, которые можно использовать для пальчиковой гимнастики с малышом. Например, замечательная книга «Ладошки» Натальи Чуб. В ней вы также найдёте задание на внимание, память, развитие речи и пр.

К сожалению, книг со сказками русскоязычных писателей для малышей этого возраста издают не очень много, поэтому я советую обратить внимание на переведённые книги. Каждому предложению в книге соответствует одна иллюстрация, что помогает ребёнку следить за сюжетом сказки. Таких книг сейчас появляется всё больше и больше. Сама я отдаю предпочтение книгам Эрика Карла, о котором писала в предыдущей статье.

Важно! Если вы хотите привить ребёнку любовь к книгам, обязательно показывайте это на своём примере. Независимо от возраста, ребёнок должен видеть, как родители читают себе сами. Детям свойственно во многом копировать поведение родителей.

Надеюсь, что с помощью моих примеров вы научитесь придумывать простые сказки для своих малышей. В следующей статье мы коснёмся самого сказочного возраста, от 2 до 4 лет, поговорим о том, как сказка может помочь вам во время игр и общения с ребёнком, как правильно читать книги вашим детям.

Шкурина Мария

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Пожалуй, никакая другая совместная деятельность с ребенком не оказывает одновременно такого мощного развивающего, воспитательного и эмоционального воздействия на ребенка как чтение. Читая, мы способствуем развитию речи и воображения малыша, учимся концентрировать внимание. Благодаря книгам дети и родители получают огромное поле для разговоров, обсуждая различные ситуации, рассуждая «кто поступил хорошо, а кто плохо и почему». К тому же чтение может стать замечательным вечерним ритуалом, так как помогает успокоиться после шумных игр, спокойно провести время вместе, укрепить отношения между родителями и детьми.

В этой статье вы найдете список книг для детей 1-2 лет. Эти книги помогут вам интересно и с пользой провести время вместе.

Прежде всего, хочу заметить, что большинство книг из предыдущей подборки (от 0 до 1 года) актуальны и в возрасте до 2 лет. Детям по-прежнему интересны сказки с многократными повторениями (такие как Репка и Теремок ), они с удовольствием слушают Барто и другие простые стихотворения.

Итак, вот что вы можете добавить в вашу библиотеку после 1 года:

  • Стихотворения

Читайте ребенку стихотворения как можно чаще уже сейчас, и когда он начнет говорить первые слова и предложения, он поразит вас своим знанием всех тех стихов, которые вы ему когда-то читали.

Когда в активном словаре ребенка появится уже некоторое количество слов (пусть даже упрощенных), предлагайте ему завершать начатые вами строки. Т.е. прочитав строчку, оставляйте одно слова для малыша «Наша Таня громко …» Позже можете предлагать вашему маленькому слушателю досказать 2-3 слова или даже целую строчку. В итоге, вы не заметите, как ребенок сам начнет рассказывать вам четверостишья.

Наша дочь начала удивлять нас своими первыми четверостишьями незадолго до того, как ей исполнилось 2 года. По заказу она, конечно, их не рассказывала, а только когда ей самой этого хотелось. Ну и естественно многие слова в стихе она упрощала, произнося их на своем «тарабарском»:)

  • С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Думаю, Маршак не нуждается в представлении, все наше поколение выросло на нем. Это тот поэт, с которым нужно знакомиться в числе первых. Из всех сборников Маршака этот, на мой взгляд, самый достойный – отличная подборка произведений и иллюстрации в целом хорошие (если вас не смущает верблюд в узбекском халате и другие животные в одежде ).

Есть только один очень существенный недостаток — в сборнике нет « Усатого-полосатого». Не представляю себе творчество Маршака без этого произведения и поэтому недоумеваю, как издательство могло про него «забыть » . «Усатого-полосатого » можно купить отдельно или найти в других сборниках .

  • А. Барто «Игрушки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Барто - классика на все времена. Эти стихотворения понятны каждому малышу, они очень легко ложатся на слух и быстро запоминаются.

  • Е. Карганова «И громко, и на ушко» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Екатерина Карганова – еще одна замечательная советская детская поэтесса. На мой взгляд, ее произведения (во всяком случае, в этом сборнике) чем-то напоминают Барто.

В этой доброй, светлой книжке собраны самые простые, самые «малышковые» стишки. А иллюстрации приятные, ненавязчивые.

  • «Сюзон и мотылек. Французские народные песенки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )


И снова короткие забавные стишки. Да еще и в иллюстрациях Конашевича – идеальное сочетание. Эту книжку хочется перечитывать снова и снова, у нас она долго была в числе любимых.

  • А. Орлова «Яблочки-пятки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Об этом сборнике упоминалось ранее .

  • Джулия Дональдсон «Хочу к маме» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вообще произведения Дональдсон, на мой взгляд, хорошо подходят для детей после двух лет, но эта – исключение. Тема здесь уж очень понятная даже для самых маленьких – обезьянка потеряла маму и пытается ее найти. История (которая, кстати, в стихах) очень душевная и совсем не грустная. Надо видеть какое у моей дочери каждый раз счастливое лицо, когда на последней странице обезьянка таки находит маму.

Книжка хорошо подходит для чтения с 1,5 лет.

  • Джек Тикл «Очень ленивый лев» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Изюминка этой книги заключается в объемных и к тому же двигающихся иллюстрациях. Открывая и прикрывая страницы, вместе с малышом вы будете наблюдать, как бегемот открывает и закрывает рот, муравьед ест муравьев и т.д. В общем новые впечатления гарантированы как для ребенка, так и для родителей:) Сами стихотворения в книге довольно складные, несмотря на то, что переведенные.

  • Сборники стихотворений и сказок

Большие сборники стихотворений разных авторов тоже не стоит обходить вниманием. Если издательство готовило сборник с душой, то в нем обычно собирается самое лучшее из творчества разных поэтов, в том числе не столь популярных, но не менее талантливых. Мы, например, в 1-2 года активно читали вот такой сборник от издательства АСТ:

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В нем можно найти одни из самых известных творений Михалкова, Маршака, Чуковского, Токмаковой, Успенского, Машковской и т.д. В общем, полный набор. Иллюстрации тоже очень хорошие, рисованные, не компьютерные, многие знакомы мне по моим детским книжкам. Не нравится здесь, пожалуй, только аляпистая рамка по краям страниц, непонятно зачем добавленная издательством, но очень скоро на нее перестаешь обращать внимание

Вот пример еще одного отличного сборника стихотворений с похожим названием100 стихов малышам (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • «» (Ozon , Лабиринт , My-shop )


Еще один великолепный сборник, который я тоже горячо рекомендую. Начиная с 1,5 лет и довольно долгое время у нашей дочки эта книга была настоящим хитом. В книжке очень добрые, понятные для 1-2 летнего ребенка небольшие стихи и сказки. Все они хорошо знакомы нам с вами с детства. Здесь и «Багаж» Маршака, и «Про девочку, которая плохо кушала» Михалкова, и «Кто сказал «Мяу»» Сутеева. И еще много-много всего. Правда, стоит заметить, если вы уже купили сборник Маршака, о котором упоминалось выше, то некоторые произведения здесь будут повторяться.



Сейчас в продаже появился еще один замечательный сборник, объединенный иллюстрациями Сутеева – «Самая лучшая книга в картинках В. Сутеева » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Многое здесь пересекается с «Большой книгой сказок и стихов», плюс добавлено немного Чуковского, немного Остера, Пляцковского и др, всего 500 страниц! Раньше мне не попадалась такая изумительная подборка в одном месте, большинство из этих произведений я покупала по отдельности.

  • К. Чуковский «Сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Чуковский – неизживаемая классика. Подробнее об этом сборнике я уже писала .

  • «Книга-мечта о том самом зайке для тех, кому от 1 до 3 » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

«Книга-мечта» – это одна из тех книг, которые становятся у малышей любимыми. На ее страницах зайка оказывается в очень близких и понятных для ребенка ситуациях: провожает папу на работу, кушает, едет в гости к бабушке, болеет, идет в садик, и т.п. На примере зайки малышу легко объясняется, почему нельзя убегать далеко от родителей, почему, когда болеешь, обязательно нужно пить лекарство и т.д. Зайка становится настоящим другом, еще бы, ведь его жизнь так знакома ребенку. Малыш непроизвольно строит аналогии со своей жизнью, что вдобавок ко всему, способствует развитию ассоциативного мышления.

Еще одно достоинство книги: в тексте даны хорошие подсказки для родителей о том, какие вопросы можно задать ребенку во время прочтения.

Вторая часть книги состоит из не очень удачных, на мой взгляд, потешек и коротких обучающих историй на темы один-много, широкий-узкий, взрослый-ребенок и т.п. Я ни в коем случае не против изучения этих понятий, просто, как показал наш опыт, изучать их по этим рассказам малышу скучно. Поэтому, возможно, целесообразно ограничиться только первой частью книги, ее можно приобрести в виде двух небольших книг «Про зайку » (Ozon , Лабиринт , My-shop ), «Еще про зайку » (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • «Книга-мечта о прогулках зимой и летом… от 2 до 4» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Рекомендованный возраст книги от 2 лет, но, как показывает практика, истории про Таню и Ваню (раздел «Времена года ») для малыша интересны и вполне понятны и раньше. Моя дочка Таисия, например, «влюбилась» в Таню и Ваню примерно с 1 года 9 месяцев. Благодаря их приключениям особенности времен года стали для нее более понятны.

Остальная часть книги не менее интересна.

Для удобства все истории про зайку, про Таню и Ваню, Митю и Аню можно купить в полном сборнике - Великая книга о Зайке (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Книжку про гусеницу можно не только читать, с ней можно еще и играть! На большинстве страниц проделаны дырочки – гусеница «прогрызла» все вкусненькое, что попалось ей на пути. Деткам очень нравится исследовать эти дырочки, засовывать в них пальчики. Можно даже вместе с малышом проталкивать в эти дырочки шнурочек, получается, как будто гусеница действительно ползет.

Книга также помогает в освоении счета, дней недели. Иллюстрации немного непривычные, но они замечательные! Текста тоже немного, он добрый и понятный.

  • Маргарет Уайз Браун «Баю-баюшки луна» (Ozon , Лабиринт , Read )

Это немного необычная книга, здесь из страницы в страницу изображается одна и та же комната, но с изменением деталей. Текст стихотворения привлекает внимание ребенка то к одним, то к другим деталям. Малыш будет с удовольствием их отыскивать. Иллюстрации подробные, есть что поразглядывать. Текст очень умиротворяющий, идеальная книга для чтения перед сном.

  • Книги с клапанами

Книги с клапанами – еще один ваш помощник в малыша. Эти книги-игрушки полны сюрпризов, здесь за дверцами, грибочками, листочками попряталась разные зверушки, и чтобы найти их, малышу нужно будет самостоятельно отогнуть листочек-клапан. Как правило, дети очень любят подобные сюрпризы, поэтому книги с клапанами приводят их в полный восторг. Приведу в пример несколько подобных творений:

  • «Муми-тролли. Веселые прятки » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Книга по своей задумке неплохая, но иллюстрации и имена троллей несколько отпугивают. Однако дети народ своеобразный и то, что кажется странным для нас, часто у них является фаворитом. Так и случилось у нас с этой книгой. Был период, когда мы читали ее каждый день по несколько раз. Непонятные имена муми-троллей мы дочке не называли, а просто величали всех троллей бегемотиками: мама-бегемотик, дедушка-бегемотик.

  • «?» (Ozon , My-shop )

Эту книгу хочется выделить отдельно, т.к. она несет еще и образовательный характер – знакомит с понятиями большой, маленький, высокий, длинный. А также в ней просто невероятные клапаны – размер слона превышает размер закрытой книги в 4 раза!:) Текста, конечно, здесь совсем мало, весь акцент на картинках. Книга однозначно будет в числе любимых!

Есть еще другие интересные книги с клапанами:

    «Где живет птичка? » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

    Иан Уайброу «Сонный мишка» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

    «Тук-тук! Кто там? » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ю. Кумыков «Новогодняя история» (Лабиринт , My-shop , Read )

Еще одна книжка-игрушка. Здесь у малыша есть возможность осваивать навыки шнурования. Малышу предлагается «пришнуровать» варежку к ладошке девочки и выполнить другие интересные задания, например, завязать мешок Деду Морозу. Не все, конечно, получится у малыша до 2 лет, но кое-что с маминой помощью сделать можно, а остальное пригодится на потом. К тому же тут очень милое, доброе и понятное стихотворение.

Жила-была коза, сделала себе коза в лесу избушку. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится коза домой, по стучит рожками в двери и запоёт:

Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я коза, во бору была,

Ела травку шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она по кормит их и опять уйдёт пастись.

Подслушал козу волк и, когда она ушла, подошёл к двери избушки и запел толстым-претолстым голосом:

Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Полны копытца водицы!

Козлятки выслушали волка и говорят:

— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел.

Что наказала коза козляткам, когда уходила в бор?

Кто приходил к козляткам? Какой он был? Каким голосом он пел?

Испугались ли маленькие козлятки большого и страшного волка? Открыли ли они дверь волку?

Как мать-коза похвалила своих деток? Давай скажем это вместе: «Умницы вы, деточки...»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу, — зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса.

Согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик на печи.

На четвёртый день опять лиса просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Просила, просила лиса да и выпросила, — пустил её заяц на печку.

Прошёл день-другой, стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает. Бегут мимо собаки:

— Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её вы гоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Подошли к избушке:

— Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её вы гоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

— Уыыы... уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь:

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её вы гоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не вы гонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл медведь к избушке и зарычал:

— Рррр... ррр. Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не вы гнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый мед ведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь...

Петух опять:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю...

Петух в третий раз:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Вопросы для обсуждения с детьми

Какую избушку построили заяц и лиса? В чьей избушке было теплее?

Что случилось летом с ледяной избушкой лисы?

О чём стала просить лиса зайца?

Хорошо ли поступила лиса, выгнав зайца из домика?

Кто пытался помочь зайчику? Почему такие большие звери не смогли помочь маленькому зайчику?

Что отвечала лиса собаке, волку и медведю?

Кто помог зайчику в беде? Почему маленький петух сумел победить лису?

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Жили-были дед и баба, и была у них внучка Маша. Собрались подружки по ягоды, зовут с собой Машу.

— Сходи, — сказали дедушка и бабушка, — да смотри, не отставай, где все, там и ты будь.

Пошла Маша.

Вдруг откуда ни возьмись — медведь. Испугалась, за плакала Маша. Схватил её медведь и понёс.

А подружки в деревню прибежали и рассказали, что потеряли Машу.

Искали-искали её дедушка с бабушкой, да не нашли, стали плакать, стали горевать.

А медведь принёс Машу к себе домой и сказал:

— Не плачь, не съем я тебя! Мне одному скучно, останешься у меня.

Слезами горю не поможешь, стала Маша думать, как от медведя уйти. Живёт она у медведя. Медведь на таскал ей мёду, ягод, гороху — всего. Не рада Маша.

— Что ты ничему не радуешься? — спрашивает мед ведь.

— Чему мне радоваться? Как мне не горевать! Де душка и бабушка думают, что ты съел меня. Снеси им от меня гостинец — кузов с пирогами. Пусть узнают, что я жива.

Принёс медведь муки, напекла Маша пирогов — большое блюдо. Нашёл медведь кузов, куда пироги сложить.

Сказала Маша медведю:

— Понесёшь, дорогой не ешь. Глядеть буду с горки — увижу.

Пока медведь собирался, Маша улучила время, за лезла в кузов и блюдом с пирогами себя накрыла.

Взял медведь кузов, взвалил на спину и понёс.

Идёт по тропкам мимо ёлок и берёзок, где в овраг спускается, вверх поднимается. Устал — говорит:

— Какой тяжёлый кузов!

Сяду на пенёк,

Съем пирожок.

Маша услышала и закричала:

— Вижу-вижу!

Недалеко до дедушкина двора.

Проворчал медведь:

— Вишь, какая глазастая!

Высоко сидит,

Далеко глядит.

— Сяду на пенёк,

Съем пирожок.

А Маша снова закричала:

— Вижу-вижу!

Не садись на пенёк, не ешь пирожок —

Совсем близко до дедушкина двора!

Медведь не сел на пенёк, не съел пирожок, пошёл дальше. Дошёл до деревни, отыскал Машин дом. Тук- тук в ворота! Залаяла собака. И другие отовсюду сбежались. Такой лай подняли!

Только дедушка и бабушка открыли ворота, медведь скинул со спины кузов — и наутёк. А собаки — за ним, догоняют, кусают. Еле убежал.

Дедушка с бабушкой увидели кузов, подошли ближе, вылезла из него внучка, живая и здоровая. Глазам своим дедушка и бабушка не верят. Обнимают её, целуют. А про Машу что и говорить! Так была рада!

Стали дедушка, бабушка и Маша жить по-старому, добра наживать, а плохое забывать.

Вопросы для обсуждения с детьми

Что говорили бабушка с дедушкой, когда отпускали Машеньку в лес с подружками?

Как Маша попала в избушку к медведю?

Что сказал медведь, увидев Машу?

Какую хитрость придумала Маша, чтобы попасть до мой?

Что говорил медведь, когда хотел присесть отдохнуть? Что отвечала ему из кузова Маша?

Расскажи, как выглядит кузов, в котором медведь отнёс Машу к бабушке и дедушке.

Русская народная сказка «Лиса и собаки»

Бежала лиса по полю. Откуда ни возьмись, выскочили собаки и погнались за ней.

Лиса ну бежать! Бежала, бежала да под пенёк в нору и ушла.

Сидит в норе и говорит сама себе:

— Ушки, ушки, что вы делали?

— Мы слушали да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

— Ножки, ножки, что вы делали?

— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

Думаю, пришла пора пополнить нашу очередной порцией интересного детского чтива . Тем более, что мой обзор книг для детей 2-3 лет уже давно начат и не закончен. можно найти статью с подборкой книг зарубежных авторов, а . И так как русские писатели и русское народное творчество до сих пор были незаслуженно обделены вниманием, о них сегодня и пойдет речь.

Многие книги в сегодняшнем списке хорошо знакомы всем нам с малых лет. Чуковский, Михалков и Маршак, пожалуй, были главными книгами моего детства. Однако благодаря дочери я открыла для себя и других замечательных русских авторов, о существовании которых раньше и не подозревала. Это Рената Муха, Вадим Левин, Генрих Сапгир и многие другие. Обо всех них можно подробнее почитать ниже.

  • Р.Муха, В.Левин, В.Лунин «Вежливый слон» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Начну со сборника стихов, который долгое время был у нас безусловным фаворитом. С этой книгой мы искренне смеялись, удивлялись, разглядывали причудливые иллюстрации. Стихи здесь наделены долей озорства и тонкого юмора, кстати, довольно понятного ребенку от 2-2,5 лет. И, надо заметить, что, несмотря на развлекательную нотку в тексте, в нем, безусловно, есть что обсудить и что вспомнить.

Отдельного внимания заслуживают иллюстрации Красовской. Во-первых, их много. Во-вторых, они яркие, бесконечно добрые и очень смешные. Они идеально подходят к такому забавному тексту.

Еще мне очень понравился сборник стихов Ренаты Муха «Хорошая плохая погода» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) (или его аналог «Ужаленный уж »), его я дарила своим знакомым, когда в продаже не было «Вежливого слона». Книга большого формата с не менее чудесными иллюстрациями Антоненкова, стихи Ренаты Мухи в этой книге те же, что и в «Вежливом слоне» , один недостаток – нет Левина с Луниным А так книга выше всяких похвал.

  • А.Барто «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Думаю, 2-3 летний ребенок уже на зубок знает «Зайку бросила хозяйка» и «Уронили мишку на пол», однако сборник «Игрушки» — это хоть и самый известный, но далеко не единственный сборник, который оставила нам в наследие Агния Львовна. Для меня, например, стали настоящим открытием ее стихотворения из циклов «Вовка – добрая душа», «Младший брат», «Настенька», «Я расту». Это просто замечательные стихи про ребят, про их обычные житейские проблемы и открытия. «Ребятишкинская» тематика делает их очень близкими и понятными для детей. А стихи из серии «Младший брат» считаю вообще необходимыми, если в семье рождается или предвидится еще один малыш, т.к. они учат заботе и доброму отношению к малышам. Все стихи легкие и доступные. Самое то для детей от 2 лет.

Стихотворения из вышеупомянутых циклов издаются в том или ином составе в различных сборниках. К сожалению, нам подарили не самое удачное издание Барто, я бы даже сказала, одно из самых неудачных, с аляпистыми компьютерными иллюстрациями. Книга, конечно, не подходит для воспитания художественного вкуса в ребенке, но дочь так в нее вцепилась, что пришлось смириться с этими безвкусными картинками, и читать что просят

К счастью, в магазинах можно встретить и издания получше, например, такое .

  • З.Александрова «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Пожалуй, любимый Тасин стих Александровой – «Про девочку Да и мальчика Нет», но в сборнике есть и много других добрых и запоминающихся стихотворений. Как и у Барто, стихи у Александровой тоже в основном про ребят: про то, как они играют в прятки, в лошадку, строят самокат, собирают цветы и прочее. Если сравнивать с Барто, то книга все-таки не была у нас столь любимой (некоторые стихотворения показались тяжеловатыми для восприятия и не такими цепляющими), но в целом книга занимает достойное место в нашей библиотеке.

  • «Белый дом и черный кот» в пересказе Б. Заходера (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вы когда-нибудь слышали об артисте Тралиславе Трулялинском, что живет в Припевайске, в переулке Веселинском? Если еще нет, то тогда вам обязательно нужно познакомиться с этим развеселым артистом и его семьей, которые пляшут и поют целыми днями! Он живет на страницах этого короткого сборника смешных и необычных польских стишков в гениальном пересказе Бориса Заходера. При прочтении книжка вызывает бурю эмоций у моего ребенка. И хотя здесь всего 3 стихотворения, они не надоедают. Рекомендую, чтобы зарядиться хорошим настроением.

  • И.Токмакова «Где спит рыбка» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Еще одна известная советская поэтесса – Ирина Токмакова. У нас ее творчество представлено в виде небольшого, но очень замечательного сборника «Где спит рыбка». Стихотворения очень живые и задорные, легкий приятный слог, да и юмор присутствует. Читали с удовольствием, всю книгу выучили наизусть.

Еще пример хорошего сборника Токмаковой – «Ходит солнышко по кругу» (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • Г.Сапгир «Леса-чудеса» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Возможно, кто-то помнит творчество Сапгира по своему детству, но я с ним познакомилась совсем недавно, вместе с дочкой. При первом прочтении стихотворения кажутся довольно необычными, а рифмы нестандартными. Но чем больше читаешь, тем больше проникаешься. И вот уже текст льется песней.

От этой удивительной книги так и веет сказкой. Все здесь необычно: в лесах-чудесах сова принимает в гости медведя, олень играет в пятнашки, добрый лев подает лапу прохожим, ну а в стране Хохотании живут смеянцы, которые могут даже злого дракона засмеять так, что он сгорит дотла. Читая эту книгу, с головой погружаешься в сказочные миры, которые обрисовал автор. Так и не хочется их покидать. Рисунки очень гармонично дополняют текст, такие же волшебные.

  • И. Суриков «Детство» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Про эту великолепную книгу я уже писала .

  • С. Михалков «Самые любимые сказки и стихи малышам» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Не представляю себе воспитание ребенка без стихов Михалкова, наверно, потому что его мне чаще всего читали в детстве, и дядя Степа с упрямым Фомой слишком прочно засели в моей голове. Так что моя оценка точно не будет объективной, да и как можно оценивать классику, проверенную годами. Просто эта книга должна быть у каждого ребенка!

А еще у Михалкова удивительный талант без какого-либо занудства (как, например, у Прокофьевой), в милой и смешной манере рассказывать детям про их маленькие огрехи в поведении, капризы, упрямство.

В нашем сборнике (по ссылке полный аналог нашей книги ), пожалуй, самое полное собрание сказок и стихов Михалкова. Единственное, что мне в сборнике не очень понравилось, так это то, что в нем намешано много совершенно разных художников, и я не могу сказать, что мне понравились все иллюстрации.

  • К. Чуковский «Сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • С. Маршак «Стихи и сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • В. Сутеев в сказках и картинках (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Сборников, объединенных картинками Сутеева, существует огромное множество. При покупке обязательно почитайте содержание, т.к. в них часто печатаются произведения Михалкова, Маршака, Чуковского, возможно, они у вас уже есть.

  • Русские народные сказки (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Скажу честно, мое отношение к русским народным сказкам неоднозначно. И хотя я не могу их не читать своему ребенку (это все-таки классика), зачастую я не понимаю, в чем их мораль. Да, безусловно, в некоторых сказках есть полезные мысли, например, не пускать незнакомого волка в дом, как в «Волке и семеро козлят», или не заходить далеко в лес без подружек, как в «Маше и медведь». Но мне совершенно не понятно, в чем мораль тех сказок, где самая лучшая невеста и жизнь достается ленивому дурачку, и зачем сказка учит надеяться на чудесную щуку, сивку-бурку или волшебное кольцо, а не на собственные силы. Есть некоторые сказки, которые даже отпугивают своей жестокостью, как, например, «Терешечка», где Чувилиха зажарила и съела свою дочь. Хорошенько ознакомившись с народным творчеством, я приняла решение все-таки читать сказки, но с некоторой фильтрацией и пояснениями.

Для знакомства дочери с народным фольклором я выбрала сборник от издательства АСТ «». Мне понравилось здесь количество и качество картинок, изложение самих сказок (а оно, надо сказать существенно отличается от сборника к сборнику). Здесь уже не только самые простые сказки, вроде Колобка и Теремка, но и те, что подлиннее и посложнее.

Многие сказки также можно найти отдельно, например, в таких изданиях:

  • «Соломенный бычок – смоляной бочок» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Это грузинская народная сказка с излюбленным сюжетом «Принеси мне сначала то, тогда я тебе дам это» (как, например, в «Петушке и бобовом зернышке»). Довольно достойно ее напечатало издательство «Нигма».

  • «Говорящие сказки » (Ozon , My-shop , Read )

Ну и для разнообразия можно почитать так называемые «говорящие сказки». Суть их в том, что при появлении определенного слова в тексте нужно нажать кнопку с соответствующим звуком. Например, при прочтении слов «Жалко стало Мартынке котика …», малыш нажимает на изображение котенка и слышит мяуканье. Таисии такое развлечение нравится до сих пор, поэтому эти книги, пережив многих своих «коллег», и по сей день живут у нас на полках и никак не уезжают в чулан.