Рисунок иконы оберегающие карандашом для. Как рисуют иконы

Вам понадобится

  • - доска;
  • - темперные краски;
  • - грунт;
  • - костный или мездровый клей;
  • - марля;
  • - кисти;
  • - наждачная бумага.
  • - кисти разной толщины.

Инструкция

Доска для создания образа должна быть ровной и хорошо высушенной. Наиболее доступна и проста в обработке липовая доска, но нередко применялись и хвойные породы, такие, как сосна, ель или кипарис. Если нет куска подходящего размера, подберите несколько однородных фрагментов. Подгоните их друг к другу и склейте.

Обратите внимание на то, что образ находится в центральной , которая представляет собой естественное углубление. Углубление называется ковчегом. Поле рамы выступает над ним на несколько миллиметров. Для обработки поверхности можно использовать наждачную бумагу. Не должно остаться заметных выступов или впадин, сколов и т. п.

Пропитайте доску мездровым или костным клеем. Наклейте на нее кусок льняной хлопчатобумажной ткани. Из того, что наиболее часто встречается в торговых точках, подойдет марля. Ее необходимо предварительно замочить в клее, чтобы она как следует пропиталась. Эта ткань называется паволокой. Она должна высохнуть, прежде чем вы начнете следующий этап.

Приготовьте левкас. Он делается из чистого мела. Лучше всего приобрести его в магазине, где продают товары для художников. Мел необходимо просеять и отмучить в воде.

Сварите клей. Технология приготовления клея животного происхождения примерно одинакова. Замочите пластинки клея в воде и дайте ему набухнуть. Подержите клей в воде часа три, затем поставьте на водяную баню. Подогрейте примерно до 70°С и начинайте постепенно всыпать туда мел. Не забывайте помешивать содержимое кастрюли. В результате у вас должно получиться нечто, напоминающее сметану. Это называется «левкас». В него можно добавить немного льняного масла или меда.

Дайте левкасу постоять при комнатной температуре около суток. Нанесите его тонким слоем на доску с помощью широкой кисти. Дайте доске просохнуть и выровняйте слой шкуркой. Таким же образом нанесите еще 10-15 слоев. При этом грунт не должен получиться слишком толстым, он составляет всего около миллиметра.

На подготовленный левкас нанесите рисунок. Это можно сделать двумя способами. Мастера старой школы рисовали прямо на доске углем или черной краской. Если вы пока не настолько уверены в себе, сделайте рисунок на бумаге в натуральную величину. Компьютерные технологии позволяют даже найти понравившуюся икону, увеличить ее и целиком и частями.

Перенесите изображение на доску. Сделать это можно примерно так же, как вышивальщицы переводят узор на ткань. По контурам сделайте проколы через несколько миллиметров, положите бумагу с рисунком на доску так, как будет располагаться образ, и присыпьте по контуру графитовым порошком. Можно перевести рисунок и через копировальную бумагу.

Если вы все же решили нарисовать образ самостоятельно, потренируйтесь сначала на листе бумаги. Начертите рамку, по пропорциям совпадающую с доской. Постройте изображение. Удобнее всего начинать с круга. Найдите у этого круга центр. Набросайте равнобедренный треугольник с вершиной в центре круга. Основание этого треугольника - нижняя линия . Длина ее зависит от того, какой именно образ вы собираетесь рисовать. Если это Богоматерь, то линия будет длинной, нужно немного отступить от краев рамки. Первоначальный круг останется и на готовой , это нимб.

Наметьте основные детали. Это лики и общие линии фигуры. Обратите внимание на то, что на православной иконе пропорции детского тела точно такие же, как и у взрослого, то есть голова Младенца будет равна примерно 1/7 или 1/8 части от общей длины туловища. На этом этапе набросайте и основные складки одежды.

Раскрасьте образ. Используйте для этого темперные краски. Иконописцы старой школы делали их сами, так бывает и сейчас в профессиональных мастерских. Но темпера продается в магазинах товаров для художников, и вполне можно воспользоваться ею. Обратите внимание на то, что на иконах обычно чистые и яркие краски. Оттенки отсутствуют, а, например, складки одежды передаются путем нанесения штрихов другой краской.

Обратите внимание

Если на образе есть деревья или строения, обратите внимание на то, что их изображения скорее напоминают изометрическую проекцию, нежели объект, построенный с учетом перспективы. Это - одна из отличительных особенностей иконы.

Если фотографии малышей есть у всех родителей, то нарисованный вручную портрет ребенка может стать памятной семейной вещью, которая будет храниться в доме долгие годы, благодаря своей уникальности и художественной ценности. Вы можете попробовать нарисовать младенца самостоятельно с помощью акварельных красок.

Вам понадобится

Инструкция

Поначалу техника рисунка может показаться вам сложной, но с практикой приходит и умение , а значит, практикуйтесь как можно больше и чаще. Начиная рисовать, будьте уверены в своих силах – делайте линии ровными и четкими, а при необходимости смело исправляйте ошибки. Подготовьте акварельную бумагу, акварельные краски, карандаши, ластик и кисть.

Иконы — это нарисованные изображения различных святых. Иконы украшают все церкви и храмы. Святым на иконах молятся прихожане, прося о своих насущных нуждах. Правильно рисовать иконы учат в специальных художественных школах. Можно попытаться поучиться рисовать икону Богородицы с младенцем Иисусом Христом, чем мы и займемся на этом уроке.

Этап 1. Рисуем овал на весь лист бумаги. В нем начинаем рисовать очертания фигуры Богородицы: показываем линию плея, шеи, головы и лица.

Этап 2. Потом возле головы Богородицы намечаем контуры головки младенца Иисуса, его тела, руки и ножек.

Этап 3. Рисуем детали лица. Красивый нос, четкие брови, глаза, рот. Вокруг головы дополняем линии покрывала, оно ниспадает с головы на шею и далее на плечи. Эти линии рисуем очень плавными и нежными. У младенца также показываем аккуратный нос и ротик.

Этап 4. Теперь очень важный этап в рисовании икону. Это прорисовка глаз. Глазам святых уделяется особое важное внимание. Они всегда рисуются очень выразительными, смотрящими на стоящего перед ним человека с какой стороны ни посмотри. Глаза Богородицы рисуем очень красивыми, миндалевидными с четкими зрачками. У Иисуса также довольно большие глаза с не по-детски серьезным их выражением. Брови чуть сдвинуты к переносице.

Этап 5. Украшаем покрывало Богородицы. Рисуем красивые узоры в полосе надо лбом. Также добавим узоры в линию горловины и чуть сзади шеи. По волосам младенца нанесем волнистые линии.

Этап 6. Вокруг головы Богородицы рисуем круг — обозначение ее принадлежности к лику святых. У младенца Иисуса так же вокруг головки есть круг, в котором пересекаются крестообразные линии. Дорисовываем ручку его, выглядывающую в прорезь одежды. На ногах добавим несколько штрихов, имитирующих потеки крови.

Этап 8. Добавим линии на одежде святых.

Этап 9. Черно-белый вариант иконы получился вот такого вида:

Этап 10. Икону можно раскрасить так, как это сделали мы. Попытайтесь и у вас получится собственноручно нарисованная икона.

Во все времена человек искал себе покровителя, ибо считал себя недостойным познать все высшие истины самостоятельно. Как только объявлялись необъяснимые вещи — им приписывались божества разной категории и веса, вплоть до таких, которые сознательно хотели либо убивать человека, либо беречь его. Так продолжалось веками, необъяснимых вещей становилось все меньше, люди становились хитрее и умнее, но нужда в высших существах так просто не отпала, ведь самостоятельно не каждый человека находит выход. Да речь идет о религии, и мы будем учится как рисовать икону карандашом. Икона — способ сохранения всей святости умерших святых. Чудесным образом изображение более или менее похожего святого человека влияет на уровень святости картины, некоторые из них плачут кровью, что считается весьма хорошим знаком и требует тщательного изучения, другие периодически то помогают людям, то нет, на все воля Божья. Секретной техники рисования нет, ровно так же, как материала. Кроме того, древность и срок существования обычной иконы открыто влияет на уровень её святости.

С одной стороны Христианство не имеет ничего общего с язычеством. Но получается странная вещь. Молится картинке — то же самое, что молится любым другим вещам. А поклонятся вещам, это уже противоречит самой религии. Да, там подразумевается Бог, но рисовал картину ведь человек. И состоит она из материалов, купленных на рынке, или в интернет магазине. К тому же каждый желающий может взять инструменты и нарисовать свою икону. Будет ли она такой же святой?

Мне, пожалуй, это неизвестно, да и докапываться до сути не моя задача. Поэтому лучше я расскажу то, о чем знаю наверняка. Это серьезный рисунок и рисовать его весьма сложно, поэтому следуйте таким шагам:

Как нарисовать икону карандашом поэтапно

Шаг первый. Сначала вам нужно аккуратно нарисовать необходимые формы людей, матери и ребенка на руках, с ореолами над головами. Шаг второй. Теперь внимательно обрисуйте черты лиц и набросок одежды.

Шаг третий. Теперь прорисуйте длинные волосы, поработайте над элементами лица и складками на одежде. Шаг четвертый. Если у вас все получилось, то осталось только очистить ластиком весь рисунок от вспомогательных линий и чуть подправить линии. Добавьте теней. Кроме икон можно нарисовать еще.

Искусство – неотъемлемая сфера человеческой деятельности. От уровня его развития зависит становление всего общества в целом и каждой личности в частности. Как известно, цель искусства – эстетическое познание внешнего мира. Для этого искусство принимает различные формы, задействует разные манеры и стили. Это нужно, для того чтобы в полной мере передать на холсте или бумаге мысли, эмоции и чувства людей. С это целью искусство не может обойтись без создания художественного образа.

Все виды изобразительного искусства имеют свои особенности и уникальные стороны. Один из них – иконопись.

Видео-обучение «Как рисовать икону»

Техника иконописи

Специалисты утверждают, что досконально освоить технику иконописи не каждому по плечу. В этом её своеобразность и уникальность. Последовательность создания иконы тянется с древних времён. Таким образом, вдохновение и вместе с тем сам принцип рисования иконописец черпает от предыдущих поколений священных дел мастеров. В первую очередь, традиции предков неуклонно соблюдают начинающие иконописцы. Стоить отметить, что в какой-то момент можно отступить от ряда методов, но при этом нельзя забывать о том, что образ иконы и последовательность его построения должны отображать собой древние традиции иконописи.

Каждая икона – подчёркивают эксперты – не может обойтись без четырёх частей – слоёв.

Основа – это кусок холста или щит из деревянной доски. Грунт или левкас составят второй слой. Непосредственно живопись начинается при создании предпоследнего слоя.

Важно отметить, что красочные материалы для рисования образа можно приготовить, как из натуральной яичной эмульсии, так и из искусственной.

Финальный слой не только ставит точку в образе, но, прежде всего, защищает икону от внешнего воздействия. В конце изображение иконы покрывают тонкой плёнкой отвердевшего растительного масла. Соответственно, работа над иконой подразделяется на четыре долгих этапа.

Традиции выдающихся иконописцев

Современные иконописцы делают иконы из самых разных материалов. Но ни при каких обстоятельствах не стоит отходить от исторической технологии. Этим нарушаются все существующие каноны.

Для рисования иконы потребуются:

  • доска;
  • грунт;
  • темперные краски;
  • мездровый клей;
  • кисти разной толщины;
  • марля;
  • наждачная бумага.

Важно, чтобы доска была ровной и хорошо высушенной. Лучше всего использовать для работы липовую доску. В крайнем случае, можно задействовать хвойные, еловые породы ил кипарис. При желании доску нужных размеров можно собрать из мелких фрагментов. К этому занятию следует подходить со всей ответственностью, чтобы кусочки материала не слишком отличались друг от друга. Иначе на иконе появятся выпуклости.

Углубление должно быть в самом центре иконы. На этом месте, как правило, изображается лик святых. С целью избежать появления впадин и выступов желательно хорошенько натереть изображение наждачной бумагой.

Создание иконы требует недюжинных знаний в сфере изобразительного искусства, а также соответствующих художественных навыков. Прежде чем заниматься иконописью нужно, как следует, изучить доступные техники этого вида искусства. Кроме того, не лишним будет узнать все нюансы о материалах, из которых состоит икона.


На иконе нельзя изображать тучных или привлекательных людей, а каждый цвет имеет свое значение.

Редкие минералы, золото, платина, освященная на Крещение вода, яичный желток, пивной солод, хлеб, животный жир - вот из чего творят иконы мастера, стремящиеся во всем следовать древней традиции.

Чтобы узнать об этом больше, отправляемся в иконописную мастерскую "Небо на земле" священника Сергея Павелко в Николаеве. Здесь художники работают так же, как в XVII веке.

"Без молитвы не начинаем труд, - говорит Мария Павелко, художник. - Отец Сергий проводит молебен перед каждым рабочим днем. И в процессе работы мы останавливаемся, чтобы помолиться. Отец Сергий время читает вслух Священное Писание. Потому что именно Бог управляет созданием иконы, а мы только его инструменты".

Иконы здесь рисуют на доске - из липы или ольхи.

"На доску наклеиваем паволок - специальное полотно, - объясняет Мария. - Используем в работе левкас, как художники - иконописцы ХVII века. Накладываем от четырех до пятнадцати слоев основы, которая готовится на основе мела и желатина. Каждый слой грунта сохнет два-три дня. А когда все слои нанесены, следует хорошо их выровнять. И тогда уже можно рисовать".

Очень важно выдержать стилистику изображения человека на иконе.

"Иконописец должен дистанцироваться от чувственных образов, - объясняет Тарас Тимо, преподаватель богословия, специалист по теории иконописи. - Нельзя изображать юную женщину по стандартам земной красоты - тогда не будет настройки на молитву. Никогда на иконе не увидим тучного человека, наоборот - фигуры вытянутые, стоящие. Это демонстрирует аскетичность, а также привязанность к посту, самодисциплине".

Размеры головы и лица имеют определенную диспропорцию, - персонажей икон изображают с высоким лбом. Даже если рисуют Иисуса ребенком двухлетнего возраста, показывают его с серьезным, нехарактерным для малыша лицом. Взрослый Христос, бывает, имеет мешки под глазами или морщины на лбу - это символика мудрости, стражденности.

Каждый из христиан чувствовал на себе взгляд иконы, когда молился в церкви. С какой стороны бы не стал - глаза как будто смотрят на тебя. Для этого у иконописцев есть свой прием.

"Когда изображают зеницу ока, то ставят в определенном месте очень мелкую белую крапинку - она отражает направление взгляда. Даже на фото это видно, - объясняет Тарас Тимо. - В иконе радужка глаза рисуется кругами, от светлого до темного. А места, которое фиксирует взгляд на определенную точку, нет. Поэтому возникает визуальный эффект, будто икона постоянно смотрит на нас".

Каждый цвет в иконе является символом. Багряный - знак страдания, голубой - рая, небес, а в желтом изображают Иуду, так как это цвет измены.

Краски в мастерской "Небо на земле " делают вручную - они не будут терять своего качества на холсте на протяжении веков. На столах видим небольшие ступы, куски стекла, камней.

"Вот это малахит, а это - бразильский горный хрусталь, - показывает Мария. - Вот украинский черный турмалин, керченит. Чтобы изготовить краску, перетираем их в ступках, а затем еще раз в палитре из стекла. Далее разводим в эмульсии. Ее готовим из яичного желтка и освященной воды. Эта краска долго и медленно сохнет и образует как бы окаменелость".

Тонкое сусальное золото крепят к образу с помощью пивного солода. Чтобы получить смесь нужной концентрации, около суток вываривают пиво. Даже лак, которым покрывают слой краски, мастера изготавливают собственноручно. Магазинный не подходит - натуральные краски под ним темнеют.

Иконы, в которых каждая деталь изготовлена вручную, стоят ориентировочно пять тысяч долларов. Другие же, когда художник работает только над живописью, а остальные материалы покупает, значительно дешевле - от 300 долларов за классическую молельную икону размером 30 на 40 сантиметров.

Юлия Курий, "Экспресс" №40.