Татарская народная сказка "три дочери". "Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери"" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему Русская народная сказка три дочери

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Три сестры (Татарская сказка)" деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. История происходит в далекие времена или "Давным-давно" как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Сказка "Три сестры (Татарская сказка)" читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.

Ж ила — была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

— Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

— Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

— Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

— Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

— Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день — деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.


«
  1. Углубить знания учащихся о сказках как об одном из жанров устного народного творчества.
  2. Совершенствовать технику чтения, обогащать словарный запас учащихся.
  3. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.
  4. Воспитывать доброту, способность к сопереживанию.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационная часть

Психологический настрой учащихся на восприятие сказки “Три дочери”.

На дворе весна. Солнышко улыбается. Вот его лучики доходят до нас и словно говорят: “Доброе утро, ребята!”. Давайте мы тоже всем скажем “Доброе утро!”, улыбнемся друг другу и примемся за работу.

II. Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как мы выполнили домашнюю работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание?

– Кто порадует нас своим чтением?

1. Чтение отрывка нанайской сказки “Айога” – разговора матери и дочки, матери и соседской дочери (стр.299, 300).

2. Орфографическое чтение пословицы с доски:

Личиком белёнек, да душой черненек.

Ответы на вопросы:

– С кем из героев этой сказки можно соотнести данную пословицу?

– Почему? (в душе – черствый, равнодушный, не отзывчивый – “черная душа”)

– Чему учит нас эта сказка?

3. Обобщение. Оценки за выполнение домашней работы.

III. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика – проведем “зарядку для язычка”.

[ч`], [щ`], [р], [л].

2. Внимательно слушаем и дружно проговариваем чистоговорку:

Че-че-че – черепаха и пчела.
Ча-ча-ча – паучата и бельчата.
Чу-чу-чу – чудо, чудный, чудеса.
Чи-чи-чи – говорим мы чисто, чисто.

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые слова из чистоговорки встретятся в новом произведении. О каких словах из чистоговорки вам хотелось бы прочитать”.

3. Словарная работа (на доске)

Дочь – дочери, таз – тазы , два таза ; быстр ый, др ужок, расс ерд илась.

Холст – льняная (полученная изо льна – растения) грубая ткань.

Ярмарка – большая торговля разными товарами (продукты питания, одежда, обувь) с играми, шутками, песнями.

Ребята, послушайте стихотворение, где описывается, как в старину проходили ярмарки:

Пляски, веселье и угощенье!
Весёлые гармошки, балалайки да матрёшки!
Скорее, скорей, честной народ!
Задорная ярмарка зовёт!

Повторное орфографическое чтение слов с доски.

4. Офтальмопауза. Релаксация.

Упражнение для пальчиков “Кормим птичек”, “пары”, “домик”.

IV. Работа над новым материалом

  1. Чтение названия сказки (с доски).
  2. Чтение сказки учителем (дети слушают).
  3. Проверка первичного восприятия.
  4. – Назовите главных героев сказки?
    – Кто из них вам нравится? Почему?
    – Кто не понравился? Чем?
    – К какому виду относится эта сказка?

  5. Чтение сказки учащимися
  6. Работа над идейным содержанием произведения.

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь? (выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери? (выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми? (выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– В кого превратилась младшая дочь?

– Когда это произошло?

– Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась именно в пчелку?

– Чему учит это произведение?

6. Работа над пословицами.

На карточках написаны пословицы: начало на одной карточке, а конец – на другой.

Ваша задача: соединить карточки так, чтобы получились верные пословицы.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей, как земля людей.

Хоровое орфографическое чтение пословиц. Выразительное чтение пословиц.

– Какая тема объединяет все эти пословицы?

V. Физминутка

Вы читали, отвечали,
И, наверное, устали?
Тогда быстро, быстро встали,
Дружно вытянули шеи,
И как гуси зашипели ш-ш-ш,
Пошипели, засвистели с-с-с,
И как птички полетели,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу,
Полетали, полетали,
И за тучкою пропали.

VI. Игровая пауза – логические цепочки

По предметным картинкам (даны на доске) составить пары.

Таз – черепаха.
Паук – холст.
Пчела – улей.
Шишка – белка.

Найдите “лишнюю” пару. Почему вы выбрали эту пару?

VII. Подведение итогов

– К какому виду сказок относится сказка “Три дочери”?

Сопоставление татарской народной сказки с русскими народными сказками.

В русских народных сказках часто соблюдается принцип троекратного повторения:

три сына, три чуда, три превращения.

– Соблюдается ли принцип троекратного повторения в татарской народной сказке?

– В каких эпизодах?

– Что узнали о жизни, быте татарского народа из этой сказки?

– В нашей сказке младшая дочь месила тесто. Какие традиционные блюда татарской

кухни она могла приготовить из теста?

– Чему мы учились на уроке?

– Какое задание вам понравилось больше всего, запомнилось?

– Что было самым трудным? А что показалось неинтересным?

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся показывают карточками “” или “”.

Оценки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание

: выразительное чтение сказки (1 вариант), пересказ сказки (2 вариант), нарисовать иллюстрации.

Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери . Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна.

Татарская сказка Три дочери

Вот прошёл год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалёку:
- Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!
Белка сразу же побежала выполнять просьбу.
Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.
- Ой, - сказала старшая дочь, выслушав белку. - Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.
А она и вправду тазы чистила.
- Ах так,- рассердилась белка,- тогда и не расставайся вовек со своими тазами!
Только сказала - вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.
А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.
- Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доткать.
А она и вправду холст ткала.
- Ах так,- рассердилась белка,- ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!
Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела - побежала к ней.
- Доброе у тебя сердие,- сказала белка - Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут.
Так оно и стало.

Татарская народная сказка Три дочери
Перевод С. Гильмутдиновой

Предмет : литературное чтение

Класс : 2

Тема урока: «Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».

Цели урока: объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Планируемые результаты:

Предметные :

  • соотносить иллюстрации с содержанием произведения;
  • объяснять значения устойчивых выражений;
  • выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные:

  • Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
  • Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания .

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.19-21, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Словесный: беседа

1 мин.

Сказки - мудростью богаты

Сказке - скажем “Приходи”!

Это присказка ребята

Но, а сказка впереди.

Что же такое СКАЗКА?

Сказка – это жанр устного народного творчества.

Мы с вами сегодня совершим путешествие в страну сказок.

Слушать учителя.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Словесный: беседа

5 мин.

Но прежде чем мы попадем в страну сказок, давайте с вами вспомним: какие бывают сказки? (авторские и народные)

Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок.

На какие виды делятся народные сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных)

Отвечать на вопросы учителя.

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Словесный: беседа

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.

- «Шли-шли,- солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы» (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка)

-«Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка)

- “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
-« Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

-«Навсегда бросила детей мать-кукушка. С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей»

(«Кукушка» Ненецкая народная сказка»)

Какой главный смысл в каждой сказке?

«Хаврошечка» (добро побеждает зло).

-«Мальчик с пальчик» (помогать старшим, заботится о родителях).

-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушаться старших, быть добрым).

-«Каша из топора» (добру, смекалке, сообразительности).

-«Кукушка» (помогать маме, беречь и заботиться о ней).

Вести беседу с учителем.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять главный смысл сказки.

Структурировать знания(П)

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Изучение нового материала

Словесный: беседа

Практический: чтение сказки

Нагляный: рассматривание иллюстрации

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?

Какие цели мы можем поставить на урок? (доказать, что данное произведение является действительно сказка; охарактеризовать главных героев; выделить главный смысл сказки).

Чтение сказки учителем

Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился больше и почему?

Какая же это сказка - волшебная, бытовая или о животных?

Почему вы так считаете?

Словарная работа.

В сказке вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними.

тяжко заболела – тяжело

печальная весть - грустная, горестная

чёрный день – тяжёлый трудный

ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.

холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Чтение трудных слов

Прочитаем по слогам трудные слова:

Постучалась – по- сту- ча- лась

Превратилась – пре- вра- ти- лась

Обхватили- обхватили

Рассердилась- рас-сер- ди- лась

Чтение отрывка сказки по ролям

Сегодня к нам в гости пришли герои одной сказки. Кто они?

Давайте вместе рассмотрим иллюстрацию к сказке на стр 63.

(три девушки, белочка)

Что они делают? (работают по хозяйству)

Показываю детям тюбетейки и костюм белочки. Распределение ролей.

Определять цели урока.

Слушать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с малознакомыми выражениями.

Рассматривать иллюстрацию.

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Физминутка

5 мин.

Повторяйте движения за белочкой на видео.

Повторять движения.

Первичная проверка понимания нового материала.

Словесный: беседа

Работа по содержанию прочитанного текста.

Почему все любили младшую дочь долгие годы?

Что с ней произошло?

Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

Справедливо ли поступила белочка?

А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

Давайте докажем, что это сказка. Зачин «Жили –были….», число три, троекратный повтор, Конец сказки: зло наказано, а добро вознаграждено.

Отвечать на вопросы учителя.

Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся

(Р)

Планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации(Р)

Закрепление новых знаний

Словесный : беседа

Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?

Кто вам нравится больше всех? Почему?

За что народ любит младшую дочь?

Всегда ли вы окликаетесь на просьбы мамы?

За что были наказаны старшие дочери?

Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

Как, по вашему мнению, сложилась судьба дочерей?

Кем они стали?

Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

Анализировать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Делать вывод.

Осознанно строить речевые высказывания(П)

Аргументировать свое мнение и позиции(К)

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Итог урока

Рефлексия

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.)

Слушать учителя.

Оценивать свою работу на уроке.

Контролировать и оценивать процесса и результатов деятельности (П)


Татарская народная сказка "Три дочери"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Три дочери" и их характеристика

  1. Старуха-мать, пожилая, больная, любящая своих детей.
  2. Зоренька, старшая дочь. Важная, красивая, любительница смотреть на свое отражение.
  3. Звездочка, средняя дочь. Холодная, красивая, любительница прясть.
  4. Ласточка, младшая дочь. Веселая, отзывчивая, работящая, ответственная, добрая.
  5. Белочка. Маленькая и справедливая.
План пересказа сказки "Три дочери"
  1. Мать и ее три дочери
  2. Зоренька и ее тазы
  3. Звездочка и ее пряжа
  4. Ласточка и Белочка
  5. Отъезд дочерей
  6. Болезнь матери
  7. Черепаха
  8. Паучиха
  9. Добрая Ласточка.
Кратчайшее содержание сказки "Три дочери" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жила старушка-мать и было у нее три дочери-красавицы.
  2. Старшие дочери матери не помогали, своими делами занимались
  3. Младшая всюду успевала и с Белочкой дружила
  4. Разъехались дочери, заболела мать, поспешила Белочка за помощью
  5. Отказались ехать старшие сестры к матери и превратились в черепаху и паучиху
  6. Прибежала младшая дочь к матери, вылечила ее и благодарила ее мать.
Главная мысль сказки "Три дочери"
Никогда не следует забывать о своих родителях, как бы мы не были заняты.

Чему учит сказка "Три дочери"
Эта сказка учит любить и уважать своих родителей. Учит помогать им и заботиться о них в старости. Учит не быть эгоистами, учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что добро вознаграждается и зло наказывается.

Отзыв на сказку "Три дочери"
Мне очень понравилась эта сказка, а особенно младшая дочь - Ласточка. Она и когда жила с матерью была самой веселой, самой работящей, самой красивой, и когда уехала единственная откликнулась на просьбу о помощи. Отложила все дела и примчалась к матери. Потому что мать - это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Пословицы к сказке "Три дочери"
Материнское сердце в детках.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Нет роднее дружка, чем родимая матушка.
Пчелки без матки, пропащие детки.
Какова мать, такова и дочь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Три дочери"
Жила на лесной полянке старая женщина с тремя дочерьми.
Как утренняя заря была красива ее старшая дочь. Мать так и звала ее - Зоренька. Больше всего на свете любила Зоренька начищать до блеска медные тазы. Как начистит таз до зеркального блеска, так и любуется на свое отражение.
А мать просит ее воды принести, за гусями присмотреть. Но отказывается Зоренька, на свое отражение смотрит. Плачет мать, а Зоренька замуж просится.
Красива и холодна как вечерняя звезда была средняя дочь. Только на звезды смотрела целыми ночами и их считала своими подругами. Звездочка, называла ее мать. Все время пряла Звездочка и казалось ей, что нити могут до самых звезд дотянутся. И считала себя Звездочка несчастной, целыми днями плакала.
Стройная младшая дочь была работящей и бойкой. Все она успевала, всем помогала и звала ее мать Ласточкой. Дружила она с белочкой, что в сосне высокой жила.
И вот сбылась мечта старших сестер - вышли они замуж, разъехались в разные стороны. А следом и черед Ласточки замуж выйти пришел. На прощание наказала она своей Белочке позвать ее и сестер в черный день и уехала с мужем.
А через три года заболела мать очень сильно. Поскакала Белочка к старшей сестре, зовет домой, матери помочь. Но отказалась старшая сестра, все в тазы медные любовалась. Рассердилась на нее Белочка и превратила ее в черепаху.
Поскакала Белочка к средней сестре. Но и той некогда о матери заботиться, все пряжу свою лунную прядет. Рассердилась на нее Белочка, в паука превратила.
Доскакала Белочка и до младшей сестры. А та как раз пироги пекла. Только услышала про хворь матушкину, собрала пироги, домой стремглав кинулась. Накормила мать, от постели не отходила, пока не поправилась старушка. Стала мать Ласточку да Белочку благодарить, а старшие сестры до сих пор идут.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Три дочери"