Проблема сохранения воспоминаний о войне. Сохранение культурного наследия. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

В современном обществе многие забывают о героизме людей, которые погибли в военные годы. Именно такую проблему сохранения памяти о погибших на войне рассмотрел в предложенном для анализа тексте Константин Михайлович Симонов.

Чтобы наиболее точно проанализировать проблему, автор пишет о двух героях, непохожих друг на друга, но совпадающих в отношении к погибшим на войне. Один из них бережно относится к исторической памяти в силу своего образования: "Для Прудникова, когда-то до войны учившегося на историческом факультете МГУ, это открытие представлялось чрезвычайно важным".

Другой- в силу своего характера: "Был он большой души человек, несмотря на грубость, любимец всей батареи и хороший артиллерист". После того, как капитан Николаенко понимает, что обстрелу подвергается могила Неизвестного солдата, он даёт приказ отставить огонь. Этот момент учит читателя чтить и хранить память о погибших на войне.

Я думаю, что авторская позиция сформулирована в предложениях №35-38: "Это ведь не просто могила. Это, как бы сказать, национальный памятник... Ну, символ всех погибших за Родину". Константин Михайлович утверждает, что каждый человек при любой ситуации обязан помнить о погибших за Родину. Ведь это является основной ценностью в нашей жизни.

А без знаний о своём прошлом мы не имеем будущего.

Например, в произведении Б.Л. Васильева "Экспонат №" бережное сохранение памяти о погибшем солдате проявляется в поведении главной героини Анны Федотовны. Её сын погиб в первые годы Великой Отечественной войны. От него осталось лишь несколько писем с фронта, которые старушка ценит и бережёт. Однажды к пожилой женщине приходят пионеры с просьбой отдать письма в исторический музей. Анна Федотовна отказывается, потому что эти вещи связывают её с сыном, напоминают о нём. Для героини высшей ценностью является сохранение памяти о родном погибшем солдате.

Ещё одним примером служит произведение В. А. Закруткина "Матери человеческая". Главная героиня Мария относится с трепетом к памяти погибших на войне. Вернувшись в разграбленную деревню, женщина первым делом старалась похоронить всех мёртвых: и своих, и врагов. Лопат не было, поэтому она копала могилы руками. Мария считала бесчеловечным не совершить захоронение погибших. Несколько месяцев героиня искала тела мужа и сына, которых убили у неё на глазах. В финале произведения женщина нашла их останки и похоронила. Она бережно сохранила память о погибших на войне.

Таким образом, каждый человек должен помнить подвиг и героизм тех, кто защищал свою Родину, свой народ. Память о погибших - это святая ценность во все времена. Мы обязаны сохранять её.

Многие писатели в своих произведениях обращаются к теме войны. На страницах рассказов, романов и очерков они сохраняют память о великом подвиге советских солдат, о том, какой ценой отвоевывали победу. Например, рассказ Шолохова “Судьба человека” знакомит читателя с простым водителем – Андреем Соколовым. В годы войны Соколов потерял свою семью. Его жена и дети погибли, дом был разрушен. Однако он продолжал бороться. Был в плену, но сумел спастись. А после войны нашел в себе силы усыновить осиротевшего мальчика – Ванюшку. “Судьбы человека” – художественное произведение, но основано оно на реальных событиях. Я уверена, что подобных сюжетов за те четыре страшных года было немало. И литература позволяет нам проникнуться состоянием людей, прошедших эти испытания, чтобы еще сильнее ценить их подвиг.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Последняя война унесла десятки миллионов жизней, принесла боль и страдания в каждую семью. Трагические события Великой Отечественной не перестают волновать людей и поныне. Юное поколение...
  2. Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех...
  3. В данном тексте В. Астафьев поднимает важную нравственную проблему, проблему памяти о войне. Писатель рассказывает о том, с каким трепетом и осторожностью его друг и...
  4. Война – самое страшное, что может произойти с человечеством. Но даже в нашем 21 веке люди не научились решать проблемы мирным путем. И до сих...

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

Когда говорят «Великая Отечественная война» передо мной встает картина боев и ожесточенных сражений; боль – физическая от ран, и душевная, которая мучает людей потерявших своих близких в ту пору. Но что значит война для современного общества? Как относятся нынешние люди к ветеранам, к памяти о великих боях и о всеобщих героях? Именно об этом заставляет задуматься читателя своим текстом Л. Матрос.
Говоря об этой проблеме, автор с сожалением признает, что военные годы уходят вдаль из памяти современностии «во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает все то, что напоминает о ней». И он прав, ведь подрастает новое поколение, которое, увы, не интересуется «проблемами прошлого», им гораздо интереснее думать о сегодняшнем дне. Все чаще мы сталкиваемся с такой ситуацией, что для современного поколения Великая Отечественная война становиться лишь отголоском из прошлого, о котором упомянуто в учебниках по истории. Не зря Матрос считает тему победы особенно актуальной в наши дни, потому что Великая Победа показала, «как могущественны и непобедимы люди Земли, когда они руководимы мудростью поиска путей объединения сил добра и гуманизма против зла и человеконенавистничества».
Я полностью разделяю взгляд автора, мне близка его боль. Я также считаю, что тема народной памяти очень актуальна в нынешнее время, когда в мире мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством неприятностей. Опираясь на это, я считаю, что невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны
Великая Отечественная война создала целую поэтическую антологию эпохи. Важность народной памяти не раз подчеркивалась в произведениях талантливых писателей. Таким образом они показали нам, что эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам.
Вспомним, хотя бы, «Обелиск» Василя Быкова, где подвиг учителя, расстрелянного фашистами, не был забыт.
Также примеру, можно вспомнить повесть Кондратьева «Сашка».
Говоря об этом произведении, нельзя пройти мимо таких понятий, как мужество, честь, смелость и отвага. Именно этими качествами обладал главный герой повести. Сашка. Хоть этот герой совсем еще юн, но к своей профессии относиться очень серьезно.
Никого не оставляют равнодушными события тех лет. И очень ценно то, что со временем мы не превращаемся в рабов-манкуртов из известной легенды, не помнящих своего прошлого.
Главное – помнить поистине великие слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости».

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.Т. Твардовский - стихотворение «Есть имена и есть такие даты...». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими ге­роями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом - судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может на­слаждаться красотой природы, радоваться праздникам, тру­диться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обя­заны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памя­ти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины...».
  • Е. Носов - рассказ «Живое пламя». Сюжет рассказа не­сложен: рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тети Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у нее на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они на­поминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тети Оли к цветам изменилось: теперь на клумбе у нее полыхал целый ковер маков. «Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влаж­ной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живо­му огню». Образ мака в этом рассказе символичен. Это сим­вол всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохнов­ляет нас на новые подвиги. Память о погибших героях всегда остается с нами. Именно это, думается, составляет одну из главных идей произведения.
  • Б. Васильев - рассказ «Экспонат №...». В этом произ­ведении автор ставит проблему исторической памяти и детс­кой жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пи­онеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе - от его товарища. Письма эти были очень дороги ге­роине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Ав­тор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шка­тулки - их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».