Главные пороки человека и методы, как с ними бороться. …В большом свете водятся премелкие души. I. Изучение нового материала

Экспресс-опрос

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Тест для учащихся 8 класса

Резь Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ССОШ»


Инструкция по работе с тестом

  • Проверочный тест состоит из 8 заданий.

Каждое задание имеет 3 или 4 варианта ответа, один из которых - правильный.

2. Прежде чем нажимать переключатель, хорошо подумай.


1. Когда родился Денис Иванович Фонвизин?


2. Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?

Белинский

Державин


3. Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд», которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?

Стародум

Скотинин


4. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?

Стародуму

Правдину

Простакову


5. Кому из героев комедии принадлежат слова:

«Не хочу учиться, хочу жениться»?

Правдину

Митрофану

Цыфиркину


6. Какой герой комедии наиболее близок самому

Д. И. Фонвизину?

Стародум

Кутейкин


7. Какому герою комедии принадлежат следующие слова и афоризмы

- Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

- Глупому сыну не в помощь богатство.

- …В большом свете водятся премелкие души.

- Наличные деньги – не наличные достоинства.

Стародуму

Правдину

Митрофану


8. В названии «Недоросль» отражено :

Прозвище главного героя

Так в 18 веке называли несовершеннолетнего дворянина

Название сословия, жизнь и нравы которого изображены в комедии


Использованные ресурсы

Портрет http://www.a4format.ru/authors/1097305408(s).jpg

Митрофан http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/2_57.thumbnail.jpg

Фф-

http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/jpg_142.thumbnail.jpg

митроф http://maly.ru/photo_day/thumb/KonovalovA_nedorosl.jpg

правдин http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5b/%D0%95._%D0%9A._%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%22%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8C%22_%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%2C_1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%29.jpg

пушкин http://pushkin.niv.ru/images/pushkin/pushkin_01.jpg

стародум http://img-fotki.yandex.ru/get/5303/tomi-aleks.36/0_4f9b3_30a57cdc_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/4403/tomi-aleks.36/0_4f9b0_814d33dc_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/tomi-aleks.36/0_4f9ab_9f449e2c_L

http://ru.wikipedia.org/

http://fotki.yandex.ru/

В презентации использован шаблон учебного тренажера Захарова Т.А. , Байдакова Т.Б

Урок 10

Ж.-Б. Мольер – представитель французского классицизма XVII в.

Цел и: рассмотреть признаки классицизма в драме; познакомить с биографией и творчеством Мольера.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Обучение конспектированию лекции учителя.

Рассказ учителя о французском классицизме.

Расцвет классицизма связан с периодом утверждения абсолютной монархии во Франции. К середине XVII в. королевская власть стала исторически прогрессивной силой, противостоящей своеволию крупных феодалов и способствующей развитию экономической, социальной и духовной жизни страны. Под покровительством короля богатела французская буржуазия. Именно король сумел смягчить ожесточенную религиозную вражду внутри страны. Личность короля воспринималась как воплощение разумной воли и пользовалась непререкаемым авторитетом. Эта эпоха получила название просвещенного абсолютизма.

Исторически необходимые мероприятия королевской власти не предусматривали, однако, заботу о благе широких народных масс.

Людовик XIV, или, как его называли, «король-солнце», с небывалой роскошью содержал свой двор. Ко двору были призваны лучшие художники, писатели, музыканты и артисты. Король построил себе недалеко от Парижа новую резиденцию – Версаль. Его архитекторы создали стиль, по строгой безыскусности и величественности напоминавший античные сооружения. В основу стиля был положен принцип тяготения к центру, символизировавшему центральную власть. Принцип строгой регламентации, который насаждался при королевском дворе, распространялся и на культуру эпохи. Так возникло искусство классицизма, в русле которого были созданы великие произведения архитектуры, скульптуры и литературы, прежде всего драматургии.

Классицизм во Франции выдвинул великих писателей – мастеров трагедийного жанра Корнеля и Расина, баснописца Лафонтена, комедиографа Мольера.

Метод изображения человека у драматургов французского классицизма существенно отличается от того, каким позднее стали пользоваться реалисты XIX в. В отличие от реализма XIX в., в произведениях которого характеры связаны с обстоятельствами и чаще всего определяются этими обстоятельствами, классицистическая трагедия выдвигает характер сам по себе, обстоятельства здесь играют подчиненную роль.

Классицизм старался подчеркнуть общечеловеческий смысл изображаемых конфликтов. На сцене французского трагического театра XVII в. герои выступают как участники острейших конфликтов, сюжет строится на столкновении противоборствующих чувств – долга и страсти.

Сосредоточенность трагического поэта на изображении человеческого характера, моральных принципов, которым следует герой, во многом определяет и структуру трагедии, расстановку в ней действующих лиц.

Здесь получает объяснение и традиционный для драматургии классицизма принцип «трех единств»: места, времени, действия.

Искусство Мольера – драматурга и актера – выросло в художественной атмосфере зрелого классицизма. К этому времени Корнель уже закончил свою деятельность, современником Мольера был Расин.

С классицизмом Мольера связывает углубленная разработка характеров, интерес к человеческой личности в ее сложных отношениях с другими людьми.

2. Запись основных положений по теме «Французский классицизм»:

1) Строгая иерархия жанров.

2) Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача – «смешить и смехом пользовать» (то есть лечить);

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) 5 действий.

3) Правило трех единств:

а) единство места;

б) единство действия;

в) единство времени.

4) Герои классицизма:

а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития);

б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр (высказывающий нравоучительные суждения с авторских позиций).

3. Рассказ учителя.

В художественной биографии Мольера, написанной М. Булгаковым, есть глава «Бру-га-га», посвященная первому представлению мольеровского театра при дворе. Это произошло в одном из залов Лувра 24 октября 1658 года. Вечер открылся трагедией Корнеля «Никомед». В зале – король, придворные, актеры Бургундского отеля, признанные мастера трагического жанра. По ходу спектакля скучнеет зал, сжался в своем кресле брат короля юный Филипп Орлеанский – это он добился для провинциальной труппы права играть в Лувре. И что же – провал? Он кажется уже свершившимся, когда после «Никомеда» на сцене появляется Мольер и предлагает разыграть перед зрителями комедию собственного сочинения «Влюбленный доктор» – дескать, провинция на ней смеялась. Король снисходительно кивает.

В главной роли, как и в только что провалившемся «Никомеде», выступил сам директор театра – Мольер. Он выбежал на сцену – в зале заулыбались. После первой реплики стали хохотать. А через несколько минут хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек (король) отвалился на спинку кресла и стал, всхлипывая, вытирать слезы. Вдруг, неожиданно для себя, рядом визгливо захохотал Филипп. Лицо Мольера вдруг посветлело. Он понял, что слышит «…знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бру-га-га»…».

Так столица узнала о новой труппе и ее руководителе, неважном исполнителе трагических ролей, но зато великолепном фарсере и авторе комедий. Король узаконил существование нового театра, отведя ему зал Пти-Бурбон. По неофициальному титулу брата короля театр назвали труппой Месье.

4. Сообщение учащегося о Ж.-Б. Мольере.

Жан Батист Поклен, вошедший в литературу под именем Мольера, родился в 1622 г. в семье обойщика мебели, который со временем купил патент «личного обойщика короля». Будущий писатель получил образование в одном из привилегированных учебных заведений – Клермонском колледже (ныне лицей Людвига Великого). Как это было тогда принято, он в совершенстве овладел латынью (ученики даже на переменах обязаны были говорить только на латыни), хорошо знал античных классиков. Биографы утверждают, что круг его знаний был шире, чем это было предусмотрено программой. По окончании колледжа Жан Батист получает диплом юриста; спустя 2 года, в 1643 г., он отказывается от права на звание «личного обойщика короля», которое он мог наследовать от отца, и становится актером. При содействии нескольких друзей он открывает в Париже так называемый Блистательный театр, где впервые принимает сценическое имя Мольер. Однако это предприятие терпит неудачу, и разорившаяся труппа начинает странствовать по городам и богатым поместьям Франции. Именно в этот период, продолжавшийся целых 13 лет, Мольер приобретает жизненный и сценический опыт и сам начинает писать пьесы.

Труппа Мольера выступала, конечно, не только перед провинциальными вельможами, но и перед простолюдинами. Знакомство с людьми из народа во время многолетних скитаний по стране способствовало, в частности, созданию образов энергичных, ловких и умных слуг и служанок в его комедиях.

Много значило для Мольера знакомство с народным фарсом – эксцентричной комедией на бытовые темы, распространенной во французском ярмарочном театре. Многие приемы фарса Мольер использовал при создании своих произведений. От эпохи Возрождения у Мольера – его жизнерадостность, вера в человека, изображение борьбы с косными силами, препятствующими герою в достижении счастья.

Внезапная смерть драматурга в 1673 г. наступила, можно сказать, на сцене. Исполняя главную роль в своей последней комедии «Мнимый больной», Мольер почувствовал себя по-настоящему больным и вскоре после представления скончался. Парижский архиепископ, принадлежавший к стану врагов великого комедиографа, запретил похороны на городском кладбище под предлогом, что «комедиант» умер без покаяния. Эта абсурдная ситуация, когда родные не знали, что делать с телом скончавшегося Мольера, подробно воспроизведена в биографической повести М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

5. Чтение учителем гл. 33 романа М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера» (сцена смерти Мольера и история его захоронения).

Ж.-Б. Мольер – представитель французского классицизма XVII в.

Цел и: рассмотреть признаки классицизма в драме; познакомить с биографией и творчеством Мольера.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Обучение конспектированию лекции учителя.

Рассказ учителя о французском классицизме.

Расцвет классицизма связан с периодом утверждения абсолютной монархии во Франции. К середине XVII в. королевская власть стала исторически прогрессивной силой, противостоящей своеволию крупных феодалов и способствующей развитию экономической, социальной и духовной жизни страны. Под покровительством короля богатела французская буржуазия. Именно король сумел смягчить ожесточенную религиозную вражду внутри страны. Личность короля воспринималась как воплощение разумной воли и пользовалась непререкаемым авторитетом. Эта эпоха получила название просвещенного абсолютизма.

Исторически необходимые мероприятия королевской власти не предусматривали, однако, заботу о благе широких народных масс.

Людовик XIV, или, как его называли, «король-солнце», с небывалой роскошью содержал свой двор. Ко двору были призваны лучшие художники, писатели, музыканты и артисты. Король построил себе недалеко от Парижа новую резиденцию – Версаль. Его архитекторы создали стиль, по строгой безыскусности и величественности напоминавший античные сооружения. В основу стиля был положен принцип тяготения к центру, символизировавшему центральную власть. Принцип строгой регламентации, который насаждался при королевском дворе, распространялся и на культуру эпохи. Так возникло искусство классицизма, в русле которого были созданы великие произведения архитектуры, скульптуры и литературы, прежде всего драматургии.

Классицизм во Франции выдвинул великих писателей – мастеров трагедийного жанра Корнеля и Расина, баснописца Лафонтена, комедиографа Мольера.

Метод изображения человека у драматургов французского классицизма существенно отличается от того, каким позднее стали пользоваться реалисты XIX в. В отличие от реализма XIX в., в произведениях которого характеры связаны с обстоятельствами и чаще всего определяются этими обстоятельствами, классицистическая трагедия выдвигает характер сам по себе, обстоятельства здесь играют подчиненную роль.

Классицизм старался подчеркнуть общечеловеческий смысл изображаемых конфликтов. На сцене французского трагического театра XVII в. герои выступают как участники острейших конфликтов, сюжет строится на столкновении противоборствующих чувств – долга и страсти.

Сосредоточенность трагического поэта на изображении человеческого характера, моральных принципов, которым следует герой, во многом определяет и структуру трагедии, расстановку в ней действующих лиц.

Здесь получает объяснение и традиционный для драматургии классицизма принцип «трех единств»: места, времени, действия.

Искусство Мольера – драматурга и актера – выросло в художественной атмосфере зрелого классицизма. К этому времени Корнель уже закончил свою деятельность, современником Мольера был Расин.

С классицизмом Мольера связывает углубленная разработка характеров, интерес к человеческой личности в ее сложных отношениях с другими людьми.

2. Запись основных положений по теме«Французский классицизм»:

1) Строгая иерархия жанров.

2) Комедия в системе жанров:

а) изображение повседневной жизни, людских пороков;

б) условный сюжет, комедийная схема;

в) задача – «смешить и смехом пользовать» (то есть лечить);

г) установка на разговорный язык;

д) счастливый конец;

е) 5 действий.

3) Правило трех единств:

а) единство места;

б) единство действия;

в) единство времени.

4) Герои классицизма:

а) «неизменность» героя (отсутствие внутреннего развития);

б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии);

в) деление героев на строго положительных и строго отрицательных;

г) герой-резонёр (высказывающий нравоучительные суждения с авторских позиций).

3. Рассказ учителя.

В художественной биографии Мольера, написанной М. Булгаковым, есть глава «Бру-га-га», посвященная первому представлению мольеровского театра при дворе. Это произошло в одном из залов Лувра 24 октября 1658 года. Вечер открылся трагедией Корнеля «Никомед». В зале – король, придворные, актеры Бургундского отеля, признанные мастера трагического жанра. По ходу спектакля скучнеет зал, сжался в своем кресле брат короля юный Филипп Орлеанский – это он добился для провинциальной труппы права играть в Лувре. И что же – провал? Он кажется уже свершившимся, когда после «Никомеда» на сцене появляется Мольер и предлагает разыграть перед зрителями комедию собственного сочинения «Влюбленный доктор» – дескать, провинция на ней смеялась. Король снисходительно кивает.

В главной роли, как и в только что провалившемся «Никомеде», выступил сам директор театра – Мольер. Он выбежал на сцену – в зале заулыбались. После первой реплики стали хохотать. А через несколько минут хохот превратился в грохот. И видно было, как надменный человек (король) отвалился на спинку кресла и стал, всхлипывая, вытирать слезы. Вдруг, неожиданно для себя, рядом визгливо захохотал Филипп. Лицо Мольера вдруг посветлело. Он понял, что слышит «…знаменитый, непередаваемый, говорящий о полном успехе комедии обвал в зале, который в труппе Мольера называли «бру-га-га»…».

Так столица узнала о новой труппе и ее руководителе, неважном исполнителе трагических ролей, но зато великолепном фарсере и авторе комедий. Король узаконил существование нового театра, отведя ему зал Пти-Бурбон. По неофициальному титулу брата короля театр назвали труппой Месье.

4. Сообщение учащегося о Ж.-Б. Мольере.

Жан Батист Поклен, вошедший в литературу под именем Мольера, родился в 1622 г. в семье обойщика мебели, который со временем купил патент «личного обойщика короля». Будущий писатель получил образование в одном из привилегированных учебных заведений – Клермонском колледже (ныне лицей Людвига Великого). Как это было тогда принято, он в совершенстве овладел латынью (ученики даже на переменах обязаны были говорить только на латыни), хорошо знал античных классиков. Биографы утверждают, что круг его знаний был шире, чем это было предусмотрено программой. По окончании колледжа Жан Батист получает диплом юриста; спустя 2 года, в 1643 г., он отказывается от права на звание «личного обойщика короля», которое он мог наследовать от отца, и становится актером. При содействии нескольких друзей он открывает в Париже так называемый Блистательный театр, где впервые принимает сценическое имя Мольер. Однако это предприятие терпит неудачу, и разорившаяся труппа начинает странствовать по городам и богатым поместьям Франции. Именно в этот период, продолжавшийся целых 13 лет, Мольер приобретает жизненный и сценический опыт и сам начинает писать пьесы.

Труппа Мольера выступала, конечно, не только перед провинциальными вельможами, но и перед простолюдинами. Знакомство с людьми из народа во время многолетних скитаний по стране способствовало, в частности, созданию образов энергичных, ловких и умных слуг и служанок в его комедиях.

Много значило для Мольера знакомство с народным фарсом – эксцентричной комедией на бытовые темы, распространенной во французском ярмарочном театре. Многие приемы фарса Мольер использовал при создании своих произведений. От эпохи Возрождения у Мольера – его жизнерадостность, вера в человека, изображение борьбы с косными силами, препятствующими герою в достижении счастья.

Внезапная смерть драматурга в 1673 г. наступила, можно сказать, на сцене. Исполняя главную роль в своей последней комедии «Мнимый больной», Мольер почувствовал себя по-настоящему больным и вскоре после представления скончался. Парижский архиепископ, принадлежавший к стану врагов великого комедиографа, запретил похороны на городском кладбище под предлогом, что «комедиант» умер без покаяния. Эта абсурдная ситуация, когда родные не знали, что делать с телом скончавшегося Мольера, подробно воспроизведена в биографической повести М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

5. Чтение учителем гл. 33 романа М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера» (сцена смерти Мольера и история его захоронения).

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

2) индивидуальное задание: подготовить сообщение «Из истории создания комедии "Мещанин во дворянстве"».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Все люди неидеальны и подвержены время от времени воздействию определённых грехов. Конечно, нужно стараться улучшать себя и совершенствоваться, но чтобы знать, как устранять собственные недостатки, следует сначала ознакомиться со списком основных пороков человека, который приводится в данной статье.

Что такое порок?

Порок выступает нравственным и духовным недостатком, противопоставлением добру. Это всё, что противно доброте и истине, к порокам относятся любые виды нравственных извращений, искажения, наклонности к худу, плохой жизни.

Порок всегда является нарушением нормы. Печально осознавать, но в природе вообще не существует идеальных людей, у всех имеются какие-то грешки.

Хотя название «смертные грехи» и внушает некоторый ужас, в действительности они являются не более чем информацией, которую человек должен осознать, принять и начать обрабатывать. Если вы не пытаетесь убежать от правды и признаёте за собой наличие какого-то грешка, значит, вы уже готовы начать справляться с ним.

Имея искренне желание начать бороться со своими пороками и самосовершенствоваться – обязательно читайте дальше.

Основные человеческие пороки список

Всего выделяют семь общеустановленных человеческих грехов – лень, чревоугодие, гордыню, похоть, жадность, злобу и зависть. Безусловно, этот перечень можно перечислять до бесконечности, но указанные семь пороков выделили отдельно, так как именно они способствуют возникновению прочих грехов.

Все люди время от времени сталкиваются с описанными грехами за всю свою жизнь. Важно также помнить про то, что грехи отличаются друг от друга по своим смысловым характеристикам.

К примеру, за одни из них человек виноват перед своей личностью, своей религией, а за прочие недостатки – перед окружающими людьми.

Согласно распространённой точке зрения, гордыня является наиболее страшным пороком. Объясняется это тем, что загордившийся человек бросается вызов самому Создателю.

  1. Лень (может также проявляться в виде апатии, депрессии, нежелания что-то делать). Лень является недостатком трудолюбия либо его полным отсутствием. Ленивые люди не могут быть полезными для своего общества.

Но иногда каждому из нас жизненно необходимо полениться для сохранения своей энергии и улучшения дальнейшей жизнедеятельности. Главное при этом не перестараться.

  1. Чревоугодие (известно также под видом обжорства). Это патологическая страсть к вкусной еде, которую человек употребляет в неумеренных количествах.

Нужно отметить, что алкоголизм также представляет собой одну из разновидностей чревоугодия. Любители вкусной еды зачастую страдают от чрезмерного употребления пищи.

  1. Гнев (ещё проявляется в виде ярости, злобы, агрессии, желания мстить). Гнев выступает негативной эмоцией, которая направлена на чувство несправедливости. При этом человека одолевает сильное желание ликвидировать эту несправедливость.
  2. Алчность (известна под видом жадности и скупердяйства). Алчность представляет собой желание владеть как можно большим количеством материальных благ, когда человек попросту утрачивает чувство меры.
  3. Зависть (данный порок ещё проявляется в виде ревности). Зависть выступает желанием человека обладать тем же, чем обладают более успешные личности. Одолеваемый завистью человек может совершать разные ужасные поступки.
  4. Гордыня (также известна как гордость с высокомерием). Проявляется в виде эгоизма (эгоцентризма), чрезмерной гордости, заносчивости. Если человека одолевает гордыня, он хвастается собой перед другими людьми и свято убеждён в том, что именно его мнение является самым верным.
  5. Похоть (проявляется в виде распутства, блуда, сладострастия). Похоть выступает грубым половым влечением, запрещённой страстью, тайными желаниями. В целом к этому пороку относятся любые виды желаний, из-за которых человек сталкивается с некоторыми неудобствами или страданиями.

Социологами было проведено интересное исследование, по результату которого составили «хит-парад» смертных грехов. На первое место в нём попали гнев и гордыня, а на последнем – оказались лень с алчностью.

Как бороться со своими пороками

Мало просто знать список основных пороков человека. Если вы действительно хотите начать совершенствовать себя, тогда избавляйтесь от собственных недостатков. Как это сделать – расскажем дальше.

  1. Гордыня. Чтобы справиться с гордыней, следует испытывать чувство уважения и любви к другим людям, вне зависимости от того, какое положение в обществе и статус они имеют. Вы должны постараться понять, что окружающие, точно также как и вы, являются частью единой Вселенной, в которой все должны жить в гармоничных взаимоотношениях с миром.
  2. Жадность. Как можно справиться с этим пороком? Необходимо начать относиться к вещам по-другому, понять для себя, что настоящие жизненные ценности никогда не бывают материальными. И дорогая машина или квартира – это всё средства, помогающие вам вести нормальную жизнь, а не объекты, которым следует поклоняться. Настоящие ценности всегда скрываются в глубине нас самих. Они заключаются в нашей вере, нашей способности менять себя и свою жизнь к лучшему.
  3. Зависть. Если вы желаете искоренить в себе чувство зависти, то должны устранять чувство презрения к тем людям, которые добились большего успеха в жизни. К тому же они в действительности понятия не имеют о ваших чувствах и никаким образом не могут воздействовать на вашу успешность.

Учитесь жить, не оглядываясь на счастье и успехи других, концентрируйтесь только на себе и вы непременно сможете преуспеть в том деле, в котором мечтаете это сделать.

  1. Похоть. Для устранения греха похоти следует не допускать интимной близости в тех случаях, когда у вас отсутствуют какие-либо чувства к партнёру. Секс выступает проявлением любви, а если любви нет, то невозможно говорить про полноценную близость.
  2. Гнев . Чтобы перестать часто гневаться, проанализируйте ситуацию или людей, от которых вы ощущаете энергию опасности, которые внушают вам чувство страха. Вероятнее всего, в действительности они совсем не так опасны, как вы думаете про них. Займитесь проработкой своих страхов, осознайте их истинную суть – это поможет вам обнаружить первопричину, а значит, и быстро устранить их в принципе.
  3. Лень . Не все отдают себе отчёт в том, что лень может быть не только вредной, но и полезной. Просто предоставьте себе немного физического и морального отдыха от всех и вся. Побудьте наедине с собой, отпустив все мысли и не предпринимая никакие действия. Поленившись какое-то время, вы поймёте, что подобное состояние вызывает у вас только скуку и придёте в нормальный тонус.

Необходимо найти мотивацию для действий – пообещайте себе поехать туда, куда давно хотите, побаловать себя приятными покупками, увидеть друзей. Ведь выход из состояния лени и ваши труды непременно должны получить заслуженную награду.

Теперь вы знаете, основные человеческие пороки, которые делают нас хуже и мешают развиваться и совершенствоваться. Старайтесь беречь себя от отрицательных эмоций, максимально устранять из своей жизни негатив, проявляйте открытость по отношению к миру и впускайте в своё сердце любовь – тогда ни один из семи пороков не сможет к вам прицепиться.

Напоследок обязательно просмотрите интересный тематический видео-материал:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Цель – рассмотреть особенности поэтики театра Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве»

1 Комедия в система жанров классицизма

Изображение повседневной жизни, людских пороков

Условный сюжет, комедийная схема

Задача «смешить и смехом пользовать»

Установка на разговорный язык

Счастливый финал

5 действий

Герой резонер – персонаж, не принимающий активного действия в развитии сюжета, призванный обличать других героев, высказывать нравоучительные суждения с авторских позиций

2 Тема произведения

К чему стремится Журден?

(быть аристократом)

В чем комизм ситуаций и героев?

(все герои, кроме жены, используют в своих целях стремление Журдена – Дорант –берет в долг, учителя и портные берут заказы, Доримена принимает дорогие подарки, жених дочери Клеонт и его слуга Ковьель, преодевшись в султана и его свиту, придумывают способ получить благословение на брак, смешон и г-н Журден в своих стремлениях к образованию, нарядам, лишь бы быть ближе к своей мечте. Т.о.комизм возникает из сопоставления претензий невежественного и грубого человека на утонченность манер и его реальной вульгарностью и тупостью)

Какие моменты раскрывают несоответствие стремления Журдена занять высокое положение и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?

(отсутствие вкуса – халат,костюм, уличные песни, Николь также может произносить звук У, не знает, что бывают стихи и проза...)

Как оценивают его действия жена и служанка?

(жалеют его, жена пытается открыть ему глаза, доказать, что то к чему он стремится, это смешно, ругают)

Каковы аристократы, покорившие Журдена?

(смеются над ним, используют его в своих целях, презирают)

В каких словах и какого персонажа выражена гласная мысль пьесы?

Ценность человеческой личности определяется не сосоловной принадлежностью

4 Признаки классицизма и отход от них в комедии (проверка ДЗ)

Герои – носители одной черты

Дидактический характер, но серьезную и актуальную проблему решает в комедийно-фарсовом ключе с веселостью и изящество

Главный герой – сатирический образ

словарная работа – драма, комедия, сатира, ирония

Урок 7

«Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы»

Фонвизин (1745 – 1792)

Цель – знакомство с личностью Фонвизина и истоками его творчества

Писатели... имеют...долг возвысить громкий глас свой

против злоупотреблений и предрассудков, вредящих Отечеству,



так что человек с даровнием может в своей комнате с пером в руках,

быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем

сограждан своих и Отечества

Д.И.Фонвизин

1 Очерк жизни и истоки творчества

Родился 3 апреля 1745 г. Потомок рыцаря-меченосца, взятого в плен во время Ливонской войны при Иване Грозном. Долгое время его фамилия писалась по разному Фон-Визин, Фон-Висен, Фон-Визен и др.

Дворянин по происхождению, Ф. десяти лет поступил в гимназию при Московском Университете. Студент философского отделения зарекомендовал себя переводами (перевод с немецкого «Басен нравоучительных с изъяснениями господина гольберга»). Отличное знание языков позволило ему служить в Коллегии иностранных дел. В Петербурге он знакомится с Державиным, Херасковым, Княжниным, здесь он увидел Ломоносова, «Но ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр». Жил в Москве, во Франции., ушел в отставку. 1774 г. женился на Екатерине Ивановне Хлоповой. Умер в 1792 г. 1 декабря

Литературная деятельность начинается в 60-е гг. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для его горького смеха было больше чем достаточно в российской действительности того времени. Он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, члены которой критиковали деспотический режим императрицы Екатерины II и произвол ее фаворитов. Есть мнение, что в образе Простаков в комедии «Недоросль» можно увидеть черты императрицы, а в образе усадьбы Простаковых – всей России.

Первая сатирическая комедия – «Бригадир» («В наших нравах первая комедия». Н.И.Панин), «Недоросль (1781 г), продолжал развивить жанр сатиры в произведениях – «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др, задумал издавать сатирический журнал «Стародум, или друг честных людей, но императрица на позволила.

2 Словарь литературоведческих терминов



Сатира – жанр художественной литературы

Задача которого осмеяние или обличение отрицательных явлений действительности с целью их исправления

Возник в Древней Греции в 7 в. до н.э. – Гораций, Ювенал, Петроний. В новое время в этом жанре успешно работали Свифт, Мольер, Вольтер, Буало, Сумароков, Кантемир и др.

А) Сатиры Кантемира отличались просветительской направленностью и антиклерикальным характером

Б) Сумароков – новый тип бессюжетной сатиры, компактной по объему, острой по идейному содержанию, для которой характерна тезисность и афористичность речи, простота и точность языка

В) Ломоносов привнес элементыдемократического мышления и стиля

Г) И.И.Хемницер – установка на изобразительность и драматизацию повествования, сближение сатиры с различными жанрами

Д) Фонвизин обратился к разработке небольшой сюжетной сатиры, довел до совершенства диалог, в сатире стал использовать басенное начало и басенный стих

Согласно теории классицизма он не принаждлежал к высоким жанрам – обращался к общественно значимым темам, но использовал сниженный стиль

Сатира прямо не соотносится и ни с одним литературным родом – от эпоса она заимствает широту охвата событий, от лирики – эмоциональную наряженность, от драмы – сценичность

По тематике делились на наравоописательные и соуциально-политические

По объекту изображения – сатиры на лицо или сатиры на порок

Композиция обычно была трехчастной – вступление с определением проблемно-тематической направленности произведения, основная часть, раскрывавшая содержание, и заключение, где автор подводил итог и делал назидание читателю

Ведущими приемами создания образа были – прямая авторская характеристика, косвенная обенка, даваемая персонажу другими лицами, показ героя в действии, изображение внутреннего мира человека, речевая характеристика, портрет, художественная деталь

В конце XVIII в. утратила ведущую позицию в литературе и трансформировалась в жанрах эпиграммы, басне, сатирической песне и т.д.

Комедия – разновидность драматического произведения, исполненного юмористического или сатирического пафоса

Сформировался в античной Греции в 5 в. до н.э. Классиками жанра можно считать Аристофана, Плавта, Шекспира, Мольера, Бомарше, Сумарокова, Лукина, Плавильщикова

С точки зрения типологии комедии различают

А) по характеру смехового начала – развлекательная и обличительная

Б) в зависимости от особенностей конфликта – комедия характеров, комедия ситуаций

В) в зависимости от особенностей идейно-тематического содержания (любовная, бытовая, воспитательная, социально-политическая)

Г) по специфике языкового выражения - прозаическая и стихотворная

А) охранительное, в котором работали Екатерина II, Д.В.Волков, А.Д.Копиев, пыталось оправдать внутреннюю и внешнюю политику государства

Б) обличительное (Сумароков, Фонвизин, Капнист, Крылов).Среди главных проблем комедиографы выделяли – крестьянский вопрос, галломанию дворянства, судейский и чиновничий произвол, проблемы любви и брака, образования и воспитания дворян.

Особенности русской комедии 60-90-х гг.

Классический тип 5-тиактной комедии

Герои – дворяне или мещане

Делились на «лучших» (думающих о благе государства и пекущихся об общей пользе) и «худших» (заботящихся о собственном благополучии)

Принцип парности в организации образной системы

Комедийные образы – однолинейны (воплощение одной добродетели или порока, качества чаще гиперболизированы)

Форма словесного выражения – диалог и полилог

Использование двух ведущих стилевых пластов – разговорно-бытового и книжно-литературного

Драма – один из родов литературы, предназначен для исполнения на сцене, с греч. – «действие»

Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их движениях и т.д.

Искусство слово дополняется режиссерской трактовкой, актерским исполнением и сценической обстановкой

Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как жанр) и комедия

Ирония – 1 спрятанная, но легко обнаруживаемая насмешка

2 вид тропа, когда сказанное приобретает противоположное значение

3 Подведение итогов

Какие известные нам факты говорят о Фонвизине как о сатирике?

Свойственна ли сатира традиционной комедии классицизма?

Каковы источники сатиры в комедии «недоросль» ?

С этой т.зр. смешное в комедии Фонвизина не укладывалось в формулу классицизма «смешить и смехом пользовать». Предметом его критики были «тяжелые события и злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

ДЗ Охарактеризовать (письменно) произведение по плану анализа