Президент фонда музыкальный олимп ирина никитина. Личная жизнь Ирины Никитиной. Фильмография Ирины Никитиной

Свой кабинет, укромный домик, гостиная, что словно парит над городом… У каждого должно быть такое место, где можно ощутить себя по-настоящему собой. Три человека позволили нам заглянуть в свое личное пространство.

Иногда мы находим такое место случайно – и потом уже не хотим им делиться с другими обитателями квартиры. А иногда создаем специально: закрыв глаза, воображаем, как хорошо забраться в кресло с ногами, зажечь лампу, открыть книжку... «Такие уютные картины приходят к нам из детства и создают ощущение, что мы снова дома, где ничего плохого с нами случиться не может, где рядом с нами все, кто нам дорог, – объясняет психоаналитик Екатерина Калмыкова. – Собственно, это ощущение и должно возникать, когда мы «в своем уголке»: я защищен, у меня есть все, что мне нужно». А вот где окажется такое место в нашем собственном доме, зависит от наших вкусов и предпочтений: кому-то хорошо в кухне с теплым круглым абажуром над обеденным столом, кто-то предпочтет диван с книжкой или планшетом, а кто-то отправится в ванную, включит музыку, наберет воды с душистой пеной... «Мы специально окружаем себя только тем, что не раздражает наши чувства, но приносит душевный покой, расслабляет, – продолжает Екатерина Калмыкова. – Что дает чувство защищенности, даже когда никто нам не угрожает. Здесь мы можем не только отдохнуть и восполнить свои силы, но и , поработать во всю творческую мощь или придумать что-то новое. Это в полном смысле ресурсное место».

Ирина Никитина, 50 лет, музыкант, президент фонда «Музыкальный Олимп»«Пространство должно быть свободным»«Я много езжу и привыкла жить в разных городах. В каждом доме у меня есть свое любимое место – в Москве это угол гостиной с видом на город с 47-го этажа. Мне очень важен этот вид из окна. Особенно когда все залито солнцем, светом – возникает такое абсолютно музыкальное чувство! Здесь приятно находиться и заниматься совершенно разными вещами: сосредоточенно говорить по телефону или медитировать… Тут хорошо начинать и заканчивать день. Мне важно, чтобы вокруг меня было много пространства и минимум вещей. Я понимаю, что где-то в квартире должна быть хорошо организованная свалка – к примеру, гардеробная. Но пространство, где я нахожусь, передвигаюсь, живу, должно быть свободным. Признаться, потребность в этом усиливается с возрастом, поэтому я пытаюсь бороться с собой, иногда оставляя вокруг легкий «творческий» беспорядок. Еще мне важно, чтобы стены были заняты картинами, произведениями искусства. Через полупрозрачные фотографии мне нравится смотреть в окно, когда плохая погода, – они дают другой свет. Как-то я жила здесь в ноябре, солнце совсем не выходило из-за туч, и мне было ужасно тоскливо… Тогда ко мне пришел приятель и нарисовал искусственное солнце – картину, состоящую исключительно из разных оттенков желтого».

Оксана Лаврентьева, 34 года, генеральный директор компании «РусМода»«Здесь я нахожу умиротворение»«Чтобы попасть в наш «охотничий домик», надо выйти из основного дома на улицу и пройти по участку. А внутри все устроено так, чтобы можно было ходить в обуви, чтобы могли бегать собаки… Домик совсем не помпезный, очень простой и экологичный. В детстве я любила бывать у бабушки на Украине – думаю, мои воспоминания могли повлиять и на выбор обстановки. Здесь у нас натуральный пол, живой огонь, вокруг камина лежат поленья, возле окон – большие кадки с растениями. Внутри очень много жизни. Все материалы тактильные, приятные на ощупь. Неживое тут не приживается. Была такая история: по задумке дизайнера над камином должна была висеть голова зебры. Мы долго по этому поводу спорили, я ее снимала, потом вешала обратно, пыталась к ней привыкнуть... но в итоге все же убрала. В домике всегда есть чем заняться: можно поваляться на специальной лежанке возле телевизора, почитать книжку, поспать. Или устроиться на диванах у камина и пить чай. Или провести время с друзьями за обеденным столом… Однажды я попыталась организовать встречу по работе, но разговора не получилось: такая обстановка располагает к безделью. Я даже телефон выключаю! Когда хочется умиротворения, здесь я его нахожу».

Глеб Коробов, 43 года, генеральный директор интерьерной галереи TeakHouse«Я мечтаю о секретере с ключом»«Я часто работаю дома и так стараюсь организовать пространство в своем кабинете, чтобы меня ничто не напрягало. Тут нет и не будет ничего, к примеру, красного или золотого. Только деревянное. В трещинку. Мне важна фактура, поверхность мебели, то, чем она выкрашена: покрытие должно быть максимально матовое, натуральное, четко передающее фактуру дерева. Никакой синтетики, полиуретановых лаков – только материалы, которыми я занимаюсь и которые люблю. Дерево не может надоесть, как и простые формы. И потом, я часто меняю здесь обстановку – мне хочется творить. Сейчас архитектор Александр Джикия проектирует по моей просьбе секретер. Помните: откидывается стол, на него наваливается все-все-все, потом – пум, крышку поднял и на ключ закрыл? Быстро и удобно. Меня раздражает, если кто-то садится за мой стол, – думаю, ревность к рабочему месту есть у каждого человека. Не люблю ноутбуки и никогда не ношу за собой компьютер по квартире. На мой взгляд, лучше поработать в кабинете, где меня все устраивает, а потом – в идеале – отключиться от дел… Не всегда получается, конечно. Но я стараюсь этому научиться».

Валентина Оберемко, «АиФ»: Ирина Анатольевна, вы, что называется, родились с музыкой: ваш отец - известный виолончелист, вы выбрали карьеру пианистки. А если говорить о людях, от классики далёких, то с какого возраста нужно учиться понимать музыку?

Ирина Никитина : На самом деле я мечтала быть балериной. Но папа сказал: «Пусть играет на рояле. Балет - это адский труд и ранняя пенсия». Вот я и стала заниматься музыкой.

А ещё на меня очень сильно повлияло то, что я родилась в Ленинграде. Я истинная петербурженка в нескольких поколениях. И я бы не стала такой, какая есть сейчас, если бы родилась в Москве. Для меня это разные планеты. Петербург - абсолютно европейский город, а Москва - истинно русский, Петербург больше интроверт, ему присуща тайна, мистика. Москва - экстраверт, там любят кураж и эпатаж.

Что касается понимания музыки, прекрасно, если ребёнок слышит её ещё в утробе матери. Это хорошо и для ребёнка, и для взаимоотношений с ним. Ведь атмосфера, в которой растёт ребёнок, формирует его миропонимание. Моя дочь так росла. Я была вся в музыке, после родов прямо в палате на синтезаторе в наушниках разучивала программу, которую через 6 недель играла в Мюнхене в прямой трансляции по Баварскому радио. А дочка в это время лежала в детской сумке за кулисами.

В 30 лет вы поменяли свою профессию, стали организатором концертов, продюсером. Почему случился такой поворот?

Я сломала палец на руке - пришлось как пианистке выйти на пенсию. Но тут же придумала себе дело. Ещё когда сама побеждала на конкурсах, заметила, что молодым музыкантам не так-то просто заявить о себе миру. У меня появилась идея фестиваля «Музыкальный Олимп», который объединит победителей конкурсов, проходящих в разных странах мира по разным специальностям. Вот так и образовался «парад победителей», как неофициально называют наш фестиваль. Как 25 лет назад, так и сейчас, несмотря на Интернет и соцсети, для карьеры артиста очень важны, например, правильные концертные залы. Именно поэтому мы уделяем большое внимание организации выездных концертов фестиваля, которые ежегодно проходят в Петербурге, в Берлинской филармонии, нью-йоркском Карнеги-холле, цюрихском Тонхалле, в сингапурской «Эспланаде» - залах, афиши которых говорят сами за себя.

В 2013 г. в Вашингтоне вы получили премию «За установление межкультурного диалога…». Сегодня в условиях санкций этот межкультурный диалог стало устанавливать сложнее?

Санкции в основном влияют только на бюджеты. Я же общаюсь в сфере культуры, музыки, где отношения между людьми более человечные. И говорим мы на языке, на который никакими санкциями не повлиять - ведь в музыке либо фальшиво, либо нет. Это правило едино для всего мира. Да, Москва, Нью-Йорк, Токио - это разные культуры, разные части света, но концертные афиши в этих городах во многом схожи. Их объединяют имена исполнителей, названия произведений.

Терапия музыкой

Вы признались, что в России, включив телевизор, через некоторое время начинаешь ощущать некое отупение. Как думаете, в чём проблема: в производителях или всё-таки в зрителе?

Сперва надо для себя определить: телевидение - это способ развлечения или способ познания? Я, например, считаю, что телевидение - это прежде всего познание, окно, с помощью которого можно попасть туда, куда мы вряд ли попадём. Российское телевидение вышло из советского, где были замечательные программы - «Кинопанорама», «Музыкальный киоск», знаменитый «Клуб кинопутешествий» или «В мире животных». Это эталоны! Раньше были немыслимы передачи, где с жаром обсуждают чужую жизнь, что сегодня с интересом смотрят те, кто не в ладах со своей собственной. Обидно, что мы начали создавать множество ка`лек с западных программ, нацеленных именно на развлечения. Что касается зрителя, я думаю, это обоюдная проблема: производитель хочет угодить зрителю, а зритель не хочет думать.

- Но вы сами ведёте программу «Энигма» на телеканале «Культура»…

Канал «Культура», который я глубоко уважаю, пригласил меня создать авторскую программу. Для меня было важно, чтобы для зрителей каждая встреча с моими героями стала событием. Со многими из них у меня давние дружеские отношения. Но вот, например, с певцом Андреа Бочелли мы встретились впервые. Нас предупредили, что 30 минут, которые он выделил для съёмки, - это максимум, на что можно рассчитывать. Накануне я по-смотрела его интервью и пришла в ужас: на лице всегда явное неудовольствие, ответы односложные. Но когда мы встретились, то проговорили с ним больше часа и расстались друзьями. Или доктор Кончетта Томайно - музыкальный терапевт, человек, одержимый своей необыкновенной профессией: людей лечат музыкой, пытаются общаться с очень больными пациентами (болезнь Паркинсона, например) с помощью звуков. Когда у больного теряется связь с реальностью, закрываются каналы памяти, музыка - единственный способ, с помощью которого можно с ним взаимодействовать. Эту профессию необходимо развивать в России, она действительно помогает, и не только тяжелобольным пожилым людям, но и детям с аутизмом.

- В программу не планировали пригласить Владимира Путина? Ведь вы с президентом знакомы.

Думаю, что президент относится к музыке с очевидным пониманием и уважением. В стране делаются серьёзные шаги для развития искусства: появились и проектируются новые театры, концертные залы, например «Зарядье» в Москве или грандиозный проект нового зала филармонии в Екатеринбурге, созданный Архитектурным бюро Захи Хадид из Великобритании. Но полагаю, что президент слишком занят, поэтому мы не будем беспокоить его приглашением на интервью.

Фейсконтроль для таланта

- Недавно режиссёр Николай Бурляев в «АиФ» сказал, что культуру надо выводить из рынка. Поддерживаете?

Если её выводить, всё должно быть gratis, бесплатно. Как только появляются деньги, это уже рынок. Артисту за выступление платили всегда - и в царское время, и в советское. Бах писал по музыкальному произведению каждую неделю, это была его работа. Но, несмотря на рыночные отношения, он писал гениальную музыку. Так что дело не в рынке, а в моральных принципах. Меня возмущало, когда я точно знала, сколько платят конкретному артисту за рубежом, но вот он приезжает в Россию по приглашению част-ного лица, и за это ему дают в 10 раз больше. Получив один раз баснословный гонорар, артист начинает и дальше требовать в нашей стране таких же денег. Такой рынок аморален. Нравится тебе артист - заплати ему обычный гонорар, а потом скажи: «Давай я тебе что-нибудь подарю». Есть фестивали, например знаменитый Зальцбургский фестиваль, где всем участникам платят весьма умеренные гонорары. Но самые именитые артисты туда охотно едут, потому что это престиж, само приглашение в Зальцбург уже является знаком признания.

Сегодня появилась ещё одна рыночная тенденция, которая, к сожалению, создаёт дополнительные препоны для музыкантов. Звукозаписывающие компании начали создавать облик артиста: он должен быть секси, стройным, стильным. Конечно, особо выдающиеся таланты пробьют себе дорогу, но просто хороший музыкант может никуда не попасть, если его внешность не соответствует стандартам. Изъянов быть не должно! К примеру, Анна Нетребко - один из потрясающих брендов нашего времени, в ней сошлось всё: и талант, и внешность, и характер. На подходе - певица Аида Гарифуллина и пианист Даниил Трифонов, но всё-таки они исключение.

Вы называете себя человеком мира, но когда-то отказались жить в Германии, потому что ваш дедушка погиб на войне.

Когда я выходила замуж за папу своей дочки, который жил на тот момент в Мюнхене, я категорически не хотела туда ехать. Предложила нам всем поселиться в Швейцарии. Это было 30 лет назад, с тех пор я объездила множество стран и континентов и имею друзей практически во всех уголках планеты. И всё благодаря музыке! Ведь музыканты - это вечные странники, гастролирующие по миру, чтобы дарить людям красоту.

Быть человеком мира для меня - это значит уважать другие культуры и находить пути взаимопонимания. Что мы и стараемся делать через наши музыкальные проекты.

Пианистка; родилась 5 сентября 1962 г. в г. Ленинграде; окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, аспирантуру Консерватории по классу фортепиано, Пражскую академию по специальности "клавесин", стажировалась в Бернской консерватории; выступает как концертирующая пианистка в России и за рубежом, представлена на компакт-дисках ведущих мировых фирм грамзаписи; с 1988 г. преподает в Санкт-Петербургской консерватории; с 1991 г. активно занимается продюсерской и культурно-общественной деятельностью, организатор благотворительных акций, музыкальных фестивалей, дней культуры Швейцарии в Петербурге; автор идеи и директор фестиваля "Музыкальный Олимп в Санкт-Петербурге"; президент фонда "Музыкальный Олимп"; лауреат международных конкурсов в Женеве и Париже (первая премия и Гран-при, 1987); замужем, имеет дочь.

  • - НИКИТИНА Евдоксия Федоровна - историк литературы. Происходит из зажиточной крестьянской семьи. Окончила Московские высшие женские курсы...

    Литературная энциклопедия

  • - Исполнитель авторской песни, родилась 8 октября 1970 г. в г. Харькове. Закончила харьковское медицинское училище № 2, медсестра. Имеет незаконченное музыкальное образование. Играет на шестиструнной гитаре...
  • - Главный редактор научно-художественного журнала "Ярославль многоликий" при ВВРЦ РАЕН с 1998 г.; родилась 22 сентября 1946 г. в г. Уфа Башкирской АССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. в обл. культурологии и социол.; д-р социол. наук. Род. в Москве. Окончила филол. ф-т МГУ, асп. ИСИ АН СССР. С 1992 - зав. сектором мето-дол. и методов иссл. культуры Росс. ин-та культурологии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор радиостанции "Маяк" с 2000 г.; родилась в 1960 г.; окончила Горьковскую государственную консерваторию в 1983 г.; с 1985 г. работала на "Молодежном канале" радиостанции "Юность"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Мастер спорта международного класса. Победитель первенства мира среди военнослужащих. Тренер - заслуженный тренер Республики Карелия С. В. Матвеев...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - супр. подполк., урожденная Жандр, русская писательница во Франции; сотрудница журналов "Nouvelle revue" и "Justice"; p. 1842 г.; † 1884 г. декабря...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. кн. "Откорм птиц в сельском хозяйстве", лектор курсов птицеводства...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - состав. руков. по кройке и шитью, авт. брош. "Помощь молодым матерям" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - беллетристка...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускница факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Заслуженный мастер спорта. Многократный победитель чемпионатов мира и Европы...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Куйбышев в семье служащих. Окончила библиотечный ф-т Ровенского института культуры. Заведует б-кой в муз. школе. Автор кн. стихов: Втроем и порознь. Ровно, "Диапазон", 1998 ; Другая драма. Ровно, "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Лариса Александровна - сов. певица. Нар. арт. РСФСР. В 1955 окончила Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории, с того же года солистка Большого т-ра. В 1961-62 стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала"...

    Музыкальная энциклопедия

  • - писательница - получила образование в Киеве...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российская спортсменка; мастер спорта международного класса. Чемпионка мира и Европы в беге на различных спринтерских дистанциях; бронзовый призер Олимпийских игр в беге на 100 м. Рекордсменка мира...

    Большой энциклопедический словарь

"Никитина, Ирина Анатольевна" в книгах

Елена Анатольевна Орлова Блюда из мультиварки

Из книги Блюда из мультиварки автора Орлова Елена Анатольевна

Никитина, Л. В.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Никитина, Л. В. НИКИТИНА, Лидия Влад., фрейлина с 1906, дочь ген.-от-арт. В. Н. Н. Одна из видных почитательниц Распутина. I, 68. II, 47, 48. III, 390, 404. IV, 12, 28, 45, 47, 508, 510, 512, 513,

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА НИКИТИНА

Из книги Красная книга ВЧК. В двух томах. Том 1 автора Велидов (редактор) Алексей Сергеевич

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА НИКИТИНА Я, нижеподписавшийся, прапорщик Никитин Виктор Васильевич, участвовал в отряде поручика Соколова рядовым бойцом, между мельницей Вахромеева и Американским мостом, получил авансом 100 рублей. В субботу вечером в Урочских железнодорожных

Ивахненко Ирина Анатольевна Словарь названий и собственных имен Скаргиара

Из книги Словарь названий и собственных имен Скаргиара автора Ивахненко Ирина Анатольевна

Ивахненко Ирина Анатольевна Словарь названий и собственных имен Скаргиара Абакар Норло настоятель Валиравиныаврин мыслящийАгаджарайн столица ГедрайнаАгролин министр Эстореи по горному делуАйларолла столица КорвелыАкреол крепость в ЭсторееАлагер Белая степьАлария

Герасимова Валерия Анатольевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Чайковская Елена Анатольевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ, Зоя Анатольевна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ, Зоя Анатольевна (1923–1941), партизанка 767 Сталин на посту! Ответ на вопрос офицеранемца на допросе (нояб. 1941). В очерке П. А. Лидова «Таня» («Правда», 27 янв. 1942) диалог приводится в следующей редакции: «Скажите, где находится Сталин? – Сталин находится на своем

ГОФФ Инна Анатольевна (1928-1991), поэтесса

автора Душенко Константин Васильевич

ГОФФ Инна Анатольевна (1928-1991), поэтесса 239 Скоро осень, за окнами август.«Август» (1965), муз. Я.

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна (1923-1941), партизанка

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна (1923-1941), партизанка 150 ** Сталин на посту! Ответ на вопрос офицера-немца на допросе (нояб. 1941). В очерке П. А. Лидова «Таня» («Правда», 27 янв. 1942) диалог приводится в следующей редакции: «Скажите, где находится Сталин? – Сталин находится на своем

Ирина Анатольевна Капустина Здоровое сердце и чистые сосуды в любом возрасте!

Из книги Здоровое сердце и чистые сосуды в любом возрасте! автора Капустина Ирина Анатольевна

Ирина Анатольевна Капустина Здоровое сердце и чистые сосуды в любом возрасте! Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом. Введение В молодости кажется, что сердце - прочный, бесперебойно работающий

Алла Анатольевна Алебастрова Лечение семенами

Из книги Лечение семенами автора Алебастрова Алла Анатольевна

Алла Анатольевна Алебастрова Лечение семенами Издательство не несет ответственности за возможные последствия, возникшие в результате использования информации и рекомендаций этого издания. Любая информация, представленная в книге, не заменяет консультации

Ольга Анатольевна

Из книги Как бы беременная, как бы женщина! [Самая смешная книга о родах] автора Лифшиц Галина Марковна

Ольга Анатольевна Никогда не забуду доктора, принимавшего мои первые роды. Мне очень повезло. В тот день дежурила профессор, зав отделением патологии в Первой Градской больнице. Звали ее Ольга Анатольевна.Она была редким, удивительным врачом. Врачу, безусловно,

Догилева Татьяна Анатольевна

автора Автор неизвестен

Догилева Татьяна Анатольевна Советская и российская актриса, народная артистка РСФСР, 1957 г.р. Однажды Татьяне Догилевой в начале творческой карьеры позвонили из театра Моссовета и сказали, что планируется постановка телеспектакля и ее кандидатура на главную роль

Собчак Ксения Анатольевна

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Собчак Ксения Анатольевна Российская теле– и радиоведущая, журналистка, 1981 г.р. Однажды Ксения Собчак высказалась о недальновидности российских олигархов: «Не понимает богатый, как он был бы счастлив, если бы женился на мне. Я бы хорошо пристроила его деньги, не заберет

Сколько призваний может вместить одна жизнь? Сколько угодно, если вы неисправимый оптимист, как ИРИНА НИКИТИНА. Она основатель и президент фонда "Музыкальный Олимп", директор международного музыкального фестиваля "Музыкальный Олимп", организатор петербургского "Бала Иоганна Штрауса", музыкант с мировым именем, продюсер, импресарио, педагог, редактор журнала. А если вспомнить, что Ирина еще и жена, мать, хозяйка большого дома, студентка Московского международного университета и...

ПОД ЗВУК ВИОЛОНЧЕЛИ
Сама Ирина всегда знала, что будет пианисткой. Отец - известный виолончелист, профессор Анатолий Никитин. Мама, физик-аналитик, пропадала в институте. И о своем детстве Ирина вспоминает только, что родителей никогда не было дома. В музыкальные способности Ирины отец верил мало - музыке учили, но будущей звезды в девочке не видели, что очень ей помогло. "Если бы на мне висел запрограммированный на удачу родительский сценарий, не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Ведь чаще всего дети становятся заложниками родительских амбиций. А я состоялась сама".

Ирину воспитывала бабушка - бывшая институтка. А вот деда Ирине не хватало - один пропал без вести, другой погиб на войне. "Узнавая истории семей своих подруг, я всегда отмечала: а вот у нее дед жив, не погиб, как мои. С тех пор пожилые люди вызывают у меня особую симпатию. Ведь часто молодость не имеет ничего общего с индивидуальностью - мы подражаем, протестуем, но не знаем, кто мы на самом деле. Например, у меня есть друг восьмидесяти двух лет Джордж Херманн, профессор прикладной математики Стэнфордского университета. Так, как с ним, я редко в жизни смеюсь, а его куража и остроумия юношам можно только пожелать".

Неудивительно, что замуж Ирина вышла за человека, который был старше на одиннадцать лет. Первая виолончель некого театра Сергей Ролдугин уже тогда был известным в Петербурге и, как это обычно бывает, не слишком обеспеченным человеком. С улицы Мойки из просторной родительской квартиры Ирина переехала в комнату в коммуналке. Это оказался брак друзей, которым интересно вместе. Сергей много сделал, чтобы она состоялась как музыкант. "Он так часто повторял мне: ты это можешь, что я в конце концов поверила в себя. Начались концерты, победы на конкурсах, выступления за границей, я действительно стала востребованной концертирующей пианисткой. Но для нас двоих это было не все. Для настоящей любви надо быть человеком зрелым, отвечать за себя и принимать и прощать того, кто рядом. Надо четко знать, что ты хочешь и можешь: или только брать, или только давать, или вместе развиваться. А мы попадаем в зависимость от обстоятельств, чаще всего нам ненужных, но отказаться от которых не хватает решимости". Ирина смогла. К тому же в ее жизни появился удивительный человек.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
В 1986 году, когда в Женеве Ирина получила специальный приз на международном конкурсе, ее выступление транслировали по швейцарскому радио. Слушали его тысячи человек, но один, случайно включивший приемник у себя в машине, оказался директором Молодежного музыкального фестиваля. И тут же решил, что эта пианистка ему нужна. Но поскольку это были советские времена и пригласить артиста было не так-то просто, Михаэлю Хефлигеру пришлось обратиться в Госконцерт. Ему раз за разом отвечали, что Ирина и ее партнер-виолончелист тяжело болеют, уехали неизвестно куда, заняты в других гастролях - ну все, что тогда говорили, чтобы не дать дорогу молодым и талант-ливым. К счастью, МихаэльХефлигер обладал поистине маниакальным упрямством и через год встречал дуэт в женевском аэропорту. "Я тогда ни слова не знала по-немецки, кроме "гутентаг", но влюбленные быстро учатся понимать друг друга". Впрочем, на чувства неожиданного импресарио Ирина никак не реагировала несколько лет.

К этому моменту ее карьера уже складывалась весьма удачно: Гран-при на Международном конкурсе в Париже в 1987 году, компакт-диски, гастроли, концерты в престижных залах. Но, улыбается Ирина, как только успех стал программируемым, она потеряла к нему интерес. "Я в жизни все делаю до тех пор, пока есть вдохновение". Это значит - пока есть реальные трудности, которые надо преодолевать каждый день и час. Другая бы остановилась на достигнутом и культивировала успех. А Ирину манили новые горизонты. К этому моменту она решила, что, если прилично играет на рояле, надо поучиться игре на клавесине. Возможность представилась в Праге, и Ирина не долго думая погрузила в "девятку" с десяток непрочитанных книг и микроволновую печку и отправилась покорять клавесин. Уже тогда в ее жизнь, кроме рояля, который раньше был первым и единственным повелителем времени, вошли автомобиль, дайвинг, мотоцикл, вертолет... "Не хватает только самолета..." Ирина отвечает вполне серьезно: "Самолет у меня в планах стоит давно. Мне интересно попробовать все. При этом я никакая не экстремалка - мои риски всегда просчитаны".

Кроме тех, что связаны с творчеством. "Профессия пианистки - очень творческая, но все равно ты исполняешь чужое произведение, как бы ни пытался его интерпретировать". А Ирине хотелось самой быть лидером. "Я поняла, что свою жизнь в мире рояля прожила и надо срочно искать что-то новое".

Но пока продолжала колесить по Европе, концерты множились, музыковеды писали об Ирине серьезные статьи. И рядом всегда как-то неожиданно, но удивительно вовремя появлялся пылкий романтик, для которого она была мечтой всей жизни. "Если у нас с партнером был концерт в Милане, он "случайно" оказывался в аэропорту. Та же история повторялась в Гамбурге, в Париже, в Лондоне. Я не слишком задумывалась над этим, потому что никогда не была в числе девушек, во что бы то ни стало мечтающих "выйти замуж на Запад".

Когда дело дошло до объяснений и надо было принимать решение, карьера Никитиной уже была прочно связана со Швейцарией. В Женеве состоялся ее триумф, здесь у нее были поклонники, друзья, которые прекрасно понимали, что Ирина не просто девочка из России, без имени и определенных занятий, но известный музыкант. МихаэльХефлигер жил в Германии, но для нее это было неприемлемо. "Наверное, это из детства: я думала о своем дедушке, погибшем на фронте, и вообще о том, сколько горя Вторая мировая война принесла миллионам людей. Короче, или Германия, или я!"

В Люцерне, где сейчас живет семья Хефлигер, лучший музыкальный зал Европы, жемчужина современной западной архитектуры работы знаменитого Жана Нувеля. Там проходят самые интересные музыкальные вечера, на концерты публика съезжается со всей Европы. И весь этот интерес возник за каких-то несколько лет. Как только Михаэль Хефлигер стал директором одного из самых значительных музыкальных фестивалей мира. Ведь в Швейцарии захотела жить Ирина.

ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Подумать, что респектабельный Люцерн стал для Ирины тихой гаванью, может только человек, который совершенно ее не знает. Еще в 1992 году она организовала Фонд помощи музыкальной школе для одаренных детей в Петербурге, которую закончила сама. Помощь была конкретной: ремонт, инструменты, парты, ноты, стипендии. В то время от безденежья и равнодушия страдала не только родная школа Ирины. В Большом зале Филармонии иногда среди публики оказывалось не более сорока слушателей - для исполнителя число убийственное. "Я и сама была в такой ситуации и помню чувство тоскливого холодка, когда видишь пустой зал. И тогда я решила организовать фестиваль". И с 1996 года международный фестиваль "Музыкальный Олимп" под девизом "Парад победителей" представляет в Петербурге лучших молодых музыкантов со всего мира. Как удается их собрать? Ирина смеется: "Спросите лучше, как о них узнать? Мы знаем Доминго, Паваротти, Кабалье... Но и они когда-то были молодыми и никому не известными, и их тоже кто-то представлял. Поэтому мой год делится на три части: Швейцария, Россия - и весь мир. В Швейцарии это Давос, где каждый год я участвую во Всемирном экономическом форуме, Люцерн, где живет моя семья: муж, у которого и без меня хватает забот с организацией фестиваля в Люцерне, и десятилетняя дочка Аника. Она, конечно же, учится музыке, но я, с благодарностью вспоминая своих родителей, не готовлю ее к суперкарьере. Немного побуду дома в Петербурге, а потом начинаю колесить по всей планете. Я стараюсь не пропустить ни одного конкурса, где бы он ни проходил - в Южной Америке или Австралии. Россия не исключение - в этом году у нас три русских имени, и это большой успех".

СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА
"Впервые я попала на один из знаменитых венских балов в 1999 году, когда весь мир отмечал столетие Иоганна Штрауса. А что же наш Петербург, где великий австрийский скрипач и композитор давал блестящие концерты? Почему не дать в его честь бал в Петербурге? Мне говорили: ты сумасшедшая, это же пир во время чумы! А я отвечала: чума пройдет, а балы останутся". Сказано - сделано: приехав в Вену, Ирина отправилась к господину Хельмуту Цильку, бывшему бургомистру Вены, вокруг которого культурная жизнь Вены буквально бурлила. "Когда после двух месяцев переписки и осады высокого кабинета я наконец попала на аудиенцию, мне было сказано: "Милая барышня, у вас пятнадцать минут. Другого времени не будет". Тут надо отметить, что Ирина никогда не представляется "госпожой Хефлигер", а ведь это открыло бы ей, жене директора одного из самых крупных европейских музыкальных фестивалей, самые недоступные двери. Нет, она везде Ирина Никитина. Так вот, попав как частное лицо без единого официального письма к господину Цильку и имея четверть часа на изложение дела, она тринадцать минут выслушивала его сентиментальные воспоминания о том, как он танцевал с госпожой Собчак вальс в Петербурге, как его замечательно принимали, как... "На четырнадцатой минуте я не выдержала, представилась и дикой скороговоркой объяснила, зачем я здесь. Через пять минут он уже говорил с руководством австрийской авиакомпании, с министерством культуры, с импресарио, с ресторанами, с... Лейтмотив был: "Поддержать везде и во всем". Я вышла от пего через полтора часа с почти готовым проектом. Это была сказка". И в 1999 году в Мраморном зале Музея этнографии при поддержке города Вены состоялся первый в Петербурге "Бал Иоганна Штрауса". Его председателем был Никита Михалков, гости веселились до утра. Потом балы переместились в Екатерининский дворец и каждый раз открывались новым сюжетом. В прошлом году, разыгрывая события бала у графа Орловского, зал заполнили персонажи великолепной "Летучей мыши". Сама Ирина говорит, что ей важны не вино и угощение, которые могут быть везде одинаковыми, но атмосфера и кураж. В России они особого свойства. Как и цель: ведь Ирина затеяла этот проект, чтобы создать в Павловске Международный культурный центр в намять о знаменитом павловском "Вокзале", уничтоженном фашистами. Оркестры, костюмы, артисты, почетные гости - как все это осилить? "Я до сих нор чувствую себя этаким фокусником, который на глазах у изумленной публики из тонкого шелкового платка делает яркое шоу. А на самом деле в руках у него ничего, кроме обыкновенного куска материи".

ИЗЫСКАННЫЙ КИТЧ
Это не что иное, как название нового проекта Ирины Никитиной. После фестиваля и балов в Петербурге стало ясно, что "Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва" неизбежна. "Москву называют бизнес-центром, забывая, что это по-настоящему культурный город. Петербург считают центром культуры, хотя денег, без которых не может жить культура, здесь мало. И я поняла, что между обеими столицами нужен мостик".

"Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва" - это четыре серии концертов, четыре программы. Первая - "Изысканный китч". Те, кто уже побывал в Большом зале Московской консерватории на концертах всемирно известного трио Рlау Васh Жака Лусье, помнят, что билеты спрашивали от Манежа до Никитских ворот. Следующий опыт, первый в России концерт короля цыганской скрипки (супервиртуоз, играл с Иегуди Менухиным!) Роби Лакатоша оказался еще удачнее: зал вставал в едином порыве, хотя до начала концерта половине публики имя исполнителя мало что говорило.

К коммерции новый проект не имеет никакого отношения - просчитать успех китча, пусть даже изысканного, не возьмется ни один импресарио. "Для меня гораздо важнее другое: я предлагаю публике самой выбрать лучшее из того, что есть в мире. Это не обязательно апробированная классика или мировое имя. Конечно, удобнее организовать концерты с Башметом или Репиным, которых я очень высоко ценю. Но и кроме них мир полон талантов. И Россия должна их знать". Так что скоро нас ждут программы: "Парад Оркестров", "Корифеи" и "Маэстро Дирижер". Список исполнителей блистателен, времени на воплощение проекта остается все меньше, и наша беседа приобретает темп блица.

ЕLLE Что Вы делаете в случае неудачи?
Ирина Никитина Ничего. Это как день и ночь, которые должны быть в жизни человека.

ЕLLE Что может Вас расстроить?
И.Н. Суета - мы часто спешим, не умея отличить важное от пустого. Люди - если они не проходят испытания властью или деньгами.

ЕLLE Что для Вас препятствие?
И.Н. Настроение. Усталость. Самочувствие. В любом случае я беру тайм-аут.

ЕLLE Если Вы "на нуле", что помогает?
И.Н. Йога - я занимаюсь каждый день.

ЕLLE Каков Ваш ритм жизни?
И.Н. Один живет в моносистеме, другой в стерео, третий в долби. Я постоянно их варьирую - каждый день в моей жизни возникают разные люди, интересы, образы, философии.

ЕLLE Сколько у Вас записных книжек?
И.Н. Маленькой женской нет - бессмысленно, Одна общая компьютерная и пять мобильных телефонов с памятью. И все они регулярно "сдают" от обилия информации, часто погибая в ванной или бассейне. С недавних пор я живу по принципу "здесь и сейчас", не стараясь всех победить и сделать все дела в один день. Жить надо легко, с удовольствием - ведь радоваться можно просто свежей булочке по утрам.

ЕLLE Что для Вас самое страшное?
И.Н. Страх. Зависть. Ревность.

ЕLLE Что может Вас обрадовать?
И.Н. Солнце. Вода. Покой. Нельзя все время торопиться. Непрочитанная книга плюс кресло - это истинное наслаждение.

ЕLLE Когда Вы едете к мужу из аэропорта домой, о чем Вы думаете?
И.Н. Как хорошо, что мы редко видимся - это сохраняет чувства от обыденности. Что хорошо бы купить свежей спаржи, шабли и приготовить ужин на двоих. И как хорошо, что в нашей жизни есть любовь.

Ирина Никитина - президент фонда «Музыкальный Олимп», уже много лет привозящего в Россию самых статусных музыкантов: это Андраш Шифф, Анне-Софи Муттер, Йо-Йо Ма, Венская филармония с Кристианом Тилеманном.

Другое направление деятельности «Музыкального Олимпа» - продвижение молодых лауреатов международных конкурсов как в России, так и на лучших мировых площадках.

Одноименный фестиваль, ежегодно собирающий со всего мира новоиспеченных победителей, прошел в Петербурге в 20-й раз, после чего с президентом фонда встретилась Екатерина Бирюкова.

Поскольку мы встречаемся во время конкурса Чайковского, то первый вопрос - участвуют ли его лауреаты в вашем фестивале победителей?

Участвовали. Не каждый раз. Но участвовали. Чайковский - такой конкурс, который стоит особняком… У него сложная история… Например, у нас выступал виолончелист Иштван Вардаи, которого мы очень полюбили. Он занял на Чайковском третье место, кажется, три конкурса назад. И мне он показался там самым интересным. За это время он уже победил на конкурсе ARD в Мюнхене, сейчас он получил очень престижную премию Листа в Будапеште, и вообще у него очень большая концертная деятельность.

В прошлом году у нас пел Ао Ли, китайский баритон, выиграв «Опералию» Пласидо Доминго, он участвует сейчас в конкурсе Чайковского. Он фантастический певец и добрейший, потрясающей души человек. Мы его уже успели показать в Карнеги-холле и еще раз на только что завершившемся «Музыкальном Олимпе». Он поет в театре Сан-Франциско. Я так понимаю, что его пригласили приехать, премия очень большая, он очень уверен в своих силах. Я очень удивлюсь, если он получит что-нибудь не первое.

Нынешний конкурс отличается обилием сформировавшихся, довольно известных музыкантов. Я некоторых участников даже уже слышала с сольными концертами в БЗК. Как думаете, зачем им конкурс?

В жюри сидят сейчас люди, которые дальше могут двигать карьеру. Директор Карнеги-холла - в жюри виолончелистов. Директор Люцернского фестиваля - в жюри скрипачей. Директор фестиваля в Вербье - в жюри пианистов. Это серьезные двери. И я думаю, что, наверное, многие за этим пришли на конкурс. Потом - совсем не последний момент в этой жизни - большие премии. Музыкантам тяжело зарабатывать. Особенно сейчас.

- Что изменилось в вашем фестивале за эти 20 лет?

Конечно, изначально фестивалю было непросто. Целый фестиваль незнакомых имен! Я про себя могу сказать. Вот приезжаю в Вену, или в Берлин, или еще куда-нибудь. Хороший зал, хороший оркестр, но на афише вижу четыре незнакомых имени. Ну, Кать, честное слово, не пойду! Но за 20 лет, я считаю, мы абсолютно преодолели этот страх публики.

Публика готова к дебютам и доверяет лейблу «Музыкальный Олимп». Они знают, что идут на людей, которые находятся на взлетной полосе в своей жизни. Получение премии на конкурсе - это не конец, а начало. Это огромный трамплин, огромные ожидания. И по-человечески необходимо сразу им давать хорошие концерты в хороших залах с хорошими оркестрами. Очень важно показать, что их ждут.

У нас сложился определенный костяк публики, которая на каждый концерт ходит. У нас есть еще такая придумка - приз зрительских симпатий. И для некоторых это прямо стало жизненно важным - ходить, всех отслушивать, ставить свои крестики. У фестиваля есть и постоянная западная публика, которая специально на него приезжает. За 100 человек. Есть клубы друзей в Нью-Йорке, в Швейцарии, сейчас организуем такой в России.

Для меня наш фестиваль - это такая информационная телетайпная лента: что случилось в конкурсном мире за год. Дайсин Касимото или Саяка Сёдзи, например, играли один конкурс, на следующий год снова побеждали где-то еще, потом третий. Иштван Вардаи тоже каждый год приносил какие-то новые победы. И некоторых мы от трех до четырех раз показывали. Но это редкий случай.

Почему мне интересны конкурсы? Конечно, у конкурсной системы есть плюсы и минусы. Но дело в том, что концертная жизнь требует огромной выносливости. Душевной, психологической, физической. Я сижу на концерте в Токио, и мне не важно, когда и во сколько прилетел артист из Нью-Йорка. Мне важно, что я пришла на этого артиста и ему есть что мне сказать. И если человек пробивается сквозь эту конкурсную мясорубку, то он, скорее всего, готов к такой работе. Это одна из плюсовых сторон конкурсной системы.

- Неполиткорректный вопрос. Большое количество восточных имен на конкурсах - для вас проблема или нет?

Вы знаете, когда меня спрашивают, за Запад я или за Восток, я отвечаю: я за музыку. Огромная, конечно, идет армия азиатских музыкантов. Причем если лет 20 назад нас это… не то чтобы коробило, но удивляло, то сейчас уже не удивляет вообще. Корейские, китайские певцы - Катя, как они относятся к дикции, к произношению! Как он шлифуют любой язык!

Я помню, мы пригласили девочку-кореянку Сун Янг Сео, она, кстати, победила на прошлом конкурсе Чайковского. И она мне пишет, что очень хочет выступить с «Письмом Татьяны». У меня легкий ужас и недоверие. Кореянка поет «Письмо Татьяны» с оркестром Мариинского театра! Я пишу - может, можно что-то другое? Но она так просила, что мое сердце дрогнуло.

Короче говоря, вышла девушка, да еще в таком платье, знаете, раньше в парткомах висели такие плюшевые шторы темно-красного цвета, я вжалась в кресло. И это длилось ровно до тех пор, пока она не пропела первые два слова. Чистейший русский язык! Прочувствовано каждое слово! До сих пор не могу это забыть.

- То есть какие ваши прогнозы? Классическая европейская музыка спасется на Востоке?

Классическая музыка спасется там, где будут больше заниматься детьми. В европейской школе сейчас явный провал, детьми занимаются мало. Любая школа для одаренных детей вызывает большую социальную критику. Как это мы кого-то выделяем?! Я могу сказать, что в Швейцарии это сплошь и рядом. В Германии чуть полегче. Это не демократизм, а псевдодемократизм. Так нельзя. Дети должны рано получать образование. Потому что то, что ребенок не получит в детстве, он практически уже не наверстает. Я имею в виду технику, ту же дисциплину.

А азиаты - да, очень дисциплинированные и работоспособные. И как только они приезжают в Европу - я этот феномен все время наблюдаю, - они свое лучшее сохраняют, но и впускают в себя новое. Они очень быстро все воспринимают. У меня уже сейчас нет такого ощущения, которое было 20-30 лет назад, что они играют чужую музыку. У них есть мотивация - выжить и вырваться, которой у европейцев нет. И они совсем не снобы. Снобизм у эстетов - это, наверное, хорошо. Но снобизм - не двигатель прогресса.

Главным событием прошлого московского сезона стал организованный «Музыкальным Олимпом» приезд Венского филармонического оркестра с Кристианом Тилеманном за пультом с полным симфоническим циклом Бетховена. До сих пор не верится, что это было.

С тех пор ситуация сильно изменилась - кризис, санкции, опасливое отношение к России. Возможен ли был бы такой проект в этом году?

В первую очередь, я должна сказать, что этот проект - действительно счастье для меня. Мне хотелось привести венцев, чтобы они показали что-то стоящее, что у нас давно не звучало. Как ни странно, цикл всех симфоний Бетховена если и звучал у нас, то разрозненно. А так, чтобы за несколько дней шквал бетховенской музыки, - конечно, это очень сильное впечатление. Мы очень подружились с Тилеманном. Это один из сложнейших характеров среди нынешних дирижеров. Несговорчивый, категоричный, бескомпромиссный. Мне он очень интересен как абсолютной честности музыкант. Таких мало осталось. Он очень самодостаточный. Я думаю, это помешало ему занять место шефа Берлинской филармонии. Но я за него не расстроилась. Потому что у него потрясающий оркестр - Дрезденская Штаатскапелла. Только что я слушала их на Пасхальном фестивале в Зальцбурге. Звучат превосходно!

Московский тур был очень сложен организационно, когда мы встретились, то все были очень напряжены, а расстались как глубоко любящие и понимающие друг друга люди. Настолько эта неделя все перевернула. Мы с Тилеманном очень много времени провели вместе, ходили по музеям, забавно пообедали в тот день, когда все рестораны карточки не принимали, потому что Мастер-банк закрылся, помните?

После поездки в Россию он захотел попробовать русский репертуар - чего вообще никогда не делал. И сейчас на Пасхальном фестивале в Зальцбурге дирижировал Шестую Чайковского и концерт Шостаковича с Николаем Цнайдером. Можете представить, какая метаморфоза с ним произошла!

- Да, он же стойкий приверженец австро-немецкой классики.

Я представляю, как здесь бы прошла эта Шестая Чайковского! Наверное, она бы просто разделила слушателей на два лагеря. Жестких. Он продирижировал это так, как мы вообще не можем себе представить. Полностью разрушил привычное представление о Чайковском.

Он на пресс-конференции сразу заявил, что Чайковский - совсем не такой сентиментальный композитор, каким его привыкли представлять. И действительно, нигде не было такого, чтобы душа рвалась на части. Вот этого наполнения, расширения, раздвижения, как на аккордеоне, - этого не было. Наоборот, он все высушил, выстроил, к концу финала было ощущение какой-то центрифуги, казалось, он почти ускоряет. Как будто супергольфист с какого-нибудь первого поля взял и через все поля попал в эту последнюю лунку. Вы не понимаете, как это возможно, но вас это все равно пробивает.

Мы ведем с ним переговоры. Сейчас прорабатываем возможность привезти Дрезденскую Штаатскапеллу. Этот оркестр очень давно у нас не был. Они в прекрасной форме. Думаю, у нас получится.

- Как сейчас реагируют западные артисты на приглашения из России?

Абсолютно нормально. У нас только с Эвелин Гленни ровно год назад была такая ситуация, с которой я, честно говоря, первый раз в жизни столкнулась. У нас во время фестиваля обязательно проходит мастер-класс. И, кроме того, артисты участвуют в социальных программах: одна группа едет в детский дом, другая - в Кресты, третья - в хоспис для стариков. Когда мы только начали это организовывать, то я думала, что будут подхалтуривать. И потом услышала, как потрясающая французская скрипачка Солен Пайдасси, победившая на конкурсе Маргариты Лонг и Жака Тибо, играла перед шестью детишками, которые уже были совсем в кроватке. Она играла лучше, чем на концерте!

Так вот, в этом году у нас были мастер-классы Захара Брона и Эвелин Гленни, с которой мы давно дружим, первыми когда-то привезли ее в Россию. И когда мы заключали с ней год назад договор, то неожиданно выполз пункт про форс-мажор, где говорилось, что если Министерство иностранных дел Великобритании сочтет, что в этот момент Россию посещать опасно, то мы все равно обязаны ей заплатить гонорар.

Ну, я, конечно, вскипела, это немыслимо! Вообще обычно форс-мажор - это стихийные бедствия. Наводнение, пожар. А тут менеджер ее испугался, может, у нас через год будет война, танки, Майдан. Я написала им, что музыка - вне политики.

- Вы действительно так считаете?

Я считаю, что музыку, безусловно, можно пытаться сделать политическим рычагом, и мы очень много знаем тому примеров…

- …весь XX век.

Да. Но. Можно же, например, сказать «Мы за мир», а можно «Мы против войны». Я считаю, что лучше быть «за», чем «против». Против - это, скажем так, несозидательно.