Поющая чаша для чего она нужна. Что такое поющая чаша? Другие применения поющих чаш

В мире достаточно много интересных и в то же время загадочных предметов, которые пришли к нам из древности. Одни из них хранятся в музеях, а другие стали образцом для создания новых, современных экземпляров. Именно таким изделием является тибетская поющая чаша, которая оказывает крайне положительное воздействие на человека. Разумеется, для ее использования необходимо знать несколько секретов, о которых и пойдет речь далее.

Что это такое?

Поющая чаша (в Японии ее называют «судзу» или «рин») являет собой разновидность колокола , использующегося для создания . Однако, в отличие от него, это стационарный инструмент (не подвешивается к потолку и не крепится на рукоятке).

Появление звука объясняется вибрацией стенок и краев изделия, к которым человек прикасается с помощью специальной палочки - стика. В былые времена данный инструмент широко использовался по всей Азии, принимая участие в различных религиозных мероприятиях (в частности, как часть буддизма).


Знаете ли вы? Традиционные тибетские чаши изготавливают из 5-9 самых разных металлов, что и позволяет получить чистый звук. Согласно легенде, обязательной составляющей должно быть метеоритное железо.

История

К сожалению, письменных свидетельств, которые бы детально описывали, как пользовались поющей чашей наши предки, на сегодняшний день нет. Однако судить о ее наличии в те времена можно по большому количеству скульптур и изображений, на которых присутствует данный инструмент.

В арсенале частных коллекционеров можно найти образцы, датируемые X-XII столетием, но есть основания предполагать, что первые из них появились еще раньше: к примеру, в Азии бронзовые колокола начали изготавливать еще в IX веке до н. э.

В традиционном варианте такие музыкальные инструменты создавались из сплава 7 разных металлов, который в индуизме носит название «панчалоха» и достаточно долгое время имел сакральное значение для гималайских стран. Его основой служила медь, к которой также добавлялись железо, олово, цинк, серебро, золото и никель.

То есть в результате получалась латунь или литая бронза, дополненная драгоценным металлом. Однако многие коллекционеры считают, что это не было «золотым стандартом», и часто чаши изготавливались из других сплавов (в них могло входить до 12 разных металлов).


Важно! Уникальность древних изделий заключается в одновременном звучании нескольких гармоничных обертонов, что связанно с индивидуальным звучанием каждого входящего в сплав металла.

На сегодняшний день традиционные техники создания считаются утерянными, хотя из разных частей Непала до сих пор поставляются изделия, изготовленные путем традиционной ручной ковки.

Разумеется, качество используемого в этом случае сплава не дотягивает до уровня материала древних инструментов, однако в процессе их старения звук все равно будет меняться, становясь более мягким и теплым.

Древние чаши нередко украшались орнаментами и абстрактными узорами, которые наносились не только на края изделия, но и на его дно. Неудивительно, что настоящие образцы X-XII столетия с уникальными «поющими» качествами так ценятся современными коллекционерами.

Настоящее

Буддисты до сих пор используют поющие чаши в роли вспомогательного инструмента при , молитве и погружениях в . В китайской буддистской практике они применяются вместе с моктаком (вид деревянной коробочки) в процессе песнопений. Удар о поверхность изделия сопровождает пение конкретной фразы в мантре, гимне или сутре.

Во вьетнамских городах и в Японии с помощью таких предметов засекают время в процессе молитвы, а также сообщают о смене вида деятельности. В Европе данный музыкальный инструмент не так широко распространен и в большинстве случаев выступает лишь сувениром, привезенным из-за границы.


Такой интерес к нему обусловил рост производства чаш, которые к тому же все чаще украшаются спиритуальными мотивами и религиозными символами (буддийские мантры, индуистские аштамангалы и изображения Будды).

Обычно современный вариант столь удивительного инструмента изготавливается из бронзы, но уже без добавления драгоценных редких металлов, что, естественно, сказывается и на звучании. Зачастую можно встретить чаши из Непала и северной части Индии, однако достойная продукция выпускается производителями из Кореи и Японии (в меньшей степени направлена на экспорт).

Важно! В отличие от результатов ручной работы, которые в некоторых случаях способны хоть немного приблизиться к древним образцам, поющая чаша, изготовленная машинным способом, отличается довольно плохими музыкальными качествами, что делает ее непригодной для использования в музыкальных целях (она ограничивается лишь двумя гармоничными обертонами).

Воздействие на человека

Различное воздействие тибетской поющей чаши на человека было замечено вскоре после начала ее активного применения, то есть еще сотни лет назад.

Так, древние буддисты отмечали ее влияние на , тело и даже энергетику людей , благодаря чему и сегодня можно поднять уровень жизненной , нормализовать , избавиться от факторов и вызванных ими зажимов на физическом уровне.


Если вы научитесь правильно использовать инструмент, то он поможет расслабиться не только , но и физически , избавляя вас от . Его звучание также синхронизирует работу левого и правого полушарий головного , улучшая творческие способности и гармонизируя процесс дыхания (это уже само по себе может избавить человека от многих проблем).

В некоторых случаях отмечается улучшение слуха и восстановление костной системы. Разумеется, никто не предлагает вам делать самими чашами, но звуковые колебания обладают не менее сильным эффектом, особенно если разместить инструменты непосредственно на разных частях тела лежащего человека.

Одним из хороших вариантов такого звукового массажа является размещение поющих чаш вокруг человека в следующей последовательности: крупные изделия, которые издают глубокие звуки - ближе к , а небольшие, тонкостенные инструменты с высоким, «радостным» звучанием - ближе к . Закончив с обустройством места для подобной релаксации, можно начинать поочередно извлекать из изделий звуки легкими ударами стика.

Если наносить удары по чаше, передвигая ее над человеческим телом, то можно заметить как в некоторых областях меняется ее звучание. Специалисты утверждают, что так на звук реагируют «проблемные» места. Именно на них следует немного задержаться и продолжать наносить удары по изделию до тех пор, пока звучание не станет таким же, как и над другими участками тела.


«Нездоровая» область будет поглощать вибрации инструмента до того момента, пока не придет в равновесие энергетика человека. Такое воздействие вполне можно считать симптоматическим лечением , так как спустя некоторое время проблема снова вернется, если вы не устраните ее причину.

Как правильно играть?

Чтобы добиться максимально эффективного звучания поющей чаши из Тибета необходимо знать о правилах игры на ней. На самом деле ничего сложного в этом нет, ведь существует всего два способа извлечения звука.

Трение обода

В этом варианте все, что от вас требуется - это провести деревянным стиком по краю чаши , вызывая многократные повторяющиеся вибрации, которые позволяют получить несколько обертонов. Появившееся звучание будет напоминать гудение сразу нескольких колоколов, которое со временем сольется в единое целое. Именно в этих взаимодействующих обертонах и заключается уникальность поющих чаш, ведь так больше не звучит ни один инструмент в мире.

Потирание чаши с внутренней и с внешней стороны активизирует энергетическую спираль и позволяет получить гармоничное звучание. Сравните звучание в обоих вариантах.


Принцип колокола

Второй способ воздействия на чашу основывается на принципе колокола: поддерживая чашу кончиками пальцев в нижней части, по внешнему краю изделия наносят удары стиком, что позволяет получить продолжительные вибрации.

В любом из вариантов залог успешной игры - положение поющей чаши . Чаще всего ее укрепляют на небольшой горизонтальной поверхности (чем она меньше, тем красивее будет звук), устанавливают на специальную подушечку или удерживают пальцами. Скольжение стика по краям чашки должно выполняться неотрывно, иначе звук так же будет прерываться. При нажатии палочки вибрация нарастает, поэтому удержать один ритм очень сложно.

Как выбрать и от чего зависит звучание?

Умение обращаться с поющей чашей - это хорошо, но издаваемые ею звуки во многом зависят от индивидуальных характеристик инструмента. Поэтому при выборе изделия так важно учитывать его размер, материал изготовления, особенности стика и наполненность. Каждый из этих критериев играет свою роль в ее применении и по-своему важен.

Размер

Диаметр чаши варьируется в пределах от 10 см до 1-2 метров , причем существует определенная закономерность: чем меньше этот показатель, тем выше будет ее звучание. Однако звук чересчур маленьких инструментов не такой сильный, и его вибрации намного сложнее почувствовать.

Поверхность

Как мы уже отмечали ранее, для получения оптимального звучания при проведении стиком по поверхности чаши она должна быть изготовлена из нескольких металлов, собранных вместе в правильных пропорциях. В противном случае звучание изделия не будет иметь нужного количества обертонов, и звук не станет таким чистым, как хотелось бы.

Разумеется, самостоятельно определить подлинность покупки мало кому удается, поэтому попробуйте поиграть на инструменте. Причем хорошо, если до этого вы услышите, как правильно должно звучать настоящее изделие. Вряд ли после этого вы сможете спутать звучание оригинальной тибетской поющей чаши с подделкой.


Сегодня сплав для таких изделий не так богат, а значит, ожидать полноценного звучания от подобного сувенира не приходится. Однако попробуйте отыскать чашу ручной работы, в состав которой входит хотя бы 5 металлов.

Важно! На небольших тонкостенных инструментах играть сложнее, но их звучание будет более чистым.

Стик

На глубину звучания описанного инструмента влияет и стик, которым наносятся удары. Металлические палочки или изделия из твердых пород древесины дают чистый и резкий звук, в то время как войлочные стики позволяют извлекать мягкое звучание, обладающее умиротворяющим воздействием на человека.

Также важно, чтобы стик соответствовал размерам самой чаши и материалу ее изготовления (по твердости и по весу). То есть для тонкостенных больших изделий лучше подбирать тяжелые стики, которые позволят получить богатое и мощное звучание, а для маленьких чаш идеальным вариантом будет небольшая палочка из легкого дерева, которая позволит извлечь небогатые обертонами, но красивые звуки.


Наполненность

Несложно догадаться, что пустая чаша будет звучать не так, как наполненная, поэтому, чтобы разнообразить исходящие от нее звуки, можно налить внутрь . С ростом интенсивности звука вода будет разбрызгиваться, и вы услышите характерное журчание. Если наполнить изделие до самых краев, то вместо звонких проявлений можно услышать более глухие.

Знаете ли вы? Благодаря высокоскоростной съемке удалось зафиксировать рождение на поверхности воды концентрических волн, вызванных вибрацией стенок чаши. С увеличением амплитуды эти волны начинают рваться, взлетая в воздух сотнями мелких капель. Такая левитация отличается достаточной продолжительностью, причем частицы воды свободно перемещаются вдоль всей поверхности.

Использование поющих чаш

Разные народы по-разному используют поющие чаши. Для буддистов различных стран они являются частью религиозных ритуалов, для целителей выступают инструментом определения недугов и их устранения, а для большинства европейцев являются просто необычным и диковинным сувениром.

Однако в той же Европе поющие чаши нередко используются в фэн-шуй, где на них возлагается практически такая же функция, как и на обычные колокольчики. Открытая форма изделия привносит дополнительную энергию, и в некоторых случаях ее использование более уместно, нежели применение упомянутых колокольчиков.


Широкое распространение поющие чаши получили в музыке нью-эйдж и этнической музыке, благодаря которым они и обрели существенную часть своей популярности. Сегодня их нередко применяют и в других музыкальных направлениях: от рок-музыки и неоклассики до эмбиента.

Одним словом, столь интересное и необычное изделие просто не могло остаться без внимания общества, поэтому при возможности обязательно послушайте звучание поющей чаши.

Чаша несет в себе женскую энергетику (вогнутая, округлая форма), а деревянная палочка или жезл, которым из чаши извлекается звук, олицетворяет мужское начало. Соединяя вместе свои энергии, они создают звук - ребенка, рожденного в лоне чаши.

Таким образом, тибетские чаши изначально несут в себе энергию гармонии и способны наполнять ею пространство, тело - здоровьем, а душу - медитативным спокойствием.

Тибетские поющие чаши - это очень хороший способ домашнего : всего один несложный музыкальный инструмент способен значительно улучшить состояние здоровья близких и общую атмосферу в доме.

При помощи поющих чаш можно выполнять звуковой массаж.

Для себя

Звуковой массаж можно выполнять самому себе, если поместить поющую чашу на свой живот чуть пониже пупка или на проекцию любой другой чакры и, медленно ударяя стиком по краю чаши, наблюдать, как вибрации распространяются по телу.

Так как каждый орган звучит в определенном диапазоне, чаша, как камертон, позволяет «правильно» настроить его, восстановить гармоничное функционирование. Во время звукового массажа орган «ловит» свою составляющую, резонирует со своим звуком. Он «вспоминает» свой естественный звук и настраивается на свою частоту, в результате начинают происходить благоприятные изменения и на физическом уровне.

В идеале тело звучит как слаженный хор.

Для близких

При проведении звукового массажа другому человеку есть несколько приемов. Основное правило: человек должен лежать на твердой поверхности (пол, стол).

  • Первый прием. Вы можете ударять по поющей чаше и держать ее над телом человека, проводя ее над ним от ног к голове. При движении над проблемным участком звук чаши может измениться. В этой точке нужно ударить по чаше вновь и слушать звук. Когда проблемная область насыщается нужными тонами, поющая чаша восстанавливает свое «обычное» и полное звучание.
  • Второй прием - звуковое воздействие на стопы. Вы можете воздействовать на энергетические точки на стопах (подложив подушку под лодыжки), легко прикасаясь вибрирующей чашей к верхней и нижней частям ступни, массируя рефлекторные зоны звуковыми вибрациями.
  • Третий прием. Вы можете установить поющую чашу на животе человека. Звук будет вызывать вибрацию в брюшной полости, где часто располагается проблемная зона (спазмы, страх), это может также мягко стронуть с места мелкие остатки пищи, накопившиеся в тонком кишечнике, чтобы можно было вывести их из организма.
  • Четвертый прием. Когда человек лежит на животе, вы можете провести массаж позвоночника. При воздействии на позвоночник звук поющих чаш производит мягкий вибромассаж межпозвонковых дисков. Вибрационная терапия хороша для расслабления мышц воротниковой, шейной зоны, помогает при остеохондрозе.
  • Пятый прием. Вы можете гармонизировать энергетические центры человека, поочередно наполняя звуком проекции чакр на физическом уровне, начиная с нижней.
  • Шестой прием. Вы можете очистить голову человека от скопленной в ней негативной информации при помощи звука поющей чаши, если попеременно будете производить звук то слева, то справа от головы человека. Это также уравновешивает работу левого и правого полушарий.
  • Седьмой прием. С помощью поющей чаши можно проводить массаж лица, воздействуя звуковыми вибрациями на проблемные зоны. Звук поющей чаши способен омолаживать организм, способствовать выработке гормонов радости, подтягивать кожу, делая ее красивой и здоровой.

После проведения звукового массажа человека важно «заземлить» - например, дать ему некоторое время постоять ногами на земле (полу), представляя, как от его ног вглубь уходят мощные корни.

Вы также можете использовать поющую чашу для очищения пространства дома, пройдя со звучащей чашей по квартире, а также структурировать воду, налитую в чашу, с помощью звука.

Слушайте поющие чаши и будьте здоровы и счастливы!

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверняка многие, знакомые с буддийской практикой, встречали удивительные и загадочные предметы в виде чаш. В связи с этим возникает вопрос: «Поющая чаша – что она делает и какой эффект оказывает?» Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Наша статья поведает о тайнах музыкальной чаши, расскажет, что она собой представляет, для чего нужна и как работает. Предлагаем отправиться на поиски ответов вместе.

Что это такое

Поющие чаши известны нам также под названием музыкальных, звуковых. Их, в отличие от привычных чаш, не используют для еды или хранения каких-либо предметов. Их главное предназначение – создание особых полей энергии, которая заполняет все пространство положительными вибрациями.

Считается, что такие чаши пришли из Индии, а затемраспространившись по всему Востоку. Встречаются индийские, непальские, китайские, японские, бутанские и даже тайские чаши. Сейчас большинство из них изготавливается в районе Гималаев – это тибетские чаши. Говорят, именно им принадлежат чистейшие звуки.

Изначально это был исключительно ритуальный предмет, восходивший к древней религии Тибета бон. Его изготавливали собственноручно, потому что такое изделие обладает большим энергетическим потенциалом и целительными свойствами.

В чем польза

Еще первые последователи буддийской философии заметили, какое благотворное влияние оказывают на человека звуки, издаваемые чашами: они восстанавливают кровообращение, нормализуют давление и улучшают иммунитет, стимулируют мозговую деятельность, избавляют от плохой энергетики и внутренних переживаний.

Современные реалии готовят для нас много стрессовых ловушек, сопровождаемых негативными вибрациями: от транспорта, электричества, электроприборов, криков, посторонних шумов. При такой деструктивной энергии нам на помощь может прийти наследие тибетцев – поющие чаши, которые своей мелодией способны быстро привести организм в состояние равновесия.


Нужно лишь принять удобное положение, расслабить тело и ум, открыться музыкальным «мантрам», а наполненные обертонами поющие чаши сами раскроют удивительные свойства.

Успокоение, релаксация

Они помогают успокоиться, расслабиться, настроиться на благоприятный лад, особенно людям с беспокойным сном, бессонницей, неустойчивой психикой, нервным истощением.

Медитативные практики

Звуки чаш настраивают на медитацию, успокаивают ум и даже способны оказывать влияние на тонкое тело.

Лечение

Было замечено, что при регулярной работе с чашами людям удавалось избавиться от многих недугов: хронических головных болей, желудочных заболеваний, постоянных стрессов, периодических депрессий.


Массаж

Конечно, имеется в виду не классический массаж самими предметами, а массирование тела колебаниями, которые создают чаши, лежащие на теле или возле него. Они открывают энергетические каналы, через которые проходит положительная энергия жизни прана. Это позволяет человеку зарядиться бодростью, жизненной силой, рвением к творчеству, созиданию.

Для массажа подходят только кованые чаши.

Гармонизация пространства

Вибрации способны влиять не только на человека, но и на помещение, в котором он находится, на предметы, даже очищать воду, придавая ей целебные качества. Пространство после сеанса становится гармоничным, наполненным умиротворением, благостной энергетикой.

Так, к помощи поющих чаш для очищения дома можно прибегнуть при:

  • ссорах, разговорах, порождающих плохие эмоции;
  • пребывании в гостях неприятного человека;
  • переезде;
  • долгом пребывании вне дома;
  • болезни, стрессе, плохом самочувствии кого-то из домашних;
  • желании гармонизировать обстановку, привлечь благотворную энергию Ци.

Работа с чакрами

Чаши способствуют открытию, очистке чакр, работе с человеческими энергетическими центрами.


Как пользоваться

Чтобы не закралось ни тени сомнения о пользе этих поразительных предметов, стоит привести научно-популярное объяснение феномена.

Колебания, вызванные при игре на чашах, начинают входить в резонанс с внутренними колебаниями человеческого организма, постепенно приводя их к спокойному, умиротворяющему ритму. Поэтому человек испытывает уравновешенные, спокойные ощущения.

Существуют основные способы игры на поющей чаше:

  1. Специальным стиком из дерева, металла или пластика неспешно водить по внешней стороне кругами, не отрываясь и не останавливаясь, пока не возникнет звук, похожий на гудение колокола.
  2. Стиком, завернутым в замшевую ткань, нанести несильный удар по внешней стороне, из-за чего появятся долгие колебания, отдаленно напоминающие трель колокольчика.

Получается, что «пение» распространяется спиралевидно в двух направлениях: во внешнюю среду, то есть в пространство, и внутрь предмета.


Любопытно, что звук при каждом обороте не похож на предыдущий, так же как каждый раз при вызове вибраций получается уникальная тональность. Это зависит от качества самой чаши, вида металла, стика, силы удара, плотности и продолжительности нажатия.

Для правильного массажа идеален будет такой принцип размещения чаш вокруг тела: большие чаши, выдающие более глубокое звучание, следует уложить вниз, у ног, а маленькие предметы, звучащие легко и звонко – у головы. Затем можно перейти непосредственно к практике расслабления, по очереди вызывая звучные колебания разной частоты.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чудеса и удивительные свойства не покидают вас. Делитесь статьей по кнопкам ниже в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Тибетские поющие чаши - это один из самых таинственных инструментов, используемых в звукотерапии. Звук занимает главное место в целебных и ритуальных практиках многих древних культур. К примеру, обитатели Африки и использовали разнообразные барабаны, а австралийские аборигены - древнейший изготовленный из эвкалипта диджериду. А в странах Азии применяли «поющие» чаши и гонги.

История использования звуков для лечения насчитывает более пяти тысяч лет и произрастает из ведических традиций. Стоит отметить, что и в наследии западных стран также есть немало свидетельств целительного воздействия звуков на дух и тело.

История возникновения тибетских поющих чаш

Тибетские поющие чаши еще называют гималайскими, так как их родиной считают Гималаи. В другие чаши попали по мере распространения буддизма. С давних пор поющие сосуды были не только музыкальным инструментом, сходным с колоколом, но и важным объектом ритуальных обрядов. И сегодня тибетские чаши используют в странах Азии, причем не только в сакральных, но и совершенно обыденных целях. В европейские страны чаши были завезены которые в 1959 году были вынуждены бежать на Запад после того, как Тибет был захвачен Китаем.

Особенности тибетских поющих чаш

Тибетская поющая чаша - это круглая посудина из металла диаметром от пяти до пятидесяти сантиметров. Вес чаши может достигать нескольких килограмм. Встречаются механические и ручные сосуды. Механические чаши, как правило, изготавливают из бронзы обычным машинным способом, ручные вытачивают и отливают мастера. При этом сплав должен включать минимум семь различных металлов: олово, ртуть, медь, свинец, железо, золото и серебро. В некоторых случаях в него добавляют висмут и цинк. Такой состав металлов подобран неслучайно. В эзотерике каждый элемент связан с конкретной планетой и определенным энергетическим центром человека.

Чтобы получить звук, используют специальные палочки или молоточки из дерева. Трение палочки об металл порождает поющее звучание с характерными глубокими вибрациями. Палитра звуков и вибрации напрямую зависит от материала чаши и способа ее изготовления.

Лечение поющими чашами

Целительный эффект тибетских поющих чаш достигается за счет звукового массажа. Органы нашего тела имеют свою и, входя в резонанс со звучанием чаши, начинают вибрировать в ответ. Кроме того, в некоторых местах организма очень непросто провести обычный массаж, а вибрация от чаши настраивает больного на одну волну и пробирается в каждую клеточку человеческого тела.

Тибетские поющие чаши способствуют расслаблению мышц, помогают при повышенном давлении и головных болях. Вибрационная терапия отличное средство при стрессах, депрессиях, бессоннице, повышенной возбудимости и прочих неприятных состояниях.

Тибетские поющие чаши могут использоваться не только в частных сеансах массажа, но и в коллективных занятиях звукотерапии. В этом случае звук и вибрацию чаш для усиления целительного эффекта сочетают с другими архаичными инструментами: барабанами, гонгами, варганами, колокольчиками и так далее.

Отыщите спокойный уголок в парке или в лесу, на пристани или пляже. Сосредоточенно вслушивайтесь в звуки, которые идут к вам из вашего непосредственного окружения.

Сколько различных звуков вы можете уловить? Различаете ли вы, как шуршат листья или как плещет прибой? Что еще вы слышите? Птиц, жужжание насекомых, журчание ручейка? А еще попробуйте различить звуки, доносящиеся издалека,- звук проезжающей мимо машины, звонок велосипеда, гул поезда, самолета, голоса играющих детей или собачий лай.

Мир полон звуков, и вы должны сознательно различать те звуки, которые улавливает ваш слух.

Упражнение 2. Слушаем наш внутренний мир

Находясь дома, сядьте в спокойном месте, расслабьтесь и сделайте так, чтобы некоторое время вас никто не беспокоил. Сознательно прислушайтесь к звукам, издаваемым вашим телом. Вы услышите ритм своего дыхания. Время от времени сделайте глотательное движение и услышьте пощелкивание в голове. Или откройте и закройте рот, чтобы услышать легкий хлопок. Время от времени делайте глубокий вдох, а затем – медленный выдох, со свистом и придыханием.

Если вы сидите очень тихо, то вы можете услышать биение пульса в различных частях тела, а иногда действительно можете услышать, как бьется ваше сердце.

Какие еще звуки может производить ваше тело? Ваши голосовые связки – не единственная часть тела, которая производит звук. Только подумайте о том, что вы свистите, чихаете, рыгаете, испускаете газы. Или же вы можете хлопать в ладоши, стучать зубами, щелкать пальцами. Позвольте телу сочинять его собственную музыку. Вы ведь самый настоящий человек-оркестр!

Упражнение 3. Слушаем разумом

Поставьте музыкальную запись, которую любите больше всего. Не важно, какая это музыка. Сядьте или лягте и ведите себя как можно тише.

Пока звучит музыка, попытайтесь сознательно выделить звучание различных инструментов и/или голосов. Попытайтесь разобрать тона различных высот в мелодии и слушайте ритм.

Нет ли отрывков, которые звучат громче или тише? Сейчас вы анализируете музыку с помощью разума.

Упражнение 4. Слушаем с помощью интуиции

Включите туже самую музыку, которую вы слушали при выполнении предыдущего упражнения. Вы вновь должны расслабиться, сидя или лежа, но на этот раз позвольте звукам просто омывать вас, не старайтесь сознательно прислушиваться к каким-то деталям, но следите за тем, чтобы ваш ум был открыт для восприятия. Почувствуйте, как на вас изливается звуковой поток.

С помощью этого упражнения вы не только тренируете ваш внешний слух, но и вашу способность к внутреннему слуху. Вы также начинаете осознавать те ощущения и чувства, которые вызывают в вашем теле звуки музыки, чтобы они раскрывались для мира звука и его целительного эффекта. На этот раз предоставьте слово своим чувствам или интуитивной природе.

Упражнение 5. Как убедиться, что поющая чаша подходит вам

Когда вы ударяете по поющей чаше сжатым кулаком, вы слышите самую низкую октаву. С помощью колотушки, обернутой фетром, вы извлекаете тон на октаву выше, а удар не обернутой деревянной палочкой дает тон еще на октаву выше. Вы можете по очереди ударять по двум поющим чашам, которые слегка различаются по высоте тона, и они начнут резонировать на той же высоте тона.

Если вы знаете, что у данной поющей чаши нет планетарного тона, соответствующего Сатурну, вы можете провести тест, чтобы определить, обладает ли она «хорошим» звуком: ударьте по чаше и слегка прикоснитесь к ее боку колотушкой, перед вашим животом (на уровне солнечного сплетения, или третьей чакры).

Если вы ощутите слабую вибрацию в солнечном сплетении, чаша подходит, в ней есть дух. Если вы ничего не почувствуете или же у вас возникнет неприятное ощущение, лучше впредь не пользоваться этой чашей.

Упражнение 6. Извлечение звука из чаши

Поставьте поющую чашу на маленькую подушечку, на кольцо, на распрямленную ладонь или поддерживайте ее снизу кончиками пальцев. Проследите, чтобы она как можно меньше контактировала с любым другим резонирующим материалом, чтобы воздух вокруг нее мог колебаться свободно. Также проверьте акустические свойства помещения, особенно в том случае, если вы собираетесь проводить в нем концерты или целительные сеансы. Постучите колотушкой по разным частям поющей чаши: по ободку, по округлой внешней поверхности, а также по внутренней поверхности. Держите колотушку пальцами, не сильно сжимая ее, пусть она ударяет по чаше в свободном движении. Таким образом извлекается наполненный, долго звучащий звук.

Чтобы чаша запела, воспользуйтесь деревянной колотушкой, обтянутой кожей или обернутой пластиковой лентой; потрите колотушкой о край чаши, с внутренней и внешней ее стороны. Потирая чашу, вы порождаете энергетическую спираль с многочисленными гармониками. Прислушайтесь к разнице между звуком, исходящим изнутри чаши, и звуком, исходящим от ее внешних стенок, установите его зависимость от типа используемой вами колотушки.

Нет 2-х таких чаш, которые бы звучали одинаково. Некоторые чаши звучат слабо или звонко, а у некоторых звук состоит из нескольких тонов. Если вы немного пошевелите чашу, которую держите в руке, то заметите, что ее вибрации стали более насыщенными и обрели более открытый характер.

Упражнение 7. Восприятие вибраций поющей чаши

Очень интересно научиться слышать телом! Поставьте поющую чашу на ладонь и ударьте по чаше. Чувствуете ли вы вибрации в ладони и во всей руке? Ударив по чаше, отложите колотушку в сторону, поместите руку над чашей и почувствуйте вибрации. Вновь ударьте по чаше колотушкой и опустите руку на ободок. Звук и вибрация прекратятся. А теперь поместите руку над молчащей чашей и почувствуйте разницу. Если необходимо, повторите упражнение несколько раз, чтобы четко ощутить разницу.

Упражнение 8. Сравнение воздействия тонов разных поющих чаш

Для выполнения этого упражнения вам потребуется партнер. Лягте на спину, полностью расслабьтесь и попросите вашего партнера извлечь звук попеременно из разных поющих чаш, пользуясь при этом разными колотушками и разными способами звукоизвлечения. Постарайтесь почувствовать разницу между звуком, извлекаемым из чаши ударом и потиранием.

Каким образом реагируют ваше тело и ваши клетки на звук определенной поющей чаши? Каково воздействие звуков различной высоты, обертонов и тембров? Не ощущаете ли вы какой-нибудь зуд, покалывание, не побежали ли по вашей коже мурашки, нет ли дрожи, непроизвольных движений, не ощущаете ли вы жара или холода? Не изменились ли каким-либо образом уровень вашей энергии или ваше сознание?

Упражнение 9. Использование голоса при обращении с поющими чашами

Очень специфическое ощущение рождается, если начать подпевать с закрытым ртом поющей чаше, так как от этого усиливается резонанс в вашей голове; ваш собственный череп работает как естественная дека.

В результате может быть достигнута подлинная гармония, особенно если вы берете тон, который вам приятен. Обычно вы подпеваете с закрытым ртом, но если вы будете петь гласные «а», «и», «э», «о», «у» (или какие-то другие сочетания звуков, например, «вау» или «оу», или первичный звук «Ом»), открывая рот рядом с ободком вибрирующей чаши, сначала беззвучно, а затем включая в работу голосовые связки, гармоники будут резонировать внутри вашей головы.

Упражнение 10. Самомассаж с помощью поющих чаш

Вы также можете прибегнуть к несложному звуковому самомассажу. Сделайте так, чтобы вас никто не беспокоил. Лягте на спину, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха и постарайтесь как можно больше расслабиться. Поставьте чашу с глубоким звучанием себе на живот, в центр тела, приблизительно 2 пальца ниже пупка, на точку, которую в японском дзен-буддизме называют точкой Хара. Спокойно дышите животом. Стукните по чаше колотушкой с фетровым наконечником и почувствуйте, как ее вибрации проходят через все ваше тело.

Затем вы можете поэкспериментировать, устанавливая чаши на разнообразные точки, например, на точки чакр. Более низкие тона, как правило, больше подходят для воздействия на нижние чакры, а более высокие тона хорошо подходят для чакр верхней части тела. Полежите немного, наслаждаясь звуками и теми вибрациями, которые вы ощущаете. Затем возвращайтесь к нашей реальности.

Упражнение 11. Сочетание музыки поющих чаш с повествованием и стихами

Чтение захватывающего рассказа или рассказа, написанного вами, сказки, стихотворения, а также мантры или молитвы можно сопровождать звуками поющих чаш.

Поставьте перед собой 2-3 поющие чаши, выбрав такие, звучание которых доставляет вам удовольствие. Читая, декламируя или исполняя, ударяйте по поющей чаше деревянной колотушкой или палочкой, когда вы доходите до слов, которые вы хотите особо выделить, силу удара регулируйте в зависимости от того, какого хотите добиться эффекта, стимулирующего или же успокаивающего.

Упражнение 12. Групповая импровизация

Каждый присутствующий должен принести с собой собственную любимую поющую чашу, и все должны начать импровизировать вместе, создавая звуковую композицию из ничего. Вы будете ошеломлены, когда поймете, до какой степени гармоничным может быть такое звучание. Вы также можете устроить джем-сейшн с применением нескольких музыкальных инструментов, которые звучат гармонично по отношению к звучанию поющих чаш.