Почему трусость самый страшный порок? Булгаков (Мастер и Маргарита). Трусость самый страшный порок

Сколько бы человечество ни существовало, его всегда будут волновать нравственные проблемы: честь, долг, совесть. Эти вопросы и поднимает М.А. Булгаков в своем лучшем философском романе «Мастер и Маргарита», заставляя читателя по-новому осмыслить жизнь и оценить значение нравственных сторон человека, а также задуматься, что важнее в жизни – власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода, ведущая к добру и справедливости, и спокойная совесть. Если человек не свободен, он всего боится, ему приходится поступать вопреки своим желаниям и совести, то есть в нем проявляется самый страшный порок – трусость. А трусость ведет к безнравственным поступкам, за которые человека ожидает самая страшная кара – муки совести. Такие муки совести почти 2 тысячи лет не давали покоя главному герою романа Мастера Понтию Пилату.

М.А. Булгаков переносит читателя в древний Ершалаим во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата, к которому привели подследственного из Галилеи, арестованного за подстрекательство к разрушению ершалаимского храма. Лицо его было разбито, а руки связаны. Несмотря на мучившую прокуратора головную боль, как человек, обличенный властью, он вынужден был допросить преступника. Понтий Пилат, могущественный, грозный и властный человек, не терпящий возражений и привыкший к безропотному повиновению подчиненных и рабов, был возмущен обращением к нему арестованного: «Добрый человек, поверь мне!» Вызвав Марка Крысобоя (начальника особой кунтурии), он приказал проучить подсудимого. Недаром прокуратор сам называл себя «свирепым чудовищем». После наказания Понтий Пилат продолжил допрос и выяснил, что арестованный по имени Иешуа Га-Ноцри – грамотный человек, знающий греческий язык, и заговорил с ним по-гречески. Понтий Пилат заинтересовывается бродячим философом, он понимает, что столкнулся не с лицемером, а с умным и мудрым человеком, который обладает еще и чудесным свойством снимать головную боль. Также прокуратор убеждается в том, что духовная позиция Га-Ноцри: «злых людей нет на свете» искренняя и осознанная, что Иешуа живет по своим законам, законам добра и справедливости. Поэтому считает, что все люди свободны и равны. Он и с прокуратором держится как независимый человек: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, я полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». Прокуратор удивляется, как просто и прямо Иешуа возражает ему, господину, и не возмущается. А арестованный продолжал: «Беда в том,… что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон…» Пилат почувствовал, что осужденный в чем-то главном абсолютно прав и его духовная убежденность настолько сильна, что даже сборщик податей, Левий Матвей, презрев деньги, всюду следует за своим Учителем. У прокуратора появилось желание спасти ни в чем не повинного врача и философа: он объявит Га-Ноцри душевнобольным и вышлет на остров в Средиземном море, где находится его резиденция. Но этому не суждено было сбыться, потому что по делу Иешуа существует донос Иуды из Кириафа, в котором сообщается, что философ говорил «доброму и любознательному человеку» о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Таким образом, оскорбив власть кесаря, Иешуа подписал себе смертный приговор. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений, не пытается солгать или что-то скрыть, так как говорить правду для него «легко и приятно». Иешуа повели на казнь, а Понтий Пилат с этого момента потерял покой, потому что отправил на казнь невиновного человека. Ему смутно показалось, «что он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то недослушал». Он почувствовал, что его поступку не будет прощения, и возненавидел всех, кто способствовал осуждению философа, а в первую очередь себя самого, так как совершенно сознательно пошел на сделку с совестью, испугавшись внутреннего желания восстановить справедливость. Он, умный политик и искусный дипломат, давно понял, что, живя в тоталитарном государстве, нельзя оставаться самим собой, что необходимость лицемерия лишила его веры в людей и сделала его жизнь скудной и бессмысленной, что и заметил Иешуа. Непоколебимая нравственная позиция Га-Ноцри помогла осознать Пилату свою слабость и ничтожность. Чтобы облегчить свои страдания и хоть как-то очистить совесть, Пилат распоряжается убить Иуду, предавшего Иешуа. Но муки совести его не отпускают, поэтому во сне, в котором прокуратор увидел, что не послал на казнь бродячего философа, он от радости плакал и смеялся. А наяву казнил себя за то, что испугался встать на сторону Иешуа и спасти его, потому что помиловать Га-Ноцри означало поставить под удар самого себя. Не было бы протокола допроса, он, может быть, отпустил бы бродячего философа. Но карьера и страх перед кесарем оказались сильнее внутреннего голоса.

Если бы Пилат был в ладу с самим собой и своим понятием о нравственности, его бы совесть не мучила. Но он, санкционировав казнь Иешуа, поступил вопреки «своей воле и своим желаниям, из одной только трусости…», которая оборачивается для прокуратора двухтысячелетней мукой раскаяния. По мнению Булгакова, люди с двойной моралью, как Понтий Пилат, очень опасны, потому что из-за своего малодушия и трусости они совершают подлость, зло. Таким образом, в романе неоспоримо доказано утверждение носителя добра и справедливости Иешуа, что «трусость – самый страшный порок».

С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет Как в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость - самый страшный порок»?

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция «Мастера и Маргариты»: книга состоит из двух романов: собственно романа о трагической судьбе Мастера и четырех глав из романа Мастера о Понтии Пилате.

«Ершалаимские» главы представляют собой содержательный и философский центр романа. Роман о Пилате отсылает читателя к тексту Священного Писания, но при этом Булгаков творчески переосмысливает Евангелие. Между его героем Иешуа Га-Ноцри и евангельским Иисусом есть важные различия: у Иешуа нет последователей, кроме бывшего сборщика податей Левия Матвея, человека «с козлиным пергаментом», который записывает речи Га-Ноцри, но «записывает неверно». Иешуа на допросе у Пилата отрицает, что он въезжал в город на осле, и толпа приветствовала его криками. Толпа, скорее всего, избила бродячего философа - на допрос он приходит с уже обезображенным лицом. К тому же не Иешуа является главным героем романа Мастера, хотя его проповедь любви и истины, несомненно, важна для философии романа. Главным героем «ершалаимских» глав выступает пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет ее, страх перед публичным осмеянием и гневом римского императора сильнее, чем страх в бою. Слишком поздно Пилат превозмогает свой страх. Ему снится, что он шагает рядом с философом по лунному лучу, спорит, и они «ни в чем не сходятся друг с другом», что делает их спор особенно интересным. И когда философ говорит Пилату, что трусость - один из самых страшных пороков, прокуратор возражает ему: «это самый страшный порок». Во сне прокуратор осознает, что теперь он согласен «погубить свою карьеру» ради «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».

Назвав трусость «самым страшным пороком», прокуратор решает свою судьбу. Карой Понтию Пилату становится бессмертие и «неслыханная слава». И 2000 лет спустя люди все еще будут помнить и повторять его имя как имя человека, осудившего на казнь «бродячего философа». А сам прокуратор около двух тысяч лет сидит на каменной площадке и спит, и только в полнолуние его терзает бессонница. Его собака Банга разделяет с ним наказание «вечностью». Как Воланд объяснит это Маргарите: «...кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

По роману Мастера, Пилат пытается искупить вину перед Иешуа тем, что приказывает убить Иуду. Но убийство, даже под видом справедливой мести, противоречит всей жизненной философии Иешуа. Возможно, тысячелетнее наказание Пилата связано не только с его предательством по отношению к Га-Ноцри, но и с тем, что он «не дослушал» философа, не понял его до конца.

В финале романа Мастер отпускает своего героя бежать по лунному лучу к Иешуа, который, по словам Воланда, прочитал роман.

Каким же образом мотив трусости трансформируется в «московских» главах романа? Вряд ли можно обвинить в трусости Мастера, сжегшего свой роман, отказавшегося от всего и добровольно ушедшего в лечебницу для душевнобольных. Это трагедия усталости, нежелания жить и творить. «Мне удирать некуда», - отвечает Мастер Ивану, предположившему, что легко удрать из больницы, обладая, как Мастер, связкой всех больничных ключей. Возможно, в трусости можно обвинить московских литераторов, ведь литературная ситуация в Москве 30-х годов XX века была такова, что писатель мог создавать только вещи, угодные государству, либо не писать вообще. Но этот мотив проскальзывает в романе только намеком, догадкой Мастера. Он признается Ивану, что по критическим статьям в его адрес было видно, что «авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».

Таким образом, мотив трусости воплощается главным образом в романе о Понтии Пилате. То, что роман Мастера вызывает ассоциации с библейским текстом, придает роману общечеловеческое значение, насыщает его культурными и историческими ассоциациями. Проблематика романа бесконечно расширяется, вбирая в себя весь человеческий опыт, заставляя каждого читателя задуматься о том, почему трусость оказывается «самым страшным пороком»

ТЕОРИЯ ДОЛГА

Трусость привычно порицается обществом

У многих на слуху фраза М. Булгакова, что трусость - это самый страшный порок.Что же, верно. Однако очень плохо, когда под давлением таких сентенций совестливый человек ставит на себе крест после трусливого поступка.

Еще бы - у него и так на душе кошки скребут, а вдобавок и общество незримо твердит ему: «Ты дошел до самого страшного порока!»

Но обратите внимание - ведь Булгаков вряд ли кого-то осуждал. Скорее, он просто констатировал явный для него факт. И я позволю себе дополнить знаменитую фразу:

Трусость - страшнейший из пороков, если ты с нею не борешься.

Аморальна не сама трусость, а нежелание ей сопротивляться.

Повторюсь - тысячелетиями вожди всех мастей самыми жестокими средствами культивировали в людях трусость. Она въелась в нашу душу, она стала буквально ее частью! Вот почему, когда нам угрожают, мы инстинктивно стремимся подчиниться.

В этих условиях нельзя порицать человека, который поддался трусости. Было бы правильнее чествовать того, кто смог ее преодолеть!

В Евангелии есть яркий эпизод, когда апостол Петр отрекся от Христа. Буквально перед этим он горячо убеждал учителя, что не бросит его никогда. На что получит ответ: «…истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».Так и случилось - под угрозой быть схваченным, Петр трижды отрекся от Христа - и тут же прокричал петух. И Петр, исшедвон, плакася горько…

Так что же - считаем мы теперь Петра подлецом и предателем? Нет. Преодолев свой страх, он затем стал продолжателем дела своего учителя - и в конце жизни тоже принял мученическую смерть.

А теперь приведу отрывок из книги Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», в котором описывается артобстрел:

«Рядом с нами лежит насмерть перепуганный новобранец...

Он закрыл лицо руками. Его каска откатилась в сторону.

Я подтягиваю ее и собираюсь нахлобучить ему на голову.

Он поднимает глаза, отталкивает каску и, как ребенок,

лезет головой мне под мышку, крепкоприжимаясь к моей

груди. Его узкие плечи вздрагивают…

Постепенно он приходит в себя. Вдруг он краснеет как маков цвет,

на лице его написано смущение. Он осторожно дотрагивается рукой до

штанов и жалобно смотрит на меня. Я сразу же соображаю, в чем дело:

у него пушечная болезнь. Я стараюсь утешить его:

- Стыдиться тут нечего; еще и не таким, как ты, случалось

наложить в штаны, когда они впервые попадали под огонь. Зайди за куст,

сними кальсоны, и дело с концом…

Ни капли порицания и осуждения нет в этом эпизоде. Не только боги, но и люди мудры, понимая природу трусости и не делая из нее приговор. Трусость плоха не сама по себе, а лишь тогда, когда ты отказываешься с ней бороться. В этом случае можно смело ставить знак равенства между трусостью и леностью души…

Хорошо - но что же все-таки делать, если совершен постыдный трусливый поступок?

Как не парадоксально, но первым делом - немного воспрять духом. Тысячи и тысячи людей абсолютно не стыдятся своей трусости - их слабое сознание устроено таким образом, что мгновенно вытесняет из памяти все неприятные воспоминания.

Вы - не такой. У вас в душе есть некий недремлющий сторож, который не дает вам расслабиться. И это, с одной стороны, хорошо. Но с другой стороны, вы вскоре можете просто надорваться от бесконечных упреков совести. Особенно, если следовать ее голосу по-прежнему не хватает сил…

Я предлагаю вам взять на вооружение теорию долга . Если в какой-то момент жизни вам не хватило смелости поступить по совести - запишите это действие себе в пассив. Будьте уверены - судьба, увидев намерение расквитаться с долгами прошлого, обязательно предоставит возможность это сделать

Один из самых ярких эпизодов в моей жизни - когда я не заступился за женщину, которую обокрали в автобусе. Когда мы, плотно стиснутые в салоне, подъезжали к остановке, она заволновалась и крикнула: «Водитель, не открывайте дверь! У меня украли кошелек! Я знаю, кто украл - вот этот!». И она показала на бугая рядом со мной, ухмылявшегося и уводившего взгляд в сторону. А я стоял у самой двери и вполне мог сказать: «Я готов показать свои карманы. Ты делай тоже самое, или отдавай кошелек». Более того - я столь плотно был притиснут к двери, что при желании мог сделать так, чтобы она не открылась.

Но… Автобус подъехал к остановке, водитель, отворотив лицо в сторону, открыл дверь, бугай тут же выскочил на улицу - и был таков…

Мне было донельзя стыдно вспоминать этот эпизод, пока я не сказал себе: «Просто терзания души делу не помогут. Они лишь измотают меня. Поэтому я записываю этот эпизод себе в долг. Как только я вновь стану свидетелем подобной ситуации - я буду готов в нее вмешаться…»

Едва ли не каждый из нас допустил в жизни трусливые, постыдные поступки. Переживать по этому поводу похвально - но лишь в том случае, если переживания приведут к конкретному положительному результату.

Трусость происходит только от отсутствия…желания

Р. Декарт

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ

Устраха глаза велики

Что несет в себе эта поговорка? Да очень простую мысль - мы склонны преувеличивать масштабы неведомого. Как сказал еще Шекспир: «Действительные ужасы не так еще страшны, как ужасы воображения».

Основной инструмент победы над трусостью - практика. Боитесь темноты - идите в темноту. Боитесь гопников - делайте им замечания за маты в общественном месте.

Но, разумеется, осуществляйте это с умом. Если вы идете в темноту - то в такую, где нет болот и острых веток. Ведь ваша задача - вернуться живым, здоровым и с опытом победы над трусостью.

Если вы делаете замечание гопнику - то в таком месте, где вам в случае чего могут помочь окружающие. Да и гопника для первого раза стоит выбрать подохлее - на случай возможной драки.

Начав с маленьких шажочков, вы постепенно будете все более уверенно нащупывать почву под ногами. И скоро вы осознаете, что можете делать замечания даже пьяной компании в купе поезда - а вместо драки встречать сконфуженные взгляды…

В общем, давно сказано - нельзя победить страх, не пройдя тот путь, что тебя страшит. Более того - чем чаще вы будете попадать в экстремальные ситуации, тем быстрее ваш организм адаптируется к этому. Все дело в практике!

Человек страшится только того, чего не знает, знани-ем побеждается всякий страх.

В. Г. Белинский

КАК СТРАШН ЧЕРТ?

Зачастую мы не отваживаемся на поступок лишь потому, что нам внушили мысль об ужасных последствиях поступка…

Человек - существо ленивое. Найдя более-менее комфортный уголок в жизни, мы предпочитаем не высовываться, чтобы не лишиться пусть даже иллюзии благополучия. Привычка - страшное дело.

Жена терпит пьяного мужа, потому что думает, что одной будет тяжелее.

Сотрудник терпит хама-начальника, потому что не уверен, что

найдет столь же высокооплачиваемую работу

Народ терпит власть, потому что предполагает, что в случае

непослушания та применит к нему самые жесткие меры воздействия

Итак - обратите внимание: «думает», «не уверен», «предполагает»… В общем, мы живем по принципу бессмертной фразы: «Как бы чего не вышло!». Нам трудно даже решится на эксперимент - а что будет, если я все-таки…

Итак, давайте его все-таки проведем - пока в безопасных, лабораторных условиях. Возьмите ручку, лист бумаги и напишите вверху название ситуации. А теперь ниже в двух колонках напишите минусы и плюсы в результате ее изменения.

Работайте спокойно, не торопясь. Внимательно взвешивайте все варианты. И вполне может оказаться, что перспектива увольнения с работы уже не так страшна. Или что провал на публичном выступлении вовсе не грозит катастрофой. И т. д.

Отдельный вопрос - драки. Что греха таить - многие из нас пасуют перед ними. Поэтому возьмите и для начала внимательно посмотрите видеозаписи драк, которые, к сожалению, в огромном объеме предлагает сегодня Интернет. Затем подведите итог: что характерно для драк? Как они проходят? Какой результат меня ожидает, если я ввяжусь в драку?

После этого стоит внимательно изучить советы специалистов о том, как вести себя в драке. После этого неплохо пройти курс самообороны без оружия - благо, их сейчас немало. И вот вы обнаружите, как возросла теперь ваша уверенность - вплоть до того, что вы овладели ледяным умением гасить драку до того, как она началась.

Наши страхи наполовину лишены всяких оснований, наполовину же просто постыдны.

К. Боуви

БОИШЬСЯ - НЕ ДЕЛАЙ, ДЕЛАЕШЬ - НЕ БОЙСЯ

В заключение хочу еще раз сказать вот о чем

Отваживаться на смелый поступок должен только тот, кто чувствует в себе силы. Это не значит, что в схватку с хулиганами можно вступать, лишь изучив кикбоксинг. Но в данном случае важна не физическая подготовка, а сила духа.

История не раз являла примеры того, как бугаи и верзилы отступали от более слабого противника лишь потому, что он не собирался сдаваться. Отчаянное, целенаправленное сопротивление порой творит чудеса. Но способны на такое сопротивление только внутренне зрелые люди.

Поэтому не торопите время. Если вы взяли курс на смелость - уже хорошо. Неустанно и последовательно идите к намеченной цели. Будьте готовы к неудачам. Воспринимайте их как тренировку и закалку. Поднимайтесь с колен - и снова идите вперед.

И в один из моментов придет спокойное внутренне ощущение того, что вы уже не боитесь.

Не боитесь гопников.

Не боитесь спорить с начальством.

Не боитесь открыто высказывать свою позицию на форуме.

Не боитесь жить.

В 2005 году, когда вышел этот легендарный фильм, мне было 13 лет. В таком раннем возрасте мало что понимаешь и осознаешь настолько глубоко, чтобы понять его до конца. Ведь правду говорят, что произведение "Мастер и Маргарита" в разных возрастах понимается совершенно по разному. Так произошло и со мной. Прошло 10 лет - и я смотрю один и тот же фильм, только другими глазами.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые

Сначала мне казалось, что "Мастер и Маргарита" - это произведение о любви с примесью истории. Ведь ради любви Маргарита решилась пройти этот сложный путь, который в итоге подарил ей второй шанс быть счастливой рядом с любимым человеком. Но на самом деле всё намного глубже. Роман показывает то, как встреча с Воландом меняет судьбы людей. Остается загадкой, например, попал ли бы Иван Бездомный в психиатрическую лечебницу, не встреться ему на Патриарших прудах загадочный иностранный консультант?


Сегодня на Патриарших прудах Вы встретились с Сатаной


Теперь о самом фильме.

Мне кажется, что фильм 2005 года - это без преувеличения самое гениальное произведение отечественного кинематографа. Владимир Бортко - это величайший талантливый продюсер, которому удалось передать всю ту атмосферу, которой насыщен роман. И, безусловно, стоит отметить композитора Игоря Корнелюка - его музыка великолепна. Я ее слушаю взахлеб!


Немаловажную роль сыграл актерский состав. Как жаль, что некоторых актеров уже нет в живых. Лично мне очень не хватает в современных фильмах моих любимых Кирилла Лаврова и Владислава Галкина






Мы теперь будем всегда вместе. Раз один - так, значит, тут же и другой... Помянут меня - тут же помянут и тебя...


Также меня всегда очень впечатляла игра Олега Басилашвили. В этом фильме он сыграл потрясающе!



Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.

Сергей Безруков - тоже очень талантлив - "попал в нужную ноту". Но единственный минус - мне кажется, для Иешуа он немного полноват Но это мое субъективное мнение.


– Трусость – один из самых страшных человеческих пороков.
– Осмелюсь вам возразить. Трусость – самый страшный человеческий порок.

Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера. И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита. Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство. Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна. Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.

Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

Трусость проявляет и Понтий Пилат, который имея власть, трусит. Он боится потерять авторитет, он попросту сломлен народными массами. Не смог настоять на истине, не спас человека, в чьей вине сомневался, отступился от моральных принципов за что и поплатился.

Трусость самый страшный порок

Писатель называет самым страшным пороком — трусость и очень трудно с ним не согласиться. Почему? Все потому, что именно это позорное качество человечества толкает людей на преступления. Именно она управляет действиями предателей, трусостью руководствуются и те, кто часто льстит своему руководству. Именно трус идет на вранье, а все потому, что он боится. Боится признать вину и боится сказать правду. А нужно быть выше своих пороков. Как сказал один философ, после храбрости, нет ничего прекрасней, чем признание в трусости. Я с этим высказыванием также полностью согласен.