Почему Базаровы нужны России (Тургенев И. С.). Способность к любви. Отношение к главному герою крестьян

Вопрос о том, почему Тургенев убил своего героя романа «Отцы и дети» - Евгения Базарова, интересовал многих. Герцен говорил по этому поводу, что автор романа хотел убить своего героя «свинцом», то есть пулей, а прикончил тифом, потому что многое не принимал в нем. Так ли это? Может быть, причина кроется гораздо глубже? Так почему умер Базаров?

Почему Тургенев убил Базарова

А кроется ответ в самой жизни, в политической и социальной обстановке того времени. Возможности для того, чтобы осуществлять стремления разночинцев к демократическим преобразованиям, общественные условия России тех лет не давали. Кроме этого, они оставались оторванными от народа, к которому тянулись и за который боролись. Они не в состоянии были осуществить ту титаническую задачу, которую ставили перед собой. Бороться они могли, а вот побеждать - нет. На них лежала печать обреченности. Получается, что Евгений и был обречен на гибель и поражение, на то, что дела его не осуществятся. Тургенев был уверен в том, что Базаровы пришли, а вот их время - еще нет.

Смерть главного героя «Отцы и дети»

Отвечая на вопрос о том, от чего умер Базаров, можно сказать, что причиной стало заражение крови. Он поранил палец, когда вскрывал труп больного тифом, которого лечил. Но скорее всего, причины кроются гораздо глубже. Как принял герой свою смерть, как относился к ней? Как умирал Базаров?

Сначала Базаров попытался побороться с болезнью, попросив для этого у отца адский камень. Поняв, что умирает, за жизнь он перестает цепляться и отдает себя в руки смерти довольно пассивно. Ему ясно, что утешать и себя, и других надеждой на исцеление – напрасное дело. Теперь главное – достойно умереть. А это означает – не расслабляться, не хныкать, не предаваться отчаянию, не поддаваться панике и сделать все, чтобы страдания родителей-стариков облегчить. Такая забота о близких перед смертью возвышает Базарова.

У него самого страха перед смертью нет, расстаться с жизнью он не боится. В эти часы он очень мужествен, что подтверждается его словами о том, что хвостом он все равно вилять не станет. Но не покидает его обида за то, что силы его богатырские напрасно гибнут. Он демонстрирует свою мощь. Поднимая стул за ножку, ослабленный и гаснущий, он произносит «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!». Он преодолевает свое полузабытье и говорит при этом о своем титанизме.

То, как умер Базаров, выглядит случайно и нелепо. Он молод, сам - врач и анатом. Поэтому смерть его выглядит символично. Медицина и естественные науки, на которые так надеялся Базаров, оказываются недостаточными для жизни. Его народолюбие оказалось непонятым, ведь погибает-то он как раз из-за обычного мужика. Необъясним и его нигилизм, потому что теперь его самого отрицает жизнь.

Искусство и развлечения

Кто такой Базаров? Отношение к народу Базарова

10 февраля 2015

Иваном Сергеевичем Тургеневым роман "Отцы и дети" был написан в сложное для нашей страны время - в 1861 году. Действие произведения происходит в 1855-1861 гг. В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.

Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.

Картины жизни деревни

Главный персонаж романа - разночинец Базаров. Отношение к народу этого героя - важнейшая тема произведения. Начинается повествование невеселыми картинами жизни предреформенной деревни. Обращение к природе неслучайно. Всюду читатель встречает запустение и разруху, бесхозяйственность и нищету. Даже Аркадий Кирсанов признает, что преобразования в деревне просто необходимы. Речь здесь идет о произошедшей в 1861 году реформе, которая, по сути, ничего не изменила в положении крестьян.

Происхождение Базарова

Ближе всего к крестьянству из всех героев романа - Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.

Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.

Видео по теме

Максим Горький о Базарове

Как писал Максим Горький, в отношениях Евгения к русскому народу следует заметить прежде всего отсутствие всякой "сладости", "вычурности". Крестьянам это нравится, и поэтому Евгения так любит прислуга и ребятишки, несмотря на то что тот не задаривает их деньгами и подарками. Мужики видят в нем умного и простого человека, но в то же время Евгений для них чужой, ведь он не знает потребностей крестьянства, быта, опасений и надежд, верований, понятий и предрассудков.

Отношение к главному герою крестьян

Базарова в доме Кирсановых действительно любят. К нему все привыкли, "слуги также привязались", хоть он и подтрунивал над ними. Дуняша охотно хихикала с Базаровым и посматривала на него значительно, искоса, даже Петр - и тот "ухмылялся и светлел", стоило юноше обратить на него внимание. Мальчишки бегали за Евгением, "как собачонки".

Как ведет себя с крестьянами Евгений Базаров?

Не умиление, а лишь гнев вызывает положение крестьян в Базарове. Герой этот трезво оценивает народ, его силы: он видит суеверие, необразованность, недовольство и забитость. В отличие от Павла Петровича, называющего с умилением народ набожным, патриархальным, но нюхающего одеколон при разговоре с ним, Евгений не держит в общении с крестьянами дистанции. Братья Кирсановы, помещики, неспособны вести хозяйство, не умеют наладить в своем имении дела. Хозяйство их скрипело, трещало, "как немазаное колесо".

Отношение к крестьянам Петра Петровича

Речь героев как свидетельство связи с русским народом

Речь героев служит ярким свидетельством их связи с народом. Так, Павел Петрович использует множество иностранных слов, произнося их на свой манер ("эфтим", "принсипы"), намеренно их искажая. Речь Евгения характеризует меткость, простота, точность выражений, множество поговорок и пословиц ("туда и дорога", "песенка спета" и др.).

Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами

Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется "хоть ругать их", но "возиться" с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался "так, болтал кое-что". Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был "чем-то вроде шута горохового". Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.

Одиночество Евгения

Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек - один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.

Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.

Базаров: отношение к народу

Цитаты из произведения, приведенные выше, доказывают, что взаимоотношения Базарова с крестьянами были отнюдь не однозначными. Иван Сергеевич Тургенев, однако, видит главную причину обреченности героя не в умении найти подход к мужику. Она на самом деле в том, что у того нет никакой положительной программы, он лишь отрицает, поэтому еще одна важнейшая причина одиночества - внутренний конфликт, который переживает Базаров. Отношение к народу у этого героя, таким образом, трагично - он видит нужды крестьян, но не может ничего изменить. Но даже перед лицом смерти Евгений остается таким, как был: не боящимся быть слабым, сомневающимся, умеющим любить, возвышенным, и в этом заключается его уникальность и притягательность.

Способность к любви

Способность к настоящей любви Тургенев всегда считал важнейшим критерием оценки человека. Автор показывает, что и здесь этот персонаж выше уездных аристократов, в том числе и своей возлюбленной - эгоистичной и душевно холодной Одинцовой.

Заключение

Таким образом, следует сказать, что тему крепостничества поднимает в произведении именно главный герой - Базаров. Отношение к народу этого персонажа следующее: он хоть уважал и любил русского человека, хотел для него лучшей доли, но не верил в душе в народные силы и, что важнее, был чужд народу, не понимал его.

Тургенев посвятил свое произведение памяти Виссариона Григорьевича Белинского (годы жизни - 1811-1848), великого русского разночинца. Отношение Базарова к народу в романе "Отцы и дети" - это не отношение отдельного человека. В тексте отразилось дыхание эпохи. Автор воспроизводит положение нашей страны накануне реформы, а также изображает нового человека, который в столкновении с обреченным на гибель старым миром доказывает торжество над аристократией демократизма. Отношение Базарова к народу типично для нарождающегося в то время слоя разночинцев-нигилистов.

Сюжет и проблематика произведения не теряют своей актуальности, о чем говорит целый ряд фильмов, снятых по роману "Отцы и дети". С начала 20-го века самых известных русских экранизаций насчитывается 6, первая из которых датируется 1915 годом (режиссер - Вячеслав Висковский), а последняя вышла совсем недавно - в 2008-м (режиссер - Авдотья Смирнова). Отношение Базарова к народу, цитаты из текста и другую информацию можно найти в каждом из них.


МОЕ
ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ



(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


И.С.
Тургенев - великий русский писатель. В
романе “Отцы и дети” автор затрагивает
известную проблему: конфликт отцов и детей.
Причем здесь существует не только конфликт
двух поколений, но и двух лагерей с разными
политическими взглядами. Лагерь детей -
революционно-демократический, а лагерь
отцов - либерально-крепостнический.


Центральное
место в композиции романа занимает образ
Евгения Базарова. Мне кажется, что Базаров
- очень интересная личность, поэтому я хочу
написать о нем и о своем отношении к этому
человеку.


Базаров был
демократ-разночинец, убежденный противник
дворянско-крепостнического строя,
материалист по своему мировоззрению,
прошедший школу труда и лишений,
самостоятельно мыслящий и независимый. Я
очень уважаю в Базарове все эти качества.
Мне нравится то, что Евгений много работает
и добивается всего сам. Когда он учился в
университете, он ни копейки не взял у
родителей. Базаров сам зарабатывал себе на
жизнь и при этом успевал хорошо учиться.
Вообще, Базаров - очень умный и сильный
человек. Но как мне кажется, отрицательной
чертой Базарова является то, что он
отрицает то, чего не может понять. Он не
любит и не понимает искусство и поэзию, так
как не видит в них никакого смысла. Базаров
признает только естественный опыт жизни. В
этом я с ним не согласна: ведь искусство
делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю,
что Базаров должен хотя бы уважать труд и
талант других людей. Также Евгений не ценит
красоту природы. Он говорит: “Природа не
храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
Он и пользуется ей как мастерской. По утрам
Базаров много ходит по лесам, болотам, но не
видит в этом никакой прелести. Он просто
проводит наблюдение и ищет материал для
своих опытов. Но ведь

жизнь
человека слишком коротка, чтобы всю ее
потратить на работу в этой “мастерской” и
не замечая вокруг себя ничего прекрасного.

Базаров
привлекает меня как личность. Он не
стремится никому подражать, его не пугает
быть не таким, как все. По-моему, это
замечательно. Ведь таких людей очень мало.
Базаров искренне верит в то, чем занимается.
То есть он истинный нигилист не потому, что
это модно, а потому, что он убежден в правоте
этого движения. Люди, окружающие Базарова,
намного слабее его в умственном отношении.
Он ко всем относится безразлично и даже с
легким презрением. Он никого не уважает,
отрицает аристократические принципы, не
понимает высокого смысла любви. Любовь к
Одинцовой, умной и образованной женщине,
помогает мне увидеть характер Базарова с
иной стороны. Особое место в романе
занимает сцена предсмертного объяснения
Евгения Базарова с Анной Сергеевной.
Сколько силы и чувства в этом человеке. Но
он одинок, не понят, не смог в полной мере
раскрыть свой нравственный потенциал,
воплотить в жизнь свои идеи.


Базаров -
яркая личность. Я считаю, что Базаров по
праву может считаться героем своего
времени.

1. Новый тип героя.
2. Особенности изображения «новых» людей в романе.
3. Трагическое одиночество Базарова как «героя времени».
4. Открытый финал романа.

Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, — и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.
И. С. Тургенев

Эти слова И. С. Тургенева часто цитируют, когда рассуждают о его герое Евгении Базарове из романа «Отцы и дети» — самого спорного романа 60-х годов XIX века в России. Он действительно масштабен, но несвоевремен, и потому стоит особняком. Произведение написано в эпоху, когда в общественной атмосфере России назрела необходимость перемен и прихода «нового» героя, способного эти перемены осуществить. Людей, претендовавших на это звание, было немало. Но являлись ли они ими на самом деле? Базаров одинок в мире людей, и потому его фигура трагична. Однако рассуждения автора простираются гораздо шире. Попробуем разобраться в этом вопросе, подобно тому, как Тургенев, принадлежавший и по возрасту, и по мировоззрению к поколению отцов, пытался разобраться в том, кто этот новый человек и чего от него ждать.

Каких еще героев романа можно назвать «новыми» людьми? На мой взгляд, никого. Новое — обычно малочисленное, еще не получившее широкого распространения. А главное в новизне — это не количество, а качество. Среди тех, кто ощущяет себя «новым» человеком, — Аркадий Кирсанов, считавший себя «учеником» Базарова, Кукшина и Ситников, равнявшиеся на него. Но ни один из них на самом деле им не является.

В начале романа Аркадий Кирсанов пытается быть похожим на Базарова. Он сдержанно обращается к Николаю Петровичу «отец», подражая Базарову, говорит низким голосом и развязно. Однако постепенно выясняются разные взгляды на природу, искусство, отношения к близким, к женщинам, к труду двух друзей. И это приводит к разногласиям между «учителем и учеником» просто потому, что они разные личности. Путь, пусть и не безупречный, которым идет Базаров, подходит только для сильных, решительных, не боящихся ничего людей. Аркадий не такой. Не случайно Базаров говорит Аркадию: «Ты нежная душа, размазня». Аркадий — тип человека образованного, хорошо воспитанного, неглупого, незлого, искреннего, но при этом у него нет внутренней силы и цельности, целеустремленности Базарова. Он воспитывался совсем в другой среде, ему не приходилось пробивать себе дорогу в жизни изнурительным трудом. Возможно, поэтому он так непоследователен в своих взглядах, да и мировоззрение отцов в прямом и переносном смысле не является для него сильным раздражителем. Это еще и особенности его натуры, чуткой к природе, поэзии, музыке, гармонии и теплоте человеческих отношений. Как мы убедились, и Базаров оказался не настолько чужд этим проявлениям человеческой натуры. Как указывал Ю. В. Лебедев, Тургенев увидел «опасность разрыва связи времен» «в способности русского человек легко поломать себя».

Ситников и Кукшина так называемые «провинциальные нигилисты», в романе — персонажи откровенно сатирические. Автор нередко подсмеивается над ними. Но два брата Кирсанова и особенно Павел Петрович все-таки изображены больше с юмором, местами даже с сочувствием и симпатией. А Ситников и Кукшина — это явная пародия на людей. По отношению к Кукшиной Тургенев использует глагол «пружится», то есть стремиться казаться не тем, кто она есть на самом деле. Неоднократно писатель подчеркивает: «существо с маленьким красненьким носиком». Эта деталь как бы свидетельствует, что бессмысленность, суета, глупость — основа ее существования. Ситников, сын трактирщика, также смешен в изображении Тургенева — развязный, недалекий, несамостоятельный. О нем меньше всего упоминается в романе. Его главная мечта, на первый взгляд, благородна — сделать народ счастливым. Но пути ее достижения сомнительны, он хочет использовать для этого прибыль с заведений своего отца, то есть чужой труд. Кроме того, есть в этом глубокое неуважение к своим отцам, да еще и потребительское.

Так почему же именно они предстают в качестве последователей Базарова? Я думаю, здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, эти «пародии на человека» оттеняют недостатки главного героя, придают ему большую положительность, несмотря на всю его неоднозначность. С другой — Тургенев чувствовал время и признавался, что время Базаровых еще не пришло. Этим он еще больше подчеркивает одинокость, чуждость Базарова современности. Возможно, это предупреждение, к чему может привести бездумное увлечение опасными нигилистическими идеями, если такие люди, как Кукшина и Ситников, встанут во главе движения, будут претворять новые идеи в жизнь. Тургенев стремится показать, что справиться с многообразием и сложностью жизни, не укладывающейся в нигилистические схемы, возможно только личностям такого масштаба, как Базаров. В руках людей с невысоким интеллектом, недостаточным жизненным опытом такие идеи могут стать опасным оружием. И поколение отцов не так уж и не право относительно возможных последствий увлечения новыми идеями.

Вопрос «новых» людей, их места в жизни России особенно волновал Тургенева. Для писателя это была важная тема и на родине, и за границей, где он жил достаточно долго. В его творчестве перед нами проходят много героев, которые претендует на название «новых». Мы находим их в произведениях: «Рудин», «Накануне», «Новь», «Дым», «Отцы и дети». И не все они выдерживают испытаний, через которые их проводит автор.

Тургенев очень точно ощущал эту смену времен, приход новой общественной силы. Вот как нигилист Базаров объясняет логику своих рассуждений: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем... Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить... Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров». В то же время Тургенев не принимал максимализма и поверхностности, однобокости его взглядов. Он стремился показать, что жизнь гораздо более сложная вещь, чем ее представляют себе нигилисты, разночинцы, народники-революционеры. Не случайно он испытывает своих героев, проводя их через те или иные жизненные обстоятельства — любовь, честь, лишения и другие коллизии.

Его романы — своего рода предупреждение, к чему может привести чрезмерное и неуемное увлечение революционными и нигилистическими настроениями. И Базаров — самая значительная, цельная фигура в ряду героев, которая перед смертью понимает и трагизм своего положения, и ошибочность теории. «Линия, разделяющая добро и зло, проходит через сердце человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?» — писал А. И. Солженицын. Любовь к Одинцовой раскалывает мировоззрение Базарова на две половины, и сам он словно раздваивается. Один Базаров — убежденный материалист, отрицатель, циник. Другой — страстно полюбивший и сомневающийся уже в своем учении человек, который не может найти объяснение происходящему: «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Исследователь творчества Тургенева Ю. В. Лебедев, на мой взгляд, очень точно описал это состояние Базарова: «Базаров хочет вырваться, убежать от обступивших его вопросов, убежать от самого себя, — но это ему не удается, а попытки порвать живые связи с жизнью, его окружающей и проснувшейся в нем самом, ведут героя к трагическому концу. Тургенев еще раз проводит Базарова по тому кругу, по которому он прошел: Марьино, Никольское, родительский дом. Но теперь мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его споры, догорает несчастная любовь. Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и Катей, с Одинцовой и, наконец, роковой для Базарова разрыв с мужиком».

Так трагически заканчивается для Базарова его увлечение новомодными теориями. Автор скорбит о судьбе «титанической личности, не реализовавшей громадных возможностей, отпущенных ей природой и историей». Новая эпоха тем не менее ставит вопросы, которые отцы решить уже не могут. Новому времени завтра будет нужен новый герой. Базаров умирает. Кто придет ему на смену? Этот вопрос остается открытым в романе. Вместе с тем дальнейшая история России, наполненная столь драматичными и страшными событиями, показывает, как дальновиден в своих предупреждениях оказался автор «Отцов и детей».

/ / / Почему одинок Базаров? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Создавая образ Евгения Базарова, И.С. Тургенев брал пример с молодого врача Дмитриева, за которым он мог наблюдать в конце пятидесятых годов. Также, яркие и типичные черты характера и поведения открывались перед Тургеневым благодаря соседу автора, который также являлся служителем медицины.

И так, – молодой исследователь, который любил проводить опыты, который знал толк в естественных науках и отрицал все чувственное, все поэтичное. Герой считает, что родился не в то время, слишком рано. Он говорит обо всех тех везунчиках, которые появятся на свет позже, в период расцвета новой эпохи в России.

На протяжении всего романа герой совершенно одинок. Возможно, это особенность его характера. Может быть – это проделки судьбы. Или же, все это его нигилистические убеждения, которые отрицают всякие чувства любви, дружбы и взаимоотношений.

Евгений имел товарища – Аркадия. Младший Кирсанов все пытался быть похожим на своего друга и кумира. Однако его внутренняя суть была не способна на такую участь.

Евгений и Аркадий прощаются. Кирсанов выбирает спокойную, семейную жизнь, находит любимую, женится на ней и продолжает отцовское дело. Базаров же остается один. Он, по стечению обстоятельств влюбляется в благородную даму – Анну Одинцову, оголяет перед ней свою душу и даже разочаровывается в принципах нигилизма. Однако холодная и равнодушная дама не отвечает ему взаимностью. В итоге, Базаров остается один на один со своими чувствами и уезжает в родной, отцовский дом. Он снова одинок и несчастен. Он растерян, ведь теперь, потерял всю свою жизненную уверенность и стойкость.

Как же быть И.С. Тургеневу, что делать с таким героем? Автор выбрал ему печальную участь. В родительском доме Базаров заражается тифом и умирает. Теперь, перед смертью он понимает, насколько бесполезно прожил свою жизнь. Его опыты, естественные знания не оставили и следа. У него нет семьи, нет детей и жены. Он один одинешенек. Но, с этим ничего уже не поделать. Только смерть все исправит и заберет его с собой.