Кто жил в средневековье. Один день в средневековье. Изнурительный труд крестьян

Какая картинка чаще всего возникает в воображении при упоминании Средних веков? Наверное что-то вроде: галантный рыцарь, скачущий на боевом коне среди невежества, грязи и чумы. И немудрено - книги и фильмы постоянно убеждают вас в том, что в Средневековье

Специально для – Света Гоголь

Какая картинка чаще всего возникает в воображении при упоминании Средних веков? Наверное что-то вроде: галантный рыцарь, скачущий на боевом коне среди невежества, грязи и чумы. И немудрено — книги и фильмы постоянно убеждают вас в том, что в Средневековье…

1. Научный прогресс был мёртв

Миф:

Они не зря назвались «тёмными временами». Католическая церковь живо отбивала охоту изучать окружающий мир у каждого, кто на это осмеливался. Всякое знание объявлялось аморальным, учиться можно было только по Библии. Не удивительно, что Земля в представлении тех людей была плоская.

Реальность:

Ну, во-первых людей, считавших нашу планету плоской было далеко не большинство. Во-вторых, церковь не несёт ответственности за упадок науки — совсем даже наоборот, она много сделала для её процветания.

После падения Римской империи католическая церковь оказалась единственным выжившим островком римской культуры в Западной Европе. По всей Европе выросли монастыри, славившиеся самыми богатыми библиотеками. Монашество было чуть ли не единственным образованным сословием в то время, и практически все исторические документы, которые дошли до нас со Средних веков, были написаны именно ими.

Во время крестовых походов европейцы познакомились с продвинутыми идеями мусульманского мира в области науки и техники. Компас и астролябия, например, пришли на Запад из Мусульманской Испании. Итальянские торговцы привезли из Северной Африки другую инновацию — арабские цифры.

Благодаря университетам медицина тоже значительно продвинулась. На самом деле и против вскрытия трупов церковь не особенно возражала, что студенты и проделывали в подвалах средневековых университетов. К 14 веку уже функционировали больницы, где доктора вовсю отрезали людям больные конечности.

2. Повсюду стояла невообразимая вонь

Миф:

Даже те, кто никогда не интересовался историей Средних веков, знает, что люди в то время не мылись и жили по уши в грязи. Максимум, что позволяли себе особо чистоплотные — лёгкие омовения раза два в год. И не только какие-нибудь крестьяне — важные господа вряд ли были намного чище.

Реальность:

На самом деле, на протяжении большей части Средних веков ситуация была далеко не такой критичной. Да, никто тогда особенно на гигиене повёрнут не был, но некое подобие знаменитых римских бань всё же продолжало существовать. В средневековой Германии, например, общественные бани существовали в большинстве городов, и даже в деревнях были не такой уж редкостью. Они играли роль чего-то вроде местных клубов, где можно было не только помыться, но и обсудить с приятелями текущие новости.

В Средние века, оказывается, тоже мыли руки перед едой (не все и не всегда, но всё-таки). Мало того, существовало обыкновение предложить искупаться вошедшему в дом гостю.

Спрос на мыло (которое делали из животного жира с добавлением разных ароматных масел и солей) к 13 веку возрос настолько, что в Британии, Италии, Испании и Франции его производство достигло почти промышленных масштабов.

Так почему Средние века представляются нам такими чумазыми? Во всём виновата чума, получившая название » Чёрная смерть», которая в середине 14 века прошлась по всей Европе и моментально изменила представление людей о чистоте. Тогдашние медики рассудили, что мытое тело — это открытые поры, а открытые поры — это приглашение для злых духов и вообще всякой гадости. Стало быть, мытьё — зло и все проблемы от чистоты.

Так купание и вышло из моды.

3. Рыцари были сплошь благородными

Миф:

Рыцари были галантными кавалерами и храбрыми воинами, которые только и искали случая, чтобы победить какого-нибудь дракона и спасти прекрасную даму.

Реальность:

Рыцари были профессиональными воинами, и в перерывах между войнами им тоже надо было свою агрессию куда-то девать. Большинство из них были людьми довольно молодыми, кровь кипела, так что их окружению от них доставалось — будь здоров. К 11 веку многие местные феодалы нашли способ направить кипучую энергию рыцарей в привычное для них русло, завязав междоусобные войны. Это было совсем не похоже на сцены из «Храброго сердца», гораздо больше напоминало на обыкновенный бандитский набег на деревни, с разграблением и убийством всех, кто попадается на пути.

Церковь пыталась сдерживать эти конфликты, потому как, по правде говоря, хорошо от них не было никому. Но увещевания не помогали. И тогда Папа благословил первый крестовый поход и услал всю эту воинственную братию на Ближний Восток, где они по рыцарскому обыкновению устроили резню.

Позже делались попытки обуздать буйный нрав рыцарей при помощи «рыцарского кодекса чести», который был введён в 13 веке. Образы Ланцелота и Эдуарда «Чёрного принца» должны были стать примерами того, как рыцарь должен вести себя в бою и в мирной жизни. Рыцарям, например, полагалось «защищать слабых» — правда, под «слабыми» подразумевались знатные дамы и их дети, никак не крестьяне. Так что жестокость знатных лиц по отношению друг к другу с введением кодекса чести может и поумерилась, но убивать и насиловать крестьян по-прежнему было не зазорно.

4. Все были ханжами

Миф:

Случайные половые связи — это современное изобретение. В Тёмные века люди были настолько религиозны, что о сексе вне брака даже подумать не смели, и всякий половозрелый человек был вынужден жить, постоянно подавляя свои сексуальные потребности.

Реальность:

Вам когда-нибудь попадались картинки с изображением ботинок, которые в те времена носили мужчины? Такие, с длинными носами, примерно как эти:

Так вот, эти длинные носы назывались «пуленами» и они явно служили намёком на размеры мужского достоинства своего хозяина. Иногда пулены были такими большими, что парни не могли передвигаться по лестницам.

И модой сексуальная жизнь в Средневековье не ограничивалась. Проституция была обычным делом. Конечно, церковь этого занятия не одобряла, но с другой стороны все понимали, что без жриц любви мужчины просто будут насиловать всех без разбора, потому что нравы тогда были всё-таки суровые. Почти во всех средневековых городах проституция существовала на вполне законных основаниях, хотя и была ограничена определёнными кварталами.

С браками всё тоже было не так уж просто. У верхушки общества браки почти всегда заключались из политических соображений, никого не интересовало, нравятся молодые люди друг другу или нет. Так что интрижки на стороне были единственным и очень распространённым выходом из создавшейся ситуации.

5. Женщины были абсолютно бесправными


Миф:

В Средние века с женщинами обращались как с людьми второго сорта — они могли только стряпать, мыть и нянчить детей.

Реальность:

Ещё 200 лет назад Европа была преимущественно аграрной. И работать в поле должны были все — голод был реальной угрозой. А когда пашешь с рассвета до заката, до сексизма ли тут? И когда дело доходило до работы по дому, мужчина и женщина по умолчанию тоже делили её поровну, как и работу в поле.

В городах ситуация не особенно отличалась. Если отец семейства владел магазином или таверной, то его дочери обязательно помогали. Иногда бизнес мог перейти в управление дочери полностью, если отец по какой-то причине не в состоянии вести дела.

Те женщины, которые не работали в полях и не управляли тавернами, могли пристроиться в монастырь. Это может показаться не очень завидной долей, но перед монахинями открывались возможности, редкие в то время даже для мужчин — они могли учиться читать и писать. Даже великие короли — и то не всегда были обучены грамоте.

6. Жизнь была ужасна и все умирали молодыми

Миф:

Жизнь в Средние века была «мучительной, грубой и короткой». Еда невкусная, дома без удобств, работа тяжёлая, в общем, всё ужасно. Хорошо ещё, что мучиться приходилось относительно недолго — лет 35, не больше. В кино про Средние века персонаж старше 60-ти — обязательно колдун.

Реальность:

Что касается средней продолжительности жизни, то она действительно равнялась примерно 35 годам. Но ключевое слово тут — «средней». Детская смертность была очень высокой, поскольку вакцины против детских болезней тогда ещё не изобрели. Это обстоятельство сильно понижало эту самую «среднюю» планку. Но если уж парень из 16-го века дожил до 21 года, то никто не удивится, если он проживёт ещё лет 50.

Обычно жизнь средневекового простолюдина представляется нам беспросветной работой на господина, который только и знает, как притеснять бедных крестьян и выжимать из них все соки. Однако обычно крестьяне работали около восьми часов в день, с большими перерывами на обед и полуденный сон.

На самом деле, у них было даже больше свободного времени, чем у нас. Воскресенье — всегда выходной, плюс Рождество, Пасха, летнее солнцестояние и дни памяти великих святых. Если посчитать всё вместе, то выходит, что средневековые крестьяне отдыхали треть года.

А поскольку большую часть выходных составляли праздники, то можно представить, сколько горячительных напитков за это время выпивалось.

Так что, может жизнь в Средние века была и не такой комфортной как сегодня, но далеко не безрадостной.

Некоторые стереотипы о Средних веках так укоренилась в романах, что многие уже считают, что книги и фильмы об этом времени отображают реальные аспекты средневековой жизни. Но часто эти истории просто укрепляют мифы и заблуждения о жизни в Средние века.

Очень важно помнить то, что когда речь идет о средневековье, стоит учитывать, что этот период охватывает достаточно большой промежуток времени, с 5 века до 15 века нашей эры. Стоит отметить, что большая часть развенчанных мифов о Средневековье касаетсяАнглии 14 века. И всё это благодаря таким работам как «Средневековая Англия. Гид путешественника во времени» Яна Мортимера и работам Джозефа Гиса и Фрэнсиса Гиса «Заблуждения о средневековье». Но дело в том, что жизнь в Средние века была, по сути, гораздо разнообразнее, чем все эти однотипные рассказы о рыцарях и колдовстве, в которые Вы привыкли верить.

Хотите узнать о жизни в Средневековье, не читайте романов, почитайте учебники по истории, потому что роман - это изобретение новых идей, или комбинирование элементов различных культур и периодов времени, а зачастую простое изобретение исторических мифов и заблуждений. Но если вы читаете много книг и смотрите много фильмов с псевдо-средневековыми сюжетами, у Вас может создаться ошибочное впечатление, что Вы знаете, какой была жизнь в те времена. Кроме того, настоящая историческая действительность предлагает новые идеи, которые вы, возможно, захотите включить в свои собственные истории в будущем.

И это не означает, что все упоминания о средневековье состоят из одних только мифов, просто стоит помнить, что выдумка встречается нынче очень и очень часто.

Вот список мифов с их последующим развенчанием.

1. Крестьяне были отдельным классом людей, которые были более или менее равны друг другу.

Часто считают, что люди в средние века были разделены на очень широкие классы: члены королевской семьи, знать, рыцари, духовенство и трудящиеся крестьяне в самом низу. Но если у вас не было "царя", "лорда", "сэра", "отца" или "брата" (или их женских аналогов) перед именем, это не значило бы, что вас бы ничуть не беспокоил Ваш социальный статус. В Средние века были многочисленные классы людей, которых сегодня мы называем "крестьянами", но на самом деле у "крестьян" были свои классы.
В 14-веке в Англии, например, были вилланы, люди, присоединенные к земле конкретного лорда. Вилланов считали несвободными людьми, и они продавались вместе с землей лорда. А свободные люди принадлежали к разным социальным и экономическим классам. Землевладелец, например, мог стать достаточно успешным, чтобы арендовать усадьбу лорда, по существу, выступая в качестве самого лорда. А, в деревне, несколько семей могли держать в своих руках большую часть политической власти, замещая большинство местных чиновников. Мы склонны думать об этих людей, как о "крестьянах", но они думали о себе гораздо сложнее, что сопровождалось всем этим классовым беспокойством.

2. Постоялые дворы были тавернами с большими общими залами внизу и номерами на верхнем этаже.

Существует такое прочно укоренившееся псевдо-средневековое представление о заведениях тех времен как таверны с постоялым двором. Вы и ваша компания наслаждаетесь несколькими графинами эля в главном зале, слушаете все местные сплетни, а затем поднимаетесь в свою отдельно снятую комнату, где вы будете спать (одни или с продажной девой).

Этот образ не совсем фантастичен, но в реальности все было немного сложнее - не говоря уже о том, что еще и интереснее. В средневековой Англии, если бы вы объединили городской постоялый двор с пивной, вы, вероятно, получили бы что-то, напоминающее тот постоялый двор из романов. Да, были такие постоялые дворы, где вы могли снять отдельную кровать (или, скорее, пространство на кровати), и, конечно же, в этих дворах были залы для еды и питья. Но это были не таверны; владельцам постоялого двора, как правило, разрешалось подавать пищу и питье только для своих гостей. И скорее всего Вы после изрядного подпития попали бы в одноместный номер с несколькими кроватями, которые вмещали до трех. Только в самых престижных гостиницах вы могли найти номера лишь с одной или двумя кроватями.

Также в городах были и питейные заведения: таверны, где пили вино, и пивные для эля. Среди этих двух, пивные были более шумными местами, и очень походили на современные дешевые бары, где тусуются малолетки. Но эль и сидр также часто делали и дома; муж, по возвращению домой, не ждал от жены вкусного борща, потому она умела варить пиво. И какой борщ, если жена тебе готовит пиво? А в английской деревне таверны часто были чьим-то домом. После того, как ваш сосед открывал новую партию эля, вы могли пойти к нему домой, заплатить несколько пенни, и сидеть и пить с вашими односельчанами.

Также были и другие варианты размещения. Путешественники могли рассчитывать на гостеприимство людей равного или более низшего социального класса, наслаждаясь едой и ночлегом в обмен на дорожные истории и чаевые. Также на ночь можно было остановиться больнице, где давали не только лечение, но и приют.

3. В Средневековье Вы бы никогда не встретили женщину, занимающуюся таким ремеслом, как изготовление оружия или торговля.

Конечно, в некоторых фэнтэзи-романах женщины находятся на равных (или относительно равных) позициях с мужчинами, занимаясь теми же видами ремесел, которыми занимались мужчины. Но во многих романах, женщина, которая изготовляет доспехи или продает товары, показалась бы просто неуместной - хотя это и не совсем отражало бы Средневековую реальность. В Англии, вдова могла начать заниматься ремеслом своего умершего мужа, например Вы могли бы встретить женщину портного, оружейника и торговца. Некоторые женщины купцы были на самом деле довольно успешны, занимаясь международной торговлей, они имели солидные прибыли.

Женщины также занимались и преступной деятельностью, в том числе разбоем. Многие преступные группировки в средневековой Англии состояли из семей, в том числе жен с мужьями и сестер с братьями.

4. У людей были ужасные манеры за столом, они бросали кости и объедки на пол.

Сожалеем, но даже в Средние века, члены светского общества, от королей до вилланов, соблюдали определенный этикет, и этот этикет включал в себя хорошие манеры за столом. В действительности, в зависимости от того, когда, где и с кем вы ели, вам приходилось следовать очень строгим правилам. Вот, например, такой совет: если лорд передает вам свой бокал за обеденным столом, это признак его благосклонности. Примите ее, глотните, и передайте бокал ему обратно после того, как сделали глоток.

5. Люди, которые не верили во все формы магии и в ведьм, сжигались.

В одних фантастических книгах, магия воспринималась всеми просто как факт. В других, к магии относились, в лучшем случае, с подозрением, либо как к богохульству в худшем.

Но не ко всем упоминаниям магии в Средневековье относились как к ереси. В своем эссе "Ведьмы и миф о средневековом "Времени горения" из «Заблуждений о Средневековье» Анита Обермейер рассказывает, что в 10-ом веке, католическая церковь не занималась пытками ведьм за ересь; она была больше заинтересована в искоренении еретических суеверий о "ночных летающих существах."

А в 14-веке в Англии, можно было обратиться к магу или ведьме с небольшой "волшебной" просьбой, такой как, например, поиск утраченного объекта. В средневековой Англии, по крайней мере, к магии без каких-либо еретических компонентов относились терпимо. Со временем, в конце 15-го века, началась испанская инквизиция, и именно тогда за ведьмами началась охота.

Нельзя сказать, что в Средние века никого не сжигали, но это не было так широко распространено. Обермейер объясняет, что в 11-м веке, колдовство рассматривалось как светское преступление, но церковь делала несколько выговоров, прежде чем прибегала к сжиганию. По ее указанию первое сожжение за ересь состоялось в 1022 году в Орлеане, а второй раз в 1028 году в Монфорте. Сжигание ведьм было редкостью в 11-м и 12-м веках, но стало более популярно в 13-ом. Тем не менее, это зависело еще от того, где вы находитесь. В 14-м веке, вас бы не сожгли как ведьму в Англии, но это вполне могло произойти с вами в Ирландии.

6. Мужская одежда всегда была практичной и функциональной.

Да, средневековые люди разных классов интересовались модой, и иногда мода, особенно мужская, была довольно абсурдной. По началу, одежда была более функциональной, но в 14 веке, мужские фасоны костюмов в Англии стали выглядеть довольно необычно. Корсеты и подвязки стали типичны для мужчин и более того, популярные фасоны поощряли мужчин активно демонстрировать свои бедра и ноги. Некоторые аристократы носили платья с рукавами, такими длинными, что у них была опасность запутаться в манжетах. Стало модно носить обувь с чрезвычайно длинными носками – у одних таких туфель, импортируемых из Богемии, были носы длиной в полметра, которые необходимо было привязывать к подвязкам мужчины. Встречалась даже такая причуда как носить свою мантию так, чтобы голова проходила через отверстие для руки, а не для головы, а рукава, использовались в качестве пышного воротника.

Важно также отметить, что мода шла от членов королевской семьи, через аристократию и, наконец, до простого народа. Через какой-то период времени после того как какая-то мода появлялась среди дворянства, ее менее дорогая версия могла появиться среди людей низшего класса. К тому же, в Лондоне были приняты законы, регулирующие потребление предметов роскоши, чтобы помешать людям одеваться роскошней своего реального положения. Например, обычной женщине в 1330-х годах в Лондоне не было разрешено обивать свой капюшон чем-нибудь, кроме овчины или меха кролика, или же она рисковала вообще потерять свой капюшон.

7. Все слуги были людьми низшего класса.

На самом деле, если вы были высокопоставленной особой, то по все вероятности, у вас были и высокопоставленные слуги. Лорд мог послать своего сына прислуживать в усадьбу другого лорда – возможно, брата его жены. Сын не получал никакого дохода, но по-прежнему считался сыном лорда. Дворецким лорда на самом деле мог быть тоже лорд. Ваш статус в обществе основывался не только на том, слуга вы или нет, но также и в зависимости от вашего семейного статуса, кому вы служили, и в чем заключалась ваша конкретная работа.

Для вас может стать неожиданностью факт про слуг в английских домах в период позднего средневековья: они были в подавляющем большинстве мужчинами. Мортимер упоминает домашнее хозяйство графа Девонского, где было 135 слуг, но из них женщинами были всего три. За исключением прачки (которая не жила в доме), все слуги были мужчинами, даже в хозяйствах, возглавляемых женщинами.

8. Медицина была основана на чистом суеверии.

Надо признать что, если исключить «Игру Престолов» то, многие факты исцеления в фантастических романах - это простое волшебство. Вы могли обратиться к священнослужителям, которые получали свой дар исцеления от богов, или же вы, возможно, имели кого-то под рукой, кто умел накладывать повязки на рану или делать припарку.

И да, большая часть средневековой медицины была основана на том, что мы считаем сегодня мистической ахинеей. В основном, в диагностике участвовала астрология и гуморальная теория. Кровопускание было распространенным методом лечения, а многие из целебных средств были не только бесполезны, но даже просто опасны. И хотя тогда были медицинские колледжи, очень мало врачей могло их посещать.

Тем не менее, некоторые аспекты средневековой медицины были разумными, даже по современным меркам. Прикладывание к лицу больных оспой алого сукна, лечение подагры растением Колхикум, использование ромашкового масла от боли в ухе - все это были эффективные методы лечения. И хотя такое понятие как средневековый хирург ужасает многих из нас, некоторые из этих хирургов были на самом деле довольно талантливы. Вас даже может удивить тот факт, что средневековый хирург Джон Ардерн использовал обезболивающие в своей практике, а многие хирурги были специалистами по лечению катаракты, зашиванию абсцессов, а также вправлению костей.

9. Наиболее мощная военная сила состояла из рыцарей, скачущих на битву на конях.

Джеймс Дж. Паттерсон, в своем эссе "Миф о конном рыцаре" из «Заблуждений о Средневековье», объясняет, что хотя образ рыцаря на коне был популярен в Средние века, он не соответствовал реальности во время военных действий. Кавалерия в доспехах, поясняет он, могла быть невероятно полезной, даже разрушительной, в столкновении против неподготовленных революционеров, но они были гораздо менее успешны в атаке против опытной иностранной пехоты. И, по правде говоря, сухопутные войска, в том числе пешие рыцари, которые часто были офицерами, считались неоценимыми боевыми единицами. Даже во время крестовых походов, когда образ рыцаря на коне казался синонимом триумфа в бою, большинство реальных боев состояло из работы осадной артиллерии.

В 14-м веке, английские военные действия концентрировалась на стрельбе из лука. Английские лучники смогли отразить огромное количество нападений французской кавалерии.

10. Было важно только мужское сексуальное удовольствие

По общему убеждению в Средние века женщины считались более похотливыми, чем мужчины. На самом деле, гораздо похотливее, чем Вы можете себе представить. Изнасилование считалось преступлением в 14 веке в средневековой Англии, но не между супругами. Жена не могла отвергнуть приставания своего мужа, но и муж также не мог отказаться от домогательств своей жены. В то время ходило расхожее поверье, что женщины всегда хотели секса, и что для их здоровья было вредно не иметь половых актов на регулярной основе. Оргазм женщины также считался очень важным; и было очень распространено мнение, что женщина не может забеременеть без оргазма. (К сожалению, из-за этого также невозможно было привлечь к ответственности за изнасилование, если жертва забеременела; средневековые английские ученые считали, что женские органы могли, говоря современным языком, «закрыться» и всё остановить).

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


2. Откуда мы знаем о Средневековье?

Средневековье закончилось более 500 лет назад, но, уходя, оно оставило после себя множество следов. Эти свидетельства прошлого, появившиеся в эпоху Средневековья и сохранившиеся до наших дней, называют историческими источниками.

Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические и литературные произведения.

Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие документы погибли во время пожаров и наводнений, войн и народных восстаний. Иной раз они гибнут и в наше время. Поэтому учёные стараются, чтобы документы попадали в специальные хранилища - архивы, а кроме того, стремятся по возможности публиковать их.

Шлем из погребения в Саттон-Ху.Реконструкция

О многом могут рассказать и изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, картины, скульптуры.

    Один из самых знаменитых изобразительных источников - покрытый вышивкой ковёр (длиной более 70 м) из французского города Байё. На ковре воспроизводится история завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Конечно, об этом событии XI века историкам многое известно и из письменных источников, но только здесь можно увидеть, как люди той эпохи строили корабли, сидели за пиршественным столом, держали оружие в бою.

Не менее важны для понимания прошлого и многообразные вещественные источники. Во многих старинных городах сохранились средневековые укрепления, церкви, дома. К вещественным источникам относятся также различная утварь, одежда, орудия труда, оружие и многое другое. Одни вещи из поколения в поколение сберегались в частных коллекциях и в музеях, другие попадают в музеи уже в наши дни в результате археологических раскопок (например, сокровище VII века из Саттон-Ху в Англии).

Эпизод сражения при Гастингсе. Фрагмент ковра из Байё. XI в.

А совсем недавно на юго-востоке Франции, в озере Паладрю, проводились подводные раскопки поселения, основанного на узком мысу в начале XI века. Спустя 30 лет оно было внезапно затоплено поднявшимися водами. Уходя, поселенцы едва успели захватить самое необходимое: деньги, часть инструментов и оружия. Остальное было затоплено, причём под водой сохранилось буквально всё: остатки жилищ, деревянная утварь, железные орудия труда, кости животных, семена растений и многое другое. Вот что узнали учёные благодаря этим находкам.

Жители посёлка умело сочетали занятия земледелием и скотоводством, рыболовством и ремёслами. Богатство утвари и найденные археологами 32 монеты, которые обронили жители, свидетельствуют о процветании поселения.

Золотая застёжка для плаща. Саттон-Ху. VII в.

Но особенно заинтересовало учёных то, что наряду с орудиями труда было найдено оружие, каким пользовались только настоящие воины: боевой топор, копья, обломки мечей. Значит, обитатели посёлка были одновременно и крестьянами, и воинами. Благодаря археологии удалось приподнять краешек завесы времени и узнать, как жили эти крестьяне-воины.

Немало могут рассказать о Средневековье и другие исторические источники: имена и названия, устные легенды и предания, народные обычаи, которые сохраняют черты глубокой старины.

Исследуя источники, поколения историков многое сумели узнать о Средневековье. Но это вовсе не означает, что все вопросы уже решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью, и потому каждое поколение историков отвечает на духовные запросы своих современников, задаёт прошлому новые вопросы и получает на них новые ответы. Средневековье вызывает споры, а значит, оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается.

    1. Каковы хронологические рамки Средневековья? На какие периоды учёные делят эту эпоху?
    2. Что такое исторические источники? В чём их важность для изучения истории?
    3. Как учёные подразделяют источники? Может ли один и тот же источник относиться к разным видам?
    4. Как вы понимаете различия между письменным историческим источником, историческим исследованием и историческим романом?
    5. Работа в парах. Сравните известные вам источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков (их разнообразие, сохранность). Сделайте выводы. (Сначала пусть каждый из вас составит списки источников, затем дополните списки друг друга. В ходе обсуждения поставленного задания обратите внимание на иллюстрации данного учебника.)
    6. По ресурсам Интернета подберите различные изобразительные и вещественные источники эпохи Средневековья. Что с их помощью можно узнать о том времени, когда они были созданы?
    7. Что вам известно о мире Средневековья из художественной литературы? экскурсий в музеи? туристических поездок?
  • Джотто. Фрагмент росписи капеллы Скровеньи. 1303-1305 годы Wikimedia Commons

    Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.

    Когда он жил

    По учебникам Средневековье начинается с падения Римской империи. Но это не значит, что первый средневековый человек родился в 476 году. Процесс перестройки мышления и образного мира растянулся на столетия — начиная, думаю, с Христа. В какой-то степени средневековый человек — это условность: есть персонажи, в которых уже внутри средневековой цивилизации проявляется новый европейский тип сознания. Например, Петр Абеляр , живший в XII веке, в чем-то ближе к нам, чем к своим современникам, а в Пико делла Мирандола Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский философ-гуманист, автор «Речи о достоинстве человека», трактата «О сущем и едином», «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» и проч. , который считается идеальным ренессансным философом, очень много средневекового. Картины мира и эпохи, сменяя друг друга, одновременно переплетаются. Так же и в сознании средневекового человека переплетаются представления, объединяющие его и с нами, и с предшественниками, и в то же время эти представления во многом специфичны.

    Поиск Бога

    Прежде всего, в сознании средневекового человека важнейшее место занимает Священное Писание. Для всего Средневековья Библия была книгой, в которой можно было найти ответы на все вопросы, но эти ответы никогда не были окончательными. Часто приходится слышать, что люди Средневековья жили по заранее заданным истинам. Это лишь отчасти верно: истина действительно заранее задана, но она недоступна и непонятна. В отличие от Ветхого Завета, где есть законодательные книги, Новый Завет не дает четких ответов ни на один вопрос, и весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы искать эти ответы самому.

    Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.


    Святой Дени и Святой Пьят. Миниатюра из кодекса «Le livre d"images de madame Marie». Франция, около 1280-1290 годов

    Жизнь человека

    Люди Средневековья почти не умели заботиться о себе. Беременная жена Филиппа III Филипп III Смелый (1245-1285) — сын Людовика IX Святого, был провозглашен королем в Тунисе во время Восьмого крестового похода, после того как его отец умер от чумы. , короля Франции, умерла, упав с лошади. Кто догадался посадить ее беременную на лошадь?! А сын короля Англии Генриха I Генрих I (1068-1135) — младший сын Вильгельма Завоевателя, герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Этелинг, единственный наследник, с пьяной командой вышел ночью 25 ноября 1120 года на лучшем корабле королевского флота в Ла Манш и утонул, разбившись о скалы. Страна на тридцать лет погрузилась в смуты, а отец в утешение получил написанное в стоических тонах красивое письмо Хильдеберта Лаварденского Хильдеберт Лаварденский (1056-1133) — поэт, богослов и проповедник. : мол не переживай, владея страной, умей совладать и со своей скорбью. Сомнительное утешение для политика.

    Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?

    В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Это очень важное понятие, объединяющее вечность и бегущее время. Еще недавно святой был среди нас, мы могли его видеть, а теперь он у трона Царя. Ты же, здесь и сейчас, можешь приложиться к мощам, смотреть на них, молиться им днем и ночью. Вечность оказывается буквально под боком, зрима и ощутима. Поэтому за мощами святых охотились, их крали и распиливали — в прямом смысле слова. Один из приближенных Людовика IX Людовик IX Святой (1214-1270) — король Франции, руководитель Седьмого и Восьмого крестовых походов. Жан Жуанвиль Жан Жуанвиль (1223-1317) — французский историк, биограф Людовика Святого. , когда король умер и его канонизировали, добился того, чтобы для него лично у царственных останков отрезали палец.

    Епископ Гуго Линкольнский Гуго Линкольнский (около 1135-1200) — французский монах-картезианец, епископ Линкольнской епархии, крупнейшей в Англии. ездил по разным монастырям, и монахи ему показывали свои главные святыни. Когда в одном монастыре ему принесли руку Марии Магдалины, епископ взял и откусил от кости два кусочка. Аббат и монахи сначала оторопели, потом закричали, но святой муж, судя по всему, не смутился: он-де «изъявил сугубое почтение святой, ведь и Тело Господне он принимает внутрь зубами и губами». Потом он сделал себе браслет, в котором хранил частицы мощей двенадцати разных святых. С этим браслетом его рука была уже не просто рукой, а мощным оружием. Позже он сам был причислен к лику святых.

    Лицо и имя

    С IV по XII век у человека словно нет лица. Конечно, люди различали друг друга по чертам лица, но всякий знал, что суд Божий нелицеприятен, на Страшном суде судится не облик, а поступки, душа человека. Поэтому индивидуального портрета в Средние века не было. Где-то с XII века глаза открылись: людям стала интересна каждая травинка, а вслед за травинкой изменилась и вся картина мира. Это возрождение, конечно, отразилось в искусстве: в XII-XIII веках скульптура обрела трехмерность, на лицах стали проявляться эмоции. В середине XIII века в скульптурах, сделанных для надгробий высоких церковных иерархов, начало появляться портретное сходство. Живописные и скульптурные портреты прежних государей, не говоря уже об особах менее значимых, в основном — дань условностям и канонам. Тем не менее один из заказчиков Джотто, купец Скровеньи Энрико Скровеньи — богатый падуанский купец, по заказу которого в начале XIV века была построена домовая церковь, расписанная Джотто, — капелла Скровеньи. , уже известен нам по вполне реалистичным, индивидуализированным изображениям, как в его знаменитой падуанской капелле, так и в надгробии: сравнивая фреску и скульптуру, мы видим, как он постарел!

    Мы знаем, что Данте не носил бороды, хотя в «Божественной комедии» его облик не описывается, знаем о грузности и медлительности Фомы Аквинского , прозванного одноклассниками Сицилийским Быком. За этим прозвищем уже стоит внимание к внешнему облику человека. Также нам известно, что у Барбароссы Фридрих I Барбаросса (1122-1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. была не только рыжая борода, но и красивые руки — кто-то это упомянул.

    Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII-XIV веках они обрели имена.


    Зачатие Мерлина. Миниатюра из кодекса «Français 96». Франция, около 1450-1455 годов Bibliothèque nationale de France

    Отношение к греху

    В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
    Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

    Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.

    Богатство

    Для средневекового человека богатство было средством, а не целью, потому что богатство не в деньгах, а в том, чтобы вокруг тебя были люди — а для того чтобы они вокруг тебя были, ты должен раздавать и тратить свое богатство. Феодализм — это в первую очередь система человеческих взаимоотношений. Если ты стоишь выше на иерархической лестнице, ты должен быть «отцом» своим вассалам. Если ты вассал, ты должен любить своего господина фактически так же, как ты любишь отца или Царя Небесного.

    Любовь

    Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.


    Миниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325-1340 годов British Library

    Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.

    Символизм

    В любой книге о Cредневековье вы прочтете, что эта культура очень символична. На мой взгляд, так можно сказать о любой культуре. Но средневековый символизм был всегда единонаправленным: он так или иначе соотносится с христианской догмой или христианской историей, эту догму сформировавшей. Я имею в виду Священное Писание и Священное Предание, то есть историю святых. И даже если какой-то средневековый человек хочет построить для себя свой мир внутри средневекового мира — как, например, Гильом Аквитанский Гильом IX (1071-1126) — граф Пуатье, герцог Аквитании, первый известный трубадур. , создатель нового типа поэзии, мира куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы, — этот мир все равно выстраивается, соотносясь с системой ценностей Церкви, в чем-то подражая ей, в чем-то отвергая ее или даже пародируя.

    У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091-1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.

    Античность и Средневековье

    Считается, что варварское нашествие смело все достижения предшествующих цивилизаций с лица земли, но это не совсем так. Западноевропейская цивилизация унаследовала от Античности и христианскую веру, и целый ряд ценностей и представлений об Античности, христианству чуждой и враждебной, языческой. Более того, Средневековье говорило с Античностью на одном языке. Безусловно, многое было уничтожено и забыто (школы, политические институты, художественные приемы в искусстве и литературе), но образный мир средневекового христианства непосредственно связан с античным наследием благодаря разного рода энциклопедиям (сводам античного знания о мире — таким как, например, «Этимологии» св. Исидора Севильского Исидор Севильский (560-636) — архиепископ Севильи. Его «Этимологии» — это энциклопедия знаний из разных областей, почерпнутых в том числе из античных сочинений. Считается основателем средневекового энциклопедизма и покровителем интернета. ) и аллегорическим трактатам и поэмам вроде «Бракосочетания Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы Марциан Капелла (1-я половина V века) — античный писатель, автор энциклопедии «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвященной обзору семи свободных искусств и написанной на основе античных сочинений. . Сейчас подобные тексты мало кто читает, совсем мало тех, кто их любит, но тогда, на протяжении многих столетий, ими зачитывались. Старые боги были спасены именно такого рода литературой и стоявшими за ней вкусами читающей публики. 

    В Средние века 9 из 10 человек умирали, не дожив и до 40 лет

    Точных данных относительно средней продолжительности жизни в далёком прошлом у нас, конечно, нет, но историки утверждают, что в Средние века она составляла где-то около 35 лет. (Во всяком случае, 50% родившихся доживали до этого возраста). Но это не значит, что люди умирали, лишь достигнув 35 лет. Да, средняя продолжительность жизни была приблизительно такая, но многие умирали еще в детстве. Мы точно не знаем, какой это процент, но предположив, что где-то 25% умирали, не дожив и до пяти, мы будем недалеки от истины. Около 40% умирали в подростковом возрасте. Но если человеку посчастливилось пережить детство и юношество, у него были хорошие шансы дожить и до 50, и до 60. В Средневековье даже были люди, доживавшие до 70 или 80.

    В Средние века люди были намного ниже нас

    Неправда! Люди были чуть-чуть ниже. Судя по скелетам, обнаруженным в каракке «Мэри Роуз», рост моряков был где-то между 5 футами 7 дюймами и 5 футами 8 дюймами (то есть около 170 см.). Захоронения Средних веков и других периодов также показывают, что люди были слегка ниже наших современников, но не намного.

    Люди прошлого были очень грязными и редко мылись

    Факты с совершенной очевидностью говорят о том, что люди старались содержать себя в чистоте. Абсолютно точно и то, что большинство людей мылись и меняли одежду очень часто. Еще они старались содержать в чистоте свои дома. Мнение, что люди были грязные и плохо пахли – миф.

    Возможно, он возник, так как люди редко принимали ванну. До 19 века было сложно нагреть большое количество воды сразу. Представьте, что вы нагрели котел с водой и вылили его в кадку. Пока вы подогреете вторую порцию, первая остынет. Римляне решили эту проблему с помощью публичных ванн, которые подогревались снизу.

    После падения Римской империи стало проще мыться обнаженными. В жаркую погоду люди мылись в реках. Известно также, что люди довольно часто стирали свою одежду.

    Когда-то Папой Римским под именем Иоанн была женщина

    Маловероятно, что это правда. Согласно легенде, Папа-женщина была на Святом престоле 2 года - с 855 до 858г. В действительности Лео IV занимал папский трон с 847 до 855г., а Бенедикт III – с 855 до 888г. Промежуток между ними - всего несколько недель.

    По легенде, Папа-женщина была переодета в мужчину, и никто ничего странного не подозревал, пока глава католической церкви на глазах изумлённого окружения не родил ребенка. Удивительно, что никто даже не заметил беременности.

    Первое упоминание о Папе-женщине появилось через 200 лет после её предполагаемого существования. Если это правда, почему никто не написал об этом в то время? Это должно было стать сенсацией для всей Европы, так почему же никто этого не сделал?

    Вероятно потому, что история вымышлена.

    Король Иоанн подписал Великую Хартию Вольностей

    Нет, он не подписывал! Он поставил на ней сургучную печать, но не подписывал.

    В Средние века ученые проводили часы в дебатах о том, как много ангелов может поместиться на головке булавки

    Нет никаких свидетельств о том, чтобы кто-либо в Средние века задавался таким глупым вопросом. Люди, жившие в Средневековье, были далеко не дураки.

    Некоторые средневековые доспехи были настолько тяжелыми, что рыцарей поднимали на коней при помощи веревки

    Это неправда. Доспехи, конечно, были тяжелыми, но не настолько.

    В преддверии 1000 года н.э. люди по всей Европе запаниковали. Они боялись, что Иисус Христос вернется, и наступит конец света

    Никаких свидетельств о том, что такая паника возникала, нет. Ни один летописец того времени не упоминает ничего необычного. Только спустя столетия писатели стали утверждать, что так было перед наступлением 1000 года. Это часть более обширного мифа о том, что люди Средневековья были глупыми и доверчивыми (еще больше, чем мы!)

    Викинги носили шлемы с рогами

    Никаких подтверждений тому, что викинги в бой надевали рогатые шлемы, нет. Также как нет свидетельств того, что они носили шлемы с крылышками.

    В большинстве церковных дворов рос тис, потому что мужчины использовали древесину тиса для того, чтобы делать луки

    Это почти наверняка миф. Записи говорят о том, что мастера, изготавливавшие луки, предпочитали тисы из Южной или Восточной Европы (английский тис не вполне подходил для этой цели). На самом деле в церковных дворах росли тисы потому, что их листья ядовитые. Жители деревень могли позволить скоту пастись в церковных дворах. Тисовые деревья были хорошим способом их остановить.

    Жанна д’Арк была сожжена, как ведьма

    Это неправда. Она была сожжена за ересь (потому что одевалась как мужчина).

    До Колумба люди думали, что Земля плоская

    В действительности в Средние века люди хорошо знали, что Земля круглая.

    Колумб открыл Америку

    Нет. Доподлинно известно, что предки сегодняшних американцев пришли в Северную Америку за тысячи лет до Колумба. Более того, Колумб даже не был первым европейцем, открывшим Америку. Первым европейцем, увидевшим континент, был Бьярни Херьюльфссон. Он плыл в Гренландию в 985 году н.э., когда увидел новую землю (на берег он не выходил). Примерно через 15 лет человек по имени Лейф Эриксон повел экспедицию к новой земле. Он дал названия некоторым территориям Северной Америки: Хеллуланд (страна плоских камней), Маркланд (страна, покрытая лесом) и Винланд (страна винограда). Эриксон провел зиму в Винланде. Больше он туда не возвращался, другие же викинги вернулись, но им так и не удалось создать там постоянную колонию.

    Столетия спустя, Колумб решил, что сможет доплыть прямо от Европы до Китая через Атлантический океан. Колумб недооценил размеры Земли. Он не знал, что существуют Северная и Южная Америка и Тихий океан. Колумб совершил 4 путешествия по Атлантике и, хотя он высаживался на нескольких Карибских островах, он никогда не ступал на континент Северной Америки.

    Блэкгит (Черная пустошь) в Лондоне получила свое название, потому что там были похоронены жертвы лондонской чумы (так называемой «черной смерти»)

    Это определенно не так. Это место было названо Черной пустошью во времена Кадастровой книги (земельной описи Англии, произведенной Вильгельмом Завоевателем в 1086г.), почти за 300 лет до чумы 1348-49гг. То, что Черная пустошь получила свое название, потому что там продавали черных рабов, также является мифом. Неизвестно, откуда в действительности произошло это название. Возможно из-за чернозема. В любом случае, это не имеет ничего общего ни с чумой, ни с черными рабами.

    Гольф - это английская аббревиатура, которая означает «только джентльмены, леди не допускаются» (golf - ‘gentlemen only ladies forbidden’)

    Слово «гольф» произошло от старого датского слова «кольф», которое означало «клуб». (В Средневековье датчане уже играли клубами, но собственно гольф зародился в Шотландии). Шотландцы изменили слово на «голв» или «гофф», со временем оно превратилось в известное нам «гольф».

    Лучники носили свои стрелы за спиной

    Только когда они скакали на лошадях. Обычно же, лучники носили стрелы в контейнерах, пристегнутых к ремню (намного проще достать стрелу для лука из-за ремня, чем из-за плеча). Робина Гуда обычно изображают с колчаном стрел за спиной. Если Робин Гуд когда либо и существовал, скорее всего, он носил стрелы на ремне.

    В Средние века специи использовали, чтобы скрыть, что мясо испорчено

    Это неправда по одной простой причине – специи были очень дорогими и пользоваться ими могли только богатые люди. Они, конечно же, не ели испорченное мясо. Они ели мясо только самого высокого качества! Специи использовались, чтобы улучшить его вкус.