Певец и композитор леонид овруцкий личная жизнь. Леонид Овруцкий: биография, личная жизнь, фото

- 7411

"Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания.

На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении".

Газета "Пятое измерение" за 2002г,статья "Мироточение: почему иконы плачут".

1.Библейское мирро. Мирра, мирро - название пахучих масел, изготавливаемых их зерен эфирных и масляничных растений. Значительный удельный вес в нем занимает мирта (мирра), которая и дала название маслу. Оно известно из давних библейских времен (Песнь песней, 1:12; 3:6; 4:6;5:13; Исайи, 41:19; 55:13; Захарии, 1:3; Неемии, 8:15). Известная в округе блудница, узнав о пришествии в ее селение Иисуса Христа, "принесла алавастровый сосуд с миром; и ставши позади ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги его, и мазала миром"(Лука, 7:37-38). Подобно этому, как сообщают евангелия, миром неоднократно обмывали ноги Иисуса Христа и другие женщины сходного поведения (Матфея, 26:7; Марка, 14:3; Иоанна, 11:2; 12:3). Сто литров смеси смирны и алое израсходовал некий Никодим для погребения Иисуса Христа (Иоанна, 39-40). В воскресенье утром женщины пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело миром. Этих женщин в православной церкви называют женами.

2.Церковное миро. В процессе оязычивания христианства церковники постепенно вводили в религиозную практику верующих обряды, поклонение ангелам и святым, изготовляли истуканов (иконы и скульптуры)... Все это строго-настрого запрещается Священным писанием (Библией) Старого (Исход, 20:4-6; Левит, 26:1; Чисел, 14:18; Второзаконие, 5:8-9; Псалом 96:7) и Нового (Иоанна,4:21-24; 2-ое коринфянам, 3:17; филипийцам, 3:3) Заветов. В VIII-X столетиях христианская церковь вводит 7 так называемых Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Венчание, Священство и Елеоосвящение, - . в которых "видимом образом верующим реподаются дары божьей благодати". Миропомазание - это "дары Духа Святого, которыми через видимое помазание мирром и слышимое произнесение определенных слов молитвы/заклинания верующему подаются силы божьей благодати для проведения христианского образа жизни или для выполнения отдельного служения". В православной церкви таинство Миропомазание совершается священником сразу же после крещения ребенка или взрослого. В католической церкви

Миропомазание, которое называется Конфирмацией, совершается епископом над детьми, достигшими 8-12-летнего возраста. В православных церквах монархического правления (Византии, Грузии, Болгарии, Румынии) главой церкви страны совершалось еще Миропомазание монарха/царя на царство.

О мироточении (истечении маслянистой благоухающей жидкости) икон известно давно. Раньше подобные случаи происходили крайне редко. За две тысячи лет зафиксировано не больше 18 случаев мироточения икон Пресвятой Богородицы. Мироточение икон происходило не больше двух-трех раз в столетие. В конце же двадцатого века и начале двадцать первого, буквально хлынул поток сообщений о мироточащих иконах.

Количество сообщений о мироточащих иконах в наше время стали появляться чуть ли не еженедельно. Например, в расположенном в г. Иваново Свято-Веденском монастыре в период с декабря 1998 по март 1999 года мироточили, если верить сообщениям, 1047 икон.(!)

Широкую известность приобрел случай, когда в военном городке Клин-2 у пожилой женщины стали мироточить почти все имеющиеся в доме иконы. После публикаций в СМИ к женщине устремились многочисленные паломники, привозившие с собой свои иконы. И привезенные иконы тоже начинали мироточить. Женщина перестала ходить в церковь, совершая самостоятельные молебны дома. К ней стали приезжать сомнительного вида «старцы», к которым она водила на «лечение» всех знакомых. Возникает резонный вопрос: от Бога ли было чудо мироточения?

Как это ни покажется странным, но мироточат не только иконы святых. Известны случаи мироточения изображений Григория Распутина и даже царя Ивана Грозного.

Служители церкви считают мироточение икон знаком милости и поддержки свыше, но к сообщениям об очередном мироточении относятся с большой осторожностью – уж слишком часты случаи фальсификаций. По каждому случаю мироточения епархиальным управлением назначается специальная комиссия, в функции которой входят осмотр иконы и опрос свидетелей. Если комиссия выносит положительное решение, создается новая комиссия для проведения более тщательного расследования.

Один из случаев фальсификации был разоблачен еще царем Петром Первым.

Не так давно, в ходе визита Папы Римского в Грецию, служители греческой православной церкви объявили, что одна из икон стала источать кровавые слезы, будто свидетельствуя о богопротивной сущности визита главы католической церкви. Анализ «слез» показал, что они являются соком дикой вишни. Оказывается, что шарлатаны есть не только среди простых людей, а и среди самих священнослужителей.

1. Мироточения бывают разными. От капли на иконе, до лужи масла, в которой почти плавает икона.

Как это можно повторить? Капнуть масло из пипетки, налить масло в пакет с иконой. Это не сложно, главное посильнее орать о чуде. Тут проверить нельзя, а вот повторить такое чудо можно.

Если слухи, что мироточит икона не сверху вниз, а снизу вверх, противореча законам физики. Или миро точение происходит на глазах с заметным увеличением объема. Тут надо более внимательно рассматривать этот процесс (нужен выезд на место). Не забывая опыт разоблачения сделанный Петром 1.

Во время царствования Петра I в одном из соборов "заплакала" икона богородицы. Попы заявили, что она оплакивает старые порядки, которые разрушались Петром... Петр был верующим человеком, но "чудо" почему-то не произвело на него какого-либо впечатления. Более того, он по слал настоятелю собора, в котором "заплакала" икона, грозное предписание. "Приказываю,- писал царь,- чтобы отныне богородицы не плакали. Если богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью". Верующему человеку может показаться, что попы здесь совсем ни при чем. Однако плач икон сразу же прекратился. И не случайно: в подавляющем большинстве "чудо" "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов творится не кем иным, как служителями культа. Реакционному духовенству времен Петра I не нравились вводимые им новые порядки. Вот и решили они "сотворить" "плачущую" икону богородицы, чтобы настроить народ против Петра. Тот разгадал замысел церковников и пригрозил им расправой за "творение чуда".

Но как же "чудотворцы" заставляют иконы "плакать" и кресты "кровоточить"? Очень просто. Для этой цели они просверливают, например, отверстия в иконе и с противоположной ее стороны помещают сосуд со "слезами" или "кровью". С помощью различных приспособлений "слезы" или "кровь" выдавливаются из отверстий. Затем эту "божью благодать" собирают и продают верующим. То же самое проделывается и с крестами.

Конечно, иконы "плачут" и кресты "кровоточат" не настоящими слезами и кровью. "Чудотворцы" в рясах заменяют их либо постным? маслом, либо водой, либо смесью каких-нибудь химических веществ. Это еще одно доказательство, что "чудо" "плачущих" и "кровоточащих" икон и крестов творится не богом, а человеком. Будь это делом рук божьих, иконы заплакали бы настоящими слезами или кровью. А земным "чудотворцам" это не под силу, и они пользуются для творения "чуда", например, постным маслом, так как оно стекает по иконе не ручейком, а каплями, как настоящие слезинки. Иногда пользуются водой. Но тогда смазывают поверхность иконы маслом, чтобы и вода скатывалась по иконе каплями.

Иногда "плакать" и "кровоточить" предметы могут и без вмешательства рук человеческих. Подобное "чудо" произошло в 1923 году в Подолии. Здесь, в местечке Калиновка, стоял у дороги обитый жестью крест, на котором красками был написан образ Христа. В годы гражданской войны жесть была пробита пулями. У отверстия скопилась ржавчина, смешанная с краской, которая, размываясь дождем, стекала по кресту, образуя красные полосы. Эти полосы и были приняты верующими за следы крови. Весть о "чуде" быстро облетела всю Украину. И к "кровоточащему" кресту начали стекаться толпы верующих. Секрет "чуда" был раскрыт специальной комиссией, в которую входили и представители духовенства.

В истории известны случаи, когда ужас на людей наводило появление "кровавых" пятен на гостиях и просфорах. Такое "чудо" имело место, например, в 1383 году в небольшом германском городке Вильснаке, где стали "кровоточить" гостии, лежавшие в алтаре церкви. И каких только догадок не высказывали верующие, глядя на "окровавленные" лепешки! Многие видели в этом грозное предзнаменование божье о наступлении "светопреставления". На самом же деле за кровь верующие приняли скопление особого вид& бактерий, имеющих красный цвет. Эти бактерии поселились на гостии и настолько размножились, что их скопления стали видимы даже невооруженным глазом.

За "плач" иконы однажды даже приняли ее простое запотевание. В 1934 году в Пружанах (Белоруссия) в холодной церквушке собралось много верующих, и от их дыхания на поверхности иконы божьей матери появились капли воды. Это было принято за "чудо".

Если мы будем подходить к "чудесам" без предвзятого мнения, то убедимся, что в природе ничего "чудесного", то есть сверхъестественного, не бывает. "Чудо" -это или результат преднамеренного мошенничества, или явление, вполне объяснимое с научной точки зрения. (100 ответов верующим. М.: Политиздат, 1974.)

2. Мироточат мощи святых. Но в музеях они не мироточили, лишь в последнее время ходят жуткие рассказы, как музейные работники заливали цемент в глаза святым, чтоб из них не шло миро и т.п.

3. Кровоточат статуи у католиков, но последнее время мы слышим много разоблачений от самих католиков.

4. Комиссия по чудесам. В неё входят верующие учёные. Которые являются послушными членами церкви, выполняющими её предписания, в том числе и по исследованию чудес. Судя по тому, что я слышал в отношение её работы то она в большей степени является описанием чудес мироточения, вместо их всестороннего изучения.

Обычно плачут постным маслом (это очень удобно для них, так как вода просто стекла бы ручьём, не образуя слезинок). Могут иконы плакать и водой, но только в тех случаях, когда они сами смазаны постным маслом или каким-нибудь другим жиром (или в тех случаях, когда за "плач" принимается простое запотевание иконы).

Иногда иконы плачут "кровью". Химический анализ "крови" показывает, что изготовляется она, в частности, из смеси кармина с глицерином. Весьма эффективная "кровь", изготовленная путём смешивания бесцветного раствора небольшого количества роданистого калия и тоже почти бесцветного раствора хлорного железа.

Что касается конденсации, то давайте поставим эксперимент, чем покрыть икону или стекло, что бы на нём конденсировалось масло или вода. Или ещё что-то.

После эксперимента будет ясно, возможно это явление в естественных условиях и будет понятно что искать на мироточащих сходным образом.

После установления Советской власти иконы почему-то вообще перестали рыдать, хотя именно это время было наиболее благоприятным для плача икон, чтобы тем самым бог мог выразить своё возмущение так называемыми "дьявольскими гонениями" безбожной власти против религии и церкви.

Возможно, в данном случае иконы просто поопасались, что очередное разоблачение тайного (разумеется, божественного) механизма сотворения данного чуда может обернуться явно не в пользу организаторов этого "чуда". Так или иначе, но божий протест с помощью плачущих икон при Советской власти не проявлялся.

Но изменились времена, церковь, при активной поддержке со стороны нынешней политической власти, вновь обрела силу. Благоприятность момента проявляется и в том, что сейчас уже нет Петра I, который бы мог бесцеремонно обследовать "плачущую икону" и выявить земные причины механизма её "плача": ведь опекаемая государственной властью церковь ни в коем случае не допустит, чтобы какие-то "богохульники" усомнились в чудотворности иконы и позволили бы себе обследовать саму икону.

Вот почему вполне естественно следовало бы ждать нового нашествия чуда плачущих икон. И, разумеется, вскоре последовала реализация этого нашествия.

В Волгоградской области (см. газ. "Мир новостей" от 18.11.2001) почин был осуществлён иконой Варвары Великомученницы. Именно на ней, вначале скромно, в виде испарины стали выступать капельки. Причём, обратите внимание на то, как удачно икона выбрала для себя время сотворения своего чуда: оно произошло именно в канун праздника пресвятой Богородицы! Видимо, это была пока проба сил, поскольку с иконы "начали стекать тоненькие струйки… Мироточение было настолько обильным, что служителям пришлось собирать воду ваткой".

Почин этой иконы быстро подхватили другие сообразительные иконы ("Позднее заплакали и другие иконы"), видимо для того, чтобы ни у кого не осталось сомнения в подлинности чуда и решительности божьей поставить производство чудес на широкую ногу, использовав для этого дела поточный метод. И к храму потянулись верующие. За короткий срок здесь замироточили уже 19 икон. Не иначе, это кому-то было выгодно...

Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности.

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, миро — вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

Лабораторные анализы показывают, что миро — жидкость органического происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего». Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат. Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. В широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах. Нередко через помазание источившимся миром происходит исцеление недугов.

История православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская- Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление »-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение»-Новгородская, Корсунская -Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI в., на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В XIII в. после усердной молитвы блж. Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро — знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Томской иконе. В 1592 образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился другими чудотворениями.

Вплоть до XX в. мироточение или слезоточение иконы (в книге Е. Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому» описаны соответственно 6 случаев мироточения и 12 слезоточения — за почти 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х, когда наряду с многочисленными обновлениями икон происходили и мироточения (например, 25 июля 1921 в харбинском соборе из очей Спаса Нерукотворного истекли капли мира и оставались видны несколько месяцев).

1991 — начало времени повсеместных знамений от икон. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и прп. Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988), именно с 1991 сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат — в храмах, монастырях, в домах простых людей.

Судьбоносный для истории России 1991 положил начало расчленению собиравшегося веками государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери (Смоленск — ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели был заключен Беловежский сговор).

Явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. «Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. — Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но — пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: «Я с вами»? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что «это к нам не относится». Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!»

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста — время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на распятиях. Оно может исчезать и появляться вновь. Очевидцы будто призываются запечатлеть в сердце действие благой воли Господа, как бы освящающего кроплением мира «дом молитвы». И — согласно Оросу Вселенского Собора — «возвести честь на первообразная», в скорбное и трудное время еще раз увериться в том, что Отечество и Церковь не лишились своего небесного воинства.

В 1920-е обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В 1990-е местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно. Это небывалое явление в истории страны — несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему русскому народу.

Тем не менее, по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происшедшего. Порой священнослужители остаются равнодушными к подобным явлениям, порой опасаются нездорового ажиотажа. Но практика показала неосновательность подобных опасений. Даже после сообщений в печати, по радио и телевидению об удостоверенном чуде никто не спешит в храм увидеть его. Лишь малая часть верующих мирян испытывают подлинное благоговение перед лицом таинственного знака Божия.

На протяжении нескольких лет происходит мироточение икон в центрах православной святости — Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря. Они зафиксированы на фотографиях и кинопленке. Мироточат, плачут иконы и в новоустроенных монастырях — обители во имя иконы «Скоропослушница» в г. Печоры (респ. Коми) — в 1994, в Покрово-Тервеническом монастыре Санкт-Петербургской епархии — в 1994 — 95 и в монастырском скиту — в 1997 и др.

В июле 1994 наблюдалось мироточение икон в храме с. Пучково Московской епархии, в том числе бумажной репродукции иконы св. Новомученников и Исповедников Российских. Мироточат сразу несколько икон в ряде московских храмов (свт. Николая в Пыжах, свт. Николая в Кузнецах и др.), в петербургском храме свв. прав. Симеона и Анны, в церквах Казани, Калуги, Набережных Челнов и множество других.

Мироточения удивительно разнообразны по своему характеру. На первой седмице Великого поста 1996 в храме с. Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник — каплями по всей иконе; в среду — икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы. Настоятель более всего поразился маловерию и равнодушию народа: никто не пришел в храм даже просто посмотреть на явление милости Божией.

Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало Чеченской войны: 27 мая 1994 обновилась икона свт. Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах — Иверской и «Скоропослушницы».

Многие чудеса связаны со святыми покровителями России — Царственными Мучениками. В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона — покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. кн. Владимира. В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда с квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным Мученикам. Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, внеземном сиянии, с символами царской власти — державой и скипетром в руках. «Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России» — гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве.

Знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.

Самой известной мироточивой иконой XX в. стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем, копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом Новомучеников. После того как в октябре 1997 Иосиф Муньос, хранитель чудотворной иконы, был убит при загадочных обстоятельствах в Греции, икона исчезла.

Известен плач Богоматери в Нью-Йорке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купила маленькую бумажную икону Божией Матери «Страстная». Весной 1960 из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки. Плакала икона Божией Матери «Одигитрия» в храме свт. Николая в Чикаго.

В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми.

В ноябре 1996 в Вифлееме в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV в. св. равноап. царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

3 февраля 1997, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.

Обилие совершающихся в к. XX столетия чудотворений и знамений от икон — знак Божий для всей России. Это предвестье грандиозных событий в истории всего человечества, признак эсхатологической эпохи. Но чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. В христианах знамения рождают чувства страха Божия и радости о Господе, побуждают к усиленной молитве и покаянию.

Мироточение – взгляд скептика
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.

Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.

Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.

В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:

«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью» [НК].

ЖЖ Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00
[journalru.livejournal.com ]
бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
«в моей почти 7-летней практике откровенных провалов было не так и много. так чтобы я не мог выполнить задание/заказ, было может раза три. сегодня добавился еще один такой случай. заказали мне фотографию иконы, которая замироточила.
приезжаю в церковь. ищу батюшку, надо получить разрешение, или если хотите благословение. подождать меня просят, поскольку исповедуются у него. мороз на улице дикий. заодно и объектив согреется, думаю я и иду поглядеть пока на саму икону. стою, смотрю. ничего не капает, не выделяется. испарины не замечаю. долго смотрю. сосредоточенно. боюсь пропустить тот самый момент мироточения. а тут бабка вокруг носиться, свечки меняет, пыль тряпицей смахивает. и вот бабка подходит ко мне и тоже в иконку взглядом своим набожным упирается. и тут меня как дернуло. не знаю что нашло. я себе такого не позволяю, хотя отношение ко всем этим РПЦшным атрибутам не очень лояльное. в общем, я возьми да и ляпни ни с того ни с сего:
- бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
а бабка, с просветленным своим взглядом, немедленно отвечает:
- нет, думала, хватит со вчерашнего...
и даже не осеклась. побежала дальше свечки менять и пыль стирать. правда через пару минут вернулась и выпинала меня из церкви. снимок я так и не сделал... не пустили больше.
блин, стыдоба-то какая...».

Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом» [Б].

Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.

Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)» [Н].

Интересно, что нечто подобное произошло и в России.

ЖЖ Пишет bytopisatel (bytopisatel)
@ 2006-06-18 17:16:00
[bytopisatel.livejournal.com ]
Лично видел много случаев бесспорного мироточения, необъяснимого никакими физическими причинами. Но в наших палестинах случилось и одно очень сомнительное, послужившее, кстати, поводом к "рекламному" использованию иконы. Приведу ниже эту историю без комментариев - сапиенти сат, так сказать.

В одном из районов нашей области попы закупились партией лампадного масла (вроде бы у заезжего автокоробейника), которое при горении на фитиле стало мелко "постреливать"; если лампадка с таким маслом висела очень близко к иконе, то на поверхности образа оставались мельчайшие брызги, постепенно сливавшиеся в более-менее крупное пятно. Благочинный это дело приметил и предупредил в своем районном центре батьков, чтобы проследили за ситуацией для предотвращения нездорового ажиотажа. И - тут же в сельском храме недалеко от районного центра замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", естественно, современного письма (впрочем, о возможности существования таких икон, написанных ранее архимандритства Иосифа Балабанова, ныне епископа, в Серпухове, не мешало бы поговорить особо))). Писал ту икону сам местный батя, изрядный хитрец и демагог, не больно-то любимый собратьями по кадилу и кропилу. Сей отец тут же поднял изрядный шум в СМИ; в итоге наш святитель узнал о том, что в селе творится, из новостей местного ТВ и отправил того же благочинного для разбора ситуации.
Благочинный потом сам рассказывал:
"Приехал, смотрю на икону - перед ней висит лампадка и картина уж больно похожая на уже знакомые брызги масла. "Какое у тебя масло?" - спрашиваю настоятеля. Тот набычился: "Хорошее, софринское". "Ну ладно, - говорю, - давай так сделаем. Помещаем икону в киот со стеклом, закрываем его и опечатываем моей печатью, посмотрим, будет ли дальше мироточить". Так и сделали. Приезжаю через некоторое время опять. "Мироточит?" - "А как же!" Смотрю - а печати на киоте уже нет, да и сам киот открыт, и лампадка тут же... "А где печать?" Настоятель замялся: "Да тут... Мы икону-то двигали при уборке, да бабки печать и сорвали случайно... Да и вообще они обижаются, что икона закрыта, им приложиться хочется..." Ну я махнул рукой, написал архиерею докладную - хай сам разбирается".
Святитель прочитал докладную и стал думать. Помыслил-помыслил, смотрит опять местное ТВ - а там еще сюжет: мироточивую "Неупиваемую Чашу" из села Н. на время перенесли в один храм областного центра (где, кстати, настоятель весьма практичный и сам о себе говорит: "Я не жадный, я - экономный"), а народ туда на поклонение валит толпой...
Так эта история и осталась до конца не проясненной, хотя "турне" иконы по градам и весям волевым решением архиерея все же прекратили. Благочинный при своем мнении, поп-иконописец при своем, паства в ажиотаже, архиерей в раздумьях

Ещё из ЖЖ
Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00

Интересную технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.

Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Эта технология основана на простых физических законах. Но пока я не видел чтоб кто-нибудь её воспроизвёл или использовал.

Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.

Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.

Научное изучение
Для начало надо отметить, что научное изучение это не когда учёные изучают некоторое явление, а когда изучение ведётся по определённому протоколу, направленному на максимально объективное изучение. Такого изучения не проводилось в связи с мироточением. Существует комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви в состав которой входят ряд православных учёных.
Но они занимаются не столько изучением, сколько описанием того, что им рассказывают или видят сами. Никаких протоколов исследования не ведут (по крайне мере нигде он них не говорили или не дали повода думать что они у них есть).
Пример их работы:
«Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе».
[www.radonezh.ru ]
А почему не сделать вывод, что масло нанесли руками?

Что же показывает анализ вещества, собранного комиссией с мироточащих икон?
"Ученые собирают выделившееся масло в пробирку... А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: “...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу... Мы брали на анализ масло с разных икон, - объясняет Павел Васильевич. - По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. ”

И на какие мысли это наталкивает комиссию?
Там же.
«Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу - ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля - родина оливок».

Среди всех исследователей мироточений, данная комиссия выделяется с положительной стороны. Но в ряду апологетов выявляется тенденция искажать результаты анализов.
Так вот в описание чудесных свойств мира мощей в Киево-Печёрской лавре можно найти такую ссылку на исследование учёных:

"Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением - три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму"".
[lavra.kiev.ua ]

Масло не может быть высокоочищенным, если в нём содержаться значимая примесь белков, и уж тем более 13-72%. Это тоже самое, что если бы воду в литровой бутылке называли высокочистой, в которой всего 130-720 грамм вредных веществ находилось.

Поэтому, когда ссылаются на заключения подобного рода, стоит относится скептически и требовать указания места исследования и заключения лаборатории. Подобный случай не единичен. Мне приходилось беседовать с людьми, которые проводили анализ мира и выдав заключение обнаруживали, что люди, предоставившие миро на исследование, говорили совсем другое о результатах исследования.

Мироточение литература

Б. - «От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере».

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
Текст взят из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001 г., с. 38-40.

Н. - Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997, по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997

НК. - Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) [www.krotov.info ]
Езё запись из ЖЖ
О люди!
Повелитель снеговиков, 16/01/08 14:44
Не то, чтобы я ненавижу попов и священников разного толка... но! Рассказываю, чему сам был свидетель и, если честно, помощником, что-ли? Есть у меня друг, его отец священник. Ну, не повезло парню в жизни, чего греха таить. Не хочет друг мой становиться "продавцом от храма" (его слова), а отец заставляет. Все слышали про всякие мироточивые иконы? Возможно, есть среди них и чудотворные, но точно не та, про которую ниже. Заказали её в Турции, с секретом икона. В неё масло заливается сверху и она "плачет". Так вот: заранее сообщается, что в церковь привезут такую икону, все в экстазе, все радуются. Приезжает икона, все ломятся прикоснуться к мироточениям этим, а это простое масло подсолнечное, рафинированное (без запаха, бля!). Тут же продаются маленькие бутылочки масла с якобы добавлением слез из иконы. 5 баксов бутылочка. И ЛЮДИ ПОКУПАЮТ! Да не по одной бутылочке. В общем, один литр подсолнечного масла "Олейна" уходит в среднем за 500 баксов. На следующий день народу еще больше... Я сам помогал разливать другу масло (не знал, правда, для чего, но факт есть факт). Почему у нас такой легковерный народ?


23 апреля состоится концерт группы «Кватро» в Культурном центре «Москвич». Накануне концерта Леонид Овруцкий, лидер группы, поделился с ECLECTIC воспоминаниями о детстве, о своих первых гастролях в 9 лет, о подростковых смятениях и …желании уйти из музыки, а также рассказал о своей победе над страхом перед сценой.

Про впечатления

Должен сказать, что музыка с детства открыла для меня мир невероятно ярких эмоций. Когда я впервые поехал с родителями на гастроли, мне было всего 9 лет. С детства я взял высокий темп, но тогда я не мог предположить, сколько событий будет умещаться для меня в рамки одного года. Гастроли, конкурсы, бесконечные репетиции, концерты менялись как в калейдоскопе. Говорят, что повторить пережитый однажды сильный восторг можно только испытав чувства в два раза сильнее. Для меня вряд ли что-то сравнится с первым сольным концертом в Кремле или выступлением на сцене Royal Albert Hall в Лондоне… Трудно описать эмоции, которые испытываешь, стоя на легендарной сцене и глядя в темный зал, где в ожидании замерли тысячи зрителей.

Про детство

Не хочу показаться банальным, но когда речь заходит о детстве, мне сразу вспоминаются родители. Я вырос в музыкальной семье, и родители многое сделали для развития моих вокальных способностей. Мне всегда говорили, что я был одаренным, необычным мальчиком, но иногда я вел себя до безобразия ординарно. Помню, еще ребенком в детском саду я проявлял небывалое рвение, исследуя ледяные трубы качелей зимой. Они казались мне такими притягательными, что я примерзал к ним языком. Заметив это, мама бежала ко мне через весь двор и всегда меня выручала. Но не могу сказать, что в такие моменты слышал от нее похвалы моей гениальности.

Про разочарования

Не разочаровывается тот, кто не строит иллюзий. По общему убеждению творческим натурам свойственно и даже простительно немножко «витать в облаках», но, наверное, я устроен иначе. Скорее я не мечтатель, а терпеливый строитель, который посвятит жизнь не тысячам «воздушных замков», а возведению одного единственного, но настоящего – таков мой modus vivendi. В жизни я ставлю себе цели, строю планы и иду к их реализации. Если что-то не удается – меняю путь. Так я в конечном счете рано или поздно построю свой замок.

Про страх и победу над ним

Самый главный страх в моей жизни был страх сцены. Сейчас в это сложно поверить даже мне самому, но когда я был мальчиком, то очень боялся петь на публике. Этот страх был такой сильный, что выходя на сцену, я не мог издать ни звука! На экзаменах по вокалу преподавателям приходилось ставить мне тройку, только чтобы не отчислять. Наверное, это было ужасно комичное зрелище, хотя тогда мне было не смешно. Представьте: я воображал, что злой рок никогда не позволит мне заниматься вокалом.

Про компромиссы

Музыка, как и любой другой вид искусства, не терпит компромиссов. Пытаться найти «золотую середину» в творчестве? то же самое, что искать компромисс между любовью и голосом разума. Поступаться творческим эго я не готов, и всегда жестко отстаиваю свою позицию. Но как только я переступаю порог своего дома, я покидаю поле боя. Ради близких людей я готов бескомпромиссно идти на уступки.

Про выбор

Когда мне было 16 лет, я думал завязать с музыкой. На тот момент этому занятию было отдано уже около 10 лет, но перспектива отсутствия средств к существованию меня тяготила. Я всерьез задумался о смене рода деятельности, думал пойти в экономический вуз. Но когда я пришел на занятие по математике для поступающих, то понял, что мне нужно потратить несколько лет, чтобы достичь их уровня. И несмотря на все мои усилия, все равно будут люди, куда более сильные в этом направлении. А в музыке я всегда был среди лидеров. Поэтому музыка сама меня выбрала, хотя посмотреть на это было полезно.

Про тишину

В потоке концертов, гастролей, различных проектов мой день расписан практически по минутам. Дел так много, что порой я даже забываю, кто я: певец, режиссер, продюсер или все сразу? От количества ежедневных задач голова идет кругом, и иногда мне нужно отдыхать.

Мое самое любимое состояние – наедине с собой вдали от мобильного телефона и интернета. Я остаюсь один в тишине с моими мыслями и, чтобы немного расслабиться, играю на рояле… Это возвращает мне чувство покоя и гармонии с собой. Жаль, что в последнее время это почти недоступная роскошь. А так, если бы я был миллионером, я бы, пожалуй, проводил больше времени дома.

Про красоту несовершенства

Вся прелесть мира как раз в том, что он не идеален! Стремления человека должны выходить за пределы его возможностей. Представьте, что мир идеален, и он сразу станет пресным и наскучит всем через неделю. Это как с бессмертием: человеческая жизнь так ценна именно потому, что имеет конец. В погоне за идеальным миром нам нужно научиться ценить тот мир, который уже у нас есть, и делать его лучше. Я совершенно точно могу сказать, что музыка и женщины всегда делают мой мир лучше.

Про предательства

Если вас предали – это означает только одно: вы недостаточно хорошо знали этого человека, и стоит быть благодарным судьбе, что она открыла вам глаза. Предательство – это всегда обратная сторона ваших завышенных ожиданий. Если у вас нет чрезмерных ожиданий по отношению к другому человеку, то для вас никогда это не будет предательством.

Дальше Леонида Овруцкого, Антона Сергеева, Дениса Вертунова и Антона Боглевского ждала победа в конкурсе «Пять звезд» в Сочи, а потом бесконечные гастроли, выступления. Сегодня они постоянные участники Дней города, официальных приемов Президента России, губернаторских балов. Продюсерские проекты «Кватро» «Вечному городу – вечная музыка», «Внуки – ветеранам» и классик-шоу «Нескучная опера» поддерживаются на государственном уровне. А после традиционного мартовского концерта в Кремле я узнал, что участники группы празднуют юбилей – 25 лет на сцене (петь парни начали с первого класса)! И дальше открылись другие невероятные факты из жизни четверки.

В программу ежегодного благотворительного концерта перед Большим театром «Кватро» обязательно добавляет специальный номер – выступление Хора мальчиков из Академии хорового искусства. Сами выпускники этого учебного заведения, Леонид, Антон, Денис и Антон вспоминают, как бежали на репетиции Виктора Сергеевича Попова – основателя постоянно мелькавшего тогда на центральном телевидении Большого детского хора. Конкурс в коллектив был огромным – 15 человек на место. С особым удовольствием ребята исполняли в БДХ такие хиты, как «Пропала собака» и «Трус не играет в хоккей».

Первым слушателем голосистой четверки (группа тогда еще не имела названия) стала вахтерша, которая, сжалившись над юными дарованиями, по ночам открывала им для репетиций детский класс. Объединяться в квартет ребята не планировали. Каждый занимался своей карьерой: оперное искусство, симфоническое дирижирование, мотоспорт, один из участников хотел уйти в монастырь. Но мечта о профессиональной сцене взяла верх. И спустя годы «Кватро» вышли на самые престижные площадки страны и мира. Им аплодировали даже зрители Лондонского королевского зала искусств Royal Albert Hall.

Узнав, что их воспитанники собираются исполнять не только классику, но и эстрадные шлягеры, педагоги сначала устроили им обструкцию, но увидев, как серьезно мальчишки относятся к работе, изменили отношение.

Однажды на выпускном курсе четверку чуть не отчислили. Рассказывает Леонид Овруцкий: «Нас пригласили во Францию на известный музыкальный фестиваль в городе Кольмаре. Мы знали, как много сделал для престижа этого фестиваля Владимир Спиваков, поэтому по приезде решили начать репетировать прямо на центральной площади. Там много ресторанчиков, уличных музыкантов, атмосфера для творчества самая располагающая. После нескольких песен нас обступила плотная толпа туристов, монетки на асфальт так и сыпались, но вдруг замечаем, что наш директор хоть и кричит вместе со всеми «Браво!», но подает нам странные знаки. Оказалось, в десяти метрах сидел и обедал Владимир Спиваков, причем в компании нашего ректора Виктора Попова. На негнущихся ногах мы подошли, поздоровались, но это не помогло. Виктор Сергеевич сказал, что мы позорим учебное заведение и дипломы не получим. Только в Москве он сменил гнев на милость, и нас восстановили».

В начале карьеры, чтобы их заметили, они старались принять участие во всех конкурсах. В «Секрете успеха» Валерий Меладзе позвал участников группы к себе в бэк-вокалисты, а после отборочного тура «Новой волны» члены жюри аплодировали им стоя. Дальше, правда, квартет не прошел, судьи объяснили, что если допустят ребят до финала, им не с кем будет конкурировать.

Когда у Антона Сергеева родилась дочка – она стала первым ребенком в «Кватро» (сегодня в их «детском саду» уже трое), – ребята на радостях так торопились с концерта в роддом, что по дороге врезались друг в друга. Первые гастроли состоялись в Италии, куда они приехали с полными чемоданами консервов. О гонораре речь тогда не шла, но на выданные суточные парни сумели записать стартовый альбом.