Палаты троекуровых. Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова

Георгиевский пер., 4

фото - Лев Кучинский (кто такой, не знаю)

Палаты XVI-XVII вв., принадлежавшие боярину И.Б.Троекурову, упоминались как сохранившиеся до нашего времени в сообществе неоднократно ( , и ) в связи с утраченными палатами В.В.Голицына в Охотном ряду.
Прочитала в сборнике "Петр Барановский. Труды, воспоминания современников", изд."Отчий дом", Москва, 1996) в воспоминаниях академика И.В.Петрянова "Человек-легенда" следующее...

Будучи крайне мало осведомлена в вопросах москвоведения, но, тем не менее, общаясь в сообществе со знающими людьми, и имея пример (Мещанская, 3) того, что "часть" может означать и, в том числе, - "наличники на бетонном каркасе", решила уточнить, что же в данном случае означает "часть".
В сети нашлась фотография этих палат, которая вынесена в начало поста и эта (автора установить не удалось, источник - "Энциклопедия Москва")

Далее - скан-текст из книги "История русской архитектуры" (Учебник для вузов// 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург, Стройиздат СПб. 1994 - 600 с.), Архитектура централизованного Русского государства (XVII в.) (Тиц А.А.), Развитие гражданского зодчества


Палаты В.В.Голицына (около 1689 г.) Фасад (реконструкция П.Д.Барановского и Н.Н.Соболева)

Особую группу составляют палаты, строившиеся сторонниками западно-европейских новшеств. Именно в этих каменных палатах наиболее наглядны перемены, подготовившие появление дворцовых построек ХVII в.
Переход от свободной композиции обособленных в пространственном и конструктивном отношении объемов, из которых слагались хоромы, к более регулярной компактной композиции и центрально-осевому построению уже заметен в московских палатах В. В. Голицына. Каменная часть этого здания, законченного около 1689 г., представляла собой почти правильный параллелепипед с несколько смещенным с оси выступающим объемом столовой палаты. Этот расположенный в средней части объем сохранял главенствующее значение и в пространственной структуре здания. Если в архитектурных формах первого этажа, расположении окон, рисунке наличников чувствуется традиционный подход, то второй этаж с четким строем однотипных оконных обрамлений говорит о новых художественных идеалах. Весьма знаменательно членение выступающей стены столовой палаты колонками, поставленными в каждом простенке, а не фиксирующими места примыкания внутренних стен.
Элементы ордерной системы, большая регулярность, устройство анфилады приемных комнат, отделанных на «фряжский» манер, являются приметами перехода к возведению дворцовых построек на Руси.


Фрагмент фасада палат И.Б.Троекурова (XVI-XVII вв.), эскиз А.А.Тица

Достаточно геометрически правильны очертания плана московских палат боярина И. Б. Троекурова, находившихся по соседству (Георгиевский пер., 4) с домом В. В. Голицына.
Палаты Троекурова строились в несколько этапов, а потому их фасады дают наглядную картину изменения декоративных форм. Подклет здания, возможно, даже восходит к XVI в. Фасад второго этажа со спаренными колонками по углам и в местах примыкания внутренних стен, с узорными наличниками и небольшими арочными оконными проемами типичен для середины XVII в. Столь же характерен, но для конца XVII в., и третий этаж. Окна становятся больше и приобретают прямоугольные очертания, наличники включают ордерные формы. Их основой являются две коринфские колонки на консолях с антаблементом. В членениях карниза сказываются и принципы построения классического антаблемента.

........................................ ......................


М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.
Палаты боярина Троекурова — одно из замечательных жилых зданий XVII века. Вместо разновеликой живописной группы каменных палат, обычно крытых порознь разнообразными по форме крышами, мы видим здесь единый каменный блок здания. Однако декоративные формы нижнего и верхнего этажей отличаются друг от друга. Если нижний имеет наличники и карнизы-тяги, типичные для середины XVII века, то верхний — замечательное по красоте и рисунку белокаменное убранство, типичное уже для конца столетия. Подобный «разнобой» форм объясняется тем, что первоначально над зданием XVI века была выстроена нижняя часть в виде обычных самостоятельно крытых крышами палат. В конце 80-х годов XVII века их надстроили, объединив все здание общей кровлей. Так сложился новый тип дома, цельный по своему объему. Однако легко установить, что спаренным колонкам фасада здания отвечает внутренняя система стен его помещений-комнат; в этом приеме членения наружных стен видны еще старые навыки. Варварски стесанные в XIX веке наличники третьего парадного этажа были особенно декоративны. С правой стороны дома, обращенной к ул. Охотный Ряд, некогда находились открытая галерея и лестница, ведшая во внутренние покои. Система расположения верхних помещений представляет собой простое сопоставление почти равных по площади комнат с высокими сводами, что свидетельствует о воздействии старых планировочных схем деревянного зодчества.

........................................ ..............
Сегодня увидеть эти палаты "простому смертному" очень сложно. Вернее, увидеть еще как-то можно, но сфотографировать, у меня во всяком случае, получилось только так

Ниже - фрагменты этой же фотографии



Снаружи выглядят палаты довольно печально...
Охранник сказал, что сейчас здание пустует и разрушается на глазах...

..............................
С середины 50-х годов и до 1985 г. в палатах находился Государственный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки.

В 1999 году предполагалось палаты Троекурова отдать музею детских театров, у основания которого стоит Наталья Ильинична Сац, но Государственная Дума пророчила туда свой собственный музей. Это - режимная территория, и на нее у Думы - свои виды.

В распоряжении Правительства Москвы от 15 сентября 2005 г. N 1808-РП (пп Ю.М.Лужков) "О первоочередных мерах по созданию комплексной нфраструктуры туристического сервиса на пешеходном маршруте "По достопримечательным местам Замоскворечья" в составе туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" (понятия не имею, насколько это распоряжение актуально ) в числе "объектов, рекомендуемых для создания археологической экспозиции (музея)" под номером 6 - "Палаты Троекуровых и комплекс кузнечного производства в Охотном ряду".

На форуме ОИРУ 14.04.2006 размещено объявление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о повторном открытом конкурсе на разработку научно-проектной и сметной документации (включая получение необходимых согласований, ТУ, разрешений и утверждений в соответствующих органах) для реставрации и приспособления памятника архитектуры "Палаты Троекуровых" (дата окончания приема конкурсных заявок - 3 октября 2003 г. (вероятно, "воз и ныне там"? )
.............................

На этом - все! Спасибо за внимание:)
Рассказывайте пожалуйста, кто что знает. Спасибо!
...............
UPD:
Охотный ряд (фото из сети, год?)

Палаты Троекуровых могли бы стать украшением Охотного Ряда — улицы, которая, возможно, больше других изменила свой вид в XX веке. До революции на месте здания Госдумы стояли церковь Параскевы Пятницы и палаты Голицына. Оба здания в 1930-х годах снесли (палаты Голицыных, по старой советской традиции, предварительно отреставрировали). Соседние палаты по неизвестной причине уцелели.

Sigwald/Wikimedia Commons Обтянутые фальш-фасадом «Палаты Троекурова», 2015 год

Их построил для себя могущественный глава Стрелецкого приказа Иван Троекуров, получивший должность за то, что во время стрелецкого бунта 1689 года перешел на сторону Петра I. На новоселье царь подарил соратнику сорок соболей.

На протяжении столетий владельцы здания менялись. Сложно представить, но в середине XX века во дворе нынешней Госдумы даже были коммуналки. Так, в 1956 году там проживало 268 человек (89 семей). В 1990-е доступ на территорию двора закрыли, и палаты оказались никому не нужны. Редкие экскурсанты могли разглядывать фальшфасад некогда блестящего памятника архитектуры XVII века исключительно из-за забора.

Николай Малышев/ТАСС «Палаты Троекурова», 2001 год

В Москве несколько десятков палат XVI-XVII веков, но на виду лишь единицы. Старый английский двор и палаты бояр Романовых отреставрированы и открыты для туристов. Но для того, чтобы увидеть львиную долю их менее статусных собратьев, надо прилично извернуться. Многие палаты скрываются во дворах, как, например, Стрелецкие палаты в Лаврушинском переулке (со всех сторон они окружены серой махиной «писательского дома») или палаты Сверчковых в одноименном переулке, похожие на сказочный теремок из-за разномастных окон. Кстати, именно в этих палатах после 1779 года находилась школа чертежников, где в том числе преподавал сам Василий Баженов, тут же изготавливали детали для огромной деревянной модели Большого Кремлевского дворца, которую потом в качестве «пробника» отвозили в Петербург для одобрения императрицы. С 1813 года в Сверчковых палатах работала знаменитая Комиссия для строений, созданная по приказу Александра I для восстановления Москвы в едином стиле после наполеоновского пожара. А с 1865 года в палатах жил основоположник знаменитой династии кондитеров Абрикосовых и его многочисленное семейство, позже занявшее почти все дома в нынешнем Сверчковом переулке.

museum.histrf.ru «Стрелецкие палаты» в Лаврушинском переулке

Допетровская архитектура в Москве похожа на Ватикан или Лесото — это практически всегда анклав, окруженный более поздней застройкой.

За три столетия городская ткань драматически уплотнилась, и там, где раньше были сады, луга или просто пустыри, выросли дома. Те же палаты Сверчковых когда-то стояли на берегу пруда — сейчас на его месте школа. Такая вот московская диалектика «из грязи в князи» и наоборот. Некогда самые роскошные строения в городе (каменное зодчество вплоть до конца XIX века было чрезвычайно затратным, и город в большей своей части был деревянным) оказались вытесненными из поля зрения второстепенными зданиями.

Но Москва — город загадочный, поэтому палаты здесь скрываются не только за домами, но и в самих домах. Дело в том, что на протяжении столетий у участка, где находится старинная постройка, могли смениться десятки владельцев, каждый из которых хотел переделать принадлежащую ему домину на свой лад. До середины XIX века памятники старины не вызывали у московских властей трепета, и их можно было беспрепятственно перестраивать, чем и пользовались владельцы участков. Ими двигали два мотива — архитектурная мода и рачительность. Вместо того чтобы сносить морально устаревшее здание, его перелицовывали на современный манер — штукатурили, украшали колоннами и лепниной, добавляли крыльца и флигели. Так к строгой кладке XVII века прирастали барочные наличники, как у палат Аверкия Кириллова, или ампирные мезонины, как у палат в Среднем Овчинниковом переулке. В итоге получался этакий дом-матрешка с элементами разных эпох — где в подвалах может быть и XV, и XVI века, в первых этажах XVII век, в остальном XVIII и XIX века.

Михаил Джапаридзе/ТАСС Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, 2014 год

За столетия палаты меняются до неузнаваемости, и со стороны сложно понять, какой эпохи строение перед вами. То, что кажется классицизмом или ампиром, может запросто оказаться XVII веком. Что делать?

Можно, например, проникнуть во двор под замком — как с палатами на Хитровке, скрытыми от улицы угрюмого вида домом, где Данила Багров забирал оружие у Фашиста в «Брате-2». На стенах оригинальные изразцы времен Алексея Михайловича.

К слову, это, пожалуй, единственное в Москве жилое здание такого возраста — первый этаж дома был построен в середине XVII века. Причем древняя кладка обнаружилась лишь после того, как от ветшающего дома отвалился солидный кусок штукатурки. В доме в начале 1870-х годов размещались пять чайных, а также скобяная, винная и овощная лавки, квартиры небогатых торговцев и ремесленников, ночлежки и даже покойницкая. Бытописатели того времени отмечали, что ночлежки в этом доме были еще приличными относительно остальных домов на Хитровке: там могли жить мелкие торговцы, ремесленники и переписчики театральных пьес, придававшие, по выражению Гиляровского, дому характер «аристократический и скромный».

Вариант с проникновением во двор под замком кажется слишком экстремальным (и незаконным), поэтому можно просто заглянуть в окна — как в 1-м Кадашевском переулке. Там легко обнаружить нетипичные для более поздних веков сводчатые потолки. Можно обойти дом с другой стороны — как в Толмачевском переулке. У здания, расположенного там, сбоку из-под усадьбы XIX века «вылезают» кирпичные наличники века XVII.

Иногда старинные палаты маскируются под относительно современные здания. Так, например, произошло с Тургеневской библиотекой, которая считалась памятником архитектуры XVIII-XIX веков, пока в 2000-х в ее составе не обнаружилось еще одно полноценное здание. Заметить скрытые палаты также можно, если приглядеться к окнам — как в палатах Гурьева, которые вроде бы обычный доходный дом, но первый этаж расположен подозрительно низко. В итоге здание представляет собой своеобразный «слоеный пирог», собравший культурный слой за три века. Впрочем, в сами окна можно даже не заглядывать, а просто посмотреть на них и попытаться поискать странности. Именно с таким настроем стоит подойти к метеостанции Балчуг, классический облик которой наполняют новыми смыслами несимметричные окна, намекающие на перестройки более ранние, чем XVIII век.

mmsk.ru «Палаты Сверчковых.» Главный фасад

В общем, палаты, в отличие от палаток, в Москве никто не запрещал — как и их поиски, в которых внимательному читателю можно теперь пожелать удачи. Благо впереди еще месяц лета.

6-я линия ВО, 13

Участок дом №13 на Васильевского острова в 1721 году был отдан стольнику Петра I князю Алексею Ивановичу Троекурову. В 1723-1730 годах здесь для него было построено каменное одноэтажное здание с мезонином. Авторство проекта дома приписывается , здание подходит под описание типового дома, проекты которого составлял архитектор.

Стольник Петра I Троекуров переселился сюда со , когда там начали вести казённое строительство. Взамен первого участка в столице ему был отдан именно этот.

После смерти Троекурова домом владели его вдова и дочь. Далее он неоднократно перепродавался. В 1808 году здание было выкуплено государством "для жительства вице-губернатора". В середине XIX века здание передали Министерству Финансов, затем снова продали частным владельцам. В 1868 году архитектором Н. А. Мясоедовым были изменены облик фасада (он стал оформленным в стиле эклектики) и планировка помещений. В 1871 году в доме Троекурова разместился Совет детских приютов.

В 1910х годах здесь находился Совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. После 1917 года дом снова стал жилым. В 1968 году перед международной выставкой "Инрыбпром" дом Троекурова попал в список сносимых. Тем не менее благодаря группе энтузиастов (историк архитектуры И. А. Бартенев, архитектор В. А. Бутми, М. В. Иогансен, преподаватели и студенты Академии художеств) здание было сохранено. Дом реставрировали в 1968-1969 годах, изначально кровля была более крутая, покрытая черепицей.

До недавнего времени это здание носило статус памятника федерального значения. Однако участок земли является крайне привлекательным для бизнеса, федерального статуса дом лишили. На перестройку здания претендовала одна из фирм, которая заявляла о коренной перестройке здания, о сохранении только фасада дома. Фирма даже успела получить разрешение на строительство, но прокуратура обнаружила массу нарушений в этом деле. После долгих разбирательств дом Троекурова всёже был реконструирован.

1721-1730 - Князь Алексей Иванович Троекуров (1693-1740), стольник Петра I, получил дворовое место на 6-й линии в 1721 году. Сооружение каменных палат началось два года спустя и завершилось только в 1730-х годах. Одноэтажный дом на высоких погребах в девять оконных осей и с мезонином в три окна завершался черепичной кровлей. Справа находились ворота, которые вели во двор, простиравшийся до Волжского переулка. Углы и центр главного фасада были выделены рустованными лопатками, простенки обработаны филенками, окна обрамлены фигурными наличниками. Помещения дома располагались анфиладами вдоль главного и дворового фасадов. В центре парадной анфилады находился зал в три окна. В комнатах стояли печи, облицованные синими изразцами. По своей объемно-пространственной композиции дом Троекурова отличается от зданий, построенных в 1720-е годы на набережных Большой Невы и линиях Васильевского острова. Видимо, на его архитектурное решение повлияли образцовые проекты загородных усадеб наФонтанке, разработанные Д. Трезини.
1740-е - После смерти Троекурова дом перешел к его вдове - Екатерине Григорьевне - и дочери - Екатерине Алексеевне, вышедшей замуж за Владимира Семеновича Салтыкова.
Cередина XVIII века - Владельцем участка был майор лейб-гвардии Никита Федорович Соковнин (умер в 1770 г.), при котором ординарцем состоял двадцатилетний А. В. Суворов.
1808 - Дом вместе с хозяйственными постройками был приобретен казной «для жительства вице-губернатора» и служил резиденцией петербургского вице-губернатора, военного генерал-губернатора.
Середина XIX века - Здание передали Министерству финансов, а затем продали частным владельцам.
1868 - Когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, заново оформили главный фасад в формах эклектики и изменили планировку помещений, сохранив при этом общие габариты здания. Простенки первого этажа были декорированы рустами с фактурной поверхностью, мезонина - парными пилястрами. Наличники окон были дополнены замковыми камнями и гирляндами.
архитектор Н. А. Мясоедов
1871 - Дом приобрел Совет детских приютов для детского Серебряного приюта.
1890-1910-е - Здесь располагался Дом Ведомства учреждений Императрицы Марии, в 1910-х годах - Петроградский совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.
После Октябрьской революции здесь устроили жилые квартиры.
1968-1969 - Здание, которое является редким образцом петербургского жилого дома периода раннего барокко, было реставрировано. Работы велись архитекторами И. А. Бартеневым, Б. Н. Федоровым, В. А. Бутми и М. Н. Микишатьевым. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. Этот памятник служит продолжением уникального комплекса зданий XVIII века - церкви Трех Святителей Вселенских, собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Андреевского рынка. Дом представляет собой уникальный образец «обывательской» застройки Васильевского острова начала XVIII века.
архитекторы И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н. Микишатьев
Начало 2000-х - В доме размещается предприятие «Биотехномед».
Февраль 2009 - Капитальный ремонт с приспособлением под гостиницу объекта культурного наследия регионального значения «Дом А. И. Троекурова».Общая площадь: 914 кв.м. Объект общегражданского назначения, введенный в эксплуатацию в январе 2009 года
Застройщик: АНО ДПО «Эдукацентр плюс»

Дом Троекурова
(6-я линия, 13)

На Васильевском, острове, неподалеку от Андреевского собора, на 6-й линии расположен памятник архитектуры петровского барокко - дом Троекурова.
Он был построен в 30-х гг. XVIII в. для А. И. Троекурова, стольника Петра Великого.

Этот дом - редкий образец каменных жилых домов той эпохи. По нему можно судить, как выглядели улицы Петербурга в середине XVIII в., застроенные подобными особняками.
В отличие от первоначального проекта «образцового дома для именитых» Д. Трезини, это здание имеет не семь, а девять окон.
Центральная часть дома слегка выступает вперед (здесь был небольшой зал). Над ней расположен мезонин. Окна украшены фигурными рельефами. Дом окрашен в два цвета.

В 1738 г. владельцем значился "принц Штерке вице-президент". В середине XVIII в. владельцем стал майор лейб-гвардии Н. Ф. Соковнин. В это время в здании была домовая Введенская церковь. При Соковнине состоял ординарцем двадцатилетний А. В. Суворов.

В 1761 г. дом купил действительный статский советник П. П. Курбатов, а в 1779 г. продал его жене статского секретаря В. А. Матвеева. От наследников Матвеева в 1800-х гг. дом перешел в казну. В нем разместили вице-губернатора Петербурга. Для этого дом перестроил арх. А. А. Михайлов. Позднее здесь располагался

военный генерал-губернатор.

В середине XIX в.здание передали Министерству финансов, а затем продали в частные руки. В 1868 г., когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, арх Н. А. Мясоедов заново оформил главный фасад в формах эклектики и изменил планировку помещений, сохранив общие габариты здания.

В 1871 г. здание приобретено для детского Серебряного приюта, переехавшего сюда с Гаванской ул. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.

В дальнейшем это был жилой дом. В 1969 г. проведена реставрация, работы вели архитекторы И. А. Бартенев, Б.Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н.Микишатьев. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. В доме размещалось предприятие "Биотехномед". Планировалось реконструировать дом под гостиницу.