В третьяковской галерее открыли биеннале современного искусства. В третьяковской галерее открыли биеннале современного искусства Выставка биеннале

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В Москве открывается Международная биеннале современного искусства. Главной площадкой в этом году станет Третьяковская галерея на Крымском Валу. Зрителям обещаны громкие имена современного арта и «Заоблачные леса» от куратора основного проекта Юко Хасегавы. Репортаж Станислава Дорэ.

Впервые основной проект Международной биеннале современного искусства представлен в Новой Третьяковке - одном из самых знаковых и престижных российских музеев. И, по словам специалистов, это показатель того, что пережившая ребрендинг и смену команды биеннале вышла на новый уровень.

«Я была членом Экспертного совета, поэтому я хорошо представляла себе проект, и это тоже было важным аргументом принять биеннале в галерее на Крымском Валу, тем более я знала, что куратор с уважением относится к искусству русского авангарда», - рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Основной проект биеннале - одно из главных событий этой осени. На открытии экспозиции - много известных лиц и почетных гостей. «Московская биеннале создавалась для того, чтобы угадать погоду на завтра, чтобы понять, что действительно расширяет наши границы о мире. И в этом смысле биеннале современного искусства - расширенное понимание человеческого бытия», - говорит специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В этом году за основной проект биеннале отвечает один из самых модных и уважаемых кураторов в мире Юко Хасегава - директор Национального музея современного искусства в Токио. Свой проект она назвала «Заоблачные леса».

«Молодые люди - обитатели "облака" - интересуются новыми технологиями, существуют в безграничном пространстве Интернета, а жители "леса" - это художники, которые стремятся в своем творчестве к истокам, их пространство - в прошлом, в истории», - рассуждает куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства Юко Хасегава.

В экспозиции представлены практически все направления и актуальные тенденции в современном искусстве. Много проектов, связанных с виртуальной реальностью. Никакой провокации и китча. Выставка получилась по-японски сдержанной, загадочной, стильной.

Основной проект занял два этажа Новой Третьяковки. Экспозиция напоминает лабиринт: из темной комнаты попадаешь в светлую. Такова концепция архитекторов выставки - в «Заоблачных лесах» ночь сменяет день.

Более 200 работ! В «Заоблачных лесах» можно увидеть новые проекты как молодых и перспективных художников, так и мировых суперзвезд. Олафур Элиассон, которого называют одним из главных мастеров-экспериментаторов со светом и цветом, привез три свои инсталляции из серии «Пространство резонирует от вашего присутствия», один из главных скандалистов в мире современного искусства Мэтью Барни представил работу «Космическая охота», а его бывшая супруга, легенда мировой альтернативной музыки Бьорк, - новый проект Bjrk Digital, в котором певица споет каждому, кто наденет специальные виртуальные очки.

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Московская биеннале современного искусства, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу, в основном проекте представлены работы 52 художников из 25 стран мира, в том числе известной исландской певицы Бьорк.

"Мы приняли очень непростое решение стать площадкой для московской биеннале. Мы сняли экспозицию выставки "Перезагрузка", несколько наших залов постоянной экспозиции, потому что понимали, что биеннале должна быть. Мы знали, что госпожа (куратор биеннале из Японии Юко) Хасегава всегда высказывала интерес к показам современного искусства в контексте музейного пространства", — сказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Она подчеркнула, что в этому году впервые биеннале будет проходить четыре месяца вместо одного, в ней принимают участие 52 художника из 25 стран, в том числе из Бельгии, Великобритании, Германии, Гонконга, США, Турции, Японии и Швейцарии. Среди участников основного проекта - Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк. Из российских художников в основной проект отобрали творческое объединение "Куда бегут собаки", Алексея Мартинса, Даши Намдакова, Анастасию Потемкину, Илью Федотов-Федорова, Валю Фетисову.

"Я думаю, что все, кто придет сюда, они почувствуют, что эта биеннале — это биеннале современного искусства, как искусства, а не как художественная иллюстрация к каким-то социальным или политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный проект, при этом показывающий, что то, что происходит в современном искусстве, происходит по всему миру… Но что мне очень нравится в этом проекте, это глубокая гуманистическая направленность каждого из представленных художников и проектов", — подчеркнула Трегулова.

В свою очередь, Хасегава отметила, что основной ее темой стали "Заоблачные леса". "Здесь идет взаимообмен между двумя поколениями — облачным и лесным. Облачное поколение — это поколение людей, которые родились уже после изобретения интернета, они связаны друг с другом с помощью этого облака, при этом также открывают для себя новый материальный мир. В то же время существует старшее лесное поколение, которое теснее связано со своими культурными кодами. Здесь мы можем подумать, каким образом мы можем работать теснее с историей и традицией и переносить ее в современный мир", — пояснила она.

В Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММOМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ "Винзавод", ВДНХ, творческое объединение "ХОLST", Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ "Аптекарский огород" и другие.

19 сентября начинается 7-я Московская биеннале современного искусства. Основной проект на этот раз разместится в Третьяковской галерее на Крымском Валу, выставки параллельной программы — как обычно, по всему городу. Анна Толстова изучила программу биеннале и составила гид по наиболее заметным событиям


Принято считать, будто биеннале существуют для того, чтобы намечать новые перспективы современного искусства. Похоже, 7-й Московской международной биеннале современного искусства удастся показать, каковы эти перспективы, по крайней мере, в России, коль скоро она делается в эпоху консервативных перемен, и внутренние изменения в структуре биеннале совпали с внешними культурно-политическими трансформациями. Команда Московской биеннале сменилась: ее основатель Иосиф Бакштейн ушел в отставку с поста комиссара — теперь проектом управляют менеджеры культуры и созванный ими экспертный совет, на который возложена коллективная ответственность за все творческие решения. Что же до внешних процессов, похолодание на идеологическом фронте происходило постепенно, но в последние месяцы явно обострилось желание надзирать и наказывать по армии искусства. Министерство культуры выпустило циркуляр, в котором предложило собственное определение современного искусства: под ним теперь надлежит понимать все, что создано сегодня в плане изобразительного и визуального, скажем, живопись Студии военных художников имени Грекова. Минкультовское представление об актуальном прекрасном, мягко говоря, отличается от принятого в мировой профессиональной среде. Но зато с помощью официальных предписаний "что считать современным искусством" всем подведомственным институциям можно навязывать консервативную выставочную, образовательную и издательскую политику. В проправительственной печати обсуждаются идеи возродить творческие союзы и вернуть им цензурные функции. Можно предположить, что в этой новой реальности Московской биеннале отводится роль красивой ширмы, демонстрирующей не столько городу, сколько миру, что в области современного искусства в России все более или менее благополучно.

основной проект

Заоблачные леса


Куратор Московской биеннале, директор токийского Музея современного искусства Юко Хасегава, придумала поэтичную тему "Заоблачные леса": речь идет о "креативном племени художников", рыцарей новейших технологий и реформаторов художественных традиций, перемещающихся в информационные облака, но при этом не забывающих о культурных корнях; речь идет о новой экологии творчества и мире как экосистеме, где креативность стала движущей силой. Эта герметическая программа хороша и удобна своей аполитичностью, мантра о креативности созвучна модным управленческим идеям, к тому же тема соотносится с проходящим в России годом экологии, символически вписывая биеннале в программу официальных мероприятий. Выбор площадки для биеннале тоже подчеркивает ее государственнический статус: впервые основная выставка пройдет в главном национальном музее отечественного искусства, и, чтобы освободить место, в Третьяковской галерее на Крымском Валу разбирают постоянную экспозицию современного искусства — очевидно, как самую незначительную составляющую коллекции. Интересно, в каком виде она будет восстановлена по завершении долгоиграющей биеннале и войдут ли в нее — в соответствии с последними министерскими наказами — творящие сегодня грековцы и другие мастера военно-патриотического жанра.

Олафур Элиассон, "Пространство резонирует от нашего присутствия", 2017 год
Фото: Olafur Eliasson

Тистер Гейтс. "Двойное алюминиевое книгохранилище", 2016 год
Фото: Regen Projects

В списке участников — 52 художника из 25 стран мира, от США и Германии до Индонезии и Ирака. Что до России — акцент демонстративно сделан на молодежи: "Куда бегут собаки", Алина Гуткина, Алексей Мартинс, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов, Михаил Толмачев. На удивление много звезд первой величины: Мэттью Барни, Пьер Юиг, Олафур Элиассон, Райан Трекартин, Тистер Гейтс, Лор Пруво, группа Forensic Architecture — пожалуй, только Жан-Юберу Мартену в золотые, во всех смыслах, годы Московской биеннале удалось собрать подобный состав. Но и среди не столь именитых в перечне — полно экспонентов последних венецианских биеннале и документ. Однако все они служат фоном для главного украшения 7-й Московской биеннале — бурятского скульптора Даши Намдакова.

Райан Трекартин. "Хитрости тренировки", 2015 год
Фото: Ryan Trecartin

Пьер Юиг. "Без названия (Человеческая маска)", 2014 год
Pierre Huyghe, Hauser & Wirth, London, and Anna Lena Films, Paris

Наиболее подходящим местом для квазифилософического китча Даши Намдакова была бы какая-нибудь лавочка при региональном отделении Союза художников, если бы в числе ценителей его бронзы не оказалось несколько самых высокопоставленных эстетов Российской Федерации. Впрочем, правительственные вкусы сходятся на всем пространстве бывшего СССР, и из скромного ювелира Даши Намдаков понемногу начал превращаться в коллегу среднеазиатских придворных ваятелей, мастеров разнообразного батыр- и тимур-арта. Вполне возможно, что Юко Хасегава, не разобравшись толком в сложностях российской художественной жизни, приняла националистический салон Даши Намдакова за некую деколониальную практику. Но триумф бронзовщика, отвечающего разве что минкультовским критериям современного искусства, может стать прецедентом и впоследствии открыть дорогу на Московскую биеннале другим ревнителям вечных ценностей официоза наподобие Василия Нестеренко.

параллельная программа

Никаких специальных гостей и специальных проектов у Московской биеннале в этом году нет — все "попутчики" демократично включены в общую параллельную программу. О том, каких титанических усилий стоила ее разработка, красноречиво свидетельствует фраза из пресс-релиза: "Всего поступило 75 заявок, в параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций". К биеннале оказались подверстаны едва ли не все проходящие в эти дни выставки современного искусства и даже модернизма, например выставка Константина Бранкузи из собрания Центра Помпиду в Мультимедиа Арт Музее. Эти попытки изображать венецианский размах в Москве выглядят комично, но ряд выставок действительно делался к биеннале, а не стал удачным совпадением в музейных графиках.


Триумфальная арка, Утопия ТЦ, Вишня подземная


Дмитрий Кавко. "Helplessness", 2017 год

Дмитрий Запылихин. "Вишня подземная", 2017 год

Ольга Божко. "Триумфальная арка", 2017 год

Центру творческих индустрий "Фабрика" каким-то чудом удается оставаться островком независимого — от политики, экономики и профессиональной конъюнктуры — искусства и предоставлять право голоса всем, кому не хватило высоких трибун. На этот раз голоса разделились: одни взялись за критику общества потребления, другие — за защиту прав потребителя. Ольга Божко выстроит настоящую "Триумфальную арку" из кирпичиков бумажной упаковки для продуктов, а Дмитрий Кавко — модель утопического города, представляющего собой тотальный торговый центр. Тогда как команда художников под руководством Алексея Иорша и Анны Руссовой вступится за невинно убиенные овощи и фрукты, казни которых нам регулярно показывают по телевизору.

Коллекция БИОМУЗ / Наши березы, ваши березы


Вдохновившись фантастической историей архитектурного ансамбля Биологического музея, выстроенного немецкими и шведскими архитекторами в псевдорусском стиле для Музея русских древностей, который в советское время вынужден был уступить место Музею живой природы, группа шведских и русских художников решила выяснить национальный вопрос в отношении "родных берез". То есть разобраться, почему березе, растущей повсеместно в северном полушарии и не признающей никаких государственных границ, удалось стать национальным и даже националистическим символом для многих народов.

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, сентябрь 2017 — май 2018

Оргия вещей


Самарские интеллектуалы, художник Владимир Логутов и культуролог Илья Саморуков, давно находятся в плену идей Брюно Латура и заразили ими большую группу товарищей. Под кураторским руководством Логутова и Саморукова статус вещи в жизни и искусстве исследуют Игорь Самолет, Андрей Сяйлев, Александр Веревкин, Иван Горшков, Илья Гришаев, Анастасия Кизилова, Петр Кирюша, Кирилл Макаров, Роман Минаев, Алек Петук и другие.

Мастерская Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, 19 сентября — 1 октября

История о том, как никто ничего не понял


Бурная революционная юность Валерия Чтака, ученика Авдея Тер-Оганяна и члена группы "Радек", сменилась затяжной благонадежной молодостью — виртуоз жанра концептуалистских граффити, он был едва ли не первым художником, которому удалось перевести стрит-арт в формат галерейного искусства, сделав фирменным товаром иронию и двусмысленность. Вот и тотальная инсталляция, имитирующая разноголосицу "злых улиц" в парниковом пространстве хайтековской башни "Москва-Сити", полна иронических полунамеков. Москва, мегаполис, урбанистика, реновация — если кто-то не понял, социальные противоречия, поднятые на высоту 215 метров, снимаются.

Проспект Непокоренных


"Непокоренные" — прекрасный материал для исследований того, как образуются художественные сообщества и художественные поколения. Не группа с манифестом, не движение с единой эстетической платформой и даже не сквот, но студия, арендованная выпускниками Художественно-промышленной академии имени Штиглица на заводе по адресу: проспект Непокоренных, 17 в Петербурге. Общность школы и условий существования, общая амбициозность и художественно-промышленное ремесло в руках — за десять лет существования студии "Непокоренных" возникло новое "молодое петербургское искусство": Илья Гапонов, Кирилл Котешов, Ирина Дрозд, Иван Плющ, Максим Свищев, Татьяна Ахметгалиева, Виктория Илюшкина, Вероника Рудьева-Рязанцева, Стас Багс, Илья Гришаев, Ася Маракулина, Семен Мотолянец, Алена Терешко и другие.

Выставку Ильи Федотова-Федорова курирует Алексей Масляев, и это многообещающий дуэт одного из самых оригинальных молодых художников и одного из самых одаренных молодых кураторов Москвы. Объекты и инсталляции Ильи Федотова-Федорова, генетика по первому образованию, наполнены меланхолическим чувством обреченности мира на клеточном уровне. Катастрофическая картина является и в инсталляции "Инстинкт самосохранения", напоминающей не то лабораторию, не то кунсткамеру будущего, когда границы между органическими веществами и неорганической материей окажутся стерты, а лимиты человеческого познания исчерпаны.

7-я Московская биеннале современного искусства , 19 сентября 2017 – 18 января 2018

В отличие от Венецианской биеннале, Московская открывается не весной, а осенью. 18 сентября в Новой Третьяковке количество пришедших на вернисаж было сравнимо со знаменитой очередью на Серова. По своему замыслу биеннале входит в «мировую сеть художественных форумов», а значит, отсылает не только к венецианской, но и к другим значимым выставкам: проходящей в разных городах «Манифесте», кассельской «Документе», а также биеннале в Стамбуле, Сан-Паулу и Китае.

Начиная с прошлого года в руководстве биеннале произошел ряд кадровых перестановок: должность комиссара, которую занимал Иосиф Бакштейн, упразднили, зато создали экспертный совет. Председателем стал Семен Михайловский, ректор Академии художеств в Петербурге и комиссар российского павильона в Венеции в 2017 году. Среди других экспертов — искусствоведы, директора московских музеев и кураторы предыдущих московских биеннале Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Жан-Юбер Мартен, Иосиф Бакштейн и многие другие. Экспертный совет выбирает куратора биеннале и утверждает предложенную программу — им в этом году стала Юко Хасегава, главный куратор Музея современного искусства в Токио.

О кураторе

Хасегава — куратор старшего поколения, которая в этом году отметила 60-летний юбилей. За свою карьеру она принимала участие почти во всех перечисленных выше выставках — курировала японский павильон в Венеции, а также возглавляла Шанхайскую и Стамбульскую биеннале. Ее концепцией для Московской биеннале стали «Заоблачные леса», что должно было объединить вместе взрослое поколение художников и молодое. Метафора очень прозрачная. Облако — это виртуальный мир, где мы храним свои идеи, а лес — это их материальное воплощение в реальности. Современные художники, по ее мнению, работают на стыке этих двух миров. Как объясняет сама Хасегава в интервью: «Лес — это то, что вызывает ассоциации с ремеслом, ручным трудом, традициями. И метафора облаков — это метафора нового пространства, интернета, где происходят новые коммуникации».

Изначально площадкой для биеннале должен был стать Манеж, но затем ее перенесли в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу. Там буквально пару недель назад закрылась выставка одного из главных перформансистов современности Тино Сегала, организованная фондом Леонида Михельсона V-A-C Foundation. Принимая в очередной раз экспозиционный проект со стороны, Новая Третьяковка, таким образом, вполне естественно становится площадкой, где западное современное искусство экспонируется в контексте русского искусства ХХ века, а здание ЦДХ все больше воспринимается как соответствующий этому памятник модернизма, а не площадка для всевозможных ярмарок и полусамодеятельных концертов.

Кого смотреть

Больше всего разговоров, конечно же, о работах Бьорк и Мэтью Барни, которых связало не только творчество, но и отношения. Впрочем, неподготовленной публике скорее известно имя певицы, чем художника, — ее инсталляции построены на VR-технологии и непосредственно связаны с альбомом «Vulnicura». Есть и видео, снятые внутри рта Бьорк, и те, где она танцует на фоне родных меланхоличных пейзажей Исландии. У Барни здесь представлена серия рисунков «Космическая охота», где показаны волки в окружении космических тел.

Куда больше Бьорк и Барни в арт-мире котируются датчанин Олафур Элиассон и француз Пьер Юиг. Элиассон, скандально известный своими инсталляциями в Версале, представил новую работу «Пространство резонирует от нашего присутствия». Название говорит само за себя, и это лучше ощутить на собственном опыте. Юиг отсылает к теме гуманизма — его видеоработа Human Mask рассказывает необычную историю о Фукусиме после катастрофы. Героиня — обезьяна в маске девушки. Согласно легенде, она действительно работала официанткой в токийском ресторане, где ее и заметил художник.

Нельзя забывать здесь и о том, что в экспозиции представлен и дизайнер Хуссейн Чалаян, который, как и следует художнику совриска, переосмысляет потребительское отношение к одежде. Его театрализованные показы действительно иногда граничат с перформансом — работы Чалаяна Хасегава поместила в залах рядом с Кандинским. Среди русских художников в основной программе представлены Илья Федотов-Федоров, Анастасия Потемкина, Алескей Мартинс и другие, представившие работы на тему взаимодействия человека и природы. Произведение последнего, например, называется «Ментальные дрова» и показывает скульптуры животных, напоминающие утварь народов Сибири. Но не стоит забывать и о параллельной программе — в Дарвиновском и Биологическом музеях, в МоМА и МАММе, на «Винзаводе» и в большом количестве отдельных московских галерей.

Критика биеннале

«Для путинского режима, наверное, искусство и должно быть эквивалентом комнатного растения, желательно без колючек и сложностей в содержании. Так что эта биеннале идеально для него подходит», — пишет художник Анатолий Осмоловский о впечатлениях от Московской биеннале. И он не один — люди жалуются не только на «потный ад», но и на саму программу. Критик и искусствовед Ирина Кулик сравнила смотр с аккуратным комнатным растением, а профильные СМИ больше хвалят куратора Хасегаву, а не саму биеннале. Проверить, как все на самом деле, можно до 18 января в здании на Крымском Валу.