Отношение автора к оле мещерской. "Легкое дыхание": анализ рассказа Бунина, особенности композиции. Смысл названия и проблематика рассказа «Легкое дыхание» И.А. Бунина

Когда заходит речь о рассказах о любви, первым, кого вспоминают, - Ивана Алексеевича Бунина. Только он мог так трепетно, тонко описывать прекрасное чувство, так точно передавать все оттенки, которые есть в любви. Его рассказ "Легкое дыхание", анализ которого представлен ниже, является одной из жемчужин его творчества.

Герои повествования

Анализ "Легкого дыхания" нужно начать с краткого описания действующих лиц. Главной героиней является Оля Мещерская, гимназистка. Непосредственная, беззаботная девушка. Она выделялась среди других гимназисток своей красотой и изяществом, уже в юном возрасте у нее было много поклонников.

Алексей Михайлович Малютин, пятидесятилетний офицер, друг отца Ольги и брат начальницы гимназии. Холостой, приятной наружности мужчина. Соблазнил Олю, думал, что он ей нравится. Самолюбив, поэтому, узнав, что девушка испытывает к нему отвращение, выстрелил в нее.

Начальница гимназии, сестра Малютина. Седоволосая, но еще моложавая женщина. Строгая, неэмоциональная. Ее раздражала живость и непосредственность Оленьки Мещерской.

Классная дама героини. Немолодая женщина, которой мечты заменили реальность. Придумывала возвышенные цели и со всею страстью отдавалась размышлениям о них. Именно такой мечтой и стала у нее Ольга Мещерская, ассоциировшаяся с молодостью, легкостью и счастьем.

Анализ "Легкого дыхания" нужно продолжить кратким содержанием рассказа. Повествование начинается с описания кладбища, где похоронена гимназистка Оля Мещерская. Сразу дается описание выражения глаз девушки - радостное, поразительно живые. Читатель понимает, что рассказ будет про Олю, которая была веселой и счастливой гимназисткой.

Далее говорится о том, что до 14 лет Мещерская ничем не отличалась от других гимназисток. Она была хорошенькой, шаловливой девочкой, как и многие ее ровесницы. Но после того, как ей исполнилось 14 лет, Оля расцвела, а в 15 ее уже все считали настоящей красавицей.

Девушка отличалась от своих сверстниц тем, что ее не беспокоил внешний вид, не волновало, что от бега краснело ее лицо, а прическа становилась растрепанной. На балах никто не танцевал с такой легкостью и изяществом, как Мещерская. Ни за кем так не ухаживали, как за ней, и никого так первоклассницы не любили, как ее.

В последнюю для нее зиму говорили, что девушка будто сошла с ума от веселья. Она наряжалась как взрослая женщина и была самой беззаботной и счастливой в то время. Однажды ее вызвала к себе начальница гимназии. Она стала отчитывать девушку за то, что она легкомысленно себя ведет. Оленька ничуть не смущаясь, делает шокирующее признание о том, что она стала женщиной. И виноват в этом брат начальницы, друг ее отца, Алексей Михайлович Малютин.

А спустя месяц после этого откровенного разговора, он застрелил Олю. На суде Малютин оправдался тем, что во всем виновата сама Мещерская. Что она его соблазнила, обещала выйти за него замуж, а потом сказала, что испытывает к нему отвращение и дала прочитать свой дневник, где она писала об этом.

На могилу к Оленьке каждый праздник приходит ее классная дама. И часами размышляет о том, как несправедлива бывает жизнь. Ей вспоминается разговор, который она однажды услышала. Оля Мещерская говорила своей любимой подруге о том, что в одной папиной книге прочитала о том, что в красоте женщины важнее всего легкое дыхание.

Особенности композиции

Следующий пункт анализа "Легкого дыхания" - это особенности композиции. Данный рассказ отличается сложностью выбранного построения сюжета. В самом начале писатель уже показывает читателю конец печальной истории.

Затем он возвращается назад, быстро пробегая детство девушки и возвращаясь к периоду расцвета ее красоты. Все действия быстро сменяют друг друга. Об этом говорит и описание девушки: она становится прекраснее "не по дням, а по часам". Балы, катки, беготня - все это подчеркивает живую и непосредственную натуру героини.

В рассказе имеются и резкие переходы - вот, Оленька делает смелое признание, а через месяц в нее стреляет офицер. А потом уже наступил апрель. Такая быстрая смена времени действия подчеркивает, что в жизни Оли все происходило быстро. Что она совершала действия, совсем не думая о последствиях. Она жила настоящим, не задумываясь о будущем.

А приведенный в конце разговор между подругами, открывает читателю самую главную тайну Оли. Это то, что у нее было легкое дыхание.

Образ героини

В анализе рассказа "Легкое дыхание" важно рассказать об образе Оли Мещерской - юной прелестной девушки. Она отличалась от других гимназисток своим отношением к жизни, взглядом на мир. Ей все казалось простым и понятным, каждый новый день она встречала с радостью.

Возможно, именно поэтому она была всегда легка и грациозна - ее жизнь не сковывали никакие правила. Оля делала то, что хотела, не задумываясь над тем, как это будет принято в обществе. Для нее все люди были такими же искренними, хорошими, поэтому она так легко призналась Малютину в том, что не испытывает к нему симпатии.

И то, что произошло между ними, было любопытством со стороны девушки, которая хотела стать взрослой. Но потом она осознает, что это было неправильно и старается избегать Малютина. Оля считала его таким же светлым, какой была сама. Девушка не думала, что он может быть настолько жесток, самолюбив, что выстрелит в нее. Таким людям, как Оля, непросто жить в обществе, где люди скрывают свои чувства, не радуются каждому дню и не стремятся найти в людях хорошее.

Сравнение с другими

В анализе рассказа "Легкое дыхание" Бунина неслучайно упоминается о начальнице и классной даме Оли. Эти героини - полные противоположности девушки. Они прожили жизнь, ни к кому не привязываясь, ставя во главе всего правила и мечты.

Они не жили той настоящей яркой жизнью, которой жила Оленька. Именно поэтому у них к ней особое отношение. Начальницу раздражает внутренняя свобода девушки, ее смелость и готовность противостоять обществу. Классная дама восхищалась ее беззаботностью, счастьем и красотой.

В чем смысл названия

В анализе произведения "Легкое дыхание" нужно рассмотреть и смысл его названия. Что подразумевалось под легким дыханием? Имелось в виду не само дыхание, а именно беззаботность, непосредственность в выражении чувств, что было присуще Оле Мещерской. Искренность всегда восхищала людей.

Это был краткий анализ "Легкого дыхания" Бунина, рассказа о легком дыхании - о девушке, которая любила жизнь, познала чувственность и силу искреннего выражения чувств.


Рассказ "Легкое дыхание" - одно из произведений И.Бунина, написанное в 1916 году. Автор затронул многие темы в рассказе: любовь и красота, жизнь и смерть. Но в чем же заключается главная трагедия этого произведения?

Бунин с самого начала вводит нас в атмосферу грусти и скорби перед могилой юной девушки: "На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий...

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская." Далее автор описывает свою героиню, ее жизнь и характер, сразу же отмечает ее красоту и беззаботность. В рассказе четко передаются все ощущения и эмоции, охватывающие Олю, пока она становится девушкой. Безудержная радость и энергия делают ее веселой, легкой и счастливой и дают ей возможность отдаться порывам молодости. Но окружение Оли принимает это за легкомысленность и вызывающее поведение.

Писатель особенно выделяет последний год жизни девушки. Когда начальница гимназии вызвала Олю к себе, чтобы устроить ей выговор за ее женский вид, раскрывается правда, почему Мещерская считает себя женщиной и что в этом замешан брат начальницы, А.И.Малютин.

Юной девушке было противно и неприятно от случившегося, но от этого ее поведение ничуть не изменилось, а наоборот только урезвилось. Для всех она выглядела особенно счастливой, для всех она будто сошла с ума. И в душе девушки действительно происходили безумные изменения. Но закончилось все трагично, когда перед неким казачьим офицером раскрылась правда. При прощании с ним, Оля все рассказала и показала фрагмент своего дневника, после чего офицер почувствовал себя оскорбленным и застрелил ее.

Из этого можно выделить этих трех персонажей, которые не воспринимали Олю как человека или личность. Начальница упрекала девушку за ее проявляющуюся красоту, которая была умело подчеркнута. Ее брат воспользовался наивностью Мещерской и соблазнил ее. А офицер не простил Олю и обвинил ее в распущенности, при этом лишив ее жизни.

В самом конце автор упомянул, что Оля рассказывала своей подруге, как прочитала в одной отцовской книге про то, как выглядит красоты настоящей женщины: "... - но главное, знаешь ли что? - Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть..." И Оля действительно обладала этим "легким дыханием" - умением видеть мир по-другому, умением жить и любить жизнь. Она с детства мечтала об особенном будущем и красочной судьбе. И главная трагедия этого произведения в том, что все возможности Оли были убиты ее окружением. Ей были приписаны легкомысленность и ветреность, что и правда перенеслось в ее натуру и привело к таким последствиям.

Из всего этого можно сделать вывод, что главная причина смерти Оли Мещерской - ее губительное "легкое дыхание". Про которое в конце Бунин только и мог сказать, как оно "теперь рассеялось в мире, в этом облачном мире, в этом холодном весеннем ветре".

Одним из самых широко известных произведений И.А. Бунина является, несомненно, рассказ «Легкое дыхание». Можно предположить, что толчком к его написанию послужила поездка писателя на Капри, где во время прогулки писатель увидел на небольшом кладбище надгробие с медальоном. На нем была изображена совсем еще молодая и необыкновенно красивая девушка со счастливым выражением лица. Трагизм этой страшной противоречивости, видимо, настолько поразил писателя, что он решил «оживить» героиню на страницах своей прозы.

Образ «легкого дыхания», организующий весь рассказ, взят из старинной книги, которую читает главная героиня Оля Мещерская, пересказывая подруге особенно поразивший ее эпизод. Там говорится о том, что женщина должна уметь быть красивой и самое главное в ней - как раз «легкое дыхание». Героиня радостно заключает, что у нее оно есть и что в жизни ее ждет только счастье. Однако судьба распоряжается иначе.

Центральный персонаж этого рассказа - гимназистка Оля Мещерская. Она славится своей красотой, милой непосредственностью, очаровательной естественностью. «Она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена», - с любовью пишет о ней автор рассказа. В Оле есть даже что-то от Наташи Ростовой -такое же жизнелюбие, такая же открытость всему миру. Никто лучше Оли не танцевал, не катался на коньках, ни за кем так не ухаживали. Это юное существо с блестящими, живыми глазами, казалось, создано лишь для счастья.

Но один казачий офицер, добивавшийся близости с ней и получивший отказ, одним выстрелом обрывает эту юную прекрасную жизнь.

Финал этот слишком трагичен, и порою хочется упрекнуть "писателя за такой тягостный конец. Но вдумаемся: действительно ли выстрел убил героиню? Может быть, офицер лишь нажал на курок, а трагедия случилась гораздо раньше?

Действительно, читая рассказ, удивляешься, почему, кроме Оли, в этом провинциальном городке нет ни одного человека, хоть сколько-нибудь достойного быть изображенным с таким же любованием. Остальные герои просто оставляют нас равнодушными, как, например, подруга Мещерской, или же вызывают отвращение. Таков друг Олиного отца пятидесятишестилетний Малютин. Весь город словно пропитан удушливой атмосферой пошлости, косности и разврата. Действительно, чем можно объяснить поведение Оли? Да, она очаровательна, мила, естественна, но, читая сцену, где Мещерская признается начальнице гимназии, что она уже женщина, невольно смущаешься от такой ужасной раздвоенности личности: с одной стороны, Оля - само совершенство, с другой же - она всего лишь девица, слишком рано познавшая радость плотских утех. Эти противоречивые образы одной и той же героини не дают понять ее характер однозначно, и иногда в голову приходит почти хулиганская мысль: не есть ли Оля набоковская Лола, введенная Буниным в литературу задолго до автора «Лолиты»?

На мой взгляд, мотивы поступков героини «Легкого дыхания» очень трудно оценить с логической точки зрения. Они иррациональные, «утробные». Раскрывая образ такой неоднозначной героини, как Мещерская, не нужно бояться рассматривать разные и даже противоположные точки зрения. Выше мы сказали, что судьба и характер Оли есть порождение косной провинциальной среды, где она выросла. Теперь же, столкнувшись с поразительной противоречивостью героини, можно предположить совсем иное.

Бунин, как известно, хоть и считается последним классиком критического реализма, все же не до конца следует его принципам изображения действительности. Сказать, что Мещерская есть всего лишь порождение среды, растлевающей и убивающей молодую невинность, значит, на мой взгляд, рассматривать рассказ слишком прямолинейно, обедняя тем самым первоначальный авторский замысел. Исправьте общество, и пороков не будет - так говорили в XIX веке, но в XX все чаще не ищут причин, говоря, что мир непознаваем. Мещерская такова, и больше ничего. В качестве еще одного аргумента можно вспомнить рассказы Бунина

о любви, в особенности - «Темные аллеи», где поступки героев тоже очень сложно мотивировать. Ими словно управляет какая-то слепая, нерассуждающая сила, стихийно дающая людям счастье с горем пополам. В целом для Бунина характерно как раз такое мировосприятие. Вспомним рассказ «Господин из Сан-Франциско», в котором судьба неожиданнейшим образом распоряжается жизнью героя, не давая никаких объяснений. В свете этих рассуждений можно составить суждение об Оле, противоположное и в какой-то мере уравновешивающее наши первые выводы: писатель в образе непохожей на других гимназистки хотел показать истинную природу женщины, полностью находящейся во власти слепых, «утробных» инстинктов. Убеждение в том, что жизнь распоряжается нами исключительно по своему усмотрению, как нельзя лучше иллюстрируется примером юной девушки, слишком рано познавшей жизнь и от того безвременно погибшей.

Наверное, однозначного ответа на вопрос, кто же на самом деле есть Оля, какие проблемы поднимает Бунин в этом рассказе, дать нельзя, да и вряд ли нужно. Глубже проникнуть в образ главной героини, лучше понять специфику и проблематику рассказа и попытаться примирить две противоположные точки зрения, изложенные выше, можно, подумав над названием. «Легкое дыхание», которое «навсегда рассеялось в этом холодном ветре», - это, на мой взгляд, образное выражение того, что есть в человеке духовного, истинно человеческого. Очаровательная и в то же время развращенная гимназистка, глупый и злой офицер, убывший ее, провинциальный городок со всеми своими уродствами - все это останется на грешной земле, а этот дух, живший в Оле Мещерской, унесется ввысь, чтобы снова воплотиться во что-нибудь и напомнить нам, что кроме наших суетных и мелких помыслов и дел в мире есть еще что-то такое, что неподвластно нам. В этом, на мой взгляд, непреходящее значение выдающегося рассказа Ивана Алексеевича Бунина.

И. Бунин «Легкое дыхание» - сюжет и анализ


Одним из выдающихся произведений Ивана Бунина по праву считается рассказ «Легкое дыхание». Это новелла рассказывает о прекрасной молодой девушке и её трагической судьбе.

Композиция произведения отличается необычностью и своеобразностью. Авторский замысел передан с помощью нарушения традиционных хронологических рамок повествования. Также в тексте используются приёмы контраста и антитезы. С первых слов перед читателем открывается мрачная и печальная картина кладбища. «…памятники кладбища, просторного уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста.» И тут же, в контрасте с кладбищенским пейзажем, «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Жизнь и смерть, радость и печаль – всё это и представляется символом судьбы главной героини новеллы.

Далее автор знакомит нас с героиней, Олей Мещерской. Он достаточно подробно описывает её внешность, ту необычайную природную лёгкость, с которой Оля из девочки превращается и прекрасную девушку. «Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года от всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Автор ставит её живость и естественность в контраст с серым и скованным условностями миром. Красотой и обаянием Оли восхищаются все, она нравится ученикам, у неё много поклонников. В то же время все считают девочку ветреной, многие её завидуют. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. Директриса гимназии сделала Оле замечание по поводу её поведения и внешнего вида, обвинила её в том, что она ведет себя как взрослая женщина, а не ученица. На что Оля открыто заявила, что уже стала женщиной.

Автор представляет отрывок из дневника девочки, в котором рассказывается о том,как друг её родителей Малютин, человек на много лет старше, соблазнил её. Легкое отношение к жизни и беззаботность Оли привели её в тупик. Она не сразу поняла, что теряет. Лишь позже, осознав весь ужас ситуации, она почувствовала страх, стыд и разочарование. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
Жизнь Ольги заканчивается трагично. Малютин застрелил Ольгу на вокзале. Он объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник с описанием событий и её отношением к ситуации. Автор не дает своих объяснений поступку Малютина. Возможно, он просто не смог ей простить задетого самолюбия.

В финале рассказа мы снова оказываемся на кладбище. Классная дама Оли Мещерской каждый праздник приходит проведать её могилу. Эта женщина живет в выдуманном мире, в котором Оля стала для неё идеалом женственности, красоты и одновременно трагичности.
Что же выделяло Олю Мещерскую из серого будничного мира? Она излучала жизнерадостность и бодрость духа, смелость и счастье. Она жила сегодняшним днем и наслаждалась каждой минутой жизни. «…Но главное, знаешь ли что? Лёгкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?» - говорила Оля своей подруге. Трагизм Олиной судьбы в том, что живя легкой и беззаботной жизнью, она забыла о жестокой реальности общества, сломавшей все её мечты.

Класс : 11

Тема учебного занятия : Трагедия «легкого дыхания». Концепция мира и человека в творчестве

И.А.Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Продолжительность учебного занятия : 45 мин.

Тип учебного занятия : урок-исследование

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся как к опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание собственного опыта обучающегося по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт в научно-значимые образцы.

Таким образом, целью личностно-ориентированного урока будет создание условия для проявления познавательной и творческой активности обучающегося, эффективное накопление и обогащение каждым ребенком своего личностного опыта.

Цели учебного занятия :

1. Проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и места человека в нем.

2. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию.

3. Помочь учащимся в осознании себя как личности, в понимании себя как части большого сложного мира.

Оборудование : портрет И.А.Бунина, выставка книг (разные издания рассказа «Легкое дыхание», иллюстрации учащихся к рассказу.

Эпиграфы к уроку :

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного.

И.А.Бунин

… для Бунина … искусство -

«молитва, музыка, песня

человеческой души.

В.Я.Линков

Ход учебного занятия:

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.

II. Слово учителя (стихи читают заранее подготовленные учащиеся):

Один из сборников рассказов и повестей И.А.Бунина начинается рассказом «Роза Иерихона». Писатель рассказывает о том, что на Востоке в древности в знак веры в жизнь вечную, в Воскресение из мертвых, клали в гробы, в могилы Розу Иерихона (дикий волчец). И сам удивляется, что такое название дали клубку сухих, колючих стеблей, очень похожих на знакомое перекати-поле. Это растение, сорванное и унесенное за тысячи верст от своей родины, годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положено в воду, тотчас распускается, дает мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается; нет в мире смерти, нет разлук и потерь, доколе жива душа, Любовь и Память.

И сегодня, читая произведения И.А.Бунина, мы воскрешаем «душу, Любовь и Память» писателя, который «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира погрузил в «живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности» и произрастил «заветный злак», чтобы в нас «не иссякала эта влага, не оскудело и не иссохло сердце».

Мы уже знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав свою высокую миссию на земле:

Ищу я в мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон,

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен!

Нет, не пейзаж влечет меня,

А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве. Но Бунин не просто бытописал, он был философом. С годами сложилось его удивительное видение мира, понимание человеческого счастья:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако.

Слежу за ним...

Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело. Гул молотилок слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...

Эта способность всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение ею, неизбежно привела Бунина к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти:

Погост, часовенка над склепом, Венки, лампадки, образа. И в раме, перевитой крепом,

Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом Внутри часовенка горит.

«Зачем я в склепе, в полдень, летом?» -Незримый кто-то говорит.

Кокетливо-проста прическа

И пелеринка на плечах...

А тут повсюду - капли воска

И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

Это стихотворение - своеобразная поэтическая иллюстрация к известному рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание», о котором пойдет речь сегодня на уроке.

III. Творческая история рассказа.

Сообщение учащегося:

История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне конкретного житейского события - девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.

Учитель: И сегодня наша задача как исследователей попытаться увидеть рассказ как эстетически претворенное авторское чувство жизни, авторское видение мира и человека в нем.

IV. Работа с текстом рассказа.

- Итак, о чем этот рассказ? (О жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской).

- Что же больше интересует Бунина: жизнь или смерть? (И то, и другое - Бунин не разделяет эти две ипостаси. Он писал: «Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям принадлежу и я».)

- Как эта мысль нашла свое художественное выражение в рассказе ? (Ни одна из ипостасей бытия - ни жизнь, ни смерть - не оставлена Буниным без внимания, ни одна из них не перевешивает: на Соборной улице - гулянья, по Соборной улице «маленькая женщина в трауре» направляется на кладбище; в городском саду - каток, веселье, розовость - городское кладбище уподоблено низкому саду. Т.о., жизнь представлена писателем во всей ее полноте).

- Перечитайте начало рассказа : «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель: дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

- Обратите внимание на возникающие образы, на само построение фразы. (Перед нами -образы-символы, противопоставленные друг другу: крест (смерть, судьба) - глаза девушки (жизнь). Обращают на себя внимание и определения: крест - из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Определения стоят после определяемого слова и интонационно выделяются: после каждого слова невольно делается пауза, слова становятся тяжелыми, как этот крест, словно вбиваются в землю - так тяжело давит человека судьба, от нее не удалось уйти даже такой «поразительно» живой девушке, как Оля Мещерская.)

- Значит, судьба Оли была заранее предопределена? Чем же? Давайте выясним. Что мы узнаем об Оле из начала рассказа? (Вначале Оля мало чем отличалась от своих сверстниц. «Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам... В 15 лет она уже слыла красавицей. Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, почему-то никого не любили так младшие классы, как ее»).

- Объясните это «почему-то». За что так любили Олю малыши? (Она была естественная , живая, искренняя. Как гласит народная мудрость, собак и детей обмануть нельзя).

- Олю переполняло ощущение полноты жизни, чувства жизни, т.е. то самое «легкое дыхание», о котором она рассказала своей подруге. Почему же для такой девушки вдруг оказался возможен неприятный эпизод с Малютиным? (Чувство жизни, по Бунину, - это стремление узнать, попробовать все, это стремление в полной бытийной полноте, к полному знанию жизни. Но, стремясь к этому, человек отказывается от рефлексии, теряет в себе «умственное», отдает себя во власть стихии и на этом пути может произойти как бы возврат к себе, т.е понимание своей сути. Вот так внезапно ощутила себя Оля, и то, что глянуло оттуда, из глубин сознания, ошеломило ее и потрясло. Встреча с Малютиным на самом деле для Оли оказалась первой встречей с собой. После этого она записала в дневнике: «Я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход»).

- Какой? (Умереть, наказать себя, и она провоцирует казачьего офицера на выстрел - это своеобразное самоубийство)

-Так что же стало причиной гибели Оли Мещерской? (Учащиеся озвучивают свои варианты ответов)

- Вспомните, что Оля пишет в начале той дневниковой страницы? (Она пишет о том, что была счастлива, потому что была одна).

- Почему? Ведь она выглядела такой счастливой, когда веселилась на балах, бегала на переменах? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

- Вспомните знаменитую фразу В.Шекспира о мире и людях в нем. («Весь мир театр, и люди в нем актеры»).

- Как понимать эти слова великого драматурга? (Каждый человек в этом мире играет свою роль, только ему предназначенную - роль ребенка, ученика, родителя...).

- А Оля? Какую роль должна была играть она? (Для начальницы гимназии - она только ученица: как начальница начинает свой разговор, не глядя на девушку; для Шеншина - предмет воздыхания, для родителей - послушная дочь, для Малютина, играющего роль Фауста, -Маргарита, для казачьего офицера - будущая жена.)

- Заметьте, даже «космос» ее «раскладывает» ее полкам: небо и земля делят между собой «составные части» одной прекрасной жизни - Олину душу, ее «легкое дыхание» принимает небо; Олино тело - земля. Так в чем же вина Оли Мещерской, за что она наказана? (Самая тяжкая вина Мещерской в том, что она живет, а не исполняет роль живого существа).

Бунин приходит к грустному выводу: быть предельно живым - значит быть предельно обреченным.

- А какой представлена среда, в которой живет Оля? (Среда, в которой суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического, целостного, «повышенного» чувства жизни. Тут и возраст строго определен: или детство, иди отрочество, или юность. Либо ребенок, либо подросток, либо старец. А Ольга не укладывается в эти рамки: уже девушка, а еще в игры играет, Бунин усматривает в этом очевидный вызов мироустройству, системе. Но смешение этапов - смерти подобно: играла с Малютиным - и была обесчещена , играла с казачьим офицером - и была убита).

- Так каково же понимание Буниным сути человека? (За описанными событиями просматривается философия писателя: человек не вещь и не состояние, а процесс возможностей.)

- Понимают ли это окружающие, общество? (Нет, общество еще не готово к восприятию подобной - движущейся - многозначности человека. Обществу нужен «момент», «фаза», «черта», словом, обстановка. А человек - существо переменчивое. Бунинское «легкое дыхание» - это «недуманье», это когда не знаешь, что дышишь - жизнь без усилия жить. И только не ломая своей натуры, безоглядно подчинив себя естественному ходу вещей, т.е. не силясь измениться, человек действительно меняется. Такова Оля Мещерская.

- Вспомните расстановку персонажей в произведениях Льва Николаевича Толстого. Каким способом Толстой дает нам возможность увидеть характер того или иного героя? Например, Наташи Ростовой? (Толстой постоянно показывает нам героя в восприятии других людей: например, Наташу мы видим глазами А.Болконского, П.Безухова, В.Денисова, кн.Марьи).

- Т.е. у Толстого все герои взаимосвязаны, человек - это люди. А у Бунина? (У Бунина каждая фигура отгорожена от другой каким-то внутренним пространством, хотя они участвуют в одной сцене; все они выстраиваются наподобие галереи).

V. Вывод (делает учитель в слабом классе; в сильном - делают сами учащиеся):

Таким образом, мы подошли к самому главному: к видению Буниным человека в этом мире. У Бунина, в отличие от его великих предшественников, человек - это только человек. И бунинский человек - одинокий среди бездны. И «Легкое дыхание» - плач по исчезающему общению. В преддверии истории - символический знак одиночества - дуб; в конце повествования - зябнет среди памятников маленькая женщина в черном - существо, еще более одинокое, чем мертвая. Пред нами картина распавшихся контактов, расторгнутых союзов. И сегодня бунинский рассказ звучит как обращение к нам, обращение с просьбой вспомнить о том, что каждый из нас - драгоценная часть вселенной, яркая жемчужина на теле земли, и мы должны беречь и бесконечно уважать каждую индивидуальность.

VI. Домашнее задание.