Тема свободы в русской литературе. Тема свободы в лирике (Пушкин А. С.) Тема внутренней свободы в русской лирике

Многими поколениями литературоведов исследуется тема свободы в лирике Пушкина. Начнем свои рассуждения с общего толкования лирики.

По своей сути, она представляет собой вторичную субъективную реальность. Лирика - это эмоциональный и красочный пересказ человеком определенных событий сквозь призму своих чувств, эмоций, впечатлений.

В этом случае его лирика, посвященная теме свободы, способна не просто мобилизовать, она становится знаменем. И это действительно так! Как вы думаете, чьи стихи декламировали декабристы?

Свобода знакома Александру Сергеевичу с детства

Тема свободы была близка Пушкину, исходя из самой его сущности. Это уникальный человек, который стал поэтом волей Божьей, который сам дышал этой свободой, который творил исключительно по вдохновению, который за всю свою недолгую жизнь не нарушил ни единого своего принципа!

Тема свободы в лирике Пушкина на первоначальном этапе его творчества звучала сообразно стилю, которому поэт в ту пору следовал, - романтизму. Заметим, что внутренняя свобода как черта характера глубинно соответствовала его личности. Свободолюбие будущего классика формировалось в детстве: нелюбимый сын в семье, он был предоставлен самому себе. В то же время мать муштровала его сестру, а отец - брата. Случилось чудо, из-за которого вся Россия должна отвесить поясной поклон Арине Родионовне, няне маленького гения: естественный интерес мальчика к народным сказам и былинам постепенно перерос в приверженность искусству, во внутреннюю потребность творить...

Молодой поэт возводит свободу в принцип творчества

На этапе раннего творчества тема свободы в лирике Пушкина звучала в контексте романтического, пробайроновского стиля, которому он поначалу следовал. Так, в стихотворении "Поэт" для автора мерилом свободы выступает "свободный ум" стихотворца (т. е. то, что сейчас называют свободой творчества). По убеждению молодого поэта, идеальный творец стихов живет исключительно своими чувствами и абсолютно автономен по отношению к обществу.

В стихах, посвященных Н. Я. Плюсковой, тема свободы в лирике Пушкина отождествляется с моральным принципом: не пресмыкаться пред "земными богами" и не размахивать "кадилом лести". То есть, по мнению выпускника Царскосельского лицея, свобода творчества изначально не приемлет ничьих указаний, о чем писать и как писать.

Потребность свободы народа-победителя

Первоначальное байроновское понимание свободы поэтом не могло быть окончательным. Причина - динамизм эпохи.

Александр Сергеевич впитал в юношеском возрасте тот патриотический подъем русских людей, который сопровождал их победу над французским завоевателем. Лучшие интеллигенты уже осознали, какой продуктивный потенциал крестьянства России не задействуется в ее развитии из-за рабства. Поэтому-то и прослеживается эволюция темы свободы в лирике Пушкина. На фоне титанического действа войны, самодовольной спеси завоевателей, героизма не только профессиональных русских офицеров, но и тысяч и тысяч крестьян, Байроновская свобода теперь показалась классику неубедительной. Ведь именно желание сотен и сотен тысяч русских людей поднимало дубину народной войны и обрушивало на головы Непобедимой Армады.

Поэт приходит к пониманию невозможности обретения реальной вне общества, меняя лишь себя.

Ода “Вольность” - свидетельство служения Пушкина социальной свободе

Говоря по сути, тема свободы в лирике Пушкина, сместившаяся на акценты социальные, впервые публично проявилась в оде "Вольность". Ее автор демонстрирует уже не аристократическую, но глубоко народную гражданскую позицию, гласящую, что пред Богом равны и крепостные, и знать.

Александр Сергеевич мечтал о том, чтобы рабства не было на земле Русской. Свершить этот акт справедливости, по мнению поэта, должны люди образованные, по-рыцарски выполняющие миссию служения Отчизне...

Появляется чеканный слог. Поэт обращается с призывом напрямую к своим единомышленникам (людям с мировоззрением декабристов).

Пушкин - автор гимна декабристов

Ранее меланхолично звучавшая тема свободы и рабства в лирике Пушкина - романтика - приобретает политический окрас. По-другому и быть не может. На него производит глубокое впечатление встреча с Пестелем, знакомство с Пущиным, братьями Тургеневыми, Муравьевым. Теперь он уверен: менять следует весь уклад жизни общества. Александр Сергеевич, как и его друзья-декабристы, ощутил очевидный диссонанс в том, что солдат-победитель, вернувшись домой, опять становится крепостным рабом. Он непреклонно, шаг за шагом, строчка за строчкой приближается к реализму...

Ему поручили подготовить издание политического журнала общества, с чем поэт справился. Идеологические положения декабристов классик изложил в стихотворениях “Деревня” и “К Чаадаеву”.

И вот уже в стихотворении "Деревня" в творческом стиле поэта появляется нечто новое, конкретное, реалистичное... Александр Сергеевич четко показывает, кому реально нужнее всего помощь со стороны передовой аристократии и интеллигенции: обесправленному и формально приравненному к сельхозимуществу крестьянину, работающему на русской земле. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина переходит в абстрагированные, предельно конкретизированные, реалистичные поэтичные формы. Как образно и лаконично поэт говорит об антагонизме самодуров-помещиков и совершенно бесправных крепостных: "Рабство тощее плетется по браздам неумолимого владельца!"

Гимном декабристов считается стихотворение “К Чаадаеву”.

Здесь есть и призыв к замене монархии, и вера в будущее России, “вспрянувшей ото сна”. Стихотворение имело колоссальное влияние на умы молодежи. Оно распространилось по всей России переписыванием. Велением императора Николая I поэт-смутьян был сослан. Очевидно, что кроме двух вышеупомянутых Пушкин написал еще ряд продекабистских сочинений. Однако они так и остались неизвестными, канув в Лету: по приказу императора их изъяли из следственного дела и сожгли.

Декабристы спасли Пушкина от репрессий

Согласно воспоминаний самого классика, его от расстрела в одной партии с пятью такими же казненными декабристами спасло лишь отсутствие 13-14 декабря 1825 г. в Петербурге. Иначе, по его личному признанию императору Николаю I, он был бы тоже на Сенатской площади...

Случайно ли так произошло? Вряд ли. Декабристы знали, что в случае неудачи их ожидают репрессии. И они уберегли свое Знамя. А Знаменем этим был Александр Сергеевич.

Стихотворение “Памятник” - пушкинское свидетельство служения свободе

Скупы сведения о том, как развивается тема свободы в лирике Пушкина далее. Творчество поэта оказывается под колпаком. Теперь для издания любого его сочинения требуется личная виза Николая I либо шефа жандармов Бенкендорфа. Судьба уберегла его и от ссылки, хотя, по воспоминаниям современников, он желал разделить судьбу своих сосланных друзей. Пламенные строки, которые ему удалось передать "во глубину Сибирских руд", дошли до наших дней, свидетельствуя о несломленной вере поэта в декабристские идеалы свободы.

В стихотворении "Памятник" находит свое логическое завершение тема свободы в лирике Пушкина. Сочинение подобного произведения традиционно мог себе позволить Поэт № 1 в государстве.

Начало такой литературной традиции когда-то положил еще древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк. Подобно ему, Пушкин соизмеряет свое бессмертие с мощью Родины, империи. Подобно Горацию, Александр Сергеевич подчеркивает, что его творчество также служило Свободе, нетленной человеческой ценности.

Тема свободы в лирике. Двадцатые годы XIXстолетия… Николаевское «безвременье»… Подавление декабристов. Царизм торжествовал победу над самы­ми лучшими людьми страны, теми, кто был ее совестью и надеж­дой. И в эти мрачные времена Пушкин писал стихи, призывающие к политической свободе, к свержению самодержавия.

Стихотворение «К Чаадаеву» проникнуто патриотическим чув­ством, пламенной любовью к отечеству, оно проникнуто свободо­любием:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия встрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Нужно отметить, что для Пушкина пробуждение России окажется возможным только тогда, когда проснется и почувствует необходимость свободы каждый. Вера поэта в достижение свобо­ды основана на внутреннем законе развития человечества.

Свое отношение к крепостничеству - опоре самодержавного строя - поэт выразил в одном из самых известных своих стихот­ворений «Деревня». Оно построено на острых конфликтах, выра­зительно раскрывающих идею свободы: «барство дикое» и «раб­ство тощее» сопоставлены в соседних строфах.

Со времени написания «К Чаадаеву» прошел только год, но пылкая уверенность Пушкина в приходе свободы сменилась горь­ким сомнением. Не призыв, а вопрос завершает «Деревню»:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Этот вопрос не риторический, он выстрадан поэтом. Желание свободы здесь ничуть не меньше, чем в послании «К Чаадаеву». Свобода видится поэту не далекой «звездой пленительного счас­тья», а «прекрасной зарей», то есть чем-то более близким, теплым, ежедневно необходимым.

В оде «Вольность» поэт смело развивает мысль о необходи­мости уничтожения тиранов, царей, всех тех, кто Держит народы в неволе. Он находит слова, полные страстного гнева и возму­щения:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!..

В «Вольности» поэт рисует впечатляющую картину порабощен­ной родины:

Увы! Куда ни брошу взор,

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы…

В конце стихотворения Пушкин говорит:

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Значит, свобода для Пушкина - основа стабильности госу­дарственного устройства.

К шедеврам пушкинской лирики принадлежит и стихотворе­ние «Анчар», в котором поэт гневно осуждает власть одного чело­века над другим, деспотизм и насилие не только в государстве, но и в отношениях между людьми:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек…

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Вольнолюбивая лирика всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшими идеалами человеческой жизни. Его мысли находят живой отклик в сердцах потомков:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Тема свободы в лирике Пушкина.

Тема свободы — одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы («И.И. Пущину»). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («Хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»).

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Петербургский период. Свобода — абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам «Тиранов мира», «Неправедной власти», «увенчанного злодея»… «Вольность» — весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.

Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы… …с апелляцией к разуму монарха…

Поэт — противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам).

В «Деревне» свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно — свобода русского крестьянства..

В «К Чаадаеву» на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.

Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы — центральная. Кинжал — «тайный страж свободы» («Кинжал»), «Наполеон», «К морю» — пронизывает мотив свободы. «К Дельвигу» — «одна свобода мой кумир». Свобода для Пушкина в годы изгнанничества — один из политических символов, готовился к дороге «в дыму, в крови, сквозь тучи стрел», ведущей к торжеству свободы.

В 1823 — разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить…3) сомнения в возможности скорой революции. «Свободы сеятель пустынный…» — кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы.)

Ведущим стал мотив личной свободы. «Узник» — на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой — тучи, гора, «морские края», ветер. Узник — это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. «К морю» — море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море — еще и символ человеческой жизни, которую может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Но теперь его понимание свободы стало другим — т.к. свобода — благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека.

«Во глубине…» — послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.

Конец 20-х — 30-е. Свобода — личная независимость, «достоинства личного». Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина — это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь.

Итог. «Я памятник…». Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками — людьми, вдохновленными Богом.

ТЕМА СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА.

Лирика Пушкина тесно связана с некоторыми историческими событиями. В его стихах отражено восстание декабристов, жестоко подавленное самодержавием. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Все это нашло отражение в строках пушкинских стихотворений. Тема свободы глубоко волновала пушкинскую лирику. В его стихотворениях тех лет явно просматривается его отношение к происходящему. Анализируя такие произведения, как «Вольность»(1817), «К Чаадаеву»(1818), «К морю»(1824), «Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период освободительного движения декабристов первой четверти 19 в., можно четко увидеть тему свободы, вольности и не скрытую борьбу против самодержавия.

После окончания лицея Пушкин пишет оду "Вольность" 1817 год. Проводя анализ этого произведения, можно заметить, что Пушкин в своих стихах открыто выражает свободолюбивые мысли. В "Вольности" он стремится "на тронах поразить порок". В этом стихотворении автор выразил недовольство российским монархом того времени - Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел, чтобы правитель был справедливым, гуманным и мудрым. Поэта возмущает несоблюдение монархом закона, он пишет: "Владыки! вам венец и трон / Дает Закон - а не природа..." Монархия - власть законная, но монарх не должен ставить себя выше закона, он должен строго соблюдать закон ("Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон"). Пушкин считает неприемлемым то, что страной правит человек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает "тиранов мира", которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушает закон, рано или поздно будут наказаны, подобно Людовику XVI и Павлу I, поплатившихся жизнью за попытку поставить себя выше закона. Таким образом, в оде он обращается к истории и указывает на будущую судьбу властительного самодержавия. Эта ода была первым произведением поэта, обращенным к теме свободы человека и личности.

Следующим его призывом к свержению самовластия было стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1818 году. Оно явилось посланием его друзьям декабристам, находившимся в ссылке.В нем Пушкин выражает ту же мысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин протестует против тиранической власти, называя ее "роковой". Автор верит, что "взойдет звезда пленительного счастья", то есть "самовластье" падет. Образ звезды был выбран не случайно, это был декабристский символ, Заключающий в себе главную цель декабрьского восстания. Пушкин подчеркивает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвятить отчизне "души прекрасные порывы" ("Недолго нежил нас обман", "Но в нас горит еще желанье"). Так поэт подчеркивает свою общность с молодежью, своими сверстниками. Выражает им слова поддержки. В стихотворении есть точная уверенность в том, что восторжествуют свободолюбивые идеи, что правое дело победит: "И на обломках самовластья. / Напишут наши имена!".

Таким образом, в этом стихотворении можно разглядеть одну, и открыто выраженную тему свободы. Пушкин употребил множество выразительных эпитетов: «тихой славы», «нетерпеливою душой», а так же ярких метафор: «горит желанье», «свободою горим».Благодаря средствам поэтической выразительности мы можем ярко представить все те переживания и сочувствия своим друзьям декабристам, которые переполняли душу поэта.

К этому времени все революции в европейских странах были подавлены, ни одна из них не увенчалась успехом. Эти события, как и восстание декабристов, глубоко отложились в душе поэта, и это существенным образом повлияло на его лирику. В стихотворениях этого периода звучат грустные, печальные ноты. Если в начале своего творчества Пушкин рисовал своего лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то в стихотворении "К морю" его герой одинок, несвободен. Это произведение было написано в 1824 году и явилось следующим стихотворением, отражающим тему свободы. Море для Пушкина - символ свободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть ласковым, но может быть и губительным, что зависит только от его "прихоти". Стихия свободна, но этой вольной стихии противостоит "брег", где процветает рабство. Поэту ближе вольное море, чем "скучная, неподвижная" земля, но он вынужден прощаться с ним. Поэт переживает по поводу того, что царь не внял его предупреждениям в оде "Вольность", в стихотворении "К Чаадаеву": "Судьба земли повсюду та же". На земле нет той вольности, что свойственна душе поэта и морю. Это стихотворение было направлено несколько иначе. В нем не было такого натиска и рвения к борьбе против самодержавия, в нем лишь мечта о свободе поэта, о свободе его личности и всего народа.

Следующим произведением было стихотворение "Во глубине сибирских руд...", написанное тремя годами позже. Оно обращено к друзьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поднимает дух декабристов, поддерживает в них надежду как человек, оставшийся на свободе, но верный их делу. Он говорит декабристам, что их дело не погибло, на свободе остались их "братья". Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжествует.Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, ею нужно дорожить как ничем.

Свойственное человеку понимание важности вещей приходит лишь тогда, когда ты это теряешь. Мы подчас не замечаем того огромного значения свободы для человека. Пушкин отразил это в своих произведениях. Он понял насколько тяжело быть несвободным душой. Его борьба против самодержавия ярко отражена в этих произведения. Они очень четко иллюстрируют напряженную атмосферу тех дней.

Поэт знает, что поэзия нужна людям. Герой этих произведений перерождается из "духовной жаждою" томимого человека в поэта-пророка. Это чудесное превращение автор чувствует в себе. Теперь его цель - "глаголом" жечь "сердца людей". Пушкин не случайно выбрал такую задачу. Он хочет продолжать дело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его слове, в его произведениях. Все стихотворения Пушкина наполнены жаждой справедливости, свободы, патриотизмом. В своих стихах поэт точно передает историческую обстановку того времени. Он открыто указывает на пороки царского режима: беззаконие, рабство, несправедливость. Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы. Даже после поражения декабристского восстания поэт остался верен свободолюбивым идеалам. Тема свободы в понимании Пушкина обретает огромную ценность, превышающую по значимости все сущее в мире:

" На свете счастья нет, но есть покой и воля."(А.С.Пушкин)

Тема свободы в лирики Пушкина была ярко представлена в данных произведениях и не скрыта от посторонних глаз…(А.В.Аверьянова)

Ответ от ...Ночной призрак... [гуру]
В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений? ! Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.. . В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренне свободы? ! В стихах Некрасова (но очень редко) , в основном в стихах Пушкина эта свобода... .Особенно в этом стихотворении.. . К МОРЮ Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. 36 Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег! Ты ждал, ты звал.. . я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я.. . О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы.. . Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел.. . Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. 37 Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.