Образ кающейся магдалины в живописи. «Кающаяся Мария Магдалина» Годфрида Схалкена или разговор о покаянии в Эрмитаже. Страсти по Марии: Почему одни считают Магдалину Блудницей, а другие святой мироносицей

/1565 год./

Во всех деталях - драматизм картины.
О, как же чудно Тициан писал!
От слёз глаза распухли Магдалины,
Взгляд обращён с мольбою к Небесам.

А руки, словно сломанные крылья,
Боль выносить уж не по силам ей.
Мария прилагает все усилья,
Чтоб сердце удержать в груди своей.

О прошлом её сведений немного,
Лишь только то, где в юности жила.
Не знаем, как уверовала в БОГА
И как потом за Господом пошла.

Ей редкие посвящены страницы,
Считают, что о ней идёт рассказ,
Там, где Господь несчастную блудницу
От ярости толпы однажды спас.

Произошло преображенья чудо,
Как будто бы очнулась вдруг от сна,
Молитвою очистилась от блуда,
Но… Магдалина вовсе не она!

И в Библии нигде не говорится,
Где вспоминают путь её земной.
О том, что Магдалина и блудница
Соединились в женщине одной.

Перечитайте лучше те страницы,
Но я могу заверить наперёд:
Где есть повествованье о блуднице,
Там речь о Магдалине не идёт.

Но верит в это западная школа,
Посеяв ложных слухов семена,
Рисуют Магдалину полуголой,-
Мол, посмотрите, кем была она!

И это не доказано веками.
А смысл какой? Безгрешная рука
Лишь может бросить в грешницу свой камень,
Но не нашлось такой руки пока.

Важнее пересудов тех, наверно,
И представляет главный интерес,
Что Магдалина возвестила первой:
«Господь воскрес! Воистину воскрес!»

Душою всею Господа любила,
Сама была у Господа в чести.
Она любила, и дано ей было
Благую весть всем людям принести!

Нельзя душой к святому приобщиться,
Когда она во мрак погружена,
И Вечности нетленная частица,
Покаявшимся душам лишь дана.

И, как Мария Магдалина, сами
За Господом пойдём мы по пятам,
Когда омоем душу мы слезами
От всех грехов, что накопились там!

Опять стою я около картины,
Прикованный раздумьями к холсту:
Быть может, вовсе там не Магдалина,
А кается душа моя Христу?

Рецензии

Владимир, очень глубокие и красивые стихи. Замечательная картина. Вы очень убедительно рассказали о всех спорах об образе Марии Магдалены. Потрясающие последние строки.
С уважением и самыми тёплыми пожеланиями, Ирина

Драгоценная Ирина!
Евангелисты оставили много сведений, которые были понятны древним иудеям и вызывают разночтения у нас. Но средневековые живописцы часто пользовались легендами, но не первоисточниками.
.........................
Прости нас, Господи, неразумных!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Кающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио). 1560 г
Поступление в 1850 из собрания Барбариго. Венеция
К образу кающейся Марии Магдалины Тициан обращался неоднократно. Среди всех созданных им на эту тему полотен эрмитажное является лучшим. Оно хранилось в мастерской Тициана в его доме и спустя несколько лет после смерти художника стало собственностью патриция Кристофоро Барбариго, которому сын Тициана продал дом вместе с картинами. В 1850 г. из собрания дворца Барбариго "Магдалина" попала в Эрмитаж.
Согласно легенде, Мария Магдалина провела много лет в покаянии в пустыне. В живописи Ренессанса редко можно встретить женский образ, равный по эмоциональной силе созданному Тицианом.
Зал получил название "Тицианова кабинета", так как здесь были собраны полотна Тициана, приобретенные в 1850 г. в составе коллекции Барбариго. "Этот великий род в течение веков собрал неисчислимые сокровища…. И среди них особое место принадлежит Картинной галерее классиков венецианского искусства, которая по количеству работ Тициана Вечеллио может быть названа уникальной…" - писал современник. Патрицианское семейство Барбариго связывали с Тицианом долгие дружеские отношения. После смерти художника Кристофор Барбариго купил у сына Тициана дом и картины великого мастера. Среди полотен, ставших гордостью эрмитажной коллекции, упоминается "Кающаяся Мария Магдалина". Эту картину, согласно преданию, Тициан держал в руках в свой смертный час. Для Императорской галереи приобретение собрания Барбариго стало значительным и в какой-то степени символическим событием: это со времен Екатерины II единственный случай покупки полной коллекции.
Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем ничего не известно. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Из существующих ныне вариантов эрмитажная картина, несомненно, лучшая. Другие экземпляры «Кающейся Марии Магдалины», находящиеся в музее Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арсицио), значительно уступают ей.

Где: Государственный Эрмитаж, выставка: «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Довольно интересно задержаться около картины «Кающаяся Мария Магдалина» Годфрида Схалкена, известного нидерландского живописца, творившего в XVII веке в Лейдене, где он брал уроки в мастерской ученика Рембрандта Герарда Доу . И остановиться у этого полотна действительно стоит - для попытки сравнения того, как изображает художник евангельское событие покаяния Марии Магдалины, ставшей впоследствии святой, с библейским событием. Но здесь важно отметить, что, к примеру, в православной и католической церквях почитание Марии Магдалины различается. В православии почитание святой основывается в большей степени на тексте Евангелия: она - мироносица, из которой ранее были изгнаны бесы, и в иконописном ряду довольно часто можно увидеть Марию Магдалину, держащую сосуд с миром, а также с алым яйцом в руке, символом Воскресения Христа. В католичестве же получил большое распространение образ кающейся блудницы, и по традиции западного изобразительного искусства, художники представляли ее с непокрытой головой и распущенными волосами, а также с сосудом благовонных масел, как фактическое указание на то, что именно она была одной из жен-мироносиц, которым ангел известил о Воскресении. И нельзя не заметить, что Годфрид Схалкен, являясь представителем голландского искусства, которое так или иначе отвечало на Реформацию, все-таки отражает в своей работе влияние западной (католической) традиции в живописи своего времени.

Обратимся к тексту Евангелия: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лук.8:1-3). Это один из совсем немногих отрывков Нового Завета, в котором упоминается Мария Магдалина. И остановиться в данном случае необходимо на словах о том, что из нее «вышли семь бесов». А значит, говорить нам нужно об освобождении от греха, о покаянии - т.е. о том, как покаяние Марии Магдалины видит живописец Годфрид Схалкен.

Антонина Шашкина: Интересно, что у Схалкена несколько картин на эту тему: и «Кающаяся Мария Магдалина», и «Мария Магдалина при свечах», и «Преображение Марии Магдалины». Но, так или иначе, все они основаны на событиях Нового Завета и сюжете о преображении души грешницы. Если речь идет о преображении, то оно предполагает покаяние и обращение к Богу. Видим ли мы это на картине?

Юлия Кузнецова: Мы видим молодую полуобнаженную женщину, она сидит около каменного саркофага, на котором лежит толстая книга внушительного размера, вполне естественно предположить, что это Священное Писание. Она, облокотившись на книгу, одной рукой придерживает подсвечник, блики свечи которого отражаются на ее обнаженной груди. Выходит, что свет свечи на этой картине призван подчеркнуть и выделить красоту женского тела и чувственность изображаемой героини на полотне. Наверное, понятие «героическое» здесь буквально сорвалось с языка не так уж и случайно. И на ум скорее приходят мысли о древних статуях богинь и полотнах, посвященных античным мифам с их богами и героями. К ногам античной красавицы брошены дары, у ее ног небрежно лежат два куска ткани: бордовый с золотой вышивкой и синий, на которых тоже в беспорядке расположились золотые и серебряные чаши и кубки, и другие драгоценные предметы. Она, словно принимая дары, легко опустила ножку на все это драгоценное великолепие, однако не упустим важную деталь: ее ступня легла прямо на императорскую корону, рядом с которой лежит скипетр. Чтобы это означало? Быть может, этот жест ногой означает, что она победила искушение к роскоши - как жизни земной, и художник таким образом цитирует: «впадая в роскошь в противность Христу» (1Тим 5:11).

Антонина Шашкина: Любопытная деталь, которую можно и не заметить… И кроме того, странная. Художник помещает Марию Магдалину в декорации современной ему эпохи, а в это время уже священство и царство были сопряжены, да и монарх - помазанник Божий. Разве можно попирать то, что дано от Бога? Либо в этом жесте остается ещё что-то от грешницы.

Юлия Кузнецова: Теперь было бы важным вглядеться в лицо Марии Магдалины. Ее голова приподнята вверх, обещая движение взора к небу, а лицо обращено в сторону двух розовощеких ангелочков, которые держат в пухлых ручках пальмовую ветвь и венок. Лучи света, исходящие от ангелов падают прямо на ее голову, озаряя верхнюю часть лица. Но, возможно, небесный свет сияет на лбу Магдалины, и это может свидетельствовать о том, что с этого момента она, отринув эти дары, готова начать движение по совсем иному пути, требующему отказаться от всего земного?

Антонина Шашкина: В том-то и дело, что голова вроде бы повернута в сторону ангелов, но взор к ним не устремлен, она смотрит куда-то вбок. Лицо её вовсе не выражает готовности этот путь начать. Оно расслабленно, в нём нет собранности, нет устремленности. Ни взор, ни выражение лица не отражают того, что преображение её души совершилось, что она устремилась к Богу. Да и насчет света. Небесный свет на картине выглядит слишком ярким, не спокойным, а резким, выбеливающим лоб Магдалины, тогда как свет свечи наоборот - тёплый и спокойный. Мне кажется, если бы свет свечи освещал лицо, а не обнаженную грудь Магдалины, этот был бы более удачный живописный ход.

Юлия Кузнецова: Но все-таки, что же в ее лице? Полуулыбка и, возможно, небольшое удивление, и легкий румянец, и взгляд, который все же как будто встречается и пересекается со взглядом ангелов. Но никакого напряжения или сосредоточенности в ее лице и фигуре на том, что называется «метанойя» - раскаяние, изменение образа мыслей. Выходит, что покаяния здесь все-таки нет. К примеру, на картинах Ель Греко и Тициана, Мария Магдалина изображена тоже с возведенным к небу глазами, однако эти лица выражают нечто совсем иное: бледное с залегшими глубокими тенями под глазами лицо Марии Магдалины у Ель Греко, и покрасневшие глаза от слез со взглядом полным раскаяния у Тициана. Ничего подобного на данной картине голландского художника найти невозможно. Кстати, можно посмотреть еще на одну из картину Годфрида Схалкена - «Бесполезный урок нравственности». Название картины, конечно, говорит само за себя. Но, если присмотреться, то вообще-то портретное сходство с «Кающейся Марией Магдалиной» просто бросается в глаза.

«Бесполезный урок нравственности», Годфрид Схалкен

Антонина Шашкина: Если всмотреться в лицо героини картины «Бесполезный урок нравственности», то мы увидим ещё более расслабленное лицо. Несмотря на находящуюся рядом с назидательным жестом руки пожилую женщину (гувернантку или мать?), девушка явно пребывает где-то далеко. Это даже не думы, ведь на лице незаметно напряжение мысли. Взгляд вроде бы обращен на зрителя, а вроде и в пустоту - верный признак кокетства. Из маленького ларчика высовывается птичка, которая выглядит так, будто ей крышкой прищемили крылья.

Юлия Кузнецова: Да, лица на этих картинах похожи, и главное здесь не само портретное сходство, известно, что многие художники обращались к одному женскому образу на разных по сюжету картинах. Мечтательное расслабленное выражение лица героини «Бесполезного урока нравственности», для которой, совершенно очевидно, такой урок бесполезен, слишком похоже на выражение лица «Марии Магдалины». Но тогда получается, что художник не видит различия между покаянием и невниманием к нравственности, а значит, самое существенное в данной библейской истории упускает. Снова возвращаясь к «Кающейся Марии Магдалине», переместим взгляд от самой Марии на задний фон картины. В него нужно пристальнее вглядеться, этот фон довольно темный и словно размыт, но все же можно увидеть, что там изображено бушующее море и корабль, который терпит крушение. Что можно сказать об этом символе в свете заявленного художником покаяния Марии Магдалины?

Антонина Шашкина: Напрашивается вывод о том, что бушующее море - это страсти, которым подвластна душа Магдалины, и о них разбивается корабль - хрупкий оплот покаяния и добродетели. Ещё стоит обратить внимание, как это море переходит в небо - линия горизонта весьма размыта. Очередное противоречие. Или это символ того, что Мария находится словно на перепутье? Т.е. вроде бы от греха она отвернулась, но к Богу ещё не обратилась.

Юлия Кузнецова: Замечу еще одну деталь: в приведенных к сравнению картинах Марии Магдалина тоже полуобнажена, но при этом и в том, и в другом случае рука одновременно олицетворяет жест волнения в раскаянии и прикрытия наготы. А у Схалкена поза Марии расслаблена в своей естественной наготе, и никакого жеста скрыть обнаженное тело здесь тоже художник не обещает, иначе зачем свеча, расположенная почти буквально в центре картины, акцентирует наше внимание? К слову об ангелах-ангелочках в верхней части картины: они скорее напоминают маленьких амуров, что тоже дает нам отсылку к изображениям романтическим или мифологическим, нежели соотнесенным с опытом христианства. Эти ангелочки с равным успехом могут держать в руках не только пальмовые ветви - библейский символ Входа Господня в Иерусалим, а лук и стрелы. И снова обращаю внимание на небольшую деталь - жемчужное ожерелье…

Антонина Шашкина: Однако оно порвано, и часть его лежит у её ног на синем полотне. Слишком много противоречий в картине, что похоже не дает ей состояться.

Юлия Кузнецова: Возможно, то, что оно порвано, как раз в пользу святости Марии могло бы говорить. Но вот только то, что часть его так и осталась на ее шее, причем расположилось так надежно, словно и не собирается упасть, это, конечно же, симптом противоречия - того, что все-таки не «позволяет» художник своей Марии Магдалине встать на путь святости.


История одной картины.
«Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко

Греко. Кающаяся Св. Мария Магдалина. (1576-1577) (Будапешт Музей изобразительных искусств)

Доми́никос Теотоко́пулос, более известный как Эль Гре́ко (греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, Domenikos Theotokopoulos; исп. El Greco, буквально «грек»; 1541-1614) - испанский художник. По происхождению - грек, уроженец острова Крит.

Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Картина поражает богатством колористического решения. Мария Магдалина удалилась в пустыню после вознесения Христа. Кающаяся голова приподнята, струятся волосы. Вторит покрывало цветом, складками. Руки тонкие, гибкие пальцы, изысканный жест. Изгиб пальца указывает в сторону черепа, другие пальцы обращены к Евангелию. Это путь, которому нужно следовать. Сидит на уступе скалы, словно башня, устремленная вверх. Твердость в вере. Справа плющ – символ вечной жизни. Просвет – небесный свет – божественная благодать. Достоинство венецианской школы живописи – цвет.

Споры о том, кто же такая была на самом деле Мария Магдалина, не прекращаются по сей день. В Средневековье на историю ее жизни перенесли историю Марии Египетской. Согласно другой легенде, у Марии и Иисуса была интимная связь и даже общий ребенок. Сомневаться не приходится лишь в одном, что Сын божий и Мария Магдалина были близки по духу.

Одним из самых популярных женских имен, встречающихся в Евангелии, является "Мария". Арамейское имя "Марьям" ("Мириам" на иврите) было широко распространено среди евреев, живших в Палестине в I веке нашей эры. Это имя носила и сестра Моисея, поэтому назвать так новорожденную девочку считалось хорошим знаком. Арамейская Мариам позже стала греческой Марией, а затем и английской Мэри. Чтобы люди могли различать тезок, в ход шли географические названия. Вот почему к имени "Иисус" (Джошуа в арамейском варианте) добавляли "из Назарета". И вот почему мы знаем Марию, мать Иисуса, Марию из Вифании и Марию из Магдалы, или Магдалину.

Тогдашние обычаи предполагали, что женщины должны находиться под покровительством мужчины - будь то муж, отец или брат. Мария Магдалина же не была привязана ни к одному из вышеперечисленных. Поэтому, когда Иисус сказал, что у блудниц больше шансов попасть в Царство Божие, чем у тех, кто противостоит ему (Мф. 21:31), многие восприняли это как указание именно на Магдалину. В Средневековье эту идею взяли на вооружение и развили ее. На историю жизни Марии Магдалины перенесли историю Марии Египетской (Mary of Egypt), а ей самой приписали путешествие в Иерусалим, а затем - на юг Франции, куда она добралась на судне, ведомом ангелом. Там она жила в пещере, левитируя во время вознесения молитв, и скончалась 22 июля.

Согласно другой легенде, Мария была наложницей Иисуса. Так, по крайней мере, заявляли катары - члены христианской секты, ставшие целью "внутреннего" крестового похода, объявленного Папой Иннокентием III. Его ревностные палачи уничтожили целый город Безье за подобное оскорбление в адрес Магдалины. Резню учинили 22 июля 1209 года. Тем не менее, идея о том, что у Марии и Иисуса была связь, оказалась живучей. Пьер Плантар, правый претендент на пост президента Франции, после Второй мировой попытался доказать, что Мария родила ребенка от Иисуса. В подтверждение своих слов он представил пергаментные документы, хранившиеся в Национальной библиотеке, но позже выяснилось, что это была искусно сработанная подделка. Позже Дэн Браун взял эту историю за основу своего бестселлера "Код да Винчи".

История есть форма воображения - ее сила заключается в приоритетной оценке доказательств и отказе подчиняться предвзятому мнению о том, какими должны быть результаты. Одна-единственная женщина, Мария Магдалина, оказалась сильнее всех выстраиваемых мужчинами версий, которые царили с момента начала критики Иисуса до Нового времени, когда Магдалину изображали в подчеркнуто сексуальной манере.

Магдалина - единственный человек, упомянутый в Евангелиях, из которого Иисус изгнал семь бесов (Лк. 8:2). Во время этого обряда Иисус посвятил Марию в свое понимание экзорцизма. Для него люди сами по себе были такими же чистыми, как и Адам с Евой, только-только сотворенные Создателем. Если же человек стал нечистым, то произошло это не из-за контакта с чем-то грязным, а из-за смятения духа, что и пробудило в нем желание осквернять все вокруг и причинять окружающим вред. Мария поняла это лучше остальных, и неслучайно самые подробные истории об экзорцизме связаны с окрестностями Магдалы, где Мария несла Знание как при жизни Иисуса, так и после его смерти.

Помазание стало "печатью", закрепляющей ритуал. В Евангелии от Марка (6:13) сказано, что, когда ученики Иисуса начали помогать страждущим во имя Его, "они изгнали многих бесов, и мазали маслом многих, кто был болен, и исцелили их". Когда Мария помазала Иисуса незадолго до его смерти, ученики разгневались на нее (Марк 14:4-5). Но Иисус объяснил им смысл ее действий. Помазание усопших было в традициях иудаизма, и Иисус понял, что обряд, совершенный Марией, стал связующей нитью между духовным исцелением нуждающихся в Галилее, где прошла большая часть жизни Иисуса, и его возможной казнью в Иерусалиме.

Как жизнь может быть озарена присутствием Духа, так и смерть может быть свидетельством Божественного присутствия. Понимание того, что страдание также свидетельствует о Божественном присутствии, пришло к Иисусу через помазание, и он упомянул об этом обряде в своем послании. После смерти Иисуса в завершение своего послушания Мария вместе с другими женщинами направилась к его гробнице. Там она стала свидетельницей его воскрешения. "Он вознесся, его здесь нет", - говорит ей ангел (Марк 16:6), а сама Мария видит, как дух Иисуса отделяется от его плоти. Именно это видение и "определило" Иисуса в Царствие Небесное, поскольку пустую гробницу Мария так и не увидела.

Вопрос о том, была ли у двух одиноких людей, Марии и Иисуса, сексуальная связь, видимо, так и останется без ответа. Но то, что в духовном плане между ними была близость, так же очевидно, как и то, что начатая ими практика существует и в наши дни.

Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Кающаяся Мария Магдалина». Размер картины 119 x 98 см, холст, масло. Последовательно и с большой живописной силой эстетические представления позднего Тициана о жизни находят свое выражение в его «Кающейся Магдалине», одном из шедевров эрмитажной коллекции. Картина эта написана на сюжет, весьма характерный для эпохи контрреформации. На деле же в этой картине Тициан еще раз утверждает гуманистическую и «языческую» основу своего творчества. Великий реалист, решительно переосмысливая религиозно-мистический сюжет, создает произведение, по своему содержанию открыто враждебное реакционно-мистической линии в развитии итальянской позднеренессансной культуры. Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из «темницы» которой рвется к богу «бестелесная душа» человека.

В «Магдалине» череп – мистический символ тленности всего земного – для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги. Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения. Беспокойные, напряженные цветовые аккорды, драматическое мерцание света и тени, динамическая фактура, отсутствие изолирующих объем жестких контуров при пластической определенности формы в целом создают образ, полный внутреннего движения. Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Точное изображение действительности сочетается с передачей ее вечного движения, с ее яркой образно-эмоциональной характеристикой. Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа? Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом – уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.