Не лажу с мамой что делать. Что делать, если не могу ужиться с соседкой. Обсуждение ваших подруг

Легендарный режиссер Эмир Кустурица сказал ей при личном знакомстве: "Я слышал в мире всё. Но такого нет нигде. Ты - самое невероятное, что есть сейчас в музыке"... Маргарет Тейчер называла ее русской Эдит Пиаф, а Борис Ельцин - символом возрождающейся России. Узнаваемая во всем мире русская певица с уникальным голосом впервые дает интервью, в котором рассказывает о своей духовной жизни и о своем пути к Богу... Яркая на сцене, такая искренняя и скромная в личном общении, несравненная Пелагея - гость «Православного Симбирска».

СПРАВКА РЕДАКЦИИ:

Пелагея Сергеевна Ханова - российская фолк-рок-певица, основательница и солистка группы «Пелагея». Исполняет русские народные песни, романсы и авторские сочинения. Пелагея родилась 14 июля 1986 года в Новосибирске в творческой семье. Мать Светлана Ханова (педагог по режиссуре и актерскому мастерству, в прошлом джазовая певица) является продюсером и режиссёром группы «Пелагея».

С ранних лет Пелагея проявила себя как незаурядная вокалистка - превосходный слух, чистые интонации, индивидуальный тембр, способность легко воспроизводить различные вокальные манеры, широкий диапазон и тончайшее проникновение в музыкальный материал - данные, полученные ею от Бога, всегда приводили в восторг не только неискушенную публику, но и всех специалистов. Очень быстро СМИ разнесли по стране известие, что в Сибири живет девочка, обладающая редким даром "вокального вундеркинда", тогда они и окрестили ее "Национальным достоянием России".

В 2009 году участвовала в телешоу «Две звезды», а в 2012 и 2013 гг. участвует в качестве тренера-наставника в вокальном телевизионном шоу «Голос» на «Первом канале». С отличием закончила эстрадный факультет института РАТИ (ГИТиС). Проживает в Москве.

Награды и звания:
1994 год — Стипендиат фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при Юнеско.
1996 год — Победитель конкурса «Утренняя звезда», звание «Лучший исполнитель народной песни в России».
2007 год — Премия «Лучший рок-альбом года» за пластинку «Девушкины Песни».
2007 год — Номинация «Открытие года» на МузТВ (при отсутствии эфиров - у группы до сих пор нет ни одного клипа).
2008 год — Премия «Триумф» за вклад в Российскую культуру.
2009 год — Премия в области рок-н-ролла «Солистка года» («Наше радио»).

Официальный сайт группы "ПЕЛАГЕЯ" http://www.pelagea.ru

— Пелагея, правда ли, что Ваше творчество благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II? Где состоялась Ваша встреча?
— Это было в 1995 году, тогда меня девятилетнюю девочку позвали в Москву. По приглашению от Московской Патриархии я в качестве ведущей и певицы выступала в Кремле. Там и состоялась моя, наверное, судьбоносная встреча с Патриархом. Могу сказать, что он удивительный человек! Я благодарна Богу, что Святейший дал благословение на мой творческий путь и мне удалось несколько раз в жизни пообщаться с ним лично. В тот день он сказал мне очень важные слова и благословил меня.

— Благословение Патриарха - это большая честь, но в тоже время и огромная ответственность... Как это событие повлияло на Ваше творчество?
— Дело в том, что я всегда очень серьезно отношусь к тому, что делаю на сцене, что говорю и как себя веду. Люди публичные в этом смысле должны быть особо ответственными! Я вижу большую проблему в том, когда люди не отвечают за свои поступки и многими вещами занимаются спустя рукава. И тут не имеет значения, что именно ты делаешь. Если ты строишь дом - ты должен строить его хорошо. Ну а если ты занимаешься каким-то творчеством, тебе не должно быть стыдно, и даже более того - ты должен нести добро, помогать людям. Что касается моего творчества, то мне совершенно не стыдно за то, чем я занимаюсь. Мы действительно это делаем от чистого сердца. Все по-настоящему! Я сердечно рада, если людям нужно наше творчество и оно приносит радость и пользу какую-то - в этом я, как певица вижу свою миссию.

— Без сомнений Вы - артистка уникальная, у Вас необыкновенно красивый голос... Но как не загордиться, зная, что обладаешь особыми талантами и дарованиями?
— У меня наоборот есть проблема в том, что мне часто приходится убеждать себя, что у меня все хорошо, что я сильный талантливый человек и т.д. Всегда предельно серьезно и адекватно отношусь к себе. И прекрасно знаю, что могу, что у меня получается, и в тоже время понимаю все свои недостатки, свои недочеты. Моей главной проблемой является лень. Много времени могла бы потратить с большей пользой и добиться чего-то большего. Ведь необходимо развивать качества и способности в большей степени, чем они развиты сейчас. Вообще у меня никогда не было проблем ни со звездной болезнью, ни с зазнайством. Более того, меня всегда окружали правильные люди, которые не давали мне зазнаться. И потом у меня всегда со мной рядом мама, с которой так прямо скажем, не забалуешь!

— Думаю, и Вы в свою, очередь, тоже воспитаете хороших детей!
— Очень на это надеюсь! Понимаете, у моей мамы была изначально правильная позиция - ограждать меня от зла, развивать благородные качества. Очень важно научить ребенка различать добро и зло, плохое и прекрасное. И я так же буду воспитывать своих детей. Сейчас у меня два крестника и я стараюсь как можно больше времени проводить с ними, быть примером для них, воспитывать их в вере. Важно не загрязнять душу чем попало, не быть всеядным. Считаю, что это во многом разрушает наш внутренний мир. Надо свою душу всегда заставлять трудиться. Вот есть такая фраза, что опыт ворует эмоции. И нам нужно сделать так, чтобы наши эмоции, наши сердечные чувства не были сворованы. Чтобы мы реагировали даже на какие-то мелочи и радости, так же искренне как в детстве, чтобы мы не черствели, не грубели. Это особенно важно в условиях современности. А вообще у каждого человека должен быть духовный компас внутри, помогающий ориентироваться в жизни, не сбиться с пути. Правильный ориентир нам всегда укажут Заповеди Божии.

— Люди, которые пришли к вере часто рассказывают о событиях, которые перевернули их сознание, устремления и вообще смысл жизни... Случались ли такие события в Вашей жизни?
— Да, конечно. Всегда чувствую, что Господь со мной рядом. Каждый день благодарю Бога за мою счастливейшую жизнь! Я очень удачливый человек - и это именно рука Божия. Понимаю, что мало этого заслужила... Просто с раннего детства была словно со счастливой звездой. Со мной Ангел Хранитель, помощь которого чувствую. Совершенно не понимаю людей, которые считают себя фаталистами. Я ежедневно убеждаюсь, что чудеса есть. И в моей жизни их было много. Чудеса каждый день случаются! Поэтому сложно назвать что-то конкретное…

— Вы бывали на Святой Земле. Это были гастроли или паломничество?
— Потребность души скорее. Знаете, я очень люблю Иерусалим... Дважды была там и оба раза одна. Я поклонилась великим святыням христианства. Посетила Храм Гроба Господня. В последней поездке вообще все 10 дней провела в абсолютном одиночестве. Много думала, переживала. Молилась. Так получалось, что оба раза уезжала в Иерусалим в достаточно тяжелые периоды своей жизни. Мне было нужно многое пересмотреть. И лучшего места, чем Святая Земля, я не могла найти! Посещение этого мета - особое событие в моей жизни, что-то перевернулось внутри, многое осознала. Я честно говорю - ничего подобного я в жизни не испытывала…

— Пелагея, а когда Вы покрестились?
— Меня крестили в детстве в Новосибирске, мне было всего 3 годика. Преподобная Пелагея - моя небеная покровительница. А назвали меня в честь моей прабабушки Пелагеи Кирилловны. Я с детства знала, что Бог есть и что Он всегда рядом со мной. Мама воспитывала меня в вере, водила в храм. И уже с возрастом я начала изучать теологию, читать духовную литературу, историю религий. Сравнивала другие религии, пытаясь вникнуть и понять для себя: «Почему я православная?» И постепенно пришла к твердому осознанию того, что мне близка и понятна именно эта конкретная религия. Всей душой, умом и сердцем понимаю, что Православие - это моя вера! И я дорожу этой святыней! Конечно, не могу сказать, что я воцерковленный человек. У меня, кстати, церковь рядом с домом. Стараюсь исповедоваться, причащаться, но к сожалению, пока не нашла себе духовника. Я много читаю. Люблю книги отца Александра Меня. Там нахожу ответы на вопросы, которые меня особенно волнуют. Когда мне становится трудно, тяжело на душе, я иду в церковь, и мне становится гораздо легче.

— А в череде гастрольных будней случались какие-то удивительные события?
— Да, конечно! Однажды мы были с концертом в Уссурийске. И там как раз был пояс Пресвятой Богородицы. Зная, какие огромные очереди по всей стране были и, особенно в Москве, нам просто чудом удалось приложиться к этой великой святыне. И когда на следующий день утром, когда мы вылетали в Москву, я сидела в бизнес зале, ожидая самолет, батюшки вновь внесли этот пояс. Это милость Божия, несомненно…

— Пелагея, а вера накладывает какой-то отпечаток на творческую деятельность?
— Безусловно. Мы, например, не даем концерты в страстную седмицу, всегда тщательно продумываем содержание своих сольников. К православным праздникам готовим специальные выступления, на Рождество, например. Я всегда молюсь перед концертом. Многое изменилось в моей душе с тех пор, как я начала поститься, последние 4 года. Святая Пасха стала для меня самым радостным и самым любимым праздником! Пост дает столько сил и энергии, это благодатно влияет и на мою творческую жизнь. В нашем репертуаре особое место занимают песни духовной тематики - это «Жертва вечерняя», «Отжил я свой век», «Рождественская», «Христос Воскрес» и другие. Бог дал мне талант, и я должна преумножать Его дары.

— А возникало когда-нибудь желание петь в церковном хоре?
— Не поверите, но когда была маленькой, моим самым любимым увлечением была игра в церковный хор! Храмовые службы с их красивыми молитвами производили на меня такое большое впечатление, что я даже дома напевала песнопения! Конечно, тогда не знала слов служб, но изображала голосом батюшку и церковный хор - в точности как пели в церкви. Помню, что закрывалась в комнате и могла часами петь, петь, петь! Тогда я еще не выступала на сцене, мы жили в Санкт-Петербурге. И однажды у нас в гостях был один профессор из Питерской консерватории. И представляете, он довольно долго наблюдал за мной в замочную скважину, потом подошел к маме и сказал, что мне нужно обязательно заниматься музыкой. У нее есть серьезные к этому способности. Это символично, но именно тогда мы решили всерьез заняться вокалом.

— Вы православный человек, но в интервью крайне редко говорите на эту тему. Это с чем-то связано?
— Знаете, для меня вообще вопросы религии очень личные. И я действительно практически никогда говорю на эту тему с журналистами, т.к. для меня это более интимные вещи, чем даже личная жизнь. Но Ваше издание стало исключением. Я нередко пою народные песни, а там очень много обращений к Богу... У нас великая уникальная русская культура, богатые традиции. Все это нужно беречь и ценить. Мы должны знать свои корни, свою историю. Я убеждена - нам надо искать опору именно в Православной вере, это очень важно. Я сама не представляю своей жизни без Бога… Имеет ли она тогда вообще смысл?

— Ваши пожелания читателям!
— Желаю вам любить жизнь, ценить каждый ее миг. Ведь самое главное в жизни - это Любовь. Любовь в самом высоком смысле - к жизн, к ближним, к Богу...

Надежда ЗЕМСКОВА.
(Газета "Православный Симбирск" № 14 (334), 25.07.12)

Новости митрополии

18.02.2019

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Симбирского Спасского монастыря, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе

В поздний пятничный вечер большая часть страны уже начала отдыхать - кто как любит и умеет. А я только подъезжаю в здание одного известного издательского дома, чтобы взять интервью у обладательницы одного из самых узнаваемых голосов русской музыки - Пелагеи . Сейчас она находится на виду у всей страны, будучи одним из центровых участников рейтингового телешоу "Голос". Естественно, рабочий график у неё тоже ненормированный - следующее за "Звуковским" интервью у неё намечено вообще за полночь. Но певица нисколько не выглядит уставшей, а наоборот - бодрствует и охотно отвечает на все поставленные вопросы. К ответам и перейдём - благо, интервью получилось немаленьким.

Звуки.ру : Прошлое интервью Звукам закончилось тем, что ты говорила, что хочешь записать альбом романсов. Новая программа «Вишнёвый сад» , насколько я понимаю, отчасти из романсов и состоит?
Пелагея : Отчасти. Вообще, у нас интервью было же 2 года назад, да? Концепция новой программы родилась ещё тогда, романсы спеть хотелось давно, они у нас в концертной программе были представлены, но буквально 2-3 штуки. Хотелось чего-то лирического, про любовь. Драматического, сентиментального. И даже название было придумано сразу после записи альбома «Тропы» , после которого мы в прошлый раз и беседовали. Но за эти два года концепция подвергалась трансформациям. Мы понимали, что если просто возьмём и запишем 10-15 академических романсов либо только под гитару, либо под фортепьяно и гитару, или нашим обычным рок-составом, то это будет неинтересно. Мы, в итоге, решили взять на себя смелость возвести в ранг «романса» красивую, лирическую, достаточно популярную музыку, написанную за прошедшее столетие вообще.

Звуки.ру : Ну вот, например, ты недавно начала исполнять песню Юлия Кима
Пелагея : Начала я её петь давно, это была моя колыбельная. Да и не совсем это романс. В программе будут как романсы академические, так и песни из кинофильмов, прекрасные представители бардовской песни.
Звуки.ру : Сразу вспоминаю, как Регина Спектор (Regina Spektor ) недавно спела Окуджаву
Пелагея : Да, песни Окуджавы тоже будут, а также казачий романс, наивный русский романс... В общем, всё то, что называем романсами мы - люди в возрасте от 20 до 35 лет.

Звуки.ру : А почему, собственно, «Вишнёвый сад» ?
Пелагея : Мы вообще изначально обратились к серебряному веку, погрузились в атмосферу, читали поэтов того времени… И это при том, что они всегда были для меня самыми интересными. Гиппиус , Блок , Ахматова , Цветаева ... Модерн. В звуках и не только - в костюмах, например. Для нас обращение к серебряному веку - это не выпадение в прошлое, а наоборот. Как наблюдать красивый закат, зная, что за ним будет не менее прекрасный рассвет. Как в том же «Вишневом саде». Мы ни в коем случае не будем интерпретировать Чехова по-своему, или как-то пытаться иллюстрировать пьесу, не дай Бог. Мы - не Чехов, мы в адеквате (улыбается) . Для нас это как звук лопнувшей струны. Или стук топора... То есть и красиво, и страшно. И вот те самые поднятые у Чехова вопросы, которые обязательно требуют ответов… Если этих вопросов в голове у нынешнего поколения нет, тогда оно просто потеряно. Мы хотим немного встряхнуть людей, показать, что прошло сто лет… Для человеческой жизни это огромный срок, а для жизни страны - совершенно ничтожный. Посмотрите, какими мы были тонкими и аристократичными ещё так недавно! Мы такими же и остались, просто позабыли нашу культуру, корни. И если мы немного покопаемся в себе, то все найдём то же самое, и будем относиться к своей стране, как к этому вишневому саду. Либо мы приходим на эту землю и взращиваем на ней прекрасные сады, которые дарят нам эстетическое удовольствие и плоды-дивиденты, в виде вишни, за которой нужно же ухаживать… А варенье из вишни - самое вкусное, но и самое кропотливое по приготовлению, потому что косточки вытаскивать – дело очень хлопотное… Либо вот мы просто будем разговаривать и разговаривать. И за этими разговорами потеряем тот момент, когда наша страна превратится в кучу разрозненных территорий - «дач». Обескультуренных кусочков без прошлого и будущего.

Звуки.ру : И кто же или что, в связи с этим, является срубившим сад Лопахиным?
Пелагея : Вот я как раз не хочу конкретных аллюзий с персонажами
Звуки.ру : Ну, не совсем обязательно, чтобы это были люди. Может быть, бескультурье?
Пелагея : В каждом из нас есть и Лопахины, и Раневские... Ну, «Вишневый сад» это не столько пьеса, которая нас вдохновляла, а, собственно, сам Чехов с его отношением к русской жизни и человеку в ней. С одной стороны, он его жалеет, а с другой — удивляется, как можно быть таким бесполезным дармоедом. Ведь в каждом из нас есть несовместимые качества. Как великое сострадание и большой эгоизм, например.

Звуки.ру : Лёгкая леность.
Пелагея : Лёгкая. Самая конкретная параллель из героев - это, ммм, не Лопахин, и не Софья, а вообще женщины в этой пьесе. Прекрасные, прелестные, нежные, но какие-то непутевые существа, которым как раз хочется писать песни, романсы, которые должны вдохновлять… При этом им хочется добавить немного мудрости и мозга, чтобы не проворонить Вишневый Сад, как та же Раневская. Мне кажется, что сейчас такое время, опять же, схожее с чеховским. Потому что мы тоже такие разрозненные, собираемся в группки, все спорим о чем-то друг с другом, ругаемся с друзьями из-за каких-то идеологических сентенций... А как это систематизировать и как-то воплотить в реальность, чтобы действительно помочь друг другу и вообще стране – никак не решим. Не хочу конкретно в этой ситуации находить каких-либо Гаевых или Фирсов. В нашей программе романсы представляют интеллигенцию, которая, безусловно, есть в каждом из нас. Но тут же присутствует фольклор. С большой географией - от Урала до Кубани. Хочется, чтоб фольклор был фоном, этакой натурой, на фоне которой и будет происходить драматургия новой программы.
Звуки.ру : Приземляющий фактор?
Пелагея : Ну да, но, с другой стороны, заставляющий срабатывать ту самую национальную память, которую мы тщательно пытаемся заглушить в себе, занимаясь заимствованием, подглядыванием, попыткой повторить всё «как у них» на Западе. Как и Раневская с Яшей, которые всё "во Фганцию, да во Фганцию" (улыбается)

Звуки.ру : Это прямо славянофильская позиция.
Пелагея : Ни в коем случае, я совсем не славянофил.
Звуки.ру : Ну, я славянофилов имел в виду как участников спора "славянофильства и западничества" из середины 19-го века. Последние утверждали, что развивая страну нужно оглядываться на Европу, славянофилы были за особый, собственный путь России.
Пелагея : Они и сейчас есть. Вообще, я не люблю крайности. Всё, что приводит к фанатизму - всё плохо. Мне интересна русская культура, я её люблю и чувствую, но это не значит, что культуры остальных стран для меня чужды и неинтересны. В прошлых программах примером компиляций совершенно разных песенных традиций, мы доказывали, что этому возможно существовать вместе. Просто сейчас такое время для нас и нашей страны, что нужно немного очнуться, и понять, что мы творим, что мы сделали со своим прошлым и куда нам двигаться дальше. Что нужно держаться корней, не стыдиться их, помнить. Но при этом пытаться их внедрить в современную культуру. Я хочу, чтоб мир был единым, понимаешь? Но у нас получается обратная история. Люди считают, что всё, что наше - какое-то лажовое, бракованное, недоделанное.

Звуки.ру : Так это прямой пережиток Советского Союза.
Пелагея : Но Союз-то кончился. Мы, моё поколение, выросли уже без него. Я в 86 году родилась, ни пионерства, ни комсомола я не знала. Тем не менее, в нас по-прежнему жива эта история - "да ну, русские производители, русская музыка - это не очень".
Звуки.ру : Так одно же следует из другого. Мы с тобой росли в девяностые, когда все, избавившись от «железного занавеса», стали лихорадочно потреблять всё, приходящее к нам из-за рубежа.
Пелагея : Ну, я тоже люблю западную музыку, слушаю ограниченное количество русских исполнителей, при этом я все-таки говорю о корнях, понимаешь? О том, что я знаю, что родилась на этой земле. Можно всё, что угодно ругать, но когда я читаю свою ленту в facebook, там идёт поток адского негатива по поводу всего, что здесь происходит вообще, с указанием вины только нескольких человек… Эта черта русских людей тоже мне не очень симпатична - мы хотим ничего не делать, но при этом ждем, что нам все должны просто так. Просто потому, что мы такие прекрасные и тонкодушевные. Я считаю, что мы должны много работать. В первую очередь, над собой. Для того, чтобы кто-то нам что-то дал. Я здесь тоже держусь компромисса и не могу в этой истории найти своё место - мне не близки те, кто чересчур хвалит Россию, что у нас всё зашибись, у нас всё круто… Не всё у нас круто! Но и ругать свою страну, дескать, у нас нельзя жить, так как холодно, грязно, люди хамские здесь… Так сами не хамите, начните с себя! Вот и всё! Пока мы не будем задавать себе эти вопросы, которые заставляет нас поднимать тот же Антон Павлович, пока не начнём задумываться о том, что бы я сделал для своей страны, Родины… Понятие Родины у большинства молодежи же полностью нивелировано! Я считаю, что это несправедливо - у нас великая страна, она всегда была такой, в ней ничего не изменилось. Оттого, что меняется власть - состояние любви внутренней любви к Родине не должно никуда исчезать. Родина и государство - разные вещи.
Звуки.ру : На ум приходит группа Lumen : "Я люблю свою страну, но ненавижу государство" .
Пелагея : Опять же, не могу подписаться под этим. Потому что я ненавижу, когда винят кого-то одного, а бревно в своём глазу не видят. Надо не чморить его, а делать так, чтобы каждый мог сказать: «государство — это я».

Звуки.ру : Новая концертная программа подразумевает скорый выход альбома?
Пелагея : Да, конечно. Альбом будет, с тем же названием, просто в этот раз сначала решили обкатать концертную программу. Понять, что где надо изменить, что вообще не пойдёт - и в студию, записывать. Вишневый сад - это и словосочетание для нас интересное. Вновь абстрагируясь от пьесы, деревья и корни - фольклор, собственно сад, как окультуренная жилистая поросль - романсы. Это соединение двух равнозначных половин российской культурной жизни. Мы их будем перемежать в драматически гармоничной программе, не будет двух отделений «романсов» и «фолка». Мы думаем над тем, как зрителя бросать из жара в холод и обратно, чтобы в итоге довести до катарсиса (улыбается) .
Звуки.ру : Такая вот глубокая подоплёка у лирической программы романсов.
Пелагея : Да, она такая - идеологическая. При том, что я совершенно аполитичный человек, никогда не участвовала ни в каких историях, связанными с какими либо партиями и тому подобного. Но я не могу не думать о том, что творится вокруг меня. Со мной и со всеми нами.

Звуки.ру : Ну тебя вообще кроме концертных и творческих историй мало где видно.
Пелагея : Ну вот сейчас я каждую пятницу как дрессированная обезьянка на Первом канале (смеётся) .
Звуки.ру : Это же недавно только.
Пелагея : Недавно и до конца года. Потом снова пропаду (смеётся) .
Звуки.ру : Были же, насколько я понимаю, какие-то проблемы с Первым каналом при участии в проекте «Две Звезды».
Пелагея : Да, но мне не хотелось бы об этом говорить
Звуки.ру : Контрактные обязательства?
Пелагея : Нет, я вообще такой человек… Делаю выводы из ситуации, безусловно, поскольку я же homo sapiens. Но, при этом, не люблю хранить какой-то негатив в себе. Понимаю, что это претит моей природе. Когда в сентябре мне позвонил Юрий Викторович Аксюта и предложил принять участие в русскоязычной версии этого проекта, я, посмотрев иностранные версии, взяла сутки на "подумать". И, обдумав и поняв, что, да, безусловно, это участие будет мешать моей главной профессиональной деятельности, решила согласиться. Хотя и много съемочных дней, а в декабре вообще прямые эфиры будут.

Звуки.ру : Прямо прямые?
Пелагея : Да. Этот проект совершенно отличен от всего того, что происходило на нашем телевидении. Я понимала, что он отнимет у меня не только много личного времени, но и эмоциональных сил. Он поэтому и интересен – и наставники, и конкурсанты поставлены в очень жесткие эмоциональные условия. Слёзы, вынимание души… Это ведь действительно талантливые люди, всё исполняется живьём от начала до конца, всё очень круто. Так что пока для меня в этой истории находятся только положительные стороны. Я рада, что именно эти наставники находятся рядом со мной, рада знакомству с каждым из них. Есть чему поучиться и у наставников, и у каждого из конкурсантов. Это очень круто.

Звуки.ру : В проекте участвуют очень разные исполнители, многие представили себя в таком профиле музыкальном, который в шоу-бизнесе нашем совсем не популярен. Много состоявшихся артистов, взрослых, которых, возможно, будет непросто каким-то образом переучивать.
Пелагея : В этом и фишка, что там намешаны все - и люди с профессиональным образованием и без такового. Поющие классику, эстраду, советскую музыку, западную, черную и так далее. В случае с моей командой - у меня в ней настолько разные люди… Я хочу, чтобы каждый из них был универсальным вокалистом, способным петь оперу, романсы, этнику, джаз, рок, и даже попсу, только качественно! Поэтому многим номера я буду ставить «от обратного». Вот человек всю жизнь пел одно, а у нас на шоу ему придется поднапрячься и найти в себе способности к другому жанру. Это, как минимум, будет любопытно. И очень полезно для профессии.
Звуки.ру : Билан тоже, мне кажется, нацелен на создание универсального артиста, а Агутин и Градский - более глубоко аспекты какие-то прорабатывают.
Пелагея : Посмотрите эфиры, когда начнутся баттлы и дуэты, там понятнее всё станет. Мы вот вчера (интервью было взято 2 ноября – прим.ред.) их записали, покажут через 2 недели. Финал - 29 декабря. То, какой интерес вызывают слепые прослушивания, и то, что будет дальше - это небо и земля. Будет просто бомба.

Звуки.ру : Конкурсанты заметно прогрессируют?
Пелагея : Да, все, абсолютно.
Звуки.ру : А как это всё происходит? Они условно не совсем понимали, что нужно делать, а ты их направила «на путь истинный»?
Пелагея : Я не знаю, как проходит репетиционный процесс у других наставников. Да и я, всё-таки, не педагог. У меня есть официальный советник в этом проекте и по жизни вообще - моя мама. Мы вместе делаем номера. Наша задача не в том, чтобы мы довели человека до финала, чтобы он выиграл этот контракт с Universal. Наша задача - представить каждого конкурсанта в таком свете, чтобы его запомнили. Залезли в интернет, набрали в поисковике имя. А там уже у многих действительно имеются творческие проекты, которыми они занимались до «Голоса». Они действительно все очень талантливые. Бездарностей в проекте нет, и это уже круто. Два и больше эфира на Первом канале, да на всю страну – это же огромное количество людей, многие из них же почти не смотрят ТВ, кроме «Голоса». Так что наша задача, чтобы эти люди получили свою заслуженную долю зрительского внимания и любви.

Звуки.ру : Ну, у победителей телепроектов тоже не всегда завидная судьба. Я вот, например, даже не вспомню, кто победил во всех «Фабриках» и прочих «Стань звездой», на плаву остались единицы. Может, конечно, выиграть какой-то особенный артист, но, если он со своей оригинальностью не впишется в устои местного шоу-биза?
Пелагея : Несмотря ни на что, вся «Фабрика» остаётся в обойме. А вообще, нам всем четверым сейчас кажется, что это шоу меняет ситуацию в шоу-бизнесе. Будут ли реальные перемены - от нас, к сожалению, уже ничего не будет зависеть. Вот здесь, на этом проекте, - мы многое решаем. Но дальше… У меня нет ни финансовых, ни информационных ресурсов, чтобы я могла взять человека и привести его за руку куда нужно… Не могу писать ему песни, ведь для этого нужна команда других людей. Я – тренер. Тренер перед олимпиадой, назовём это так. Причем, олимпиада начнётся после проекта.
Звуки.ру : Пока это такой чемпионат России.
Пелагея : Всё правильно, лучший голос России (улыбается) .

Звуки.ру : Коллега Павел Сурков видел тебя на Red Hot Chili Peppers , я читал интервью, где ты говорила про посещение гига Skunk Anansie … Что тебя вообще из концертов впечатлило последних?
Пелагея : Да, но RHCP меня не впечатлили. Я была не в фан-зоне, не использовала горячительных напитков, поэтому показалось как-то, хм... Пресновато, что ли. Люди, которые устраивали концерт, говорили, что в Питере было круче намного. Я вот была на концерте Эрики Баду (Erykah Badu ) в прошлом году - это было супер-круто. Гениальный человек, делавший световую партитуру. Она - волшебная женщина, что она делает с голосом! Каждое движение руки сопровождается, опять же, этим гениальным световиком, невероятные музыканты. Skunk Anansie я ждала с седьмого класса, потому что это моя любовь давнишняя. И была очень расстроена звуком в MILK - мне было мало Скин (Skin ), и было много "джи-джи-джи". Я видела, что она напрягается, но для меня она всё-таки там основная, естественно. Но, тем не менее, удовольствие я получила невероятное, прыгая на этом VIP-диване, чуть не сломав его, потому что меня пёрло как семиклассницу (смеётся) . Концерт Шаде (Sade ) меня немного разочаровал. Видимо, она заболела, или не очень хорошо себя чувствовала, но она пела, простите, иногда фальшиво, чего от неё не ожидаешь никак. Тем не менее, мои друзья в восторге и считают, что это было лучшее шоу в мире

Звуки.ру : Может ты профессиональным взглядом оценивала, а они относились к происходящему менее придирчиво?
Пелагея : Ну, они тоже не с полки упали. Но, тем не менее, это было красиво. Блестящий видеоряд, интересная сценография с двигающимися элементами сцены… Но вот именно идеальный концерт – конечно, Dead Can Dance . Когда я была на сольном концерте Лизы (Lisa Gerrard ) несколько лет назад, со мной случился полнейший ахтунг, я проревела весь концерт в мыслях о том, зачем я вообще называю себя певицей, если я не имею даже толики того, что легко делает эта женщина. И на меня это очень сильно повлияло ещё с тех пор, когда мы работали с Игорем Тонких, и он подсунул нам с мамой их диск, который навсегда нас перевернул. На концерте рядом со мной сидел друг, который вообще не был в курсе, кто такие DCD. И, кажется, он был единственным в зале, кто вообще не знал, чего от этого концерта ждать. Он с ужасом смотрел на меня: я качалась вперед-назад, начала плакать с первой же песни, и у меня крыша, в общем, сразу же немного съехала (смеётся) . Снова те же мысли про «что я тут делаю», петь - не моя профессия, надо быть укладчицей, кем угодно, но не певицей. Но потом я сумела как-то сублимировать чувства, а в середине испытала тот самый катарсис, просветление. Я всё равно продолжала себя неадекватно вести, как говорят (смеётся) . Сидела с одной рукой на своем горле, и другой рукой направленной на Лизу (показывает) и я пыталась...
Звуки.ру : Как у баптистов, "возьми свет".
Пелагея : Да, поймать свет, был настроен канал, можно сказать, в результате я вышла совершенно... Я не знаю, что испытывают люди, когда потребляют расширяющее сознание наркотики, но, мне кажется, примерно в этом...

Звуки.ру : Ну а кто ещё из певиц мировых тебя впечатляет кроме Эрики Баду, Скин и Лизы Джеррард?
Пелагея : Бьорк (Bjork ). Земфира . Считаю, что она - певица мирового уровня. Ольга Федосеевна Сергеева - бабушка, которая жила в Псковской губернии, про которую я рассказываю на каждом концерте, это одна из действительно моих учителей. К сожалению, я не была с ней знакома, она уже умерла, когда я услышала её впервые, но осталось огромное количество записей в интернете. Инна Желанная – восхитительная женщина... В общем, много кем восхищаюсь. А, вот вспомнила, Дульче Понтес (Dulce Pontes ) – потрясающая певица.
Звуки.ру : А ты какие то для себя выводы делаешь, бывая на концертах? Высматриваешь какие-то методы, фишки?
Пелагея : Ты понимаешь, меня жизнь всё равно не свела с таким крутым световиком, как у Эрики Баду, например. И какие-то идеи насчёт видеоарта я не буду тырить у Шаде. А то, что видеоряд круто дополняет выступление, я и так знала. Когда я вот слушаю Лизу, безусловно, учусь у неё в плане вокальной свободы. Вот, что меня завлекает во всех этих крутых певицах? Когда их слушаешь, то у тебя нет ощущения, что у них есть какой то физический предел. Они поют настолько свободно... Вот я хочу добиться, чтобы этот пионерский синдром исчез, и в голове, во всяком случае, этого потолка не существовало. Это очень важно.

Звуки.ру : Ну что мы всё о женщинах, а вот мужские голоса?
Пелагея : Да, конечно. Например, Вакарчук . Как его можно не котировать? Он прекрасен и своим диапазоном, и талантом поэта, и композиторским мастерством, да даже тем, как он ногу на монитор ставит. Потом, есть совершенно удивительный вокалист, который был крутым всегда. И за то время, что он вышел из, к моему великому сожалению, распавшейся группы, за которое он развил свой сольный проект, он проделал огромный путь и вырос в звезду западного уровня. Я говорю о Андрее Запорожце и проекте Sunsay . Знаю его давно, знаю что он умел, и, когда сейчас хожу на его концерты, вижу, что он достиг уже другого уровня. Он – трудоголик, это его работа, молодец.
Звуки.ру : Ну, увы, ни Бабкин , ни Запорожец популярности Пятницы так и не повторили.
Пелагея : Тем не менее, Андрей - отличный артист. Как и Сергей, конечно, тоже. Ну вот, например, у него есть записанные песни с Джоном Форте (John Forte ) из прекрасной группы The Fugees . Тоже, знаешь ли, немалое приобретение в творческий багаж.

Звуки.ру : Ты в музыке, судя по творчеству, довольно полигамна, А есть стили, которые ты вообще не перевариваешь?
Пелагея : Я не люблю танцевальную музыку, попсу нашу... Шансон не переношу. Не очень люблю, когда джаз смешивают с фолком. А ещё не люблю, когда люди, которые вообще не умеют петь, почему-то поют. Их даже тюнером не получается вытянуть на записи. Вот, например, мне не дано быть математиком - я же не выступаю на профильных форумах с докладами. А, почему-то считается, что петь может каждый - это не так. Если бы люди относились ко всем своим профессиям с большей ответственностью, делая своё дело на 100%, было бы круто.
Звуки.ру : Есть же в поп-музыке и даже в "попсе" так называемой исключения?
Пелагея : Ну вот, Ваня Дорн - прекрасный чувак, посмотрим, что он будет делать дальше. Потому что заявить о себе - это классно, но грамотное продолжение истории чуть ли не важнее старта. Это та поп-музыка, которая меня не раздражает. Во-первых, это украинский артист, а украинцы очень ответственно относятся к продуктам... музыкальной жизнедеятельности (смеётся) . Во-вторых, он ироничен, в том числе и над собой. А это — мозги и вкус. Дорн вообще взорвал музыкальный мир, молодец. Есть замечательная группа Lюk , распавшаяся, к сожалению, тоже очень качественный был поп-проект. Я вообще не против лёгкой музыки, где у каждого есть свои задачи. В плане фона - почему нет. Чтобы танцевать, заниматься сексом... Но моя музыка для другого.

Звуки.ру : Как ты думаешь, что послужило причиной возникновения фолк-ревайвала в русской музыке в нулевых? Волны, на которой произошло твоё условное репозиционирование как артиста? С эфирами на Нашем радио и так далее?
Пелагея : К сожалению, в момент, когда на Нашем радио появилась фолк-музыка, с него совершенно исчезла группа «Пелагея». Я никак не могу объяснить этот феномен. Представители радиостанции чаще видят во мне артиста, который может их представить, то бишь, живой головы. А в ротации нас нет почему-то.
Звуки.ру : Однако же, ты выступала неоднократно на Нашествии
Пелагея : Да, видят как артиста, который энергично работает живьём, круто звучит, уместен в контексте фестивалей… Но, почему-то, ни одна песня с альбома "Тропы" в постоянную ротацию в эфир не попала. Хотя, та же "Мамина Bossa Nova" , я считаю, совершенно радийная песня. "Пташечка" тоже… Короче, я считаю, что много песен могли бы в эфир попасть. Естественно, на радиостанции говорят про некую фокус-группу, которой это не пошло. И я, в общем-то, могу в это верить.
Звуки.ру : Я почему-то думал, что Пелагея всё-таки крутится на Нашем Радио
Пелагея : Изредка "Нюркина песня" крутится. Альбом "Вишневый сад" , надеюсь, как-то изменит ситуацию.

Звуки.ру : А как ты в свободное время расслабляешься, если оно есть? Может, имеется какое-то хобби?
Пелагея : Я занимаюсь йогой. И сама, и хожу в центры. Есть даже любимое направление, помимо привычных аштанги йоги, хатха йоги… Йога нидра. Оно для меня наиболее близко, потому что ты там лежишь час, не двигаешься, полностью расслабляешься, входишь в состояние между сном и бодрствованием… В котором к Менделееву пришла его таблица, в котором творческие люди генерируют идеи. Равнозначное состоянию прямо перед пробуждением или когда засыпаешь, пограничное такое. Вот ты в него входишь, формулируя твёрдое намерение, чего бы ты хотел достичь. Либо избавиться от каких-то внутренних психологических мешающих тебе штампов, либо исполнить конкретное желание. Когда я первый раз пришла с этой практики, все начали спрашивать - ты, что стала употреблять наркотики? У меня были такие светлые глаза, я поняла очень многие вещи, при этом это никак не касающихся религиозных практик. Это чистое самосознание. Я против любых допингов, наркотики же нас разрушают, давая лишь какой-то мимолётный позитивчик. А подобные практики нас, наоборот, обогащают. Для меня это вообще самый крутой трип. Путешествовать вглубь себя – что может быть интереснее? Это вообще самое крутое, что может случиться с человеком – самосовершенствование, становиться лучше.

Звуки.ру : По традиции - вопрос, который тебе смертельно надоел, но все его спрашивают?
Пелагея : Настоящее ли у меня имя. И знакома ли я со всеми президентами, перед которыми я пела.
Звуки.ру : Вопрос, который никто не задаёт, но ты бы у себя его спросила?
Пелагея : Мне нравится, тем более, что это случается довольно редко, когда журналисты приходят, почитав что-то обо мне, не начинают задавать мне вопросы о моей биографии, во сколько лет я вышла на сцену... Всё то, что можно найти в википедии, они и сами могут написать в первом абзаце, не заставляя меня повторять одно и то же. Недавно меня удивил один парень, который прочитал технический райдер группы «Пелагея» перед тем, как задавать интервью. Это меня реально удивило и обрадовало, я ему сказала - спасибо тебе большое. Вообще, когда пытаются спросить что-то не связанное с личной жизнью, а именно с моей профессиональной деятельностью, или вопросы, которые рождает наше творчество - я чувствую, что человек готовился к интервью, понимает, о чем говорит. А когда вот спрашивают: "Расскажите о себе" ... Ну, расскажите вы о себе.

Пелагея , презентация программы "Вишнёвый сад"
Crocus City Hall, Москва

За последний год Пелагея Ханова превратилась из традиционного украшения правительственных концертов и торжественных церемоний в одну из самых востребованных певиц страны. Голосистая девушка-вундеркинд, впервые вышедшая на сцену в четырехлетнем возрасте, теперь поет народные песни под рок-аранжировки для сверстников, которые обеспечивают ей первые места в хит-параде «Нашего радио» и аншлаги на московских концертах. Три года назад Пелагея выпустила дебют, а в феврале у нее выходит вторая пластинка «Девушкины песни».

Пять лет назад на церемониях вручения наград вы появлялись одна и вас представляли как певицу Пелагею. Сейчас на вашем сайте написано «Сайт группы «Пелагея»». Так что такое «Пелагея» — певица или группа?

Группа. Как раз эти пять, вернее, шесть лет были потрачены на создание группы, которая — я не люблю громкие слова, но никак иначе сформулировать не могу — возрождает русскую культуру. Я не миссионер, просто есть желание и силы исполнять народную музыку так, как она звучала бы, появившись сегодня. Мне гораздо интереснее работать с песнями, написанными задолго до моего рождения. Каждая из них уже со своей огромной историей, и я воспринимаю их как свои, а не как написанные кем-то.

Где вы находите песни? Ездите в этнографические экспедиции?

К сожалению, я лично никогда не ездила. В наш век высоких технологий можно пользоваться услугами фондов, сотрудники которых ездят в эти экспедиции. Мы слушаем архивы и выбираем то, что нам надо.

Почему вы поете в том числе и заезженные фолк-стандарты вроде «Валенок», а не выбираете только что-нибудь действительно редкое?

«Валенки» — отличная песня. Ее знают и те, кто жил еще в СССР, и те, кто этой страны не застал… Нам она очень нравится. На концертах мы ее играем в панк-рок-версии — получается очень позитивный и безбашенный финал.

Люди обычно боятся пускать в семью товарно-денежные отношения, а у вас продюсер — мама. Не возникает в связи с этим проблем?

Наоборот, это очень удобно. Дело в том, что я совершенно не умею считать. Я не знаю, сколько денег лежит у меня в кошельке. Я и таблицы умножения не знаю! Меня очень легко обмануть. Я не знаю гонорара группы «Пелагея». Честно! Мне это неинтересно. Таким образом, я могу спокойно заниматься своим делом. Вместе с мамой — она же у нас еще и музыкальный продюсер. Ну и вообще, все в семью (смеется).

А вы вообще воспринимаете музыку как работу?

Мне не с чем сравнивать. Я никогда не вставала рано утром, чтобы идти на работу. Все, что я делаю, — это единственное, что я люблю. Пока у меня нет детей, музыка для меня будет на первом месте. Я воспринимаю это как профессию с детства. Привыкла, что я должна развиваться, работать над собой. В частности, сейчас параллельно пишу диссертацию по психологии. Пока мозги воспринимают информацию, надо их использовать.

На сцене вы совершенно не походите на человека, который «работает», — эдакий комок счастья. Профессия вам не доставляет неудобств?

А это и есть счастье — такая работа. Единственный минус в моей профессии — перелеты и переезды, которые сказываются на голосе. Ну и общение с большим количеством людей — на это уходит много энергии. Но эти минусы с лихвой компенсируются, когда выходишь на сцену.

Да! Самые страшные моменты в моей жизни связаны с ситуациями, когда у меня были проблемы с голосом, а нужно было петь. Мне проще по карнизу прогуляться: если я свалюсь, то умру, и все. А вот если я потеряю голос, не знаю, что буду делать. Придется, наверное, прогуляться по карнизу (смеется). Я свой голос не заработала, я палец о палец не ударила, чтобы он у меня был. Пению не училась. Техники, которые в этих случаях якобы помогают, для меня темный лес.

Вы хотите сказать, что просто в детстве взяли и запели?

Да, мне повезло. Понимаете, можно петь как Жанна Фриске — да простят меня ее поклонники, а можно — как Скин (экс-солистка группы Skunk Anansie. — Прим. Time Out). И Жанна никогда не будет петь как Скин, сколько бы уроков у нее ни взяла. Хотя бы потому, что Скин — черной расы, а Жанна — белой. Очень многого можно добиться школой и техникой, но у людей, которые сами себя развивали, всегда есть потолок. А у певиц от природы вроде Эллы Фицджералд нет потолка.

Потому что пора. Во всем мире это давно произошло, до нас просто медленно доходит. Еще через пару лет интерес будет сильнее, это точно. На Украине практически у любой группы в песнях заметны фольклорные нотки — просто они гордятся своей страной! При этом, конечно, народную музыку нужно адаптировать. Это мне интересно слушать, как поет какая-нибудь бабушка, но я к этому пришла, прослушав огромное количество материала, — и то не каждая бабушка мне понравится! А молодому человеку, который сейчас сидит на иностранной музыке, бабушкины песни покажутся странными. Ему сначала нужно освободить организм от шлаков.

Геннадий Авраменко

Пелагея: «Счастье женщины - это дети»

Она рано стала звездой. И казалось, что все давалось просто - и слава, и признание. Но от публики многое скрыто: и титанический труд, лежащий в основе успеха Пелагеи, и несложившаяся семейная жизнь…

Со своим будущим мужем певица познакомилась, когда ей было… одиннадцать лет. Она выступала за команду КВН Новосибирского государственного университета, в которой играл Дмитрий Ефимович. Вряд ли ему тогда могло прийти в голову, что через тринадцать лет он придет в загс с этой маленькой симпатичной девчоночкой, которая вызывала у всех умиление, когда, выходя на сцену, пела песни со «взрослым» текстом. И хотя их история похожа на романтическую сказку, конец ее оказался печальным. Через два года совместной жизни пара развелась. Какие только слухи в связи с этим расставанием не рождались в недрах светской тусовки! Поговаривали, что Дмитрий часто изменял законной супруге, нашлись и те, кто утверждал, что он не брезговал и рукоприкладством. Но сама Пелагея никогда не произнесла ни одного дурного слова в адрес бывшего мужа. А просто начала жизнь с чистого листа. Молоденькая девушка с мудростью взрослой опытной женщины. Именно такое впечатление сложилось у меня при нашем знакомстве.

Ходят слухи, что Пелагея — это псевдоним. А вот варианты настоящих имен предполагаются разные: и Ольга, и Ирина, и Наталья, и Полина. Так где же правда?
Пелагея:
«Это мой любимый вопрос. Конечно же, псевдоним! (Смеется.) А если серьезно, меня на самом деле при рождении назвали Пелагеей — в честь моей бабушки, с которой и у меня, и у моей мамы много общих фамильных черт. Кому-то это имя может показаться редким, необычным, поэтому и появляются предположения о псевдониме. Правда, когда в далеком 1986 году мама оформляла в загсе мое свидетельство о рождении, ей сказали, что имени Пелагея не существует. И меня записали Полиной. А дома звали Пелагеей. Но когда я уже получала паспорт, то исправила эту несправедливость, и у меня в документах значится мое реальное имя — Пелагея. Кстати, многие близкие и друзья часто называют меня Полей».

Вы окончили среднюю школу в четырнадцать лет. Как вам это удалось?
Пелагея:
«Когда мы переехали в столицу из Новосибирска, я хотела попасть в определенную школу — № 1113. Но в шестом классе, куда меня должны были зачислить по возрасту, мест не было. Поэтому я экстерном сдала школьную программу за год, и меня приняли в седьмой класс. А уже потом, будучи десятиклассницей, я услышала о новом экспериментальном курсе в ГИТИСе на эстрадном отделении. И мне настолько захотелось туда поступить, что я и программу за одиннадцатый класс сдала экстерном и тут же стала студенткой. Таким образом сэкономила два года».

Получается, все однокурсники в институте были старше вас. Как к вам относились, не обижали?
Пелагея:
«Да, я была самой младшей как в классе, так и в вузе. Но как-то так сложилось, что меня всюду окружали люди значительно старше меня. И я всегда чувствовала себя с ними легко и уютно».

Сколько вам было лет, когда вы впервые вышли на профессиональную сцену?
Пелагея:
«Четыре года. Так что мой творческий стаж уже более двадцати лет».

Наверное, инициатором ваших выступлений стала ваша мама, которая в прошлом была джазовой певицей?
Пелагея:
«Мама видела, как мне нравится петь. Наблюдала за мной. И вот в Петербурге во время своей выставки мне предложила: „Если хочешь — иди пой!“ И я вышла и выступила. Это был мой дебют. Но не могу сказать, что у нее была цель обязательно вырастить из меня певицу. Она никогда ни на чем не настаивала. Наоборот, она прекрасно понимала, что это очень сложная профессия. И важно, чтобы я сама проявила желание и сделала свой выбор».


С того момента, как вы начали певческую карьеру, ребячьи забавы закончились и начались суровые трудовые будни?
Пелагея:
«Почему же?! У меня было счастливое детство, с играми, приключениями. От сверстников меня отличало только то, что у меня уже была любимая профессия».


Получается, начиная со столь юного возраста вы уже определились со своим будущим?
Пелагея:
«Нет. Я просто не задумывалась об этом. А вот когда стала взрослее и пришла пора выбирать, в какой вуз поступать, тогда я и решила, что буду петь и дальше. Ведь я всегда получала от этого несказанное удовольствие. И потом, как справедливо заметили мои друзья-сверстники, мне очень повезло с тем, что передо мной никогда не стояли вопросы: зачем я живу? для чего я пришла в этот мир? какая у меня задача? Свою миссию я чувствовала с самого детства. Никаких мук на тему, куда же себя пристроить и как найти свой путь, я не знала. Но наличие таланта — это еще и ответственность, которую я также ощущаю, помню о ней, поэтому многие поступки просто не могу себе позволить».

А какие отношения у вас с мамой — авторитарные или на равных?
Пелагея:
«Несмотря на мое уважение к ее авторитету, она всегда была для меня самым близким человеком, подругой. Возможно, поэтому мы избежали кризисных этапов и периодов, связанных с моим взрослением. У меня не было проблем переходного возраста. Мы с мамой давно живем раздельно. Она рано отпустила меня одну в бытовую жизнь. Это большой плюс, так как я довольно быстро набралась самостоятельности».

Как вы попали в КВН? Я слышала версию, что вы родственница популярной телеведущей Татьяны Лазаревой, которая в то время играла в команде Новосибирска.
Пелагея:
«Мы с Татьяной даже знакомы тогда не были. И никаких родственных или дружеских связей не существовало. Просто, несмотря на свой юный возраст, я в то время уже была в Новосибирске довольно популярным персонажем. И когда создавалась новая команда КВН, туда потребовалась поющая девочка. Вот у ребят и появилась идея пригласить меня. Мне это показалось интересным, и я согласилась».


Переехав в Москву, по Новосибирску не скучали?
Пелагея:
«До сих пор скучаю. Это моя малая родина. У меня вообще есть очень сильная энергетическая привязанность к определенным местам. Но я понимаю объективно, что для профессии, с которой я себя связала, на данный момент необходимо жить в столице. К тому же постепенно привыкаешь к новому месту и темпу жизни».


Это правда, что вас пытались соблазнить карьерой оперной дивы?
Пелагея:
«Действительно, Галина Павловна Вишневская сделала мне очень заманчивое предложение. Она на меня возлагала большие надежды, но я ее подвела. Я отказалась — в первую очередь потому, что ради этого я должна была бы бросить все выступления и только учиться. А во-вторых, я не представляю себя оперной дивой. Мне интересен тот стиль, в котором я работаю».
Ваш сценический образ знаком всем. А в повседневной жизни какую одежду предпочитаете?
Пелагея: «С возрастом пришло осознание того, как нужно относиться к моде, к тому, что на тебе надето, хорошо ли наряд сидит. Раньше я грешила тем, что покупала одежду, руководствуясь только одним критерием — нравится мне или нет. И потом все это висело у меня в шкафу, потому что после первой же примерки я разочаровывалась: прекрасно смотрится на вешалке, а на мне — не очень. Сейчас я уже не скупаю одежду на глазок. Если вещь моя и мне идет, я ее приобретаю вне зависимости от того, насколько она модная».

У каждой женщины есть свои любимые фишки. Кто-то скупает шарфы и платки, кто-то бижутерию или драгоценности…
Пелагея:
«Моя слабость — это туфли и сумки. Я фанат аксессуаров. Невольно сложилась целая коллекция, собралась сама по себе».

Как проводите свободное время? Ходите с подругами в клубы?
Пелагея:
«Нет. Я вообще стараюсь сокращать свой круг общения до минимума. Друзей и так достаточно много, и мне не хватает времени уделять всем должное внимание. И когда я свободна, то встречаюсь с дорогими мне людьми. Дома — читаю. Также занимаюсь йогой».

И как давно появилось это увлечение?
Пелагея:
«Около полугода назад. Из того, что я слышала о йоге, я поняла, что могу найти в ней недостающие механизмы для внутренней гармонии. Я достаточно психически подвижный человек, и мне надо как-то себя успокаивать, особенно после концертов. Я решила, что йога — как раз та нагрузка, в том числе и физическая, которая поможет мне в этом. И не ошиблась. А еще я очень люблю спать. Когда накапливается глобальный недосып, могу проспать целый день. И голос восстанавливается во сне лучше всего. Сон для меня — это особое состояние, потому что каждую ночь я вижу сны, причем по несколько раз, и практически все их долгое время помню».


А верите в , которые трактуют ночные видения?
Пелагея:
«Я верю, что в снах могут быть какие-то знаки, например предостерегающие. Но сложно допустить, что у всех людей они одинаковые. Поэтому всерьез эти книжки я не воспринимаю. Тем более что многие из них трактуют одно и то же диаметрально по-разному. И потом, сны ведь не только предсказывают. Зачастую они передают наше внутреннее состояние. Вероятно, поэтому большинство моих грез — добрые, красочные и легкие. Без напряга».

Удивительно, что среди любимых занятий вы не назвали путешествия. Гастрольные туры отбили интерес к поездкам?
Пелагея:
«У меня слишком мало времени отведено на отпуск, чтобы думать о путешествиях. Но иногда получается совмещать отдых с работой. Так, я уже пятый год подряд поеду в Израиль. Сначала состоится концерт в Тель-Авиве, а потом у меня будет несколько дней на то, чтобы набраться сил. Очень люблю эту страну, у меня была возможность побывать в разных ее уголках, благо она маленькая. Есть такие места на земле, где чувствуешь энергетическую силу. Это и Израиль, и Алтай, и старинные русские города».


Что такое любовь в вашем представлении?
Пелагея:
«Это невозможно сложно. Для меня любовь — определенный градус чувств. И когда у нас появляется шанс испытать это и потренировать свою душу, надо быть благодарным. Ведь есть люди, которым за всю жизнь не удается познать весь диапазон своих эмоциональных возможностей. Любовь — это прекрасно. И надо всегда быть готовым к принятию большого чувства».

А что касается любви к себе? У вас она присутствует?
Пелагея:
«Я к себе нормально отношусь. Но любить себя обязательно надо, в противном случае тебя никто не полюбит».

Но это не отрицает наличия самокритики?
Пелагея:
«Я вообще критически настроенный человек, в том числе и к себе. Есть идеалистические представления о том, какой я хотела бы себя видеть. И когда происходят какие-то сбои системы и я схожу с намеченного пути, то в такие моменты я люблю себя меньше, а критикую — больше. Но это помогает мне одуматься и снова работать над собой».

Вы очень эмоционально и откровенно на все реагируете. Это было заметно и на проекте «Голос»: смех, слезы, восторг. Такая искренность не мешает?
Пелагея:
«Безусловно, мешает. Я такой была всегда и поначалу думала, что со временем это пройдет — когда я стану взрослее, приобрету какой-то опыт. А потом поняла, что это свойство моего характера. А главное, я и не хочу ничего менять. Да, бывают случаи, когда из-за своей чрезмерной открытости я получаю негатив и начинаю рассуждать: „Надо в себе что-то изменить“. Но поразмыслив, возвращаюсь к прежнему мнению — ломать себя нельзя. Ведь правильно жить именно так — откровенно обращаясь к окружающему миру. Я продолжаю любить людей и не жду от них подвоха. Догадываюсь, что из-за этого мне еще не раз придется столкнуться с неприятными моментами. Ну и пусть, я все равно останусь такой, какая я есть».


Вы очень серьезны для молодой девушки…
Пелагея:
«Нет, я человек с чувством юмора. Люблю посмеяться, в том числе и над собой. С улыбкой отношусь к тому, что происходит в жизни, это добавляет происходящему легкости. И вообще мы, женщины, забавные существа: всегда можно найти в себе какой-то нюанс, над которым можно похохотать».


Молодежь сейчас помешана на гаджетах. А вы?
Пелагея:
«Спокойно к ним отношусь. Единственное, без чего я не могу обходиться, — это телефон. И в отличие от многих ровесников не люблю компьютерные игры. Если есть свободное время, я лучше книжку почитаю, фильм посмотрю, послушаю хорошую музыку. Может, именно потому, что я очень занята, мне жаль тратить даже минутку на нелепые пустяки».

У многих артистов есть личные водители, вы же чаще всего сама садитесь за руль. А ведь это лишнее напряжение, а порой и раздражение от пробок и вечного хамства на дорогах.
Пелагея:
«Мне нравится самой водить машину. Но я стараюсь не раздражаться по мелочам и не ловить негатив, который идет со стороны. И сама задумываюсь над тем, какую энергию я транслирую окружающим. Я предпочитаю аккумулировать ее в позитив».

Вы целеустремленная самодостаточная личность — это и есть хваленый сибирский нрав?
Пелагея:
«Конечно, у меня сибирский характер. А еще, что у меня перед глазами всегда был пример моей мамы, а она сильная женщина. Я думаю, в глазах многих моих подруг я независимый человек. Поскольку живу самостоятельно и сама решаю большинство своих проблем, финансово обеспечиваю себя. Но главное, я предпочитаю партнерские отношения во всем — в семье, дружбе, любви».


Проживание отдельно от мамы — это еще и ведение домашнего хозяйства. Как с этим справляетесь?
Пелагея:
«Нормально. Это тоже одна из форм независимости — умение позаботиться о себе. Из хозяйственных дел самое любимое — кулинария. Готовить я начала давно — когда стала жить отдельно. Больше всего люблю варить супы, они у меня получаются наивкуснейшие. Да и вообще мне нравится находить новые рецепты и пробовать их в действии».

Говорят, что даже между близкими людьми, если они работают вместе, часто возникают проблемы. Ваша мама также является вашим продюсером. Как избегаете ссор?
Пелагея:
«Такого никогда не было и быть не могло. Во-первых, я неконфликтный человек. Во-вторых, между нами нет бизнес-отношений, хотя мы и работаем вместе. Сколько я себя помню, мы всегда легко понимали друг друга — как в личной жизни, так и в профессиональной. Я восхищаюсь ее талантами. И не знаю другого человека, который мог бы стать лучшим продюсером для меня. Ведь априори она, как никто другой, заботится о том, чтобы мне было хорошо. И никогда не предаст. Существует единственное неудобство от такого семейного тандема: иногда очень хочется, чтобы мама хвалила тебя в любых ситуациях, но в профессиональных вопросах она строга и справедлива. И, наверное, это правильно».


Несмотря на довольно юный возраст, вам уже довелось пережить развод…
Пелагея:
«На эту тему я даже говорить не буду».

Но может быть, вы поделитесь собственным опытом, как пережить распад семьи?
Пелагея:
«Нет. Это было бы неправильно. Кто я такая, чтобы кого-то чему-то учить? Тем более что история каждого человека, так же как и его характер, индивидуальна».

Ваши подруги утверждают, что вы очень любите детей.
Пелагея:
«Наверное, если бы моя профессиональная жизнь сложилась иначе и я не стала бы певицей, то скорее всего работала бы с детьми. У меня очень быстро получается найти контакт с ребятишками любого возраста. Да так, что у их родителей это вызывает удивление. Беру на руки грудничка — он спокойно засыпает, те, кто постарше, тут же начинают легко общаться, мы быстро становимся друзьями. Откуда это у меня — не знаю. Может, они просто чувствуют, что я понимаю их и люблю. Вообще счастье женщины — это дети».

По-женски щедра на эмоции. Ее гипнотическое обаяние безотказно действует на мужчин и детей. Но тому, кто рассчитывает на ее профессиональный совет, не стоит давить на жалость.

– Пелагея, в чем, по-вашему, причина феноменального успеха шоу «Голос»?

– Если честно, к такому резонансу я была не готова. Но каждый из нас работал даже не на пределе своих возможностей, а зачастую превышая их… А главное – на площадке нас захлестывали искренние, неподдельные эмоции, справиться с которыми мы подчас были не в состоянии. Когда вкладываешь в свою работу душу – неважно, строишь ты баню или участвуешь в шоу, – и то, и другое получится на уровне. Так что секрет именно в этом.

– А в чем смысл этого шоу? Ведь особых перспектив, как я понимаю, у победителей нет.

– Не согласна! Ребята ездят по стране, некоторые собирают приличные залы. В концерте, посвященном Дню Победы, из десяти участников четверо были из «Голоса». В конце концов, приложи энное количество труда и вкуса – и пожалуйста, площадок для самоутверждения предостаточно. Иное дело, что обвинять кого-то в своих неудачах привычнее. Однажды Михаил Боярский о детском «Голосе » сказал: «Я этого не понимаю. Детей обижать нельзя. Но чего не сделаешь ради рейтинга».

А дети, кстати, в большинстве своем не обижались. Для них это просто некая игра. В свое время для меня самой пение было, скорее, удовольствием. Признаюсь, от участия в детском проекте я упорно отказывалась. Но когда Юрий Аксюта в качестве аргумента привел ситуацию с детским публичным творчеством, в котором у нас полнейшая дыра, я согласилась. Действительно, ведь после «Утренней звезды » детям некуда было податься. И многих наш конкурс подтолкнул если не к занятию музыкой, то к выбору «правильной» музыки…

– А своего ребенка вы отправили бы на такой конкурс?

– Для начала его надо родить, а потом посмотреть, к чему у него лежит душа. Может, он захочет участвовать в математических олимпиадах.

– Принимали ли вы на шоу решения, о которых в дальнейшем жалели?

– Совсем уж непростительных ошибок не было, хотя на первых порах, возможно, я и проявляла недальновидность. Но не имеет смысла оглядываться назад, мне важен настоящий момент.

– Правила этого шоу были жесткими, особенно для нашей страны, где любят посочувствовать. Кстати, даже куратор из Голландии признал, что у нас получился драматичный «Голос». Я не придерживалась никакой стратегии и была собой. Для меня вообще подобные расчеты сродни опасениям, как бы не наморщить лоб, а то вдруг морщины появятся. Живу на полную катушку.

– Тем не менее вас обвиняли в искусственности, работе на публику…

– Я не настолько хорошая актриса! Помню, когда посмотрела первые исходники, расстроилась: «Господи, ну вот тут можно было спокойнее реагировать и там». Но фишка в том, что часто я вовсе забывала о съемке. Например, «слепые» прослушивания шли в течение трех дней с утра до вечера, мы отсмотрели 150 человек. О чем угодно забудешь!

– Если бы вы вдруг решили поучаствовать в подобном шоу, что выбрали бы?

– Народную песню.

– А если бы вас не взяли, как это случилось с Глебом Матвейчуком ?

– Я изначально туда не пошла бы! Сама ситуация, при которой я должна что-то кому-то доказывать, для меня губительна. Меня надо хвалить, любить и говорить приятные вещи – тогда я расцветаю. А эти спортивные гонки выбивают из колеи, мне сразу хочется отойти в сторону.

– Из-за отсутствия соревновательного духа вы никогда не хотели участвовать в конкурсе «Евровидение»?

– Когда я хотела – а это было еще до выступления Русланы с ее этнической музыкой, – меня никто не брал. А когда люди наконец поняли, что в этом есть фишка, мне уже стало неинтересно. В этом году я переживала за мою близкую подругу Полю Гагарину . Она, в отличие от меня, действительно хочет завоевать мир.

– Вы не амбициозный человек?

– Мне хватает эмоций в России. Для меня гораздо важнее ездить по своей стране, доказывая, что нашей культурой стоит гордиться. Так что поговорка «Где родился, там и сгодился» обо мне.

Берегу репутацию

– В Сети нет ни одной фотографии, раскрывающей тайны вашей личной жизни. Как вам удается избежать пристального внимания папарацци?

– Наверное, я выбрала правильный жанр, который привлекает людей, интересующихся не формой, а содержанием. Кроме того, я скучный персонаж: никогда не раздуваю информационный пожар, не участвую в политических баталиях. Меня нет в социальных сетях, за исключением Instagram, но и там только мои близкие друзья. Для меня это способ быть в курсе их жизни. Использовать этот ресурс как платформу для получения денег за рекламу я не буду.

– Предложения поступают регулярно, но я их отклоняю. И не потому что считаю рек­ламу унизительным способом заработка – просто мне нужна уверенность в эффективности рекламируемого продукта. Имя – это то, что я зарабатывала долгие годы.

– А деньги имеют для вас значение?

– Без денег, конечно, не обойтись, но я не настолько зависима от того уровня жизни, которого достигла за последние несколько лет. Финансами занимается мама, сама я плохо умею считать, а уж тем более копить деньги. Поскольку своей семьи у меня пока нет, я с удовольствием трачу деньги на путешествия, здоровье и своих друзей.

– У вас есть свой ритуал перед выходом на сцену?

– Я всегда молюсь. Мы с ребятами встаем в кружок, что-то мычим, и за это время я успеваю прочитать молитву. Кроме того, в день концерта стараюсь свести к минимуму любое общение, чтобы не растрачивать энергию.

– Вы знаете, что такое провал?

– Однажды прямо во время исполнения песни у меня пропал голос. Мне показалось, мир рухнул! Я извинилась и ушла со сцены. С моей точки зрения, это был провал, я до сих пор помню этот момент.

– Как вас приняла Москва?

– С распростертыми объятиями! Мама стала тем бампером, о который разбивались все козни недоброжелателей и неприятности. Она – мой защитник, благодаря ей я выросла в тепличных условиях. Я имею в виду не финансовую составляющую, а любовь.

– Но с завистью наверняка сталкиваться приходилось?

– Ну, от предательства никуда не деться и по сей день. Предают даже близкие. Как говорится, в семье не без урода. Но у меня есть любимая до неба и обратно бабушка, дедушка, мамочка, и я до сих пор нахожу себе друзей. Настоящих.

– Вы умеете прощать?

– Не прощаю ложь. Может, оттого, что сама очень сильно «палюсь», когда пытаюсь обмануть. Так что врать не умею и другим не позволяю. Недавно прочитала: «Предательство сродни состоянию, когда тебе отрубили руки: простить можешь, но обнять – никогда». Я умею простить и проститься навсегда.

– А постоять за себя?

– За последние несколько лет научилась отстаивать свое мнение. Раньше, сталкиваясь с пренебрежением: мол, кто ты такая? – сразу смирялась и уходила.

– Вы производите впечатление явного экстраверта. Состояние депрессии вам знакомо?

– А как же! Правда, стараюсь не позволять депрессии завладеть мною целиком, но иногда накрывает. Тогда можно и поплакать, но лучше просто выспаться.

«Раньше, сталкиваясь с пренебрежением (мол, кто ты такая), сразу смирялась и уходила».

Модно быть собой

– Как вы относитесь к повальному увлечению пластической хирургией?

– Недавно встретилась с девочкой, которая исправила себе форму ушей. Всю жизнь она мучилась из-за лопоухости: «Я до этого и не жила, а теперь такая счастливая! Могу сделать высокий хвост или гладкую прическу…» Что в этом плохого? Но когда все становятся похожими на биороботов с огромными губами и одинаковым выражением лица, словно кто-то сзади ударил арматурой, это странно. В какой-то момент я даже поблагодарила судьбу за то, что и губы у меня потоньше, и нос покороче, и грудь поменьше. Зато я выделяюсь! А вообще я ценю женскую красоту. Но не стандартную, словно скроенную по единому лекалу. Индивидуальность – вот что самое ценное в человеке.

А сами себя ее лишили!

– Мне нравится, как я сейчас выгляжу. Немного поправилась, но не вижу в этом катастрофы. Я сделала это исключительно для себя, а вовсе не из-за существующей моды на худышек.

«Мне нравится, как я сейчас выгляжу. Немного поправилась, но не вижу в этом катастрофы».

– Мода имеет для вас значение?

– В наше время модно все: хиппи-шик, классика, шестидесятые – пожалуйста! Главное, правильно компоновать вещи. Так что для меня стиль важнее, чем мода. Я, например, люблю и платья, и брючки. И слава Богу, к 30 годам уже понимаю, что мне идет, а что только подчеркнет недостатки.

– У вас на шоу были классные украшения для волос!

– Мама сделала их своими руками. Она ведь все костюмы для группы шьет сама. Кстати, я их и в повседневной жизни ношу, но на сцене они выглядят уместнее.

– Я знаю, что вы большая поклонница сумок и обуви. Много накопилось?

– Много, и каждая по-своему дорога. Но я к вещам не привязываюсь, расстаюсь легко. Понравившуюся кому-то вещь отдам без сожаления.

– Однажды вы сказали, что вряд ли будете петь час­тушки, поскольку они содержат матерные слова. В жизни вы тоже избегаете табуированной лексики или можете припечатать?

– Могу, и ругаю себя за это, причем теми же словами. Но стараюсь сдерживаться.

– Вы занимаетесь спортом?

– Раньше мне очень помогала йога. Но теперь я хочу попробовать пилатес. Эта гимнастика больше подходит для моей спины. Пришло время заняться корректирующими упражнениями.

– При вашей занятости телефон – вещь необходимая. Но хоть на ночь вы его выключаете?

– Уже несколько лет мой телефон работает в режиме «без звука». Но иногда кажется, что меня могут достать где угодно. Компьютер тоже не мое, максимум кино посмотреть.

– Вы сказали, что не жалеете денег на путешествия. А в какой стране вам было наиболее комфорт­но?

– Огромное впечатление произвел на меня Израиль и стал моей любовью навсегда. Очень хотелось бы посмотреть Японию – страну с сильными традициями. С моей точки зрения, клевый город Лондон… Но, как бы пафосно ни звучало, лучше всего мне на родной земле.

Беседовала Анна Абакумова

Пелагея (Пелагея Сергеевна Ханова). Родилась 14 июля 1986 г. в Новосибирске. В восемь лет поступила без экзаменов в Новосибирскую специальную музыкальную школу при Консерватории и стала первой ученицей-вокалисткой за 25-летнюю историю школы. В 2005 г. окончила РАТИ с красным дипломом. В этом же году основала группу «Пелагея». Была замужем за режиссером Comedy Woman Дмитрием Ефимовичем.