Мои впечатления о картине мика. Мика Морозов: остановись, мгновенье, ты прекрасно

В данном материале будет рассмотрена картина Серова «Мика Морозов». Познакомимся с биографией знаменитого художника. Детально рассмотрим полотно мастера, поделимся впечатлениями о картине. Итак, начнем.

Краткая биография художника

Валентин Александрович Серов - знаменитый русский художник, выдающийся мастер портретного жанра. Родился в 1865 году, 19 января. Мальчик вырос в семье творческих людей: его отец был знаменитым композитором, а мать - талантливой пианисткой. С детства ребенок проявлял талант в рисовании, за что его всячески поощряли родители. После кончины отца образованием сына занималась мать. Детство будущего мастера прошло в Мюнхене, а затем семья переехала в Париж. Во Франции состоялось знакомство мальчика со знаменитым художником Репиным. В свое время Репин станет наставником и учителем молодого человека, и именно он введет его в круг талантливых мастеров по приезду в Россию.

Первая картина Серова была написана в 1885 году и называлась «Волы». Позже, через два года, была написана «Девочка с персиками», которая и прославила художника.

Детальное описание

В 1901 году была написана знаменитая картина Серова «Мика Морозов». Описание вызывает чувство умиления и чистоты. В центре композиции, на краю кресла, сидит маленький мальчик лет четырех. Это сын известного в России мецената М. А. Морозова. Мальчик мил и невинен. Круглое лицо ребенка обрамляет воздушная шапка рыжеватых кудрей. Темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты, и выражают удивление и восторг. Сочинение по картине «Мика Морозов» раскрывает саму суть картины. Автор хочет показать нам запечатленный им момент детства, такого милого и нежного, и лишний раз напоминает нам о необходимости любить и оберегать своих детей. Малыш на полотне сидит на самом краю кресла, ему не терпится играть и бегать, но он наблюдает за работой мастера. На картину зритель смотрит со стороны и будто сам принимает участие в создании шедевра. Ребенок вцепился в подлокотники кресла пальчиками. Кажется, что он похож на маленького пушистого птенчика, который в любую секунду готов выпорхнуть из своего гнёздышка.

Цветовая палитра полотна

В сочинении по картине «Мика Морозов» хотелось бы особенно подчеркнуть цветовую палитру, которую использует автор в своей работе. Главный акцент сделан на контрасте темного и светлого. Центральное место занимает белая рубашка мальчика. Также ведущая роль в цветовом предпочтении остается за копной чудесных кудрявых волос. Кресло и общий фон картины написаны художником в темных тонах. За счет этого подчеркивается хрупкость детского тельца. Голова кажется немного больше обычного из-за пышных кудрей ребёнка. Все эти детали подчеркивают детскую невинную красоту.

В сочинении по картине «Мика Морозов» хочется подробней описать лицо мальчика. Лицо белое с ярким здоровым румянцем, губы слегка приоткрыты, весь образ дышит детством. И, кажется, что в любую минуту можно услышать его детский голосок и веселый смех.

Впечатление от картины знаменитого мастера

Впечатление от работы на зрителя огромное, можно сказать мощное. Прежде всего, поражает мастерство художника, а герой картины, маленький мальчишка, вызывает умиление. В сочинении по картине «Мика Морозов» хочется затронуть тему мастерства автора. В своей недолгой жизни художник написал множество портретов, большая часть которых представлена в Третьяковской галереи. Там и можно увидеть картину «Мика Морозов». На холсте запечатлено само детство, и, глядя на неё, невольно вспоминаешь собственное прошлое, такое безмятежное, свободное от суеты и житейских хлопот. И в тебе просыпается тот самый малыш, каким ты был когда-то, такой же милый, добрый как герой этой картины.

Урок по картине В.А. Серова "Мика Морозов"(1901)

Задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, с творчеством В.А. Серова;

Формировать познавательные УУД на основе использования различных способов работы с информацией.

1. Актуализация знаний учащихся. Создание ситуации успеха.

    Если на картине изображен человек, как называется такая картина?

    Портреты каких людей писали художники?

Всегда ли эти люди были знаменитыми? Знакомство с жанром
живописи - портретом.

Только ли внешность человека воспроизводит художник? Может ли он показать его внутренний, духовный мир, черты характера?

2. Знакомство с выдающимся художником-портретистом В.А.Серовым.

Валентин Александрович Серов был выдающимся портретистом, во многом определившим пути развития русского изобразительного искусства в XX веке.

Уроки И.Е.Репина в детстве, занятия в Академии художеств с замечательным педагогом П.П.Чистяковым дали Серову серьезную профессиональную подготовку.

Уже ранняя его картина «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, когда Серову было всего 22 года, явилась значительным событием в русском искусстве.

Серова привлекали детская психология, непосредственность душевных движений, детская наивность, своеобразная «неиспорченность». Эти качества выступают как незыблемые достоинства человека, неизменно ценные. Один из таких детских портретов считается одним из лучших в мировом искусстве.

3. Беседа по содержанию картины

Что вы видите на этой картине?

Как вы думаете, кто это? Что вы можете о нем сказать? (При рассматривании этого портрета учащиеся редко приходят к единому мнению: одни считают этого ребенка мальчиком, другие - девочкой. Для того чтобы споры не были беспредметными, сообщаем название картины.)

Как вы думаете, от какого имени образована ласковая форма Мика? (Это один из вариантов имени Михаил. Полностью мальчика звали Михаилом Михайловичем Морозовым, он был сыном Михаила Абрамовича Морозова, известного покровителя художников и писателей, коллекционера произведений русской и французской живописи новейшего времени),

Что происходит на этой картине?

Что мальчик мог увидеть перед собой? Увиденное его испугало, удивило или обрадовало?

Когда и где это происходит? Что позволяет вам так думать? Как это можно определить? Как вы думаете, почему художник изобразил Мику в такой одежде и позе? Какое это может быть время суток?

Сколько лет этому мальчику? (Обращаем внимание, что мальчик еще маленький. Кресло, в котором он сидит, ему явно велико. У него детское выражение лица, пухлые губки, приоткрытый рот. Зная дату рождения мальчика -1897 год - и дату написания картины - 1901- можно сказать точно, что ему всего четыре года).

Каким нам показывает мальчика художник? Опишите его лицо, позу, одежду. Мы не видим его ножек, но попробуйте определить, обут ли мальчик.

Какое настроение вызывает у вас этот портрет? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

Попробуйте определить, что заинтересовало художника в его герое.

Что служит фоном для фигуры мальчика?

Какие средства для создания образа героя использует художник? Каких тонов в картине больше, светлых или темных?

Интересно, может ли что-то помочь нам убедиться в том, насколько мы правильно угадали характер Мики? В книге Людмилы Третьяковой о Маргарите Кирилловне Морозовой - матери Мики Морозова - рассказывается о нескольких случаях из его детства, характеризующих его как фантазера, ребенка чрезвычайно любознательного, непосредственного, веселого, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Например, такой эпизод: «Мику тяпнула невесть откуда взявшаяся дворняжка. ... Мика вопил во весь голос, довольный всеобщей паникой. Мать строго приказала ему замолчать и впредь не приставать к животным, если не хочет быть за это наказан. Тот мгновенно умолк. Царапину обильно залили одеколоном и по требованию потерпевшего многослойно обвязали куском полотна. Мика, вжившись в роль героя Полтавской битвы, тут же полез по лестнице на крышу показывать рану кровельщикам. Сестры его громко обсмеяли». /С.346/.

5. Анализ характера героя картины. Лексико-орфографическая подготовка.

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом мальчике? Какие черты характера показались ему самыми важными? Какие из этих черт могли сохраниться у взрослого Михаила Михайловича Морозова? Для этого составим характеристику героя с помощью лучевой модели (вокруг центрального круга с указанием имени героя дается описание внешности героя картины, его поведения, черт характера, нашего к нему отношения.)

Итак, мы постарались определить, какие черты внешности могли сохраниться у взрослого Михаила Морозова: темные глаза, высокий лоб, кудрявые, пышные волосы, порывистые, быстрые движения. Наверное, он и взрослым сохранил свою любознательность, умение быть вдумчивым и внимательным, непосредственность и живость характера. Возможно, этот человек выбрал такую профессию, где эти качества являются необходимыми.

Сравним наши предположения с воспоминаниями знавших Морозова людей.

Действительно, Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) стал известным критиком, переводчиком, исследователем великого английского драматурга и поэта Вильяма Шекспира.

Вот так давным-давно Валентин Серов те черты, которые человек сохранил всю свою жизнь. В таком предвидении и заключается магия большого искусства.

    Составление сравнительной характеристики.

    Составление плана сочинения. 8.Написание сочинений.

9. Презентация детских работ.

Детские сочинения

Художник Серов с детства увлекался рисованием. Он любил писать портреты семьи Морозовых. Одну из этих, картин мы рассматривали на уроке.. На одном из них изображен

На темно-зеленом фоне изображен высокий деревянный стул, на котором сидит наш герой, мальчик Мика. На вид ему около пяти лет. Из окна на него падает луч утреннего солнца. Глаза у Мики карие, большие, брови тонкие, губы розовые - бантиком, носик остренький. Волосы кудрявые, темно-русые. Характер у мальчика добрый, открытый, спокойный - это видно из образа, который создал художник.

Картина мне показалась волшебной, в ней мальчик похож на маленького принца. У него загадочные глаза, и если бы он заговорил, то и голос его был бы хрустальный. Я сравнила Мику с двоюродным братиком Андрюшкой, он очень похож на него и внешностью и своим поведением. Мне эта картина очень понравилась, я считаю, что Серов любил и умел рисовать детей.

Князевич Л.

В. Серов

«Мика Морозова»

Художник Серов часто рисовал семью Морозовых. Семья Морозовых была известна в России. И художник нарисовал маленького мальчика. Его звали Мика Морозов. Ему было около пяти лет. Он сидел на большом стуле. И держался за перила. И пытался слезть. Мика находился в мрачном помещении. Я считаю, что там делали ремонт. Мика, наверное, спал, и его разбудил лучик света. Он не понял, что это такое, и встал или увидел под елкой подарок.

У Мики были запутанные кудрявые волосы после сна. Лобик у него небольшой, открытый. Бровки тоненькие, приподнятые. Глазки карие, удивленные. Нос остренький. Щечки пухленькие, розовенькие. Маленькие ушки. Губки алые, бантиком. Одежда у Микки - беленькая пижамка вроде комбинезончика с круглым воротничком. У него такая смешная поза, он так удивленно смотрит, как будто хочет слезть со стула и побежать на улицу. Если к нему приглядеться, то характер у него подвижный, сразу видно, что шалун, но добрый и хороший мальчик.

Мне очень понравилась эта картина потому, что мальчик был, по моей версии, шалун, и поэтому очень похож на меня. Ведь я в детстве была такая же шалунья. (Поленова Вика).

Литература

Морозов М.М. Избранные статьи и переводы. Предисловие Р.М.Самарина. М., ГИХЛ, 1954.

Третьякова Л. Графская любовь. М.:Виконт-МВ, 2010. -480с.

Есть ли у нас возможность узнать, насколько правильны наши предположения? Для этого прочитаем воспоминания исследователя творчества Серова И.В.Долгополова, где рассказывается эпизод, случившийся с известным художником Николаем Соколовым (одним из Кукрыниксов): «Шла Великая Отечественная война. Художники /Кукрыниксы/ жили в Москве. Создавали «Окна ТАСС», рисовали острейшие карикатуры в газетах. Иногда в свободные дни посещали специальные среды в Центральном Доме работников искусств, где давались концерты, шли просмотры фильмов...

И вот однажды Соколов увидел здесь очень знакомого человека, но никак не мог вспомнить его имя. Пожилой мужчина с всклокоченной, вихрастой седой головой сидел в кресле, чуть привстав и слегка приоткрыв рот, внимательно слушая выступающего артиста.

Николай Александрович спросил в антракте у приятеля: «Кто этот мужчина?» Ему ответили, что это критик Михаил Морозов.

Словно молния прорезала память Соколова: «Да ведь это постаревший серовский Мика Морозов!»

В предисловии к книге М.М.Морозова Р.М.Самарин писал: «От встреч с М.М.Морозовым и от его выступлений всегда оставалось впечатление страстности, убежденности, горячей заинтересованности в том, чем он занимается. Человек деятельный и творческий, одаренный тонким пониманием искусства, блестящий лектор и стилист, он полностью нашел себя в любимой работе -многостороннем изучении Шекспира, которому и была отдана его жизнь...» /1/.

Знавшие его люди отмечали его природную одаренность и огромную эрудицию, неутомимую энергию и упорство, постоянную доброжелательность в отношении к людям и артистизм натуры, что вызывало со стороны окружающих глубокое уважение и искреннее расположение.

«Все в нем было броско и ярко: остро глядящие черные с блеском глаза, звучный голос, громкий смех...Мы неизменно узнавали в нем того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребенка, «Мику Морозова», которого так чудесно изобразил великий художник Валентин Серов», - вспоминал хорошо знавший Михаила Михайловича С.Я.Маршак/Цит. по: с.441-442/.

«Морозова называли человеком «с талантом и огнем». Наверное, он был счастлив, поскольку видел мир как поэт и философ, не устававший восхищаться вечной красотой мира, сожалевший лишь о краткости бытия, отпущенного, чтобы насладиться ею». /С.444/.

Валентин Александрович Серов (1865-1911) - один из самых блестящих русских портретистов, который вольно или невольно так глубоко проникал во внутренний мир своих моделей, что некоторые боялись заказывать ему свои портреты. Взгляд его глаз пугал даже родную мать, что она даже просила сына не смотреть «так». А маленький мальчик даже не обратил внимания, как на него смотрят. Это был Мика Морозов. Картина Серова запечатлела его на века.

Семейство Морозовых

Михаил Абрамович Морозов происходил из богатейшей семьи московских купцов.

Но он не стал заниматься семейным делом. Закончив гимназию, он поступил в Московский университет. Его привлекали история и филология. Он женился в ту пору, когда был совершенно молод и еще учился. Михаилу Абрамовичу был всего двадцать один год, невесте, бесприданнице, исполнилось всего восемнадцать. Ее звали Маргарита Кирилловна Мамонтова. Она также происходила из известной купеческой фамилии.

Это была самая красивая девушка в Москве. 10 ноября 1891 года состоялось таинство венчания в церкви на Большой Никитской. Праздновали свадьбу шумно в ресторане "Эрмитаж". Вечером молодые уехали в Петербург. прошел в северной столице. Через шесть лет у них родится сын - Мика Морозов.

После свадьбы

Потом были Париж, Ницца. Монте-Карло. У них были неординарные соседи. например, или морганатическая вдова императора Александра II, княгиня Е.М. Юрьевская. Спустя полгода Морозовы вернулись в Россию и купили в

Их дом был, как говорится, полной чашей. На балы или приемы к ним приезжали по 200 гостей. Они имели дом в Париже. Любили путешествовать по Европе и Северной Африке. В Калужской губернии у них была очаровательная усадьба Турлики в сосновом лесу недалеко от речушки Протвы.

Частый гость их дома, гениальный художник позже напишет их сына. Это будет Мика Морозов. Картина Серова попадет в самую престижную галерею русской живописи.

Михаил Михайлович Морозов

В такой открытой всем современным веяниям семье родился вьюжным февральским днем 1897 года Мика Морозов. Он был баловнем судьбы с детства. Получил хорошее образование, совершенствовал английский язык в Британии. Так же, как и отец, закончил Московский университет. Несмотря на его происхождение, судьба его хранила от репрессий. В СССР он мирно занимался историей театра. Делал переводы, написал книгу из серии «Жизнь замечательных людей: Шекспир». Положил начало научному шекспироведению у нас в стране. Подготовил и издал «Гамлета» на английском языке с подробными комментариями.

Его часто приглашали в театры в качестве консультанта. Был главным редактором журнала News, который выходил на английском.

Неожиданная смерть

В 1952 году шла подготовка к встрече в Кремле с русскими промышленниками, такими, как Рябушинские, Гиршманы, Елисеевы, Мамонтовы и другими. Для их встречи предложили кандидатуру гостеприимного хозяина - М.М. Морозова. Он и сам происходит из купеческой семьи и свободно владеет европейскими языками и вполне благонадежен, хоть человек и беспартийный.

Микоян обрисовал задачи, стоящие перед ним, и заодно выяснил, что на ничтожную зарплату в коммунальной квартире он не сможет достойно принять гостей. Поэтому было доведено до его сведения, что его снабдят приличной одеждой, у него будет престижная должность с высоким окладом, достойная квартира на Кутузовском или на Фрунзенской набережной. В состоянии шока его привезли на правительственной машине домой. Соседи и близкие были просто ошарашены. А Михаил Михайлович прилег отдохнуть. Он был взволнован и очень устал. И тут случился инфаркт. Его сердце не перенесло таких потрясений, и Мика Морозов скончался.

Портрет, написанный Серовым

Перед нами очаровательный ребенок, который внешностью пошел в ангелоподобную матушку - Михаил, а по-домашнему Мика Морозов. Ему четыре года. Малыш присел на краешек стула, высоковатого для него. Кажется, что еще миг, и его как ветром сдует. Он побежит по своим важным мальчишеским делам. Взор горит, алые губы красивого рисунка полуоткрыты, кудрявая копна волос на голове с трудом поддается расческе, розовые щеки горят от предвкушения радостей нового дня.

Белоснежная одежда совершенно проста и не сковывает движений подвижного мальчугана. Так выглядит Мика Морозов. Картина Валентина Серова показывает его как на ладони. У него у самого подрастала стайка мальчишек. Интерьер живописцу не интересен. Он ничего не выделяет - ни стул, ни темноватые стены, все просто служит фоном этому юному лучику света, которым является Мика Морозов. И все внимание приковывается к той задаче, которую поставил перед собой живописец. Зритель должен представить себе чистое и юное существо. На портрете мы видим Мика Морозова. Серов при минимуме средств виртуозно справился со своей задачей.

Сочинение «Мика Морозов»

В 1901 году Валентин Серов, в чьем творчестве очень большое место занимали портреты, наблюдал за сыном известного мецената М.А. Морозова. Он написал портрет маленького Мики Морозова. Ему шел только пятый год. Это один из лучших детских портретов в русской живописи. Сейчас он находится в Третьяковской галерее.

Как всегда, художник средствами живописи передает душевное состояние своей модели, ее внутренний мир. Живость и подвижность маленького Мики, его стремление не задерживаться на месте переданы позой, которая вся устремлена вперед. Кроме того, на стуле малыш удобно не сидит, он находится на его краешке. Он готов в любой момент, когда разрешат, вскочить и побежать. Нетерпение, любопытство исходят даже от неподвижной фигурки ребенка. Белый цвет рубашки отражает чистоту и невинность Мики. Он также подчеркивает его смугловатую, тронутую легким загаром нежную кожу, румянец на щеках, яркие полураскрытые губы, легкие кудрявые отливающие золотом волосы. Весь облик Мики контрастирует с выбранным нейтральным фоном, чтобы ничего не отвлекало зрителя от изображенного мальчика. Серов поразительно точно остановил мгновение счастливого детства. На этом можно закончить сочинение «Мика Морозов».

Серов Валентин Александрович - замечательный мастер портретной живописи. Он подарил нам немало образов известных людей, живших в конце XIX – начале XX веков. Среди них и композиторы, и художники, и писатели, и даже царские особы. Детский портрет Мики Морозова, сына известного в России мецената Морозова - одна из его лучших работ. И это не случайно, потому что художник с особой теплотой и любовью работал с детьми и старался как можно правдивее передать на своих полотнах их открытый, непосредственный характер.

На картине крупным планом изображен очень обаятельный розовощекий мальчик четырех-пяти лет. Он, наверное, только-только проснулся, выпрыгнул из теплой кровати, пробежался босиком по прохладному полу и забрался на узкое деревянное кресло. На нем белоснежная длинная ночная рубашка. Круглый воротничок рубашки и рукава украшены тонким кружевом. Его кудрявые тёмно-русые волосы взъерошены, а на щечках играет легкий румянец от недавних сновидений.

Мика присел лишь на самый краешек кресла. Оно для него великовато, и ему пришлось высоко поднять свои маленькие пухлые ручки, чтобы положить их на подлокотники. Для удобства и уюта на спинке и сиденье есть небольшие, цветные тканевые подушечки. Но мальчик не успел на них поудобнее устроиться и откинуться на спинку кресла, потому что его внимание привлекло что-то необычайно интересное. Он даже немного привстал на сиденье, подался немного вперед и замер.
Картина Мика Морозов В.А. Серова

Его большие выразительные карие глаза широко распахнулись, ротик с пухлыми губками слегка приоткрылся, темные тонкие брови приподнялись от удивления. Он заинтересованно, как завороженный, смотрит вдаль. Вся его фигура выражает нетерпение. Одна его ручка пока ещё лежит на подлокотнике, а вторая с силой сжала деревянный шар на ручке кресла. Он готов вот-вот спрыгнуть и броситься навстречу новому, неизведанному. Что привлекло внимание Мики? Для маленького ребенка всё удивительно в этом мире. Может, прилетела синица и постучалась в окно. А, может, с улицы слышны детские голоса и звонкий смех, и мальчику тоже хочется присоединиться к веселой игре.

Удивительно, как художник уловил и с помощью кисти и красок сумел так точно и живо передать сиюминутное настроение этого непоседливого мальчугана. Фон картины расплывчатый и неброский, взгляд на нем не задерживается. Зато фигура Мики в белой рубашке словно светится. Кажется, от жизнерадостности ребенка в комнате становится светлее.

Мне очень понравилась эта картина, потому что Серов с какой-то особой теплотой передал характер этого очень обаятельного мальчика. Кажется, что время на секунду замерло на этом полотне.



Картина написана: 1901 г.
Холст, масло.
Размер: 62,3 × 70,6 см

Описание картины «Портрет Мики Морозова» В. Серова

Художник: Валентин Александрович Серов
Название картины: «Мика Морозов»
Картина написана: 1901 г.
Холст, масло.
Размер: 62,3 × 70,6 см

Уже само появление сына в семье композитора и пианистки обязывало его служить искусству. В. Серов, которого обучал сам Репин, не пошел по стопам своих родителей-музыкантов, он выбрал живопись. Этот художник один из редких представителей искусства, который был счастливым и довольным жизнью. Его, безусловно, посещали муки творчества, но сам дом, который наполняла творческая богема тех времен, казалось, помогал Серову воспринимать творческие метания как должное. Если углубится в историю творческих поисков мастера, то он стремился найти момент, деталь, присутствие или отсутствие которой влияет на всю композицию.

Этот человек отличался тихим и скромным характером, унаследованным от матери и авторитетом среди творческой интеллигенции своего времени, которая помнила про талант отца. Серов, мастер портрета, как взрослого, так и детского, сравним лишь с Левитаном по импрессионистичной манере изображения. Причем вся основа творчества первого – это были люди с их улыбками и серьезными лицами, неусидчивые дети, среди которых и Вера Мамонтова, и Мика Морозов.

Михаила Михайловича Морозова, сына промышленника и мецената, хорошо знают те, кто учится или учился в МГУ. Это его портрет висит на кафедре шекспироведения, это он подготовил и издал «Гамлета» с более чем подробным словарем. Но когда-то этот человек был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Серов.

Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Мальчик изображен сидящим в детском кресле, но кажется, что усидчив он лишь на какую-то минуту. Всю атмосферу картины можно описать только одним словом – динамизм, который ощущается при одном только взгляде на эту работу. Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.

Внутренняя энергия мальчика непередаваема: он вот-вот сорвется с кресла и зальется непосредственным и звонким детским смехом.

Удивительна и колористика картины. Белый костюм мальчика на темно-коричневом фоне и особое золотистое сияние, исходящее от его фигуры. Композиция кажется свободной и несколько воздушной – этот прием нужен Серову, чтобы показать активность и желание движения у четырехлетнего малыша: он использует пастельные оттенки, тонкие линии в сочетании с незначительной детализацией.

Поражают контрасты, на которых построен портрет: крупная голова Мики и его легкая фигурка, белая сорочка и темное кресло, подлокотники которого визуально пересекают холст по диагонали. Мальчик кажется в результате такого приема расположенным к зрителю, а его движение проступает из глубины самого полотна. Это происходит за счет того, что Серов строит пространство в виде глубины за самой плоскостью картины, а скрытый антагонизм белой одежды и пышущего здоровым румянцем лица становится основной идеей данной работы.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения. Еще более удивительно то, как Серов запоминал освещение, ведь портрет был написан ни за один сеанс и при этом с близкого расстояния.

В изобразительном искусстве дальняя перспектива считается самой лучшей для изображения, поскольку не требует детализации. Ближнее расстояние, наоборот, предусматривает целостность ощущений зрителей, да и самой композиции. Серов не был бы талантом, если бы не преодолел такую трудность и сделал портрет выразительным. Он, используя сочные мазки, написал полуоткрытый рот с яркими губами, а легкими, но точными прикосновениями кисти смог передать жемчужины зубов. Его скупая своеобразная манера изображение прослеживается в мотивах разноцветной спинки кресла, прячущейся в полутени.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глазища, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Каждый, кто хоть раз увидел портрет Мики Морозова, захочет вернуться в свое детство или сделать жизнь своего детей безопасной и беззаботной. Картина Серова – это то, что заставляет жертвовать деньги и вещи для детских домов, обустраивать детские площадки во дворах многоэтажек – одним словом, все, что хоть как-то может приблизить к доверчивому и прекрасному миру Мики.

Эта экспрессия никого еще не оставила равнодушным. Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

Однако, мало кто из студентов знал, что не только знакомство с одним из великих художников и авторитетность исследований спасли Мику в зрелом возрасте от лагерей ГУЛАГа. В то время наследник капиталистов, которых проклинала комвласть, работал с самыми выдающимися филологами Запада – причем его творческий путь во многом предрешил человек с кистями, сумевший запечатлеть все очарование детства.