Обществознание 11, профильный уровень
Урок 87-88
Место искусства в духовной культуре
Д.З: § 34, ?? (с.365), задания (с.365),
источник (с.365-366)
© А.И. Колмаков
- познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
- развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- формировать осознанное отношение к религии, религиозному сознанию.
Универсальные учебные действия
- уметь извлекать информацию из разных источников, развивать монологическую речь ;
- знать виды и жанры искусства
- виды искусства;
- жанры искусства;
- образность;
- функции искусства ( познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, компенсаторную, эстетическую );
- знак;
- символ
Изучение нового материала
- Виды и жанры искусства.
Вспомните. Что такое культура? Каковы пути её развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?
Что такое искусство?
- искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью? формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
- искусство - это один из элементов культуры , в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
- искусство - это форма чувственного познания мира.
- искусство - вид творческой деятельности человека.
- искусство - процесс освоения человеком художественных ценностей , доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»
Что такое искусство?
- Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
- Форма бытия искусства – художественное произведение.
Специфика искусства как формы художественного познания.
Образное
и наглядное
Большая роль
в процессе познания
воображения и фантазии
познающего субъекта
Специфические способности
воспроизведения
окружающей действительности .
Средства, при помощи которых
происходит создание
художественных образов
( слово, звук, цвет и т.п.)
- эстетическая деятельность - низшее звено познавательной. Искусство - это подражание миру чувственных предметов, каждый из которых представляет собой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». ( Платон )
Платон (477-347 до н.э.)- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Евклида
- Аристотель основывал искусство на подражательной способности, по полагал, что подражание - познавательная способность.
- понятие катарсиса ( ввёл Аристотель ) - очищения человеческой души от низменных страстей посредством созерцания.
- искусству непременно присущ элемент удовольствия.
Аристотель. Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/334 г. до н. э. основал Ликей.
Воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».
- Отношение к искусству как подражанию природе свойственно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величайшего её творения - человека - основная задача искусства.
- Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечивалось точными знаниями анатомии, математики.
- С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.
Рафаэль. Секстинская мадонна.
- В эпоху классицизма на первый план выдвигается не натуралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов.
- Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения рассматривают искусство как своеобразную «школу нравственности».
- Беспристрастное отражение жизни несёт в себе огромный воспитательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.
Век Просвещения
Вольтер - Voltaire
Знаково-символическая концепция искусства
Искусство – замкнутая, автономная сфера деятельности, а также способ связи человека с иным, потусторонним миром.
- Любой элемент, включенный иконописцем в живописный образ, несёт определенную смысловую нагрузку. Так, крест символизирует мученичество, копье в руках святого – победу над темными силами, а указующий перст , традиционно изображаемый в правом верхнем углу, означает Божественный промысел. Лестница , изображение которой можно увидеть на некоторых старинных иконах, символизирует духовное возвышение и стремление к Богу, а пещера является аллегорией преисподней.
- только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система символов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания.
3) пространственно-динамические, синтетические или зрелищные , - театр, киноискусство, хореография, цирк
1) пространственные , или пластические , виды: архитектура, ИЗО, художественная фотография
2) временные или динамические виды - литература и музыка
Классификация искусства по социологическому принципу
В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров . Понятие « жанр » обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом .
Миф и реальность современного искусства
- Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
- Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
- Одна из главных форм – коллаж .
- Хэппенинг - действо, разыгрываемое художником на публике без определенного сценария.
- Перфоманс - представление, ориентированное на аудио-визуальное восприятие. Один из видов современного искусства.
Контрольные вопросы
- Что такое искусство? Каковы его отличительные черты?
- Какие предположения о причинах возникновения искусства выдвигают исследователи?
- Как понимали сущность искусства мыслители различных исторических эпох?
- Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.
- Перечислите основные виды и жанры искусства.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Федотенко Светлана Александровна, учитель истории и обществознания, http://konkurs-krugozor.ru/ ;
Место искусства в духовной культуре
Вспомните:
что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?
Несмотря на то что искусство существует уже многие тысячелетия и активно изучается исследователями - философами, культурологами, искусствоведами, историками искусства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости использовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, вплетенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов становятся объектом художественного отображения и эстетического наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действительности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО
Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме. Оно позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в отличие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.
Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-
тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство понимается какспецифический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота. !
Стихи живые - сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
Искусством называют сложную функционирующую систему, логика развития которой не может быть приведена к отдельным схемам. Искусство изучаться только лишь как единая система, в которой находится несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия.
Конечно определенная зависимость развития искусства от состояния общества, его основных институтов существует. Но несмотря на это логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства от способа общественного производства, от преобладающих в данной культуре духовных ценностей.
Виды искусства обычно развиваются неравномерно. Для определенной культурной эпохи возможна ситуация, когда одни виды искусства развиваются абсолютно полно и динамично, а другие быстро уходят в тень. Более того, некоторые произведения искусства способны даже оказывать решительное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр такого воздействия очень широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи.
Искусство - это особый род творческой деятельности, результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. Бытие искусства -процесс, конечный итог творческого освоения мира. Центральным понятием в искусстве является категория прекрасного, задающая определенный ход развития искусства, культуры. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного.
Основные факторы влияющие на формирования идеала прекрасного:
Природные условия, характерные для данной конкретной культуры;
Изначальное представление о биологической целесообразности, о природной;
Художественные традиции данного исторического типа культуры,
Национальное представление об идеале прекрасного;
Социально-классовое понятие прекрасного;
Субъективное видение творческой личности;
Многообразие окружающего мира и общественных потребностей человека вызывает к жизни разнообразие форм общественного сознания. Искусство появилось чтобы решать определенные задачи общественной культуры по освоению и преобразованию мира.
На протяжении многих столетий искусство впитывает себя элементы культуры человеческого быта, несет в себе неоценимы вклад в историю, в развитие культуры в целом.
Понятие красоты в различные культурные эпохи.
Известно, что сущностью, сердцевиной искусства является красота. В различные культурные эпохи в понимание красоты значительную роль играли этнические особенности. Наши представления о красоте обладают европоцентристским характером и основываются на эстетических идеалах античности. Для характеристики прекрасного использовались такие определения, как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность.
Во времена античности Платон полагал, что прекрасное - это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту и пользу.
В эпоху Средневековья Ульрих Страсбургский испытывал "единственный истинный свет" в Боге, который "не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но кроме того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты".
Известный в Италии ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Возрождения Л. Б.Альберти говорил, что "красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, -такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже".
И в дальнейшем общественные ценности также отождествлялись с красотой: для Гете красота - это любовь, для Гегеля - "чувственная видимость идей", Чернышевский считал, что "прекрасное есть жизнь", у М.Горького прекрасное - это реализованная способность к творчеству. У немецких романтиков (Новалис, Шеллинг) красота и жизнь соединялись в искусстве: вся действительность подвергалась рассмотрению как эстетический феномен, искусство объявлялось первоосновой мира, отражая заветную сущность его и вместе с тем являясь ее самым идеальным и восхитительным воплощением
От европейских взглядов отличаются представления о красоте, назначении искусства, его эстетических идеалах в культуре народов Азии, Африки, других регионов нашей планеты. Необычность определенного типа искусства не может считаться аргументом в пользу того, чтобы считать будто искусство наше - настоящее, высокое, а искусство народов Африки,Азии будто не развитое. Так начиная с античности, собственно европейское искусство объявлялось "единственным", "настоящим" искусством. Одно из достижений эпохи Просвещения - исследование Лессинга "Лаокоон. О границах живописи и поэзии" утверждало в качестве цели живописи и скульптуры изображение "прекрасных тел". Поэтому столь непривычны для европейского взгляда художественные образы прочих культур, например, мусульманской, где изображение воспрещено, а декоративность является главным принципом искусства.
Любая этническая культура имеет свои традиции и для каждой из них характерны собственные представления о красоте.
Взаимодействие искусства с другими сферами в системе культуры
Искусство, как и любой другой культурный феномен, содержит в себе особый вид деятельности, обращенной на окружающий человека мир, познаваемый художником, оценивает, преобразует, также на самого человека и его взаимоотношения с миром. Окружающий мир может выступать в искусстве как источник самого искусства. Выступает как отражаемое явление и как то, что находится под воздействием искусства. Именно эта сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть сразу явлением, познающим мир в особой форме, о которой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразовывающим мир, оценивающим его. Искусство влияет на мир, так как оно несет в себе интенсивный воспитательный момент, ведь все идеи искусства проявляются в сильной, эмоциональной форме. Кроме того, искусство определяет "связь времен", полагает общение во времени и в пространстве между народами, странами и континентами и разными эпохами. Искусство может быть игрой, фантазией, вымыслом и при этом осуществлять в себе задачи познания, утверждения нравственных норм, выражения эстетического начала.
Особенно близкая связь прослеживается у искусства с такими сферами культуры как религия (иконы, книги, песни), наука (книги, научные труды), философия (искусство красноречия, мысли), художественная культура (живопись, скульптура).
Вся система искусств в целом и каждый его тип по отдельности - это неотъемлемая часть культуры.
Искусство занимает очень значительное место в современной культуре. В общей системе культуры оно исполняет несколько функций:
Является одной из распространенных и престижных техник организации пространственно-временного континуума; "в отсутствии Бога" -- всеобщего куратора -- оно осуществляет "надзор и наказание" (М. Фуко); оттого приобщение к искусству широких масс служит, в том числе и способом их выведения в прозрачное регулируемое пространство;
Осуществляет немаловажную роль по переработке реальности в виртуальность; осуществляет тотальную коррекцию ментального зрения, в результате которой человек приучает мыслить себя субъектом, ограниченным только уровнями одной и той же реальности;
Производит операции по захвату и переработке с последующим включением в законные существующие сегодня культурные пределы нового, ранее вытесненного материала. Тем самым материал одновременно и видоизменяется, и сохраняется;
Служит лабораторией по конструированию новых дискурсивных и действенных порядков, внедряющихся потом в другие культурные практики.
Место искусства в духовной культуре (к § 34 «Место искусства в духовной культуре»)
Текст 1. Прочтите фрагмент произведения Фридриха Ницше, известного немецкого философа второй половины XIX в.
Я слышал вчера - поверите ли - в двадцатый раз шедевр Визе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убежал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». -И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое время: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким индусом, таким оседлым... Пять часов сидения: первый этап к святости! - Смею ли я сказать, что оркестровка Визе почти единственная, которую я еще выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чести, вагнеровская, - зверская, искусственная и «невинная» в одно и то же время и говорящая этим сразу трем чувствам современной души, - как вредна для меня она! Я называю ее сирокко. Неприятный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настает конец.
Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается легко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами» - первое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утонченна, фаталистична: она остается при этом популярной, - она обладает утонченностью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представляет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слышали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых монет! Без лжи высокого стиля! - Наконец: эта музыка считает слушателя интеллигентным, даже музыкантом, - она и в этом является контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае, был невежливейшим гением в мире (Вагнер относится к нам как если бы он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придешь в отчаяние, - пока не поверишь этому).
Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Визе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать еще лучше? - Я зарываюсь моими ушами еще и под эту музыку, я слышу ее причину. Мне чудится, что я переживаю ее возникновение, - я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Визе неповинен. - И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове... Заметили ли, что музыка делает свободным ум? дает крылья мысли? что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом? - Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силен для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы.
Ницше Ф.КазусВагнер / Ф. Ницше // Соч.В2 т. - М.:Мысль, 1990. - Т. 2.
Вопросы и задания. 1) Как вы понимаете мысль автора о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится «сам при этом „шедевром"»? Предположите, что автор вкладывает в понятие «шедевр», применяя его к человеку. 2) Как Ф. Ницше характеризует воздействие произведения искусства на человека? 3) Реализация каких общественно значимых функций искусства рассматривается в размышлениях Ф. Ницше? В каждом случае иллюстрируйте свой ответ цитатой из текста.
Прочтите фрагмент произведения великого древнеримского поэта Горация (I в. до н. э.).
Если бы женскую голову к шее коня живописец Вздумал приставить и, разные члены собрав отовсюду, Перьями их распестрил, чтоб прекрасная женщина сверху Кончилась снизу уродливой рыбой, - смотря на такую Выставку, други, могли ли бы вы удержаться от смеха? Верьте, Пизоны! На эту картину должна быть похожа Книга, в которой все мысли, как бред у больного горячкой. Где голова, где нога - без согласия с целым составом! Знаю, все смеют поэт с живописцем - и все им возможно, Что захотят. Мы и сами не прочь от подобной свободы, И другому готовы позволить ее; но с условьем, Чтобы дикие звери не были вместе с ручными, Змеи в сообществе птиц, и с ягнятами лютые тигры!.. Всякий, писатель, предмет выбирай, соответственный силе; Долго рассматривай, пробуй, как ношу, поднимут ли плечи.
На основании приведенного фрагмента выскажите свое мнение о том, должен ли деятель искусства руководствоваться какими-либо правилами, не противоречит ли это свободе творчества.
4.1. Одним из сильнейших потрясений для европейской интеллигенцииначалаXX в.сталапремьерабалета И. Стравинского «Весна священная». Во время представления в Париже зрители, следуя за музыкой, смеялись, кричали, свистели, дрались прямо в театральном зале. Неистовая,дикаясиламузыкивызваланастоящийшок.
Известны ли вам другие аналогичные ситуации? Переживали ли вы подобные эмоции при восприятии произведений искусства? Сделайте не менее трех выводов о влиянии искусства на жизнь общества и отдельных людей. Какие особенности художественного творчества и
восприятия произведений искусства зрителями отражены в следующих высказываниях?
· «Искусство не изображает видимое, но делает его видимым» (П. Клее).
· «Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем» (Г. Лауб).
4.2. Известный ученый назвал искусство особым видом диалога, в котором собеседник молчит. Выскажите несколько соображений, поясняющих позицию ученого. Можно ли назвать творчество в сфере искусства диалогом (свой ответ аргументируйте)? Согласны ли вы с тем, что в процессе восприятия произведений искусства собеседник молчит (свой ответ поясните)? Каковы особенности коммуникации посредством искусства?
4.3. Автор так описал процесс исполнения своего фортепианного произведения: пианист ложится под рояль, удобно устраивается на правом боку и начинает храпеть; потом поворачивается на спину, просыпается, потягивается, случайно задевая несколько любых клавиш, удивленно повторяет сыгранное. Затем он вылезает из-под рояля и, продолжая хаотично нажимать на клавиши, читает текст. Прокомментируйте это действо, используя понятия «современное искусство», «символизм», «художественный образ». Подумайте, с какой целью исполнитель читает текст. Предположите, какой смысл вложил автор в это произведение.
Отражение жизни общества и творца в произведениях современного искусства.
7.1. «Чистое искусство»: миф или реальность?
7.2. Есть ли смысл в «искусстве для искусства»?
8.1. «На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя» (О. Уайльд).
8.2. «Каждый ребенок -- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (П. Пикассо).
Обсудите с одноклассниками произведения искусства, которые произвели на вас наиболее сильное впечатление. Все ли произведения, о которых рассказали ваши одноклассники, вам известны? Появилось ли у вас желание познакомиться с какими-то новыми для себя произведениями искусства?
МЕСТО ИСКУССТВО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА. ИСКУССТВО ВОПРОС ПРОИСХОЖДЕНИЯ? ИСКУССТВО СУЩЕСТВУЕТ МНОГИЕ ТЫСЯЕЛЕТИЯ И ИЗУЧАЕТСЯ – ФИЛОСОФАМИ,КУЛЬТУРОЛОГАМИ И Т.Д. 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ИЗ ПОТРЕБНОСТИ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. 2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ. 3. ИСТОКИ ИСКУССТВА В НЕРАСТРАЧЕННОЙ ЭНЕРГИИ. 4. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МАГИЕЙ. 5. ИСКУССТВО – ДИТЯ ТРУДА. 6. ИСКУССТВО СВЯЗЫВАЮТ С МИФАМИ.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТ КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: НАУКА ПОЗНАЕТ МИР ПОРЕДСТВОМ ИСТИНЫ, МОРАЛЬ ОТРАЖАЕТ МИР ЕГО В КАТЕГОРИЯХ ДОБРА И ЗЛА, А ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЪЕКТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО- ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ ИСКУССТВО ПОЗВОЛЯЕТ УВИДЕТЬ МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБРАЗНОСТИ, ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ СОЧЕТАЕТСЯ С ВЫМЫСЛОМ. ИСКУССТВО НЕ СТАВИТ ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, И В ОТЛИЧИЕ ОТ НАУКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ В ВИДЕ КОНКРЕТНЫХ ЧУВСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВО МНОГРАННО: 1. ИСКУССТВО КАК МАСТЕРСТВО. 2. ИСКУССТВО СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА МНОГИЕ ВЕКА ТЕОРЕТИКИ КУЛЬТУРЫ ПЫТАЮТСЯ ВЫРАБОТАТЬ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА КАК ПОДРАЖАНИЯ, ОТРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЕГО СТОРОННИКИ РАССМАТРИВАЮТ ИСКУССТВО В СВЯЗИ С ПОЗНАНИЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАК НИЗШЕЕ ЗВЕНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЛАТОН ВИДЕЛ В ИСКУССТВЕ ПОДРАЖАНИЕ МИРУ ЧУВСТВЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ. АРИСТОТЕЛЬ ТОЖЕ ПОНИМАЛ ИСКУССТВО КАК ПОДРАЖАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ И ВВЕЛ ПОНЯТИЕ КАТАРСИСА- ОЧИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ОТ НИЗМЕННЫХ СТРАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЗЕРЦАНИЯ. ИСКУССТВУ ПРИСУЩ ЭЛЕМЕНТ УДОВОЛЬСТВИЯ.
СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХА ВОЗРОЖДЕ НИЯ ЭПОХА КЛАССИЦИЗ МА ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЫ. ДОСТИЖЕНИЕ ПРАВДОПОДОБИЯ С ПОМОШЬЮ АНАТОМИИ И МАТЕМАТИКИ. НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЕТСЯ НЕ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА, А ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХТИПОВ. АКТУАЛЬНА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИСКУССТВА. В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ- ИСКУССТВО КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ – ИСКУССТВО- «ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ»
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИЯ ОТРАЖЕНИЯ-(ПОДРАЖАНИЯ)- ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ИСКУССТВА МЕНЯЛАСЬ ОТ СЛЕПОГО ПОДРАЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ МИРА, ДО СОВЕСТИ ОБЩЕСТВА. СОГЛАСНО ТЕОРИИ САМОВЫРАЖЕНИЯ- ИСКУССТВО ЭТО СФЕРА ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ХУДОЖНИКА, НО НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЮТСЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, А ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ЛИШЬ СРЕДСТВО ИХ ВЫРАЖЕНИЯ. ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ- СПОСОБ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ИНЫМ ПОТУСТОРОННИМ МИРОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА- СВОЕБРАЗНЫЙ ШИФР НЕСУЩИЙ В СЕБЕ ЗАКОДИРОВАННУЮ ТВОРЦОМ ИНФОРМАЦИЮ. ВКАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА- ИКОНОПИСЬ.
СТРУКТУРА ИСКУССТВА. ВИДЫ ИСКУССТВА МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ПО СРЕДЕ, МАТЕРИАЛУ, В КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ. ЗВУК В МУЗЫКЕ, ЛИНИЯ И ПАЛИТРА В ЖИВОПИСИ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ Ф.ШЕЛЛИНГ- КЛАССИФИКАЦИЯ- НА ИДЕАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА. РЕАЛЬНЫЕ- МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ИДЕАЛЬНЫЕ- ПОЭЗИЯ, ЛИТЕРАТУРА. ПОЭЗИЯ- ВЫСШАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА. КЛАССИФИКАЦИИ: 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИЧНЫЕ- АРХИТЕКТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 2. ВРЕМЕННЫЕ ИЛИ ДИНАМИЧНЫЕ- ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА. 3.ПРОСТРАНСТВЕННО- ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИЛИ ЗРЕЛИЩНЫЕ- ТЕАТР,ЦИРК И Т. Д. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ- ЭЛИТАРНОЕ, НАРОДНОЕ,МАССОВОЕ.
СИСТЕМА ЖАНРОВ ИСКУССТВА. ПОНЯТИЕ «ЖАНР» ОБОБЩАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА КАКОЙ- ЛИБО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ, НАРОДА ИЛИ МИРА В ЦЕЛОМ: В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ- ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ- ЭПОС, ЛИРИКА, И ДРАМА. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЖАНРОВ – 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА.- ПОРТРЕТ, НАТЮРМОРТ, ПЕЙЗАЖ, БАТАЛЬНАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА. ИНОГДА ЖАНРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ХАРАКТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ: КАРИКАТУРА, ШАРЖ. В МУЗЫКЕ ЖАНРЫ: 1. ПО СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ- ВОКАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, 2. ПО СОДЕРЖАНИЮ- ЛИРИЧЕСКИЕ, ЭПИЧЕСКИЕ И ДРАМАТИЧЕСКИЕ 3. ПО МЕСТУ И УСЛОВИЯМ ИСПОЛНЕНИЯ- ТЕАТРАЛЬНЫЕ, КОНЦЕРТНЫЕ, КАМЕРНЫЕ.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НЕ ИМЕЕТ СТРОГИХ КАНОНОВ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СОЗДАЮТСЯ В РАМКАХ « ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ» ПО МНЕНИЮ Х. ОРТЕГА- И- ГАСЕТА- РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ИДЕТ ПО ПУТИ «ДЕГУМАНИЗАЦИИ», ТО ЕСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТВОРЦА К БЕЗГРАНИЧНОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ, ВЫПЛЕСКИВАНИЮ СВОИХ ЭМОЦИЙ. ХУДОЖНИК НЕ МОЖЕТ ОТРАЗИТЬ МНОГООБРАЗИЯ МИРА, А ТОЛЬКО ОГРАНИЧЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ТВОРЕЦ КОНСТРУИРУЕТ СВОЙ ИЛЛЮЗОРНЫЙ МИР, ОН ИЗМЕНЯЕТ СОБСТВЕННОЕ И НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА. ВСЕ ПРИВОДИТ К ПОНИМАНИЮ БЕСКОНЕЧНОСТИ МИРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО- СВОЕБРАЗНОЕ ДВИЖУЩЕЕ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ С ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОЧКОЙ ОБОЗРЕНИЯ. САМ ЖЕ ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «РАСШИФРОВКУ» ЗНАКОВО СИМВОЛИЧЕСКИХ КОМБИНАЦИЙ. НО ЭТО ДЕЛАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПОДЛИННО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМ.