Мемуарист значение слова в литературе. Что такое мемуары? Письма из прошлого. Мемуары о войне

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова мемуары

мемуары в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мемуары

мемуаров, ед. нет, м. (фр. mйmoires).

    Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником к-рых был автор (лит.).

    Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мемуары

Ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях сделанные современником или участником этих событий. Военные м.

прил. мемуарный, -ая, -ое. М. жанр.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мемуары

    Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был.

    1. устар. Научные труды, записки.

      Собрание научных статей, издаваемых научным обществом или учреждением.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мемуары

МЕМУАРЫ (франц. memoires - воспоминания) разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Ср. автобиография.

Мемуары

(франц. mémoires, от лат. memoria ≈ память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами времени написания М. Основным источником сведений для М. являются воспоминания авторов о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация, дневники, письма, пресса и т.п. М. зачастую представляют собой литературные произведения и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии и путевые записки (см. Путешествие). Некоторые М. ≈ выдающиеся художественные произведения («Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена). Часто М. используются как средство политической и идеологической борьбы («Мысли и воспоминания» О. Бисмарка; «Воспоминания» С. Ю. Витте и др.), причём реакционные исторические деятели порой прибегают к искажению истины. М. являются и источниками историческими, т.к. в них отражаются события политической и военной истории, культурной жизни, быт и нравы общества и др. Ценность М. для исторической науки определяется их конкретностью, способностью отразить личное отношение автора к событиям, в которых он участвовал. Но субъективность и тенденциозность М. осложняют работу исследователя.

Близкие к М. сочинения были известны ещё в античности («Анабасис» Ксенофонта, «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря). Средние века дали ряд сочинений (главным образом в форме хроник , биографий, житий святых), сходных с М. и содержавших записи о виденном автором. Возникновение М. в современном понимании связано с Возрождением, с осознанием исторического значения человеческой личности, индивидуального опыта. В 18≈20 вв. сложилась большая, разнообразная по форме и всеобъемлющая по содержанию мемуарная литература. Авторами М. чаще всего являются политические и военные деятели, работники культуры и науки. В России появление М. относится к 17 в. («Житие протопопа Аввакума» и др.), расцвет их как литературного жанра начинается в 18 в. После Великой Октябрьской социалистической революции, в связи с демократизацией культуры и др. областей общественной жизни, в создании М. участвуют различные слои советского народа. Много М. посвящено Октябрьской революции 1917 и Гражданской войне 1918≈20, Великой Отечественной войне 1941≈1945 и др. важнейшим событиям истории СССР. Написание М. требует от их авторов правдивости, точности, чёткости классовых оценок. В СССР издаются серии М. ≈ «Военные мемуары» (Воениздат), «О жизни и о себе» (Политиздат), «Литературные мемуары» (Издательство художественной литературы).

Лит.: Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на русском языке, в. 1≈5, Новгород, 1911≈12; История советского общества в воспоминаниях современников, т, 1≈2 (в. 1≈2), М., 1958≈67; Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961; Черноморский М. Н., Работа над мемуарами при изучении истории КПСС, 2 изд., М., 1965; Курносов А. А., Приемы внутренней критики мемуаров, в кн.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969; Голубцов В. С., Мемуары как источник по истории советского общества, М., 1970; Гинзбург Л. Я., О психологической прозе, Л., 1971; Источниковедение, истории СССР, М., 1973.

А. А. Курносов.

Википедия

Мемуары

Мемуа́рная литерату́ра , мемуа́ры - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком. Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же (например, « Исповедь курильщика опиума », « Исповедь » Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности . От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью - тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль Де Голль, Екатерина II). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.

Примеры употребления слова мемуары в литературе.

Ценность мемуаров Анненкова состоит в том, что они помогают нам почувствовать атмосферу идейной борьбы вокруг Гоголя, хотя характер и острота этой борьбы не всегда верно раскрываются автором, Обладая крупными литературными достоинствами, работы Анненкова воскрешают портреты многих виднейших участников общественного и литературного движения своего времени, на широком фоне которого воссоздается образ Гоголя.

Эта черта мемуаров Анненкова получила положительную оценку со стороны Чернышевского.

Все это необходимо помнить при чтении мемуаров Анненкова, так как они не просто фиксируют виденное и слышанное, но являются вместе с тем и попыткой критического осмысления личности и творчества Гоголя.

В предисловии к его мемуарам , изданным в США, заместитель госсекретаря Тэлботт откровенно признает, что господин Арбатов стал другом Америки с 70-х годов.

В своем тихом Аренсбурге я, возможно, еще успею написать мемуары и несколько статей об истории германского рейдерства.

Повторяю, фамилия Атьки в мемуарах не названа, иначе зачем бы я вытягивал перед вами всю эту длинную цепь предположений и умозаключений?

Об Атьке я подумал сразу, едва нашел в мемуарах немецко-фашистского подводника упоминание о русском переводчике.

Жуков необоснованность репрессий в своих мемуарах подкрепляет еще и высоким процентом командиров-пролетариев, выходцев из рабочих и крестьян, а также большевизацией армии.

Если бы Эстергази сбежал в Англию или в Америку и продал там, как он иногда грозился сделать, свои мемуары и дневники, весь мир в один день узнал бы всю меру преступлений французской генеральской верхушки: и то, что они осудили Дрейфуса без вины, и то, что они знали о том, кто именно был автором бордеро, и то, что секретный документ, убедивший судей, был фальшивкой, подкинутой с их ведома в совещательскую комнату суда.

Князь Долгорукий сообщал ему о подавлении булавинского восстания, Ромодановский - о стрелецком бунте, Шереметев, Репнин, Голицын, Апраксин писали в кабинет лаконичные мемуары о том, как они воевали против шведов.

Вместе с тем местные предания - тоже ценнейший исторический источник, хотя и подлежит проверке и осмыслению, как и летопись, былина, мемуары .

Приходят на память эти слова Чехова, когда начинаю писать воспоминания, так непохожие на обычные мемуары .

Зато немецкий гелертер написал два толстенных тома, чтобы доказать, что мемуары Казановы являются весьма достоверным историческим источником восемнадцатого столетия.

Это были годы его мучительных отношений с Тучковой и вызванных ими бесконечных семейных конфликтов, между тем даже имени Тучковой не появляется в мемуарах .

Опережая события, скажу, что с немецким изданием мемуаров Грабина ничего не вышло.

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА – литература в жанре мемуаров (франц. mémoires, от лат memoria память), разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы». Подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть. Основные предпосылки труда мемуариста – строгое соответствие исторической правде, фактографичность, хроникальность повествования (ведение рассказа по вехам реального прошлого), отказ от «игры» сюжетом, сознательных анахронизмов, нарочито художественных приемов. Эти формальные признаки сближают мемуары с жанром дневника, с той существенной разницей, что, в отличие от дневника, мемуары подразумевают ретроспекцию, обращение к достаточно отдаленному прошлому, и неизбежный механизм переоценки событий с высоты накопленного мемуаристом опыта. в воспоминаниях История моего современника (1954) так выразил идеальные устремления мемуариста: «В своей работе я стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ей красивыми или яркими чертами правды художественной. Здесь не будет ничего, что мне не встречалось в действительности, чего я не испытал, не чувствовал, не видел».

По своему материалу, достоверности и отсутствию вымысла мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим, автобиографическим и документально-историческим очеркам. Однако от автобиографии мемуары отличает установка на отображение не только и не столько личности автора, сколько окружавшей его исторической действительности, внешних событий – общественно-политических, культурных и т.д., к которым в большей или меньшей степени он оказался причастен. В то же время, в отличие от строго научных жанров, мемуары подразумевают активное присутствие голоса автора, его индивидуальных оценок и неизбежной пристрастности. Т.е. один из конструктивных факторов мемуарной литературы – авторская субъективность.

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу. Потому историки вынуждены подвергать событийные факты из воспоминаний общественных и культурных деятелей критической сверке с имеющимися объективными сведениями. В случае, когда некий мемуарный факт не находит ни подтверждения, ни опровержения в доступных документах, свидетельство о нем рассматривается историографией как научно состоятельное лишь гипотетически.

Устойчивые признаки мемуаров как формы словесности – фактографичность, преобладание событий, ретроспективность, непосредственность свидетельств, что никак не обеспечивают «чистоты жанра». Мемуары остаются одним из наиболее подвижных жанров с чрезвычайно нечеткими границами. Далеко не всегда мемуарные признаки свидетельствуют о том, что читатель имеет дело именно с мемуарами. Так, на первой странице наделенной всеми вышеназванными признаками книги С.Моэма Подводя итоги (1957) автор предупреждает о том, что это произведение – не биография и не мемуары. Хотя его взгляд неизменно уходит в прошлое, основная установка здесь не в воссоздании былого, а в исповедании художественной веры, подведении итогов полувекового литературного пути. По жанру книга Моэма – не мемуары, а развернутое эссе.

В 19 в., по мере развития принципа историзма, уже достигшая зрелости мемуарная проза осмысляется как важный источник научно-исторических реконструкций. Сразу же дают о себе знать попытки злоупотребления такой репутацией жанра. Возникают псевдомемуары и разнообразные мемуарные мистификации. Особенно явно эти тенденции заметны в сочинениях, посвященных сугубо мифологизированным фигурам истории и уже завершившимся циклам прошлого. Как следствие, возможны досадные исторические заблуждения в трудах, построенных на неосновательных мемуарных источниках. Так, Д.С.Мережковский в своем этюде об А.С.Пушкине из цикла Вечные спутники (1897) всю концепцию творчества поэта выстроил на записках приятельницы Пушкина А.О.Смирновой. Однако по прошествии нескольких лет выяснилось, что эти воспоминания целиком фальсифицированы ее дочерью, О.Н.Смирновой. Другой пример – мемуары Петербургские зимы Г.Иванова , посвященные воссозданию атмосферы предреволюционных лет «серебряного века». Есть основания считать его художественным текстом, основанном на условной литературной технике. Литература русской послереволюционной эмиграции, в которой мемуары вообще играли особо значимую роль, дала наряду с шедеврами прозы в жанре воспоминаний и множество образцов мистифицированной и фальсифицированной мемуаристики (поддельный «дневник» фрейлины императрицы Александры, покровительницы Г.Распутина А.А.Вырубовой и др.).

В литературе 19–20 вв. нередко под мемуары стилизуются сугубо художественные произведения с вымышленным сюжетом. Цель такого приема может быть разной: от воссоздания через жанр атмосферы времени (Капитанская дочка (1836) Пушкина, где использование в «Записках» Петра Гринева мемуарного жанра – одной из основных форм словесности 18 в. – выступает приемом стилизации «под екатерининскую эпоху») до придания тексту особой искренности, достоверности, композиционной свободы и иллюзии независимости от «воли автора» (Неточка Незванова (1849) и Маленький герой (из неизвестных мемуаров) (1857) Ф.М.Достоевского).

Нередко автобиографические произведения по своим литературным качествам неотличимы от мемуаров. Но эти жанры могут преследовать и разные задачи. Автобиография легче подвергается беллетризации, переходу в художественную словесность. Так, в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого Детство (1852), Отрочество (1854), Юность (1857) воспоминания подчинены не собственно мемуарной, а художественной задаче – психологическому исследованию характера и творческому осмыслению важных для автора философских категорий (сознание, разум, понимание и т.д.). По этой причине в жанровом отношении трилогия Толстого ближе к роману , чем мемуарам.

Возможны и прямо противоположные случаи. Так, в Семейной хронике (1856) и Детских годах Багрова-внука (1858) С.Т.Аксакова главный герой выступает под вымышленным именем, что естественно для художественной литературы. Однако задача автора здесь сугубо мемуарная: воскрешение прошлого и его «атмосферы», правдивое воспоминание о былом. В жанровом отношении обе книги принадлежат именно к мемуарной литературе. Не случайно откровенно мемуарно-документальные Воспоминания (1856) Аксакова воспринимаются как непосредственное продолжение дилогии о Багрове.

Подвижности мемуарного жанра способствует и его стилистическая вариативность. Повествование здесь может быть отмечено и красочностью художественной прозы (Детство (1914) и В людях (1916) М.Горького), и публицистической пристрастностью (Люди, годы, жизнь (1960–1965) И.Эренбурга), и строго научным обоснованием происходящего (5–7 части Былого и дум (1852–1867) А.И.Герцена). Шаткость границы между мемуарами и художественными, публицистическими, научными жанрами определилась в русской и западноевропейской литературах уже к середине 19 в. Тому немало способствовали кризис романтизма и укрепление новой эстетики, нацеленной на подражание действительности в ее социальной конкретности, – эстетики реализма. В.Г.Белинский в статье Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848) уже фиксирует эту жанровую аморфность мемуарной прозы: «Наконец самые мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценные только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою».

Непревзойденный образец зрелой и в то же время чрезвычайно сложной в жанровом отношении, многосоставной мемуарной прозы – Былое и думы Герцена. По мере реализации замысла автора это сочинение превращалось из записок о сугубо личном, семейном прошлом в подобие «биографии человечества». Здесь достигается намеренное слияние жанровых признаков воспоминаний и публицистики, «биографии и умозрения», дневника и литературных портретов, беллетристических новелл, научной фактографии, исповеди, очерка и памфлета. В результате возникает такая литературная форма, которая, по словам автора, «нигде не шнурует и нигде не жмет». Герой книги – не сам автор (как в обычных, одномерных с точки зрения жанра мемуарах) и не современная ему история (как в исторических хрониках), а сложнейший процесс событийного и духовного взаимодействия личности и общества в определенную эпоху. Книга Герцена вышла за естественные границы собственно мемуарной прозы и стала важнейшим программным текстом эпохи «критического реализма» в европейской литературе. Характерно, что западная критика могла усматривать за этим текстом еще более широкое историко-литературное значение. Так, отзыв об авторе Белого и дум в одном из номеров лондонской газеты «The Leader» за 1862 завершался выводом: «Гете мог бы усмотреть в нем яркое подтверждение теории грядущей универсальной литературы».

В первой пол. 20 в. в эпоху т.н. «конца романа», когда литература переживала кризис традиционных условных форм и переключалась на пограничье между вымыслом и документом, появляется череда синтетических текстов (На западном фронте без перемен (1929) Э.М.Ремарка, Жизнь в цвету (1912) А.Франса, Шум времени (1925) О.Мандельштама , позднее в русле той же традиции – Алмазный мой венец (1978) В.Катаева и др.). В них мемуарное начало включено в органику художественной литературы. Исторический материал, реальная жизнь автора претворяется в факт искусства, а стилистика подчинена задаче произвести на читателя эстетическое воздействие. О зрелости и завершенности процесса «усыновления» мемуарной прозы художественной литературой 20 в. свидетельствуют факты пародийного использования ее законов в жанре романа (Признания авантюриста Феликса Круля (1954) Т.Манна).

Мера исторической содержательности мемуаров и сам тип их практического использования разными гуманитарными дисциплинами как источников во многом зависят от личности автора. Если мемуарист – яркая и чрезвычайно значимая для истории и культуры личность, то фокус интереса в читательском и исследовательском восприятии его текста неизбежно сориентирован на самого автора. Исторический материал при этом отходит на обочину внимания. Яркий пример сочинения такого рода – Десять лет в изгнании (1821) мадам де Сталь , выдающейся женщины эпохи, одной из блистательных писательниц и культурных деятельниц романтизма. Образец воспоминаний иного типа оставил герцог Сен-Симон. Его Мемуары (опубл. в 1829–1830) ценны прежде всего маленькими фактами, деталями, скрупулезно передающими атмосферу придворной жизни Парижа последнего двадцатипятилетия царствования Людовика XIV и периода регентства. Как следствие, воспоминания мадам де Сталь – объект внимания прежде всего литературоведов, мемуары Сен-Симона – историков. С 1940-х благодаря исследователям «Школы Анналов» (Л.Февр, Ф.Бродель , Ж. Ле Гофф и др.) историческая наука переживает всплеск интереса к запискам-воспоминаниям ничем не примечательных и непубличных людей. Их сочинения (по типу: «записки немецкого мельника середины 17 в.», «записки лондонского купца средней руки начала 18 в.» и т.д.) помогают восстановить объективную историю быта, выявить определенные социальные стереотипы, фиксирующие характерное, стандартное, а не исключительное. Мемуарная продукция такого рода – важный источник истории цивилизации и исторической социологии.

Свое происхождение мемуарная литература ведет от воспоминаний Ксенофонта о Сократе (4 в. до н.э.) и его Анабасиса (401 до н.э.) – записок о военном походе греков. Античные образцы жанра, к которым принадлежат также Записки о Галльской войне Юлия Цезаря (I в. до н.э.), безличностны и тяготеют к исторической хронике. Христианское средневековье (Исповедь (ок. 400) Бл. Августина , История моих бедствий (1132– 1136) П.Абеляра , отчасти Новая жизнь (1292) Данте и др. памятники) привносит в жанр развитое чувство внутреннего «я» повествователя, нравственный самоанализ и покаянную тональность. Раскрепощение личности и развитие индивидуалистического сознания в эпоху Возрождения, рельефно отраженные в Жизни Бенвенуто Челлини (1558–1565), подготовили расцвет мемуаристики в 17–18 вв. (Сен-Симон, кардинал Дж.Мазарини, Ж.-Ж.Руссо и др.)

В 19–20 вв. одним из ведущих жанров словесности становятся воспоминания писателей и о писателях. Тем самым формируется собственно литературная мемуаристика, свои воспоминания оставляют И.-В.Гете , Стендаль , Г.Гейне , Г.-Х. Андерсен , А.Франс , Р.Тагор , Г.Манн , Р.Роллан , Ж.-П.Сартр , Ф.Мориак и др.

В России мемуарная литература ведет начало от Истории о Великом Князе Московском (сер. 16 в.) Андрея Курбского . Важная веха в становлении личностного самосознания в русской литературе – автобиографическое Житие (1672–1675) протопопаАввакума . Яркие памятники русской мемуаристики 18 в. – Жизнь и приключения Андрея Болотова (ок. 1780), Собственноручные записки императрицы Екатерины II (опубл. в 1907), Записки (опубл. в 1804–1806) Е.Р.Дашковой, Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1789) Д.И.Фонвизина . Бурное развитие мемуарной литературы в России 19 в. связано с воспоминаниями Н.И.Тургенева, декабристов И.Пущина, И.Якушкина, М.Бестужева, литератора Н.Греча, цензоров А.Никитенко, Е.Феоктистова, писателей И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и др. Фактическими подробностями в описаниях литературного быта 2-й пол. 19 в. ценны мемуары А.Я.Панаевой, Н.А.Огаревой-Тучковой, Т.А.Кузминской. Общественная обстановка этих лет отражена в Записках революционера (1899) П.А.Кропоткина, На жизненном пути (опубл. в 1912) А.Ф.Кони.

Оживление мемуарной литературы, связанное с чередой опубликованных в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930-е гг. (мемуары К.Станиславского, В.Вересаева, А.Белого , Г.Чулкова и др.).

Новый всплеск мемуарной словесности в СССР, вызванный «хрущевской оттепелью», начинается с середины 1950-х. Публикуются многочисленные воспоминания о писателях, не вполне укладывавшихся с структуру советской идеологии: В.Маяковском, С.Есенине, Ю.Тынянове и др. Выходят многочисленные мемуарные очерки К.Чуковского, Повесть о жизни (1955) К. Паустовского, сборники воспоминаний о Е.Шварце, И.Ильфе и Е.Петрове. В основанной издательством «Художественная литература» в 1960-е серии «Литературные мемуары» печатаются воспоминания А. и П.Панаевых, П.Анненкова, Т.П. Пассек, сборники мемуаров о Н.В.Гоголе, М.Ю.Лермонтове, В.Г.Белинском, Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском.

С конца 1980-х публикуются материалы о художественной жизни «серебряного века» и воспоминаний представителей русской эмиграции (На Парнасе Серебряного века (1962) К.Маковского, На берегах Невы (1967) и На берегах Сены (1983) И.Одоевцевой, Бодался теленок с дубом (1990) А.Солженицына ,Курсив мой Н.Берберовой и др.), ранее не издававшиеся.

С начала 1990-х в России из-под пера современных политических и культурных деятелей выходит лавина мемуаров, многие из которых скорее является фактом общественной жизни, чем собственно литературы.

Вадим Полонский

Литература:

Геннади Г. Записки (мемуары) русских людей. Библиографические указания // Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете . 1861, кн. 4
Пыляев М.И. Записки русских людей // Исторический вестник, 1890. Т. 39
Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII–XIX вв . М., 1951
Аннотированный указатель мемуарной литературы . Ч. 1, М., 1985. Ч. 2, 1961
Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность . М., 1961
Катанян В. О сочинении мемуаров // Новый мир, 1964, № 5
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм . Проза. М., 1982
Литературные мемуары XX века: Аннотированный указатель . 1985–1989 гг . М., 1995. Ч. 1–2

 mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора, со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежа лицам, игравшим видную роль в истории, иногда обнимая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.

Старейшие европейские мемуары

Классическая древность знала только двух авторов мемуаров - Ксенофонта и Цезаря . Истинной родиной мемуаров в XIX веке считали Францию . Первые опыты в этой области относятся здесь к XIII веку. Наивные записки Вильгардуэна о латинской империи стоят ещё на рубеже между мемуарами и хроникой, тогда как „Histoire de St. Louis“ (около ) по праву считается образцом исторических мемуаров.

Франция (XVI -XIX века)

Особенно возросло число мемуаров в эпоху революции (мемуары Неккера , Безанваля, Феррьера, Александра Ламета, Лафайета, мадам де Сталь , Кампан, Барбару, Билло-Варенна, Дюмурье , мадам Ролан , Мирабо , Мунье, Барера, Камилла Демулена). Даже палачи, например, Самсон, писали тогда мемуары.

Многие из мемуаров той эпохи, появившиеся с именами знаменитых деятелей, подложны. Такого рода подделки широко практиковал Сулави (Soulavie ), сборники которого вытеснены поэтому „Collection des mémoires relatifs à la revolution française“ (30 т., Париж, 1820-1830) и некоторыми другими изданиями.

Ещё многочисленнее мемуары, относящиеся к наполеоновской эпохе. Почти все генералы Наполеона и многие другие лица оставили записки. Особенно большое значение имеют мемуары Биньона, О’Меары, Констана, Лавалетта, Савари, герцогини д’Абрантес, Мармона, Евгения Богарне , мадам де Ремюза, Талейрана .

Позднее писали мемуары Карно, Брольи, Шатобриан , Жорж Санд , Гизо , Мармье, Эдмон де Гонкур и Жюль де Гонкур .

Англия

Богата мемуарами и английская литература, в которой они, впрочем, приобретают значение лишь с эпохи королевы Елизаветы и ещё более со времени внутренних войн XVII в. Для царствования Карла I особое значение имеют мемуары Джеймса Мельвилля и шотландца Давида Крафорда. Важнейшие из произведений этого рода собраны в издании Гизо , „Collection des mémoires relatifs à la revolution d’Angleterre“ (33 т., Париж, 1823 и сл.).

Из мемуаров более позднего времени наиболее выдаются записки Болингброка и Горация Уолпола . В Англии, как и во Франции, литература мемуаров достигла к концу XIX века размеров, едва доступных для обозрения.

Германия

Польша

Русские мемуары

В русской литературе ряд записок начинается «Историей кн. Великого Моск. о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими», знаменитого князя Курбского , имеющей характер скорее памфлета, чем истории, но важной, как выражение мнения известной партии.

Смутное время вызвало целый ряд повествований современников и очевидцев смуты, но за немногими исключениями произведения эти не могут считаться простодушными записями о виденном и слышанном: во всех почти сказаниях выступает или предвзятая точка зрения, или же влияния, от которых страдает простота и правдивость показаний автора. Не говоря уже о произведениях, появившихся ещё до окончания смуты (повесть протопопа Терентия), публицистические черты не чужды и двум крупнейшим повествованиям о смуте - Временнику Ивана Тимофеева и «Сказанию о осаде Троицко-Сергиева монастыря», Авраамия Палицына. И в том, и в другом труде преобладает желание обличить пороки моск. общества и ими объяснить происхождение смуты; в зависимости от такой задачи является отсутствие хронологической связи, пробелы в фактических показаниях, обилие отвлеченных рассуждений и нравоучений.

Позднейшие труды очевидцев смуты, появившиеся при царях Михаиле и Алексее, отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи («Словеса» кн. И. А. Хворостинина, особенно же повесть кн. И. М. Катырева Ростовского, внесенная в хронограф Сергея Кубасова), но и в них изложение часто бывает подчинено или условным риторическим приемам (записки кн. Семёна Шаховского, относящиеся к 1601-1649 гг.), или одной общей точке зрения (напр., официальной - в рукописи, приписываемой патр. Филарету и изображающей события с 1606 г. до избрания царем Михаила).

Поэтому в качестве исторического источника имеют большее значение те немногие произведения, которые отступают от общего литературного шаблона и не идут далее простой бесхитростной передачи событий. Таково, например, житие препод. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева м-ря, которое в 1648 - 54 гг. написал троицкий келарь Симон Азарьин , а дополнил своими воспоминаниями ключарь моск. Успенского собора Иван Наседка (ср. С. Ф. Платонов, «Древнерусские сказания и повести о смутном времени, как источник исторический», СПб., 1888; тексты сказаний напеч. им же в издаваемой археографич. комиссией «Исторической библиотеке», т. 13). Характер записок или личных воспоминаний носят на себе сочинения Котошихина, Шушерина (житие Никона), Аввакума (автобиография), Семёна Денисова.

Пётр I

Александр II

Из многочисленных воспоминаний об эпохе Александра II особое значение имеют записки Н. В. Берга (о польских заговорах), графа Валуева, Н. С. Голицына (об отмене телесных наказаний, в «Русской старине », 1890), А. Л. Зиссермана (кавказские воспоминания, в «Русском архиве», 1885), Левшина, графа М. Н. Муравьева, П. Н. Обнинского, Н. К. Пономарева («Воспоминания посредника первого призыва», в «Русской старине», 1891, № 2), Н. П. Семёнова, Я. А. Соловьева, гр. Д. Н. Толстого-Знаменского.

Литературные воспоминания

Весьма многочисленны литературные воспоминания XIX века. Таковы записки С. Т. Аксакова , П. В. Анненкова , Аскоченского, Бодянского (в «Сборнике общества любителей российской словесности», 1891), Н. П. Брусилова (в «Истор. Вестн.» 1893 г., No. 4), Буслаева, кн. П. А. Вяземского, А. Д. Галахова (в «Истор. Вестн.» 1891 г. No. 6 и 1892 г. No. 1 и 2), Герцена, Панаева, Головачевой-Панаевой, Греча, И. И. Дмитриева, В. Р. Зотова («Истор. Вестн.», 1890), М. Ф. Каменской, Колюпанова, Макарова,

от франц. mЕmoires – воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определенной эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию.

Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 – ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102–44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132–36) П. Абеляра, «Новая жизнь» (1292) Данте, «Поэзия и правда из моей жизни» (1811–33) И. В. Гете, «Исповедь» (1766–69) Ж. Ж. Руссо, «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе – «Былое и думы» (1855–68) А. И. Герцена, «Запечатленный труд» (1921–22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961–65) И. Г. Эренбурга, трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова, «Бодался теленок с дубом» (1990) А. И. Солженицына. Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространенный прием художественной характеристики – портрет. Мемуары – незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933–1936, А. С. Макаренко), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20–21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. – один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967–80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954–73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединенные либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине, воспоминания участников литературного течения имажинизм).

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕМУАРЫ

исторические (франц. m?moires, от лат. memoria - память) - воспоминания автора об историч. событиях, участником или очевидцем к-рых он был, один из видов источников исторических. Четких граней, отделяющих М. от др. видов источников личного происхождения, нет (иногда в круг М. включают наряду с воспоминаниями также дневники, автобиографии и т. п.). Отд. произведения типа М. создавались уже в античности. Таковы, в частности, "Анабасис" Ксенофонта (рус. пер., М.-Л., 1951) - о походе 10 тыс. греков в Месопотамию в 401 до н. э. и "Записки о Галльской войне" Юлия Цезаря (рус. пер., М.-Л., 1948). В средние века М. писали гл. обр. представители феод. класса, придворные. Таковы, напр., "Завоевание Константинополя" Ж. де Виллардуэна (G. Villehardouin, L´histoire de la conqu?te de Constantinople, P., 1584) - эпически спокойный рассказ о 4-м крестовом походе одного из его вождей; "История Людовика Святого" Ж. Жуанвиля (J. Joinville, L´histoire et chronique du tr?s-chr?stien roy Saint Louis, P., 1547) - красочная картина быта и нравов эпохи Людовика IX; "Хроники" Ж. Фруассара (J. Froissart, Chroniques, P., 1869-99), отразившие события 14 в. - 100-летнюю войну, Жакерию, восстание У. Тайлера; "Хроника и история" Ф. де Комина (Ph. de Commines, Chronique et istoire... durant le r?gne du roi Louis XI, P., 1524), проникнутая идеями возвеличения власти Людовика XI (2-я пол. 15 в.). Несколько особняком стоят М. Пьера Абеляра ("История моих бедствий", рус. пер., 1959), где показано преследование свободомыслия католич. церковью 12 в. Но уже с эпохи Возрождения в М. вторгаются новые темы, растет интерес к окружающему миру, к человеч. личности, среди мемуаристов появляется все больше горожан, купцов, в т. ч. путешественников (см. в ст. "Путешествия"). В М. видного деятеля гугенотов Т. А. д´Обинье "Трагические поэмы. Мемуары" (Р., 1616; в рус. пер., М., 1949) оживает эпоха религиозных войн; Б. Челлини в своей автобиографии "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини..." (Naples, 1728; рус. пер., М., 1931) ярко рисует нравы Италии 16 в. К 16 в. относятся также такие образцы русских М., как "История о великом князе Московском" (СПБ, 1913) князя А. М. Курбского, где воссоздаются события времени Ивана Грозного, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (СПБ, 1861), колоритного идеолога старообрядчества. Примерами М. стран Востока 15-16 вв. могут служить мемуары З. М. Васифи, придворного Тимуридов (Хорасан) Бадаи ал-вакаи (т. 1-2, М., 1961), выражающие идеи гор. оппозиции феод. власти, М. правителя Великих Моголов Бабура (рус. пер. "Бабур-намэ", Ташкент, 1948). 17-18 вв. - период расцвета мемуаристики, особенно во Франции. К этому времени относятся такие шедевры франц. литературы, как М. герцога Ж. Ф. де Рец (J. Fr. Retz, M?moires, P., 1717) и М. герцога Л. Сен-Симона (v. 1-21, P., 1829-30; рус. пер. избр. частей, т. 1-2, М.-Л., 1934-36). Крупные социальные потрясения вызывают поток М., в к-рых представители осн. борющихся группировок дают оценку событий со своих классовых позиций: М. сподвижника О. Кромвеля Т. Ферфакса (Th. Fairfax, Memoirs of the reign of Charles the First, v. 1-2, L., 1848), Т. Джефферсона (Th. Jefferson, Memoirs, correspondence and private papers, v. 1-4, L., 1829), видной жирондистки мадам М. Ж. Ролан (M. J. Roland, M?moires, v. 1-2, P., 1820), военного организатора франц. бурж. революции 18 в. Л. Карно (L. Carnot, M?moires, v. 1-2, P., 1861-64), "Мемуары" дипломата князя Талейрана (v. 1-5, Р., 1891-92; рус. пер., М.-Л., 1934) и мн. др. Почти все сподвижники Наполеона I оставили о нем апологетич. воспоминания. Среди М. 18 в., написанных в России, выделяются "Записки Екатерины II" (СПБ, 1906), а также "Жизнь и приключения Андрея Болотова..." (т. 1-4, СПБ, 1871-73), где есть яркие картины быта дворянства, событий Семилетней войны и восстания Е. Пугачева. В 19 - начале 20 вв. в связи с быстрыми социально-экономич. изменениями, ростом образования демократизируется состав мемуаристов, личные моменты в воспоминаниях все чаще отходят на второй план или тесно переплетаются с моментами общественными. М. все более приобретают политический характер. Появляется много М. революционеров, напр. "Мои мемуары" Дж. Гарибальди (Р., 1860; рус. пер., М., 1931), лидера германской социал-демократии А. Бебеля "Из моей жизни" (Bd 1-3, В., 1910-14; рус. пер., М., 1963). Среди русских М. 19 в. выделяется большая группа М. декабристов. В числе их "Россия и русские" Н. И. Тургенева (т. 1-2, СПБ, 1907-08), "Записки" князя С. П. Трубецкого (СПБ, 1906). Особое место занимают исключит. ценные широкой тематикой и богатством содержания "Былое и думы" А. И. Герцена (т. 1-4, Лондон, 1861-67). С середины века появляются М. торг. буржуазии, разночинцев, позже - рабочих и крестьян. Ценные сведения об организации и деятельности народников содержатся в М. народовольцев В. Н. Фигнер ("Запечатленный труд", т. 1-2, М., 1921-22) и О. В. Аптекмана ("Из истории революционного народничества "Земля и воля" 70-х гг.", Ростов н/Д., 1907). К числу первых М. рабочих относятся "Воспоминания" руководителя Морозовской стачки П. А. Моисеенко (М., 1924) и мемуары В. Герасимова (впервые опубл. в журн. "Былое", 1906, No 6). Принципиально изменились состав мемуаристов и тематика М. в России после Октября. Авторами воспоминаний выступают в первую очередь деятели революционного движения, воссоздающие ход героической борьбы против царизма и буржуазного строя. Особенно много М. о Вел. Окт. социалистич. революции (воспоминания В. Антонова-Овсеенко "В семнадцатом году", М., 1933; книга амер. коммуниста Дж. Рида "Десять дней, которые потрясли мир" (N. Y., 1919; рус. пер., М., 1923); в М. ее участников ярко запечатлена гражданская война ("Гражданская война 1918-1921", т. 1-3, М., 1928-30, и мн. др.). С 1924 стало публиковаться много воспоминаний о В. И. Ленине. В обстановке культа личности Сталина их издание почти прекратилось. После 1956 наступил новый подъем сов. мемуаристики, в к-рой видное место занимают воспоминания о Ленине (сб. "Воспоминания о В. И. Ленине", ч. 1-3, М., 1956-60, и др.), о Вел. Отечественной войне (к концу 1965 в СССР только в серии "Военные мемуары" опубликовано более 100 книг на эту тему). Резко изменились состав мемуаристов и тематика их книг и в др. странах с победой там социалистич. революций. В зарубежных социалистич. странах М. посвящены в значительной мере революц. борьбе в новейшее время, антифаш. движению, социалистич. преобразованиям и т. п. Таковы М. болг. партизан ("Ботевци", София, 1959), М. гос. деятеля Венгрии И. Доби "Воспоминания и история" (Dobi I., Vallom?s es t?rt?nelem, k?t. 1-2, Bdpst, 1962), коллективные М. о становлении ГДР "Мы - сила" ("Wir sind die Kraft", В., 1959) и др. С ростом национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Лат. Америки появляются М. руководителей этого движения, многие из к-рых стали затем политич. деятелями освободившихся от империалистич. гнета стран: М. К. Ганди, Моя жизнь (v. 1-2, Ahmadabad, 1927-29; рус. пер., М., 1959), Дж. Неру, Автобиография (L., 1930; рус. пер., М., 1955); К. Нкрума, Автобиография (L., 1957; рус. пер., М., 1961) и др. М. многих бурж. гос., политич. и пр. деятелей 20 в. отличает, среди многих др. классовых черт, антисоветская направленность, например мемуары У. Черчилля "Мировой кризис" (v. 1-6, Р., 1923-31; рус. пер., М.-Л., 1932), Р. Пуанкаре "На службе Франции... Воспоминания 1914-1918" (v. 1-10, Р., 1926-33; рус. пер., т. 1-2, М., 1936), Г. Гувера (Н. Hoover, Memoirs, v. 1-3, N. Y., 1952). Вместе с тем появляется все больше М. ветеранов рабочего и освободит. движения капиталистич. стран (Т. Манн, Воспоминания, пер. с англ., М.-Л., 1924; М. Торез, Сын народа, пер. с франц., М., 1950; С. Катаяма, Воспоминания, пер. с япон., М., 1964; М. чилийского коммуниста Э. Лаферте, Жизнь коммуниста, пер. с исп., М., 1961, и мн. др.). М. являются документом эпохи их создания. Часто они используются как средство политич. и идейной борьбы, а нередко пишутся в чисто практических и даже своекорыстных целях автора. Иногда одна из главных целей написания М. - сведйние счетов со своими политич. противниками. Таковы, напр., в известной мере М. царского министра С. Ю. Витте ("Воспоминания", т. 1-3, М.-П., 1923-24). Иные авторы М. преувеличивают свою роль в событиях или представляют свои поступки в выгодном для себя свете. Так, тур. гос. деятель Джемаль-паша в своих "Записках" (рус. пер., Тифлис, 1923) стремится снять с себя ответственность за политику младотурок в 1914-18. Многие М. политич. деятелей носят ярковыраженный характер самовосхваления или апологетики (напр., М. Наполеона). В ряде случаев мемуаристы сознательно умалчивают важные факты. Напр., Талейран, писавший свои М. в период реставрации Бурбонов, умолчал о своем участии в деятельности Учредит. собрания революц. Франции конца 18 в. При всем разнообразии конкретных задач и целей мемуаристов их произведения объединяет то, что, в отличие от других источников личного происхождения, они пишутся, как правило, после того, как мемуаристы оказываются вне среды, к-рая связана с отображавшимися в М. событиями. Наблюдения и впечатления очевидцев в М. нередко корректируются под влиянием новых интересов автора и др. обстоятельств. Характерными чертами М. являются: субъективность, обусловленная социальными или политическими позициями авторов, а также ограниченностью их индивидуального опыта, ретроспективный характер изложения фактов. Специфическим первоисточником М. является память (впрочем, наряду с нею мемуаристы часто используют разнообразную документацию, дневники, письма, прессу и т. п.). М., как и любые другие источники, используются историками лишь после тщательной источниковедческой критики. Цель последней состоит в выяснении степени достоверности и полноты содержания М. с учетом всех вариантов их текста и данных сопоставления исследуемых М. с М. других авторов на аналогичные или смежные темы. Первостепенную роль играет при этом анализ авторства, в частности социального положения и биографич. данных мемуаристов, их мировоззрения, степени участия в освещаемых событиях, конкретных целей при написании М. При всех своих особенностях и нек-рой неопределенности границ жанра, М. являются чрезвычайно ценным историч. источником. Отражая прошлое в его конкретности, М. содержат большой материал для изучения психологии и быта общества в целом, а также отдельных обществ. групп. Благодаря М. может быть воссоздан историч. фон, на к-ром развертывались события, атмосфера и колорит той или иной эпохи, выяснена логика поведения людей. Иногда в М. можно встретить целиком или в отрывках неопубликованные или неизвестные документы, письма и т. п. В ряде случаев М. - единственный или главный источник наших знаний об отдельных отрезках истории, о событиях прошлого или отдельных их аспектах. Немалую ценность имеют приводимые в М. литературные портреты лиц, игравших выдающуюся роль в истории. В значит. степени благодаря М. учеников и соратников Маркса, Энгельса, Ленина сохранены для истории живые образы основоположников марксизма-ленинизма. Библиографии и коллекции М.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Аннотированный указатель книг и журнальных статей 1954-1961, М., 1963 (сост. Ф. Н. Кудрявцев); Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на рус. яз., в. 1-5, Новгород, 1911-12; История советского общества в воспоминаниях современников, 1917-1957. Аннотированный указатель мемуарной лит-ры, ч. 1, М., 1958; то же, ч. 2, в. 1, Журнальные публикации 1917-1927 гг., М., 1961; Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок 18-19 вв., М., 1951; Collection des m?moires relatifs а la R?volution d´Angleterre, publ... par F. P. G. Guizot, t. 1-25, P., 1823-25; Collection des m?moires r?latifs а la R?volution fran?aise... publ. par S. A. Berville et J. F. Barri?re, v. 1-68, P., 1820-28; Biblioth?que des m?moires relatifs а l´histoire de France pendant le XVIII si?cle, ?d. Barri?re F. et A. de Lescure, v. 1-28, P., 1846-66; то же, Nouvelle s?rie avec introductions, notices et notes par M. de Lescure, v. 29-37, P., 1875-81; Collection des m?moires relatifs а l´histoire de France... jusqu´au XIII si?cle, publ... par F. Guizot, v. 1-30, P., 1823-35; Nouvelle collection des m?moires sur l´histoire de France... jusqu´а la fin du XVIII si?cle..., ?d. J.-F. Michaud et J. J. F. Poujoulat, pt. 1-34, P., 1836-39; Westphal M., Die besten deutschen Memoiren aus 7 Jahrhunderten, Lpz., 1923. Лит.: Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961 (научно-попул. кн.); Черноморский М. Н., Мемуары как исторический источник, М., 1959 (советский период истории СССР); Деревнина Л. И., О термине "мемуары" и классификации мемуарных источников (историография вопроса). - "Вопр. архивоведения", 1963, No 4; Caboche Ch., Les m?moires et l´histoire en France, t. 1-2, P., 1863;Wolf G., Einf?hrung in das Studium der neueren Geschichte, В., 1910, S. 324 404. И. Я. Биск. Тамбов.

Каждый человек стремится оставить после себя след в этом мире. Для кого-то важно продолжить род, воспитать детей, видя в них частицу самого себя. Другие люди, в особенности те, кто обладает одаренностью в литературе, предпочитают писать на протяжении всей своей жизни очерки, дневниковые записки, которые в конечном итоге становятся самим воплощением их жизни. В этой статье вы узнаете, что такое мемуары, какие разновидности существуют и чьи мемуары самые популярные.

Этимология слова

Французское слово с латинским происхождением mémoire в дословном переводе означает "память". Есть еще и такие трактовки значения, как "думать", "запоминать". И действительно, мемуары - воспоминания, воплощенные в письме. Процесс написания подобных работ требует умения думать, анализировать собственные поступки - рефлексировать. Только рефлексия помогает человеку духовно расти. Для многих профессиональных писателей важно "вписывать" собственную личность в литературные произведения. Этим приемом пользовались и художники, вписывая себя, своих друзей и современников в собственные картины. Примером может служить картина Рафаэля Санти "Афинская школа".

История литературы

Мода на подобные творения возникла не год и даже не век назад. Что такое мемуары, хорошо знали французские классические писатели семнадцатого и восемнадцатого века. По письменным воспоминаниям известных французов в наши дни ставят театральные постановки, они не менее актуальные по своей проблематике, чем несколько веков назад. Мемуары писали придворные, слуги королей и даже любовницы правителей.

Поразительно, что подобные тексты больше читали жители французских провинций, нежели парижане, а после того как французский король ослабил печатную цензуру, мемуары тысячными тиражами распространялись не только во Франции, но и по всей Европе. Писали такие работы и видные дамы при дворе Марии-Антуанетты, этим писательницам пришлось пережить самые жестокие испытания революцией, империализмом, эмиграцией. Чрезвычайно популярные в то время записки придворных дам породили мощнейшую моду на этот жанр.

Что такое мемуары?

Мемуары - это сборник личных воспоминаний, своего рода летопись, в событиях которой сам писатель принимал непосредственное участие. Они могут описывать не только события, памятные дни, но и людей, которые встречались автору на протяжении всей жизни или конкретного периода времени. Зачастую эти работы носят характер документального чтива, они имеют и претензию на то, чтобы быть первоисточником правды.

Историки часто обращаются к мемуарам, анализируют биографии культовых исторических личностей, пытаясь увидеть зависимость между событиями общественной и личной жизни. Однако стоит заметить, что не все они могут быть правдивыми, напротив, каждая подобная работа имеет долю вымысла, исключением являются воспоминания о войне, написанные простыми людьми. Как правило, сильные эмоции вроде страха, тревоги, боли утраты передаются человеком максимально искренно.

Русские мемуары

Представители высших сословий также увлеклись французской модой на мемуарные записки еще в допетровскую эпоху, но, в отличие от европейских писателей, русские литераторы собирали эти авторские записки в сборники о русских людях и русской жизни. После сборников в России начали появляться периодические авторские журналы, которые также выпускали мемуары с указанием авторства, а реже - анонимные. Благодаря этим работам иностранцам, да и самим русским людям удавалось из столетия в столетие лучше познавать необычайный менталитет, культуру нашего народа.

В советское время мемуары утратили свою популярность, а если и печатались, то в единичных экземплярах, подпольно. Цензура не пропускала излишне откровенные, критические и сатирические очерки. И на то были свои причины, но все же многим литераторам удалось сохранить свои работы и опубликование их во время оттепели можно было сравнить разве что с рассекречиванием государственно важных дел - такой сильный общественный резонанс создавали эти произведения.

Мемуары о войне

Литературное творчество в двадцатом веке было в некоторой степени ознаменовано эпохой военных автобиографий. Одно из самых громкое имя среди летчиков Второй мировой - имя Александра Ивановича Покрышкина, пилота военно-воздушных сил Красной армии. Его воспоминания о войне отражены в мемуарах "Познать себя в бою. "Сталинские соколы" против асов люфтваффе. 1941-1945". На счету автора этих работ 59 вражеских самолетов. Руководитель гвардейской авиации является еще и автором собственной военной тактики. Именно поэтому записи Покрышкина так важны - он являлся частью локального руководства, знал все о спецоперациях, мужественно проводимых красноармейцами.

Книги-мемуары, рассказывающие о событиях войны, наделены яркими описаниями воздушных боев, глубокими размышлениями о месте человека на войне, о его поведении и раскрытии собственной сущности. На войне, по мнению Покрышкина, человек познает собственные грани возможного. Что такое мемуары для писателя-фронтовика? Это прежде всего способ отразить все самое страшное из пережитого на бумаге и наконец дать своему разуму забыть ужасающие картины войны.