Лабиринт, смертельный без минотавра. Лабиринты без минотавра

Лабиринт Минотавра на Крите – мировая археологическая достопримечательность. Каждый год популярный архитектурный памятник, расположенный на сказочно красивом греческом острове, манит к себе нескончаемый поток туристов со всех уголков мира.

Древнегреческая легенда о Минотавре словно оживает перед глазами для тех, кто хоть однажды побывал в многочисленных коридорах знаменитого лабиринта. Позволяет абсолютно всем с наслаждением окунуться в мифическое прошлое и прикоснуться к великой древней истории.

Вконтакте

Миф о лабиринте Минотавра

Чтобы раскрыть тайну и узнать, кто построил лабиринт для Минотавра и с какой целью, нужно рассказать о самом мифе.

Греческая достопримечательность повествует о правлении царя Миноса на острове Крит в тот период, когда необходимо было преподнести богу Посейдону священное животное — быка, в качестве жертвоприношения. Минос не захотел отдавать красивого белого быка, оставив его себе, а принес в жертву обычного быка, тем самым сильно разгневал бога. В ответ на это непослушание Посейдон придумал изощренное наказание и околдовал жену царя Пасифаю, внушив ей безумную страсть к священному белому быку. Под воздействием чар царица совершила акт прелюбодеяния с быком в изготовленной архитектором Дедалом деревянной корове, обтянутой шкурой. В последствии родила полубыка со специфическим строением, с человеческим телом и бычьей головой, которого назвали Минотавром.

Отвратительное совокупление породило страшное и свирепое чудовище. По приказу царя, чтобы скрыть позор жены, Дедалом был построен Кносский лабиринт, представляющий длинные запутанные коридоры подземелья, из стен которых невозможно было выйти. Минотавра поместили в подземный лабиринт, где он одновременно являлся заложником и охранником огромной постройки. Ходили поверья, что любому попавшему туда человеку обречено было заблудиться и остаться там навеки.

Для того чтобы прокормить Минотавра, ежегодно привозили преступников, а 7 юношей и 7 девушек поставляли каждые 7 лет. Количество «семь» с давних времен относится к магическому числу, и только таким образом можно было задобрить чудовище. Всем обреченным выкалывали глаза и запускали в лабиринт, где они бродили, не находя выхода, или были заживо съедены настигшим их чудовищем. Провинившихся перед правителем Крита за смерть сына Андрогея доставляли из Афин, правители которых не хотели войны, и подчиняясь, каждый год отправляли корабль под черным парусом.

А кто же победил Минотавра в лабиринте? Героический освободитель Тесей – сын афинского царя Эгея появился в Афинах в то время, когда собирались третий раз отправлять ужасную дань царю Миносу. Он отправился на остров в качестве одного из обреченных юношей. Его целью было погубить кровожадного человека-людоеда. Юноша был решительно настроен покончить с традицией жертвоприношения, тем самым освободить людей от постоянного страха. Поклялся покончить с чудовищем, а белый парус на корабле по его возвращении будет тому свидетельством.

Тесей убил мечом в грудь спящего Минотавра в его логове. Википедия повествует о том, что выйти из лабиринта победителю и обреченным молодым людям помог клубок ниток, который дала ему дочь царя Миноса — Ариадна. Она влюбилась в молодого красивого юношу с героическим сердцем. Привязав конец нити к двери в лабиринт, Тесей опустил клубок по ходу своего движения. Наматывая нить в клубок, он легко дошел обратно до выхода.

Ликованием и смехом был наполнен остров от радости людей, которые были освобождены от страшного чудовища. Влюбленные Тесей и Ариадна решились бежать вместе в Афины, невзирая на угрозы Миноса. Но судьба была несправедлива к возлюбленным. Разгневанный Посейдон морской пучиной навсегда забрал девушку к себе во владычество.

Опечаленный гибелью любимой, Тесей забыл заменить черный флаг на белый по возвращению в Афины. Его отец Эгей, увидев издалека черный флаг, не смог вынести смерть сына и бросился вниз со скалы и погиб. С тех пор и появилось знаменитое Эгейское море. Трагическая легенда о Минотавре проникла в каждый ход лабиринта, чем и привлекательна для бесконечного потока туристов и путешественников.

Лабиринт Минотавра на Крите — где находится и как добраться

Знаменитый лабиринт расположен в Кносском дворце. Представляет огромную территорию, по которой придется ходить очень долго, чтобы детально все рассмотреть. От столицы островного города Ираклион размещается южнее, на расстоянии 5 км. Самостоятельно добраться к лабиринту Минотавра можно с помощью регулярных автобусных рейсов от городской автостанции, а также от площади Свободы. Отправление автобусов в 7 часов с интервалом в 30 минут позволяет достаточно быстро добраться к месту назначения.

Любители езды на автомобиле могут арендовать машину, и, любуясь красотами острова Крит, спокойно и не спеша добраться ко дворцу. С помощью указателей, расставленных по ходу движения, дорога приводит к бесплатной парковке, на которой можно оставить свой автомобиль и пешком дойти к знаменитому лабиринту. По открытой территории исторического объекта советуют ходить в головных уборах и солнцезащитных очках.

Следует учесть: в курортный сезон к лабиринту лучше добираться к началу открытия. В это время меньше туристов, не такая сильная жара, можно сделать замечательные фотографии без большого скопления народа и яркого солнца.

Часы работы и цена билетов

Музейный комплекс лабиринта Минотавр открыт для желающих посетить знаменитую достопримечательность в будние дни с 8 часов до 19 часов, в период с июня до конца октября месяца. В остальной период – ноябрь-май часы работы с 8 часов до 15 часов. В выходные дни до 15 часов. Стоимость посещения с одного взрослого человека составляет 6 евро, льготной категории и детям от 5 до 12 лет – 3 евро, самым маленьким посетителям до 5 лет – бесплатный вход.

Обратите внимание: существуют и особенные дни в музее, когда вход для всех желающих абсолютно бесплатный: 27 сентября, 15 августа, 5 июня, 18 мая.

Билеты на популярнейшую достопримечательность острова Крит можно приобрести повсюду. Также на месте можно присоединиться к одной из экскурсионных групп или нанять гида. С экскурсоводом путешествие в мифическое прошлое будет намного более информативным и познавательным. Приобретя русскоязычный путеводитель, можно смело двигаться в лабиринт, самостоятельно планируя экскурсию.

Лабиринт Минотавра - подробные фото

Лабиринт Минотавра в Кносском дворце имеет статус самой величественной постройки, превосходящий по своим размерам Версаль и Ватикан. Построенный на прочной фундаментной основе имеет сложную структуру ходов со множественными коридорами и обилием различных залов и помещений.

Многоуровневые постройки дворца соединяются многоступенчатыми лестницами и витиеватыми переходами. Внутренние дворовые пространства, постройки, летнее представительство, театр и сад имеют точный продуманный архитектурный план, не использовавшийся нигде и никогда в мировой истории.

Роскошный дворцовый вход украшает величественный портик, колоннада, а также роспись стен. Великолепнейший декор с фресками и художественной живописью изобилует непростой композицией, показывающей высокий архитектурный уровень мастеров. Найденные при раскопках артефакты показывают роскошь древней обстановки. Дошедшие до нашего времени женские украшения, статуэтки богов, вазы и светильники из золота – свидетельство огромного богатства. Инкрустированные драгоценными камнями доспехи показывают величие и мощь военных того времени.

Стоит отметить: найти выход из нарисованного схематичного лабиринта Минотавра можно только за полчаса, что явно свидетельствует о непростом таинственном и запутанном мифическом строении.

Парадные залы имеют необыкновенное эстетичное оформление, изящество линий и палитру разных оттенков. Повсюду можно увидеть диковинных тотемных животных с птичьими головами. Настенные росписи рассказывают о жизни, идеале и ценности ушедшей греческой цивилизации. Живописно оформленные стены показывают понимание народа о боге, а также о мироздании.

Каждый настенный сюжет повествует о материальной культуре, показывая бытовые вещи, национальную одежду и занятия греческого народа. Древнейшие художники-декораторы использовали при оформлении основные цвета и оттенки. Детализировано написаны фрески с изображениями красивых юношей и молодых девушек, прыгающих через огромного быка.

Тронный зал украшают росписи с преобладанием красных и белых цветов. Изображенные величавые грифы охраняют трон царя Миноса. Копии фресок «Игра с быками», «Собиратель шафрана», «Голубая обезьяна», «Дама в голубом», «Голубая птица» находятся в помещении над тронным залом. Также привлекает огромное внимание фреска под названием «Носитель ритона», где изображен молодой миносец с коническим сосудом для возлияний. Фреска «Принц с лилиями» показывает роскошного жреца того времени.

Особое внимание привлекает мегарон царицы. В большом зале находятся знаменитые фрески — «Танцующая девушка» и «Дельфины». На частично сохранившейся фреске можно явно увидеть девушку с развевающимися волосами в движении. Дельфины, рыбы и морские ежи словно ожили после детальной реконструкции великим архитектором Эвансом.

Греческая культура подарила человечеству громадное количество мифов и легенд в отличие от других культур, и лабиринт Минотавра тому бесценное архитектурное доказательство. Мнение древнегреческих историков разнятся между собой, считая описанное событие мифом и реальностью.

Не стоит теряться в догадках, лучше запастись «нитью Ариадны» и отправиться в интересный и уникальный лабиринт Минотавра.

Предлагаем Вашему вниманию интересное видео, повествующее о знаменитом лабиринте Минотавра:

Минотавр - чудовище с Крита, главный противник Тесея. Описывался как человек с бычьей головой, обитал в запутанном лабиринте. Убит Тесеем.

В статье:

Легенда о происхождении Минотавра

Греческие предания описывали его как монстра большого роста, с телом атлета и бычьей головой. Матерью его была Пасифая (не стоит путать ее с Пасифеей), дочь бога солнца Гелиоса и царица Крита, жена Миноса. Минос взошел на престол, лишь победив своего брата с благословением богов. Чтобы Минос подтвердил свои благородные намерения и стал благочестивым царем, Посейдон прислал ему великолепного быка и повелел принести животное в жертву.

Миносу стало жаль убивать такое чудесное создание, и он отпустил быка пастись вместе со стадом, а вместо него заколол другого, обычного. Посейдон разгневался и внушил Пасифае противоестественное влечение к быку. По некоторым источникам, сам Посейдон (в ряде мифов - Зевс) превратился в быка, чтобы совокупиться с царицей. Для этого афинский инженер Дедал придумал хитроумную конструкцию в виде привлекательной для быка бронзовой коровы. Изнутри та была полой, и в ней находилась Пасифая.

Спустя положенный срок царица родила чудовище. Минотавра по приказу Миноса спрятали в лабиринте Дедала - Кноссе. Кормом Минотавру служили преступники и афинские юноши и девушки - их приводили раз в девять лет, по семь человек мужского пола и по семь - женского. В некоторых мифах Минотавру жертвовали семерых детей.

Павсаний писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием , то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.

Минотавр и Тесей

Диодор пишет что Тесей приплыл во второй партии, а Плутарх утверждал, что в третьей. Но известно точно, что герой попал в число жертв Минотавру уже после убийства им . По некоторым источникам, для снижения сопротивления пленников, их лишали зрения. По другим - запутанный лабиринт невозможно было покинуть, и те, кто избежал смерти от рук Минотавра, просто погибали без воды и еды.

Тесей был в числе четырнадцати жертв. Вместе с остальными его запустили в лабиринт, где он сразился с Минотавром и убил его голыми руками. Иногда указывается, что у героя при себе был меч.

Ариадна (единоутробная сестра Минотавра, но дочь Миноса) дала ему с собой клубок нитей, который Тесей разматывал всю дорогу. В результате он и остальные пленники покинули лабиринт невредимыми. Трон в Амиклах содержит изображение плененного Минотавра, которого Тесей вёл на веревке.

Рационалистическая версия легенды о Минотавре

Филохор , а после него Евсевий в своих трудах описывали иную версию происхождения Минотавра, в которой быкоголовое чудовище выступает в качестве аллегории. По легенде, Минотавр являлся человеком, его звали Тавром. Он учил юного царя Крита - Миноса, и прославился своей жестокостью. В то время Афины находились под властью Крита и платили дань людьми. Минос решил учредить состязание, в котором его учитель сражался с присланными афинскими юношами. Тавр одолел девятерых, но Тесей, сын афинского царя, его одолел. В честь победы Афины были освобождены от уплаты дани.

Лабиринт в Кноссе и миф о Минотавре

Также Лабиринт Дедала, согласно Плутарху, был самой обыкновенной тюрьмой. В ее стенах размещались простые заключенные, причем в весьма сносных условиях. Минос ежегодно проводил состязания в честь Андрогея, его сына, убитого афинянами. Победитель получал в рабы присланных из Афин юношей и девушек. До того их содержали в Лабиринте. Тавр пользовался великим доверием Миноса и был первым победителем состязаний. Тавр слыл грубым и жестокосердным хозяином, беспощадным с рабами. «Государственное устройство Боттии» Аристотеля ясно выражает мысль автора, что убивать присланных людей было попросту невыгодно - молодые люди высоко ценились на рынке рабов. Они, скорее всего, до конца своих дней оставались рабами на Крите.

Историк Демон считал, что Тавр являлся полководцем, флот которого вступил в бой с флотом Тесея в гавани и был разгромлен. В этом бою Тавр погиб. Плутарх писал, что Тавр был полководцем, убитым в войне между Критом и Афинами. Позднейшая история о Минотавре - плод человеческой выдумки и мифотворчества.

Иные гипотезы и культ быков

Минотавр мог быть заимствованным финикийским богом под именем . Молох изображался в виде рогатого человека, и ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху - детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Культ Молоха вполне мог находиться на Крите. Смерть Минотавра ознаменовала конец этого культа.

Ряд историков наших дней полагает историю Минотавра иносказательной историей о столкновении индоевропейцев с культурами автохтонных «народов моря». Эти «народы моря» неизвестного происхождения почитали быков. Столкновение выиграли более цивилизованные в современном понимании индоевропейцы. Также внешность Минотавра наводит на мысли о звероголовых египетских богах.

«Тесей», роман пера Мери Рено, содержит описание ритуальных жертвоприношений. Они назывались «бычьими поясками» - своеобразной протокорридой. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии - ритуальных прыжков через быка. Культ почитания быка имел большую силу на Крите, и подобные ритуалы составляли значительную его часть.

Подобная тематика прослеживается еще со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Бои с быками и почитание быков обычное явление для культур средиземноморья. В наши дни это явление сохранилось в качестве испанской корриды.

Обоюдоострый топор палача - «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа. Вероятно, «лабиринт» - видоизмененное «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская демонология содержит немало людей с головами быков. Минотавр, живущий в сердце лабиринта, скорее всего, был жестокой легендой, отголоском еще более устрашающих ритуалов Крита. Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором.

Культура Древней Греции хранит в себе много захватывающих рассказов, уникальных историй и поучительных легенд. Правдивость и достоверность древней легенды об убийстве Минотавра не имеет конкретных письменных подтверждений. Однако сохранились развалины былого дворца чудовища, им больше 4 тысяч лет. Это место вызывает повышенный интерес у людей, желающих прикоснуться к таинственной истории освобождения, любви и горя.

Происхождение чудовища

Минотавр описывается его как монстр ростом больше 2 м. У него бычья голова и человеческое тело. Питался он человеческим мясом.

Миф о Минотавре повествует, о том, что его родители - не обыкновенные смертные. Мать Пасифая, дочь Гелиоса и царица острова Крит (её часто путают с Пасифеей, но та была Нереидой, а это разные персонажи), отец - бык (по некоторым преданиям им стал сам Посейдон). Пасифая была женой Миноса, сына Зевса и Европы, который боролся со своими братьями Радамантом и Сапедоном за престол. Минос попросил помощи у богов, обещая за это преподнести им щедрое жертвоприношение. Всё получилось, как и желал Минос, он подтвердил свои намерения и взошёл на царство.

Легенда гласит, что Посейдон послал царю для жертвы сильного быка, который вышел прямо из морских вод. Но сын Зевса не сдержал своё обещание. Бык оказался очень красивым, поэтому он решил провести Посейдона и подменил подаренное животное на обычное.

Однако обмануть богов было невозможно, поэтому Посейдону стало известно о хитрости Миноса. За это он решил наказать его. Морской владыка внушил Пасифае, жене Миноса, непреодолимое желание к быку. Для совокупления с быком была придумана специальная конструкция, похожая на корову. Изнутри она была пустой, поэтому девушка могла с лёгкостью разместиться в ней.

Пасифая соблазнила быка и спустя время родила необычного человека. Мальчика, назвали Астерием, что означает «звёздный». Изначально ребенок ничем не отличался от других. Но по мере роста его тело начало видоизменяться, превращая его в монстра.

Минос не осуждал жену, т. к. понимал, что во всём случившемся есть его вина. Но и видеть ребенка он не желал. И тут ему на помощь пришли Дедал и Икар. Он поставил перед ними задачу возвести сооружение, где можно было содержать чудовище с головой быка и телом человека. Они создали Кносский лабиринт.

Зная о кровожадности зверя, царь отправлял в Кросс приговорённых к смерти за какие-либо преступления. Но после того, как жители афин убили Андрогея, сына царя Критского, он в отместку потребовал плату у жителей столицы. Поэтому любое упоминание о быке, вызывало у жителей древних Афин чувство страха. Для удовлетворения потребностей животного, необходимо:

  1. Каждый 9 лет платить дань.
  2. Выбирать 7 девушек и 7 юношей и отправлять в лабиринт. Их происхождение не играло никакой роли.

История Тесея

Тесей - тот самый герой, кто убил Минотавра. Он - одна из 14 жертв, которые были присланы как дань чудовищу. Он родился и жил в царских палатах. Молодой герой происходил из рода Эгея, который правил в Афинах. Его маму звали Эрфа, она была царевной Тезеры.

Эгей не занимался воспитанием Тесея, он постоянно был далеко от семьи. Долгое время юноша жил с матерью, на её родине. Прежде чем расстаться со своей семьёй и уехать в Афины, Эгей спрятал меч и сандалии - это был своего рода подарок Тесею. Желая повидаться с родителем, шестнадцатилетний юноша покидает свою обитель (Тезерские земли) и отправляется в Афины. По пути он совершает разные подвиги.

Победа над Минотавром

Тесею предстояло посетить жилище Минотавра, поэтому он был решительно настроен завершить чудовищную вереницу человеческих жертвоприношений, чтобы люди, жившие в постоянном опасении за своих детей, смогли вздохнуть свободно.

Успеху операции способствовал один факт. Минос родил ещё детей, и у него появилась дочь Ариадна. Увидев молодого человека, девушка влюбилась, чувство оказалось обоюдным, поэтому у них завязались крепкие отношения. Она знала, что в лабиринте сына афинского царя ждёт опасность, поэтому подарила любимому волшебную нить. Она помогала любому путнику найти правильный выход. Зная об этом, Ариадна отдала её Тесею, чтобы он смог ориентироваться, находясь внутри лабиринта.

Тесей, выполнил все так, как его учила девушка. Он взял конец нити и привязал её к двери, а для указания пути пустил клубок на пол, последовал за ним и дошёл до логова зверя. Войдя в него, он нашёл спящего монстра. Существует 3 версии того, как юноша победил Минотавра.

  1. Задушил голыми руками.
  2. Убил зверя одним ударом кулака.
  3. Зарубил мечом, который был оставлен ему отцом.

Узнав весть о том, что сын Эгея убил Минотавра и вышел из места заточения зверя, люди возликовали. Победитель понимал, что он просто не сможет больше существовать без прекрасной возлюбленной Ариадны. Поэтому, уезжая с острова, он похитил девушку.

В пути девушка погибает в морской пучине. Люди допускали, что это дело рук Посейдона, который таким способом решил отомстить Тесею за убийство Минотавра. Сын Эгея был настолько опечален известием о смерти девушки, что забыл сменить флаг из чёрного на белый. В знак удачного завершения дела.

Как только царь Эгей увидел чёрный знак, то сделал вывод, что сын проиграл схватку с монстром и погиб. Поэтому он, не дожидаясь никого, бросился в морские глубины и утонул. В память об этом, море получило название Эгейское.

После того как юноша расправился с чудовищем, нога человека не ступала на территорию лабиринта. Люди помнили весь ужас и страх, вызванный Минотавром.

Рационалистические версии мифа

Автор Содержание
Филохор и Евсевий Древние истории описывали немного иную версию появления критского Минотавра. В своих трудах они указывали, что рождение человека с бычьей головой было аллегорией. По их данным, Минотавр был обычным человеком, которого изначально звали Тавр.

Его родина - остров Крит, где он служил при царе Миносе. Тавр славился особой жестокостью. Афины, находились под властью островитян, поэтому должны были оплачивать дань не только золотом, но и людьми. Царь Минос принял решение проводить состязание, где Тавр должен был сражаться с сильнейшими афинскими юношами. Миф гласит, что среди юношей появился и Тесей, который смог одолеть Тавра. В честь этого жители афин были освобождены от уплаты налогов.

Плутарх Автор указывал на то, что лабиринт Дедала, который назывался Кносским, был среднестатистической тюрьмой. Ежегодно критский царь проводил состязания в честь своего погибшего сына Андрогея. Победитель получал в собственное владение афинских рабов. Но до этого их держали в стенах лабиринта. Согласно мифам, Тавр был первым, кто победил в соревнованиях. Но он был известен как жестокий и грубый хозяин. Чтобы уберечь своих людей, Тесей вышел на поединок с ним.
Демон Согласно этой мифологической гипотезе, Тавр - это известный критский полководец, служивший царю Миносу. Он со своими воинами вступил в бой с флотом Тесея, но потерпел поражение. В этом бою он погиб от рук сына Эгея.

Современные историки полагают, что легенда о Минотавре несёт в себе метафору о столкновении и борьбе жителей материка с «народами моря», которые почитали быков.

Образ Минотавра в других произведениях

Авторы литературных произведений часто берут за основу древнегреческую мифологию. Она богата на колоритные и самобытные персонажи. Минотавр - один из таковых. В литературе образ зверя, который выглядит как человек с головой быка, можно встретить в произведениях:

  • «Дом Астерия».
  • «Лабиринт Минотавра».
  • «Божественная комедия».
  • «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре».

Давайте задумаемся, что нам мешает исполнять наши заветные мечты? Как правило, это наши страхи, ложные убеждения, предыдущий опыт, который регулярно нашёптывает нам, что мы не справимся, разочаруемся, обманемся. И в таком перешёптывании проходят годы, а иногда и вся жизнь. Но, как известно, кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдания. Конечно, мы слышали и читали, что с тревогами можно разобраться, установки — поменять, со страхами — начать взаимодействовать. А вот как это сделать — каждому приходится искать самому. Мне в этом помог лабиринт.

Что представляет собой лабиринт? Это некое замкнутое пространство, отгороженное от внешнего мира какими-либо ограждениями. Сам он состоит из одной единственной дорожки, очень длинной и извилистой. Самое главное для человека, идущего по этой дорожке, быть постоянно в контакте со своими эмоциями. Так можно получить бесценный опыт проживания собственных страхов, сомнений и тревог — всего того, что препятствует достижению поставленной цели. Осознанно пройдя свой лабиринт, можно получить работающие инструменты принятия решений, которые помогут человеку стать решительным и уверенным в себе.

Чудовища, от которых можно сбежать

В прошлом году я прошла подобный лабиринт. Это было ранней осенью под Зеленоградом. В своём богатом воображении я представляла лабиринт как некие катакомбы, окружённые каменными стенами, внутри которых, возможно, обитают чудовища. И когда я увидела на поляне всего лишь извилистые тропинки, обозначенные вбитыми в землю деревянными кольями, моему разочарованию не было предела. Возникло сильное желание развернуться и уйти. Тогда я ещё не понимала, что лабиринт уже начал работать. И это был первый урок, первый ответ на мой вопрос, почему моё заветное желание никак не сбывается. Дело в том, что бегство было моей привычной тактикой. Когда я видела, что что-либо не соответствует моим ожиданиям, я сразу от этого отрекалась. Выходила из проектов, отклоняла идеи, отказывалась от отношений. Однако в этот раз я решила остаться. Всё-таки это был тренинг. Сформулировав вопрос, я зашла в лабиринт и довольно резво по нему пошла. Через какое-то время я почувствовала скуку. Лабиринт был огромный, идти было ещё довольно далеко. И я, недолго думая, стала перепрыгивать через деревянные колья, приближаясь к выходу. Причём я даже этого не заметила, будучи полностью уверена, что лабиринт я прохожу благополучно. Однако это заметил мой тренер Дмитрий и посоветовал мне пройти его ещё раз. Помню своё сильное сопротивление этому процессу. Идти так долго, да ещё по одной единственной дорожке, которая плутает и виляет. И это был следующий урок, который мне преподнесла Вселенная. Дело в том, что сам лабиринт заполнен невообразимо огромным количеством поворотов и извилин. Что подразумевает огромную потерю времени, однообразие и замедленность на пути к достижению цели. В лабиринте в принципе невозможно бежать, т. к. направление пути постоянно меняется. Несколько раз ты приближается к заветной цели, однако дорожка лабиринта отводит тебя в противоположную сторону, что вызывает некое эмоциональное напряжение. Возникает огромное желание броситься напролом к центру лабиринта. Но извилистая тропинка никому не предоставляет свободу выбора. И здесь получаешь ещё один важный урок. Именно в лабиринте начинаешь ощущать необходимость смирения и подчинения Высшим силам.

Шагай! Дорожка выведет

Помимо этого, в лабиринте забываешь о суете окружающего мира и погружаешься в собственное внутреннее пространство, тонко чувствуя любые изменения в своём теле. И в этот самый момент ты вступаешь во взаимодействие со своими страхами. Например, я постоянно чувствовала тревогу, что не смогу добраться до центра лабиринта с первого раза. Именно страх совершить ошибку и не быть идеальной тормозил моё движение по волшебной тропинке. Однако в какой-то момент мой внутренний голос скомандовал: "Делай шаги! А дорожка, выложенная кем-то более мудрым, выведет тебя к намеченной цели". Я стала двигаться дальше, но, несмотря на то, что шла по одной-единственной тропинке, я всё-таки заблудилась и не смогла с первого раза дойти до центра. Пришлось повернуть на второй круг и начать заново. Второй раз был более удачным, я достигла центра. Однако благодаря своему блужданию я увидела новую модель поведения: если не вышло с первого раза, получится со второго, а может быть, и с третьего. Главное — не сдаваться и двигаться вперёд!

Путь домой

Кульминация прохождения лабиринта — достижение его центра. Там ты остаёшься один на один с собой. Это место, где тебе даётся возможность почувствовать и открыть в себе что-то очень важное, познакомиться с собой обновлённым, услышать ответы на давно мучающие вопросы. В лабиринте каждый шаг, каждое действие наполняется энергией, каждая мысль и эмоция значимы. Именно здесь происходит долгожданная метаморфоза, настолько меняющая человека, что заставляет кардинально изменить направление движения, развернуться на 180 градусов и начинать двигаться в обратном направлении. Однако не стоит думать, что это тот же путь. Это путь обновлённой личности. Недаром древние полагали, что именно в центре лабиринта происходит символическая смерть и новое рождение человека, переход из одной формы существования в другую, более высокую, более духовную. Когда я повернулась от центра и пошла обратно, то почувствовала совсем иные ощущения. Дорога к центру была полна страхов, сомнений и тревог. Обратно я шла легко и свободно. Я не смотрела вперёд, пытаясь проследить путь до выхода и тем самым обезопасить себя от чрезмерных блужданий. Я просто шла и любовалась пёстрой осенней листвой, вдыхала запах дождя и сырого дерева, напевала себе что-то под нос. Меня совсем не волновало, куда я иду, и где выход. Я точно знала, что рано или поздно выйду из лабиринта. Думаю, что именно тогда получила бесценный опыт жить "здесь и сейчас" и не беспокоиться о завтрашнем дне. А также я почувствовала твёрдую уверенность, что моё желание обязательно сбудется. И оно действительно сбылось!

На тот момент мне осточертела моя работа, но я никак не могла её сменить. А после прохождения лабиринта я написала заявление об уходе и отправилась в свободное плаванье, абсолютно не волнуясь о том, что останусь без средств к существованию. Сейчас у меня прекрасная работа с частичной занятостью и по большей части удалённым доступом. Я просыпаюсь каждое утро и радуюсь, что впереди меня ожидает потрясающе интересный день, встречи с замечательными людьми, посещения увлекательных мероприятий, прогулки в парке, катание на велосипеде, а главное, я практически всегда делаю то, что хочу. Спасибо Лабиринту!

На студенческие каникулы мы съездили с Крошкой в страну изучаемого языка, где он исправно читал и даже отчасти переводил мне ветвистые надписи на памятниках. Пытался, конечно, аппелировать к тому, что словарный запас его невелик, да и вообще, но я рычала сурово: «У нас образовательная поездка!»

Крошка вздыхал, читал очередные латинские славословия, а выйдя из музея, требовал макарон, сиречь пасты. От моих предложений разнообразить меню он отмахивался: «У нас образовательная поездка!»
Крошке скоро восемнадцать, и он отлично усвоил нашу концепцию путешествий.

Искать гильзы на бородинском плац-театре после традиционной сентябрьской реконструкции, пройти полный круг по гребню городского вала в Переславле-Залесском, обойти «эмоцiйны» кофейни Львова, положить камуфляжной расцветки бандану перед памятником поручику Тенгинского пехотного полка, одному из создателей российского спецназа, в Геленджике, подпеть льющейся с диска старой песне о подвиге рядового того же полка, проезжая на машине через бывшие Михайловские укрепления на Черноморском побережье, покататься на велосипедах в Гайд-парке, сходить на сырную ярмарку в Алкмааре или выискивать античные обломки в более поздних постройках вдоль Аппиевой дороги — все это считается у нас в семье образовательной поездкой.

На самом деле, конечно, я так успокаиваю свою совесть, когда она голосом классной руководительницы советует обратить внимание на отметки сына. Хорошо, что Крошка наконец-то закончил школу. Но ведь есть еще и Малютка, его брат, тот еще оболтус.

У оболтуса оценка по истории колеблется между двойкой и тройкой. Он никогда не помнит дат и принципиально не читает учебник. Зато оболтус видел в нескольких провинциальных музеев утюги «Лев Толстой горит в аду», рулил вместе с братом двумя видами дрезин, отличает мундир Ахтырского полка от мундира Гродненского или, скажем, Лейб-гусарского, а древнеримскую кладку стен - от средневековой английской.
«И что ему это дало?!» - возмущенно спрашивает бабушка.

В плане оценок - пожалуй, что и ничего. А вот в плане понимания реальности и живости истории, думаю, многое. Как и в плане семейного взаимопонимания.

И мне тоже иногда очень хочется мыслить оценками. Рисовать на полях палочки и галочки, разбавляя их иногда плюсиками и вопросительными знаками. Это соблазнительно, потому что понятно. План урока.

Объяснение-усвоение-закрепление. Знания-умения-навыки. Что должно получиться на выходе. Каждый учитель точно знает, что должно получиться на выходе.

Я тоже знаю. Должен получиться друг, с которым мне интересно и которому интересно со мной. Только не на выходе, а в процессе. Потому что какой уж тут выход. Тут сплошной лабиринт - и надо постараться не поселить в него случайно какого-нибудь Минотавра. Есть у меня такое ощущение, что Минотавры любят селиться в лабиринтах из палочек, галочек, плюсиков и поурочных планов. Поэтому в свой лабиринт мы с удовольствием добавляем для профилактики легкого безумия.

В летнем Петербурге мои дети кричали «ужо!» Медному всаднику (и да, после этого город залило, вода на Невском стояла выше колена), в Лондоне искали синюю полицейскую будку (нашли!), а в Амстердаме из всех возможных музеев выбрали Музей кошечек (где обнаружили среди статуэток и афиш кабаре Chat Noir портрет Ленина и крутящийся нон-стопом советский мультфильм «Кошка, которая гуляла сама по себе»). Это все отлично укладывается в нашу концепцию. Проверяем суеверия, отдаем дань любимым сериалам и подчиняемся внезапным порывам. Так мы образуем свою жизнь. Следовательно, образовательной может стать любая поездка - если, конечно, ее правильно позиционировать.

Кстати. В Риме, где мы оба были впервые, Крошка довольно уверенно водил меня по Замку Святого Ангела. В ответ же на мои комплименты его способности ориентироваться сын скромно промолвил: «Я столько раз здесь бегал в игре Assassin’s Creed…»

Ну что сказать. Образование нынче многолико. И это тоже укладывается в нашу семейную концепцию.