Кто такой нигилист отцы и дети. Урок-размышление «Нигилизм и его последствия» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Развенчание теории Базарова

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла».

Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

За всю историю существования человечества только триста лет были мирными, а в остальное время в разных уголках земли вспыхивали войны. Война - это естественное, хотя и очень страшное явление.
Войну 1812 года у нас называют Отечественной. В этой войне наиболее полно и ярко проявился патриотический дух русских людей. Эту войну выиграло не высшее общество, а народ. Конечно, были и в высшем обществе люди долга и отваги, но таких людей были единицы. JI.H. Толстой в своем произведении выступает как великий знаток истории и великий психолог. Он показывает не только наши победы, но и наши поражения и раскрывает основные причины этих поражений, а также психику и внутреннее состояние каждого военного человека.
Причин этой бедственной и разрушительной войны очень много, но главная причина - Наполеон. Он возомнил себя властелином мира и поплатился за это. Наполеон был выходцем из простой семьи, но на чужих костях он построил империю и стал во главе ее. Он был умен и хитер, как лис. После войны 1805-1807 годов он заключает с Россией мир. Это было сделано для того, чтобы восстановить свои силы и двинуться против нее. Россия была единственным государством, которое не покорилось ему. Россия была не готова к войне. Наша победа над наполеоновской армией заключается не в силе, а в хитром расчете и долге перед Родиной. Спасителем России стал Кутузов. Он был единственным человеком, который понимал, что Наполеона можно победить только хитростью.
Когда Наполеон вступил на территорию России, наши войска встретили его у границы, но не давали сражений и все время отступали. Мне кажется, что именно в этом холодный расчет Кутузова. Он знал, что разбить наполеоновскую армию ему не удастся, и он затягивал Наполеона в глубь России, растягивая линию его наступления. И когда возникла прямая угроза Москве, Кутузов был вынужден дать генеральное сражение.
До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским, как пять к шести, а после сражения, как один к двум. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Он знал, что Наполеон, давший это сражение, еще больше растянул свою линию. Бородинское сражение произошло 26-го числа. Но история неправильно описывает Бородинское сражение. Дело в том, что 24-го числа мы потеряли Шевардинский редут, и наш левый фланг был ослаблен. Удар французов пришелся именно на этот фланг. Только благодаря мужеству и отваге наших солдат Бородинское сражение было морально выиграно. Воодушевленный победой, Кутузов хотел отдать приказ к наступлению, но, узнав о потерях нашей армии, отменил свое решение. Русскими войсками под Бородином была одержана та духовная победа, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своем бессилии. Это был решающий удар, который нанес смертельную рану французским войскам. Но наши войска все равно отступили, и французы вошли в Москву. Многие жители, покидавшие Москву, поджигали свои дома, другие оставляли их со всем скарбом. И это тоже сыграло свою роль, потому что французские солдаты начали грабить дома, забирать все самое ценное и убегать из армии. Таким образом, вся французская армия разлагалась изнутри. Наполеон с остатками армии бежал из Москвы.
Обрадованный этой победой, царь Александр приказал нашей армии двинуться на Запад, и вскоре вся Европа была освобождена. Наполеон был сослан на остров.
Россия была единственной страной, которая не покорилась Наполеону. Это действительно великая Отечественная война, в которой раскрылся характер русского человека. И Толстой - единственный писатель, который раскрыл эту войну в полной степени.

Роман «Война и мир» был задуман Л. Н. Тол-стым как история о декабристе, возвращаю-щемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше писатель работал с архивными ма-териалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так замысел постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его в войне 1812 года.

Позже Толстой писал, что главная мысль ро-мана — «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Л. Н. Толстой был участником Севасто-польской обороны. В эти трагические меся-цы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявля-ются не в красивых фразах или ярких подви-гах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.

Этот опыт сказался в романе «Война и мир». В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые инте-ресы шла в 1805—1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли геро-ически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.

Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые ав-тор и Кутузов называют «народным чувст-вом», «скрытой теплотой патриотизма».

Кутузов, объезжая позиции накануне Бо-родинского сражения, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовились по-гибнуть за Родину. «Чудесный, бесподоб-ный народ», — с волнением и слезами про-изнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают и его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению; в Бородинском сражении русские одержали нравственную победу. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офи-церы французской армии испытывали оди-наковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказы-вается, русских можно убить, но не побе-дить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продол-жают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколеби-мая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика «терпение и время», чья опора прежде всего на силу духа в войсках.

Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Стоит вспомнить, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на при-стрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказы-вать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых отно-сили, ряды смыкались. Если отбегали солда-ты, то они тотчас же поспешно возвраща-лись». Вот пример того, как выполнение дол-га перерастает в подвиг.

Эта сила складывалась из патриотизму не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сра-жения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Мо-жайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: «Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово — Москва». Глазами Пьера нарисована картина сраже-ния, показан героизм артиллеристов на бата-рее Раевского.

Эта непобедимая сила основывалась на героизме и патриотизме москвичей, поки-давших родной город, как ни жалко им было оставлять на погибель свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать под-воды раненым, и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подво-ду, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов.

Вообще, тема партизанской войны зани-мает особое место в романе. Толстой под-черкивает, что война 1812 года действи-тельно была народной, потому что сам на-род поднялся на борьбу с захватчиками. Сражались уже отряды старостихи Васили-сы Кожиной, Дениса Давыдова. Толстой в романе подробно описывает действовав-шие отряды. Это отряд Денисова, где са-мый нужный человек — Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по час-тям. Толстой ярко описывает жестокую, не на жизнь, а на смерть народную войну: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной си-лой, и, не спрашивая ничьих вкусов и пра-вил, с глупой простотой, но с целесообраз-ностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдания лю-дей, будь то враги или свои. Отходчивое рус-ское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных францу-зов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толсто-го патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна.

Здесь есть смысл вспомнить историчес-кую концепцию писателя. На страницах ро-мана, и особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого, суть ее в так называемом «роевом начале», духе и воле не одного че-ловека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так, побе-ду в Отечественной войне 1812 года Тол-стой объясняет тем, что столкнулись две во-ли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справед-ливой для русских, они воевали за свою Ро-дину, свою землю, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее, чем у францу-зов. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Война 1812 года стала рубежом, испыта-нием для всех положительных героев в ро-мане: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородин-ским сражением, веря в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчи-ков, — он даже разрабатывает план убийст-ва Наполеона; для Наташи, отдавшей под-воды раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Де-нисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, стано-вятся единым целым, участвуют в формиро-вании воли к победе.

Эта воля к победе особенно ярко проявляет-ся в массовых сценах: в момент сдачи Смо-ленска (вспомним купца Ферапонтова, кото-рый, поддавшись какой-то неведомой, внут-ренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести — поджечь); при подготовке к Бородинскому сражению, в ожидании боя партизан с французами.

Итак, Толстой рисует войну 1812 года как на-родную, Отечественную, когда на защиту Ро-дины поднялся весь народ. И сделал это писа-тель с огромной художественной силой, со-здав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что.

Этот опыт сказался в романе “Война и мир”. В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805-1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения.

Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют “народным чувством”, “скрытой теплотой патриотизма”.

Кутузов накануне Бородинского сражения, объезжая позиции, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они были готовы к смерти за Родину. “Чудесный, бесподобный народ”, - с волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли.

Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но и все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - “терпение и время”, чья ставка прежде всего на дух в войсках.

Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомните, как ведут себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею “делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались”. Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг.

Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: “Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово - Москва”. Глазами Пьера дана картина сражения, героизм артиллеристов на батарее Раевского.

Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов.

Непобедимая сила русских складывалась из действий партизанских отрядов. Один из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах IV тома возникает образ “дубины народной войны”, которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к поверженному врагу.

Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди.

У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна.

Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру
его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие
исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к
Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также
Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех
русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах
обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими
словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной
войны против захватчиков.Интересно узнать, каково же отношение Толстого к войне? По мнению Льва Николаевича,
«война – это забава праздных и легкомысленных людей», а сам роман «Война и мир» – это антивоенное
произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие
страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых
героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о
славе, власти, о «своем Тулоне» (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и
ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой
лесной природы и безумия убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама
Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий розовым и
золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то
драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели
золотые поля и перелески». Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все
поля покрываются «мглой сырости и дыма», запахом «странной кислоты селитры и крови». В эпизоде драки
французского и русского солдата из-за банника, в картинах военных госпиталей, в составлении диспозиций к
сражениям мы еще раз убеждаемся в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне.В своем романе писатель дает
изображения двух войн: за границей в 1805-1807 годах и в России в 1812 году. Первая, ненужная и непонятная
русскому человеку, война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне все далеки от патриотизма:
офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Вторая же носит совсем
иной характер: это война народная, справедливая. В ней патриотические чувства охватили различные слои русского
общества: ненависть к врагу испытывали и купец Ферапонтов, сжигающий свою лавку при занятии французами
Смоленска, чтобы ничего не досталось неприятелю, и мужики Карн и Влас, отказывающиеся продавать «за хорошие
деньги, которые им предлагали, сено», и Ростовы, отдавшие подводы для раненых в Москве, довершив этим свое
разорение.Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов,
которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Толстого,
«уничтожали великую армию по частям». Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о
крестьянине Тихоне Щербатом, «самом полезном и храбром человеке» в отряде Василия Дмитриевича, и о смелом, но
безжалостном Долохове.Особое место в понимании «скрытой теплоты» русского патриотизма занимает Бородинское
сражение, в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником.
Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не
случайно французские генералы сообщали Наполеону, что «русские держатся на своих местах и производят адский
огонь, от которого тает французское войско», «наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят». Сражаясь за
Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать
победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой «шли, ползли и
неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами». Французы же понимали, что сами они были
нравственно истощены, опустошены, и именно это и определило в дальнейшем их полное поражение. Докатившись до
Москвы, французская армия неминуемо должна была погибнуть от смертельной раны, полученной ею при Бородине.В то
время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же
петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым
не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было «сознавать опасность» и то трудное положение, в котором
находился русский народ. Толстой резко осуждает такой «патриотизм», показывает пустоту и никчемность этих
людей. Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера.
Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей,
того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и
графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на
своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского,
наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь. Большим
испытанием стало Бородинское сражение и для Пьера. Желая разделить судьбу народа, России, граф Безухов, не
будучи военным, принял участие в этом бою. На глазах Пьера страдали и умирали люди, однако не только сама
смерть поразила его, но и то, что солдаты уже не видели никакой дикости в уничтожении людей людьми. В день
битвы графу Безухову много дал последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истинный исход сражения
зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата.По
мнению Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и,
несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это
был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне: полководец один принимал смелые, трезвые и
правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его
стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом. В романе «Война и мир» Толстой, с одной стороны,
показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч
и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в
освободительной войне против французских захватчиков, и победил.