Кто изображен на картине шоколадница. Познакомимся с художником. Кто изображен на картине

La Belle Chocolatière , нем. Das Schokoladenmädchen ) - наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара , изображающая служанку , несущую на подносе горячий шоколад . Выполнена в технике пастели на пергаменте .

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню , чтобы попробовать новый шоколадный напиток , о котором так много шло разговоров в это время . Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия - настоящая история золушки - была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме - так гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery» . Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии , звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна . В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил пастель знаменитого Лиотара.
Она исполнена в незаметных градациях
света и с превосходным рельефом.
Переданная природа нисколько не
изменена; будучи европейской работой,
пастель исполнена в духе китайцев…
заклятых врагов тени. Что же касается
законченности работы, то можно сказать
в одном слове: это Гольбейн пастели.
На ней изображена в профиль молодая
немецкая девушка-камеристка, которая
несёт поднос со стаканом воды и
чашкой шоколада» .

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию , где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти , занимавшемуся наполнением коллекции Августа III , короля Польши , и Фридриха II Прусского .

В массовой культуре

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate » приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире . Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере , штат Массачусетс .

Напишите отзыв о статье "Шоколадница (картина)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шоколадница (картина)

Выглядело это, надо сказать, весьма неприятно... Коньки у меня были с короткими сапожками (достать высокие в то время у нас было ещё невозможно) и я увидела, что вся моя нога у лодыжки перерезана чуть ли не до кости… Другие тоже это увидели, и тут уже началась паника. Слабонервные девочки чуть ли не падали в обморок, потому что вид, честно говоря, был жутковатый. К своему удивлению, я не испугалась и не заплакала, хотя в первые секунды состояние было почти что шоковое. Изо всех сил зажав руками разрез, я старалась сосредоточиться и думать о чём-то приятном, что оказалось весьма не просто из-за режущей боли в ноге. Через пальцы просачивалась кровь и крупными каплями падала на лёд, постепенно собираясь на нём в маленькую лужицу...
Естественно, это никак не могло успокоить уже и так достаточно взвинченных ребят. Кто-то побежал вызывать скорую помощь, а кто-то неуклюже пытался как-то мне помочь, только усложняя и так неприятную для меня ситуацию. Тогда я опять попробовала сосредоточиться и подумала, что кровь должна остановиться. И начала терпеливо ждать. К всеобщему удивлению, буквально через минуту через мои пальцы не просачивалось уже ничего! Я попросила наших мальчишек, чтобы помогли мне встать. К счастью, там находился мой сосед, Ромас, который обычно никогда и ни в чём мне не противоречил. Я попросила его помочь мне подняться. Он сказал, что если я встану, то кровь наверняка опять «польётся рекой». Я отняла руки от пореза... и какое же было наше удивление, когда мы увидели, что кровь больше не идёт вообще! Выглядело это очень необычно – рана была большой и открытой, но почти что совершенно сухой.
Когда наконец-то приехала скорая помощь, осмотревший меня врач никак не мог понять, что же такое произошло и почему у меня, при такой глубокой ране, не течёт кровь. Но он не знал ещё и того, что у меня не только не текла кровь, но я также не чувствовала никакой боли вообще! Я видела рану своими глазами и по всем законам природы должна была чувствовать дикую боль... которой, как ни странно, в данном случае не было совсем. Меня забрали в больницу и приготовились зашивать.
Когда я сказала, что не хочу анестезию, врач посмотрел на меня, как на тихо-помешанную и приготовился делать обезболивающий укол. Тогда я ему заявила, что буду кричать... На этот раз он посмотрел на меня очень внимательно и, кивнув головой, начал зашивать. Было очень странно наблюдать, как моя плоть прокалывается длинной иглой, а я, в место чего-то очень болезненного и неприятного, чувствую всего лишь лёгкий «комариный» укус. Врач всё время за мной наблюдал и несколько раз спросил всё ли у меня в порядке. Я отвечала, что да. Тогда он поинтересовался, происходит ли подобное со мной всегда? Я сказала, что нет, только сейчас.
Не знаю, то ли он был весьма «продвинутым» для того времени врачом, то ли мне удалось его каким-то образом убедить, но, так или иначе, он мне поверил и больше никаких вопросов не задавал. Примерно через час я уже была дома и с удовольствием поглощала на кухне тёплые бабушкины пирожки, никак не наедаясь и искренне удивляясь такому дикому чувству голода, как если бы я была не евшая несколько дней. Теперь я, естественно, уже понимаю, что это просто была слишком большая потеря энергетики после моего «самолечения», которую срочно требовалось восстановить, но тогда я, конечно же, ещё не могла этого знать.
Второй случай такого же странного самообезболивания произошёл во время операции, на которую уговорила нас пойти наш семейный врач, Дана. Насколько я могла себя помнить, мы с мамой очень часто болели ангиной. Это происходило не только от простуды зимой, но также и летом, когда на улице было очень сухо и тепло. Стоило нам только чуточку перегреться, как наша ангина была тут, как тут и заставляла нас безвылазно валяться в постели неделю или две, чего моя мама и я одинаково не любили. И вот, посоветовавшись, мы наконец-то решили внять голосу «профессиональной медицины» и удалить то, что так часто мешало нам нормально жить (хотя, как позже оказалось, удалять это необходимости не было и это опять же, было очередной ошибкой наших «всезнающих» врачей).
Операцию назначили на один из будних дней, когда мама, как и все остальные, естественно, работала. Мы с ней договорились, что сначала, утром, пойду на операцию я, а уже после работы сделает это она. Но мама железно пообещала, что обязательно постарается прийти хотя бы на пол часа перед тем, как доктор начнёт меня «потрошить». Страха я, как ни странно, не чувствовала, но было какое-то ноющее ощущение неопределённости. Это была первая в моей жизни операция и я ни малейшего представления не имела о том, как это будет происходить.
С самого утра я, как львёнок в клетке, ходила вперёд-назад по коридору, ожидая, когда же уже всё это наконец-то начнётся. Тогда, как и сейчас, мне больше всего не нравилось чего-либо или кого-либо ждать. И я всегда предпочитала самую неприятную реальность любой «пушистой» неопределённости. Когда я знала, что и как происходит, я была готова с этим бороться или, если было нужно, что-то решать. По моему понятию, не было неразрешаемых ситуаций – были только нерешительные или безразличные люди. Поэтому и тогда, в больнице, мне очень хотелось как можно быстрее избавиться от нависшей над моей головой «неприятностью» и знать, что она уже позади…
Больниц я не любила никогда. Вид такого множества находящихся в одном помещении, страдающих людей внушал мне настоящий ужас. Я хотела, но не могла им ничем помочь и в то же время чувствовала их боль так же сильно (видимо полностью «включаясь»), как если бы она была моей. Я пыталась от этого как-то защититься, но она наваливалась настоящей лавиной, не оставляя ни малейшей возможности от всей этой боли уйти. Мне хотелось закрыть глаза, замкнуться в себе и бежать, не оборачиваясь от всего этого, как можно дальше и как можно быстрей…

Жан-Этьен Лиотар и его «Прекрасная шоколадница»
К 270-летию создания знаменитой картины

«Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана
зрения в искусстве, вроде гроздей винограда на картине
древнего художника, который пытались клевать птицы»
М. Алпатов. Академик искусствоведения

Кто не помнит одну из жемчужин Дрезденской галереи, изящную картину «Шоколадница», на которой изображена молоденькая венская красавица, грациозно несущая на подносе хрупкую фарфоровую чашку с новомодным шоколадным напитком и стакан чистой прозрачной воды? Написанная почти три века тому назад на пергаменте в технике пастели, картина поражает живописным мастерством и поэтической свежестью.
Автором «Шоколадницы» (другие названия - «Прекрасная шоколадница», нем.„Das Schokoladenm;dchen“, фр. „La Belle Chocolati;re“) является швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (1702 - 1789). Его считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Сохранилось множество легенд о его странствиях и приключениях.
Лиотар родился в Женеве в семье ювелира из французов-протестантов, которым когда-то пришлось эмигрировать в альпийскую республику. Склонность к рисованию он проявил еще в детстве. Любил рисовать портреты друзей, сцены из римской истории, увлекался миниатюрами и эмалевой живописью. Начав заниматься в мастерской у Гарделя, за несколько месяцев превосходит своего учителя. Лиотар виртуозно копирует полотна старых мастеров.
В 1725 году художник отправляется на три года в Париж, чтобы совершенствовать свою технику. Через несколько лет он оказывается в Риме, где создает множество пастельных портретов, в том числе папы Климента XII и ряда кардиналов, это послужило началом его известности в Европе.

Надо сказать, что у Жана-Этьена было два главных увлечения: живопись и тяга к странствиям, и многое в жизни художника складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, связанных именно с путешествиями. Однажды, благодаря знакомству со знатным англичанином, Лиотар совершает поездку на Восток (Мессина, Сиракузы, Мальта, Смирна, острова Делос и Парос), которая завершилось в Константинополе. Здесь художник «задержался» на целых 5 лет. Свои впечатления он воплотил в великолепных рисунках, в которых мастерство и свобода владения техникой (причудливая вязь узоров, линий, утонченные тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины) сочетались с документально точным воспроизведением облика персонажей, их костюмов, фактуры тканей и даже кроя одежды. Люди органично вписывались в пышное убранство помещений с обилием ковров, драпировок, столиков, ваз, подушек. Правда, его восточные красавицы иногда напоминали изысканных парижанок.
Вернувшись в Европу, Лиотар продолжал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище «художник-турок». Он постоянно переезжал из одной страны в другую, общался с интересными людьми, писал их портреты, оставив потомкам достоверный «...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей». Синтез декоративности французского рококо и ясности голландского реализма XVII века в творчестве художника, принес Лиотару большой успех.

В 1745 году судьба занесла Жана-Этьена Лиотара в Вену, где в 1740 году императорский трон заняла 23-летняя Мария Терезия, старшая дочь императора Карла VI. Императрица оказала известному художнику теплый прием и поручила князю Дитрихштайну, человеку близкому ко двору, опекать гостя.
Вскоре Лиотар создает здесь свою Галатею – «Прекрасную шоколадницу» (82,5 ; 52,5 см). Непритязательность композиции, лёгкая атмосфера и почти фотографическая точность пастели, после условности и манерности, характерной для мастеров XVIII века, произвели на современников впечатление откровения. Пастель воспринималась ими как шедевр в одном ряду с работами Шардена и Вермеера, с их персонажами, углублёнными в свои повседневные занятия. Венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи в одном из своих писем писал о «Шоколаднице»: «Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели».
Шедевру Лиотара посвящено огромное количество статей и исследований, дающих подробное ее описание. Вот небольшая выборка из них: «...В этой простой жанровой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. ...Здесь все ласкает глаз - миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой походкой, спокойные, гармоничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. ...Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом.
Художник располагает ее левее центра картины, как бы давая героине возможность двигаться вперед. Направление ее движения подчеркивается жестом вытянутых рук, несущих изящный лаковый поднос, линиями пола. ...Разглядывая эту картину, восхищаешься тем, как виртуозно и точно переданы тонкость фарфоровой чашки (пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый мейсенский фарфор), стакан с прозрачной водой отражает окно, и преломляет линию верхнего края подноса.
Замечательно передана фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упругими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. ...Цвета одежды «Шоколадницы» подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый розовый чепчик».

Достоверных сведений о том, кого художник изобразил в образе «Прекрасной шоколадницы» нет. В самой романтичной и самой красивой версии легенда о создании «Шоколадницы» звучит примерно так. Однажды в промозглый зимний день 1745 года князь Дитрихштейн заглянул в небольшую венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный горячий шоколадный напиток, о котором в это время шло много разговоров. Приятный напиток считался еще и лечебным, а подавали его со стаканом воды. Обслуживала аристократа молодая официантка Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина. Князь был настолько увлечен грацией и красотой девушки, что сразу влюбляется в нее. Чтобы знакомиться с Анной поближе, он отныне посещал кофейню почти ежедневно. Вопреки сильному сопротивлению придворного дворянства, еще в том же самом году Анна становится женой Дитрихштейна и австрийской княгиней. В качестве свадебного подарка молодожен заказал художнику Лиотару картину «Прекрасная шоколадница». Мастер создал шедевр, на котором изобразил Анну в костюме официантки-шоколадницы, воспев любовь с первого взгляда.

Круг жизни Лиотара замкнулся 12 июня 1789 года, когда «художник королей и красивых женщин» умирает, вернувшись на родину в Женеву. Он создал немало прекрасных работ, особенно пастелей, но в памяти потомков остался знаменит именно как автор «Шоколадницы».
С 1855 года "Шоколаднца" находится в коллекции знаменитой Дрезденской галереи.

Во время Второй мировой войны картина вместе с другими шедеврами была перевезена нацистами в крепостной замок Кёнигштейн над Эльбой в Саксонской Швейцарии, недалеко от Дрездена. Здесь в глубоком заминированном каземате в плоских сосновых ящиках сокровища из Дрездена были обнаружены советскими войсками. Это чудо, что они не были взорваны во время отступления немецких войск, уцелели и не успели погибнуть от холода и сырости.
В 1955 году пастель Лиотара демонстрировалась на прощальной выставке в Москве среди других немецких художественных трофеев перед возвращением ее в Дрезденскую галерею. Картины выставлялись со 2 мая по 20 августа 1955 года. Народ приезжал издалека, иногда днями выстаивая в очереди, чтобы увидеть легендарные сокровища, среди которых не затерялась и скромная «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745. Фрагмент | Фото: artchive.ru

Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар считается одним из самых загадочных живописцев XVIII века. Легенд о его путешествиях и приключениях до наших дней дошло не меньше, чем захватывающих историй о его картинах. Самой знаменитой работой Лиотара, несомненно, является «Шоколадница». С этой картиной связана интересная легенда: по свидетельствам современников художника, здесь он изобразил официантку, женившую на себе князя, которому она однажды подавала в кафе шоколад. А вот о характере и нравственных качествах этой особы сохранились весьма противоречивые свидетельства…


Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет (Лиотар Смеющийся), 1770. Фрагмент | Фото: artchive.ru

На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад. По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода. Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745 | Фото: artchive.ru

Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.

Жан-Этьен Лиотар. Автопортреты 1768 и 1773 гг. | Фото: liveinternet.ru и artchive.ru

Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.

Жан-Этьен Лиотар. Дама с шоколадом. Фрагмент | Фото: artchive.ru

Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых. Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа. Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.

*Шоколадница* Лиотара в Дрезденской галерее | Фото: livemaster.ru

А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.

*Шоколадница* – одно из самых растиражированных произведений XVIII века | Фото: fb.ru

С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.

Одна из старейших торговых марок США | Фото: fb.ru и itom.dk

Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.

Картина Шоколадница в Дрезденской галерее привлекает своей фотографической точностью, четкостью линий и минимализмом. Швейцарский живописец Жан Этьен Лиотар виртуозно работал в технике пастели и в венский период творчества 1743—1745 гг. создал свою лучшую работу. Венецианские живописцы отзывались о картине, как о вершине мастерства: «самый красивый пастель, что вы могли когда-либо видеть».

Портрет милой девушки, подающей горячий шоколад, создан на пергаменте – обработанной коже. Картина имеет средние размеры: 82,5 см х 52,5 см. И хотя в она расположена в ряду других полотен, неизменно привлекает внимание.

Как Шоколадница Лиотара оказалась в Германии

Замечательное произведение Ж.Э.Лиотара доставил саксонскому курфюрсту Августу III итальянский писатель и искусствовед Франческо Альгаротти.

Граф Альгаротти появился при саксонском дворе в 1742 году. Он провел экспертизу всех художественных произведений, которые составляли королевскую коллекцию, чем завоевал неоспоримый авторитет. Поскольку Август III был активным коллекционером художественных шедевров, в 1743 году по его поручению Альгаротти отправился в Италию, чтобы пополнить собрание достойными новинками от известных художников.

Около четырех лет искусствовед выполнял возложенную на него миссию и доставил в Дрезден 34 картины, среди которых была «Das Schokoladenmädchen» Лиотара.

Об авторе картины Шоколадница

Жан Этьен Лиотар – швейцарский художник. Почему же его лучшая картина «Прекрасная Шоколадница» написана в Вене, и в галерею саксонского курфюрста прибыла из Италии? А причина проста. Лиотар начинал свою творческую деятельность в Женеве, но в 32 года он отправился в длительное путешествие на юго-восток. Сначала это была Италия, Греция и Константинополь.

Потом художник оказался в Вене, где снискал расположение Марии Терезии и работал при дворе австрийской императрицы. Именно там он написал портрет юной особы, держащей поднос с угощением. Когда Лиотар вновь перебрался в Венецию, его интересы пересеклись с графом Альгаротти, который и приобрел картину для .

Кто изображен на картине

До сих пор доподлинно не установлено, кто позировал художнику при создании портрета.

Есть несколько версий, предполагающих, что юная красавица могла служить при венском дворе. Возможно, что проживающий в это время в Вене художник изобразил милую девушку, которую не единожды видел за работой.

Некоторые исследователи склоняются к идее, что моделью Шоколадницы стала дочка венского кучера, работавшая горничной. Но не каждую служанку художники удостаивают портретом… За этим следует романтичная история о том, как служанку Анну увидел принц Дитрихштейн и влюбился в простую девушку. А когда она вышла за него замуж, обратился к Жану Лиотару с просьбой написать тот образ, который покорил принца.

Жан-Этьен Лиотар,Шоколадница, ок. 1743—45,Галерея старых мастеров, Дрезден

"ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.

Художника называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.

Жана Этьена Лиотара(1702-1789г) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.

Легенда о создании картины такова:

В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.

Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.

Но есть и другая версия:

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.

Третья версия:

Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Описание картины.

На картине изображена всего одна женская фигура.Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды.

Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.

Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

"Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная" - Жан-Этьен Лиотар.

Мне очень нравится другая работа Лиотара.У него есть ещё одна Шокладница или«Голландская девушка за завтраком»Картину специалисты «Сотбис» оценили в 4−6 миллионов фунтов (примерно 5,6−8,4 млн. долларов).


В последнее время интерес к творчеству художника резко возрос.Так, в 2009 году на лондонском аукционе «Кристис» «Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме» ушла с молотка за $1 064 088, а в 2012 году в Париже «Портрет мадмуазель Луизы Жаке» был продан почти за 2 миллиона долларов.Лиотар Портрет мадмуазель Луизы Жаке»