Краткое содержание портрет для читательского дневника. Пересказ произведения "Портрет" Гоголя Н.В

Чартков начинает свою творческую деятельность скромным и незаметным художником. Единственным его увлечением является искусство. Ради высокой цели он способен переносить лишения и материальные трудности. Перемена в его жизни наступает неожиданно и связана она с покупкой странного портрета в лавочке на Щукинском дворе. Чартков отдает за него последний двугривенный. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые.

Глаза старика на портрете пугают художника. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вонзающий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью "1000 червонцев" откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову сверток с надписью "1000 червонцев".

Чартков оплачивает долг за жилье, переезжает на Невский проспект, и дает объявление в газету: "Хороший художник рисует портреты". Его начинают осаждать богатые заказчики. Из-за нехватки времени Чартков приучается рисовать портреты быстро и схематично, передавая только общие черты. Он быстро становится модным живописцем, его все хвалят. Молодого художника принимают в высшем обществе. Он быстро богатеет, его перестает интересовать искусство. Когда Чартков достигает "известной степенности лет", то окончательно утрачивает свой талант, поскольку пишет всю жизнь одни и те же портреты чиновников и аристократов.

Однажды, по приглашению Академии художеств, Чартков приходит посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит, насколько гениальна выставленная работа, и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, желая создать такое же совершенное произведение искусства, но вынужден ежеминутно останавливаться из-за незнания простых приемов, изучением которых пренебрег в начале своего поприща.

От злости и зависти Чартков начинает скупать все знаменитые картины и резать их ножом у себя дома. В обществе стали избегать художника, так как ничего, кроме злых слов и "вечного порицанья", Чартков теперь не говорит. Наконец он сходит с ума, заболевает горячкой и умирает. В его квартире обнаруживают множество изрезанных на куски картин.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиата, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение своих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

На окраине Петербурга в Коломне жил ростовщик. Все, кому он давал в долг, становились несчастными. Отец художника Б. расписывал храмы. Ростовщик заказал ему свой портрет. Отец взялся сделать портрет, но кисть сама выводила черные глаза ростовщика, их взгляд. Портрет не был закончен, а на следующий день ростовщик умер. Отца настигло несчастье, он хотел сжечь портрет, по его друг выпросил портрет себе. И с этих пор пошел портрет по рукам. Отец ушел в монастырь. Пока художник Б. говорил, портрет исчез. Кто-то говорил: "Украден". Возможно, и так.

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, - и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, - и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика.

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его - чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, - и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Главные герои

Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.

Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.

Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника» . На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым» , при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам» . Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин» . Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз» . Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты» . Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы» . Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика» . В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила» .

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль» . Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2026.

Повесть Гоголя «Портрет» - это произведение, написанное им под впечатлением от жизни в Петербурге. Сумрачный северный город вдохновил писателя на создание выдающихся творений, многие из которых продолжают восхищать современных читателей. В мистической истории о дьявольском изображении старого ростовщика заключен глубокий смысл. К сожалению, в этой статье будет изложено лишь ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь назвал это произведение в честь необыкновенного предмета, фигурирующего в повести) поражает своим завораживающим сюжетом. Ниже будут переданы только основные моменты его развития.

Покупка портрета

С покупки старинного полотна начинается эта захватывающая история. Не может передать всех ее нюансов краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В.) повествует о молодом художнике Черткове, который неожиданно для себя самого приобретает в лавке работу неизвестного живописца. На ней изображен старик, одетый в азиатский наряд, с бронзовым от загара лицом и необыкновенно живыми глазами. Юноша живет очень бедно, вечно должен за квартиру, но не стремится к легким заработкам, а хочет упорным и кропотливым трудом раскрыть свой талант. Однако странный портрет тревожит его душу, всю ночь юный художник видит кошмары: ему мерещится страшный старик, покидающий раму и пересчитывающий на его глазах золотые червонцы.

Новая жизнь

Повесть Гоголя «Портрет» носит мистический характер. Утром юноша неожиданно обнаруживает у себя сверток с золотыми монетами, после чего возвращает все долги, переезжает с Васильевского острова на Невский проспект и начинает новую жизнь. Сначала он хочет полностью посвятить себя искусству, но, увлеченный всевозможными соблазнами, быстро забывает об этом. Чертков приобретает модные наряды, заказывает о себе статью в газете и находит богатых заказчиков. Они ничего не смыслят в творчестве, зато щедро платят, поэтому юноша принимается рисовать красивые безделушки и быстро богатеет.

Расплата за отступничество

О неминуемой расплате за отказ от своего предназначения повествует Н. В. Гоголь. «Портрет» - это история человека, предавшего высокое искусство. Разбогатев, Чертков быстро утрачивает былую юношескую живость. Он становится модным живописцем, приобретает вес в обществе, но вместе с тем окончательно утрачивает свой талант. Однажды Академия искусств приглашает его оценить работу живописца, долгие годы стажировавшегося в Италии. Увидев это произведение, Чертков поражается его гармонии и совершенству. Он возвращается домой и пытается сам написать что-нибудь подобное. Однако огрубевшая рука уже не слушается художника, и вскоре он убеждается, что его талант иссяк. Тогда Чертковым овладевает безумная зависть и злоба. Остаток жизни он посвящает тому, что скупает на аукционах все выдающиеся полотна и беспощадно их уничтожает. Художник умирает в припадке очередного безумия, а в предсмертном бреду ему повсюду мерещатся живые глаза загадочного старика.

Ростовщик

Теперь вы знаете, о чем идет речь в первой части своей повести. О судьбе безумного художника повествует ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В. умеет захватить читателя) имеет и вторую часть. В ней описывается история создания загадочного изображения.

Портрет старика продают с аукциона. Покупатели долго спорят о цене, и в финале остается только два богатых претендента. Неожиданно скромно одетый человек лет тридцати пяти прерывает торги и начинает рассказывать об истории этого портрета. Много лет назад в Коломне (предместье Петербурга) жил странный ростовщик. Он обладал выдающейся внешностью: высоким ростом, бронзовым цветом кожи и резкими чертами лица. Кроме того, он был необыкновенно богат и давал деньги взаймы самым известным жителям столицы. Однако его золото никому не приносило счастья. Молодой человек, стремившийся посвятить себя служению обществу, после совместных дел с ростовщиком превратился в бесчеловечного чиновника. Страстно влюбленный юноша, взяв заем у странного старика, стал безумным ревнивцем и чуть не убил свою супругу. Жители Коломны боялись ростовщика и никогда не брали у него в долг…

Великий художник

Был страстным поклонником изобразительного искусства Н. В. Гоголь. «Портрет» - это плод размышлений писателя о роли творчества в жизни каждого человека. Далее в произведении речь идет о простом и честном живописце, который сумел своим упорным трудом и выдающимся талантом добиться признания окружающих. Однажды ростовщик обратился к нему с просьбой написать его портрет. Художник с радостью откликнулся на это предложение, но во время работы над полотном почувствовал сильное отвращение к происходящему. Он попытался остановиться, тогда старик упал перед ним на колени и раскрыл свою тайну: он готовится к смерти и хочет, чтобы его сущность воплотилась в портрете. Художник в ужасе покидает дом ростовщика, а на следующий день узнает, что тот умер. Изображение старика с тех пор хранилось в доме живописца.

Дьявольское наущение

Удивительные события описываются в произведении. О порочном влиянии мистического изображения на окружающих повествует его краткое содержание. «Портрет» (Гоголь создал эту повесть в двух редакциях) рассказывает о том, что все, кто хранил у себя это плотно, подвергались дьявольским искушениям. Честный художник внезапно начал завидовать своему ученику и попытался обойти его в конкурсе на оформление новой церкви. Только долгим монашеским служением он сумел потом искупить свою вину перед Богом и создать действительно великое произведение - картину «Рождество Иисуса». Остальные обладатели портрета также испытали на себе силу его негативного воздействия. В финале повести раскаявшийся художник завещал своему сыну найти изображение ростовщика и уничтожить его. Потомком великого живописца и был рассказчик этой захватывающей истории. Увлеченные его повествованием слушатели не заметили, как со стены исчез предмет отчаянного торга. На этом заканчивается история, написанная Н. В. Гоголем. Портрет загадочным образом исчез, возможно, был украден.

Герои повести

Так кого же можно назвать главным героем повести, которую написал Гоголь («Портрет»)? Сюжет произведения позволяет назначить на эту роль художника Черткова. Ведь в центре повествования находится история его отступничества и морального крушения. Но относительно роли, которую играют персонажи в построении произведения как единого целого, его главным героем является ростовщик. Именно о стремлении дьявольской силы с помощью золота подчинить себе искусство размышляет в своей повести Гоголь. «Портрет», смысл которого заключен автором в яркую и выразительную форму, повествует и о тайной власти денег над человеческой душой, и о высоком творчестве, способном сделаться орудием зла в порочных руках.

И, конечно, нельзя забывать о роли города Петербурга в произведении. Только здесь, по Гоголю, оживают старинные полотна, плетут свои сети демонические ростовщики и внезапно пропадают опасные портреты. Искушающий и величественный, бедный и богатый, прекрасный и обманчивый город Петербург можно также считать полноправным героем повести.

Траги-че-ская история худож-ника Чарт-кова нача-лась перед лавочкой на Щукин-ском дворе, где среди множе-ства картин, изоб-ра-жа-ющих мужичков или ланд-шаф-тики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугри-венный, принес домой. Это портрет старика в азиат-ских одеждах, каза-лось, неокон-ченный, но схва-ченный такою сильной кистью, что глаза на порт-рете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квар-тальным, требуя платы за квар-тиру. Досада Чарт-кова, уже пожалев-шего о двугри-венном и сидя-щего, по бедности, без свечи, умно-жа-ется. Он не без желч-ности размыш-ляет об участи моло-дого талант-ли-вого худож-ника, принуж-ден-ного к скром-ному учени-че-ству, тогда как заезжие живо-писцы «одной только привычной замашкой» произ-водят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им поза-бытый, — и совер-шенно живые, даже разру-ша-ющие гармонию самого порт-рета глаза пугают его, сообщая ему какое-то непри-ятное чувство. Отпра-вив-шись спать за ширмы, он видит сквозь щели осве-щенный месяцем портрет, также вперя-ющий в него взор. В страхе Чартков зана-ве-ши-вает его простыней, но то ему чудятся глаза, просве-чи-ва-ю-щиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик поше-вель-нулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и прини-ма-ется пере-счи-ты-вать деньги, что выни-мает из прине-сен-ного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» отка-ты-ва-ется в сторону, и Чартков хватает его неза-метно. Отча-янно сжима-ющий деньги, он просы-па-ется; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменя-ющих друг друга кошмаров он просы-па-ется поздно и тяжело. Пришедший с хозя-ином квар-тальный, узнав, что денег нет, пред-ла-гает распла-титься рабо-тами. Портрет старика привле-кает его внимание, и, разгля-дывая холст, он неосто-рожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарт-кову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков распла-чи-ва-ется с хозя-ином и, утешаясь исто-риями о кладах, заглушив первое движение наку-пить красок и запе-реться года на три в мастер-ской, снимает роскошную квар-тиру на Невском, одева-ется щеголем, дает объяв-ление в ходячей газете, — и уже назавтра прини-мает заказ-чицу. Важная дама, описав жела-емые детали буду-щего порт-рета своей дочери, уводит её, когда Чартков, каза-лось, только распи-сался и готов был схва-тить что-то главное в её лице. В следу-ющий раз она оста-ется недо-вольна проявив-шимся сход-ством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, прини-мает за портрет старую работу Чарт-кова, Психею, слегка поднов-ленную раздо-са-до-ванным худож-ником.

В короткое время Чартков входит в моду: схва-тывая одно общее выра-жение, он пишет множе-ство порт-ретов, удовле-творяя самые разные притя-зания. Он богат, принят в аристо-кра-ти-че-ских домах, о худож-никах изъяс-ня-ется резко и высо-ко-мерно. Многие, знавшие Чарт-кова прежде, изум-ля-ются, как мог исчез-нуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет моло-дежь в безнрав-ствен-ности, стано-вится скрягой и однажды, по пригла-шению Академии худо-жеств, придя посмот-реть на присланное из Италии полотно одного из прежних това-рищей, видит совер-шен-ство и пони-мает всю бездну своего падения. Он запи-ра-ется в мастер-ской и погру-жа-ется в работу, но принужден ежеми-нутно оста-нав-ли-ваться из-за незнания азбучных истин, изуче-нием коих прене-брег в начале своего поприща. Вскоре им овла-де-вает страшная зависть, он прини-ма-ется скупать лучшие произ-ве-дения искус-ства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соеди-нив-шейся с чахоткою, стано-вится ясно, что шедевры, на приоб-ре-тение коих употребил он все свое огромное состо-яние, были им жестоко уничто-жены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мере-ши-лись ему всюду.

История Чарт-кова имела неко-торое объяс-нение спустя небольшое время на одном из аукци-онов Петер-бурга. Среди китай-ских ваз, мебелей и картин внимание многих привле-кает удиви-тельный портрет некоего азиатца, чьи глаза выпи-саны с таким искус-ством, что кажутся живыми. Цена возрас-тает вчет-веро, и тут высту-пает художник Б., заяв-ля-ющий о своих особенных правах на это полотно. В подтвер-ждение сих слов он расска-зы-вает историю, случив-шуюся с его отцом.

Обри-совав для начала часть города, имену-емую Коломной, он описы-вает некогда жившего там ростов-щика, вели-кана азиат-ской наруж-ности, способ-ного ссудить любою суммой всякого жела-ю-щего, от нишей старухи до расто-чи-тельных вельмож. Его проценты каза-лись неболь-шими и сроки выплаты весьма выгод-ными, однако стран-ными ариф-ме-ти-че-скими выклад-ками сумма, подле-жащая возврату, возрас-тала неимо-верно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук злове-щего азиатца. История моло-дого блиста-тель-ного вель-можи, губи-тельная пере-мена в харак-тере кото-рого навлекла на него гнев импе-ра-трицы, завер-ши-лась его безу-мием и смертью. Жизнь чудной краса-вицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростов-щика (ибо роди-тели невесты видели препят-ствие браку в расстро-енном поло-жении дел жениха), жизнь, отрав-ленная в один год ядом ревности, нетер-пи-мости и капри-зами, явив-ши-мися вдруг в прежде благо-родном харак-тере мужа. Поку-сив-шись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множе-ство не столь приметных историй, поскольку случи-лись они в низших классах, также связы-ва-лось с именем ростов-щика.

Отец рассказ-чика, художник-само-учка, соби-раясь изоб-ра-зить духа тьмы, нередко поду-мывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам явля-ется к нему и требует рисо-вать с себя портрет, дабы остаться на картине «совер-шенно как живой». Отец с радо-стью берется за дело, но чем лучше ему удается схва-тить внеш-ность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овла-де-вает им тягостное чувство. Не имея уже сил выно-сить возрас-та-ющее отвра-щение к работе, он отка-зы-ва-ется продол-жать, а мольбы старика, объяс-ня-ю-щего, что после смерти жизнь его сохра-нится в порт-рете сверхъ-есте-ственною силой, пугают его окон-ча-тельно. Он убегает, неокон-ченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник заме-чает в себе пере-мены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах прояв-ля-ются глаза ростов-щика. Когда он соби-ра-ется сжечь страшный портрет, его выпра-ши-вает прия-тель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племян-нику; изба-вился от него и племянник. Художник пони-мает, что часть души ростов-щика всели-лась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и мало-лет-него сына окон-ча-тельно уверяют его в том. Он поме-щает стар-шего в Академию худо-жеств и отправ-ля-ется в мона-стырь, где ведет строгую жизнь, изыс-кивая все возможные степени само-от-вер-жения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рожде-ство Иисуса. Труд его — чудо, испол-ненное святости. Сыну же, прие-хав-шему проститься перед путе-ше-ствием в Италию, он сооб-щает множе-ство мыслей своих об искус-стве и среди неко-торых настав-лений, рассказав историю с ростов-щиком, закли-нает найти ходящий по рукам портрет и истре-бить его. И вот теперь, после пятна-дцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ним и толпа слуша-телей, пово-ра-чи-ва-ется к стене, порт-рета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.