Сикстинская капелла в Ватикане: Страшный суд и другие шедевры. Страшный суд глазами Микеланджело (Синкстинская капелла)

Тема смерти в творчестве глубоко верующего Микеланджело занимала огромное место: разрыв оболочки бренного тела и прорыв в Вечность интересовали художника. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.

Краткая история создания алтарного образа

В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13,7 м, а высота - 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.

Церемония открытия фрески

Высшее духовенство во главе с понтификом Павлом III (Фарнезе) и приглашенные миряне были потрясены увиденным космогоническим зрелищем. «Страшный суд» Микеланджело не имел аналогов. Потрясение было столь велико и витавшее напряжение столь сильно, что Павел III пал на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

Современники воспринимали фреску со страхом и восхищением, поражаясь мастерством и силой Микеланджело и грандиозной картиной конца времен. На этом следует поставить акцент, потому что второе пришествие Христа - вселенская катастрофа, при которой земля обретет ее первоначальное состояние. Человечество как исторически существующее переходит в новое качество из жизни временной и бренной к жизни вечной. Одни обретут спасение и вечную жизнь на небесах, а другие окажутся за свои грехи в аду.

Ватикан. Сикстинская капелла

«Страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы. На своде - сотворение мира и человека и его грехопадение, начало цивилизации, на стенах - Моисей и Христос как жизнь под законами, жизнь под благодатью, и, наконец, на торцевой алтарной стене изображается Страшный суд.

Это было исключительным для иконографии того времени, потому что Страшный суд изображался на западной стене. При выходе из церкви верующий видел предупреждение о том, что его ждет в конце времен. Расположение Страшного суда на алтаре еще больше усиливает его значение. Теперь мы приступаем к рассмотрению фрески Микеланджело «Страшный суд». Описание начинается.

Карающий и милосердный Бог

В центре композиции находится Христос-Гелиос, то есть Христос как свет, как Аполлон. Изначально это раннехристианская идея. Вокруг него кругами расположены святые и мученики, находящиеся на небесах. Ближайшие к нему: Мария, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Лаврентий и св. Варфоломей. Христос на небесах в совершенно непривычном образе без бороды как дарующий свет и этим светом окруженный. Это совсем новый образ Спасителя.

Его поза одновременно выражает милосердие и гнев. Потому что одной рукой он благословляет. Она направлена налево в сторону праведников. Другой, указующей в правую сторону, - на грешников, он карает. Фигура Спасителя проникнута мощью и неземной красотой. Надо помнить, что Микеланджело был неоплатоником. Потому у него были едины тело, ум и душа. Жест правой поднятой руки усмиряет волнение и позволяет начать медлительное вращательное движение всех персонажей фрески.

Автопортрет

Самый удивительный во фреске - образ Варфоломея, сидящего у ног Христа. Он держит свою кожу, содранную с него язычниками. Так Микеланджело изображает свой автопортрет.

То есть он делает себя сопричастным к концу времен, становится участником этого вселенского катаклизма. Он таким способом молит Бога о прощении, представая пред ним в странном облике. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело.

Взятие праведников на небо

Воскрешение мертвых и обретение телес решено необычно. Ничего похожего в истории искусства не существует. Праведники, утратив материальную тяжесть, преодолевают земное притяжение и медленно воспаряют ввысь.

Им помогают святые и мученики, поддерживая их на этом пути. Здесь есть даже четки, за которые они хватаются: то есть спасемся только молитвой и аскезой. Этот образ предлагает задуматься, насколько страшно предстать перед судом и не отдавать отчета о правых и неправых своих делах. Перед нами возникает неумолимое бесстрастное колесо сансары, когда только за земные деяния человек получит по заслугам. Так видел Микеланджело Буонарроти Страшный суд.

Люнеты

Наверху в двух люнетах Микеланджело изображает ангелов, несущих орудия страстей. Это крест в одном, который является символом мученичества и унижения, и столб бичевания в другом. Он означает преходящую земную власть. Ангелы без крыльев на фоне ультрамарина написаны в очень сложных позах и напоминают о страшных жертвах Христа. Так выглядит верхняя часть созданного мрачным гением произведения Микеланджело Буонарроти «Страшный суд». Описание творения продолжается.

Первоначальный вариант

Следует иметь в виду, что изначально Микеланджело изобразил всех святых, Христа и Богоматерь обнаженными. Он исходил из текста св. Павла о том, что когда все воскреснут, то они обретут новые небесные тела, предназначенные для вечной жизни.

Поэтому для Микеланджело было не важно конкретное лицо, конкретный мученик или святой, которого он изображает. Все человечество объединилось вместе в этот момент конца времен. Человечество едино в своей обнаженности. Это никак не связано с понятием наготы земной, а наоборот, обнаженность выравнивает всех перед лицом Бога. Мы различны лишь одеждами, а когда их нет, то мы все равны. Эта идея для Микеланджело была важна.

Папа Павел IV потребовал, чтобы всех персонажей, а их более четырех сотен, «одели». Работу выполнил Даниеле да Вольтерра.

Погружение в Ад

Внизу ангелы трубят о начале Страшного суда. Они держат две книги.

Маленькую книгу жизни, которая направлена в сторону праведников, и большую книгу смерти, которая смотрит в сторону грешников. Их гораздо больше: много званных, но мало призванных. И с одной стороны мы видим низвергаемых вниз грешников, идет круговорот, потом воскрешающиеся праведники медленно поднимаются вверх. Всей композиции придается эпический пафос.

Для грешников «Страшный суд» Микеланджело (описание картины продолжаем представлять вашему вниманию) воистину ужасен. Их тащат черти к лодке Харона, который переправит их навеки в Ад. Из него выглядывают злорадные лица, которые будут доставлять людям муки в наказание за прегрешения. «Страшный суд» Микеланджело - вечное напоминание о том, что жить надо по десяти заповедям, которые провозгласил Христос, спустившись с горы Фавор.

Один из многих

Достаточно взглянуть на фигуру грешника, закрывающего скорбное лицо рукой. Выражение страха и безнадежности написано на его лице: тоску и отчаяние показывает застывшая на лице маска. Черти крепко схватили его за ноги и, радостно улыбаясь, тащат за собой. Его мощное атлетическое тело не делает попыток освободиться. Только теперь он осознал, что в его грешное существование вошел Страшный суд. Микеланджело фиксирует неотвратимость наказания.

  • Сикстинская капелла получила свое название в честь понтифика Сикста IV. Именно он заказал ее строительство, чтобы уберечься от посягательств Медичи и турецких султанов.
  • Для росписи капеллы из Флоренции от бывших врагов прибыли лучшие живописцы.
  • Потолок капеллы Микеланджело расписывал за двадцать пять лет до работы над «Страшным судом». Он быстро закончил работу за четыре года.
  • За написание обнаженных тел некоторые называли живописца еретиком. В ответ на это едкий художник изобразил кардинала Чезена в Аду в виде царя Миноса с длинными ушами осла. Его наготу скрывает обвивающаяся змея. Очень непростой характер был у Микеланджело.

  • «Страшный суд» (фреска Сикстинской капеллы) мог бы не дожить до наших времен, так как один из понтификов в 1596 году хотел уничтожить художественное творение.

Искусство Италии 16-го века
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см. Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел – возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников,– все это еще полно мятежного духа. Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, фреска не несет в себе утверждающей идеи – напротив, она воспринимается как образ трагической катастрофы, как воплощение идеи крушения мира. Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, – лишь жертвы возносящего и низвергающего их вихря. Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо.

Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива, и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Ново для живописи Микеланджело Буонарроти и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба вносит во фреску ощущение драматической напряженности.

Примечание. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Экстатическая фигура Ионы расположена над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.

Анализ художественного языка произведения искусства. На примере картины Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"

"Страшный суд" - это, прежде всего, колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

После смерти в 1523 году папы Андриана VI папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Испытывая постоянную тревогу за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А во время посещения Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда". В 1534 году, почти через четверть века после окончания последней росписи, художник переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет и не могло быть образов жизнеутверждающей силы, характерных для художников Возрождения. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем.

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. микеланджело суд фреска сикстинский

Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).

Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят.

Справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.

Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру):

  • 1. Андрей с крестом.
  • 2. Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники.
  • 3. Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет
  • 4. Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи

У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета.

Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.

Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.

Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.

Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками.

Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.

Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния и ужаса, смотрит на происходящее вокруг.

В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников. В глубине зияет адская бездна.

Низ фрески справа занят изображением ада.

Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей.

В "Страшном суде" Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

  • n Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.
  • n Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • n Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей "Страшного суда" - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания.

Сразу же после освящения фрески "Страшный суд" в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. "И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость" (Вазари).

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).

Центр «Страшного Суда» . Здесь главная фигура - Христос, который решает судьбу человеческого рода. Жестом руки он проклинает большую часть человечества и отравляет их в ад, но некоторые из них спасены и отправляются на небеса. Даже Мадонна, находясь около него, кажется, присела от страха.

Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения.

Над Христом справа ангелы повергают колонну, символ переходящей земной власти.

Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (правая часть фрески).

Внизу справа: Святой Варфоломей держит кусок собственной кожи в левой руке, а в правой руке нож. Это символизирует страшную судьбу Варфоломея, с которого содрали кожу заживо:

Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час.

Спасенные души поднимаются вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли.

Мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть:

В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

    Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.

    Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.

    Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.

Сикстинская Капелла, Страшный суд


Художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. На этой стене, правда, уже есть фрески Перуджино, но ими пожертвуют, чтобы очистить место для нового шедевра Микеланджело.
В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи. Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать фреску, когда очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. В свои 60 лет он выглядел дряхлым стариком - сморщившимся, сгорбленным, усталым. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия.
На этот раз мастер работает над гигантской фреской (200 кв.м) совсем один, без помощников. Работает как хорошо отлаженный часовой механизм. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Однако самый знаменитый и высокооплачиваемый мастер своего времени не изменил даже такой привычке - свое платье он изнашивает до лохмотьев.
В своей знаменитой фреске Микеланджело решительно порывает с традицией. И первое нарушение состоит в том, что Страшный суд предстает здесь на алтарной (восточной!!!) стене вместо западной, как это всегда было. Правда, таково было указание самого папы.
При работе над сводом капеллы Микеланджело проявил себя как новатор во фресковой живописи. Совершенно новыми, неожиданными и смелыми были приемы его работы. Он сам изобретал новые краски. Он делает стену фрески немного наклонной к полу; благодаря этому картину и лучше видно и на нее меньше садится пыль. 400 фигур (высотой до 2,5 м каждая) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.
Как отличается новое творение мастера от созданного 30 лет назад! Тогда - взрыв цвета, богатство оттенков розового при изображении человеческого тела. Теперь - скупой колорит, приглушенные тона… Но еще мощнее стал творческий гений художника!
Из библейских текстов программой для Микеланджело служил фрагмент из Евангелия от Матфея: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Христос у Микеланджело - молодой, безбородый и обнаженный - предстает скорее в образе античного бога, похожего на Юпитера. Концепция «Христос - Юпитер» была известна Данте.
Средневековые «Страшные суды» являли собой твердо установленную иерархию Земли, Неба и Преисподней, в которой все фигуры, даже те, что являются на Суд воскресшими, предстают традиционно одетыми согласно их социальному положению. Христос, Дева Мария, апостолы - все они изображались на тронах на небесах. Микеланджело же изображает общую сцену без престолов, без знаков отличий статусов, с обнаженными фигурами.
На фреске Микеланджело изобразил действительно страшный суд, куда грозный судья вызвал для возмездия и живых и мертвых. Вазари пишет: «В центре восседает Христос. Ликом грозным и непреклонным повернулся он к грешникам, проклиная их, к великому ужасу мадонны, которая, съежившись в своем плаще, слышит и видит всю эту погибель». Читая эти слова человека XVI столетия, не мешает вспомнить, что, согласно представлениям того времени, мадонна была заступницей. В смятении отвернулась она, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Не милость и не снисхождение господствуют здесь, а страшный и неумолимый закон возмездия. Не легко разобраться в композиции этой гигантской фрески, в толпах обнаженных атлетически сложенных людей в причудливых позах и ракурсах.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).
Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят, справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.



Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых).



Справа от Христа мы видим гигантскую фигуру апостола Петра с золотым и серебряным ключами (он является основателем христианской церкви в Риме). Рядом с ним изображен апостол Павел.



Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи; с железной решеткой...



Одна деталь «Страшного суда» свидетельствует о мрачном настроении мастера в тот период. У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета. Лицо на снятой коже Святого Варфоломея - автопортрет самого художника.

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета. Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.



Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.
Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.



Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками. Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.



Справа от облака с ангелами - низвергаемые в ад осужденные, их тащут за собой дьяволы. Бескрылые ангелы кулаками загоняют грешников в ад. Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния м ужаса, смотрит на происходящее вокруг.




В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников.
В глубине зияет адская бездна. В группе низвергаемых грешников выделяется летящая головой вниз фигура с ключами, являющимися, как известно, символом папской власти. В этой фигуре усматривали папу Николая III, который ввел симонию (продажу церковных должностей).
Низ фрески справа занят изображением ада. Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. На эту впечатляющую сцену Микеланджело вдохновили строфы дантовской «Божественной комедии»:

Нагие души жались у реки,
Вняв приговор, не знающий изъятья;
Стуча зубами, бледны от тоски,
Они кричали господу проклятья...
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных.
(Перевод М. Лозинского)

Несмотря на фантастичность сюжета, и здесь сказался глубокий реализм искусства Микеланджело, хорошо подмеченный Суриковым. Он писал: «Я не могу забыть превосходной группировки на лодке в нижней части картины «Страшный суд». Это совершенно натурально, цело, крепко, точь-в-точь, как это бывает в действительности».
Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.
Прибытие грешников в Ад. Здесь правит устрашающий Минос. Тяжесть вины грешников он указывает движением хвоста - это число адских кругов, назначенных им в наказание.
Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей. В Миносе современники видели портрет папского церемониймейстера, и вот что рассказывает по этому поводу Вазари:

«Уже закончил Микеланджело свое произведение больше чем на три четверти, когда явился взглянуть на него папа Павел; вместе с ним пришел мессер Бьяджо да Чезена, церемониймейстер, который на вопрос, как он находит это произведение, разразился бранью: «Полное бесстыдство изображать в столь священном месте голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы».
Обычно острый на язык, на этот раз Микеланджело смолчал, и все же отомстил ханже со свойственным ему юмором: он изобразил почтенного прелата в аду, в виде Миноса, с большой змеей, обвившейся вокруг его ног, среди кучи дьяволов. Сколько ни просил мессер Бьяджо да Чезена папу и художника уничтожить это изображение последний сохранил его, так что и сейчас можно его видеть».

За фигурами Адама и Святого Петра, стоящими по обе стороны от Христа, видны две ползущие на четвереньках фигуры. За Адамом, - голова седобородого старика в красном одеянии с капюшоном, похожая на Павла III, каким мы его знаем по портретам Тициана. За Петром, - голова пожилого мужчины в зеленых одеждах и с острым лисьим лицом, вероятно, Климента VII, портреты которого были исполнены Рафаэлем и Себастьяно дель Пьомбо. Среди толп, изображенных Микеланджело, были найдены также возможные портреты Данте, Беатриче, Виттории Колонна и некоторых других его современников.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых.
Рассказ Вазари про слова, произнесенные Бьяджо да Чезена, не выдумка: по повелению папы еще при жизни Микеланджело (в начале 1564 года, через 20 лет после создания фрески) другим художникам предписано было пририсовать в «Страшном суде» драпировки так, чтобы они прикрыли наготу. Живописцу Даниеле да Вольтерра, взявшему на себя эту задачу, современники дали презрительную кличку «брачетоне» (от «bracca» - штаны, буквально «исподнишник»), с которой он и ходил до самой смерти. Но фреске был нанесен, конечно, большой ущерб. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.
Следует вспомнить также, что в 1590 году папа Климент VIII предполагал вообще сбить весь «Страшный суд», так как сделанных покрывал ему было недостаточно. К счастью, этот варварский проект не был осуществлен: живописцы из римской Академии Святого Луки сумели отговорить папу.

Вот этот сонет наш маэстро написал в период работы над «Страшным судом».

Очам моим открылась благодать,
Когда они узрели огнь нетленный
И лик божественный и вдохновенный
Того, с кем горд в родстве я состоять.

Не будь мы Господу душой подстать,
Погрязли бы в никчемности презренной,
А нас пленяет красота Вселенной,
И тщимся тайну вечности познать.

Вам говорю, живущим лишь тщетою,
О, как недолог бренной жизни век,
Да и любви порывы быстротечны.

В союзе дружном разума с душою
Спасение обрящет человек, -
Те узы на земле и в небе вечны.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).